Научная статья на тему 'Коммуникативные функции туризма и их роль в межкультурном взаимодействии Запада и Востока'

Коммуникативные функции туризма и их роль в межкультурном взаимодействии Запада и Востока Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
231
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИФФУЗИОННАЯ СИСТЕМА / ТУРИЗМ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНОКУЛЬТУРА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / INTERCULTURAL INTERACTION / DIFFUSION SYSTEM / TOURISM / COMMUNICATION / FOREIGN CULTURE / IDENTIFICATION / DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Норова Назокат Нематуллоевна

В статье предпринята попытка философского осмысления коммуникативных функций туризма, способствующих межкультурному взаимодействию Запада и Востока. На основе коммуникативных систем Ю.М. Лотмана «Я-Он», «Я-Я» автор анализирует механизмы взаимоотношений разных культур и их носителей, в том числе познание себя через другого. Выделяются функции, которые способствуют оптимизации межкультурного взаимодействия. На конкретных примерах демонстрируется эффективность туризма как канала взаимовлияния культур, укрепления уже существующего общего культурного фонда углубления духовно-нравственной солидарности между культурами Запада и Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Functions of Tourism and Their Role in Intercultural Interaction of the West and East

Today, in the dynamically developing world, the idea of intercultural dialogue between the West and the East is being actualized. the connection of the West and the East as a process of intercultural interaction appeared in the first millennia of our era. This connection can be traced by the example of the Wakhan branch of the Great Silk Road, which ran through the territory of the modern Gorno-Badakhshan autonomous region of Tajikistan, where monuments of Saki tribes, religious buildings of Zoroastrianism, Buddhism, Ismaili and Pamiri languages are preserved genetic affinity with the Indo-European parent language.interest in another culture is caused by the cognitive need in other cultural worlds and the development on their basis of a new image of the world. The concepts of "tourism" and "communication" are etymologically related. To clarify this relationship allows the appeal to the analysis of information and communication systems Yu.M. Lotman. in a communicative interpersonal system, the significant components are “I” the addressee and “He” the receiver. in relation to tourism, the addressee is foreign culture; the receiver is a tourist, linking together the space-time coordinates and acting as a kind of means of communication between different peoples and cultures. tourist experience presupposes readiness, loyalty to meeting another culture as a social and semiotic reality. Knowledge of the “Other” (inoculture) allows us to comprehend the uniqueness of our own culture. Tourism, as a channel for the interdependence of cultures, is an adequate mutual understanding of the participants of the interacting act, belonging to different nations and cultures.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные функции туризма и их роль в межкультурном взаимодействии Запада и Востока»

УДК 1.17

КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И ИХ РОЛЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА

Н.Н. Норова

DOI 10.18522/2072-0181-2019-98-2-31-34

В современном динамично развивающемся мире актуализируется идея межкультурного диалога между Западом и Востоком. Эти две мощной ветви создают альянс межкультурного взаимодействия и активного взаимовлияния. Во все времена люди с разных уголков мира всегда стремились познать сущность природных и социальных явлений. Эта детерминация, в свою очередь, определила отношение человека к его окружающему миру, самому себе и другим людям.

Связь Запада и Востока как процесса межкультурного взаимодействия появилась еще в первые тысячелетия нашей эры. Эту связь можем проследить на примере Великого шелкового пути.

Великий шелковый путь - грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад и ставший причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и даже государств. В древности и средневековье Великий шелковый путь служил межкультурным мостом в общении между народами и целыми цивилизациями, объединяя великие империи и цивилизации Востока и Запада. Мы рассмотрим взаимовлияние культур на примере Ваханской ветви Великого шелкового пути, который пролегал по территории современной Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Здесь сохранились памятники сак-ских племен (др. Карон, Калаи Вамар, густонаселенный кишлак Рын, который являлся перевалочным пунктом на Ваханском коридоре, связывающим древний Китай с Передней Азией и Европой), культовые сооружения зороастризма, буддизма, исмаилизма и памирские языки, имеющие генетическое родство с индоевропейским праязыком.

Великий шелковый путь являлся звеном в диффузионной системе межкультурной ком-

Норова Назокат Нематуллоевна - преподаватель кафедры культурологии Российско-Таджикского (Славянского) университета, 734025, Таджикистан, г. Душанбе, ул. М. Турсунзаде, 30, е-тай: nozanorova7@ gmail.com, т. +992 904 580222.

муникации, содействуя не только социально-экономическому, но и культурному развитию. Торговый путь стал своего рода проводником ценностей, обменом идей, мыслей между различными народами, не похожими друг на друга.

Сегодня межкультурные контакты Востока и Запада развиваются в интенсивном культурном контексте. Интерес к другой культуре вызван познавательной потребностью в иных культурных мирах и выработке на их основе нового образа мира. Не останавливаясь на типологической характеристике региональных культур, отметим, что с ХХ в. наметилась тенденция их взаимного притяжения, активизировались контакты двух культур, постоянно стимулируемые глобализа-ционными процессами. Сегодня туризм становится эффективным средством выстраивания диалогических отношений между Западом и Востоком. Он был и остается важнейшей формой межкультурных контактов, удовлетворяющей потребность во взаимодействии, взаимопонимании и взаимообогащении.

Рассматривая туризм в контексте диалога культур, остановимся на тех функциях, которые способствуют оптимизации межкультурного взаимодействия. К их числу относятся: коммуникативная, культурно-познавательная, мировоззренческая, интеграционная, идентификационная функции и функция социализации.

Два понятия «туризм» и «коммуникация» этимологически связаны. Пояснить эту связь позволяет обращение к анализу информационно-коммуникационных систем Ю.М. Лотмана, который выделил две модели коммуникации: коммуникативно-активная, нерефлексивная, межличностная модель и автокоммуникативная, рефлексивная модель.

В коммуникативной межличностной системе значимыми составляющими являются

Nazokat Norova - Tajik-Russian Slavonic University, 30, M. Tursunzade, Dushanbe, Tajikistan, е-mail: nozanorova7@ gmail.com, tel. +992 904 580222.

«Я» - адресат и «Он» - приемник. Сообщение достигает адресата благодаря коммуникативному контакту. Источник информации - человек, объекты, содержащие в себе знаки и сигналы. Применительно к туризму, адресатом является инокультура; приемником - турист, связывая воедино пространственно-временные координаты и выступая в качестве своего рода средством общения между различными народами и культурами; источник информации - природные, историко-культурные достопримечательности, феномены культуры, изучение которых позволяет понять культуру другого.

Система коммуникации «Я - Он» в сфере туризма сокращает расстояние, которое нас разъединяет. В путешествии человек познает окружающий мир как логическими, так и чувственными средствами. При этом логическое познание включает мышление и память, а познание чувственное - ощущение, восприятие, представление: увидеть новые регионы или страны своими глазами, услышать, ощутить, испытать на себе особенности различных культур. Так, например, в Горном Бадахшане туристам обязательно покажут сюжетные танцы, в Горной Матче девушки исполнят танец «Остин». Если в Согдийской области распространенным музыкальным жанром является шашмаком, то в Хатлонской - фалак.

При передаче информации происходит ее искажение. На это указывает Ю.М. Лотман в своей статье «Текст и структура аудитории» [1]. Первичный смысл утрачивается из-за невозможности полной «переводимости» на язык приемника. Оппозиционность культурных явлений на межличностном уровне неизбежно ведет к усилению конфликтности и росту напряженности в связи с неизбежным переживанием в такой ситуации «культурного шока», непонимания между культурами Запада и Востока, что связано с ценностными ориентациями [1].

Другая культура субъективно воспринимается через призму собственной культуры. Краткость пребывания не дает возможности полной адаптации и «погружения» в другое культурное пространство, а иноязычная среда выступает чаще всего как барьер для интенсивного общения. Именно этот феномен Э. Холл назвал «культурными очками» [2]. «Культурные очки» представляют собой яркий пример источника искажения информации.

Кроме языкового барьера объективно существующих межкультурных различий, адекватному восприятию другой культуры препятствует также базирующаяся на идеологии нацио-

нальной и культурной автономии политика ряда стран, усиливающаяся в ответ на культурную унификацию.

Туризм может успешно решить проблему искажения информации. Турист заранее «настраивается» на поездку, пытаясь получить некий объем данных, обеспечивающих наиболее комфортное путешествие. Во время поездки турист погружается в культурное пространство, осваивает культурные практики. Однако туризм способен обрести как форму культурного взаимодействия, так и форму культурного конфликта при условии неприятия кодов чужой культуры на уровне личности или социальной группы. Туризм как агент интеграции предоставляет индивиду возможность адаптации к стереотипам поведения, нормам и ценностным ориентациям социокультурной среды, в которой он пребывает в момент совершения туристской поездки. Сталкиваясь с различными проявлениями другой культуры во время туристской поездки, он не только пытается приспособиться, но может повести себя нейтрально, либо отрицать некие стереотипы, нормы носителей другой культуры. В любом случае, он узнает другой мир, вступая с ним в диалог.

Предоставляя человеку возможность диалога с «иным», туризм способствует осознанию собственной непохожести, что позволяет рассматривать коммуникацию как способ формирования личности. Во взаимодействии с другими индивидуумами происходят не только социализация личности, но и процесс ее самоидентификации. Поэтому межличностная коммуникационная модель «Я - Он» дополняется рефлексивной моделью «Я - Я».

Анализируя процесс идентификации личности, О.В. Ладыгина обращает внимание на то, что этот процесс происходит внутри реального общения и невозможен без коммуникации в системе «Я - ОН». Идентификация - это процесс познания себя через другого [3]. Познавая самого себя, индивид сопоставляет свои установки и ориентации с жизненными позициями других людей, находящимися с ним в коммуникативно-значимом пространстве. Туризм содержит в себе потенциал познания иных культур, расширения кругозора, духовного обогащения человека. Возможность применить свои способности, навыки в неординарной ситуации активизирует познавательные процессы.

Специфичность культур Запада и Востока определяет их привлекательность для иностранных туристов, являющихся представителями

разных культур. Наиболее четко и ярко восточная и западная культура проявляется в этнических традициях, символике, различных формах материальной и духовной культуры. Именно эти компоненты культуры и выполняют функции, с одной стороны, интеграции людей, а с другой -их дифференциации.

Агональность античной и в целом европейской культуры демонстрирует экстраверт-ное отношение к миру. «Следствием такого рода агональных устремлений становится аго-нальная личность», - справедливо замечает Г.В. Драч [4]. Это способствует ее социально-пространственной мобильности, - в нашем случае, - туриста. Восточная культура, несмотря на интровертное отношение к миру, стремление к замкнутости, реагирует на вызовы современного мира активизацией туристической деятельности. Причем западное направление становится доминирующим.

Пространственные практики туризма инициируют расширение границ восприятия, опосредованного как транспортными перемещениями, так и смысловой насыщенностью туристского пространства глобальной эпохи. Туристский опыт предполагает готовность, лояльность к встрече с другой культурой как с социальной и семиотической реальностью.

Таким образом, познавательная функция туризма воплощается в том, что в его рамках одно и то же явление переосмысляется субъектом в разных модальностях: ценностной, предметной, рефлексивной. Функционирующие в обществе значения, объективирующие эмоциональный ценностный опыт людей, объединенных общим социокультурным контекстом, формируют часть жизненного пространства человека в его интеллектуальном аспекте. Процесс поиска смысла как определенное качественное состояние сознания человека и его деятельностная способность выражаются сегодня в форме туристского опыта, созерцания, познания, практик туристских визуализаций.

Познание «Другого» (инокультуры) позволяет осмыслить уникальность собственной культуры. В результате передачи информации в системе «Я - Я» происходят изменения в восприятии себя. Как пишет Ю.М. Лот-ман, личность внутренне перестраивает свою сущность [5, с. 77]. Таким образом, коммуникативные системы «Я - Он» и «Я - Я» различаются способами передачи информации. Если в системе «Я - Он» происходит передача «наперед заданной информации, которая перемещается

от одного человека к другому, и константным в пределах всего акта коммуникационным кодом», то в системе «Я - Я» «речь идет о возрастании информации, ее трансформации, переформулировке в других категориях, причем вводятся не новые сообщения, а новые коды...» [5, с. 83-84].

Например, взаимное познания культур Востока и Запада можно проследить в воззрениях выдающегося мыслителя таджикского народа, основоположника просветительского движения в Средней Азии Ахмада Дониша. Как члену посольского бухарского эмира Музаффара, ему было поручено выполнение особой миссии в России - «поздравить нового царя урусов и установить между странами дружественный союз, от которого зависело благополучие, безопасность бухарского народа». [6, с. 61]. Это было сделано с целью изучить внутренние порядки и государственное устройство Российской империи. Но главным для Дониша оставалась жажда увидеть и понять другую культуру. Он был поражен развитием в области российского образования, промышленности, уровнем развития естественнонаучных знаний. В своих воспоминаниях он писал: «Хоть по национальности и религии русские отличаются от нас, но в дружбе, искренности и человечности они выше нас». [6, с. 65]. Поездки Ахмади Дониша в Россию сформировали его мировоззрение, позволили установить дипломатические отношения.

С коммуникативной системой «Я - Я» связана функция социализации. Несмотря на коммерческую природу туристского бизнеса, туризм явился для человека неотъемлемой частью механизма освоения социокультурного окружения. Так, Ю.М. Лотман трактует перестройку собственной личности в коммуникационной модели «Я - Я» и ее преобразование в социально значимое знание. Туризм как жизненная ориентация, способ познания мира является одним из функциональных средств формирования мобильного типа личности, способной к взаимодействию, признанию сосуществования культур в индивидуальном опыте.

Подводя итоги проведенного анализа коммуникативных функций туризма и их роли в межкультурном взаимодействии Запада и Востока, можно констатировать тот факт, что туризм способствует оптимизации межкультурного взаимодействия. Взаимообогащение региональных форм культуры происходит во многом благодаря обмену социокультурной информацией между туристами.

Туризм, являясь каналом взаимовлияния культур, представляет собой адекватное взаимопонимание участников взаимодействующего акта, принадлежащих к разным народам и культурам. Туризм способствует раскрытию достижений национальных и региональных культур, обеспечивает адекватное и гуманное восприятие других культур, укрепляя уже существующий общий культурный фонд и углубляя духовно-нравственную солидарность между культурами Запада и Востока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории // Ученые зап. Тартусского госун-та. Вып. 422. Тарту: Тартусский гос. ун-т, 1977. С. 55-61.

2. См.: Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Высшая школа, 2005. 310 с.

3. Ладыгина О.В. Философское осмысление проблем развития современного общества в условиях глобализации. Душанбе: Российско-Таджикский славянский ун-т, 2015. С. 36-37.

4. Драч Г.В. История философии и теория культуры. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 346 с. С. 250.

5. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. М.: «Александра», 1992. 472 с.

6. Наследие Ахмада Дониша и актуальные проблемы взаимодействия Востока и Запада (к 175-летию великого просветителя таджикского народа Ахмада Дониша): Мат-лы науч.-практ. конф., (г. Душанбе 24-25 октября 2002 г.). Душанбе, 2003. С. 86-87.

REFERENCES

1. Lotman Yu.M. Tekst i struktura auditoria [The structure of the Text and the audience]. In: Uchenye za-piski Tartusskogo gosuniversiteta [Scientidic note of Tartu State University]. Issue. 422. Tartu, Tartu State Univ. Press, 1977, pp. 55-61.

2. Sadokhin A.P. Vvedenie v teoriyu mezhkul'turnoy kommunikatsii [Introduction to the theory of intercultural communication]. Moscow, Vysshaya shkola, 2005, 310 p.

3. Ladygina O.V. Filosofskoe osmyslenie problem raz-vitiya sovremennogo obshchestva v usloviyakh glo-balizatsii [Philosophical understanding of problems of development of modern society in the conditions of globalization]. Dushanbe, Tajik-Russian Slavonic University, 2015, pp. 36-37.

4. Drach G.V. Istoriya filosofii i teoriya kul'tury [History of philosophy and theory of culture]. Rostov-on-Don, Southern Federal Univ. Press, 346 p., p. 250.

5. Lotman Yu.M. O dvukh modelyakh kommunikatsii v sisteme kul'tury [On two models of communication in the system of culture]. In: Yu.M. Lotman Izbran-nye stat'i [Selected works]. In 3 vol. Vol. 1. Moscow, «Aleksandra», 1992, 472 p.

6. Nasledie Akhmada Donisha i aktual'nye problemy vzaimodeystviya Vostoka i Zapada (k 175-letiyu velikogo prosvetitelya tadzhikskogo naroda Akhmada Donisha): Mat-ly nauch.-prakt. konf., (g. Dushanbe 24-25 oktyabrya 2002 g.) [Heritage of Ahmad Don-ish and actual problems of interaction between East and West (to the 175th anniversary of the great educator of the Tajik people Ahmad Donish): Ptoc. Sci.-Prakt. Conf. (Dushanbe, October 24-25, 2002) Dushanbe, 2003, pp. 86-87.

4 июня 2019 г.

УДК 23/28

КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ

ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ

А.А. Лысиков

DOI 10.18522/2072-0181-2019-98-2-34-39

Задача статьи, предлагаемой вниманию читателей - дать краткий обзор экзистенциальной тематики, которая поднималась католическими авторами ХХ в. Дело в том, что было бы ошибкой считать проблемы человеческого существования исключи-

Лысиков Алексей Алексеевич - аспирант кафедры философии Южно-Российского гуманитарного института, 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 108, e-mail: prot.alex@mail.ru, т. 8(863)2441291.

тельно достоянием сартровского экзистенциализма или стоических размышлений Альбера Камю. Христианство всегда рассматривало животрепещущие проблемы человеческой души, делало оно это и в недавнем прошлом, когда, казалось бы, возобладала линия секуляризации.

Alexey Lysikov - South-Russian Humanitarian Institute, 108, Krasnoarmeiskaya street, Rostov-on-Don, 344000, e-mail: prot.alex@mail.ru, tel. +7(863)2441291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.