Научная статья на тему 'Коммуникативные функции культовой символики древних славян'

Коммуникативные функции культовой символики древних славян Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
367
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
МИФ / КУЛЬТОВАЯ СИМВОЛИКА / ОБРАЗ / ЯЗЫЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блошенко Е.В.

В статье рассматривается культовая символика древнерусской культуры. Сопоставляются образы и символы основных мифологических сюжетов, связанных с описанием мироустройства, календарных праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE FUNCTIONS OF ICONIC SYMBOLS OF THE ANCIENT SLAVS

In article the cult symbolics of Old Russian culture is considered. Images and symbols of the basic mythological plots connected with the description of a world order, calendar holidays are compared.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные функции культовой символики древних славян»

CULTUROLOGY | КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТОВОЙ СИМВОЛИКИ ДРЕВНИХ

СЛАВЯН

Блошенко Е.В.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, к.ф.н., доцент COMMUNICATIVE FUNCTIONS OF ICONIC SYMBOLS OF THE ANCIENT SLAVS Bloshenko E.V., Ural Federal University named after first President of Russia B. N. Yeltsin, PhD., associate Professor АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается культовая символика древнерусской культуры. Сопоставляются образы и символы основных мифологических сюжетов, связанных с описанием мироустройства, календарных праздников. ABSTRACT

In article the cult symbolics of Old Russian culture is considered. Images and symbols of the basic mythological plots connected with the description of a world order, calendar holidays are compared. Ключевые слова: миф, культовая символика, образ, язычество. Keywords: a myth, cult symbolics, an image, paganism

В процессе развития культуры, человеком создавались различные способы коммуникации. Символ является древнейшим способом отражения человеком представлений об окружающем его мире. В частности, мысль могла графически выражаться при помощи изобразительного рисунка; посредством ряда связанных общим смыслом рисунков передавалось сообщение, рассказ. Такие рисунки не фиксировали речь, а передавали повествование иллюстративно. Со временем они приобретали значение знаков, выражавших определенные понятия (слова) и, канонизируясь, становились общепринятыми. Наряду с этим складывались начертания, которые служили не для повествования, сообщения, но представляли собой условные знаки, обозначавшие некоторые общие идеи. Как показывает логический анализ этих символов, они играли роль магических формул, являлись

графически зафикси-рованными молениями, обращенными к высшим силам.

Культовая символика - стойкий элемент культуры. Изменяются обы-чаи, одежда и другие формы материальной культуры, но символы сохраняются тысячелетиями, претерпевая лишь некоторую трансформацию, а иногда и вовсе остаются без изменений. В условиях большой устойчивости бытового уклада во времена, предшествовавшие становлению цивилизации, эти мотивы традиционно передавались и тщательно воспроизводились из поколения в поколение. Даже при культово-идеологических переменах древние символы проявляли примечательную стабильность. Примером может служить сохранение языческой символики до 19 века у восточных славян. Что позволяет нам узнать об обычаях прошлого.

Рис.1 Интерьер избы нач. ХХ века

Как отмечает А. Д. Столяр, на ранних этапах человек пытался воспроизвести окружающий его мир таким, какой он есть, каким он его видел. Древние условные знаки имели разное значение. Помимо начертаний культового содержания, были и другие: племенные эмблемы, знаки собственности, указательные. Но устойчиво бытовали и имели широкое распространение лишь первые [1, с.50]. Со временем их смысл был забыт, и они превратились в орнамент. В современной культуре орнамент - не более чем украшение, нефункциональный декор. В свое время эти узоры выражали осмысление действительности и привлекались как средство магического воздействия на условия бытия. Но не только вера в волшебную силу изображений придавала последним значимость. В них люди запечатлевали и передавали своим современникам и потомкам, как им казалось, жизненно важную информацию. В результате эти символы приобретали значение родовой памяти и связи членов общества. Исследователь древней символики Б. Рыбаков пишет: «Часть сюжетов, украшений и элементов орнамента явно магического заклинательного характера выполняла в свое время роль заговоров на благоденствие или оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого.» [2, с.474].

Сегодня о языческих символах мы можем судить только благодаря народному творчеству. Оно сохранило для нас те представления, которые помогают нам лучше понять и увидеть картину мира такой, какой ее видели наши далекие предки. В основном это символы, имеющие сакральный характер - они имеют охранительное значение и использовались, как сопровождение какого-либо магического действия. Лучше всего эти символы сохранились в деревянном зодчестве и в вышивке.

Так при закладке дома размещались заклинательные знаки: фигуры берегинь на вершине дома, конские головы

в качестве «кнеса» (конек), оленьи головы с рогами, изображения петухов, гусей, уток украшали дома и одновременно защищали их от напастей. «Громовые» и солнечные знаки размещались на воротах, вокруг окон, у застрехи, внутри дома. Их наносили на предметы домашнего обихода: сундуки, люльки, скамейки, коробьи, туеса, прялки, веретена и т.п. Очень важным считалось окно. В мифопоэтической традиции окно рассматривается и как око, и как вход, через который может проникать зловредная сила и сама Смерть, поэтому окна усиленно окружали магической резьбой и орнаментом. В изобилии изображений магических символов с крестьянским домом может сравниться только прялка. В основном знаки, повествующие об устройстве вселенной.

На прялках изображались архаичные многовековые сюжеты: солярные символы, древо жизни, реже изображения коней, оленей, птиц. У славян прялка связывалась с представлением о богинях судьбы - Доле и Недоле, прядущих нить судьбы каждого человека. Обилие мифологических и фольклорных материалов о прялках и о прядении свидетельствует, что с глубокой древности человечество связывало с прялкой и нитью представление о жизни. Если попытаться охватить общим взглядом все многообразие прялочных орнаментальных композиций, то мы явно ощутим два элемента композиции: во-первых, расчленение солярных знаков на два яруса, и во-вторых, размещение посреди солнечных символов схематического изображения земного начала. Наиболее частым и устойчивым является такое деление, при котором верхним ярусом оказывается лопаска (место для привязывания кудели), на которой, помимо солярных знаков, изображают (в нижней части) земное начало, а нижним ярусом - «шейка» и «ножка» прялки, где обязательно помещают ночное подземное солнце, иногда повторенное много раз, как показано на рис.2

Солярные знаки на «шейке» прялки под лопаской означают ночное солнце, об этом свидетельствует изображение ящера на ряде прялок. Таким образом, прялка знаками своей орнаментики выражала идею дня и ночи, круговорота суток. Помимо этого наблюдается еще один солярный знак, зани-

мающий значительную часть лопаски - возможно что он является знаком вселенной.

Вышивка же отражает отложение очень ранних пластов человеческого религиозного мышления. Это просматривается в ритуальном характере тех предметов, которые покры-

вались вышитым узором. Женская одежда и орнаментация постельных принадлежностей связаны большей частью со свадебным ритуалом, насквозь пронизанным магическими заклятиями, формулами и символическими «письменами» узоров. Таковы подвенечные кокошники невест, рубахи, накидки на свадебные повозки и т.д. Эти символы играют скорее охранительную роль, нежели повествовательную. Данные изображения тесно связаны с культом рожаниц. Это хорошо прослеживается в сюжете, где изображается рож-

дающая женщина в окружении оленей, позднее происходит слияние двух образов: появляется рогатая женщина, которая рождает двух оленцов. Иногда оленьими головками завершаются ноги рогатой фигуры. В некоторых случаях дается полная иллюстрация древнего охотничьего мифа: вышивалась огромная фигура с шестью конечностями; нижние конечности были звериными ногами лосихи, а передние - руками полуочеловеченой богини. В руках такая богиня держала по олененку, как бы опуская их на землю.

Рис.3 Изображение Макоши в вышивке

Часто в этой композиции присутствуют птицы, указывающие на небесное происхождение рожаниц. При переходе к земледелию мотивы звериного стиля исчезают. К основным элементам фигуры добавляются растительные узоры-ветки, «елочки», но наряду с ними вышивались колосья. Нередко изображение рожаницы дополнялось символом плодородия - «ромбом с крючками», квадратами с семенами. «Рожаница» приобретает новые функции: если раньше она считалась богиней, способствующей приумножению животных, на которых охотились древние (образ лосихи) и богиней продолжения рода(рождающая женщина) то теперь

она отвечает за плодородие, урожай. Но известно, что рожаниц было две. Я уже говорила об этом ранее.

Одна являлась богиней рождения, а другая - оплодотворения, они никогда не существовали самостоятельно друг от друга. Это хорошо прослеживается в рисунках: иногда изображается две рожаницы, иногда два олененка - это символ рождения, приумножения скота. Часто в вышивке встречается следующая композиция: женские фигуры, в нижнюю часть которых вписаны женские же изображения меньшего размера, как бы только что рожденные первыми.

Рис.4 «Рожаницы мать и дочь»

Существует версия, что эти фигуры представляют собой мать и дочь. В этой композиции виден не только процесс рождения, но и оплодотворения. Как было сказано ранее, существовало две рожаницы -«земная» и «небесная», причем последняя отвечала за оплодотворение (орошение земли во-

дой). На рисунке видно, что у верхней фигуры изображены птицы - символ небесного мира, значит это небесная богиня. Постепенно они становятся элементом заклинательно-го характера, превращаясь то в растительный орнамент, то в некое подобие царского двуглавого орла. Рассмотренные

выше композиции принадлежали непосредственно к брачному обряду. Они должны были оберегать женщину- продолжательницу рода, и хранительницу очага.

Наравне с ними существовали календарные символы. Наиболее рас-пространенна композиция, где изображена

Макошь, украшенная символами плодородия, а по бокам ее - два всадника, как бы подъезжающие к ней. В руках Мако-ши изображались птицы. Руки ее могут быть подняты или опущены.

Рис.5 «Всадники»

Воздетые руки - это приветствие, обращенное к небу, очень напоминает обряд встречи весны, сопровождавшийся пением специальных веснянок, когда люди выходили на высокие места, взбирались на крыши домов и приветствовали весну:

Едить Весна, едить

На сохе седючи,

На золотом кони,

Сыру землю аручи,

В зеленом саяни,

Правой рукой сеючи [2, с.514].

Этот цикл обрядов начинается с марта и проявляется особенно ярко во время масленицы и юрьева - день первого

выгона скота на луга. Этот праздник завершал целый ряд аграрно-магических манипуляций, связанных с заклинанием плодородия природы. Так, например, опущенные руки мифологических персонажей указывают на землю, как бы оберегая то, что уже на ней появилось. В орнаментике значительное место занимает изображение солярных знаков, указывающих на разгар лета.

Литература

1. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного ис-кусства./А.Д. Столяр - М.,1985 - 295 с.

2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян./ Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1994. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.