Научная статья на тему 'Коммуникативные аспекты управленческой культуры в органах внутренних дел России'

Коммуникативные аспекты управленческой культуры в органах внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATION / POLICE / MANAGERIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Передня Дмитрий Григорьевич, Амирова Елена Рамилевна

В статье на основе эмпирических данных проанализировано речевое поведение участников управления. Уделено внимание невербальным практикам, получившим распространение в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Передня Дмитрий Григорьевич, Амирова Елена Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative aspects of managerial culture in the internal affairs bodies of Russia

Based on empirical data, the article analyzes the speech behavior of control participants. Attention is paid to non-verbal practices that have spread throughout the organization.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные аспекты управленческой культуры в органах внутренних дел России»

УДК 316.72

DOI 10.34823/SGZ.2020.1.51304

Д.Г. ПЕРЕДНЯ кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методологии государственного управления Академии управления МВД России'

Е.Р. АМИРОВА магистрант Академии управления МВД России

Коммуникативные аспекты управленческой культуры в органах внутренних дел России

В статье на основе эмпирических данных проанализировано речевое поведение участников управления. Уделено внимание невербальным практикам, получившим распространение в организации.

Ключевые слова: коммуникация, полиция, управленческая культура.

D.G. PEREDNYA Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Public Administration of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E.R. AMIROVA Master Student of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Communicative aspects of managerial culture in the internal affairs bodies of Russia

Based on empirical data, the article analyzes the speech behavior of control participants. Attention is paid to non-verbal practices that have spread throughout the organization.

Keywords: communication, police, managerial culture.

' Передня Дмитрий Григорьевич, e-mail: 2975829@mail.ru; Амирова Елена Рамилевна, e-mail: solncelita@mail.ru

Культура обновляет унаследованные из прошлого ценности и нормы с учетом происходящих в обществе изменений, транслирует их живущим поколениям, наделяет определенными паттернами поведения, которые необходимо учитывать при решении задач управления1. Наша статья посвящена рассмотрению некоторых коммуникативных аспектов управленческой культуры органов внутренних дел (ОВД) России. Управленческая культура представляет собой комплексный феномен, который интересен как в прикладном аспекте, так и в научно-исследовательском смысле. Большой вклад в понимание текущего состояния управленческой культуры вносит исследование специфики коммуникаций в процессе управления. Приступим к ее рассмотрению, но прежде опишем методику, с помощью которой были получены первичные данные.

Методика и эмпирическая база исследования. Информация, характеризующая основные понятия, на которые мы вышли в ходе системного анализа объекта исследования, была получена методом полуформализованного интервью. Респондентами стали сотрудники ОВД, занимающие различные должности, как правило, на региональном уровне управления. Они представляли все территории федеральных округов России. Также в ходе сбора эмпирических данных было проведено несколько глубинных интервью, с помощью которых осуществлялся поиск неявных смыслов, содержащихся в управленческих коммуникациях. Информантами для таких интервью становились компетентные сотрудники, подходившие по критериям доступности и готовности относительно долго поддерживать беседу, связанную со спецификой внутриорганизационного коммуникационного процесса. Наиболее тенденциозные, ангажированные мнения не принимались во внимание, так как нарушают принцип нейтральности и представляют собой материал для отдельного исследования. Предпринятые меры позволили обеспечить необходимый уровень достоверности и надежности первичной эмпирической информации.

Речевое поведение участников управленческого процесса. Анализ речевого поведения участников управленческого процесса в органах внутренних дел позволил обратить

1 Диев В.С. «Две культуры» в современном управлении // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия, 2006, т. 4, вып. 2, с. 85.

внимание на усиление тенденции к «отрицательному» типу мышления у всех сотрудников, вместо так называемого позитивного или положительного. Часто такой тип мышления выражается в запрограммированном ожидании неуспеха, обнаружении псевдопровалов в работе подразделений, следующих за ними разбирательств, служебных проверок, наказаний. Неверие в успех, общий пессимизм при этом усиливаются. В преддверии различного рода проверок руководители и их заместители не говорят своим подчиненным: «Покажите им, как нужно работать!», «Пусть перенимают наш опыт работы!», «Мы лучше всех знаем ситуацию и адаптированы к местным условиям, нам есть что показать!». Вместо этого произносятся фразы типа: «Смотрите, не усугубляйте проблемы», «Будьте осторожны, всякое может быть», «Не хотелось бы, чтобы мы оказались худшими». Жизнеутверждающих смыслов, таких, например, как в этом высказывании: «Всегда найдется решение, способное исправить любое положение», от руководителей и начальников различного уровня услышишь нечасто.

Трудности многими членами организации воспринимаются не как вызов, который нужно встречать с открытым забралом, а как рутинизированная беспросветность, как повод для отчаяния. «Все в жизни поправимо, все зависит от нас», «не ошибаются только те, кто ничего не делают» - такие мысли культивируются все реже и, как правило, не транслируются в ходе различных коммуникаций. «Мы окажемся худшими, будет разбирательство, нас накажут, отстранят, уволят, чего-то лишат, сократят» - такие смыслы встречаются намного чаще. В целом можно констатировать, что речевая коммуникация преимущественно негативным образом характеризует текущее состояние и перспективы организации.

Традиционно руководители ОВД различных уровней рекрутируются преимущественно из тех сотрудников, которые имели опыт службы в уголовном розыске и, следовательно, непосредственно контактировали с представителями криминальной контркультуры. Объективные процессы аккультурации, ассимиляции, аккомодации сохранили и существенным образом развили их способность изъясняться с использованием в процессе управления хулительных слов и выражений. Такой стиль деятельности на посту руководителя в эпоху поздней современности воспринимается теми сотрудниками, кто недавно начал службу, как некая архаика, действует угне-

тающе и часто становится поводом к досрочному прекращению службы.

Текучесть управленческих кадров в ОВД уже на протяжении нескольких лет относительно высокая. В итоге на руководящих должностях к настоящему моменту оказалось множество людей, образование которых существенно опережает их воспитание. Это еще больше создает психологически тягостную картину, уничтожает тактичность, корректность, уважительность в отношениях, подчеркивает вульгарность социальной внутриорганизационной среды.

Отдельно следует остановиться на неоднородности коммуникативных практик, точнее, на их селективности. В одних случаях смыслы при постановке задач вербализуются способом, в котором такт и уважительность далеко не на первом месте, а в других, напротив, выбираются подчеркнуто сдержанные слова и максимально корректные выражения. Данное обстоятельство обусловлено публичностью, связанной с наличием работающих средств аудио- и видеофиксации.

При моделировании содержательной схемы коммуникационного процесса нужно обращать внимание как на речевое поведение субъектов и объектов управления, так и на способы выражения их отношения к происходящему, а также на внеречевую коммуникацию, связанную с управленческой действительностью.

Обнаруженные в ходе исследования проявления невербального языка, используемого в ходе регулирующих воздействий, не смягчают ситуацию. Невербальные средства социального взаимодействия составляют важную часть общекультурного багажа любого общества. Это - жесты, движения тела, паузы, или умолчания, т. е. все, что подчас создает довольно высокие барьеры для человека1. Если раньше подчиненный сотрудник, слушая, скажем, выговор начальника, считывал посредством невербальной коммуникации сигналы о том, что в чем-то конкретно плохо, но в целом все хорошо, или, как минимум, нормально, то сейчас общий оптимистический фон встречается все реже.

Заметен претерпевший изменение обычай высказываться в ходе служебных взаимодействий честно и прямо. Если раньше при отсутствии веских причин сомневаться, люди, проходящие службу в одном подразделении, склонны были

1 Виссон Л. Русские проблемы в английской речи. М., 2005, с. 24.

верить друг другу и руководителям, то в последние годы степень доверия между сотрудниками ОВД снизилась. Компенсировать такое положение дел приходится различными способами и средствами контроля, в том числе технического. Снижение уровня доверия между сотрудниками приводит к появлению обратного состояния - недоверия.

По мнению участников опроса, в организации присутствует излишняя подозрительность ко многим словам и действиям сотрудников полиции. Все это есть признаки снижения внут-риорганизационного доверия, которое неминуемо проявляется и во внешней среде . Большую роль в этом процессе играет бюрократия, именно она является основным источником недоверия и генератором тотального контроля, например, путем инициирования различных проверок, о которых мы уже упоминали.

Спутниками недоверия часто являются интриги, сплетни, «пробные камни», т. е. различного рода провокации, «подковерные игры». Постепенно такие практики начинают рутини-зироваться, воспринимаются как норма, привычная повседневность. Процессы управления в таких условиях существенным образом трансформируются и заметно отличаются от идеально предполагаемых. Коммуникация не становится средством сплочения служебных коллективов, выработки у подчиненных солидарности, сопричастности к делам организации, ответственности перед обществом.

Органы внутренних дел функционируют в обществе, которое подвержено изменениям, многие из таких изменений проявляются в деятельности органов внутренних дел. При этом ряд изменений носит специфический характер и обусловлен набором организационных функций и дисфункций. В этой статье мы на основе эмпирических данных постарались обратить внимание как на вербальные, так и на невербальные средства коммуникации, используемые в ходе управления. Коммуникационные посылы представляют собой главную движущую силу в создании образа управленческой реальности, от их уровня и качества во многом зависит эффективность процесса управления.

1 Половнёв А.В. Доверие институтам государства: Россия в контексте общеевропейских тенденций // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки, 2015, № 2, с. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.