Научная статья на тему 'Коммуникативное взаимодействие власти и общества в современной России как фактор стабильности политического режима'

Коммуникативное взаимодействие власти и общества в современной России как фактор стабильности политического режима Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
718
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / COMMUNICATION / POWER / SOCIETY / POLITICAL ELITE / POLITICAL REGIME

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Дмитрий Андреевич

Доказывается, что стабильность политического режима в современной России во многом зависит от наличия коммуникации власти и общества. Предпринята попытка выработки основных принципов, необходимых для формирования полноценного диалога политической элиты и социума в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Interaction between Government and Society in Contemporary Russia as a Factor of Stability of the Political Regime

The author proves that the stability of the political regime in Russia today is largely dependent on the availability of communication between the authorities and society. An attempt is made to develop the basic principles necessary to form a complete dialogue of the political elite and society in Russia.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное взаимодействие власти и общества в современной России как фактор стабильности политического режима»

систематизировать полномочия органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами, классифицировать их и исследовать возможность соответствия структуры органа этой классификации.

Представляется, что повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами является в современных социально-экономических условиях залогом выживаемости большинства муниципальных образований России.

Библиографический список

1. Чернухина О.А. Экономическое регулирование аренды земли в системе управления муниципальной собственностью. URL: http://www.ugrariu.ru/upload/files/infocenter/izdat/files/27.pdf

2. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». URL: http://www.garant.ru

D.A. Kuzmin

Communicative Interaction between Government and Society in Contemporary Russia as a Factor of Stability of the Political Regime

The author proves that the stability of the political regime in Russia today is largely dependent on the availability of communication between the authorities and society. An attempt is made to develop the basic principles necessary to form a complete dialogue of the political elite and society in Russia.

Key words and word-combinations: communication, power, society, political elite, political regime.

Доказывается, что стабильность политического режима в современной России во многом зависит от наличия коммуникации власти и общества. Предпринята попытка выработки основных принципов, необходимых для формирования полноценного диалога политической элиты и социума в России.

Ключевые слова и словосочетания: коммуникация, власть, общество, политическая элита, политический режим.

УДК 32.001(470) ББК 66.0(2Рос)

Д.А. Кузьмин

КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

^Одним из значимых вопросов современной российской политической науки является проблема сохранения стабильности политического режима в Российской Федерации. Актуализация данной проблемной области обусловлена появлением в последнее время в отдельных государствах мира проте-стных движений, целью которых становится смена действующих властей. Особое беспокойство научного сообщества вызывают факты использования протестующими противо-

2 2 2015 • ВЕСТНИК ПАГС

правных действий в отношении своих политических оппонентов. Примечательно, что подобная практика смены общественно-политического устройства в стране приводит к возникновению противоречий в обществе, резкому ухудшению социально-экономического положения населения и кризису политической системы.

Особую актуальность данная проблематика приобретает при рассмотрении отечественной социально-политической действительности. Санкционная политика иностранных государств, отсутствие конструктивного диалога между российской и украинской политическими элитами, а также постепенное снижение уровня жизни россиян являются факторами, способными дестабилизировать обстановку в стране. В настоящее же время политическая ситуация в Российской Федерации стабильная и не вызывает особого беспокойства. Так, по данным ВЦИОМ (от 21 декабря 2014 г.), большинство граждан современной России поддерживает внутреннюю и внешнюю политику властвующей элиты [1]: одобряют деятельность Президента РФ 86,9%; деятельность премьер-министра РФ -69,8%; деятельность Правительства - РФ 67,3% опрошенных.

Однако итоги подобных исследований впоследствии могут и измениться. В связи с этим российское политическое сообщество должно сосредоточить свое внимание на выработке основных мер, которые могли бы предотвратить возможные риски дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации.

По нашему мнению, политическая стабильность в современной России во многом зависит от наличия эффективного коммуникативного взаимодействия политической элиты и социума. Исходя из принципов системного подхода Д. Истона [2], можно охарактеризовать данный процесс как циркуляцию политической информации между властью и обществом по решению актуальных проблем жизнедеятельности сообщества (рис. 1).

Рис. 1. Модель политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества

Однако, рассматривая отечественную политическую реальность, следует отметить, что развитой коммуникации политической элиты и социума в настоящее время еще не наблюдается. Данный процесс не соответствует демократи-

2015 • ВЕСТНИК ПАГС 2 3

ческой модели коммуникативного взаимодействия. Ю.А. Александрова справедливо замечает: «Во взаимодействии политической власти и общества в России, по мнению многих ученых, доминирующее положение на протяжении 22 лет занимала политическая власть, определявшая не только основные нормы и правила взаимоотношений, но и степень допустимого участия институтов гражданского общества в политическом процессе» [3, с. 69].

Подобной точки зрения придерживается и А.В. Зайцев. По его мнению, до начала массовых протестных выступлений россиян под лозунгом «За честные выборы» проблема формирования эффективного диалога власти и общества не являлась актуальным вопросом политического развития. Однако после произошедших событий отношение властвующей элиты Российской Федерации к этой проблеме начало постепенно меняться. Ученый констатирует: «Избирательный цикл 20112012 гг., уже вошедший в политическую историю нашей страны, вывел на первый план в публичном политическом дискурсе современной России концепт диалога, диалога государства и гражданского общества, власти и оппозиции» [4, с. 139].

Пришедшие на митинг «За честные выборы» на площади Сахарова (24 декабря 2011 г.) люди были движимы различными мотивами: «стремление выразить свое возмущение фальсификацией выборов» - 73%; «накопившееся недовольство положением дел в стране/политикой властей» - 73%; «разочарование в обещанной политике модернизации / в Медведеве» - 42%; «недовольство тем, что власть не считается с такими людьми, как я/основные решения в стране принимаются без нашего участия» - 52%; «солидарность с позицией партий, участвующих в митинге» - 15%; «симпатии к организаторам митинга» - 13%; «митинги - это интересно, это тренд времени» - 6%; «на митинг пошли мои друзья, знакомые, и я - с ними» - 10%; «другое» - 3%; «затрудняюсь ответить» - 1% [5]. Однако большинство собравшихся имели политические требования и выступали, в частности, против того, что российские власти длительное время не учитывали мнения россиян при определении вектора внутренней и внешней политики страны.

Для обеспечения полноценного диалога власти и общества в России необходима длительная работа. Достижение данной цели предполагает решение определенных проблем (рис. 2).

Рис. 2. Проблемы формирования коммуникативного взаимодействия политической элиты и социума в России

2 4 2015 • ВЕСТНИК ПАГС

С нашей точки зрения, формирование эффективного коммуникативного взаимодействия политической элиты и социума в Российской Федерации зависит от реализации целого комплекса мер.

Во-первых, российские власти должны понимать, что без диалога с отечественным социумом невозможно выработать качественные политические решения. Данная практика позволяет минимизировать риски принятия органами государственной власти законов и решений, противоречащих Конституции РФ.

Во-вторых, властвующая элита должна проводить мероприятия по мониторингу общественного мнения. В качестве таковых необходимо отметить: личные встречи с гражданами и проведение социологических опросов населения.

В-третьих, российским властям необходимо уделить внимание проблеме формирования эффективных каналов коммуникативного взаимодействия с гражданами Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что традиционные каналы коммуникации (например, политические партии, общественные организации, приемные при органах государственной власти) в настоящее время не являются популярными, так как не соответствуют современным реалиям.

В эпоху формирования информационного общества значительную роль в управлении общественными процессами приобретает Интернет. Многие российские и западные политические деятели в настоящее время осознают, что интернет-коммуникация является наиболее эффективным механизмом взаимодействия с населением. По сравнению с иными каналами коммуникации Интернет обладает такими преимуществами, как своевременность получения органами государственной власти объективной информации о состоянии дел в стране и возможность ее оперативного решения.

В-четвертых, властвующая элита должна систематически опубликовывать отчет о реализованных предложениях россиян. Граждане должны знать о том, что их мнения являются востребованными при выработке и принятии общенациональных и региональных социально-политических решений.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать определенные выводы. Необходимо отметить, что в настоящее время Российская Федерация оказалась в сложных условиях. Снижение темпов социально-экономического развития страны, неприятие внешней политики Кремля международными партнерами и падение курса национальной валюты в любой момент могут дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране. В этих условиях существует риск усиления оппозиционных движений в России, стремящихся воспользоваться сложившейся ситуацией. Основной же задачей лидеров протестного движения станет привлечение в свои ряды новых членов.

Чтобы обезопасить общественное мнение от негативного воздействия различных деструктивных политических сил, российским властям необходимо обеспечить взаимопонимание и консенсус с собственным населением. Для этого требуется сформировать эффективный диалог власти и общества. Следует отметить, что на сегодняшний день полноценной коммуникации политической элиты и социума пока еще не наблюдается. Данный процесс не соответствует идеалам западных демократий и в основном имеет имитационный характер. В настоящее время ключевая роль в формировании вектора социально-политичес-

2015 • ВЕСТНИК ПАГС 2 5

кого развития страны принадлежит лишь властвующей элите. Однако необходимо помнить, что данная ситуация может негативно сказаться на политической безопасности в Российской Федерации. О.В. Шиняева справедливо замечает: «Опыт постсоветского периода показывает, что отсутствие эффективных двусторонних политических коммуникаций приводит к повышению социальной напряженности, непредсказуемости событий, снижению легитимности политических институтов» [6, с. 5].

Формирование же эффективного коммуникативного взаимодействия политической элиты и социума в современной России, по нашему мнению, зависит от реализации следующих мер: ориентированности властей на открытый диалог с населением, мониторинга общественного мнения, поиска эффективных каналов коммуникации и отчетности властей о проделанной работе перед населением.

Внедрение данных принципов в практику государственного управления позволит консолидировать власть и общество в Российской Федерации, преодолеть кризисные явления в национальной экономике и создать условия для демократических преобразований в стране.

Библиографический список

1. Одобрение деятельности государственных институтов. URL: http://wciom.ru/ratings-state-institutions/

2. Истон Д. Категории системного анализа // Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997. Т. 2. С. 630-642.

3. Александрова Ю.А. Политическая культура взаимодействия власти и общества в России в условиях постомодерна // Вестник ПАГС. 2013. № 34. С. 69-74.

4. Зайцев А.В. Диалогический дефицит в сфере коммуникации и связей с общественностью государства и гражданского общества в современной России // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. 2014. № 1. С. 133-141.

5. Опрос на проспекте Сахарова 24 декабря. URL: http://www.levada.ru/26-12-2011/opros-na-prospekte-sakharova-24-dekabrya

6. Шиняева О.В. Коммуникация населения и власти - ключевая проблема формирования солидарного общества // Формирование солидарного общества в регионе как фактор предотвращения социальных конфликтов и напряженности / под ред. О.В. Шиняевой, И.Г. Гоношили-ной. Ульяновск, 2011. С. 5-22.

2 6 2015 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.