Научная статья на тему 'Коммуникативное поведение староверов в акте трапезования'

Коммуникативное поведение староверов в акте трапезования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
422
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРОВЕРЫ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ЧИН ПОВЕДЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ / ДВУЕДИНЫЙ ФЕНОМЕН / АКТ ТРАПЕЗОВАНИЯ / OLD BELIEVERS / ORTHODOX RITE OF BEHAVIOR / MODERN ETIQUETTE / A DUAL PHENOMENON / THE ACT OF MEAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бойко Евдокия Семёновна

Правила поведения староверов двуединый феномен. Одной своей стороной они укорены в моральных нормах и ценностях Православия и органически связаны с ними, а другой проявляются в эмпирически наблюдаемых формах деятельности. Это видимая, эмпирически наблюдаемая старая моральная норма, она сохранилась в нормах современного этикета. Символика видимой стороны современного этикета и раскрывается православными чинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE BEHAVIOR OF OLD BELIEVERS DURING THE ACT OF MEAL

The rules of the behavior of Old Believers is a dual phenomenon. On the one hand, they take root in moral standards and values of Orthodoxy and are organically connected with them, and on the other hand, they are manifested in the empirically observed forms of activity. This other side is a visible, empirically observed old moral norm, and it has remained in the rules of modern etiquette. The symbolism of the visible side of modern etiquette is revealed by Orthodox rites.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное поведение староверов в акте трапезования»

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРОВЕРОВ В АКТЕ ТРАПЕЗОВАНИЯ

Староверы, православный чин поведения, современный этикет, двуединый феномен,

акт трапезования.

Староверы - это русские люди, исповедующие исконное русское Православие, которое было официальной религией на Руси. В 1652 г. патриарх Никон во главе с царём Алексеем Михайловичем провёл реформу по обновлению Русской православной церкви. Многие русские люди этого обновления не приняли. На соборе 1666—1667 гг. не принявших новин (здесь и далее курсивом обозначается речь информантов) отлучили от церкви и издали различные циркуляры на преследование их. Многие гонимые, которые называли себя староверцами, покинули обжитые места и ушли от преследований за границу или в отдалённые уголки России.

В данном исследовании используются материалы, собранные в социуме староверов, проживающих в котловине реки Енисей. На Енисее староверы подразделяются на пять толков: австрийцы, беглопоповцы, единоверцы, поморцы, стариковские. Материалы собраны в основном у стариковских староверов. Они наиболее полно сохраняют православные правила поведения.

С самого начала существования Христианская Церковь определила свою позицию по отношению к обществу, которую в староверческих семьях внушают детям с раннего возраста: «Правила поведения для всех людей изложены Самим Боуом, сначала оне передавались от Адама патриархами изустно, а потом изложили их в Священном Писании и Предании». Стиль жизни христиан основан на вероисповедании. В первые три века от Р.Х. христианство преследовалось со стороны язышников. Положение изменилось, когда равноапостольный царь Константин в 312 г. от Р.Х. обратился в христианскую веру. Вот тады и стали все соблюдать христианские обычаи - чины поведения.

В речи староверов на Енисее нет слова «этикет». Вместо него используются специальные наименования: «правила поведения», «чины поведения», «нравы» и «обычаи». При знакомстве с культурой и бытом староверов бросаются в глаза особенности поведения в стандартных ситуациях, причём специфические черты поведения отчётливо проявляются в сфере общения.

Правила поведения — двуединый феномен. Одной своей стороной они укорены в моральных нормах и ценностях Православия и органически связаны с ними, а другой — проявляются в эмпирически наблюдаемых формах деятельности. Другая сторона - видимая, наблюдаемая старая моральная норма христианства, и сохранилась в нормах современного этикета. Рассматривая понятие «культурный знак» Л.С. Выготского и гипотезу Сепира — Уорфа, исследователи отмечают, что в этих коммуникативных актах язык «выступает средством знакового хранения стандартов поведения, учитываемых при планировании будущих действий» [Сорокин, Тарасов, Уфимцева. 1973, с. 8]. Иллюстрацией к этому положению будут правила поведения у староверов в акте трапезования (приёма пищи).

Итак, обеденный стол у староверов всегда накрыт скатертью. В современных общественных блоках питания это правило полностью соблюдается: на столе обязательно лежит скатерть. В домашних условиях русские накрывают стол скатертью

обычно только при приёме гостей. Если в ресторане за стол усаживается новый состав посетителей, скатерть не заменяется, а только встряхивается. Староверы же учат ещё детей, что скатерть надо менять кажан раз, потому что идёт тогда смешение, которое оскверняет любого человека, не обязательно старовера. Ес-лиф по твоёй вине идёт смешение, то ты согрешил. И надо в этим каяться. В семьях староверов трапезование идёт обычно отдельно от гостей, исповеда-ющих другую веру, или из никониян (=новоправославных). Если же создаются такие условия, при которых надо отобедать совместно с христианами другой конфессии, то накрывают стол двумя скатертями, имитируя два стола, а чтобы гости не заметили и не обиделись, то используемые скатерти совершенно одинаковы, поэтому не бросается в глаза, что стол накрыт двумя. Обязательное использование скатерти имеет православное значение: трапезный стол - Престол Боуа, поэтому он должон быть застелен (накрыт). И объясняют символику этого обычая — обязательного покрытия — на основе происхождения значения слова стол: «Слово же стол... Это же старики толкуют как стелю. Ну, также как вОз - вЕзу, сбОр -бЕру. На клиёнке грех ись, ну в ёй резина: она не чиста. Надо застилать только льниную скатерть. Только лён чистай».

Теперь рассмотрим правила поведения за обеденным столом. В процессе еды староверы не ставят локти на стол, сидят прямо, не расставляя ноги, прижав к себе руки. Данная поза рекомендуется и современным этикетом [Культу!)а поведения...]. Если кто из детей за столом сидит развалившись и расставив руки, то слышит замечание: «Чё раскрилетился?» (буквально - распустил крылья, то есть расставил руки). Этот чин толкуется так: «За столом надо сидеть, собравшись в комочек, не болтать ногами, не греметь посудой, не чавкать. Ну как на молитве грех расставлять руки и ноги, так и за столом грех. Еслиф гремишь, то беса тешишь. Разговаривать за столом тожа грех. Не здря жа есь приговорка: кады я ем - я глух и нем. Ну и веди себя по-христианскому чину: ить пред Боуом сидишь и вкушашь Христово тело - хлеб». Поэтому и хлеб не режут ножом, а преломляют: «Христос на Тайной вечере показал это». Хлеб отламывают для еды небольшими кусочками, что должно соблюдаться и в современном этикете, в котором тоже хлеб во время еды не режут и не берут вилкой. «Батирброды ись грех потому, што -это гора, иё не надломишь, а аткусить, то рот раззявишь».

В современном ресторанном этикете после еды нож и вилку кладут на тарелку так, чтобы официант видел, что клиент поел. Сложенные по светскому этикету столовые приборы - это православное правило, которое заключается в том, что посуда всегда должна быть закрыта, если ей не пользуешься. В ресторанах хлеб, соль и приправы тоже прикрыты крышками или салфетками. Староверы закрывают посуду любым предметом, даже соломиной, но главный покров - это Исусова молитва или слово «аминь», можно дажыф, ознаменовавшись, только аминь сказать - тады сатана убегат, куды подальше. Обучение чину закрывать посуду в семьях староверов сопровождается присловием (рассказом), которое называют как «божественное сказание»: «Идёт бес, весь в гною и струпьях, а стречу ему святой и спрашиват: "Ты куда такой, нечистай?" А бес отвечат: "Там у одного хрисьянина открыта соль и вода - в соле оботрусь, а в воде обмоюсь"». Затем резюме: «Вот аткедова все болячки! Да и грех таперь пользоваться этой осквернённой посудиной, а уж, не дай Бох, пить эту воду и ись эту соль!». Поэтому в доме у староверов всё закрыто с Исусовой молитвой или со словом: «Аминь». Надо отметить, что если стол готовят к трапезованию заранее, наставив еду, то тоже накрывам йё сверху скатёркой. Когда садятся за стол, то покрытие снимают и,

Филология

стоя, молятся, а затем усаживаются чинно и благословляются для акта принятия пищи. Кто раньше других насытился, тот ждёт всех, сидя на своём месте, потому что конец акта принятия пищи заканчивается соборной молитвой, в которой возносят благодарение Богу. Посуду, в которой ел, насытившийся закрывает тоже с молитвой лжицей (ложкой) и чинно ждёт всех. Едят обычно каждый в своей чашке. Соблюдение чашки — это тоже правило поведения, православный чин — не смешиваться: не оскверняться. В настоящее время в светском этикете тоже используют одноразовую посуду, но объясняют это соблюдением гигиенических правил. Этот атрибут современной культуры является отражением православного чина окормления (защиты) - «соблюдать чашки, посуду», т. е. есть только в личной чашке. Особенно это важно для окормления детей. Более полное соблюдение своей чашки характерно у староверов часовенного толка. У них вся посуда староверская, а других они кормят из мирской посуды, которую хранят отдельно, моют в специальной тоже мирской посуде и используют особое полотенце для мирской посуды, а также хранят её на отдельной полочке в шкапике. Пищу наливают поварёшкой из староверской чигунки, а воду из староверской водянки ковшом и наливают в мирскую посуду. Заметим, стариковские староверы и сами не пьют из ковша и поварёшки (половника). Здесь уместно сравнить отношение к этому правилу в других толках староверов на Енисее. Так, поморские пользуются своей чашкой, но в неё могут принимать пищу хоть у кого. Австрийские говорят о соблюдении чашки, но нарушают этот чин, ссылаясь на то, што иерей иё осветит. Стариковские староверы, чтобы избежать осквернения от смешения с иноверцами, старовера-гостя своего толка, усаживая его за трапезный стол, спрашивают: «Ты в помешке или в братии?» На заданный вопрос гость отвечает правду, а то нагрешит: «В братии я, Боу миловал: не измиршился ишо». А кто смешался (=ел с мирскими), смущаясь, говорит: «В помешке я, мирский, ежжу везде, так измиршился». Правило не миршыться староверы подтверждают Писанием: «Когда Исус Христос встретился с самаряныней Фотинией, то он с ней беседовал у колодца по пути из Иудеи в Галилею. Об этим говорится в Евангелии от Иоанна зачало дванадесяте (находит нужное место и читает). Вот: улауола ей Исус, даждь ми пи-ти, улауола ему жена самаряныня, како ты жидовин сын, от мэнэ пити проси-ши; нэ прикасаютбося жидовэ самарянех». Все староверы этот текст слушают в Соборе на пятой неделе по Пасхи, но главная мысль, которая заложена в эту проповедь, - это живая вода, которую даёт Христос нам во спасение: крестимся в воде трёхразовым погружением. Вот у никониян этот чин нарушен: они кропят или только головку смочат. А шшытают, что покрестили. А человек-то, получатса, не крэшшон. А православный и причашшается святой водой».

Историк П. Знаменский актуализирует, что положение о несмешении русских православных людей с инославными отмечается с времени принятия христианства и фиксируется в запретах митрополитов и преподобного Феодосия Печерского. Он пишет: «Православным запрещалось участвовать в латинском богослужении, следовать латинским обычаям, заповедовалось не иметь с ними общения в пище и питье, а давать им пищу в особом сосуде и потом очищать этот сосуд как оскверненный» [Знаменский, 1870, с. 45]. Надо отметить, староверы даже в глухих местах знают, кто такие латинцы, или латыняне. Это описано в нашей повести об инокине Евфимии [Бойко, 2000, с. 59].

Таким образом, картина сложения этноконфессиональной специфики культуры староверов в чине поведения во время принятия пищи и питья — это отражение общенационального и даже общехристианского поведения людей, которое сложилось

в первые века существования христианства ещё в годы гонения. В настоящее время внешние атрибуты чинов православия — внешняя предметная деятельность — отражается, вернее, сохраняется в современном европейском этикете в странах, которые исповедовали христианство, но Православную символику этикетных норм поведения во время приёма пищи, как правило, не знают. Считаем, что истоки этикетных норм и должны преподаваться в современной школе на занятиях религиоведения, потому что это исконная культу!)а Руси, сложившаяся от времени крещения. К сожалению, сами русские люди, как правило, не знают даже современного этикета процесса принятия пищи.

Библиографический список

1. Бойко Е.С. А нам нужна одна победа // Новое и старое. 2000. № 5. С. 58-77.

2. Культура Поведения за столом. Этикет Поведения за столом. URL: // http://mywebpro. ru/stati/kult-pov-za-stol-etik-pov-stol.html

3. Знаменский П. Руководство к церковной истории. Казань, 1870.

4. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.В., Уфимцева Н.В. «Культурный знак» JI.C. Выготского и гипотеза Сепира-Уорфа // НКСР. М., 1973. С. 7-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.