Научная статья на тему 'Коммуникативное образование - основа успешной карьеры инженера'

Коммуникативное образование - основа успешной карьеры инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Н.А., Данейкин Ю.В., Данейкина Н.В.

Авторы статьи рассматривают роль коммуникативной компетентности в процессах карьерного конструирования. Утверждается, что коммуникативные умения является неотъемлемой составляющей профессиональных компетенций. Причем коммуникативные компетенции в построении инженерной карьеры являются необходимыми на всех этапах карьеры. Сделан вывод, что профессиональная коммуникативная компетентность есть интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность карьерного конструирования. Авторы исследуют, какие коммуникативные компетенции, сформированные в образовательном процессе, становятся наиболее востребованными на разных этапах конструирования карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное образование - основа успешной карьеры инженера»

Наука к Образование

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Сетевое научное издание

ISSN 1994-0408

УДК 378; 11

Коммуникативное образование -основа успешной карьеры инженера

Лукьянова Н. А.1, Данейкин Ю. В.1'", *jMlc>kill@^u ru

Данейкина Н. В.1

1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия

В рамках международного научного конгресса "Наука и инженерное образование. SEE-2016", II международная научно-методическая конференция «Управление качеством инженерного образования. Возможности вузов и потребности промышленности» (23-25 июня 2016 г., МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия).

Авторы статьи рассматривают роль коммуникативной компетентности в процессах карьерного конструирования. Утверждается, что коммуникативные умения является неотъемлемой составляющей профессиональных компетенций. Причем коммуникативные компетенции в построении инженерной карьеры являются необходимыми на всех этапах карьеры. Сделан вывод, что профессиональная коммуникативная компетентность есть интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность карьерного конструирования. Авторы исследуют, какие коммуникативные компетенции, сформированные в образовательном процессе, становятся наиболее востребованными на разных этапах конструирования карьеры.

Ключевые слова: конструирование карьеры, инженерное образование, коммуникативная компетентность, личностное развитие

Введение

Двадцать первый век часто называют веком коммуникации. Место коммуникативного знания в современной образовательной парадигме определяется на основании исследований, которое проводили среди выпускников западных университетов и бизнес-школ, руководителей корпораций и менеджеров по работе с персоналом и др. [1-3].

На основании этих исследований были сделаны следующие выводы:

- коммуникативные умения является неотъемлемой составляющей профессиональных компетенций. Причем коммуникативные компетенции в построении инженерной карьеры являются необходимыми на всех этапах карьеры - от подачи заявления на конкурс, отборочного собеседования до работы с клиентами по заключению и ведению контрактов.

- необходимо формирование двух уровней коммуникативной компетенции: базовые способность ясно говорить и выражать свои мысли, внимательно слушать, составлять документы, задавать и отвечать на вопросы и межличностные и межгрупповые компетен-

Наука и Образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2016. № 07. С. 308-314.

Представлена в редакцию: 07.08.2016 Исправлена: 22.09.2016

© МГТУ им. Н.Э. Баумана

ции: способность выстраивать конструктивные рабочие отношения, работать в команде, распознавать и уважать "культурное разнообразие и инаковость" (diversity management skills), компетентно вести себя в конфликтной ситуации и управлять конфликтом, вести переговоры [4].

- к факторам, определяющим развитие инженерного образования относятся необходимость анализа ключевых сдвигов в научно-технической и социально-экономической сфере; необходимости прогноза и изучения содержательных и структурных изменений производства, состояния и динамики рынка инженерного труда и интеллектуальной продукции на региональном, межрегиональном, национальном и международном уровне; при условии системного представления целей и ценностей инженерной деятельности будущего; понимании принципов личностной организации профессионала-инженера в формировании мышления инженерного типа, в его собственном способе вхождения в инженерную культуру, в установке на саморазвитие и профессиональное творчество.

1. Методология.

Как рабочий метод исследования авторы планируют использовать официальные статистические данные, материалы научных исследований Российской и международной коммуникативных ассоциаций, извлекая информацию, имеющую отношение к образовательным практикам формирования коммуникативных компетенций у инженеров. Авторы также изучали официальные документы Ассоциации инженерного образования России, в частности материалы статей в журнале «Инженерное образование» [5]. Обращение к лучшим практикам преподавания коммуникативных дисциплин в России и за рубежом позволило сделать выводы о последовательности формирования коммуникативных компетенций в процессе образования и построения карьеры инженера. Теоретические положения теории конструирования карьеры Марка Савикаса (M.L. Savickas) легли в основу рассуждений роли коммуникативных компетенций в построении профессиональной карьеры инженера.

2. Этапы формирования коммуникативной компетентности в

образовательном процессе

Трудно переоценить влияние коммуникации на качество человеческой жизни. На протяжении всей жизни человек существует в контексте с другим человеком, как в личном, так и в профессиональном плане. Поэтому в условиях современного образования необходимо решать задачи подготовки профессионала, который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них. Система инженерного образования призвана обеспечить построение и создать условия для формирования высокообразованных профессионалов в области инженерии. В статье «Коммуникативная компетентность - ресурс повышения качества инновационного образования» [6] авторы рассматривают понятие «профессиональная коммуникативная компетентность». Утверждается, что сегодня присутствует острая потребность в специалистах, имеющих не только специальные компетенции, но и обладающих особыми надпрофессиональными ка-

чествами, необходимыми при создании новой конкурентоспособной продукции. Авторы делают вывод, что таким надпрофессиональным качеством является коммуникативная компетентность. Формирование коммуникативной компетентности должно проходить на всех ступенях высшего профессионального образования. Этот тезис обосновывается также в статье Лукьяновой Н.А., Данейкина Ю.В., Данейкиной Н.В. «Communicative Competence Management Approaches in Higher Education» [7].

Профессиональная коммуникативная компетентность есть интегральное понятие, ин-тегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетентность является необходимым условием профессионального развития. Формирование данной компетентности, как указывают авторы статьи, проходит поэтапно [6]. Авторы утверждают, что:

1. В образовательных программах начальной ступени обучения (1-2 курс - бакалавр) должны быть сформированы следующие коммуникативные компетенции, базирующиеся на технологиях презентации своих проектов и самопрезентации.

2. В образовательных программах второй ступени обучения (3-4 курс - бакалавр) должны быть сформированы коммуникативные компетенции, основанные на технологиях эффективной работы с аудиторией.

3. На третьей ступени обучения (2 года магистратуры) приобретаются компетенции, базирующиеся на технологиях эффективного коммуникативного взаимодействия, умения отстаивать свои интересы.

4. На четвертом этапе формирование коммуникативных компетенций происходит в области ситуационного анализа, направленного на развитие критического мышления, формирования интереса обучаемых к самому процессу добывания знаний в проблемных ситуациях.

Таким образом, надпрофессиональный статус коммуникативной компетентности базируется на утверждении, что она формируется не только как часть профессионального образования, но и как ключевой ресурс личностного развития, что является условием карьерного конструирования.

3. Коммуникативная компетентность в теории карьерного

конструирования

Карьера является постоянным строительством, индивидуальная траектория карьеры меняется на протяжении всей жизни и постоянно развивается. Процесс конструирования карьеры во многом зависит от психологических характеристик, Савикас отмечает, что строительство карьеры базируется на индивидуальном подходе, его теория базируется на теории социального конструктивизма, личного конструктивизма и теории строительства карьеры. По сути, строительство карьеры есть построение представлений о реальности, но не строительство самой реальности. В значительной мере успешность карьерного строительства зависит от способности адаптироваться к окружающей среде, а не от зрелости человека.

В последние десятилетия отмечается рост интереса к изучению индивидуальных различий в процессе принятия карьерных решений [8]. Методы карьерного сопровождения изучаются во многих странах. Например, в работе Проектирование жизни: Парадигма построения карьеры в 21 веке [9] предложены методы карьерного сопровождения, консультирования и профессиональной ориентации. Авторами разработана модель карьерного конструирования, опирающаяся, по мнению авторов, на пять принципов для построения трудовой жизни людей:

1) учет возможностей в соответствии с текущими обстоятельствами («контекстный»);

2) процесс сопровождения должен быть динамическим (а не статичным);

3) на каждом этапе следует добиваться определенного прогресса;

4) необходимо рассматривать и сопоставлять множество перспектив;

5) необходимо моделировать индивидуальные траектории.

В теории карьерного конструирования ключевым моментом является та модель мышления, которую мы выбираем в качестве профессионального поведения в течение жизненного цикла. Если в 20-м веке данная модель базировалась на понимании соответствия тем профессиональным требованиям, которые предъявлялись к конкретной профессии, то 21 -й век ставит новые вопросы о карьере, особенно вопрос о том, как люди могут вести переговоры о своих планах по профессиональному развитию, имеют ли они чувство собственного достоинства и социальной идентичности. Современная теория карьеры базируется на потребностях современных мобильных работников, которые видят картину в целом, готовы к изменениям, демонстрируют приверженность гибким схемам, а не стабильности [10]. При этом современный рынок труда требует ряда профессиональных навыков, связанных с проектным менеджментом. Выполняя новый проект, работник концентрируется не только на заработной плате, но и на значимости своего труда и возможности контролировать работу. Выбор одной профессии на всю жизнь становится более мифом, чем реальностью. Действительно, многие люди в 20-м веке были приняты на работу в долгосрочной перспективе на основах взаимной лояльности и безопасности. Сегодня в парадигме занятости все больше и больше преобладают краткосрочные цели и ограниченные взаимные обязательства [11]. Большое значение имеет баланс между работой и семейными обязанностями. Тем самым форма карьеры меняется от устойчивости к мобильности, что отражает изменившиеся требования к профессиональным компетенциям.

4. Роль коммуникативной компетенции в конструировании карьеры

Авторы данной статьи утверждают, что необходимость формирования коммуникативной компетентности в профессиональной подготовке инженера является необходимым условием карьерного конструирования.

Проблемы, связанные с коммуникативной компетентностью инженера, приобретают в особую актуальность на современном рынке труда. Изменение характера профессиональной деятельности и положения профессии инженера выдвинуло коммуникативную компетентность на одно из первых мест в его профессиональной деятельности. С помощью коммуникаций человек совершенствует свои профессиональные умения, развивается сам, развивает свою организацию и окружающую среду.

Рассматривая понятие карьера в широком контексте, авторы не ставят целью описать виды карьеры или ее траектории. Задача показать значимость формирования коммуникативной компетентности на различных этапах карьеры в зависимости от возраста человека. Рассмотрим, какие коммуникативные компетенции, сформированные в образовательном процессе, становятся наиболее востребованными при конструировании карьеры. В процессе карьерного строительства можно выделить несколько этапов, однако подчеркнем, что данное деление весьма условно и базируется только на возрастной критерии.

Первый — подготовительный (18-22 года) - связан с получением высшего или среднего профессионального образования, в этих рамках закладываются основы будущего специалиста и руководителя. Карьеры в собственном смысле слова здесь еще нет, ибо она начинается с момента зачисления выпускника в штат организации. Процесс формирования коммуникативных компетенций на данном этапе был описан выше. Подчеркнем, что данный этап является образовательным во всех смыслах. Сформированность коммуникативных компетенций на данном этапе позволит строить более успешную карьеру в будущем. Уровень сформированности коммуникативных компетенций определяется при собеседовании в момент устройства на работу.

Второй — адаптационный этап (23-30 лет) - приходится на вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе. На этом этапе как никогда актуальными становятся следующие коммуникативные навыки: способность ясно излагать свои мысли; способность уверенно общаться, презентовать свою идею, вести деловой диалог и пр. Основная задача карьерного конструирования на этом этапе - расширить сферу профессионального общения, что дает основание выбрать свою роль в команде. Коммуникативные практики этого этапа обучения сориентированы на установление связей процесса использования полученных знаний с нормами профессиональной деятельности.

Третий — стабилизационный этап (30-40 лет) - означает окончательное определение возможностей дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. С одной стороны, могут открыться безграничные возможности построения карьеры, с другой - сотрудник может достигнуть своего «потолка» и навсегда остаться на должности младшего руководителя или специалиста. Но все к этому времени становятся профессионалами. На этом этапе наиболее эффективно «работают» следующие (приобретенные в процессе обучения) коммуникативные компетенции: выявления и преодоления барьеров в общении; способность использовать логические и психологические приемы полемического общения; умения распознавать агрессивный, пассивный и манипулятивный стили поведения и успешно им противодействовать; умения бесконфликтно отстаивать свои интересы. На этом этапе языковая и речевая составляющие выступают важнейшими инструментальными компонентами комплексной профессионально-коммуникативной компетентности. Практически каждый учебник по коммуникации приводит ссылки на то, что среди всех профессиональных качеств коммуникативные умения - слушать, говорить, убеждать, работать с разного рода информацией, проводить переговоры, координировать свои действия с действиями партнеров, работать в команде и т.д. - наиболее высоко ценимы. Эти качества, с точки зрения авторов, становятся наиболее востребованными на этом этапе карьерного конструирования.

Далее следует этап, когда коммуникативные навыки, приобретенные в процессе обучения, не подлежат значительным изменениям и уже не играют значительной роли в конструировании карьеры.

Четвертый — этап консолидации (40-50 лет). На этом этапе люди определяются, хотят и могут ли они продвигаться по служебной лестнице. Многие начинают подводить итоги сделанного и, понимая, что дальнейшее продвижение в должности невозможно, искать пути приспособления к новой ситуации. Кто-то переходит в освоение новых сфер деятельности или находит выход в построении «горизонтальной карьеры».

Следующий этап, это этап созидания (50-60 лет). Для многих он предполагает, что люди сосредоточиваются на передаче своих знаний, опыта молодежи. И здесь как никогда высока роль коммуникативных компетенций, связанных с мастерством коммуникаций и публичных выступлений.

После 60 лет процесс конструирования карьеры весьма индивидуален, кто-то готовится к уходу на пенсию. А кто-то продолжает активную профессиональную деятельность, ориентированную в большей степени на построение горизонтальной карьеры.

Заключение

Перспектива на будущее

Сегодня предъявляются принципиально новые требования к образованию, обусловленные тем, что обозначились четкие тенденции к совершенствованию подготовки будущих специалистов, владеющих основами профессионального общения. Это дает основание авторам утверждать, что коммуникативная компетентность является ключевой в профессиональном образовании. Это надпрофессиональное качество, влияющее на процесс конструирования карьеры на протяжении всей жизни. Глобальность образования определяет тезаурус инженера. Коммуникативная компетентность как часть культуры эффективной коммуникации является необходимым социально-психологическим условием достижения успешной профессиональной деятельности будущего инженера. В этой связи актуальной проблемой высшей школы является подготовка студентов к продуктивному профессиональному общению, что будет способствовать формированию активной жизненной позиции. Это главный фактор фундаментальной составляющей образования. Поэтому особенно важным является формирование профессиональных навыков, коммуникационных практик, морально-нравственных качеств, призванных служить базовым основанием деятельности. Также это позволяет утверждать, что коммуникативная компетентность является основой успешной карьеры инженера, поскольку является обязательным компонентом современного профессионализма.

Благодарность

Исследование проведено в рамках проекта "The Youth's Portrait" of the Future: Methodology of Investigating Representations" при финансировании Российского Гуманитарного Научного Фонда. Номер Гранта 15-03-00812a.

Список литературы

[1]. Emanuel R. The Case for Fundamentals of Oral Communication. // Community College Journal of Research and Practice. 2005. Vol. 29. Is. 2. P. 153-162. DOI: 10.1080/10668920490891638

[2]. Morreale S.P., Osborn M.M., Pearson J.C. Why Communication is Important: A Rationale for the Centrality of the Study of Communication. // Journal of the Association for Communication Administration. 2000. Vol. 29. No. 1. P. 1-25. Режим доступа: http://www.slideshare.net/goadaui/why-communication-is-important-34082701 (дата обращения 12.06.2016).

[3]. Communication Programs in Higher Education. // National Communication Association. Washington D.C.: National Communication Association. 2004. Режим доступа: http://www.natcom.org/ (дата обращения 12.06.2016).

[4]. Матьяш O. Коммуникативное образование. // Полит.ру. 2011. Режим доступа: http://polit.ru/article/2011/08/10/communication/ (дата обращения 10.06.2016).

[5]. Журнал «Инженерное образование» // Сайт: Ассоциация инженерного образования в России. Режим доступа: http://www.ac-raee.ru/ru/e-magazine.htm (дата обращения 05.06.2016).

[6]. Лукьянова Н.А., Петров В.В. Коммуникативная компетентность - ресурс повышения качества инновационного образования. // Философия образования. 2010. № 4. Режим доступа: www.sibran.ru/journals/issue.php?ID=120690&ARTICLE ID=131113 (дата обращения 05.06.2016).

[7]. Lukyanova N.A, Daneykin Yu.V., Daneikina N.V. Communicative Competence Management Approaches in Higher Education / Worldwide trends in the development of education and academic research. (Sofia, Bulgaria, 15-18 June, 2015). // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 565-570. DQI:10.1016/j.sbspro.2015.11.761 Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815061169 (дата обращения 10.06.2016).

[8]. Savickas M.L. Vocational Psychology. // Encyclopedia of Applied Psychology. Amsterdam: Elsevier. 2004. Vol. 3. P. 655-667. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/B0-12-657410-3/00610-3

[9]. Savickas M.L., Nota L., Rossier J., Dauwalder J-P., Duarte M.E., Guichard J., Soresi S., Esbroeck R.V., van Vianen A.E.M. Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 75. Is. 3. P. 239-250. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2009.04.004

[10]. Savickas M.L. Career Construction Theory. // Website Vocopher. Режим доступа: http://www.vocopher.com/pdfs/careerconstruction.pdf (дата обращения 10.06.2016).

[11]. Savickas M.L. The Theory and Practice of Career Construction. // Career Development and Counseling: Putting Theory and Research to Work. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons. Inc. 2005. 697 p. P. 42-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.