родного способа тушения лесных пожаров - когда на их пути поджигался лес, и один огонь «пожирался» другим, встречным. Так и в случаях «пожара в сознании» - когда человек оказывается одержим неким переживанием, побуждающим его к созданию и закреплению разрушительных образцов поведения, встречная боль, исходящая из «здесь и сейчас», помогает войти в пространство памяти, содержащее боль, и осознать ее причины. Осознанная боль перестает быть тем, что пугает и не дает избавиться от порожденного ею поведения. Задача психотерапевта - помочь больному найти и осознать, а, осознав - избавиться от причин своих переживаний и разрушительного поведения. Человек получает свободу выбора, в то время как до осознавания причин, побуждавших его действовать неразумно, он пребывал в своеобразной «поведенческой колее».
Наблюдения показывают, что в структуре зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) имеется нарушение механизмов сравнения болевых и комфортных ощущений. Мы специально обращали внимание пациентов на ощущения ими боли в течение их жизни, и почти всегда отмечали ее дефицит. Как правило, наркоманы не знают, что такое обычная физическая
Библиографический список
боль, например, от побоев - по крайней мере, они не знали этого до начала злоупотребления наркотиками. Зато многие из них хорошо знакомы с ощущениями боли душевной, связанной с депрессивным переживанием, с одиночеством, непониманием, невозможностью найти жизненный интерес и т.д. - всем тем, что характеризует так называемую авитальную активность.
Заключение. Болевой стресс облигатно вызывает массированный выброс эндорфинов и восстановление чувствительности эндорфиновых рецепторов. Клинически этот эффект проявляется в повышении настроения, активности, общего самочувствия, в появлении конструктивных мотиваций, желании жить, восстановлении нарушенных интерперсональных отношений, появлении просоциальных тенденций. Ноци-цептивная стимуляция, или болевая терапия, в качестве одной из телесно-ориентированных психотерапевтических практик у больных алкоголизмом и опиодных наркоманов может быть рекомендована для коррекции вторичных аффективных и сенсорных расстройств и уменьшения напряженности наркотической доминанты.
1. Тхостов, А.Ш. Дефицитарность внутреннего контроля у больных опийной наркоманией как фактор наркотизации / А.Ш. Тхостов, Н.А. Грюнталь, С.П. Елшанский, И.В. Белокрылов // Вопросы наркологии. - 200l. - № 3.
2. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. - М., 2001.
3. Вагин, Ю.Р Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков). - Пермь, 2001.
4. Чухрова, М.Г. Применение методов болевого воздействия при опиоидной наркомании / М.Г. Чухрова, Г.Н. Пилипенко // Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: материалы Российской научно-практич. конф. / под общ. ред. проф. А.В. Худякова. - Иваново, 2005.
5. Елшанский, СП. Внутреннее восприятие и механизмы развития зависимостей от ПАВ // Вопросы наркологии. - 2002. - № 4.
6. Сперанский, С.В. Метод болевого воздействия при лечении аддиктивного поведения и других проявлений авитальной активности / С.В. Сперанский, М.Г. Чухрова, Н.К. Жуков // Новые методы лечения и реабилитации в наркологии: сб. метериалов Междунар. конф.; под общ. ред. проф. В.Д. Менделевича. - Казань, 2004.
7. Чухрова, М.Г. Аддиция: зависимое поведение / М.Г. Чухрова, В.П. Леутин. - Новосибирск, 2010.
8. Шевцов, А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию. - СПб., 2000.
Bibliography
1. Tkhostov, A.Sh. Deficitarnostj vnutrennego kontrolya u boljnihkh opiyjnoyj narkomanieyj kak faktor narkotizacii / A.Sh. Tkhostov, N.A. Gryuntalj, S.P. Elshanskiyj, I.V. Belokrihlov // Voprosih narkologii. - 2001. - № 3.
2. Mendelevich, V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya. - M., 2001.
3. Vagin, Yu.R. Avitaljnaya aktivnostj (zloupotreblenie psikhoaktivnihmi vethestvami i suicidaljnoe povedenie u podrostkov). - Permj, 2001.
4. Chukhrova, M.G. Primenenie metodov bolevogo vozdeyjstviya pri opioidnoyj narkomanii / M.G. Chukhrova, G.N. Pilipenko // Diskussionnihe voprosih narkologii: profilaktika, lechenie i reabilitaciya: materialih Rossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. / pod obth. red. prof. A.V. Khudyakova. - Ivanovo, 2005.
5. Elshanskiyj, SP. Vnutrennee vospriyatie i mekhanizmih razvitiya zavisimosteyj ot PAV // Voprosih narkologii. - 2002. - № 4.
6. Speranskiyj, S.V. Metod bolevogo vozdeyjstviya pri lechenii addiktivnogo povedeniya i drugikh proyavleniyj avitaljnoyj aktivnosti / S.V. Speranskiyj, M.G. Chukhrova, N.K. Zhukov // Novihe metodih lecheniya i reabilitacii v narkologii: sb. meterialov Mezhdunar. konf.; pod obth. red. prof. V.D. Mendelevicha. - Kazanj, 2004.
7. Chukhrova, M.G. Addiciya: zavisimoe povedenie / M.G. Chukhrova, V.P. Leutin. - Novosibirsk, 2010.
8. Shevcov, A.A. Vvedenie v obthuyu kuljturno-istoricheskuyu psikhologiyu. - SPb., 2000.
Статья поступила в редакцию 18.07.14
УДК 159.9
Lisovskaya N.B., Sayanskaya A.M. RESULTS OF THE STUDY OF THE COGNITIVE COMPONENT OF THE CAREER READINESS OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The article highlights the issues of professional career and psychological readiness to her building graduates of pedagogical universities, a concept career preparedness and describes its structure. The authors presented the results of the study of cognitive component career-ready graduates of pedagogical universities.
Key words: career readiness, components career readiness, cognitive component career readiness.
Н.Б. Лисовская, канд. психол. наук, доц. каф. организационной психологии психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: lisovskaja@mail.ru; А.М. Саянская, аспирант каф. организационной психологии психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: sayanskaya@mail.ru
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье освещаются проблемы профессиональной карьеры и психологической готовности к ее построению у выпускников педагогических вузов, раскрывается понятие карьерной готовности и описывается ее структура. Авторами представляются результаты исследования когнитивного компонента карьерной готовности у выпускников педагогических вузов.
Ключевые слова: карьерная готовность, компоненты карьерной готовности, когнитивный компонент карьерной готовности.
В настоящее время одной из главных проблем высшего образования является поиск новых подходов к подготовке компетентных, высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, ответственных, целеустремленных, умеющих мобилизовать себя для решения профессиональных задач, готовых к профессиональной карьере.
Проблема профессиональной карьеры, карьерного роста -это относительно новая научная проблема. Она была поставлена зарубежными авторами, в том числе Т. Парсонсом, Д. Хол-ландом, Д. Сьюпером, и в дальнейшем получила развитие в работах отечественных исследователей [1]. Так, В.К. Белолипец-кий, В.Г. Игнатов, A.B. Понеделков, А.И. Турчинов в своих трудах обосновывают теоретические предпосылки исследования карьеры в рамках процессного, статусного, ценностного подходов [2; 3]. А.Я. Кибанов определяет содержание целей карьеры [4]; А.П. Егоршин и В.Л. Романов в своих работах представляют модели карьеры и карьерные стратегии [5].
Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов и, как следствие, их успешное трудоустройство, базируются на их готовности к труду, или карьерной готовности.
Для обозначения понятия «карьерная готовность» в зарубежной психологии используют два термина: career-choice rеаdinеss (готовность к карьерному выбору) и сагее^е^юп rеаdinеss (готовность к карьерному решению). С точки зрения зарубежных ученых, феномен карьерной готовности неразрывно связан с готовностью к карьерному выбору и принятию решения. Это обусловлено практической направленностью зарубежной организационной психологии и, в первую очередь, практикой карьерного консультирования [6]. D. Super, M. L. Savickas, А. Hirschi и D. Lage определяют карьерную готовность как «готовность и способность личности успешно вовлекаться в процесс принятия решения о карьере и достигать обоснованного карьерного решения» [1; 6].
Анализ современных исследований по проблеме карьерной готовности показывает тесную взаимосвязь понятия «карьерная готовность» с феноменом карьерной зрелости. В работах J. Crites и М. Savickas подчеркивается тот факт, что карьерная зрелость является важным конструктом, так как обозначает осознание человеком индивидуального уровня развития прогресса в карьере. М. Savickas определяет карьерную зрелость как готовность человека делать осознанные, соответствующие возрасту карьерные выборы и принимать соответствующие решения, а также справляться с задачами по развитию карьеры [7]. D. Е. Super предложил рассматривать карьерную зрелость при помощи следующих характеристик: ориентация на работу; планирование успеха; постоянство в профессиональных предпочтениях; мудрость в профессиональных предпочтениях [1]. Карьерная зрелость, согласно К. Seifert и W. Stаnglе, включает в себя следующие основные параметры: карьерную решимость; независимость карьерного выбора; вовлеченность в процесс принятия карьерного решения; позитивные аттитюды по отношению к карьерному решению; знания о профессиях. Очевидно, что
карьерная зрелость - это во многом синонимичное понятие по отношению к карьерной готовности [8].
Карьерная готовность, в соответствии с концепцией D. Super, предполагает развитие у личности ее базовых составляющих: установок на развитие карьеры, поведения и когниций, необходимых для кристаллизации стабильной профессиональной идентичности [1]. Позднее, операционализируя понятие готовности к принятию карьерного решения, A.S. Thompson, R.H. Lindeman, D.E. Super, J.P. Jordan и R.A. Myers выделили следующие основные компоненты: установки на планирование и исследование, информацию о мире профессий и компетентность в области принятия решения [9].
Понятие «карьерная готовность» является более широким, чем «готовность к труду», так как включает в себя еще и желание развиваться в процессе профессионального становления, менять свой социальный статус, получать в процессе трудовой деятельности как моральное, так и материальное вознаграждение, и прочее.
Следовательно, карьерная готовность - это направленное на планирование и построение карьеры выражение личности, включающее в себя ее убеждения, взгляды, мотивы, чувства, установки, настроенность на поведение, которое обеспечит успешное построение карьеры и соответствие ожиданий личности ожиданиям карьерной среды; это концентрация сил личности, направленных на создание карьерного плана и его осуществление, является предпосылкой целенаправленной деятельности по построению карьеры, ее регуляции и эффективности [10].
Карьерная готовность представляет собой интегральное образование, функциональная структура которого состоит из двух факторов - объективного и субъективного, - каждый из которых имеет свои составляющие и взаимосвязи [11]. Объективный фактор готовности включает в себя социокультурные изменения, происходящие в обществе, состояние рынка труда в конкретном регионе, а также организационные особенности. Субъективный фактор состоит из функционально-операционального и психологического (личностного) компонентов.
Функционально-операциональные особенности личности -это опыт, знания, умения и навыки, необходимые для выполнения выбранной профессиональной деятельности. Психологический (личностный) компонент карьерной готовности включает в себя структуру индивидуально-психологических особенностей личности, представленную тремя составляющими: эмоциональной, мотивационной и когнитивной, которые выступают в качестве субъективных условий успешного построения карьеры.
Таким образом, теоретический анализ и систематизация данных различных исследований позволяют выделить три составляющие психологической структуры карьерной готовности [12; 13]:
- когнитивную (желание и возможность принимать новое, а также содержание карьерных ориентаций);
- эмоциональную (ощущение эмоционального комфорта, общее состояние эмоционального благополучия, оптимизм, бодрость и уверенность в себе);
Таблица 1
Выраженность карьерных ориентаций выпускников
Карьерные ориентации Среднее значение в группе Стандартное отклонение
Стабильность работы 8,0 1,3
Служение 7,6 1,6
Интеграция стилей жизни 7,4 1,4
Автономия 6,8 1,4
Менеджмент 6,4 1,9
Предпринимательство 6,1 2,1
Профессиональная компетентность 5,6 1,7
Вызов 5,6 1,8
Стабильность места жительства 5,3 2,6
Рис. 1. Результаты изучения сформированности профессионального сознания выпускников по методике «Кто Я?» (п = 300)
- мотивационную (положительное отношение к карьере и желание достигнуть успеха в ее построении).
Целью нашего исследования было изучение когнитивного компонента карьерной готовности выпускников педагогических вузов.
Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и на базе нескольких факультетов/институтов Новосибирского государственного педагогического университета, ведущих подготовку студентов по психолого-педагогическому направлению. Общая выборка участников исследования составила 300 человек, из которых по 150 выпускников 2014 г. приходится на РГПУ им. А.И. Герцена и НГПУ соответственно. Группу выпускников бакалавриата по каждому из вузов составили 50 человек, группу выпускников специалитета - 100 чел. Средний возраст испытуемых - 21 год, из них 86,8 % составили женщины, 13,2% - мужчины.
Для изучения когнитивного компонента карьерной готовности использовались следующие методики: методика оценки карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Эдгара Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой) [14]; методика «Кто Я» М. Куна, Т. Макпартленда (перевод и адаптация Т. В. Румянцевой) [15].
С целью выявления структуры карьерных ориентаций в группе выпускников была применена методика оценки карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна. Результаты исследования карьерных ориентаций выпускников представлены в таблица 1.
Из таблицы 1 видно, что ведущими карьерными ориентаци-ями выпускников выступают «стабильность работы», «служение» и «интеграция стилей жизни». Ярко выраженная карьерная ориентация «стабильность работы» говорит о том, что выпускники будут искать работу в такой организации, которая сможет обеспечить им определенный срок занятости и социальные гарантии. Якорь «служение», выраженный чуть менее ярко, говорит о том, что основными ценностями исследуемой группы являются «помощь людям», «желание сделать мир лучше», «служение человечеству» и т. д. Выпускники стараются приносить пользу обществу в целом и отдельным людям в частности и для них очень важно видеть конкретные результаты своей работы, даже если они не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения карьеры для таких людей - наиболее эффективно использовать свои таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Выпускники хотят заниматься только профессиональной деятельностью, имеющей для них личное зна-
чение и ценность, и откажутся работать в организации, враждебной их целям и ценностям. Они также могут отказаться от продвижения по службе или перевода на другую работу, если это лишит их возможности реализовать главные ценности жизни. Люди, ориентированные на служение, общительны и порой консервативны. Часто они выбирают себе «помогающие» профессии.
Помимо этого, для выпускников очень важен баланс между работой и личной жизнью. Для людей с ориентацией на «интеграцию стилей жизни» очень ценно их личное время. Им важно, чтобы на работе с уважением относились к их личным и семейным проблемам. Такие люди высоко ценят всевозможную гибкость работы. Развитие карьеры может их привлечь только тогда, когда оно не нарушает привычный для них стиль жизни.
Следовательно, испытуемых характеризует желание реализовать социально-значимые цели, не придавая исключительного значения только профессиональной деятельности. Помимо работы они стремятся уделять время семье, а также саморазвитию. Можно предположить, что выпускники будут строить свой карьерный путь в тех сферах профессиональной деятельности, в которых есть возможность проявить себя в качестве профессионала, но с уклоном в социальную значимость - без ущерба другим личным интересам, или даже совмещая их.
Для изучения сформированности профессионального сознания выпускников, места учебной и профессиональной идентичности в структуре их самосознания нами была проведена методика «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда. Представлялось важным выяснить, есть ли среди идентификационных характеристик профессионально-важные и профессионально-значимые качества и как выпускники оценивают их. Для этого необходимо посмотреть, какое место занимает «профессиональное Я» в списке ответов на вопрос «Кто Я?» (рис. 1).
Из полученных данных видно, что наиболее часто выпускники отмечают свои личностные качества, особенности характера, описывают индивидуальный стиль поведения, персональное и эмоциональное отношение к себе. Показатели, относящиеся к «рефлексивному Я» и «социальному Я», представлены в ответах на вопрос «Кто Я?» у большинства выпускников РГПУ им. А.И. Герцена и НГПУ (86%). Стоит заметить, что лишь незначительное количество отмеченных личных качеств относится к профессиональной сфере (17%).
Выбор характеристик, которые относятся к учебно-профессиональной сфере, занимает 12,3% среди всех ответов на вопрос «Кто Я?». При этом большая часть из них (72%) относится к учебной сфере. Такие характеристики, как «психолог», «педагог», «консультант», «молодой специалист» упоминаются довольно редко. Обобщенный показатель идентичности «Перспективное Я», в частности профессиональная перспектива, в числе ответов представлен также незначительно. Ответы «будущий психолог», «будущий социальный работник», «будущий педагог» и т.д. занимают лишь 1,3% от всех ответов на вопрос «Кто Я?». Из вышеизложенного можно сделать вывод, что профессиональное самосознание выпускников не сформировано, они не видят себя молодыми специалистами и будущими профессионалами, не отмечают у себя профессионально-важные качества.
Полученные результаты могут быть использованы психологическими центрами вузов для уточнения карьерных целей и приоритетов студентов и формирования их карьерной готовности, а также в процессе подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Библиографический список
1.
Super, D.E. The life-span, life-space approach to careers / D.E. Super, M.L. Savickas, C.M. Super // Career choice and development (3rd ed.) / D. Brown, L. Brooks (eds). - San Francisco, 1996.
Игнатов, В.Г. Профессионализм в системе государственной службы / В.Г. Игнатов, В.К. Белолипецкий, А.В. Понеделков. - Ростов-на-Дону, 1997.
Турчинов, А.И. Актуальные проблемы развития теории кадровой политики в условиях реформ // Научные доклады. Вып. 1: Материалы научно-практ. конф. «Российское государство и государственная служба на современном этапе». - М., 1999. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: учебник. - М., 2010.
Романов, В.Л. Прохождение государственной службы: карьерная стратегия и служебная тактика. - М., 2007.
2
3
6. Hirschi, A. The relation of secondary students' career choice readiness to a six-phase model of career decision making / A. Hirschi, D. Lage / / Journal of Career Development, 2007. - Vol. 34(2).
7. Crites, J.O. Revision of the career maturity inventory / J.O. Crites, M.L. Savickas // Journal of career assessment, 1996. - V. 4(2).
8. Seifert, K.-H. Der Fragebogen Einstellungen zur Berufswahl und beruflichen Arbeit / K.-H. Seifert, W. Stangl // Diagnostica, 1986. - Heft 32 (2).
9. Jordan, J. P. Exploratory behavior: The formation of self and occupational concepts // Career development: Self-concept theory. - New York, 1963.
10. Hall, D.T. Careers in and out of organizations. - Thousand Oaks, CA., 2002.
11. Holland, J.L. Making vocational choices: А theory of vocational personalities and work environments (3rd edition). - Englewood Cliffs, NJ. - 1997.
12. Лисовская, Н.Б. Карьерная готовность выпускника вуза: монография. - СПб., 2012.
13. Лисовская, Н.Б. Карьерная готовность выпускников педагогического вуза / Н.Б. Лисовская, Е.А. Трощинина // Информационно-аналитический научно-образовательный журнал РГПУ им. А.И. Герцена Universum: Вестник Герценовского университета. - СПб. - 2012. -№ 3.
14. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб., 2002.
15. Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Тест Куна. Тест «Кто Я?» / М. Кун, Т. Макпарт-ленд; модификация Т.В. Румянцевой. - СПб., 2006.
Bibliography
1. Super, D.E. The life-span, life-space approach to careers / D.E. Super, M.L. Savickas, C.M. Super // Career choice and development (3rd ed.) / D. Brown, L. Brooks (eds). - San Francisco, 1996.
2. Ignatov, V.G. Professionalizm v sisteme gosudarstvennoyj sluzhbih / V.G. Ignatov, V.K. Belolipeckiyj, A.V. Ponedelkov. - Rostov-na-Donu, 1997.
3. Turchinov, A.I. Aktualjnihe problemih razvitiya teorii kadrovoyj politiki v usloviyakh reform // Nauchnihe dokladih. Vihp. 1: Materialih nauchno-prakt. konf. «Rossiyjskoe gosudarstvo i gosudarstvennaya sluzhba na sovremennom ehtape». - M., 1999.
4. Kibanov, A.Ya. Upravlenie personalom organizacii: uchebnik. - M., 2010.
5. Romanov, V.L. Prokhozhdenie gosudarstvennoyj sluzhbih: karjernaya strategiya i sluzhebnaya taktika. - M., 2007.
6. Hirschi, A. The relation of secondary students' career choice readiness to a six-phase model of career decision making / A. Hirschi, D. Lage / / Journal of Career Development, 2007. - Vol. 34(2).
7. Crites, J.O. Revision of the career maturity inventory / J.O. Crites, M.L. Savickas // Journal of career assessment, 1996. - V. 4(2).
8. Seifert, K.-H. Der Fragebogen Einstellungen zur Berufswahl und beruflichen Arbeit / K.-H. Seifert, W. Stangl // Diagnostica, 1986. - Heft 32 (2).
9. Jordan, J. P. Exploratory behavior: The formation of self and occupational concepts // Career development: Self-concept theory. - New York, 1963.
10. Hall, D.T. Careers in and out of organizations. - Thousand Oaks, CA., 2002.
11. Holland, J.L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments (3rd edition). - Englewood Cliffs, NJ. -1997.
12. Lisovskaya, N.B. Karjernaya gotovnostj vihpusknika vuza: monografiya. - SPb., 2012.
13. Lisovskaya, N.B. Karjernaya gotovnostj vihpusknikov pedagogicheskogo vuza / N.B. Lisovskaya, E.A. Trothinina // Informacionno-analiticheskiyj nauchno-obrazovateljnihyj zhurnal RGPU im. A.I. Gercena Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. - SPb. - 2012. - № 3.
14. Pochebut, L.G. Organizacionnaya socialjnaya psikhologiya / L.G. Pochebut, V.A. Chiker. - SPb., 2002.
15. Rumyanceva, T.V. Psikhologicheskoe konsuljtirovanie: diagnostika otnosheniyj v pare. Test Kuna. Test «Kto Ya?» / M. Kun, T. Makpartlend; modifikaciya T.V. Rumyancevoyj. - SPb., 2006.
Статья поступила в редакцию 05.08.14
УДК 159.9
Sayanskaya A.M., Lisovskaya N.B. THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR CAREER BUILDING. The article is devoted to the problem of formation of psychological preparedness of graduates for the planning and construction of their own professional career; a concept of «career readiness», describes its structure and factors of formation. The authors presented the results of the research of personal component career-ready graduates of pedagogical universities.
Key words: career readiness, factors career readiness, the personal component career readiness.
А.М. Саянская, аспирант каф. организационной психологии психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: sayanskaya@mail.ru; Н.Б. Лисовская, канд. психол. наук, доц. каф. организационной психологии психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: lisovskaja@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПОСТРОЕНИЮ КАРЬЕРЫ
Статья посвящена проблеме формирования психологической готовности выпускников вузов к планированию и построению собственной профессиональной карьеры; раскрывается понятие «карьерная готовность», описывается ее структура и факторы формирования. Авторами представляются результаты исследования личностного компонента карьерной готовности у выпускников педагогических вузов.
Ключевые слова: карьерная готовность, факторы карьерной готовности, личностный компонент карьерной готовности.
В свете возросших требований к деятельности и личности молодого специалиста одной из самых актуальных становится проблема формирования готовности выпускников вузов к планированию и построению собственной карьеры.
Для обозначения понятия «карьерная готовность» в зарубежной психологии используют два термина: career-choice readiness (готовность к карьерному выбору) и career-decision readiness (готовность к карьерному решению). Феномен карьер-
ной готовности с точки зрения зарубежных ученых неразрывно связан с готовностью к карьерному выбору и принятию решения. Зарубежные исследователи (D. Super, M.L. Savicka, A. Hirschi и D. Lage) определяют карьерную готовность как «готовность и способность личности успешно вовлекаться в процесс принятия решения о карьере и достигать обоснованного карьерного решения» [1; 2]. Карьерная готовность, согласно концепции D. Super, предполагает развитие у личности ее базовых