Научная статья на тему 'Коммуникативное измерение межэтнической толерантности в поликультурном регионе (на примере Саратовской обл. )'

Коммуникативное измерение межэтнической толерантности в поликультурном регионе (на примере Саратовской обл. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
194
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / INTERETHNIC TOLERANCE / INTERPERSONAL COMMUNICATION / MASS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зазаева Наталия Борисовна

Статья посвящена построению коммуникативного механизма формирования межэтнической толерантности в поликультурном регионе; проведен анализ коммуникативных практик ее формирования в Саратовской обл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development of communicative mechanism of interethnic tolerance formation in multicultural region; the analysis of communicative practices of tolerance formation in the Saratov region is done.

Текст научной работы на тему «Коммуникативное измерение межэтнической толерантности в поликультурном регионе (на примере Саратовской обл. )»

Коммуникации и общество

Наталия ЗАЗАЕВА

КОММУНИКАТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ (на примере Саратовской обл.)

Статья посвящена построению коммуникативного механизма формирования межэтнической толерантности в поликультур-ном регионе; проведен анализ коммуникативных практик ее формирования в Саратовской обл.

The article is devoted to the development of communicative mechanism of interethnic tolerance formation in multicultural region; the analysis of communicative practices of tolerance formation in the Saratov region is done.

Ключевые слова:

межэтническая толерантность, межличностные коммуникации, массовые коммуникации, этническая идентичность, национально-культурные объединения, поликультурный регион; interethnic tolerance, interpersonal communication, mass communication, ethnic identity, national-cultural units, multicultural region.

Социология рассматривает толерантность, прежде всего, как мировоззренческий феномен в виде плюралистической системы ценностей, признающей разнообразие мира, и терпимого отношения к любой «инаковости». Впрочем, диапазон такого отношения предлагается достаточно широкий — от индиф -ферентной терпимости до уважительного отношения к другому как носителю прав и свобод человека, т.е. ответственно поступающей личности.

Психология изучает толерантность как определенный набор внутренних мотивов, установок и поведенческих реакций отдель -ных индивидов, проявляющихся в рамках социальных взаимодей -ствий.

Безусловно, дисциплинарные подходы имеют большое практи -ческое значение, но для целостного понимания толерантности как таковой и межэтнической толерантности в особенности, а главное, для выработки концепции гармонизации межэтнических взаимо -действий и стратегии ее использования для устойчивого разви -тия социума необходим интегративный подход, осуществляемый в рамках коммуникативистики. В этой связи важным становится прояснение коммуникативных характеристик толерантности, свя занных, прежде всего, с информационными обменами между пред ставителями различных культур на всех уровнях коммуникации — от межличностной до массовой.

На уровне межличностной коммуникации важнейшими субъек -тивными характеристиками межэтнической толерантности стано -вятся установки, культурные схемы, стереотипы представителей различных культур, определяющие частоту и качество информа -ционных обменов. Наибольший интерес в этой связи представ -ляют познавательные схемы как культурно обусловленные обра зования. Данные информационные структуры, являясь базовыми, наиболее общими и потому в смысловом плане пустыми, откры -тыми для нового содержания, образуют макроструктуры в дихо -томии «свой — чужой» и формируются под воздействием сказок и других художественных произведений, усвоенных в детстве. В них фиксируется должный, справедливый порядок вещей. Герой

— защитник родной земли, антигерой — агрессор и разруши -тель. Их содержательное заполнение осуществляется с помощью

ЗАЗАЕВА

Наталия

Борисовна —

д.филос.н, профессор

кафедры социальных

коммуникаций

Поволжского

института

управления

им. П.А. Столыпина

— филиала РАНХиГС

[email protected]

этнических стереотипов, существующих в биполярной форме: представление о собственном национальном характере и отличительных особенностях иноэт-нической группы. При этом автоэтно-стереотип выступает как точка отсчета, исходный образец, опираясь на который осуществляется оценка представителя другого этноса по шкале «свой — чужой», «друг — враг». Гранями призмы оценоч -ных процессов становятся:

— исторический опыт межэтнических взаимодействий: чем более драматичным, конфликтным (прежде всего, имеются в виду военные конфликты) он был, тем больше накапливалось отрицательных этностереотипов, затрудняющих межэт нические контакты в дальнейшем;

— культурная дистанция (в виде природно климатических, культурных, религиозных различий), определяющая степень инаковости или чуждости того или иного этноса;

— собственная этническая идентич-ность, которая, несмотря на исторические события, всегда стремится к восстановле -нию позитивной окраски.

Под воздействием данных факторов формировались устойчивые образы вос -приятия представителей разных этносов как «близких», «особых», «чужих», «враж дебных».

Но не менее важную роль играет акту -альный опыт межэтнических взаимодей -ствий, задающий вектор позитивных или, напротив, негативных изменений инфор мационных структур.

Особое значение приобретает тема соци -ального неравенства, которая наиболее остро начинает проявляться в повседнев -ном опыте индивида и артикулироваться в рамках межличностных контактов как в профессиональной, так и в обыденной сферах жизни. Действительно, прини -мающее сообщество осознает себя как титульное, потому имеющее полное право на привилегированный статус в карьер -ном росте, оплате труда и т.д. Восприятие неравенства как справедливого, должного У. Бек назвал «основанным на праве граж -данства равенством, соответствующим национально-государственному образу культурной однородности (одинаковые язык, история, культурные традиции)». «Национальные принципы включения и исключения, — утверждает ученый, — таким образом, определяют и стабили

зируют границы восприятия социальных неравенств»1.

Парадокс заключается в том, что ни одна страна мира, и Россия в особен -ности, уже не может похвастаться своей культурной однородностью. Тем не менее национально - государственный принцип, сохраняющий социальное неравенство, продолжает функционировать как на уровне социально политических практик, так и на уровне общественного сознания, игнорируя возрастающую поликультур ность общества и государства. Зачастую получение гражданства приводит лишь к частичному включению индивида в соци альное пространство, поскольку разница в доходах за равный труд при равной ква лификации и неравенство карьеры сохра -няются.

В поликультурном обществе увеличи -ваются экономические и политические взаимозависимости, порождающие новые потоки мигрантов и, соответственно, межэтнические трудовые и житей ские контакты, разворачивающиеся на национально-государственном уровне восприятия равенства. Государство через миграционную политику задает и леги -тимирует границы существования соци ального неравенства в межэтнической сфере, СМИ определяют и стабилизируют границы его восприятия, влияя на прини -мающее сообщество в целом. Эту опасную ситуацию У Бек обозначил как «неравен -ства, находящиеся в тени институционали -зированных норм равенства», что приво -дит к «ре - этнизации и ре - национализации общества и политики». «Именно потому,

— утверждает ученый, — мешающая вос -приятию “стена” в головах еще больше укрепляется»2.

Россия в этом плане не является исключением. Отечественный исследо -ватель межэтнической толерантности В.И. Мукомель следующим образом опи сывает существующие социальные нера венства в отношении мигрантов в россий ском социуме: «.. .ограничение социальных прав (отсечение мигрантов от механизмов социальной защиты, неэффективность

1 Вторая часть интервью с У. Беком о глобальных рисках и о том, как не сойти с ума, читая утренние новости // http://fundmarket.ua/digest/diagnoz-sovгyemyennogo- obshyestva - kosmopolitizm-ravnodushiye- і- postoyannyye- руегуетуепу-20110604170 (дата обращения 14.05.2013).

2 Там же.

социальных институтов, призванных обеспечивать вторичную социализацию мигрантов), практики реализации декла -рируемых прав человека (в первую очередь, доступа к правосудию и правовой защите, взаимодействия с органами исполнитель ной власти, особенно правоохранитель -ными органами), отторжение мигрантов принимающим обществом и ограничен ные коммуникации мигрантов с местным населением»1. Подобная «социальная исключенность в принимающем сообще стве» приводит к стратегии изоляционизма. Она выражается, во первых, в диа споризации, т.е. в повседневной практике создания сети межличностных контактов в среде мигрантов и, тем самым, отгора живании от принимающего сообщества. Во - вторых, — в поддержании разнообраз -ных контактов с отправляющей страной не только через прямые коммуникации в виде поездок на родину, но и через опосре -дованные массовые коммуникации (про -смотр программ, чтение газет, т.е. через СМИ). Эти практики ведут к поддержа -нию или актуализации отрицательных этностереотипов, а возможно, и констру ированию новых, связанных с актуальным опытом напряженных или конфликтных межличностных или межгосударственных отношений.

Очень важным для анализа комму никативной составляющей межэтнической толерантности являются межорганизационные коммуникации. Институционализированные формы межэтнических взаимодействий оказы вают существенное влияние на форми рование межэтнической толерантности в поликультурном обществе. Национально -культурные объединения, молодежные общественные организации, другие НКО и органы власти образуют пространство совместной преобразующей созидатель ной деятельности.

Позитивный опыт такого взаимодействия в поликультурном регионе на сегодняшний день уже существует. В рамках областной целевой программы «Национально - культурное развитие наро -дов Саратовской области» важной стано -вится работа с мигрантами, прибываю -щими в поликультурный регион. По дан -ным Всероссийской переписи населения

1 Мукомель В.И. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски. — М., 2013, с. 19.

2002 г. на территории Саратовской обл. проживают представители 135 националь -ностей. Наиболее крупными этническими общностями являются: русские — 85,9%, казахи — 2,9%, украинцы — 2,5%, татары

- 2,2%2.

По данным статистики, с каждым годом миграционные потоки в область увеличи -ваются. За 4 месяца 2010 г. на территорию Саратовской обл. прибыло 16 837 ино -странных граждан, представителей раз личных этносов. На миграционный учет в 2010 г. были поставлены: 3 461 гражда -нин Узбекистана (удельный вес — 22,2%), 3 717 граждан Казахстана (23,9%), 806

— Кыргызстана (5,2%), 724 гражданина Таджикистана (4,6%), 54 — Туркменистана (0,35%)3.

Наличие мест компактного проживания представителей различных этнических общностей на территории Саратовской обл. становится стабилизирующим фактором межэтнических отношений. Это должно способствовать успешной, эффективной интеграции мигрантов в общество, в т.ч. благодаря деятельности национально культурных объединений. В этой связи в рамках областной целевой программы «Национально культурное развитие народов Саратовской области» осуществляется тесное взаимодействие национальных объединений и органов власти по совместной работе с мигран тами. Для оказания методической помощи национально - культурным объединениям и повышения их активности в работе по адаптации и интеграции мигрантов в поли -культурное пространство региона создан ресурсный информационный центр под держки деятельности общественных объ -единений области. В рамках его работы с 2008 по 2010 г. было проведено свыше 20 выездов в различные районы области, что сказалось на активизации деятельности национально - культурных объединений по работе с мигрантами. В 2009 г. начал функционировать консультативный пункт для мигрантов на Саратовском желез -нодорожном вокзале, организованный Ассоциацией национально - культурных

2 Долгосрочная областная целевая программа «Национально-культурное развитие народов Саратовской области» на 2011—2013 годы (в ред. от 29.12.2012 № 841- П) // http://www.sport.saratov. gov.гu/upload/documets/Национально - культурное развитиеЛос (дата обращения 18.05.2013).

3 Там же.

объединений области, где оказывается всесторонняя информационная помощь (консалтинговая, правовая, справочная) мигрантам, прибывающим в регион.

Кроме того, были созданы обществен ные советы при главах муниципальных районов области для конструктивной совместной деятельности органов мест ного самоуправления и национально культурных объединений. Наконец, появился позитивный опыт совместной деятельности органов власти, право охранительных органов и национально культурных объединений в виде формаль -ных коммуникаций. С 2008 по 2010 г. было проведено более 10 межрайонных совеща -ний совместно с руководителями УФМС по Саратовской обл. по вопросам профи -лактики и снижения уровня преступности среди мигрантов1.

Национально- культурные объедине -ния, наряду с социально-политической деятельностью, столь необходимой для формирования межэтнической толерант ности, призваны заниматься культурно -просветительской работой, особую роль в которой приобретает интерактивный эле мент (т.е. не просто рассказывать о куль -туре, но вовлечь в совместную социально преобразующую деятельность). В Саратовской обл. зарегистрировано 78 национальных общественных объедине ний. В рамках действующей областной целевой программы «Национально культурное развитие народов Саратовской области» с 2008 по 2010 г. открыты отделе ния и филиалы областных национально -культурных объединений в 11 муници -пальных районах области2. За этот период 32 национально культурных объединения приняли активное участие в реализации программных культурно - массовых меро -приятий (более 120 проектов), в которых осуществлялось не только взаимодействие между представителями различных этно сов и национальностей, но и между пред ставителями общественных национальных объединений, молодежных общественных организаций, выступающих как субъекты гражданского общества. Знаковыми меро приятиями такого характера были:

— проект передвижной выставки «Гале -рея семейных портретов», осуществлен -ный в Красноармейском р - не Саратовской

1 Там же.

2 Там же.

обл. в 2008 г. и посвященный лучшим семьям района различных национально -стей;

— проект «Вместе лучше», реализован -ный в 2009 г. в Ровенском р - не Саратовской обл., направленный на совместное про -ведение мероприятий представителями старшего поколения и молодежи различ ных национальностей (русские, казахи, дунгане, чеченцы, азербайджанцы) с целью поликультурного просвещения населения;

— проект «Уголок России — моя малая Родина» в форме серии межрайонных молодежных форумов (при участии около 600 молодых людей области), органи зованный региональной общественной организацией «Гражданское достоинство» совместно с молодежными объединени ями 6 муниципальных районов области.

Данные социокультурные проекты направлены на организацию непосред ственных прямых коммуникаций диаспор и этнических групп, существующих и хорошо интегрированных в поликультур ное пространство Саратовской обл.

Итак, национально - культурные объеди -нения выступают не только транслято -рами и хранителями своего языка, куль турных ценностей и традиций, но и столь необходимым для представителя тради -ционной культуры социальным институ том, гарантирующим и обеспечивающим реализацию культурных прав личности как члена определенного сообщества. Но их возможности в формировании межэт -нической толерантности ограничены групповой (этнической) идентичностью. Именно она задает горизонт восприятия отдельного индивида как представителя того или иного этноса, имеющего харак терные шаблонные черты, нивелирую щие личностные особенности и, соответ ственно, не учитывающие ценность его личности и ответственность за собствен ный «проект жизненного пути».

Оборотной стороной идеи абсолютной ценности и значения этнической идентич -ности становится деятельность национа -листических организаций, демонстриру -ющих и представляющих интолерантные настроения. Показательны в этом отно -шении лозунги, используемые движением «Русский блок — Саратов» (в Саратове в него входят 6 организаций: «Русская сила», «Национал - патриоты России», спортив -ный клуб «Триста саратовцев», «Русское

имперское движение», «Русский клуб» и ассоциация русских общественных дви -жений «РОД Саратов»): «Свободной России — русскую власть», «Русские, впе ред!», «Нет деградации — свободу русской нации». 20 июня 2012 г. было зарегистри ровано региональное отделение первой российской легальной националистиче -ской партии «Российский общенародный союз» (РОС), которую возглавил сопред -седатель отделения «Русский блок — Саратов» П. Галактионов с теми же нацио налистическими лозунгами.

В этом контексте интересен анализ официального и неофициального дис -курсов представителей данного течения. В официальных заявлениях руководите лей националистических организаций их позиция артикулируется как умеренно национал-патриотическая. («Русские

— титульная, культурообразующая нация», опирающаяся на национально государственный контекст восприятия равенства и на провозглашение твердого намерения формирования позитивных поведенческих автоэтностереотипов — отказ от пьянства, искоренение корруп ции, уважение к закону и государству, возрождение семейных ценностей.) В обосновании своего права на легальное существование и, более того, легитимную общественно политическую деятель ность лидеры националистического дви -жения опираются на идеи демократии. В любом демократическом обществе точка зрения социальной группы, сообщества должна быть представлена и имеет право на существование. «Мы — аналог диа спор, которых в нашей области много», — провозглашает координатор ассоциации русских общественных движений (РОД) по Поволжью А. Разумов1.

В то же время в пространстве Интернета, в специальных группах социальных сетей («Русские против нелегальной миграции — Саратов», «Славянская сила» и т.п.) арти кулируется крайне интолерантная пози ция, пропагандирующая национальную нетерпимость, авторитарность и преду бежденность личности относительно дру гого как чужого. Например: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Будь достоин своих предков — защити страну

1 Шишкина Ю. Под флагом «Русской силы» // Газета недели, № 21 от 21.06.2011; // http://www. gazeta-nedeli.ru/artide.php?id=2308 (дата обраще -ния 16.05.2013).

от инородцев!», «Жиды, мы идем!». При этом словесные формулы, активизи -рующие метаструктуры «свой — чужой», снабжены визуальным сопровождением (портрет былинного богатыря, уничтожа ющего врага), завершающим формиро вание определенного фрейма, ограничи вающего восприятие индивида черносо тенным псевдопатриотизмом. Итак, пози ция националистических организаций в построении своих коммуникаций стро ится на избирательно манипулятивном использовании этностереотипов, запол -няющих познавательные схемы в черно белых тонах. Это положительный авто этностереотип «своего» (в данном случае «русского») и отрицательный этностерео тип «чужого», под которым понимаются мигранты, вернее, представители любых неславянских этносов.

Следует обратить внимание на то, что любые организационные структуры явля -ются необходимым звеном, связывающим в единое информационное пространство межличностные и массовые коммуни -кации. Акции или культурно массовые мероприятия, организуемые ими, стано вятся, с одной стороны, индивидуальным жизненным опытом общения непосред ственных участников данных мероприя -тий, а с другой — они же являются или могут стать информационным поводом для трансляции идеологически обуслов -ленных и заданных интерпретаций этих событий массовой аудитории.

Анализ деятельности национальнокультурных и националистических орга низаций в Саратовской обл. показывает, что они по разному используют этот ком муникативный механизм. Национально -культурные организации делают больший акцент на рост числа непосредственных участников и посетителей мероприятий через выездные выставки, форумы, фести вали, что обеспечивает охват аудитории через прямые межличностные коммуни кации на местах. Как показывает прак тика, максимальное число участников — 500—600 чел. Информация о данных меро приятиях в СМИ, а тем более в Интернете, крайне скудна и неинтересна.

Националистические движения, напро тив, свои акции, такие как пробежки (массовый бег с флагами), митинги, охва тывающие весьма ограниченное число участников (наиболее массовое мероприятие «Русский марш», приуроченное к

Дню России, проходившее 12 июня 2012 г. в центре г. Саратова, собрало не более 200 чел.), используют как информацион ные поводы для наполнения интернет ресурсов видеороликами съемок акций, плакатами с броскими националистиче скими лозунгами, активно обсуждая при этом темы трезвости, коррупции во вла -сти, дедовщины в армии в этническом контексте. Охват аудитории — колоссаль ный, достаточно взглянуть на число посе щений данных интернет - ресурсов.

Следовательно, создание сети эффек -тивно действующих социальных инсти тутов формирования межэтнической толерантности на уровне межорганиза ционных коммуникаций оказывается совершенно недостаточным, механизм формирования межэтнической толерант ности обязательно должен быть дополнен массовыми коммуникациями.

По меткой характеристике У. Бека, у современного человека появляется «гло -бальное, но в то же время фрагментарное сознание», формирующееся под воздей -ствием СМИ. И это воздействие носит неоднозначный характер. С небывалой быстротой конструируются этностерео -типы (как правило, отрицательные), слу жащие сиюминутным партикулярным экономическим, политическим интере сам надэтнических или этнических групп, активно действующих в информационном пространстве и создающих отрицатель ный контент через определенный подбор фактов и их интерпретацию.

Быстрая смена отрицательных этносте -реотипов в манипулятивной игре обще -ственным мнением приводит к умноже -нию конфликтогенности и напряженно -сти в межэтнических взаимодействиях. Эти глокальные этностереотипы накла -дываются на уже существующие этносте -реотипы внутри той или иной культуры и увеличивают коммуникативные барьеры, искажение восприятия представителей

различных культур. Трудности обыден -ной жизни или повседневные проблемы общения начинают интерпретироваться через призму этнически окрашенной антиномии «свой — чужой» и высказы ваться на «языке вражды»; любые быто вые межличностные конфликты безо сновательно приобретают этническую окраску. Именно в этом ключе исполь -зуют массовые коммуникации национа листические движения. В такой ситуации многократно возрастает напряженность, появляется стремление к этническому изоляционизму и минимизации межэт нических контактов. В этом контексте можно говорить о тотальном риске инто лерантности.

Противостоять ему можно в рамках использования познавательнокультурологической функции СМИ и действуя в рамках концепции СМИ об «открытом диалоге», основанной на идеях так называемой гражданской, социальной журналистики. В этом контексте СМИ выступают не как каналы передачи инфор -мации, за которыми скрываются коммуникаторы, выдающие свои партикуляр -ные интересы за общественно значимые и одобряемые большинством, и даже не как «привратники», отбирающие инфор -мацию для ее тиражирования и трансля -ции массовой аудитории, а как коммуни каторы — субъекты общественной жизни, создающие сообщение и целиком и пол -ностью берущие на себя ответственность за его последствия.

Речь идет об особом участии в совмест -ной коммуникативной деятельности по формированию межэтнической толерант -ности. В ней именно СМИ становятся коммуникатором, транслирующим толе -рантные установки как принимающему сообществу, так и мигрантам, обучая и тех и других позитивным формам совместной деятельности, побуждая их к созиданию таковых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.