Научная статья на тему 'Коммуникативно-игровая и творческая функции театра для детей и молодежи'

Коммуникативно-игровая и творческая функции театра для детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативно-игровая и творческая функции театра для детей и молодежи»

9. Lane, A. Italian porcelain [Graphic] / A. Lane. - L.,1954.

10. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве [Текст] / Дж. Холл. - М., 1996.

11. Berling, K. Das Meissner Porzellan und seine Geschichte [Graphic] / K. Berling. - Leipzig, 1900.

12. Mitchell, L. Meissen. Collector's Catalogue [Graphic] / L. Mitchell. - Woodbridge, 2004.

13. Аристотель. История животных [Текст] / Аристотель. - М., 1996. - Кн. 5.

14. Meier, G. Porzellan aus Meissner Manufaktur [Graphic] / G. Meier. - Berlin, 1981.

15. Fleming, J. Dictionary of Decorative Arts [Text] / J. Fleming, H. Honour. - L., 1977.

16. Bourgeois, E. Le biscuit de Sevres au XVIII-e siecle [Text] / E. Bourgeois. - P., 1909. - I. - P.5; Eriksen, S. Sevres porcelain...1710-1800 [Graphic] / S. Eriksen, G. Bellaigue. - L., 1987. - Il. 67.

17. Бутлер, К. С. Мейсенская фарфоровая пластика [Изоматериал] -. Л., 1977. - Кат.75-80; Divis, J. L'arte della porcellana in Europa [Graphic] / J. Divis. - Milano, 1990. - Il. 22.

18. Mrazek, W., Neuwirth W. Wiener Porzellan 1718-1864 [Graphic] / W. Mrazek, W. Neuwirth. - Wien., 1971. - Taf. 52.

О.Е. Коханая

КОММУНИКАТИВНО-ИГРОВАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

В начале ХХ века Константин Николаевич Вентцель, ныне известный русский писатель-философ, педагог, психолог, создатель «теории свободного гармонического развития жизни и сознания», видел ситуацию так: «Ребенок должен иметь право... на свободное обнаружение своих чувств, хотя бы обнаруживаемые чувства и были родителям неприятны. Если стеснить свободное обнаружение чувств, то чувства не будут уничтожены, а только загнаны внутрь и благодаря воздвигаемой плотине приобретут еще большую силу. Чтобы побороть враждебность детей и их неприязненные чувства, родители должны переменить тактику в отношении к ним и сами полюбить их другой любовью, не как свою собственность, а как формирующихся свободных, самобытных творческих личностей. И тогда растает лед отчуждения и враждебности, который часто создается между детьми и родителями»[1, с. 26-27].

Но это в теории. На практике есть ряд причин, тормозящих свободное развитие ребенка, мешающих ему непосредственно и свободно воспринимать не только спектакль, но и реальную жизнь.

Во-первых, это пассивно-содержательная заторможенность, которая сегодня, к сожалению, является естественным, будничным состоянием ребенка. Во-вторых, проблемность той микросреды, в которой существует и развивается ребенок. «Если неприятные ощущения испытываются ребенком часто, то это, безусловно, вредно отражается на общем ходе его психического развития, воспитывая в нем чрезмерную впечатлительность, чувствительность,

нетерпеливость. Чем чаще присоединяются к ним крик и слезы, тем серьезнее будут последствия. Из людей, которым в детстве пришлось перенести много страданий, выходят часто озлобленные, ожесточенные натуры, ищущие возможность выместить на других то, что выпало на их долю. И, наоборот, если получаемые ребенком от окружающей его среды удовольствия изобильны, то у ребенка вырастет и окрепнет зачаток прочных энергетических чувств и создается любвеобильное отношение к жизни» [2, с.522]. Вентцель подчеркивает, что самым негативным чувством, подавляющим активность ребенка, его творческие потенции, является страх. Он пишет: «Что касается страха, то в этом отношении мы должны помнить, что страх подавляет активность, парализует силы. Человек, боящийся чего бы то ни было, не может быть деятельным» [2, с. 512-513].

Теперь обратимся к культурной микросреде, в которой существует ребенок. В первую очередь, это взаимоотношения в семье. «Если же ребенок в лице своих ближайших воспитателей - отца и матери -вместо уважения к человеческой личности видит самое возмутительное пренебрежение последней. если вместо взаимной помощи и поддержки друг друга, вместо сотрудничества во всех его формах, он видит скрытую или явную борьбу с сопровождающими ее чувствами затаенной злобы и ненависти, то что может возбудить в нем подобное зрелище?.. Как при таких условиях может выработаться нравственный характер? И если он вырабатывается, то это счастливая случайность, а не всеобщий закон

общества, в котором мы живем» [2].

Немногое изменилось за столетие, ребенок интуитивно чувствует болезненное состояние общества, в котором он существует: здесь только сильный считается имеющим право жить, слабый же обречен на погибель, здесь аплодируют всякому успеху, какими бы средствами этот успех ни был куплен, какие бы нравственные принципы при этом ни были нарушены. Да и та яростная борьба за выживание его родителей, которая стала за последние два десятилетия будто бы естественной составляющей существования россиян, постоянный страх граждан за физическое и моральное здоровье близких не может не сказаться негативно на неокрепшей психике детей и подростков.

Очевидно, что все впечатления внешнего мира, подавляющие активность в ребенке, крайне вредны для его развития. Их, безусловно, надо избегать. «Для ребенка надо создать такую среду, которая постоянно пробуждала бы в нем активные чувства, вызывала бы его самодеятельность, заставляла бы его сознательно и обдуманно действовать. Только при таком условии воля в ребенке достигнет той широты развития, без которой невозможно совершенствование человека в нравственном отношении» [2, с. 518]. Положительные факторы воздействия на ребенка следует отбирать, не пуская процесс воспитания на самотек, усадив его у компьютера или телевизора... Нужно выбирать для своего ребенка те элементы культурной среды, которые оказывают благоприятное влияние на волю, на свободное проявление эмоций и чувств, на развитие нравственности. И вот здесь следует вспомнить о детском театре, который из всех институтов, оказывающих воздействие на ребенка, является самым демократическим в смысле свободного обнаружения эмоций и чувств, так как его основой является игра, свободное общение и творчество.

Как игру, так и театральное действо сопровождают такие способности сознания, как воображение и иллюзия. Воображение - это способность сознания создавать образы и модели бытия на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. В процессе игры воображение непроизвольно, в художественной же деятельности воображение характеризуется организованной направленностью, включенностью в реальный процесс целесооб-

разной духовно-практической деятельности, продуктом которой является произведение искусства.

«Способность перерабатывать "сырье" безусловных побуждений, жесткую данность социальных отношений и хаос костной материи в живой мир символов, подчиняющийся человеку, и строить в этом мире самые фантастические конструкции, которые затем воплощаются в жизнь, служит условием культурного творчества» [4, с. 106.]. В процессе художественной деятельности воображение позволяет по-новому скомбинировать элементы жизненного опыта, создать картины несуществующего в действительности, представить наблюдаемое в новых неожиданных связях и сочетаниях, тем самым создав иллюзорную картину действительности. Иллюзия, по определению, это «искажение восприятия действительности» [8, с. 125]. Нас интересует тот тип иллюзий, которые вызываются здоровым воображением, но необычными внешними условиями, при которых воспринимаются объекты, что часто используется на подмостках театра и создает при наличии обычных, всем известных предметов инореальность. Например, смотрим мы студенческую режиссерскую работу, посвященную юбилею ГИТИСа (ныне - РАТИСа). Актеры берут обычные стулья, надев шлемы летчиков и перевернув стулья, оказываются летящими в самолетах, реальные ножки стульев легко превращаются в штурвалы. Зрители понимают, что стулья в воображении актеров - самолеты, и с готовностью поиграть погружаются в их игровое поле.

В условиях мощного развития средств массовой коммуникации, которые транслируют как бесконечный поток информации, так и произведения искусства, являющиеся культурными ценностями, искусство театра, будучи камерным видом искусства, становится одним из немногих, обращенных не к массовому зрителю, а к конкретному человеку, сидящему в зале. Процесс создания художественного произведения происходит в присутствии зрителей и рождение каждого спектакля происходит здесь и сейчас и во многом зависит от сидящих в зале, о чем они, как правило, знают, за исключением маленьких детей и подростков, редко посещающих театр (последним кажется, что происходящее на сцене - как на экране телевизора или монитора компьютера, не зависимо от них). То есть спектакль

как произведение искусства рождается и умирает на глазах зрителя, спектакль - это совместное творчество всех находящихся по обе стороны рампы, при этом непосредственное общение умножает тысячекратно эмоциональный заряд, по сравнению с тем, какой человек может получить, сидя наедине с телевизором и общаясь с искусством опосредованно. Воздействие театра в определенном отношении более сильное, острое, чем воздействие других видов искусства. Зрительское восприятие, построенное на непосредственном контакте, общении, присутствие реально действующих актеров невероятно усиливают импульс, передаваемый зрителю, а наличие большой группы зрителей, аккумулирующих общую атмосферу, множит этот импульс тысячекратно. Так описывает это духовное единение сцены и зрителей Н.В. Гоголь в «Театральном разъезде»: «Стонут балконы и перилы театров; всё потряслось снизу доверху, пре-вратясь в одно чувство, в один миг, в одного человека, все люди встретились, как братья, в одном душевном движении, и гремит дружным рукоплесканьем благодарный гимн тому, которого уже пятьсот лет нет на свете» [3, с. 421]. Ю.М. Лотман, в свою очередь, комментирует: «Следует, однако, подчеркнуть, что ценность этого единства именно в том, что оно основано на индивидуальном различии зрителей между собой и не отменяет этого различия. Оно представляет собой психологическое насилие, возможное лишь в обстановке создаваемого в театре эмоционального напряжения» [6, с. 63]. Этому «психологическому насилию» театрального искусства человек подвергает себя добровольно. И в этом тоже большая сила искусства.

Театр - это средство общения, двустороннего диалога на личностном уровне, посредством которого формируются духовные, нравственные и эстетические ценности и идеалы. Но так как это - процесс с обратной связью, то каждая личность, присутствующая на спектакле, оказывает влияние на действие, происходящее в зале, на спектакль и на свое социальное окружение после спектакля.

«Если искусство обобщает в своих индивидуальных образах ценностно-познавательный кругозор культуры, то оно же и размыкает это общение в многообразии, полифонии отдельных голосов. У каждого читателя есть свой Тарас Бульба, однако, в бесчисленных читательских сознаниях жи-

вет именно тот, единственный Тарас, сочиненный Н.В. Гоголем... Диалог как способ личного соучастия в истине означает, что духовная ценность не может быть заранее "спущена" кем-то извне» [5, с. 59-60]. Аксиологическую функцию искусства можно определить как всегда лаконичной и точной формулировкой А.С. Пушкина: «Цель художника есть идеал, а не нравоучение». Искусство - это уникальный способ присвоения общественных художественных и культурных ценностей отдельной личностью, которая делает это внутренне свободно: бескорыстно, сознательно и со страстью, то есть творчески созидает свою индивидуальность.

Общение в театре происходит на языке искусства. На глазах зрителя, в частности ребенка, создается некая инореальность. Ребенок, пришедший на спектакль, получает первые уроки контакта с художественной условностью. Детский театр - это удобная ступенька для развития абстрактного, условного мышления, ибо условная природа театра как бы сбалансирована совершенной безусловностью контакта типа «здесь и сейчас».

С годами язык театра может становиться более условным. Хотя в подростковом периоде (от 11 лет) дети относятся к искусству наивно реалистически, ищут прямой ответ на волнующие вопросы. Они хотят видеть на сцене себя, свои бытовые реалии, ощутить эффект узнаваемости своих мыслей, своего жаргона. Для сопереживания подростку необходима узнаваемость, облегчающая идентификацию себя с героями спектакля. Театр может стать инструментом сосредоточенного уединения души подростка. Театр способен дать ему возможность «проигрывать» себя в тех ситуациях, которые, на наш взгляд, наиболее нужны ему для самоопределения в мире. Иногда режиссеры ориентируются на различные молодежные субкультуры: рокеров, металлистов и т. п. За внимательное отношение к их жизни неформалы (те же подростки) платят благодарностью и ответным вниманием. Например, в начале 90-х на сцене Вологодского областного театра юного зрителя (ныне театра для детей и молоде-жи)был поставлен спектакль «Рокер» (по пьесе Ю. Яковлева «Ночной мотоциклист», режиссер-постановщик Геннадий Николаев). Такое впечатление, что не было ни одной неформальной группировки города Вологды, которая не сочла бы своим дол-

гом побывать на спектакле. Многие это делали по несколько раз, при этом сами искали контакты с творческой группой спектакля и даже впоследствии участвовали в массовых сценах «Рокера». Видимо, игровая природа существования неформальных объединений молодежи настолько полно воплотилась на сцене театра, что ребятам захотелось поучаствовать в этой организованной творческим коллективом театра игровой стихии, что как раз удовлетворяло их желание самореализации в игре. В этом случае диалог художника и зрителя состоялся и был довольно продолжительным.

Видимо, обновление языка театра путем отражения социальных реалий и новых веяний перспективно, так как развитие искусства относительно независимо и способно предвидеть будущее, прогнозировать и утверждать новые общественные идеалы.

Кроме общения в зрительном зале во время спектакля, оно возможно и по поводу увиденного. «Коммуникативная функция искусства проявляется двояким образом. Одна из них - это коммуникация, идущая по линии: "действительность - автор -реципиент". Другая коммуникация, возникающая между реципиентами на основе одновременного или разновременного восприятия одного и того же произведения искусства. Оно обладает удивительной способностью сближать людей общностью вызываемых в них переживаний» [7, с. 336]. Во время театрального действия и по окончании спектакля образуется группа людей, чувствующих нечто по одному и тому же поводу увиденного на сцене. Здесь часто возникает прямой диалог творческой группы и зрителей: обсуждение спектакля, его художественных достоинств, чаще раз-

Примечания

говор по теме, поднятой в спектакле. И, видимо, это закономерный итог состоявшегося акта общения во время театрального действия. Язык театра объединяет людей и вовлекает в те магические сети радости общения, из которых не хочется вырываться. И возникающая при этом бескорыстная заинтересованность - то ценное, что приводит личность в театр вновь и вновь.

«Искусство как отражение общения есть само средство общения и, более того, есть школа искусства общения. Ведь для совершенства процесса общения важно не только быть собой, но и понять другого, встать на его место, войти в его положение. Ничто так не обучает искусству быть другим, как искусство» [7, с. 321]. Так, посредством искусства возможно решение проблемы коммуникабельности, когда включаются механизмы познания другого человека: идентификация, эмпатия, рефлексия, когда человек пытается соучаствовать, сопереживать, встать на время на место другого, вжиться в образ другого, проиграть роль другого и понять его.

Один из важных вопросов в сфере коммуникации - понимание другого человека - под силу театру, ведь само предназначение искусства состоит в его способности перенести человека в вымышленный мир образов, дать возможность сделать чужой опыт собственным, заставляя добывать его собственным переживанием. Тем самым искусство раздвигает рамки эмпирического существования личности, ограниченного во времени и пространстве, позволяет ей «войти» в чужую культуру, выработать свои ценностные ориентиры, нравственные, духовные и эстетические идеалы.

1. Вентцель, К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад [Текст] / Н.К. Вентцель. - М., 1919.

2. Вентцель, К. Н. Этика и педагогика творческой личности [Текст] / К.Н. Вентцель. - М., 1912. - Т. 2.

3. Гоголь, Н. В. Собр. соч. [Текст]: в 9 т. / Н.В. Гоголь. - М., 1994. - Т. 5.

4. Добринская, Е. И. Связь искусства и игры в культуре [Текст] / Е.И. Добринская // Искусство в системе культуры. - Л., 1987.

5. Казин, А. И. Искусство и духовная культура [Текст] / А.И. Казин // Искусство в системе культуры. - Л., 1987.

6. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв [Текст] / Ю.М. Лотман. - М., 1992.

7. Стволович, Л. Н. Жизнь, творчество, человек [Текст] / Л.Н. Стволович. - М., 1988.

8. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.