Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОГРАММА / ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якса Н.В., Хацаюк Н.С.

Статья посвящена рассмотрению проблемы коммуникативной толерантности как составляющей профессиограммы будущих педагогов. Основное внимание авторов акцентируется на необходимости формирования данного качества еще в период овладения профессией, что предполагает изучение и формирование коммуникативной толерантности еще в период обучения в вузе. Проведенное исследование позволило выявить уровни коммуникативной толерантности у студентов Таврической академии «КФУ имени В.И. Вернадского».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якса Н.В., Хацаюк Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE TOLERANCE AS A COMPONENT OF THE FUTURE TEACHERS` PROFESSIOGRAM

The article deals with the problem of the process of forming of communicative tolerance as a component of the future teachers` professiogram. Professional training of a future teacher cannot be carried out without taking into account those qualities, the formation of which could ensure its high level. The professional qualities which are necessary for the performance of this or that activity, including pedagogical, are outlined in the professiogram. A lot of studies have been devoted to the teacher's professiogram, as a set of the most significant qualities of a specialist and a kind of ideal model of a future professional. One of the most significant professional qualities, in our opinion, is communicative tolerance. Communicative tolerance is one of the most important and very informative traits of a person. This personality characteristic belongs to the pivotal, because it largely determines its life path and activities - the position in the immediate environment and at work, career advancement and performance of professional duties. We, in turn, by the communicative tolerance of a teacher will mean a professionally significant integrative quality of a teacher, which includes internal (psychological) and external (professional) components. The internal (psychological) components, in our opinion, include not only the readiness for communication and acceptance of the participants in pedagogical interaction as “significant others”, but also the ability for reflection and self-regulation, as well as the communicative orientation of the individual. To external (professional) components, we refer to professional communicative competence that is formed among students - future teachers during the study of psychological and pedagogical disciplines. We have carried out a psychological and pedagogical study aimed at studying the formation of the communicative tolerance of students - future teachers. The research was carried out on the basis of the Tavricheskaya Academy of the "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky" in April-May 2018 for students enrolled in the 4th year of undergraduate studies in the areas of training 46.03.01 "History", 01.03.01 "Mathematics", 51.03.01 "Culturology", 47.03.03 "Religious Studies". The average age of the subjects is 21 years. Students, according to the curriculum, underwent pedagogical practice in the schools of the Republic of Crimea in the 2017-2018 academic year. A total of 65 students took part in the experiment. The diagnostic toolkit of the study was V.V. Boyko's methodology “Diagnosis of general communicative tolerance. Research on communicative tolerance has shown that students of the Tavricheskaya Academy who have completed pedagogical practice in secondary educational organizations, in general, demonstrate tolerant skills to hide or smooth out unpleasant feelings when faced with non-communicative qualities of students; seeking to collaborate with learners without trying to change or remake them; patience if the child does not agree with the correct position of the teacher. We see the continuation of this study in substantiating the results of the study on the remaining scales of the method. Also, the results of the study can be used for comparison with students in other areas of training of this educational institution.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 3. С. 87-94.

УДК 37.011.31:316.77

КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Якса Н. В.1, Хацаюк Н. С.2

12ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: jannssom@maiL ru1, nataliya. simf@gmaiL com2

Статья посвящена рассмотрению проблемы коммуникативной толерантности как составляющей профессиограммы будущих педагогов. Основное внимание авторов акцентируется на необходимости формирования данного качества еще в период овладения профессией, что предполагает изучение и формирование коммуникативной толерантности еще в период обучения в вузе. Проведенное исследование позволило выявить уровни коммуникативной толерантности у студентов Таврической академии «КФУ имени В.И. Вернадского».

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, профессиограмма, профессиографический подход, профессиональная подготовка, диагностический инструментарий.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная подготовка будущего учителя уже долгое время остается темой исследования педагогики и психологии. Одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих определить ее качество, является проверка ее сформированности еще во время обучения в вузе.

Профессиональная подготовка будущего педагога не может осуществляться без учета тех качеств, сформированность которых могла бы обеспечить ее высокий уровень. Профессиональные качества, необходимые для выполнения той, или иной деятельности, в том числе и педагогической, очерчены в профессиограмме. Профессиограмме педагога, как набору наиболее значимых качеств специалиста, и своего рода идеальной модели будущего профессионала, посвящено немало исследований. Одним из наиболее значимых профессиональных качеств, на наш взгляд, является коммуникативная толерантность.

Как отмечает В. В. Бойко: «Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [1, с. 70].

Коммуникативная толерантность - одна из важнейших и очень информативных черт человека. Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность - положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей».

87

Мы, в свою очередь, под коммуникативной толерантностью педагога будем понимать профессионально значимое интегративное качество преподавателя, включающее в себя внутренние (психологические) и внешние (профессиональные) составляющие. К внутренним (психологическим) составляющим, на наш взгляд, можно отнести не только готовность к коммуникации и принятии участников педагогического взаимодействия как «значимых других», но и способность к рефлексии и саморегуляции, а также коммуникативную направленность личности. К внешним (профессиональным) составляющим мы относим профессиональную коммуникативную компетентность, формирующуюся у студентов - будущих педагогов во время изучения психолого - педагогических дисциплин.

Целью проделанной работы стало изучение процесса формирования коммуникативной толерантности как составляющей профессиональной компетентности будущего учителя у студентов Таврической академии «КФУ имени В.И. Вернадского».

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Нами было проведено психолого-педагогическое исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативной толерантности студентов -будущих преподавателей.

Исследование проводилось на базе Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в апреле - мае 2018 года для студентов, обучающихся на 4 курсе бакалавриата по направлениям подготовки 46.03.01 «История», 01.03.01 «Математика», 51.03.01 «Культурология», 47.03.03 «Религиоведение». Средний возраст испытуемых 21 год. Обучающиеся, согласно учебному плану, прошли в 2017-2018 учебном году педагогическую практику в школах Республики Крым. Всего в этой работе приняли участие 65 студентов.

Диагностическим инструментарием исследования послужила методика В. В. Бойко «Диагностика общей коммуникативной толерантности» [2]. Ранее по этой методике нами были изучены толерантные и интолерантные установки у исследуемой группы студентов по трем шкалам: шкала 1 - «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека», шкала 2 - «Оценка себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей», шкала 3 -«Категоричность или консерватизм в оценках людей».

В данной статье будут рассмотрены результаты исследования по следующим трем шкалам: шкала 4 - «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами обучающихся», шкала 5 -«Стремление переделать, перевоспитать обучающихся», шкала 6 - «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным». Обратимся к основным результатам исследования.

С помощью сравнительного анализа ответов студентов выбранных направлений подготовки, нами было определено, что самый высокий уровень толерантности по шкале «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами обучающихся» (49,9%) и

88

минимальный средний уровень (6,3%) продемонстрировали обучающиеся по направлению подготовки «Культурология». Вторая и третья позиция в высоком уровне (41,5% и 40%) у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Математика» и «Религиоведение» соответственно. Студенты исторического факультета имеют довольно низкие показатели в высоком уровне (15,4%), что на 24,6-43,5% ниже показателей рассмотренных выше направлениях подготовки, и единственные имеют низкий уровень (3,8%). Можно сделать вывод, что студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Культурология» в наибольшей степени умеют скрывать или сглаживать свои неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами школьников, а студенты исторического факультета, напротив, стремятся подогнать учеников, с которыми взаимодействуют под себя, сделать школьников удобными, как бы «обтесать» те или иные их качества личности, стремятся регламентировать поступки детей или добиться сходства с собой. Данные, полученные в ходе диагностики, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Распределение уровней общей коммуникативной толерантности по направлениям подготовки (шкала 4).

В целом 32,8% респондентов продемонстрировали высокий уровень коммуникативной толерантности по отношению к учащимся, в общении с которыми могут возникнуть неприятные впечатления, 48,4% - достаточный, 17,2% - средний и 1,6% низкий уровни (Рис. 2).

Результаты диагностики по шкале «Стремление переделать, перевоспитать обучающихся» отражают толерантные и интолерантные склонности, направленные на переделывание и перевоспитание школьников. Сравнительный анализ ответов показал, что наилучший результат продемонстрировали студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Культурология», высокий уровень составил 56,3%. Немного ниже показатели в высоком уровне у респондентов по направлению подготовки «История» - 46,2%, однако наряду со второй позицией в высоком уровне студенты исторического факультета демонстрируют наивысшие показатели в низком уровне - 11,5%.

89

Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами обучающихся

48,4%

Рис. 2. Выраженность уровней общей коммуникативной толерантности

по шкале 4 (в %).

Третья позиция у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Религиоведение», с равными показателями в высоком, достаточном и среднем уровнях (30%) и вторая позиция в низком уровне - 10%. Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Математика», заняли четвертую позицию в высоком уровне (16,7%), однако продемонстрировали самый лучший результат в достаточном уровне - 66,6% и отсутствие низкого уровня. Результаты исследования по данной шкале показывают, что студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Культурология» и «Математика» в наивысшей степени стремятся сотрудничеству с учащимися, не пытаясь при этом изменить какую-либо из подструктур личности учащихся, исправить ее или заменить. Напротив, студенты исторического факультета и студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Религиоведение» предпринимают попытки перевоспитать школьников, причем используя при этом жесткие формы взаимодействия. Данные, полученные в ходе диагностики, представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение уровней общей коммуникативной толерантности по направлениям подготовки (шкала 5).

90

Итоговые результаты уровня коммуникативной толерантности обучающихся по шкале 5 составили 40,5% высокого, 34,4% достаточного, 18,8% среднего и 6,3% низкого уровней. Результаты исследования данного аспекта представлены на рис. 4.

Рис. 4. Выраженность уровней общей коммуникативной толерантности

по шкале 5 (в %).

Третий аспект изучения - это исследование показателей, которые отражают, в какой степени студенты склонны подгонять школьников под себя, делать их удобными. Результаты показывают, что самые высокие толерантные (38,5%) и одновременно интолерантные установки (15,4%) продемонстрировали студенты исторического факультета. Незначительно ниже показатели у студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Математика» и «Культурология»: высокий уровень 33,3% и 31,2%, достаточный - 43,8% и 41,7%, низкий - по 25% соответственно. У обучающихся по направлению подготовки «Религиоведение» показатели высокого, достаточного и среднего уровней составили по 30%, что ниже, чем у указанных обучающихся на 3,3-8,5%, 4,6-11,8% в высоком и достаточном уровне соответственно и выше на 5-18,5% в среднем уровне. Данные, полученные в ходе диагностики, представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Распределение уровней общей коммуникативной толерантности по направлениям подготовки (шкала 6).

91

В целом 34,4% респондентов продемонстрировали высокий уровень коммуникативной толерантности студентов, что говорит о высокой степени проявления терпения, в случае, когда учащиеся возражают учителю или делают что-то по-своему, не так, как того хочется педагогу, 37,5% - достаточный, 20,3% -средний и 7,8% низкий уровни (рис. 6).

37,5%

Рис. 6. Выраженность уровней общей коммуникативной толерантности

по шкале 6 (в %).

Таким образом, проведенное исследование показывает, что самые высокие показатели при определении коммуникативной толерантности выявлены по шкале «Стремление переделать, перевоспитать обучающихся», что говорит о соблюдении правил сотрудничества при общении студентов со школьниками, применении мягких форм перевоспитания учащихся, таких как проведение бесед по соблюдению правил поведения и этики. На второй позиции результаты исследования по шкале «Стремление подогнать школьника под себя, сделать его «удобным», которая отображает проявление терпения у учителя, если ему возражают и понимания, если учащийся делает что-либо по-другому, не так как требует учитель. Результаты по шкале «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами обучающихся» говорят о том, что студенты не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие у них при столкновении с некоммуникабельными качествами учащихся, могут проявлять неуправляемые отрицательные реакции в ответ на низкий уровень коммуникабельности учащихся. Данные, полученные в ходе диагностики, представлены на рисунке 7.

Стремление подогнать школьника под себя, сделать его "удобным'

Низкий-7,8%

Высокий -

92

60

40

20

0

Низкий Средний Достаточный Высокий

Шкала 4 Шкала 5 Шкала 6 л Высокий Достаточный ■ Средний ■ Низкий

Рис. 7. Распределение уровней общей коммуникативной толерантности

по шкалам (шкалы 4-6).

ВЫВОД

Проведение исследования по изучению коммуникативной толерантности показало, что студенты Таврической академии, прошедшие педагогическую практику в средних образовательных организациях, в целом демонстрируют толерантные умения скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами учащихся; стремления к сотрудничеству с учащимися, не пытаясь при этом изменить или переделать их; терпение, если ребенок не соглашается с правильной позицией учителя.

Продолжение данного исследования видим в обосновании результатов исследования по оставшимся шкалам методики. Также результаты исследования могут быть применены для сравнения с обучающимися на других направлениях подготовки данного учебного заведения.

1. Бойко В. В. Психоэнергетика. Краткий справочник / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 2008. - 70 с.

2. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Институт Психотерапии, 2002. - 339 с. - С. 107.

COMMUNICATIVE TOLERANCE AS A COMPONENT OF THE FUTURE TEACHERS' PROFESSIOGRAM

Yaksa N. V.1, Khacayuk N. S.2

12V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: jannssort@mail ru1, nataliya. simf@gmail com2

The article deals with the problem of the process of forming of communicative tolerance as a component of the future teachers' professiogram. Professional training of a future teacher cannot be carried out without taking into account those qualities, the

Список литературы

93

formation of which could ensure its high level. The professional qualities which are necessary for the performance of this or that activity, including pedagogical, are outlined in the professiogram. A lot of studies have been devoted to the teacher's professiogram, as a set of the most significant qualities of a specialist and a kind of ideal model of a future professional. One of the most significant professional qualities, in our opinion, is communicative tolerance. Communicative tolerance is one of the most important and very informative traits of a person. This personality characteristic belongs to the pivotal, because it largely determines its life path and activities - the position in the immediate environment and at work, career advancement and performance of professional duties.

We, in turn, by the communicative tolerance of a teacher will mean a professionally significant integrative quality of a teacher, which includes internal (psychological) and external (professional) components. The internal (psychological) components, in our opinion, include not only the readiness for communication and acceptance of the participants in pedagogical interaction as "significant others", but also the ability for reflection and self-regulation, as well as the communicative orientation of the individual. To external (professional) components, we refer to professional communicative competence that is formed among students - future teachers during the study of psychological and pedagogical disciplines.

We have carried out a psychological and pedagogical study aimed at studying the formation of the communicative tolerance of students - future teachers. The research was carried out on the basis of the Tavricheskaya Academy of the "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky" in April-May 2018 for students enrolled in the 4th year of undergraduate studies in the areas of training 46.03.01 "History", 01.03.01 "Mathematics", 51.03.01 "Culturology", 47.03.03 "Religious Studies". The average age of the subjects is 21 years. Students, according to the curriculum, underwent pedagogical practice in the schools of the Republic of Crimea in the 2017-2018 academic year. A total of 65 students took part in the experiment.

The diagnostic toolkit of the study was V.V. Boyko's methodology "Diagnosis of general communicative tolerance. Research on communicative tolerance has shown that students of the Tavricheskaya Academy who have completed pedagogical practice in secondary educational organizations, in general, demonstrate tolerant skills to hide or smooth out unpleasant feelings when faced with non-communicative qualities of students; seeking to collaborate with learners without trying to change or remake them; patience if the child does not agree with the correct position of the teacher. We see the continuation of this study in substantiating the results of the study on the remaining scales of the method. Also, the results of the study can be used for comparison with students in other areas of training of this educational institution.

Keywords: communicative tolerance; professiogram; professional approach; professional training; diagnostic tools.

References

1. Boyko V.V., Psychoenergetics. A quick reference guide, 70 p. (Piter, St. Petersburg, 2008).

2. Fetiskin N.P., Kozlov V.V. and Manuilov G.M., Social and psychological diagnostics of the development of personality and small groups, 339 p., p. 107 (Institute of Psychotherapy, M., 2002).

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.