Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА'

КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
265
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кубракова Маргарита Кобейсеновна

Рассматриваются различные точки зрения в изучении коммуникативной толерантности как одной из составляющих структуры профессиональной компетентности педагога. Обозначены проявления коммуникативной толерантности в деятельности педагога. Приводятся результаты исследования коммуникативной толерантности педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА»

УДК 371.15

М.К. Кубракова

Коммуникативная толерантность как компонент профессиональной компетентности педагога

Рассматриваются различные точки зрения в изучении коммуникативной толерантности как одной из составляющих структуры профессиональной компетентности педагога. Обозначены проявления коммуникативной толерантности в деятельности педагога. Приводятся результаты исследования коммуникативной толерантности педагогов дополнительного образования. Ключевые слова: толерантность, коммуникативная толерантность, компетентность, педагог, профессиональная деятельность.

Современная система образования характеризуется инновационными преобразованиями, требующими от педагогов профессиональной компетентности: быть готовым к изменениям в педагогической реальности, стремиться к самообразованию и саморазвитию, проявлять толерантность и др. Один из компонентов профессиональной компетентности педагога, в частности педагога дополнительного образования, является коммуникативный, включающий умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями других людей, выбирать оптимальный стиль общения в различных речевых ситуациях.

Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности педагога дополнительного образования является коммуникативная толерантность, характеризующая его отношение к людям, показывающая степень терпимости к неприятным или неприемлемым состояниям, качествам и поступкам других людей при взаимодействии с ними. Коммуникативная толерантность выступает личностной характеристикой педагога, позволяющей конструктивно выстраивать межличностные отношения и взаимодействие с участниками образовательного процесса, является одним из показателей его профессиональной компетентности.

В психологической науке коммуникативная толерантность рассматривается как

многомерная характеристика, имеющая сложную структуру, включающая мотиваци-онно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты [2]. В исследованиях В.Н. Куницыной, Г.У. Солдатовой коммуникативная толерантность определяется как ценностная ориентация, групповая норма, форма социального взаимодействия, механизм общения, культура ведения диалога, профессиональная компетенция специалистов, работающих с людьми.

По Г.У. Солдатовой, коммуникативная толерантность является интегративной характеристикой личности, включающей в себя следующие компоненты: психологическую устойчивость (общие позитивные установки личности), индивидуальные личностные качества (эмпатия, терпимость к другим людям и их индивидуальным особенностям, способность к сотрудничеству и кооперации, способность устанавливать отношения и вести диалог), систему личностных и групповых ценностей [1].

С.В. Русакова считает, что коммуникативная толерантность - это психосоциальная характеристика личности, проявляющаяся при взаимодействии человека с окружающими людьми и характеризующаяся бесконфликтным, коммуникативным поведением и принятием различных качеств и поступков для достижения положительных целей [6].

По мнению В.В. Бойко, коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических

состоянии, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [4].

Н.В. Рачицкая, рассматривая содержательные аспекты коммуникативной толерантности, отмечает многозначность данного понятия и выделяет следующие ее особенности:

- коммуникативная толерантность педагога выражается в способности к установлению партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса, построению диалога, умении предотвращать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, понимать мнение, позицию собеседника;

- коммуникативная толерантность показывает, в какой степени педагог переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности других людей, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки;

- коммуникативная толерантность педагога проявляется в способности к эмпатии, самоконтролю, выдержке и интеллектуальной гибкости [5].

В основе коммуникативной толерантности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление устанавливать доброжелательные взаимоотношения и конструктивное взаимодействие с другими людьми, эмоциональная устойчивость и эмпатия. Следуя уровневой типологии коммуникативной толерантности В.В. Бойко, можно обозначить следующие ее проявления в деятельности педагога:

а) ситуативный уровень - отношение педагога к обучающемуся;

б) типологический уровень - отношение педагога к собирательным типам личностей обучающихся или различным группам детей;

в) профессиональный уровень - отношение педагога к собирательным типам людей, с которыми он взаимодействует в педагогической деятельности;

г) общий уровень - отношение педагога к людям в целом, обусловленное жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами [4].

С целью определения сформированно-сти коммуникативной толерантности педагогов дополнительного образования проведено исследование среди педагогов МАУДО «ДЮЦ «Юниор». Диагностическим инструментом выступила методика В.В. Бойко «Коммуникативная толерантность», позволяющая диагностировать толерантные и ин-толерантные установки личности, проявляемые в общении [4]. Выборка респондентов представлена в соотношении: мужчин -24 чел., женщин - 15 чел.

По результатам тестирования педагогов ДЮЦ доминирует средний уровень коммуникативной толерантности. Коммуникативная толерантность выражена в большей степени у женщин (54 балла), то есть мужчины более интолерантны (56,4 балла) в общении (рис.1).

Анализ результатов тестирования педагогов-мужчин показал: 33 % респондентов имеют высокий уровень коммуникативной толерантности, 53 % - средний уровень, 13 % - низкий уровень.

Рис.1. Общий показатель коммуникативной толерантности (в баллах)

В ходе исследования проанализированы показатели коммуникативной толерантности педагогов. По статистическим данным, в группе педагогов-мужчин наиболее высокими были выявлены показатели коммуникативной толерантности в следующих шкалах:

- категоричность или консерватизм в оценке других;

-неприятие или непонимание индивидуальности человека;

- неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера;

- неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности.

Эти показатели у педагогов-мужчин преобладают над таковыми у педагогов-женщин. Можно говорить, что для мужчин характерны следующие особенности: неумение либо нежелание понимать или принимать индивидуальные особенности других людей, категоричность в оценивании людей, нехватка гибкости и широты кругозора, нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту (болезнь, усталость, отсутствие настроения) другого человека, неумение приспосабливаться к характерам, привычкам или притязаниям других.

Результаты диагностики педагогов-женщин свидетельствуют о том, что их уровень коммуникативной толерантности выше: 37 % демонстрируют высокий уровень, 57 % - средний уровень и 6 % - низкий уровень.

По статистическим данным, в группе педагогов-женщин наиболее высокими были выявлены показатели коммуникативной толерантности в следующих шкалах:

- неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера;

- стремление подогнать партнеров под себя, сделать его удобным.

Эти показатели у педагогов-женщин преобладают над таковыми у педагогов-мужчин. Можно говорить, что для женщин характерны следующие особенности: неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, и желание «подогнать» других к своему характеру, привычкам, притязаниям.

По итогам исследования следует сделать вывод о том, что выявленные характерные особенности коммуникативной толерантности педагогов становятся барьерами в профессиональной деятельности, препятствующими конструктивному взаимодействию, доверию, взаимопониманию между субъектами межличностного общения. Это может привести к снижению уровня компетентности, а также к профессиональной деформации педагогов, неудовлетворенности всех участников образовательного процесса.

Следовательно, основными проблемами во взаимоотношениях как у педагогов-мужчин, так и у педагогов-женщин являются: нежелание выстраивать комфортное взаимодействие и общение с коллегами, учитывая их личностные и профессиональные особенности.

Представленный анализ исследования позволил разработать для педагогов рекомендации по преодолению проблемных коммуникативных ситуаций, способствующие развитию коммуникативной толерантности в профессиональной среде и эффективному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса:

1. Фиксируйте собственные профессиональные стереотипы, определяйте способы их преодоления в выстраивании коммуникации с окружением.

2. Настраивайтесь на открытое и доверительное общение; воспринимайте различные личностные позиции и профессиональные мнения не как критику в свой адрес, а как возможности расширения кругозора и познания нового о себе и окружающем мире.

3. Выстраивайте общение на основе установки на познание, понимание и принятие других людей.

4. Отслеживайте и корректируйте свое поведение, проводите рефлексию поведенческих установок относительно коммуникативной ситуации и педагогической реальности.

Полученные в ходе исследования результаты можно использовать в организации методической деятельности учреждения, в частности, на заседаниях педагогического совета, в индивидуальной работе с педагогами по формированию терпимого, бесконфликтного, доброжелательного поведения в ходе взаимодействия с другими людьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2012. - № 1. - С. 49-53.

2. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - С. 74-85.

3. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. - СПб.: СПбМА-ПО, 1998. - 24 с.

4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996. -С.140-144.

5. Рачицкая Н.В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности // Современная психология: материалы II Международной научной конференции (г. Пермь, июль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 55-56.

6. Русакова С.В. Формирование коммуникативной толерантности у учащихся образовательной школы [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». -URL: 1лйр://суЬег1ептка/ш (дата обращения:16.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.