УДК 371.15
М.К. Кубракова
Коммуникативная толерантность как компонент профессиональной компетентности педагога
Рассматриваются различные точки зрения в изучении коммуникативной толерантности как одной из составляющих структуры профессиональной компетентности педагога. Обозначены проявления коммуникативной толерантности в деятельности педагога. Приводятся результаты исследования коммуникативной толерантности педагогов дополнительного образования. Ключевые слова: толерантность, коммуникативная толерантность, компетентность, педагог, профессиональная деятельность.
Современная система образования характеризуется инновационными преобразованиями, требующими от педагогов профессиональной компетентности: быть готовым к изменениям в педагогической реальности, стремиться к самообразованию и саморазвитию, проявлять толерантность и др. Один из компонентов профессиональной компетентности педагога, в частности педагога дополнительного образования, является коммуникативный, включающий умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями других людей, выбирать оптимальный стиль общения в различных речевых ситуациях.
Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности педагога дополнительного образования является коммуникативная толерантность, характеризующая его отношение к людям, показывающая степень терпимости к неприятным или неприемлемым состояниям, качествам и поступкам других людей при взаимодействии с ними. Коммуникативная толерантность выступает личностной характеристикой педагога, позволяющей конструктивно выстраивать межличностные отношения и взаимодействие с участниками образовательного процесса, является одним из показателей его профессиональной компетентности.
В психологической науке коммуникативная толерантность рассматривается как
многомерная характеристика, имеющая сложную структуру, включающая мотиваци-онно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты [2]. В исследованиях В.Н. Куницыной, Г.У. Солдатовой коммуникативная толерантность определяется как ценностная ориентация, групповая норма, форма социального взаимодействия, механизм общения, культура ведения диалога, профессиональная компетенция специалистов, работающих с людьми.
По Г.У. Солдатовой, коммуникативная толерантность является интегративной характеристикой личности, включающей в себя следующие компоненты: психологическую устойчивость (общие позитивные установки личности), индивидуальные личностные качества (эмпатия, терпимость к другим людям и их индивидуальным особенностям, способность к сотрудничеству и кооперации, способность устанавливать отношения и вести диалог), систему личностных и групповых ценностей [1].
С.В. Русакова считает, что коммуникативная толерантность - это психосоциальная характеристика личности, проявляющаяся при взаимодействии человека с окружающими людьми и характеризующаяся бесконфликтным, коммуникативным поведением и принятием различных качеств и поступков для достижения положительных целей [6].
По мнению В.В. Бойко, коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических
состоянии, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [4].
Н.В. Рачицкая, рассматривая содержательные аспекты коммуникативной толерантности, отмечает многозначность данного понятия и выделяет следующие ее особенности:
- коммуникативная толерантность педагога выражается в способности к установлению партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса, построению диалога, умении предотвращать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, понимать мнение, позицию собеседника;
- коммуникативная толерантность показывает, в какой степени педагог переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности других людей, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки;
- коммуникативная толерантность педагога проявляется в способности к эмпатии, самоконтролю, выдержке и интеллектуальной гибкости [5].
В основе коммуникативной толерантности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление устанавливать доброжелательные взаимоотношения и конструктивное взаимодействие с другими людьми, эмоциональная устойчивость и эмпатия. Следуя уровневой типологии коммуникативной толерантности В.В. Бойко, можно обозначить следующие ее проявления в деятельности педагога:
а) ситуативный уровень - отношение педагога к обучающемуся;
б) типологический уровень - отношение педагога к собирательным типам личностей обучающихся или различным группам детей;
в) профессиональный уровень - отношение педагога к собирательным типам людей, с которыми он взаимодействует в педагогической деятельности;
г) общий уровень - отношение педагога к людям в целом, обусловленное жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами [4].
С целью определения сформированно-сти коммуникативной толерантности педагогов дополнительного образования проведено исследование среди педагогов МАУДО «ДЮЦ «Юниор». Диагностическим инструментом выступила методика В.В. Бойко «Коммуникативная толерантность», позволяющая диагностировать толерантные и ин-толерантные установки личности, проявляемые в общении [4]. Выборка респондентов представлена в соотношении: мужчин -24 чел., женщин - 15 чел.
По результатам тестирования педагогов ДЮЦ доминирует средний уровень коммуникативной толерантности. Коммуникативная толерантность выражена в большей степени у женщин (54 балла), то есть мужчины более интолерантны (56,4 балла) в общении (рис.1).
Анализ результатов тестирования педагогов-мужчин показал: 33 % респондентов имеют высокий уровень коммуникативной толерантности, 53 % - средний уровень, 13 % - низкий уровень.
Рис.1. Общий показатель коммуникативной толерантности (в баллах)
В ходе исследования проанализированы показатели коммуникативной толерантности педагогов. По статистическим данным, в группе педагогов-мужчин наиболее высокими были выявлены показатели коммуникативной толерантности в следующих шкалах:
- категоричность или консерватизм в оценке других;
-неприятие или непонимание индивидуальности человека;
- неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера;
- неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности.
Эти показатели у педагогов-мужчин преобладают над таковыми у педагогов-женщин. Можно говорить, что для мужчин характерны следующие особенности: неумение либо нежелание понимать или принимать индивидуальные особенности других людей, категоричность в оценивании людей, нехватка гибкости и широты кругозора, нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту (болезнь, усталость, отсутствие настроения) другого человека, неумение приспосабливаться к характерам, привычкам или притязаниям других.
Результаты диагностики педагогов-женщин свидетельствуют о том, что их уровень коммуникативной толерантности выше: 37 % демонстрируют высокий уровень, 57 % - средний уровень и 6 % - низкий уровень.
По статистическим данным, в группе педагогов-женщин наиболее высокими были выявлены показатели коммуникативной толерантности в следующих шкалах:
- неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера;
- стремление подогнать партнеров под себя, сделать его удобным.
Эти показатели у педагогов-женщин преобладают над таковыми у педагогов-мужчин. Можно говорить, что для женщин характерны следующие особенности: неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, и желание «подогнать» других к своему характеру, привычкам, притязаниям.
По итогам исследования следует сделать вывод о том, что выявленные характерные особенности коммуникативной толерантности педагогов становятся барьерами в профессиональной деятельности, препятствующими конструктивному взаимодействию, доверию, взаимопониманию между субъектами межличностного общения. Это может привести к снижению уровня компетентности, а также к профессиональной деформации педагогов, неудовлетворенности всех участников образовательного процесса.
Следовательно, основными проблемами во взаимоотношениях как у педагогов-мужчин, так и у педагогов-женщин являются: нежелание выстраивать комфортное взаимодействие и общение с коллегами, учитывая их личностные и профессиональные особенности.
Представленный анализ исследования позволил разработать для педагогов рекомендации по преодолению проблемных коммуникативных ситуаций, способствующие развитию коммуникативной толерантности в профессиональной среде и эффективному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса:
1. Фиксируйте собственные профессиональные стереотипы, определяйте способы их преодоления в выстраивании коммуникации с окружением.
2. Настраивайтесь на открытое и доверительное общение; воспринимайте различные личностные позиции и профессиональные мнения не как критику в свой адрес, а как возможности расширения кругозора и познания нового о себе и окружающем мире.
3. Выстраивайте общение на основе установки на познание, понимание и принятие других людей.
4. Отслеживайте и корректируйте свое поведение, проводите рефлексию поведенческих установок относительно коммуникативной ситуации и педагогической реальности.
Полученные в ходе исследования результаты можно использовать в организации методической деятельности учреждения, в частности, на заседаниях педагогического совета, в индивидуальной работе с педагогами по формированию терпимого, бесконфликтного, доброжелательного поведения в ходе взаимодействия с другими людьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2012. - № 1. - С. 49-53.
2. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - С. 74-85.
3. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. - СПб.: СПбМА-ПО, 1998. - 24 с.
4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996. -С.140-144.
5. Рачицкая Н.В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности // Современная психология: материалы II Международной научной конференции (г. Пермь, июль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 55-56.
6. Русакова С.В. Формирование коммуникативной толерантности у учащихся образовательной школы [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». -URL: 1лйр://суЬег1ептка/ш (дата обращения:16.08.2020).