Научная статья на тему 'Коммуникативная ситуация как метод обучения говорению студентов неязыковых специальностей'

Коммуникативная ситуация как метод обучения говорению студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
говорение / коммуникативная ситуация / обучение / английский язык / speaking / communicative situation / learning / English

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржу Анай-Хаак Шой-Ооловна

В статье рассмотрена тема использования коммуникативных ситуаций в качестве метода обучения говорению на английском языке студентов неязыковых специальностей. Говорение – сложный вид речевой деятельности. Студенты неязыковых факультетов слабо владеют навыками говорения на английском языке. Причиной тому является недостаточный уровень владения английским языком на базе среднего школьного образования, отсутствие языковой среды. Актуальность этой темы определяется недостаточным количеством научных исследований, учитывающих психолого-педагогический аспект в процессе обучения английскому языку в университете. Научная новизна работы состоит в разработанной системе упражнений, направленных на развитие навыков говорения на английском языке студентов неязыковых специальностей. Целью данной статьи является исследование методики эффективного использования технологии создания коммуникативной ситуации как метода обучения говорению студентов неязыковых специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE SITUATION AS A TEACHING METHOD OF ENGLISH SPEAKING TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC DIRECTIONS

Speaking is a complex type of speech activity. Students of non-linguistic faculties have poor knowledge of English. The reason for this is the low level of English proficiency on the basis of secondary school education, the lack of a language environment and unconditional scientific research that takes into account the psychological and pedagogical aspect in the process of teaching English at the university, which determines the relevance of this work. The scientific novelty of the work lies in the system of exercises aimed at developing speaking skills of students of nonlinguistic directions. The purpose of this article is to study the methodology for the effective use of communicative situations as a method of teaching English to students of non-linguistic faculties.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная ситуация как метод обучения говорению студентов неязыковых специальностей»

УДК 37:81

doi 10.24411/2221-0458-2020-10043

КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Доржу А.-Х.Ш.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

COMMUNICATIVE SITUATION AS A TEACHING METHOD OF ENGLISH SPEAKING TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC DIRECTIONS

A.-Kh.Sh. Dorzhu Tuvan State University, Kyzyl

В статье рассмотрена тема использования коммуникативных ситуаций в качестве метода обучения говорению на английском языке студентов неязыковых специальностей. Говорение - сложный вид речевой деятельности. Студенты неязыковых факультетов слабо владеют навыками говорения на английском языке. Причиной тому является недостаточный уровень владения английским языком на базе среднего школьного образования, отсутствие языковой среды. Актуальность этой темы определяется недостаточным количеством научных исследований, учитывающих психолого-педагогический аспект в процессе обучения английскому языку в университете. Научная новизна работы состоит в разработанной системе упражнений, направленных на развитие навыков говорения на английском языке студентов неязыковых специальностей. Целью данной статьи является исследование методики эффективного использования технологии создания коммуникативной ситуации как метода обучения говорению студентов неязыковых специальностей.

Ключевые слова: говорение; коммуникативная ситуация; обучение; английский язык

Speaking is a complex type of speech activity. Students of non-linguistic faculties have poor knowledge of English. The reason for this is the low level of English proficiency on the basis of secondary school education, the lack of a language environment and unconditional scientific research that takes into account the psychological and pedagogical aspect in the process of teaching English at the university, which determines the relevance of this work. The scientific novelty of the work lies in the system of exercises aimed at developing speaking skills of students of non-

linguistic directions. The purpose of this article is to study the methodology for the effective use of communicative situations as a method of teaching English to students of non-linguistic faculties. Key words: speaking; communicative situation; learning; English

В последнее время ученые-методисты уделяют немаловажную роль поиску наиболее эффективных методов и способов работы со студентами, направленных на развитие навыков говорения на английском языке. Говорение - сложный вид речевой деятельности. «Одной из основных задач современного обучения говорению на иностранном языке в вузе является формирование у студента вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры» [2].

Основной целью обучения говорению является развитие у студентов способности осуществлять устное речевое общение в профессионально-деловых и в

разнообразных социально

детерминированных ситуациях.

Анализ теоретической и

методической литературы по проблеме исследования показал наличие

разнообразных методов и приемов формирования интереса к изучению английского языка.

При исследовании сущности коммуникативной ситуации как метода обучения говорению выяснено, что назначение данной ситуации как метода состоит в том, чтобы подготовить

студентов к межкультурному общению посредством обучения говорению, а также обогатить их самообразовательный потенциал для удовлетворения их интересов в изучении английского языка.

Для повышения эффективности коммуникативной ситуации как метода в работе со студентами следует иметь систему упражнений на говорение, адаптированную под данную категорию студентов. Содержание таких упражнений, безусловно, должно быть составлено с учетом профессионально-ориентированной специфики.

Рассмотрим систему упражнений на формирование навыков диалогической и монологической речи, которую можно использовать на занятиях английского языка при обучении говорению студентов неязыковых специальностей. Комплекс упражнений разработан с учетом специфики психолого-педагогических аспектов обучения говорению на английском языке и профессионально-ориентированной специфики.

Упражнения в форме деловых игр:

1. Стимуляция изученной

лексики.

Работа с известной лексикой по карточкам нацелена на повторение и

закрепление (использование) лексики в новых ситуациях (короткие диалоги с пропусками).

- Fill in the necessary words and expressions and dramatize the dialogues

Образцы карточек для составления коротких диалогов: Card 1

- Do you know anything about a ... to build a railway between Kyzyl and Ulaanbaatar?

- Yes, certainly. This project ... discussing.

- What ... do you see in it?

- I suppose a lot of countries are interested in this project. It is ... .

- Well, soon you'll get to Ulaanbaatar by

train!

Missing words: advantage, long-term, contract, to be worth, promising Card 2

- Everybody knows that "NAN", "Nestogen" and "Hems" ... infant formula which can ....on the world market.

- ... your firm ... ?

- Yes, we ... goods for children. Missing words: to compete, to be in the

same line of business, to produce, to specialize in.

2. Представление семейного бизнеса.

Работа в группах. Студенты создают группы - «семьи», преподаватель

предлагает варианты семейного бизнеса, например:

- Производство безалкогольных напитков. (The manufacturing of soft drinks -Soft Drinks Factory);

- Производство игрушек. (The manufacture of toys).

Задание: представить свой бизнес, опираясь на вопросы, которые были даны каждой группе заранее.

Вопросы для представления семейного бизнеса:

Say...

a) «if you can give a name to your company» [4] ;

b) «if you prefer to be a sole owner or you'll try to find partners» [4];

c) «if it is a family business, say what functions can be given to your relatives»[4];

d) «what makes you think your business is a success»[4];

e) «how large your company's staff is»

[4];

f) «what troubles you are going to meet» [4];

g) «if your business is a profitable one» [4];

Etc.

После выступления каждой группы члены других «семей» задают различные вопросы, выясняя подробности работы компании:

1. «What's the strong point of your company»? [4]

2. «Is there a security service in your business»? [4]

3. «Have you any junior or senior partners»? [4]

4. «What's the average salary of your staff»? [4]

5. «Is your office well-equipped»? [4]

6. «Do you think your product can compete with country famous companies, which are in the same line of business»? [4]

7. «Do you mark your workers' birthdays in your office»? [4]

8. «Do you pay wages on a weekly basis»? [4]

9. «Are you satisfied with your company's position on the market»? [4]

10. «Aren't you planning to put your product on the foreign market»? [4]

11. «Do you make your product of ecologically pure materials»? [4]

Диалогические описательные

упражнения:

1. Картинка: молодежный

инновационный форум «Инновации в инженерии».

Teacher: What do you see in the picture?

S1: I see a lot of ...with their project of modern technologies ...

S2: I see..

S2: I see.....

Teacher: What are people doing?

S1: They are ....

S2: They are ...

2. Обсуждение главных героев после просмотра фильма на английском языке.

T: How many main characters are in the movie?

S: There are . main characters.

T: Whom do you take to most?

S: I like ..., because he/she is ...

T: How would you act if you were .?

S: If I were ..., I would.

3. Обсуждение изображения.

1) T: Look at the picture. In what country is this place situated?

S: In.

T: What unusual thing can you notice there?

S: I see . which we do not have in

Tuva.

T: Do you want to visit this place?

S: Yes, I do. (No, I don't).

Упражнения в форме интервью:

Студенты работают в парах, должны составить диалоги и обыграть их.

- Interview someone from Vk, Viber or Whatsapp.

- Get some information about your classmate's plans for the nearest future.

- Ask your friend what he is thinking about?

Коммуникативные дискутивные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

упражнения:

Студентам раздаются карточки с утверждениями или вопросами, с которыми они либо согласны, либо не согласны. По очереди студенты аргументируют свои

ответы, остальные тоже присоединяются к обсуждению.

Look at the cards with sentences. Do you agree with them? If you disagree, explain your reasons.

- "The Valley of Kings" is the most beautiful and remarkable place in the Republic of Tuva. Is it true? Why?

- Are there any students among you who want to be a teacher of Physics? Why?

«Дополняемые ситуативные

упражнения - простейшая разновидность ситуативных упражнений, студентам предлагается дополнить, завершить описание ситуации, сделать заключение, вывод» [3].

Read the conversation and complete it. Pay attention to the word order.

1. A foreigner from the USA and a student of the Tuvan State University are talking.

- Excuse me, may I ask you something?

- Yes, of course.

- I want to get to the obelisk "The centre of Asia". Is it far from here? How can I get there?

- Thank you, but I want to know, except "The center of Asia" is there any interesting historical places?

«Проблемные ситуативные

упражнения - это упражнения, экспозиция которых содержит некоторую внеречевую

задачу, анализируя проблему, студенты подробно описывают пути разрешения какой-либо проблемы» [3].

1. You are going to travel to Japan with your friend. Will you get permission from your parents to go there if you are just seventeen years old? Use the following guide words: possible, difficult, speak Japanese (English), visa, passport.

2. You want to create solar battery by yourself in Tuva. What are your first steps to set about?

«Воображаемые учебные ситуации -эта разновидность ситуативных

упражнений ставит перед студентами более сложные задачи, т.к. характеризует ситуацию весьма скупо и сжато, в большей степени требует воображения студентов. Они должны «восстановить» многие детали обстановки, «привязать» их к воображаемым собеседникам» [3].

1. You want to give some information about Tuva on Facebook. Try to tell about Tuva as much as you can. Use the following guide words: currency, air transport, bus service, accommodation, time zone.

2. Imagine that you are a famous Russian businessman. A lot of foreigners are interested in your success. What can you advice for business beginners?

3. You are in China on a business trip. You and your Chinese partner are going to have a dinner at the Chinese restaurant. You cannot eat spicy food and want to ask partner

to go European restaurant. How would you say it in a polite way?

«Ролевые ситуативные упражнения. Суть ролевых игр состоит в том, что в основе описания ситуации лежит задание на социально-коммуникативные роли участников игры» [1].

1. You are superstar in Kyzyl. You want to give a master class for your fans. How would you act and talk to them? Use the following guide words: fashion, stage, polite, deserve, rules.

2. Imagine that you are a good teacher of Physics and want to explain some the laws of physics for schoolchildren using your own simple words.

3. You are a Minister of construction, housing and communal services of Tuva? What would you do in order to decide the problem of construction in our republic?

Монологические описательные

упражнения

1. Describe your best friend (girlfriend/boyfriend).

2. Make the presentation of your University and faculty.

3. Describe the best birthday of yours.

Монологические композиционные

упражнения

Студентам дается задание на составление коротких рассказов-

повествований.

Make up short stories on the following topics:

1. Speak about your first visit to Moscow and its economic development.

2. Tell your classmates about your hometown or village.

3. Speak about your future plans.

4. What do you want to do after graduating from the university in 6-7 years?

5. Speak about your some work experience (if you have).

Монологические упражнения на рассуждение

1. One of your friends says that Chinese economic is more developed that USA's. You disagree with him/her giving your reasons.

2. Your sister is a very talented musician. She wants to take part in the Festival of Live Music "Ustuu-Khuree", but she is shy. Try to confirm her to participate there. Give her some piece of advice.

Итак, была проведена опытно-экспериментальная реализация

составленного нами комплекса

упражнений. Анализ полученных результатов показал эффективность использования разработанных упражнений. У студентов наблюдается значительное повышение уровня качества

мотивационной сферы, повысились показатели качественной успеваемости. Были выявлены положительные тенденции в формировании навыков и развития умений устной монологической и диалогической речи.

Библиографический список

1. Данилова, Г. В. Английский язык. Обучающие игры на уроках / Г. В. Данилова. - 3-е издание. - Волгоград : Учитель, 2018. - 63 с. - Текст : непосредственный.

2. Каменская, О. Л. Эмоциональный уровень языковой личности / О. Л. Каменская. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы теории референции : сборник научных статей. Выпуск 435. - Москва : Издательство МГЛУ, 2015. - С. 75-78.

3. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. - 3-е издание. - Москва : Просвещение, 2016. - 320 с. - Текст : непосредственный.

4. Попова, С. Г. Элективный курс «Деловой английский». - 2016. - URL: https://rykovodstvo.ru/exspl/55398/index.ht ml?page=2 (дата обращения: 30.05.2020). - Текст : электронный.

References

1. Danilova G. V. Anglijskij jazyk. Obuchajushhie igry na urokah [English. Educational games in the lessons]. 3d edition. Volgograd, Uchitel' Publ., 2018, 63 p. (In Russian)

2. Kamenskaya O. L. Jemocional'nyj uroven' jazykovoj lichnosti [The emotional level of a linguistic personality]. Aktual'nye problemy teorii referencii : sbornik nauchnyh statej [Actual problems of the theory of reference: a collection of scientific articles]. Issue 435. Moscow, MSLU Publ., 2015, p. 75-78. (In Russian)

3. Passov Ye. I. Osnovy metodiki obuchenija inostrannym jazykam [Fundamentals of teaching foreign languages]. 3d edition. Moscow, Prosveshhenie Publ., 2016, 320 p. (In Russian)

4. Popova S. G. Jelektivnyj kurs «Delovoj anglijskij» [Elective course of Business English]. 2016. Available at: https://rykovodstvo.ru/exspl/55398/index.ht ml?page=2 (access date: 17.04.2020) (In Russian)

Доржу Анай-Хаак Шой-ооловна - ассистент кафедры иностранных языков, Тувинский государственный университет, Кызыл, e-mail: anaykhaakdorzhu@mail.ru

Anai-Khaak Sh. Dorzhu - Assistant at the Department of Foreign Languages, Tuvan State University, Kyzyl, e-mail: anaykhaakdorzhu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.