Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ (ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ (ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПОДРОСТКОВ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE AND SOCIAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE SKILLS OF ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прадчук О.И.

Главной задачей образования на данном этапе является развитие коммуникативной и социальной компетенции учащихся. Основная работа по развитию коммуникативной и социальной компетенции должна проводиться в подростковом возрасте, именно на него приходится сензитивный период развития коммуникативных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CULTURE OF TEENAGERS (ETHNIC ASPECT)

The main task of education at this stage is the development of communicative and social competence of students. The main work on the development of communicative and social competence should be carried out in adolescence, it is on him that the sensitive period of development of communicative abilities falls.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ (ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

УДК 159.99

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ (ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Прадчук О.И., студент группы 17ПЖивП(м)П, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: prad_olga@mail.ru

Научный руководитель: Зубова Л.В., д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Главной задачей образования на данном этапе является развитие коммуникативной и социальной компетенции учащихся. Основная работа по развитию коммуникативной и социальной компетенции должна проводиться в подростковом возрасте, именно на него приходится сензитивный период развития коммуникативных способностей.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная и социальная компетенция, коммуникативные умения подростков.

Многочисленные реформы в школьном образовании не устранили различные противоречия. Известно, что от ученика зависит если не все, то очень многое в учебной деятельности. Основная задача психологов и педагогов, как сделать успешными обучающихся, как развить у них коммуникативные умения.

Коммуникация - взаимодействие людей в процессе общения, основанное на обмене информации. Коммуникация - это не только обращенная к человеку речь, но и внимательное слушание. Она дает достаточно объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с окружающим миром Коммуникация является неотъемлемой частью любого воспитательного процесса, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса и развитию личности подростка

[1, 3].

В настоящее время учителями стало больше уделяться внимания коммуникативной и социальной компетенцией, а также коммуникативным умениям учащихся. В национальных школах они имеют свои особенности, связанные с этническим своеобразием народного воспитания. В рамках данной работы были изучены коммуникативные умения подростков-башкир.

Полученные данные подтверждались анкетными опросами, изучением рейтинга и самооценки, экспресс - интервьюированием, наблюдением за различными видами деятельности подростков. В ходе исследования также было выявлено, что для большинства подростков-башкир характерны ограничения круга своих знакомств, трудности в установлении контактов, обидчивость. У них чувствуется постоянная внутренняя напряженность, нет уверенности в общении, снижены коммуникативные способности.

Отличие групп, состоящих из подростков-башкир, от сверстников других народностей в том, что они не имеют асоциальной направленности и вырабатывают у своих членов необходимые навыки коммуникативной и социальной компетенции, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить свои интересы с коллективными интересами.

Компетенция (от лат. competere - соответствовать, подходить) - это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Компетенция - базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности [1].

Принадлежность к группе позволяет удовлетворить многие потребности молодого человека. Большое значение для подростка имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; очень важны для него верность, честность, отзывчивость, сопереживание его чувствам, мыслям, идеям. Все это обеспечивает эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных личностных проблем, связанных с возрастным развитием.

Необходимо отметить, что главная функция подростковых групп - коммуникативная. Подростковое общение дает информацию, которую по тем или иным причинам не дают взрослые. В компании подростки-башкиры осознают групповую принадлежность, солидарность, необходимость товарищеской взаимопомощи. Они толерантны по отношению к другим, что дает им достаточно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В то же время, у части подростков наблюдается застенчивость, малая степень самораскрытия, пониженный уровень экстраверсии, тревожность и затрудненность в общении. Это является следствием воспитания «культуры стыда» и принципов «будь как все», «не выскакивай вперед», характерных для большинства башкирских семей. Таким образом, можно говорить, что особенности поведения и мышления подростков-башкир связаны с этнокультурным воспитанием.

Вторым этапом исследования стало изучение тех подростков, чьи коммуникативные умения имеют низкие показатели. Если в младшем школьном возрасте дети для удовлетворения своих эмоциональных потребностей в первую очередь обращаются к родителям, у них ищут похвалу, любовь и нежность, то в подростковом возрасте картина резко меняется. Происходит актуализация расширяющихся социальных потребностей. Среди них:

- потребности в установлении значимых межличностных отношений со сверстниками;

- потребности в расширении дружеских отношений, в знакомстве с людьми различных социальных групп и социального опыта.

В ходе исследования было выявлено, что подростки с низкой коммуникативной культурой не умеют удовлетворять вышеперечисленные социальные потребности. В итоге они испытывают чувство одиночества, психологический дискомфорт. Это состояние осознается в подростковом возрасте очень остро и болезненно, осложняя социально-психологическую адаптацию.

При изучении коммуникативных умений современных подростков-башкир было выявлено, что свободное самовыражение для них не характерно. Это приводит к тому, что подростки-башкиры испытывают психологические трудности в общении. Вышеперечисленные особенности требуют от педагогического коллектива школы определенной работы по развитию адекватной самооценки, социального доверия и коммуникативных умений современных подростков.

Программа по развитию коммуникативных умений подростков.

В программе представлена система психологических знаний и умений, необходимых для полноценного контакта ребенка с окружающими его людьми и формирования у него адекватной оценки себя и окружающих.

Таким образом, педагогам башкирской школы необходимо работать над развитием коммуникативных и организаторских способностей учащихся, формируя у них умения: устанавливать деловые и товарищеские контакты, активно участвовать в общественных и классных мероприятиях, а также направлять взаимодействие с другими людьми в нужное русло и проявлять инициативу.

Для решения данной проблемы была разработана специальная программа.

Программа состоит из пяти взаимосвязанных частей, рассчитанных на 32 учебных

часа.

1. Человек среди людей. Я и близкие мне люди. Что я знаю о себе. Что я знаю о родных и друзьях. Восприятие и познание людьми друг друга при общении. Коммуникация как средство передачи информации.

2. Общение как искусство. Я вас слушаю. Виды и техника слушания. Вербальные средства общения. Устная речь. Письменная речь. Невербальные средства общения. Язык жестов. Мимика. Язык тела. Закрытые и открытые позы. Обратная связь. Знаки внимания при общении.

3. Общение как понимание людьми друг друга. Трансактный анализ общения. Ребенок - Родитель - Взрослый. Позиция общения. Стили общения. Понятие о конфликте. Реагирование на конфликтное поведение. Правила поведения при общении с «трудными людьми».

4. Вместе со всеми. Что такое группа. Межличностные отношения в группе. Шаги в коллективе. Коллективизм.

На основании вышеизложенного, следует сделать вывод, об актуальности специальной психолого-педагогической работы, помогающим подросткам в установлении конструктивных взаимоотношений, сохранении базового доверия к миру, поддерживающей радость бытия. Педагогам и психологам башкирской школы необходимо работать над развитием коммуникативных и организаторских способностей учащихся, формируя у них умения: устанавливать деловые и товарищеские контакты, активно участвовать в общественных и классных мероприятиях, а также направлять взаимодействие с другими людьми в нужное русло и проявлять инициативу.

Литература

1. Вишняков, А.И. Психологические особенности отношения подростков к родителям и формы их социальной направленности / А.И. Вишняков, М.О. Артамонова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 665.

2. Зубова, Л.В. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: монография / Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. - 175 с.

3. Куковякин, Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. - Тверь: ЭКО, 2008. - 481 с.

4. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ЭКСМО, 2006. - 215 с.

5. Сергеева, Е.Н. Особенности психологической безопасности образовательной среды на примере учащихся 6-х классов гимназии №1 г. Мелеуза / Е.Н. Сергеева, А.И. Вишняков // Вестник ОГУ. - 2008. - № 82. - С. 37-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.