Научная статья на тему 'Коммуникативная компетенция учителя математики'

Коммуникативная компетенция учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетенция учителя математики»

аспекта информационной субкультуры с инфоаналитическим обусловлена прежде всего тем, что самообучение, творческое освоение информационной или мультимедийной среды невозможно без ее анализа, способствующего действительному (!) пониманию назначения того или иного аппаратного или программного продукта.

Освоение перечисленных аспектов информационной субкультуры формирует у специалиста готовность к самостоятельной творческой деятельности в информационной среде - к созданию информационного продукта, что является непременным условием освоения креативного аспекта информационной субкультуры.

Следует особо отметить, что полномер-

ное освоение таких аспектов информационной субкультуры, как эргономический, интерактивный и технологический, доступно практически каждому специалисту на самых начальных стадиях приобщения к ней; инфоаналитический уровень порой может быть сформирован лишь в процессе многолетней работы с электронными документами, газетными и журнальными статьями, книгами, справочниками и т. п.

Литература

1. ГуревичП.С. Культурология: Учебник. - М.,

2000.

2. Семенюк Э.Л. Информационная культура

общества и прогресс информатики. - М., 1994.

Н. КОЛЕТВИНОВА, доцент Казанский государственный педагогический университет

Одной из важных проблем профессиональной подготовки в педагогических вузах является формирование коммуникативной компетенции будущего учителя. Без этого качественное обучение и воспитание просто не состоится, т.к. коммуникативная компетенция - основа профессионального общения [1, 2, 3].

В данной статье ставится вопрос об особенностях профессиональной коммуникативности учителей физико-математического цикла. Его рассмотрение требует решения следующих задач.

Первая. На мой взгляд, нельзя обучить хорошо решать задачи, проводить лабораторные работы, усваивать теоретический материал, не уделяя специального внимания культуре речи, т. е. не овладев нормами литературного языка и закрепленным за каждым видом профессиональной деятельности речевым оформлением.

Следует подчеркнуть, что снижение

Коммуникативная компетенция учителя математики

эффективности обучения может быть связано именно с допущением содержательноречевых недочетов, выражающихся в нечеткости высказываний, неправильном, неуместном использовании речевых средств.

Вторая задача - определение отличительных признаков физико-математических дисциплин, соотнесенных со спецификой их речевого оформления, адекватного объектам, целям, задачам и методам научного познания.

Третья - выведение показателей степени влияния особенностей дисциплин физикоматематического цикла на характер профессионального интеллектуального общения.

Четвертой задачей становится создание специальных творческих коммуникативных заданий, отражающих особенности физико-математических дисциплин и направленных на совершенствование профессиональной коммуникативной компетенции учителя.

154 Высшее образование в России • № 10, 2004

В качестве примера рассмотрим особенности профессиональной коммуникативной компетенции учителя математики. Математическое объяснение имеет форму изложения-рассуждения на основе раскрытия особенностей математического объекта, его целей и задач. Оно включает в себя диало-гизированную форму интеллектуального общения, направленную на развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся.

Рассуждение, если его рассматривать в контексте профессиональной коммуникативной компетенции, включает в себя следующее: а) умение формулировать тезис определенного математического положения;

б) умение поставить проблему на основе краткого изложения материала; в) использование аналитических форм объяснения: зависимость, исключение, включение, математические решения; г) использование логических форм изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение; д) умение вывести итоговое знание из интеллектуального общения.

К особенностям профессиональной коммуникативной компетенции учителя математики можно отнести и специфические трудности, связанные с языком данной науки. Этот язык почти не оставляет возможностей для использования эмоциональнориторических структур в изложении материала. Язык символов, цифр и графиков направлен на реализацию номинативной функции речи.

Однако существенную роль в профессиональной коммуникативной компетенции играет и такой компонент, как любовь к своему предмету, которая позволяет находить вдохновение в языке цифр и символов, видеть красоту логического построения математических знаний. Интеллектуальное общение существенно повышает свою обучающую и воспитывающую эффективность, если учителю математики удается передать эту любовь к стройности и классической простоте математической науки своим учащимся.

Обозначив специфику профессионально-коммуникативной компетенции учителя

математики, важно отметить, что интеллектуальное общение как диалогизированная форма обучения включает в себя общепедагогические требования профессиональной коммуникативности, что является отличительной чертой педагогических вузов, поскольку для будущего учителя важно не только самому хорошо знать предмет, но и уметь передать знания. К таким требованиям можно отнести следующие: а) устойчивое регулирование внимания и деятельности учащихся на основе правильно выбранной формы общения; б) продуктивность использования формы открытого и скрытого диалога при проведении коллективного познавательного поиска и раздумий;

в) установление контакта с аудиторией на основе общности целей и задач обучения;

г) применение новых технологий, развивающих творческую активность учащихся в процессе интеллектуального общения.

Профессиональная компетентность учителя заключается не только в передаче предметных знаний, но и в обучении определенным приемам, способам, методам, при помощи которых будущие учителя будут учить своих учеников. И в этом плане знание особенностей дисциплин того или иного цикла, их роли в овладении профессиональной коммуникативной компетенцией поможет будущему учителю правильно организовать интеллектуальное общение обучающего и воспитывающего характера.

Следует подчеркнуть, что знание будущим учителем определяющих компонентов речевого оформления, уместное, вдумчивое их использование в соответствии с особенностями того или иного цикла дисциплин позволяет организовать учащихся, превратить их в активных участников интеллектуального диалога. В этом случае процесс интеллектуального общения переходит в процесс реализации коммуникативной функции деятельности учителя во всей ее полноте. Такое интеллектуальное общение создает для всех обучающихся оптимальные условия самореализации, самовыражения, утверждения себя как личности.

Литература 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет позна-

ния. - Л., 1968.

1. Алякринский Б.С. Общение и его пробле- 3. Добрович А.Б. Общение: наука и искусст-мы. - М., 1991. во. - М., 1980.

М. ГРОМКОВА, профессор Институт развития ДПО

Конструирование содержания в инновационной парадигме

Работа с содержанием учебной дисциплины - наиболее важный элемент профессиональной деятельности преподавателя. Если раньше кафедра, являясь интеллектуальным цехом, разрабатывала программы, действующие несколько лет, а преподаватель имел возможность, разработав «свою» тему, спокойно пользоваться конспектами лекций из года в год, то сейчас все изменилось. Дисциплины то укрупняются, то дробятся, и приходится постоянно составлять новые программы. Появляются неизвестные ранее курсы, под которые неизвестно где подбирать содержание, как структурировать и методически организовывать усвоение информации. А в системе ДПО и того интереснее - преподаватель должен выполнять заказ на актуальную информацию. В этих условиях преподавателю высшей школы трудно обеспечивать качество образования, не владея образовательными технологиями. Профессионализм одного отличается от профессионализма другого тем, насколько быстро выполняется та или иная работа. А где преподавателя этому учили? Он хороший экономист, маркетолог, бухгалтер, юрист - вот его и пригласили почитать лекции. А чего ж не почитать?!

Можно выделить два подхода к конструированию содержания: традиционно устоявшийся, перенимаемый преподавателями из тех моделей образования, в которых пребывали они сами, и качественно иной, востребованный новым временем, новым

миром. Попытаемся их сопоставить, только не в категориях «лучше - хуже». Они здесь неуместны. Первый подходил для своего времени, для тех запросов, которые формировались как социальный заказ. Чтобы говорить о втором, следует согласиться, что мы живем в век нестабильности, перманентных реформ, всеобъемлющего кризиса, который диктует свои условия, а значит, необходимо с ними считаться.

Напомним, что содержание образования - это тот объем информации об окружающем мире и о себе в нем, который исследован, изучен, оформлен в учебную дисциплину и предназначен для усвоения. Каковы же его предназначение, функции, на что и как оно работает, на что и как влияет?

Современное образование, ориентированное на инновационную парадигму, предполагает решение ряда конкретных задач, связанных с организацией учебного процесса.

1. Формирование субъектной позиции. Она означает самостоятельность, умение принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности. Это выдвигает соответствующие требования к учебному процессу - обеспечить тренировку, упражнение в этих качествах. Содержание должно быть структурировано так, чтобы давать возможность самостоятельного выбора, индивидуального продвижения и самооценки результата. Это возможно, если программа представлена не в виде тоннеля с одной траекторией - «вперед и прямо», а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.