Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность топ-менеджеров как фактор развития российских компаний'

Коммуникативная компетентность топ-менеджеров как фактор развития российских компаний Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
664
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТОП-МЕНЕДЖЕР / РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ / КОММУНИКАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС / СОТРУДНИКИ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / TOP MANAGER / RUSSIAN COMPANIES / COMMUNICATION / DEVELOPMENT / EFFICIENCY / BUSINESS / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Копылова Алина Владимировна

Данная статья посвящена междисциплинарной проблематике, связанной с нарушением коммуникативной компетентности сотрудников в современных российских организациях. В качестве ключевых сотрудников для рассмотрения был взят топ-менеджер компаний. Это обусловлено российской национальной спецификой вертикальной направленностью власти в организациях. Поиск планомерного решения проблемы коммуникативной компетентности способен вывести российские компании на новый более эффективный путь развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TOP MANAGERS AS A FACTOR OF THE RUSSIAN COMPANIES DEVELOPMENT

The article deals with interdisciplinary range of problems of the insufficient communicative competence of personnel in the modern Russian organizations. As a key staff for research the top management of the companies was considered; it is determined by the national Russian specifics the vertical power structure in the organizations. The systematic solution of the communication competence problem can move the Russian companies on the more efficient course of business development.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность топ-менеджеров как фактор развития российских компаний»

УДК 316.3 : 330.341.2(470)

Копылова Алина Владимировна [email protected]

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Kopylova Alina Vladimirovna [email protected]

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TOP MANAGERS AS A FACTOR OF THE RUSSIAN COMPANIES DEVELOPMENT

Аннотация:

Данная статья посвящена междисциплинарной проблематике, связанной с нарушением коммуникативной компетентности сотрудников в современных российских организациях. В качестве ключевых сотрудников для рассмотрения был взят топ-менеджер компаний. Это обусловлено российской национальной спецификой - вертикальной направленностью власти в организациях. Поиск планомерного решения проблемы коммуникативной компетентности способен вывести российские компании на новый более эффективный путь развития бизнеса.

Ключевые слова:

коммуникативная компетентность, топ-менеджер, российские компании, коммуникация, развитие, эффективность, бизнес, сотрудники.

Summary:

The article deals with interdisciplinary range of problems of the insufficient communicative competence of personnel in the modern Russian organizations. As a key staff for research the top management of the companies was considered; it is determined by the national Russian specifics - the vertical power structure in the organizations. The systematic solution of the communication competence problem can move the Russian companies on the more efficient course of business development.

Keywords:

communicative competence, top manager, Russian companies, communication, development, efficiency, business, personnel.

В данной статье речь пойдет о коммуникативной компетентности топ-менеджеров, как о факторе развития российских компаний. В российских организациях, как правило, мы привыкли наблюдать вертикальную направленность информационных потоков. Вполне логично будет предположить, что это явление закономерно, учитывая многолетнюю российскую практику с ее сильной вертикалью власти, централизованным управлением и администрированием. Также можно предположить, что в этом проявляются и другие особенности русской национальной, а точнее многонациональной культуры. В частности, это то, что западные исследователи называют различием между «public persona» и «private persona» (то есть различие между поведением человека в обществе и в частной жизни) - формализованность и ритуальность общения «по правилам» в официальной обстановке и открытость, активность, неструктурированность общения в более частной, интимной обстановке. Данные различия необходимо и надо преодолевать, повышая коммуникативную компетентность отдельного сотрудника, с помощью топ-менеджмента компании, а как следствие и организации в целом.

Анализируя практику управленческой деятельности, становится очевидно, что коммуникативная компетентность руководителя является структурирующим и интегрирующим компонентом в системе профессиональной компетентности. Это объясняется тем, что процессы управления находятся в самом центре структуры коммуникативных процессов, которые выражают социально-коммуникативный характер управленческой деятельности, центрированной на коммуникативной компетентности руководителя. Так как сам термин коммуникативная компетентность не существует отдельно от тех людей, которые осуществляют коммуникацию, то в большинстве своем мы будем говорить об эффективном взаимодействии этих людей. Конкретного примера компании в статье рассмотрено не будет, автор будет рассматривать вопрос универсально, стараясь максимально приблизиться к решению проблематики. Вопрос, поднимаемый в статье, особо актуален в настоящее время, так как коммуникативная компетентность топ-менеджеров, как и сотрудников в целом, является важной темой не только для российских компаний, но и для всего мирового сообщества. Это обусловлено тем, что на современном этапе впечатляющих успехов достигли те страны, в которых приоритетными стали рост высоких технологий и информационно-интеллектуальное развитие общества.

В своем реальном функционировании система управления предстает в совокупности многообразных действий, выполняемых большим или меньшим количеством людей, объединенных общими интересами и единой целью. Так как по определению, управление возникает и осуществляется только тогда и только там, когда и где несколько или множество людей осуществляют сов-

местные действия для достижения единой определенной цели. Переплетение поступков - отношений должно лежать в контексте задач управления, иначе они просто не будут выполнены. Из всего выше сказанного видна прямая взаимосвязь между управленческими и социальными отношениями. Управленческие отношения - это разновидность социальных отношений. Особенно остро в таком случае встает вопрос коммуникативной компетентности сотрудников, от эффективности которой зависит передача максимально правильной информации в организации.

Согласно М.Х. Мескону, коммуникация - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, то обеспечение эффективного функционирования организации в значительной степени зависит от качества коммуникаций [1]. Это очевидно, так как если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди просто не смогут договориться об общей цели. А разве не это составляет предпосылку существования организации как таковой? Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься своевременные и взвешенные решения, согласующиеся со стратегическими целями, но также и для того, чтобы решения могли выполняться. Планы нельзя выполнить, если они не будут донесены до сведения исполнителей. Если руководство организации сможет организовать движение информации в структуре от себя до подчиненных, то шансы на успех есть. А до тех пор, пока сотрудники не понимают целей и задач организации, не понимают своих прямых обязанностей и не полностью включены в рабочие процессы организации, они не могут хорошо работать и быть достаточно мотивированными.

Говоря о коммуникативной компетентности, хотелось бы предотвратить путаницу и оговорить, что понятия «компетентность» и «компетенция» - различающиеся термины. В смысловом контексте «компетенция» - это знания, а компетентность - умения (действия). И в отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, также характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [2].

Хотелось бы также заметить, что ни одна успешная компания не существует автономно без взаимодействия с другими участниками рынка, без непрерывного контакта с клиентами и взаимодействия с сотрудниками компании, в которой непосредственно работает сотрудник. Каждый сотрудник фирмы взаимодействует с кем-то из этих трех субъектов, только немного в разном процентном соотношении. Так, анализ повседневной деятельности топ-менеджмента крупных корпораций российских компаний выявил, что 70-90 % рабочего времени топ-менеджер проводит во взаимодействии с другими людьми как внутри предприятия, так и за его пределами. В простонародии даже появился термин «прогуливающийся менеджер» [3].

Таким образом, профессиональная деятельность топ-менеджера протекает и осуществляется посредством коммуникаций. Исходя из этого факта, вытекают две ключевые проблемы повышения коммуникативной компетентности руководителя: первая связана с обеспечением полноты коммуникации, их системности и управляемости, а вторая зависит непосредственно от коммуникабельности топ-менеджера, его способности к деловому общению как таковому, от знаний коммуникативных технологий и умении их применить в нужном и правильном контексте. Из выше сказанного видно, что коммуникативная компетентность топ-менеджера формируется дуально: с одной стороны, это повышение эффективности управления коммуникациями как бизнес-процессом, взаимодействия компании с заинтересованными сторонами рынка; с другой стороны, это развитие персональной коммуникабельности, умения слушать, убеждать и воздействовать на собеседника.

У руководителя должно быть ясное понимание структуры собственных деловых коммуникаций: с кем ему необходимо общаться, для чего, как и каким образом. Коммуникативная компетентность предполагает, что руководитель владеет психологическими знаниями в объеме необходимом для верного понимания собеседника, для обеспечения своего влияния на него и для противостояния чужому мнению и влиянию.

На практике же отношение руководителя к выполнению коммуникативных, в том числе представительских функций весьма неоднозначно - от замыкания деловых контактов на себя до делегирования этих функций заместителям. Это неудивительно, поскольку руководители, как и все люди, как сотрудники компании, относятся к разным психологическим типам, и то, что для одних кажется приемлемо и верно, у других может вызвать дискомфорт. В последнем случае человек, желая минимизировать негативные ощущения, склонен преуменьшать и намеренно недооценивать роль коммуникаций как таковых (во всяком случае, роль персональных коммуникаций). В силу того, что в рыночной среде процессы и сотрудничества и соперничества реализуются посредством коммуникаций, топ-менеджер, который пытается минимизировать бизнес-коммуникации в своей деятельности, ставит под удар конкурентоспособность своей

компании в целом. В этом плане заслуживает внимания подход, при котором скрупулезно прорабатываются стратегия и тактика всех коммуникаций компании, выявляются объекты коммуникационного воздействия, назначаются ответственные исполнители. Формируется поле контактов, за который отвечает непосредственно топ-менеджер, остальные делегируются, но находятся под пристальным контролем. Определяется также перечень коммуникационных мероприятий при участии топ-менеджера.

Как известно, коммуникации условно разделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся коммуникации топ-менеджера с заинтересованными сторонами рынка - партнерами, конкурентами, клиентами, органами государственной власти и управления. Данные коммуникации в первую очередь должны являться объектами стратегического целеполагания. Внутренние (внутрифирменные) коммуникации отражают вертикальные и горизонтальные процессы взаимодействия топ-менеджера с коллегами и подчиненными. Для того, чтобы они были максимально эффективными и при этом отнимали минимальное время у руководителя, коммуникативные процессы желательно регламентировать. Для этого в компании должны быть вначале достигнуты договоренности в части коммуникаций, а затем на их основе уже разработаны корпоративные регламенты (стандарты) коммуникаций. Стандартизации могут подлежать формы и способы назначения поручений подчиненным, формулировки задач, задание сроков исполнения поручения и дат промежуточного контроля.

Большое количество времени у руководителя и сотрудников тратится абсолютно в пустую, нанося ущерб только времени и нервам. А происходит это по причине неэффективной подготовки в проведении совещаний. Четкая типологизация совещаний, выработка и последующее соблюдение соответствующих стандартов подготовки и проведения их, в том числе, с использованием новых информационно-коммуникационных технологий, например, программного продукта Skype, Viber, и пр. способны значительно повысить эффективность внутрифирменных коммуникаций топ-менеджера.

С коммуникативной компетентностью очень тесно связана третья, чисто управленческая, компетентность - умение точно подбирать ключевых сотрудников компании и использовать в бизнесе их наиболее сильные стороны. Особую актуальность данная компетентность приобретает при адхократической корпоративной культуре, предполагающей формирование мобильных команд и активную проектную деятельность [4, с. 22]. При этом вновь возникает вопрос: насколько данная компетентность должна быть свойственна топ-менеджеру, если существует служба управления персоналом? Однако успешные топ-менеджеры, на наш взгляд, должны быть подобны продюсерам: чем тщательнее выбирать сценарий, съемочную команду и актеров, тем успешней и выгоднее будет проект. Поэтому целесообразно, чтобы руководитель уделял большое внимание процессу подбора кадров на ключевые посты, что отнюдь не исключает серьезной профессиональной подготовки специалистов отдела кадров.

Таким образом, из-за недооценки роли коммуникативной компетентности сотрудников теряют все и в значительном масштабе: от отдела до фирмы; от частного предпринимательства до целой страны.

Абсолютно каждый теряет в нарушенной цепочке передачи информации. И не что-то, а очень и очень многое.

Подводя итоги, мы видим, что из-за недооценивая роли коммуникативной компетенции топ-менеджерами, российские компании уменьшают эффективность работы команды и скорость оборотов активов компании. Данную проблему можно начать решать уже «сегодня» для этого необходимо грамотно отбирать кадры организации и повышать коммуникативную компетентность за счет построения четкой субординации выполнения задач и потока информации. Руководители также должны сплачивать коллектив, например посредством тренингов, необходимо формировать четко функционирующий и слышащий друг друга организм - систему - команду, в которой есть единомыслие.

Ссылки:

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М., 1997.

2. Архангельский Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений. М., 2008.

3. Шакун Ю.А. Профессиональные компетенции сотрудников как инструмент конкурентоспособности организации. URL: http://www.b-seminar.ru/article/show/93.htm

4. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные походы к компетент-ностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.