Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность руководителя в управлении имиджем школы как основа конкурентоспособности образовательного учреждения'

Коммуникативная компетентность руководителя в управлении имиджем школы как основа конкурентоспособности образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА МЕЖДУ ШКОЛАМИ / ИМИДЖ ШКОЛЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА / ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА / ИЗМЕРЕНИЕ ИМИДЖА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ / COMPETITION BETWEEN SCHOOLS / SCHOOL IMAGE / IMAGE DEVELOPMENT / RESEARCH OF IMAGE / IMAGE MEASURING / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PUBLIC AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухаров Денис Валерьевич

В статье приводятся данные исследований факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательного учреждения. Анализируются факторы стартовых возможностей, осведомленности общественности и конкурентных возможностями ОУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Director's communicative competence in the area of school image management as the basis of the educational institution competitiveness

The article presents the research results of factors affecting the competitiveness of an educational institution. The factors of starting opportunities, public awareness and competitive abilities of the educational institution are analyzed

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность руководителя в управлении имиджем школы как основа конкурентоспособности образовательного учреждения»

Д. В. Бухаров

(Санкт-Петербург)

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ИМИДЖЕМ ШКОЛЫ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье приводятся данные исследований факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательного учреждения. Анализируются факторы стартовых возможностей, осведомленности общественности и конкурентных возможностей ОУ

Понятие «имидж» в современной России становится актуальным не только для публичных людей, рекламных агентств и фирм, желающих продвинуть свой товар, но и для государственных образовательных учреждений. Это расширяет сферу деятельности директора школы, в связи с чем требуется развитие не только управленческого, профессионального мышления будущего руководителя образовательного учреждения, но и других компетенций - экономической, проектной, психологической, коммуникативной [1].

И. М. Синяева, В. П. Воронин, И. В. Гончарова и другие в обозначении термина «имидж» исходят из определения объекта воздействия имиджа, под которым понимают группы общественности в целом. В отдельных случаях авторы конкретизируют объект воздействия. Так, Н. М. Синяев, рассматривая имидж организации, в качестве объекта выделял клиентов, партнеров и широкую общественность в целом [2]. Б. Джи для имиджа продукта в качестве объекта указывает потребителей [3].

Исследования имиджеологов и практическая деятельность директора школы доказали, что имидж образовательного учреждения (ОУ] является одним из важнейших условий его конкурентоспособности. В ходе нашего исследования, итогом которого являлось создание программы обучения будущих директоров школ управлению имиджем ОУ, выяснилось, что существует несколько направлений деятельности руководителя, которые в разной степени формируют имидж его организации и, как следствие, определяют ее конкурентоспособность [4].

Одним из важнейших направлений работы директора школы по управлению имиджем организации является управление коммуникациями, причем в большей степени внешне-

организационными. В доказательство этого приведем результаты исследований, проведенных в двух школах Санкт-Петербурга (условно школа № 1 и школа № 2]. Очевидно, что для объективности исследования необходимо было рассмотреть начальные, так называемые «стартовые» данные организаций, ведь они, несомненно, в большой степени оказывают влияние на имидж школы. Особенно в современных условия «стартовые» данные часто полностью определяют успешность учреждения, выделяя его среди близлежащих своей современной высокотехнологичной обучающей средой, наличием наиболее комфортных и здоровьесберегающих условий пребывания детей. «Стартовые» и конкурентные данные участвовавших в исследовании школ приведены в таблицах 1 и 2. Как видно из таблиц, школа № 1 имеет более высокие «стартовые» данные, при этом ее конкурентные данные явно ниже в сравнении со школой № 2.

В ходе исследования были проведены измерения уровней осведомленности общественности - потенциальных потребителей организаций о деятельности школ. В ходе измерений были опрошены около 300 человек, находившихся в разное время вблизи школ, родители обучающихся, представители органов местного самоуправления, активисты микрорайонов. В результате выяснилось, что о работе школы № 1 проживающие в микрорайоне школы и прилегающих к ней микрорайонах жители и прочие респонденты осведомлены меньше, чем аналогичная аудитория школы № 2. Результаты измерений представлены в табл. 3.

Как видно из таблицы, уровень осведомленности общественности о деятельности школы № 2 выше, чем школы № 1. С дирек-

Таблица 1

«Стартовые» данные школ

№ Характеристика Школа № 1 Школа № 2

1. Наличие статуса организации С углубл. изучением иностранного языка Нет

2. Различия в зданиях (год постройки, проект, наличие особых условий], месте положения Один и тот же год постройки, типовой проект, отсутствие бассейнов, высокотехнологичных лабораторий и т.п.

5 мин. пешком от станции метро, центр района 7 остановок обществ. транспортом от станции метро, окраина района

3. Кол-во жителей в бывшем микрорайоне школы 10200

4. Кол-во близлежащ. школ (в соседн. кварталах] 3

5. Руководитель Женщины 45-50 лет, имеющие высшее образование, большой опыт работы

6. «Качество» персонала Приблизительно одинаково по половому, возрастному составу, квалификационным характеристикам

Таблица 2

Конкурентные данные школ

№ Характеристика Школа № 1 Школа № 2

1. Количество учащихся на 01.09.2009 670 1160

2. Количество первых классов: - 2009 год 2 4

- 2010 год 1 4

Количество профильных 10 классов: - 2009 год 4 5

- 2010 год 3 5

3. Количество учащихся в 2009-2010 учебном году: - перешедших в другие ОУ (по собственному желанию] 10 2

- перешедшие из других ОУ 3 18

4. Поступаемость выпускников в государственные вузы на бюджетные места (%]: - 2009 год 19 36

- 2010 год 22 30

Таблица 3

Уровень осведомленности общественности о деятельности школ

Наименование критерия Школа № 1 Школа № 2

абс. % абс. %

Опрошено всего, чел. 147 100 157 100

О школе известна общая информация 138 94 145 92

Известно о качестве образовательного процесса 125 85 140 89

Знакомы с директором школы (видели, слушали, встречались, беседовали] 18 12 136 87

Присутствовали в школе на внеурочных мероприятиях 37 25 125 80

Принимали участие в организованных школой мероприятиях и акциях 0 0 107 68

Посещали школьный сайт 10 7 76 48

Читали о школе в СМИ 0 0 48 31

Смотрели (слушали] интервью директора 0 0 121 77

Уровень конкурентоспособности, уел. ед.

данные ленность школы

Рис. Зависимость между «стартовыми» данными, осведомленностью общественности и конкурентными данными школ.

тором школы № 1 знакомы лишь 12% потенциальных потребителей, ни один из опрошенных ни разу не принимал участия в организованных школой мероприятиях и акциях, не имел информации о школе из СМИ, что является свидетельством отсутствия таковых. Напротив, директор школы № 2 знаком 87% респондентов, более половины из них не только получали информацию о школе из СМИ, но и участвовали в совместных со школой мероприятиях, посещали школьный сайт. Очевидно, что деятельность директора школы № 2 по информированию общественности о школе с использованием прямых и косвенных коммуникационных приемов находится на качественно более высоком уровне в сравнении со школой № 1.

Подводя предварительные итоги измерений, следует констатировать, что налицо противоречия между уровнем «стартовых» возможностей, конкурентоспособностью школ и осведомленностью общественности о них.

Для оценки имиджа организации существуют различные методики. Определяя имиджевые характеристики образовательных учреждений, мы разработали методику экс-

пертной оценки имиджа организации (модифицировали методику В. Г. Шипунова и Е. Н. Кишкель]. Используя указанный метод, представим полученные в ходе измерений данные, устанавливающие закономерность между «стартовыми» возможностями, осведомленностью общественности и конкурентоспособностью школ.

В ходе установления закономерности можно констатировать следующее: если точка В ниже (выше] точки А (не менее, чем на единицу], то точка С соответственно ниже (выше] точки В. Это означает, что осведомленность общественности об ОУ в большой степени определяет его имидж и, как следствие, его конкурентоспособность. Уровень осведомленности общественности - это результат информирования с использованием прямых и косвенных коммуникационных приемов.

На основе полученных результатов следует отметить, что:

- конкурентоспособность (успешность, востребованность] школы определяются не только «стартовыми» возможностями и уровнем имиджа, но и осведомленностью о школе, т.е. степенью участия в процессах

позиционирования первого лица и, как следствие, эффективностью его деятельности по формированию имиджа;

- пиар-акции - необходимая мера для учреждений социальной сферы;

- сформированность в сознании внутренних участников процесса высокого мнения об учреждении не означает, что оно будет формироваться ими вне учреждения, т.е. персонал и потребители не всегда формируют положительный имидж своей организации.

Следует сделать вывод о том, что при реализации программы обучения будущих руководителей управлению имиджем организации важнейшей задачей является сформиро-

вать у них одну из основополагающих для директора современной школы компетентность

- коммуникативную компетентность, которая в значительной степени определяет конечный результат управления имиджем -конкурентоспособность ОУ. Также важно учесть необходимость формирования новой для директора школы компетентности - планирования и реализации политики взаимодействия с формирующими имидж школы внутренними и внешними потребителями и организованными средствами информации, -которая в значительной степени определяет конечный результат управления имиджем -конкурентоспособность ОУ.

Литература

1. Панфилова А. П. Интерактивные технологии формирования коммуникативной компетентности руководителей социальнокультурной сферы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2001. -С. 15.

2. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. - М.: ЮНИТИ, 1998. - С. 67.

3. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение : пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 220 с.

4. Доти Д. И. Паблисити и паблик рилейшнз : пер. с англ. - М.: Филинъ, 1998. - 285 с.

5. Бухаров Д. В. Имидж образовательного учреждения // Человек и образование. - 2009. - №2. - С. 165-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.