Е.Н. Крестьянинова
ассистент, ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается коммуникативная деятельность и ее роль в современных условиях. Анализируются возможности, особенности, положительное и отрицательное воздействие данной деятельности в современном мире.
Ключевые слова: средства массовой информации, коммуникативная деятельность, информатизация, информационное поле, информационные технологии.
Н. Krest'yaninova, Bashkir state university
COMMUNICATIVE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF MODERN TECHNOLOGICAL BREACH
OF FACILITIES OF MASS COMMUNICATION
Abstract. In the article communicative activity and its role is examined in modern terms. Possibilities, features, positive and negative influence of this activity in the modern world, are analysed.
Keywords: mass medias, communicative activity, informatization, informative field, information technologies.
Человечество вот уже десятилетиями живет под круглосуточными, становящимися все более интенсивными «информационными осадками». Отметим быстрое распространение кабельного телевидения; создание средств связи, способных обеспечивать круглосуточную работу сотен и тысяч спутниковых телеканалов и устойчивое подключение любого количества пользователей к глобальным информационным сетям на всей нашей планете, а также быстро растущую интерактивность (диалогичность) в процессах коммуникации. Не случайны утверждения о наступлении цифрового века, или цифровой эры: цифровая электроника, превращая любую информацию (текстовую, графическую, звуковую, видео) в разносящиеся по всему свету потоки бит, не может не менять образа жизни всего человечества.
Электронные средства общения воспроизводят все более уплотняющуюся информационную оболочку планеты, в которую человечество оказывается «упакованным» как в «контейнер» - и «контейнер» этот является «посредником» при решении общественно-значимых задач.
В архаическую эпоху сложились языковые среды, давшие память поколениям в передаче простейших навыков и знаний. С появлением письменности развились абстрактные формы выражения знаний, давшие начало наукам и культурам. Долгое время информация гнездилась и закреплялась в сверхузкой, элитарной человеческой прослойке. Историческое развитие со временем наращивает темп. Чем больше накапливалось информации, чем больший круг людей приобщался к информационным
процессам, тем богаче история разнообразием и значимостью событий.
Само по себе, информационное поле осязаемо лишь в социуме - обществе, осознавшем свое единство с информацией. И кардинальные перемены, по мнению автора, начинаются с того момента, когда общество в целом осознает свою зависимость от информации.
Так, например, рыночная экономика - это не только система производственных отношений или антагонизм классов и форм собственности. Рыночные отношения -определенный этап в развитии общества, на котором складывается разветвленная и активно развивающаяся информационная инфраструктура, необходимая для превращения общества в социум, развитие которого определяется во все большей мере законами информации. Информационно-зависимое общество с нарастающей скоростью переходит в такое состояние, где необходимы оптимальные условия хранения, передачи и преобразования информации.
Именно рынок породил и продолжает удерживать опережающий социальный спрос на информацию. Нарастающая нехватка информации - мощнейший стимул к революционным изменениям информационной инфраструктуры.
В настоящее время в связи со стремительным развитием средств массовой информации и коммуникации, мультимедийных технологий, Интернета особое значение приобретает изучение, выявление тенденций, закономерностей, механизма воздействия новых информационных технологий на культуру (в широком смысле) и само духовное, нравственное состояние общества. Чем это развитие обернется для большинства граждан - благом или новыми испытаниями, зависит от содержательной стороны государственной информационной и социальной политики.
Практика показывает, что с внедрением новых информационных технологий постепенно происходит формирование новой структуры общества - так называемой «сетевой» структуры.
Производство, распространение, обмен информацией является в современном обществе новой сферой производства, где заняты огромные массы людей. При этом в обществе формируется новая социальная группа, владеющая этим производством, и группа наемных работников, обслуживающего персонала [3, С.107]. Этот факт даёт основание говорить о формировании новой социальной структуры в обществе, на формирование которой большее влияние оказывают складывающиеся традиции жизнедеятельности в информационной среде, в частности, в Интернете, и нормы особого вида культуры, которую можно назвать принципиально новым феноменом -Интернет-культурой.
Это объясняется тем, что революционное влияние СМИ и Интернета на систему информационно-коммуникативных связей постепенно подготовило почву для
происходящей ныне беспрецедентной интеграции общества. В настоящее время, например, Интернет одновременно является и средством общемирового вещания, и инструментом дальнейшего распространения информации. И, что наиболее важно, культурной средой для сотрудничества и духовного общения людей.
На сегодняшний день, для массовой коммуникации свойственна особая требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения по сравнению с межличностным общением. Это диктуется тем, что передаваемые сообщения должны быть максимально четкими и понятными для самой широкой аудитории, для каждого участника коммуникации.
Информационное общество, обретя невиданную ранее свободу, «единство в многообразии», динамизм развития, постепенно и приобрело новую степень уязвимости перед деструктивными социальными факторами и различными социальными девиациями. Естественным следствием всех этих тенденций являются неадекватные управленческие решения, непредвиденные последствия решений, волюнтаризм и субъективизм руководителей различного ранга, конфронтации, попытки лоббирования, вмешательства в объективные процессы тех или иных сил, манипуляции общественным мнением.
Большинство исследований в области массовой коммуникации основываются на допущении, что средства массовой коммуникации (СМК) оказывают огромное влияние на современную молодёжь.
Сегодня, чтобы реализовать себя в обществе, молодёжь нуждается в постоянном притоке информации. Непрерывная информационная связь с окружающим миром и той средой, в которой действует наше молодое поколение, и является одним из важнейших условий нормальной, полноценной жизнедеятельности. В свою очередь, отсутствие или прекращение информационной связи может вызывать в психике молодёжи различные аномалии, вплоть до серьёзных психических заболеваний. Помимо этого огромное влияние на современную молодёжь оказывает не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой (или полное его отсутствие), а также, то количество, объём, содержание и структура информации, которая поступает и перерабатывается молодыми людьми.
Современные СМИ оказывают огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности молодого человека, другими словами, формируют общественные и личностные идеалы и ценности молодого поколения, при этом практически неконтролируемы никаким социальным институтом.
Особое внимание следует уделить манипулированию сознанием молодёжи, вторжение в их психику и внутренний мир. Именно СМИ воздействуют на социально-политическую и культурную жизнь молодых людей: они получают самую свежую
информацию со всех уголков мира, и распространяют, но только ту её проекцию, которую сами нам предоставляют.
Анализируя возможности средств массовой коммуникации и новых информационных технологий, автор делает выводы о положительных и отрицательных возможностях их информационно-коммуникативной деятельности.
К негативным моментам информатизации можно отнести компьютерную преступность, информационный терроризм и проблему надёжной защиты информации. С другой стороны, можно выделить большое количество положительных моментов в развитии компьютерных и информационных технологий. Они служат на благо человеку в такой степени, в какой они несут гуманистические ценности. Господствующая на сегодняшний день культура, основанная на компьютерной и аудио-и визуальной технике, по своей сути интернациональна и легко передается другим народам и культурам. Она очень перспективна в качестве обучающей технологии с применением её на всех уровнях системы образования и просвещения. Стремительное развитие информационных технологий в последние годы открыло новые широкие возможности в сфере образования.
Новые информационные и телекоммуникационные технологии обеспечивают рост производительности и экономию труда, быстрое распространение научных знаний и передовых технологий в обществе, повышение общего уровня его интеллектуализации. При этом они расширяют права молодёжи путём предоставления моментального доступа к разнообразной информации; увеличивают их возможности участвовать в процессе принятия различных решений и предоставляют возможность активно не только потреблять информацию, но и производить её.
Внедрение и развитие информационных технологий открывает для молодого поколения стремящихся к саморазвитию огромные возможности для творчества, обучения, моделирования, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.
Список литературы:
1. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. - М.: РАГС, 2001.- С.107.
List of references:
1. Popov V. Informaciologiya and informative policy. - M.: RAGS, 2001.- S.107.