Научная статья на тему 'Коммунарская методика - научная концепция в её жизненно-практической реализации'

Коммунарская методика - научная концепция в её жизненно-практической реализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
298
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Царёва Н.П.

Три составляющих методики. Характеристика. Освоение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммунарская методика - научная концепция в её жизненно-практической реализации»

Коммунарская методика — научная концепция в её жизненно-практической реализации

Н.П. Царёва,

кандидат педагогических наук, доцент Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО), Санкт-Петербург

Феномен коммунарской методики ярок, многогранен и противоречив. Достаточно сказать, что сам основатель этого научного направления — Игорь Петрович Иванов — термином «коммунарская методика» пользовался крайне редко. Им создана педагогика общей заботы, объединяющая методику воспитания и современную научную теорию, а коммунарская методика — это, если так можно выразиться, народное название научной концепции в её жизненно-практической реализации.

Осознание сущности методики предполагает небольшой экскурс в историю, чтобы увидеть становление методики, понять, каким образом строилась практически непрекращающаяся более 40 лет работа коллектива исследователей, в который входили и учителя, и вожатые, и сами дети, и студенты, и учёные. Это большое содружество, в котором много лет по деталям, по крупиночкам (Игорь Петрович говорил — по «жемчужинкам») собирался педагогический опыт. С огромным вниманием здесь относились к каждому делу, думали и над тем, как лучше его осуществить. Собственно с этой проблемы (думать, что и как делать) и началось создание этой методики.

Её рождёние имеет личностную основу, зародившуюся в то время, когда Игорь Петрович ещё мальчишкой прочитал «Педагогическую поэму» и увлекся идеями Антона Семёновича Макаренко. Будучи учеником первой опытной мужской школы г. Ленинграда, он стал пытаться строить жизнь комсомольской организации, как написано у А.С. Макаренко, — по сводным отрядам. Это сделало школу настолько оригинальной и интересной, а работу комсомольской организации настолько необычной, что уже тогда, перед войной, привлекло внимание к этой школе учёного, первого макаренковеда страны — Натана Александровича Лялина. Он очень внимательно беседовал с юношей, возглавлявшим комсомольскую организацию, смотрел, как идеи Макаренко могут быть применены в обычной советской школе. Годы войны разлучили

их надолго, отодвинули размышления о воспитании на второй план, но влюблённость в «Педагогическую поэму», мечта Макаренко о простой деловой книжке «Методика коммунистического воспитания» сопровождала Игоря Петровича всю жизнь.

Вновь к идеям Макаренко он вернулся в 1949 году после завершения обучения в Ленинградском университете. Став философом (по образованию, логиком по предмету преподавания в школе, Игорь Петрович столкнулся с тем, что работа педагога-практика нелогична, часто строится абсурдно, бесцельно, косно по своей сущности, и для собственно воспитания возводится масса преград. Игорь Петрович не мог поверить в то, что ученики не хотят жить интересно, он пытался доказать классным руководителям, что есть другие способы организации, это вновь привело к использованию опыта Макаренко, что позволило развернуть жизнь классного коллектива так, что она стала более полноценной, полнокровной, насыщенной. Старшеклассницы проявляли инициативу, самостоятельно работали, учились уважать друг друга и требовать друг от друга. Эта работа была замечена, очень быстро Игорь Петрович становится инструктором обкома комсомола, а потом работает (в 1954 году) в ЦК комсомола. Задача перед ним была поставлена далеко не простая — обследовать состояние комсомольских и пионерских организаций в школах ряда регионов страны. Реальное содержание жизни пионерских дружин и отрядов вывело на ряд проблем, среди которых на первое место вышло отсутствие инициативы и самостоятельности. Обстоятельное изучение проблемы потребовало обратиться к истории пионерской организации, к замыслу создателей и прежде всего к работам Н.К. Крупской. Первичная идея об организации самих детей, а не за детей и не для детей, не выдержала испытания временем. Анализ, сделанный в те годы, показал, что сущность и принципы,

на которых когда-то создавалась организация, со временем исчезли, растворились в авторитаризме, так как всё в организации было подчинено воле взрослых, исчезла игра и романтика, социальная активность. Вот тогда и появилась потребность сделать организацию такой, какой её задумывали первоначально. Следуя ряду жизненных обстоятельств, Игорь Петрович возвращается в Ленинград, где объединяет в Союз энтузиастов (СЭН) вожатых, пожелавших изменить работу в своих дружинах. Они много спорили, читали, искали конкретные решения. Центральным был вопрос о том, как добиться инициативы и самостоятельности каждого пионера.

Важным элементом в том поиске стала книга Н.К. Крупской «Письма пионерам», и среди них особое внимание привлекло письмо «Будьте общественниками».

К чему призывала Надежда Константиновна, в чём убеждала ребят!? Вдумайтесь в эти слова: «Быть пионером, это значит не просто носить красный галстук, не просто участвовать в улучшении окружающей жизни, а думать над тем, как это делать». Пионеров призывали думать, им давали такое право, их убеждали в необходимости думать о том, что и как ты делаешь.

Годы, прошедшие с написания этого письма, мало обогатили жизнь пионерской организации в этом плане. Она по-прежнему не приучала думать над улучшением жизни, а взрослые были не способны создать для этого соответствующие условия.

СЭН сосредотачивает свое внимание на разработке конкретного механизма побуждения пионеров к проявлению социальной инициативы. Постепенно результаты поиска выстраиваются в стройную методику коллективной организации деятельности.

Методика включает в себя ряд игровых приёмов, побуждающих детей к социаль-

технология

и ПРАКТИКА

ному анализу. Самым ярким из них, на мой взгляд, является «разведка дел и друзей». Это увлекательная игра для ребят 6—8-х классов. Она хорошо инструментована, мобильна, многообразна по ролям.

Какова задача разведки? Найти дела на пользу и радость людям. Вот так понятно и просто.

Итоги разведки обсуждают общим сбором пионерского отряда. Здесь также стоит ряд вопросов, которые являются организационным стержнем, помогающим ребятам не терять логику организации общего дела. Цепочка вопросов со временем стала следующей:

— Для кого делаем?

— Что делаем?

— Кто участвует?

— С кем вместе?

— Когда?

— Где?

— Кто организатор?

Каждый вопрос предполагает обоснование мнения, предложения, высказывания. Доминирует осмысление — «почему?», «зачем?» именно так, а не иначе; почему один вариант лучше другого. При этом правило — не смеяться над предложением другого, а попытаться понять, почему человек увидел такой путь. Обращаю ваше внимание на глубинный воспитательный потенциал этого этапа в методике. Именно здесь начинается формирование демократической культуры каждого человека и определённой группы людей.

Общий сбор планирования назвали «сбор—старт». Каждый ребёнок знает, что «старт» только начало дистанции, которую нужно пройти до конца. Это движение к результату строилось как коллективная подготовка, где каждый действовал осознанно. После размышлений на «старте» каждый понимал, что и почему надо делать, а, следовательно, был настро-

ен работать самостоятельно и творчески, с внутренней личностной готовностью.

Коллективная подготовка, как правило, увлекает ребят; они загораются, заражаются общей нравственной идеей — нести пользу и радость людям. На этом этапе ребята узнают много нового, открывают в себе разнообразные способности и т.д.

Подготовка приводит к осуществлению замысла. Это третий этап — коллективное проведение дела. Следуя идеям А.С. Макаренко, взрослые искали «дела государственного значения». Ими были проведены экспедиции по местам боёв и сбор материала для музея обороны Ленинграда, дружба с ребятами сельских школ. Очень важно было направить интересы пионеров, побудить их строить жизнь не по шаблону, творчески.

Насколько это получилось, ребята обсуждают на сборе — огоньке. «Огонёк» — это доверительный разговор-размышление над тем, что получилось хорошо, удачно и почему. Что получилось из задуманного и почему? Как действовать в будущем, чтобы не допустить ошибок, чтобы получилось ещё лучше?

Размышление о будущем определяет новые зоны разведки. Логика коллективной организации жизни очень проста и жизненно естественна, поэтому ребята достаточно быстро перенимали её друг у друга. С позиции современности можно сказать, что методика отражает сущностные характеристики демократической культуры:

• добровольность, осознанность, выбора;

• согласованное взаимодействие;

• право иметь собственное мнение;

• социальная ответственность;

• творческий подход к делу;

• работа до значимого результата.

Пионерские отряды и дружины, в работу которых стала проникать эта методи-

ка, очень быстро ощутили к себе интерес соответствующих органов и прежде всего комсомольских руководителей!

Этот исторический период принято считать временем оттепели, временем больших социальных утопий, временем людей, получившиx впоследствии определение — «шестидесятники».

Члены Союза энтузиастов в полной мере могут быть отнесены к «шестидесятникам», которые не только мечтали о совершенствовании жизнедеятельности пионерской организации, но и решились на масштабный социальный эксперимент.

В марте 1958 года в Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда начала работать необычная школа актива. Здесь в процессе конкретных дел на пользу и радость людям родилась Коммуна юных фрунзен-цев (КЮФ). Именно в КЮФе стали появляться новые формы работы, новый образ жизни коллектива как дружеской сплоченной общности детей и взрослых, строящих яркую, веселую, интересную жизнь. Ребята в таком коллективе осуществляли свои замыслы в той логике организации, которая была найдена в СЭНе. Такой способ организации позволял очень быстро раскрепощать внутренние возможности личности. Фантазия, поиск, романтика стали неотъемлемой частью жизни. Ребята были заняты делом, важным и значимым делом и стремились осуществить его как можно лучше. Появился термин, ставший сейчас привычным, — коллективные творческие дела (КТД).

Это было столь ярким, воодушевляющим, интеллектуально богатым, заражающим весельем и непосредственностью общения явлением, что стало привлекать к себе всё больше сторонников.

Лагерные сборы КЮФа — это ещё одна педагогическая находка, позволяющая в кратчайший срок делать практически любого человека другом Коммуны. Одним из таких друзей стал Симон Львович

Соловейчик, перу которого принадлежит много замечательных книг и статей о коммунарском движении и коммунар-ской методике, но особая заслуга этого человека в том, что в течение ряда лет в газете «Комсомольская правда» был организационный центр коммунарского движения — Клуб юных коммунаров (КЮК). КЮКи росли в стране как отклик подростков на призыв жить во имя счастья людей. Великая благородная идея оказалась близкой и доступной. Ребята перенимали друг у друга разные дела, выдумки, атрибуты, законы жизни коллектива и, конечно, песни.

Коллектив перестал быть педагогической иллюзией и перешёл в реальную практику детской жизни. Была понятна цель, предельно прост механизм организации. Во Всероссийском лагере «Орлёнок» бригада из КЮФа провела смену комсомольского актива, и на много лет этот лагерь стал живой лабораторией методики.

Однако такое быстрое широкое распространение имело свои отрицательные стороны. Передача опыта на уровне детей несла упрощенчество, внешнюю атрибутивность, форму организации жизни как романтическую игру. Ребята часто противопоставляли живую жизнь КЮФа формальной скуке в комсомольской группе или пионерском отряде, что приводило к разным конфликтам.

Серьёзных научных публикаций в широкой печати было мало, они не могли удовлетворить того спроса, который возник. В этот период вырисовывался ещё один феномен методики — её трудно описывать во всей полноте. Этот недостаток информации компенсировался поездками на лагерные сборы друг к другу, постепенно складывалась особая прослойка педагогов и детей, убеждённых страстных сторонников такого образа жизни.

Что дал для развития коммунарской методики опыт жизнедеятельности КЮФа?

технология

И ПРАКТИКА

Во-первых, было доказано, что идея воспитания в коллективе, выдвинутая А.С. Макаренко, жизнеспособна. «Коммуна» как образ коллективистических отношений получила своё продолжение и развитие.

Значение межличностных отношений, наполненных доверием, доброжелательностью и одновременно взаимной ответственностью, высокой требовательностью стали сущностным признаком коммунар-ских коллективов.

Во-вторых, коллективные творческие дела стали ведущим средством воспитания, так как в них ярко выражена общественно-значимая направленность, нравственная мотивация действий. В КТД и рёбенок, и взрослый проявляют инициативу и самостоятельность, вкладывают свои духовные и интеллектуальные возможности в общее дело, согласованно взаимодействуют.

Творчество получило социальную окраску из собственно искусства, оно прочно вошло в педагогику, сделав социальное творчество мощным средством воспитания.

В-третьих, в КЮФе и других коммунар-ских коллективах очень остро выросла новая проблема — проблема отношений между взрослыми и ребятами. Совместность жизнедеятельности побуждала взрослых занимать позицию старшего товарища, однако этические границы и профессиональные нормы этой позиции складывались непросто.

Разработка программы воспитательных отношений осуществлялась уже в другом творческом коллективе, Коммуне имени Макаренко (КИМ), где преобладали студенты и педагоги. КИМ работал с 1963 по 1991 год. Это период целостного описания предшествующего опыта и разработка идеи общей творческой гражданской заботы как сущности воспитания.

Забота как деятельность на благо кого-либо становится ключом к работе ком-мунарского коллектива; забота является

объединяющим нравственным мотивом любого дела. Именно через заботу как добровольное и бескорыстное служение людям проходит водораздел между собственно коммунарским коллективом и теми, кто играет в «коммунарство».

Реальная жизненно-практическая забота всегда общая для ребят и для взрослых. Педагогу идея заботы должна быть личностно значима, он должен быть ею увлечен, убеждён в её необходимости, в противном случае участие в общем с ребятами деле приобретает внешний, формальный характер. Вместо коллективного творческого дела появляется воспитательное мероприятие, где педагог может использовать какие-то приёмы коммунарской методики, но отступает от сущности.

Это отступление может носить разный характер: разный тип воспитательных отношений влечет за собой разные типы искажения коллективной творческой деятельности.

В течение ряда лет были обоснованы последствия авторитаризма, «свободного» воспитания (либерально-попустительского), чрезмерной мелочной опеки как регрессивных воспитательных отношений, подавляющих волю человека, приучающих ребят к потребительской иждивенческой позиции.

В противовес таким регрессивным отношениям были обоснованы отношения сотрудничества и содружества, где роль взрослого обязательно предполагала единство уважения и требования к личности воспитанника, постоянное самосовершенствование.

В общей заботе взрослых и детей особое место занимает гражданская позиция, то есть реальное улучшение окружающей жизни, пусть маленькое, но жизненно значимое совершенствование мира вокруг и себя самого, как творца и создателя этих преобразований. Отсюда и заверша-

ющая сущность методики характеристика — общая гражданская забота должна быть творческой, иначе иссякает дух обновления, преобразования или наилучших условий сохранения предшествующей культуры.

Подводя итоги сказанному, хочу особо сосредоточить ваше внимание на органическом единстве трёх китов методики:

1) отношение сотрудничества или содружества;

2) коллективная творческая деятельность;

3) коллективная организация жизни.

Все три составляющие держатся на едином стержне, имеют единую сущность — общую творческую заботу об улучшении окружающей жизни и самого себя как её творца и созидателя.

Можно ли любому педагогу использовать эти идеи? Да, конечно, можно, но только при условии, что данный педагог понимает законы динамики развития коллектива, видит структурную логику процесса, т.е. владеет педагогикой общей заботы.

Что же делать тем, кто не владеет данным уровнем профессиональной подготовки?

Ответов несколько:

• Первый и самый простой — идти от собственной личностной потребности совершенствовать жизнь, нести пользу и радость людям, и тогда отдельные мозаические приёмы сами начинают складываться в неповторимый облик вашего коллектива.

• Второй и самый резкий — методика не даётся в руки тем, кто хочет использовать её для самовозвеличивания, показухи и так далее. Всё рухнет очень быстро, за первым всплеском ничего не последует, значит, если педагог не хочет, не может жить для счастья людей, лучше не браться за методику — всё равно ничего не получится.

• Третий и самый долгий — нужно учиться методике не торопясь, так как без самосовершенствования, без серьёзного расширения культурного кругозора, без настоящей образованности трудно творчески работать. Хитрость освоения методики в том, что пока не начнете делать сами, не поймете, о чем написано в книге, а значит, шаг за шагом осмысление, сверка позиций, общее с ребятами размышление будут вести по жизни, по пути профессионального совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.