Научная статья на тему 'Коммерциализация новшеств и инновационный трансфер: некоторые подходы к трактовке понятий'

Коммерциализация новшеств и инновационный трансфер: некоторые подходы к трактовке понятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиц Григорий Иосифович, Квашнина М. Н.

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты инновационного процесса, связанного с различными формами и этапами его осуществления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to some theoretical aspects of innovation process, connected with its realization forms and points.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация новшеств и инновационный трансфер: некоторые подходы к трактовке понятий»

Коммерциализация

новшеств и инновационный трансфер: некоторые подходы к трактовке понятий

Г. И. Жиц,

д. э. н., профессор СГТУ

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты инновационного процесса, связанного с различными формами и этапами его осуществления.

Формирование национальной инновационной системы России, как впрочем и сама инновационная деятельность любой экономической системы связана с определенными потоковыми характеристиками, которые, в конечном счете, отражают переход продукта определенного вида от одного хозяйствующего субъекта к другому. Это может быть связано с процессами создания новшества (стадии научно-технической деятельности); с процессами подготовки новшества к практическому использованию (этап ОКР); с процессами распространения новшества в той или иной системе. Обычно называются три основные формы данных процессов: коммерциализация новшества, технологический трансфер, инновационная диффузия. При этом зачастую

М. Н. Квашнина,

аспирант СГТУ

I

The article is devoted to some theoretical aspects of innovation process, connected with its realization forms and points.

все три понятия воспринимаются как синонимичные определения одного и того же явления. С нашей точки зрения, перечисленные термины имеют существенные различия, поскольку связаны с совершенно разными этапами инновационного процесса. В этой связи представляет определенный интерес исследование содержательной части терминов «коммерциализация новшеств» и «инновационный трансфер».

Коммерциализация технологий представляет собой процесс превращения результатов научно-технической деятельности в товар и их эффективную реализацию в промышленных масштабах. В современном российском законодательстве термина «коммерциализация» нет, он заменен выражением «вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйствен-

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ный оборот». Однако коммерциализация — это важнейший элемент инновационного процесса [4, с. 190].

По мнению Дж. Казметского: «...коммерциализация технологий представляет собой процесс, с помощью которого результаты НИОКР своевременно трансформируются в продукты и услуги на рынке» [5, с. 11]. С нашей точки зрения, в данном случае автором допускается определенная неточность, связанная с возможностью разрыва между двумя обозначенными в определении этапами инновационного процесса: получением результатов НИОКР и их трансформацией в рыночные продукты. Отсутствуют в приведенном определении и указания на то, какой момент коммерциализации следует считать своевременным. Кроме того, нельзя не отметить, что для экономики гораздо важнее не то, что научно-техническая продукция становится товаром, а то, чтобы она своевременно превратилась в нововведение, то есть новшество, вошедшее в сферу практического использования того или иного хозяйствующего субъекта.

По мнению Я. Н. Грика и Е. А. Монастырного, коммерциализация инновационной идеи представляет получение дохода от ее продажи или использования в собственном производстве [3, с. 85-87], при этом ее успешность возможна лишь в том случае, если затраты на реализацию проекта необходимы и достаточны. По нашему мнению, в данном случае требуется более акцентировано оговорить какими параметрами должен обладать доход относительно величины осуществленных расходов. Кроме того, не вполне ясен термин достаточности применительно к затратам на реализацию инновационной идеи. Основная часть проблем связана при этом с трактовкой понятия «инновационная идея». Есть все основания полагать, что данным термином можно характеризовать любой этап создания новшества. По сути дела, идея, даже самая инновационная, может предшествовать стадии фундаментальных исследований. С нашей точки зрения более правильно говорить о коммерциализации новшества (в крайнем случае, научно-технического или инновационного продукта).

Однако ни в одном из документов нормативного или ненормативного характера, равно как и в научных публикациях не рассматривается степень корректности использования понятия «коммерциализация» применительно к масштабам инновационных процессов. Между тем, вопрос о том, какое отношение имеет расширение масштабов коммерциализации результатов научно-технической деятельности к масштабам и качеству инновационного процесса, по нашему мнению значительно сложнее. Вопрос в данном случае упирается вообще в корректность использования данного термина для этих целей. Например, Большой экономический словарь содержит следующее определение понятия «коммерциализация»: «подчинение

деятельности целям извлечения прибыли» [1, с. 254]. Отсюда вытекает, что расширение масштабов коммерциализации результатов НИОКР должно обеспечивать рост прибыли, правда, неизвестно где и у кого. Конечно, если прибыль является стоимостным выражением уровня конкурентоспособности системы, то с этим тезисом можно согласиться. Однако только в этом случае. По нашему мнению, в условиях монополизированной экономики, каковой является экономика России, величина прибыли отражением уровня конкурентоспособности не является. Следовательно, использование термина «коммерциализация» для характеристики масштабности и тем более результативности инновационного процесса не вполне правомерно.

Другими словами, эффективность инновационных процессов в экономике зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самих экономических субъектов (фирм, научных организаций и др.), но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами, такими, как ценности, нормы, право. Например, в научной литературе отмечается, что слабым звеном в системе практической реализации достижений науки является коммерциализация результатов НИОКР [9]. В статье отмечено, что большая часть фундаментальных исследований ведется в университетах, но выход в форме новых жизнеспособных фирм, связанных с университетом, явно весьма скромен. В сфере прикладных исследований (разработок) прямо или косвенно доминируют несколько крупнейших многонациональных корпораций. Коммерциализация НИОКР большей частью идет за рубежом, выход в виде новых фирм ограничен. В 1994 г. шведские многонациональные корпорации имели за рубежом примерно 60% рабочих мест и производства. Более того, сегодня шведские фирмы часто лицензируют свои новые технологии за рубежом и делают это таким образом, что шведской промышленности остаются лишь коммерческие крохи1. Приведенное замечание, по нашему мнению, ценно тем, что описываемая ситуация в полной мере отражает состояние инновационных процессов в современной России. Вся разница, что в Швеции эта ситуация возникла четверть века назад, когда инновационный бум еще был менее актуален, нежели в настоящее время и соответствующие меры, позволяющие позитивно изменить описанную ситуацию властью были осуществлены. В отечественной практике нередки, а скорее даже наиболее часты случаи, когда самые позитивные действия властных структур встречают сильное сопротивление хозяйствующих субъектов. В этой связи власть должна не просто показать, что она заинтересована в активизации инновационной деятельности, но и сама стать активным участником данного процесса2.

1 Легко увидеть, что стратегическая деятельность отечественных корпораций имеет ту же тенденцию. Следовательно, если государство не предпримет меры по усилению инновационной и инвестиционной привлекательности наукоемкого сектора национальной экономики, в обозримой перспективе можно ожидать значительного увеличения темпов экономического роста в реальном выражении не приходится.

2 Удивляет, что при обозначенном высшим эшелоном власти приоритете инновационного развития создание национальной инновационной системы России не стала национальным проектом, хотя в принципе это подтверждает тезис о том, что государство большей частью декларирует приоритеты своего развития, но не желает их реализовывать..

Тем не менее, следует помнить, что коммерциализация результатов деятельности хозяйствующего субъекта и коммерциализация результатов научнотехнической деятельности, в том виде как она трактуется в отечественной научной и нормативной литературе, суть два разных процесса. Если исходить из текста закона США о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера (1980 г.), то становится очевидными эти различия. В частности в преамбуле данного закона прямо указывается, что «технологические промышленные инновации дают возможность повысить уровень жизни, увеличить производительность труда в государственном и частном секторах, создать новые отрасли и использовать имеющиеся возможности, улучшить качество коммунальных услуг и позволяют повысить конкурентоспособность американской продукции на мировых рынках» [8, с. 8].

Обращает на себя внимание корректность целей инновационной деятельности. Ни один из отечественных документов подобной ориентации подобного определения не дает. Отсюда, по нашему мнению, и превалирующее значение коммерческой ориентации результатов научно-технической деятельности. Есть все основания полагать, что в США вопрос о целесообразности проведения тех или иных научно-технических разработок решается на стадии принятия решения об их финансировании. В самом тексте процитированного закона, даже выполненного в свободном переводе нет термина коммерциализация. Там говорится о стимулировании передачи новых технологий и соответствующих мерах по повышению результативности инноваций. В этой связи можно утверждать, что закон Стивенсона-Уайдлера имеет большее отношение к технологическому трансферу, нежели коммерциализации научно-технической продукции.

Именно этим и объясняется различие понятий «коммерциализация» и «трансфер». В первом случае осуществляется процесс передачи прав собственности на объект интеллектуальной собственности, во втором случае происходит общественное признание продукта. По сути дела, с нашей точки зрения, коммерциализация научно-технической продукции представляет конечный этап креативного процесса, связанного с решением некоей проблемы. Возможность ее осуществления может возникнуть еще до появления самого новшества, если НИОКР инициированы заказчиком. Инновационный трансфер, возникает только в том случае, если инновация достигла некоторого уровня признания в том или ином обществе. Поэтому можно согласиться с К. Файндлеем и Ч. Ламсденом, которые отметили, чтобы «...открытие квалифицировать как инновацию, оно должно быть транслируемо, а стало быть, должно допускать возможность трансляции» [11, с. 10].

Таким образом, коммерциализация и трансфер научно-технической продукции по своей сути представляют различные категории и отражают разные отношения. С другой стороны, коммерциализация новшества не может быть осуществлена без его трансфера, так как в ходе нее происходит продвижение в той или иной форме результатов научно-технической деятельности от одного хозяйствующего субъек-

та (лица) к другому. Вопрос инновационности трансфера в данном случае пока не затрагивается. Однако инновационный трансфер может быть осуществлен и без коммерциализации научно-технической продукции.

В этой связи можно согласиться с мнением Д. В. Гибсона, отметившего, что трансфер «...представляет собой движение технологии с использованием каких-либо информационных каналов от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому... Трансфер технологий (ТТ) подразумевает применение знаний, целевое их использование, являясь особо сложным видом коммуникации, поскольку зачастую требует слаженных действий двух и более индивидуумов или функциональных ячеек, разделенных структурными, культурными и организационными барьерами» [2, с. 20].

В этой связи определенный интерес представляет замечание Д. Леонард-Бартон, отметившей, что «...представление движения технологии от одной компании к другой... в виде потока технологических возможностей, а не трансфера технологий, позволяет выявить неадекватность подходов, которыми ранее пользовались компании...» [6, с. 91].

Приведенное определение интересно тем, что ставит в определенную зависимость результат научнотехнической деятельности от возможностей его передачи в практическую сферу, то есть от возможности осуществить инновационный трансфер. С нашей точки зрения определение технологический трансфер не является определением, полностью отвечающим своему назначению, поскольку передаваться могут любые технологии и продукты, в том числе, не имеющие статуса нововведения3.

Как отмечают И. Дежина и Б. Салтыков «... в экономической науке стало широко использоваться понятие жизненного цикла научно-технического прогресса, а применительно к системообразующим, так называемым базовым технологиям вошел в оборот термин «технологический уклад». Последний характеризует технологический уровень базовых технологий, используемых в тех или иных укрупненных отраслях народного хозяйства.

Применительно к предмету настоящего исследования это означает, что технологический трансфер не обязательно обеспечивает потребности инновационного развития, он может обеспечивать передачу технологий более старых технологических укладов, и таким образом воспроизводить традиционные способы производства. Именно этим и отличается экономика России последних трех десятилетий.

3 В данном случае сталкиваются два типа понимания инновационной деятельности. Первое — каноническое (Й. Шумпетера) говорит, что инновацией является все, что ранее не применялось в данной системе. Второе — современное, по кото-

рому нововведение есть результат научно-технической деятельности, обладающий научной новизной. В первом случае любой трансфер имеет инновационный характер, так как позволяет передать в ту или иную систему то, что ранее в ней не использовалось. Во втором случае уровень инновационности трансфера связан с качественными характеристиками, в частности новизной, предаваемого продукта.

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

В результате сегодня в стране сформировалось четырехуровневое отраслевое деление народного хо-зяйства4, а именно:

► отрасли добычи и первичной переработки сырья;

► отрасли традиционной тяжелой (материало- и трудоемкой) промышленности;

► высокотехнологичные отрасли (high-tech), характеризующиеся относительно низкой материало-и трудоемкостью, но очень высокой долей затрат на НИОКР в добавленной стоимости;

► отрасль «мягких» (soft) технологий (услуг), таких как разработка программного обеспечения, системная интеграция, консалтинг, образование и т. п.» [4, с. 190-191].

Данная структуризация национальной экономики обусловила формирование в развитых странах трех типов технологического трансфера на последовательных стадиях от стадии НИОКР до практического применения:

► передача технологии вновь образованным компаниям;

► технологический трансфер из исследовательских организаций в действующие фирмы;

► передача высоких технологий для дальнейшего исследования ведомственным лабораториям, университетам и объединениям [2, с. 20].

В странах с новой экономикой, под которой подразумевают экономику, основанную на знаниях (экономика знаний), отраслевая структура хозяйства меняется в сторону постоянного увеличения доли последних двух групп отраслей в структуре их народного хозяйства.

При этом весьма существенно, что основная специфика технологий этих двух групп (в том числе «мягких» технологий) состоит в том, что они базируются прежде всего на широком использовании результатов интеллектуального труда, т. е. новых знаний.

В традиционных отраслях экономики основная часть добавленной стоимости создается либо в процессе добычи и первичной переработки сырья, либо в процессе производства продукции (вторая группа отраслей).

Вопрос о добавленной стоимости, создаваемой в национальной экономике значительно интереснее, нежели ее отраслевое деление. В данном случае можно говорить о различных источниках ее формирования. При превалировании высокотехнологичных отраслей основным источником становится амортизация нематериальных активов. При преимущественном развитии традиционных производств основными источниками становятся прибыль и заработная плата. Конечно, структуризация источников добавленной стоимости не столь однозначна и на ее формирование влияют различные факторы, однако принципиальная основа именно такова.

Приведенные аргументы свидетельствуют о необходимости изменения отраслевой структуры рос-

4 Нельзя не отметить, что аналогичную структуру национального хозяйства имеют и развитые страны. Вопрос в данном случае стоит в плоскости пропорций между отдельными группами отраслей. Совершенно очевидно, что в нашей стране превалируют первые две группы, тогда как в развитых странах — две последние.

сийской экономики в сторону заметного увеличения доли высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Вопрос в том, как это сделать, что должно предпринять государство? А оно непременно должно иметь в этом вопросе внятную и активную позицию, потому что «рыночные силы» здесь не работают. Это отмечается во многих публикациях, связанных с деятельностью государства в сфере высоких технологий, в частности в развитых странах5.

Рынок сам по себе не сможет заставить инвесторов уйти из наиболее прибыльных на сегодня сырьевых секторов и переместить свободные капиталы в сектора с очень высокими рисками и гораздо более длительными сроками окупаемости6. Такое перераспределение, по мнению многих экспертов, может быть реализовано только с помощью государства. Но и здесь есть альтернативные направления реализации государственной научно-технической и инновационной политики, причем принципиально различные.

Государство может, например, заняться прямым инвестированием из бюджета в те или иные проекты для третьей-четвертой группы отраслей. Увы, низкая эффективность такого рода политики доказана историческим опытом, по крайней мере российским. Как отмечается во многих научных публикациях «...не только развитые, но и «догоняющие» страны, в том числе постсоциалистические, практикуют широкомасштабное госфинансирование НИОКР, стимулируют технологический прогресс с помощью налоговых преференций и других инструментов господдержки, создают технологические парки и свободные экономические зоны для привлечения инвестиций в модернизацию производства... Догоняющие» страны могут также использовать таможенные пошлины, квоты и иные протекционистские меры защиты приоритетных отраслей, проводить политику имитации достижений стран-ли-деров технологического прогресса» [7, с. 62].

Другой путь — государство создает ощутимые преференции для частного капитала путем разделения рисков, уменьшает налоговую нагрузку, устраняет различного рода барьеры, начинает само инвестировать в инфраструктуру и т. д. Этот путь представляется нам более эффективным.

Переход к экономике знаний требует формирования в стране целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей (покупателей) на национальных или гло-

5 В частности, Е. Черноуцан отмечает «Французская модель приватизации наносит сильный удар по довольно распространенному тезису, что в рыночной экономике у государства нет никакого будущего и рынок является универсальным или даже единственным средством достижения более высокой эффективности и лучшего распределения ресурсов» [10, с. 47].

6 Следует помнить, что, по мнению ряда зарубежных ученых, рынок активизирует инновационные процессы, когда он уже адаптировался к тому или иному нововведению. Таким образом, он активно включается в инновационный процесс на стадии инновационной диффузии и стимулирует именно ее. Создание радикальных новшеств и последующее превращение их в соответствующие нововведения осуществляется вне рынка и в силу этого представляет неопределенность высокой степени, по крайней мере, относительно возможного коммерческого результата.

бальных рынках. Система, которая позволяет решить эти задачи, в современной научно литературе получила название «национальная инновационная система».

В результате выполнения данной части диссертационного исследования, представляется возможность сформулировать некоторые выводы.

Во-первых, в современной научной литературе до сих пор отсутствуют некоторые корректные определения существенных понятий, несмотря на их широкое распространение в теории, методологии и практике. Это касается и таких важных терминов как «коммерциализация научно-технических результатов», «инновационный трансфер», «инновационная диффузия».

Во-вторых, термин «коммерциализация научнотехнических результатов» трактуется, как правило, расширительно и в таком виде охватывает весь инновационный процесс, начиная со стадии фундаментальных исследований, что представляется не вполне корректным.

В-третьих, термин «технологический трансфер», получивший широкое распространение в науке и на практике не может в полной мере отражать современные особенности инновационного процесса, поскольку изначально связан не с передачей качественно новой технологии, а технологии вообще. И хотя, с точки зрения, канонического определения нововведения, это также представляет инновационную деятельность, но с точки зрения современных подходов не вполне корректно. В этой связи более правильным определением представляется «инновационный трансфер».

В-четвертых, не исследованы параметры соотношения указанных понятий, а также их причинноследственные связи, в результате чего они зачастую используются как синонимичные, хотя по своей сути отражают совершенно разные явления.

В-пятых, не выявлены полностью причины и факторы, оказывающие существенное влияние на динамику инновационных процессов в России, применительно к основным формам их осуществления.

Литература

1. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 1998.

2. Д. В. Гибсон. Трансфер технологий между субъектами рынка// Трансфер технологии и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ, 1999.

3. Я. Н. Грик, Е. А. Монастырный. Ресурсный подход к построению бизнес-процессов и коммерциализации разработок//Ин-новации, № 7, 2004.

4. И. Дежина, Б. Салтыков. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок//Общество и экономика, № 7-8, 2004.

5. Дж. Казметский. Вызов технологических инноваций на пороге новой эры общемировой конкуренции//Трансфер технологии и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ, 1999.

6. Д. Леонард-Бартон. Трансфер технологий и новых продуктов в развивающиеся страны//Трансфер технологии и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ, 1999.

7. Ю. Петров, М. Жукова, А. Карапетян. Становление глобально-информационного технологического уклада в России: сценарии технико-экономического развития и задачи реформирования финансовых институтов//Российский экономический журнал, № 2, 2002.

8. Е. В. Попова. Эффект одного закона. Правовые нормы и формирование инновационной инфраструктуры//Инновации, №2, 2006.

9. Сравнительный анализ экономического развития и стимулов для научного предпринимательства в Швеции и США (По материалам: M. Henrekson, N. Rosenberg. «Incentives for Academic Entrepreneurship and Economic Performance: Sweden and the United States», 2000).

http://technopark.al.ru/business/entrepr/sweden_us.htm

10. Е. Черноуцан. Государство и приватизация крупных компаний в отраслях высоких технологий (Опыт Франции)//Мировая экономика и международные отношения, № 10, 2002.

11. C. S. Findlay, Ch. J. Lumsden. Thy Creative Mind. Towards an Evolutionare Theory of Discoveru and Innovations//J. of Sociak and Structurs. 1988. Vol. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.