Научная статья на тему 'КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ В КОНЦЕПЦИИ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»'

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ В КОНЦЕПЦИИ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
предпринимательский университет / коммерциализация инноваций / стратегия развития / инновационная инфраструктура / третья миссия университета / entrepreneurial university / commercialization of innovations / development strategy / innovation infrastructure / mission of university

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кисляков К.С., Юрова О.В., Кузьмина Л.В.

В статье рассматриваются различные подходы для определения понятия «предпринимательский университет» и выявляются основные аспекты коммерциализации инноваций. Проводится анализ проблемы и возможности, связанные с развитием инноваций и передачи знаний в университетских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION INNOVATION IN CONCEPT "ENTREPRENEURSHIP UNIVERSITY"

The article discusses various approaches to defining the concept of “entrepreneurial university” and identifies the main aspects of the commercialization of innovations. The problems and opportunities associated with the development of innovation and knowledge transfer in university settings are analyzed.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ В КОНЦЕПЦИИ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»»

УДК 33 КисляковК.С., Юрова О.В., КузьминаЛ.В.

Кисляков К.С.

магистр 2 курса направление подготовки «Менеджмент»

(программа «Финансовый менеджмент) Волгоградский государственный технический университет

(г. Волгоград, Россия)

Юрова О.В.

канд. соц. наук, доцент кафедры «Менеджмент, финансы производственных систем» Волгоградский государственный технический университет

(г. Волгоград, Россия)

Кузьмина Л.В.

ассистент

кафедры «Менеджмент, финансы производственных систем» Волгоградский государственный технический университет

(г. Волгоград, Россия)

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ В КОНЦЕПЦИИ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Аннотация: в статье рассматриваются различные подходы для определения понятия «предпринимательский университет» и выявляются основные аспекты коммерциализации инноваций. Проводится анализ проблемы и возможности, связанные с развитием инноваций и передачи знаний в университетских условиях.

Ключевые слова: предпринимательский университет, коммерциализация инноваций, стратегия развития, инновационная инфраструктура, третья миссия университета.

Растущая конкуренция на рынке образовательных услуг и снижение прямого финансирования из государственного бюджета, переориентация финансирования с учетом достижения показателей развития, остро ставят перед современными университетами проблему адаптации к новым условиям поддержания жизнедеятельности и определения векторов развития. Передовой опыт ведущих университетов мира свидетельствует о том, что среди ключевых факторов их успешного развития все чаще рассматривается предпринимательская деятельность, которая обеспечивает соответствующую реакцию на изменения внешней среды, способствует одновременному удовлетворению запросов общества и потребностей рынка.

В связи с этим особое значение приобретает определение сущности предпринимательского университета как формы интеграции образования, науки и бизнеса в рамках национальной инновационной системы.

Концепция «предпринимательского университета» получила свое развитие в середине 1990-х годов в работах американского ученого Б. Р. Кларка. Значительный вклад в формирование концепции предпринимательского университета сделали как зарубежные, так и отечественные ученые и исследователи: Д. Кирби, Дж. Ропке, Д. Вильямс, Г. Н. Константинов, С. Р. Филонович, А. О. Грудзинский, А. А. Сидорова, Н. А. Румянцев, С. В. Голубев, Е. В. Долженкова, Л. В. Кобзева, И. Н. Маврина, А. Г. Мокроносов, Г. Л.Овсянникова и другие.

Анализ понятийного аппарата дает нам возможность выделить достаточный набор характеристик и факторов, влияющих на университеты и позволяющих им относить себя к категории предпринимательского: высокая степень взаимозависимости между государством и бизнесом, диверсификация источников дохода, предпринимательская деятельность всех членов университета (студенты и преподаватели), стремление к генерации знаний и их коммерциализации, наличие предпринимательской культуры и поддерживающей инфраструктуры, гибкое управление.

Исходя из анализа различных подходов к определению сущности понятия «предпринимательский университет» можно сделать вывод, что предпринимательский университет - это высшее учебное заведение, которое ориентировано на распространение знаний, проведение научных исследований, разработку, создание, внедрение, коммерциализацию инноваций и новых технологий на основе знаний и наличия инновационной инфраструктуры, а также на основе потребностей общества для инновационного и экономического развития, как региона, так и страны в целом.

Университет можно считать предпринимательским, если он поддерживает активность в следующих направлениях: трансфер знаний и технологий, становится звеном в сетевом взаимодействии на региональном и национальном уровнях, реализует образовательные программы, для массового вовлечения в предпринимательство. Реализация концепции предпринимательского университета позволяет существенно повысить результативность университетов по целому ряду направлений: в генерации нового знания (для инноваторов), ускорить доведение нового товара на рынок и адаптивность (для структур, коммерциализирующих инновации) и своевременность реагирования на запросы (для структур, занимающихся финансированием и иными ресурсами) [6].

Американский ученый Б. Р. Кларк доказал, что университет может реализовывать предпринимательскую функцию, не причиняя вреда «традиционным университетским ценностям», то есть образовательному процессу и результативности научных исследований [18].

Концепция Б. Кларка представляет собой пример убедительного эмпирического обобщения множества инициатив и смыслов, которые перенимает университет, стремясь стать «предпринимательским». Можно утверждать, что университет является таковым, если его руководство стремится (и имеет возможность) максимально использовать потенциал коммерциализации знаний и разработок, активно привлекая для нужд технологического трансфера стороннее финансирование и перенимая

корпоративную модель управления внутри университета, и при этом поддерживать высокий уровень фундаментальных исследований и образовательных услуг [2].

Если в концепции Б. Кларка основанием трансформации традиционного образа университета являются «внешние» условия (требования развития инновационной экономики, технологического трансфера и т.д.), то в концепции Й. Уисемы - «внутренние» (мотивация и возможность справиться со своими собственными проблемами в борьбе за источники финансирования, талантливых профессоров, студентов и т.д.) [2].

Г. Ицковиц описывает динамику развития университета в рамках концепции по этапам и выделяет основные элементы предпринимательского университета [17]:

- способность топ-менеджмента определять стратегические цели и достигать их

- правовой контроль за академическими ресурсами, включая материальную собственность и интеллектуальную собственность.

- создание условий для трансфера технологий через патентование, лицензирование и создание инкубаторов.

- предпринимательская культура, распространяемая на уровне организации - среди представителей администрации, факультетов, студентов.

Д. Вильямс акцентирует внимание на следующих принципах организации предпринимательского университета [10]: стратегия и лидерство университета, развитие поддерживающей инфраструктуры, укрепление исследовательской междисциплинарной базы, диверсификация источников финансирования, предпринимательская культура.

Проведя анализ основный подходов к определению понятия «предпринимательский университет», автор в соответствии с целью и задачами исследования предлагает расширенную и дополненную трактовку данной категории. За основу рабочего определения предпринимательского университета взяты разработки исследователей Б. Кларка, А.О. Грудзинского,

Дж. Ропке, Константинова Г. Н., Филоновича С. Р., Буняк Н.М., Ицковиц Г., Казина Ф.А., Кондратьева А.В., Каменских М.А., Сафронова Р.О., Тарасовой А.Н. [1, 3, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 15, 18].

Согласно авторской позиции предпринимательский университет - это экономически эффективная организация, в которой получение предпринимательского дохода фиксируется как цель и критерий результативности деятельности, клиентоориентированная организация, рассматривающая в качестве клиентов всех, кто реально или потенциально участвует в получении значимых для вуза результатов, строящая экосистему предпринимательства внутри и вокруг вуза, включая кадры, форматы, инфраструктуру, партнерства, стимулирование всех видов предпринимательской активности, ведущих к получению результатов.

В целях исследования необходимо сделать акценты на понятие и содержание коммерциализации инноваций в концепции предпринимательского университета.

В трудах Л.Н. Семерковой и С.М. Геращенко проведен глубокий анализ семантического ядра термина "коммерциализация инноваций". Авторы отмечают суть данного процесса в способности инновации реализовать свой рыночный потенциал, т.е. извлечение экономической выгоды из конечного продукта, технологии или знания [13, с. 498]. Коммерциализация инноваций может проходить в двух форматах — рыночном (когда есть готовый продукт, технология или прототип) и дорыночном (знания, концепция). В своей работе ученые делают акцент на маркетинге инноваций, который играет значимую роль в успешной коммерциализации научно-технических разработок.

Угнич Е.А., Изотов М.А., Волощенко И.И. рассматривают коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в широком смысле - от поиска и отбора перспективных разработок до их внедрения в рыночные реалии с последующим получением доходов. Относительно вузов коммерциализация инноваций может выполняться в виде заказных НИОКР и предполагает 2 варианта развития - отчуждение

исключительных прав на использование РИД, лицензирование прав или путем создания малых инновационных предприятий (МИП) [16].

Султанова Д.Ш. и Бурылина Г.Г. [14] отмечают существенное преимущество университетов в новой экономике в способности взращивать высококвалифицированные кадры, обладающие сквозными компетенциями с упором на предпринимательский и инновационной опыт. Такие кадры авторы называют "инноваторами" и ставят во главу новой концепции "тетраэдра знаний". Эффективность и практическая польза от такой концепции проявляется в открытости системы, т.е. установлению прочных связей с бизнес-сообществом (промышленным кластером), который одновременно является генератором запросов на подготовку специалистов и площадкой для реализации потенциала студентов, выпускников и сотрудников вуза. В данном ключе университет получает стабильную финансовую поддержку на проведение актуальных НИОКР и базу для апробации инноваций.

Под воздействием внешних факторов стратегия "выживания" университетов все более меняется на стратегию "развития". Исследования показывают, что университеты становятся инициаторами инновационного прогресса, все больше закладывают в программу стратегического развития реализацию третьей миссии (содействие социально-экономическому развитию региона) через создание и коммерциализацию научно-технических разработок с учетом запросов ключевых внешних игроков (органы власти, предприятия) [9]. В приоритет становится практическое применение генерируемых знаний, т.е. трансфер технологий. Это в свою очередь трансформирует университеты в более самостоятельные высшие учебные заведения с предпринимательской конструкцией.

Ряд авторов, в частности Косенко С.В., в качестве одного из важных аспектов выделяют в данной связи востребованность в создании особых подразделений, сообществ или институтов в роли посредников между университетом и бизнесом: информации, запросов и готовых разработок, а

также способов их реализации в текущем моменте существования предприятия или встраивании в их стратегии развития [8].

Таким образом, коммерциализация университетских инноваций априори возможна в рамках перехода к концепции предпринимательского университета. Только в таком ключе переплетается необходимая внешняя ветка (партнерство, открытость, коллаборации) и внутренняя (инфраструктура университета, способствующая его предпринимательской трансформации, в т.ч. в образовательном и пространственном подходах). Коммерциализация университетских инноваций становится главным конкурентным преимуществом вузов.

В исследовательских кругах есть мнение, что смещение фокуса в сторону коммерциализации может иметь возможные негативные последствия для фундаментальных научных исследований. Это вызвали острую дискуссию в академическом сообществе. Однако более глубокий анализ данной проблемы показал, что эти изменения не обязательно наносят вред фундаментальным исследованиям, проводимым в университетах, а, напротив, как правило, оказывают положительное воздействие [12].

По мнению Сидоровой А.А. [12], коммерциализация инноваций рассматривается, как процесс введения научно-технических разработок в рыночное пространство в пределах технологических процессов конкретного предприятия / компании. Для того чтобы такая схема имела место быть, требуются взаимные действия каждого участника коммуникации — университета и бизнес-структуры. Среди крупных исследовательских вузов имеются успешные практики перехода в предпринимательское поле стратегического развития университета, где отработан процесс коммерциализации инноваций. Но большинство региональных вузов, претендующих или уже являющихся опорными вузами региона, встречаются с определенными барьерами в коммерциализации инноваций и предпринимательской адаптации своих внутренних процессов.

Таким образом, какие бы стратегии не использовал университет в своем функционировании вопрос о коммерциализации НИР встает все равно. Стратегия «выживания» подталкивает университеты к поиску дополнительных источников для «жизни», поскольку доходов от услуг образования стало не хватать для выживания, стратегия «развития», когда вузовское предпринимательство стало рассматриваться в привязке к коммерциализации научно-исследовательской деятельности учитывает более широкий контекст, не ограничиваясь только извлечением дополнительных доходов непосредственно от этого вида деятельности.

В качестве выводов необходимо отметить, коммерциализация университетских разработок не выйдет на новый уровень до тех пор, пока университеты будут замкнуты на себя, без понимания тенденций того, как развиваются соответствующие рынки, без кооперации с теми структурами, которые совместно создают новые продукты и занимаются доведением их до потребителя, до тех пор, пока университет не начнет позиционировать себя в качестве крупного экономического агента в цепочке создания и коммерциализации инноваций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буняк Н. М. Предпринимательский университет: сущность и особенности формирования // Juvenis scientia. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskiy-universitet-suschnost-i-osobennosti-formirovaniya (дата обращения: 15.04.2024);

2. Головко Никита Владимирович, Зиневич Ольга Владимировна, Рузанкина Елизавета Александровна Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. 2016. №8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-tretiego-pokoleniya-b-klark-i-y-uisema (дата обращения: 15.04.2024);

3. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. - 2004. - № 4. - С. 113-121. 3. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова, Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011. - 240с;

4. Ицковиц Г. Волна предпринимательских университетов от самых истоков к двигателю глобальной экономики // Инновации. 2014. № 8. C. 9-26;

5. Казин Ф.А., Кондратьев А.В. Развитие концепции предпринимательского университета в вузах России. Новый инструментарий оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kontseptsii-predprinimatelskogo-universiteta-v-vuzah-rossii-novyy-instrumentariy-otsenki (дата обращения: 15.04.2024);

6. Каменских М.А. Исследование концепции предпринимательского университета и институциональных факторов его деятельности// Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2016. Том 15. № 3. С. 420-433;

7. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 49-62;

8. Косенко С. Г., Новикова Е. Н. Коммерциализация инноваций вуза как фактор его конкурентоспособности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 05. -ART 14548. - 0,41 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14548.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X;

9. Кудряшова Елена Владимировна, Сорокин Сергей Эдуардович «Третья миссия» в программах развития российских университетов (на примере вузов Северо-Западного федерального округа) // Знание. Понимание. Умение. 2019. №4. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/tretya-missiya-v-programmah-razvitiya-rossiyskih-universitetov-na-primere-vuzov-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga (дата обращения: 15.04.2024);

10. Павлова И.А. Понятие предпринимательского университета: сущность и эволюция феномена // Инновации. 2014. №8 (190). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-predprinimatelskogo-universiteta-suschnost-i-evolyutsiya-fenomena (дата обращения: 15.04.2024);

11. Сафронов Роман Олегович Предпринимательский университет как воплощение «Третьей миссии» университета: pros and cons часть II. Теоретические модели предпринимательского университета в современной литературе // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskiy-universitet-kak-voploschenie-tretiey-missii-universiteta-pros-and-cons-chast-ii-teoreticheskie-modeli (дата обращения: 15.04.2024);

12. Сидорова А. А. Предпринимательские университеты в образовательной стратегии государства // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. №6 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7predprinimatelskie-universitety-v-obrazovatelnoy-strategii-gosudarstva (дата обращения: 15.04.2024);

13. Семеркова, Любовь Николаевна. Маркетинговый подход к коммерциализации инноваций в вузе / Л. Н. Семеркова, С. М. Геращенко, М. М. Геращенко. - (Экономика и образование). - Текст: непосредственный // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. - 2015. - Т. 14, № 3. - С. 496-513;

14. Султанова Дильбар Шамилевна, Бурылина Галина Григорьевна Реализация концепции предпринимательского университета // КПЖ. 2015. №51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kontseptsii-predprinimatelskogo-universiteta (дата обращения: 15.04.2024);

15. Тарасова А. Н. К вопросу об эволюции предпринимательского университета: институциональный подход // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2022. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-evolyutsii-predprinimatelskogo-universiteta-institutsionalnyy-podhod (дата обращения: 15.04.2024);

16. Угнич Екатерина Александровна, Изотов Михаил Александрович, Волощенко Ирина Ивановна Коммерциализация результатов интеллектуальной

деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы // Вестник евразийской науки. 2015. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommertsializatsiya-rezultatov-intellektualnoy-deyatelnosti-v-universitetah-kontseptsiya-innovatsionnoy-ekosistemy (дата

обращения: 15.04.2024);

17. Etzkowitz H. The second academic revolution: The role of the research university in economic development // In: The Research System in Transition / Edited by S. E. Cozzens, P. Healey, A. Rip, J. Ziman. NATO Science Series D: Behavioural and Social Sciences. Vol. 157. Springer Dordrecht, 1990. Pp. 109-124. DOI: 10.1007/978-94-009-2091-0;

18. Clark B. Creating Entrepreneurial Universities: Organization Pathways of Transformation. Guildford, UK: Pergamon, 1998

Kislyakov K.S., Yurova O. V., Kuzmina L. V.

Kislyakov K.S.

Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia)

Yurova O.V.

Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia)

Kuzmina L.V.

Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia)

COMMERCIALIZATION INNOVATION IN CONCEPT "ENTREPRENEURSHIP UNIVERSITY"

Abstract: the article discusses various approaches to defining the concept of "entrepreneurial university" and identifies the main aspects of the commercialization of innovations. The problems and opportunities associated with the development of innovation and knowledge transfer in university settings are analyzed.

Keywords: entrepreneurial university, commercialization of innovations, development strategy, innovation infrastructure, mission of university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.