КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК
К. В. НЕКРАСОВ,
доцент, заведующий кафедрой экономики и инновационной деятельности предприятий, Уральская государственная сельскохозяйственная академия
Положительная рецензия представлена А. В. Зыряновым, доктором экономичесхих наук, профессором (Европейско-азиатский институт управления и предпринимательства).
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, коммерциализация инновации, агропромышленный комплекс.
Keywords: innovations, innovative activity, commercialization of innovations, agro-industrial complex.
Преодоление затяжного экономического кризиса в сельском хозяйстве России возможно только при качественном преобразовании производственного потенциала агропромышленного комплекса, основой которого является разработка и распространение научно-технических достижений, позволяющих повысить эффективность и устойчивость его развития. Сегодня основополагающими факторами развития любой хозяйственной системы являются инвестиционные и инновационные процессы, которые несут с собой системную технику более высокого уровня, новые технологии, организацию труда и производства, иную мотивационную систему менеджмента организаций и бизнес-процессов.
В связи с этим весьма важное значение приобретают успешная разработка и коммерциализация инноваций, что становится необходимым условием, позволяющим генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические инновации для повышения темпов экономического развития АПК.
Известно, что системообразующим началом инновационного развития АПК России являются воспроизводство сельскохозяйственных инноваций и освоение в массовой практике более совершенных методов ведения сельскохозяйственного производства, определяющих в совокупности инновационное развитие сельского хозяйства.
В настоящее время имеет место отставание результатов сельскохозяйственного производства возможных при полном и
Число
правильном использовании научно-технических достижений. Например, продуктивный потенциал растений и животных реализуется на уровне, не превышающем 35-40 % от генетически обусловленного. На таком же уровне используются возможности повышения почвенного плодородия. Это требует, наряду с развитием научных исследований, увеличения инновационного потенциала по всем основным направлениям, повышения возможности более широкого и эффективного использования имеющихся и ожидаемых научно-технических достижений.
Существенной проблемой коммерциализации инноваций в АПК является сокращение числа организаций АПК, занятых инновационной деятельностью (табл. 1).
Так, в 2010 г. по сравнению с 2000 г. число организаций, осуществлявших инновационную деятельность, сократилось в РФ на 14 %, УрФО — 19 % и Свердловской области — 28 %. При этом удельный вес их снизился в Свердловской области с 10,6 % в 2000 г. до 9,3 % в 2010 г.
Следует также отметить, что в целом по РФ, несмотря на ежегодное увеличение ассигнований из федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения (в 2010 г. — 159 млрд руб.), динамика доли компаний, занятых в научно-исследовательской сфере, отрицательна. Если в 2004 г. такие компании составляли 2,5 % от числа субъектов малого и среднего бизнеса (22,5 тыс. чел.), то в 2010 г. их доля упала до 0,75 % (12,3 тыс. чел.).
Таблица 1
организаций АПК, выполнявших исследования и разработки [1]
2000 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2000 г., %
РФ 4059 3957 3666 3536 3492 86
УрФО 255 233 220 211 207 81
Свердловская область 138 111 103 102 100 72
Таблица 2
Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками в Российской Федерации в 1995-2010 гг., тыс. чел. [2]
Год Весь персонал Исследователи Техники Вспомогательный персонал Прочие
1995 1061,04 992,6 234,8 512,5 203,5
2000 887,7 425,9 75,2 240,5 146,1
2008 761,2 375,8 60,2 194,7 130,4
2009 742,4 369,2 60,0 186,9 126,1
2010 736,5 368,9 59,2 183,7 124,6
2010 к 1995, % 69,4 37,1 25,2 35,8 61,2
Таблица 3
Зарубежный опыт финансового, организационного и нормативно-правового обеспечения коммерциализации инноваций [5]
Проблема коммерциализации инноваций Возможный вариант решений Инструментарий Реализован в странах
Финансовое обеспечение Совершенствование государственной финансовой поддержки НИОКР Стимулирование частных инвестиций Поддержка национальных производителей инноваций Отбор высокорентабельных инноваций для коммерциализации Стимулирование деятельности НИИ, ученых Государственное кредитование, государственный гарантии на получение банковских кредитов, налоговые льготы, ускоренная амортизация, экспортно-импортные квоты на поддержание национального наукоемкого продукта и др. Создание патентных и венчурных компаний Поддержка программы развития национальных брендов, поддержка малого и среднего инновационного бизнеса и др. Отбор и разработка механизма инновационного посредничества между разработчиками инноваций и бизнесом. Развитие системы кластерных научных объединений, системы технопарков. США, Италия, Бельгия, Англия, Швеция, Канада Швеция, США США, ЕС США, ЕС ЕС
Организационное обеспечение Интеграция политики в области науки и технологий с промышленной политикой Поддержка государством общественных и частных инициатив. Создание и развитие новых холдинговых компаний Государственная поддержка обмена персоналом, развитие частно-государственного сотрудничества Германия Австралия, Германия
Нормативноправовое обеспечение Стимулирование ученых в трансферте инноваций Право владениями акциями в создаваемых компаниях при условии сохранения статуса ученого в ГосНИИ не менее 6 лет Германия, Италия, Франция
В 2009 и 2010 гг. инновации внедряли лишь 9,6 % отечественных предприятий, что в 5-7 раз меньше, чем в Германии, Великобритании или Норвегии. Доля инновационной продукции в промышленном производстве России сохраняется на уровне 5,5 %, в то время как в США она составляет 70 %, а в Китае приближается к 40 % [5].
Ресурсами обеспечения инновационной деятельности являются научно-технический и кадровый потенциал инновационной сферы. Между тем численность персонала, занятого в России НИОКР, сокращается (табл. 2).
Разработанная Минэкономразвития концепция долгосрочного развития страны до 2020 г. не дает оснований для оптимизма. Во-первых, мировой финансовый кризис 2007-2009 гг. значительно откорректировал наполнение и структуру национального бюджета и, соответственно, инвестиционные намерения. В ближайшие три года не планируется заметного
увеличения финансирования образования и науки. Откладывание этих мер на несколько лет приведет к развитию необратимых тенденций деградации отечественной аграрной науки и образования и сделает реализацию инновационного сценария более сложной.
Во-вторых, концепцией не предусмотрено устранения налоговых барьеров, мешающих переходу на инновационный путь развития. Хотя правительство РФ предусмотрело преференции и льготы для ряда производств и финансового сектора, они, однако, не носят системного характера [4].
Сегодня роль науки, как важнейшего инструмента обеспечения дальнейшего устойчивого, поступательного экономического развития АПК, весьма высока. Способность науки генерировать и внедрять достижения НТП становится одним из факторов обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, регионов, государства. Наука превращается в специфическую
ммм.т-эчи. пэгоб. ги
99
Экономика ^Щф/
сферу товарного производства, где товары — объекты интеллектуальной собственности. При этом инновационная деятельность выступает эффективным инструментом коммерциализации достижений НТП. М. Портер отмечал, что «процветание, особенно в продвинутых экономиках, вытекает из способности национальных компаний создавать, а затем в глобальном масштабе коммерциализировать новые продукты и процессы, осваивая передовые рубежи инноваций тем быстрее, чем ближе конкуренты» [3].
В условиях рыночного хозяйствования не следует также пренебрегать опытом ряда стран. Его использование может способствовать совершенствованию процесса коммерциализации инноваций и построению инновационной экономики. Ряд основных проблем коммерциализации инноваций и возможные пути их решения отражены в табл. 3.
Следует отметить, что в настоящее время собственники и менеджеры большинства предприятий АПК не торопятся вовлекать объекты интеллектуальной собственности в хозяйственную деятельность, что обусловлено следующими основными причинами.
Во-первых, перед многими отечественными предприятиями АПК остро стоит задача выживания и дальнейшего развития. Так, на конец 2010 г. доля убыточных предприятий достигла трети от их общего числа. Для выживания предприятия располагают достаточным потенциалом экстенсивных факторов развития: дешевыми материально-трудовыми ресурсами, простаивающими производственными мощностями и пр.
Во-вторых, экспортная ориентация экономики привела к смещению акцента на развитие ресурсодобывающих отраслей и одновременному снижению потенциала перерабатывающих и обрабатывающих. Если
конкурентоспособность российских ресурсов на мировом рынке обусловлена природными факторами, то конкурентоспособность перерабатывающих и обрабатывающих отраслей АПК требует внедрения новых технологий.
В-третьих, имеют место ограничения (барьеры) для внедрения инновационных проектов, отсутствие корпоративной культуры и мотивации у производителей товаров и услуг к осуществлению нововведений.
В-четвертых, допущена неразвитость инновационной проводящей сети от науки до производства. Ее многие элементы также оказались в предыдущие годы серьезно ослаблены или разрушены. Так, за годы реформ более чем в 50 региональных органах управления АПК были упразднены подразделения, отвечающие за инновационную и информационную деятельность в отрасли, пропаганду достижений науки и передового опыта.
В результате этого ежегодно остаются невостребованными сельскохозяйственным производством до 80 % законченных научных разработок.
Сегодня требуется решать эти вопросы ускоренными темпами, иначе можно существенно отстать в условиях жесточайшей конкуренции и глобализации экономики. Важнейшими мерами, обеспечивающими такую работу, являются: объединение и обмен опытом товаропроизводителей АПК России, эффективное использование средств, направляемых на осуществление проектов по модернизации и внедрению инноваций, активизация участия Союза агропромышленного комплекса России в формировании государственной политики в сфере АПК, содействие развитию внутреннего спроса на традиционные продукты питания, развитию экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Литература
1. Россия в цифрах-2011 : статистический сборник. M., 2011. С. 545.
2. Там же. С. 547.
3. Porter M. The Impact of Location on Global Innovation. The Global Competitiveness Report. 2002-2003. P. 227.
4. Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на период 2020-2030 гг. // Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. М., 2008.
5. Комков Н. И., Бондарева Н. Н. Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения // Проблемы прогнозирования. 2007. № 1.