Научная статья на тему 'КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ОПЕРАЦИИ'

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ОПЕРАЦИИ»

Структура запасов в 2013 г.

■ Сырье и материалы

■ Готовая продукция

■ Прочие запасы

Рисунок 4- Структура запасов ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2013 г.

На рисунке 1 видно, как изменяется величина запасов по годам, а именно сырье и материалы, готовая продукция и прочие запасы.

На рисунке 2 видно, что в 2011 году наибольшую долю в структуре запасов занимают прочие запасы и составляют 29686 тыс. руб., сырье и материалы составляют 7940 тыс. руб., а готовая продукция - 268тыс. руб.

На рисунке 3 видно, что в 2012 году наибольшую долю в структуре запасов занимают прочие запасы и составляют 28602 тыс. руб., сырье и материалы составляют 5186 тыс. руб., а готовая продукция - 343тыс. руб.

На рисунке 4 видно, что в 2013 году наибольшую долю в структуре запасов занимают прочие запасы и составляют 23114 тыс. руб., сырье и материалы составляют 9341 тыс. руб., а готовая продукция - 204 тыс. руб.

В результате проведенных исследований можно сделать вывод о том, что за исследуемый период величина запасов ОАО «ЛУКОЙЛ» сократилась на 13,8%. Сокращение запасов обусловлено уменьшением прочих запасов, величина которых сократилась на 22,2% , готовой продукции, величина которой сократилась на 23,9%. В свою очередь сырье и материалы увеличились на 17,6%.

Исаева Д.А. студент 2курса 4 гр.

«Бухучет и аудит» Алиева З.Б., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» ГАОУВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства» Россия, г. Махачкала КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ ОПЕРАЦИИ

Современный коммерческий банк выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, осуществляющий на основе полученной от Центрального банка лицензии посредническую деятельность в реализации специфических продуктов -

кредита, ценных бумаг и валюты и имеющий своей основной целью в отличие от Центрального банка получение прибыли.

В настоящее время в соответствии с основными банковскими законами центральные банки разрабатывают порядок создания коммерческого банка, определяют перечень документов, представляемых в банк для получения лицензии, основные требования к такому банку, прежде всего требования к минимальному размеру первоначального капитала (которые оговариваются в законе) и финансовому положению учредителей. Особое значение придается квалификации и моральной характеристике руководящего состава, так как управлять банком могут только компетентные и профессионально подготовленные лица, которые не привлекались к судебной ответственности и не были замешаны в банкротстве.

В России к наиболее важным законам, регулирующим порядок создания и лицензирования коммерческих банков, относятся законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс РФ, а также Инструкция ЦБ РФ от 14 февраля 2004 г. № 109-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».

В соответствии с этими документами коммерческий банк может быть создан на основе любой формы собственности как хозяйственное общество с минимальным уставным капиталом 5 млн. евро.

Для получения лицензии на проведение банковских операций Центральный банк РФ требует от учредителей банка представить определенные документы, анализ которых поможет определить потенциальную финансовую устойчивость, конкурентоспособность будущего банка, целесообразность его функционирования, возможность обеспечить потребности клиентов, работать в рамках существующих законов.

К таким документам относятся:

1) заявление о государственной регистрации кредитной организации, составленное по утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» форме;

2) учредительный договор, который должен быть подписан всеми учредителями;

3) устав, утвержденный собранием учредителей кредитной организации;

4) бизнес-план кредитной организации, составленный в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами Банка России, и утвержденный общим собранием учредителей;

5) протокол общего собрания учредителей;

6) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации (в размере 2000 руб.) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций в размере 0,1 % уставного капитала;

7) копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации;

9) копии документов, подтверждающих право собственности;

10) документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований по ведению кассовых операций;

11) уведомление о приобретении более 5 % акций (долей) кредитной организации;

12) заключение федерального антимонопольного органа;

13) документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации;

14) список учредителей кредитной организации, который должен быть представлен на бумажном носителе.

Пакет документов представляется в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой организации. Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом Банком России производится в срок, не превышающий 6 мес. с даты предоставления всех документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в течение 3 дней направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Как и всякий хозяйствующий субъект, банк для обеспечения своей деятельности должен располагать определенной суммой денег и материальными активами, которые и составляют его ресурсы. С точки зрения происхождения эти ресурсы состоят из собственного капитала банка и заемных средств, привлеченных на время со стороны (занятых у других лиц). Таким образом, ресурсы банка (банковские ресурсы) - это совокупность собственных и привлеченных (заемных) средств, имеющихся в распоряжении банка и используемых им для ведения активных операций.

Банки работают в основном на привлеченных средствах (нередко до 80% всех располагаемых ими средств). При этом в последние годы на

первом-втором местах по значимости источников привлечения средств находятся деньги населения и остатки средств на банковских счетах юридических лиц, на третьем и четвертом - межбанковские кредиты и депозиты юридических лиц, на пятом - средства, привлекаемые с помощью ценных бумаг банков.

Итак, основную часть денег, за счет которых работает и живет банк, составляют средства, привлеченные за плату. Поэтому проблема формирования ресурсов имеет для него более важное значение, чем для любого иного хозяйствующего субъекта. Это обстоятельство порождает конкурентную борьбу за ресурсы между банками, банками и иными кредитными и прочими организациями и предприятиями, а также другие специфические особенности банковской деятельности. К тому же банковская деятельность в отличие от других видов деятельности даже в кредитно-финансовой сфере регламентируется гораздо жестче, в том числе в плане привлечения ресурсов.

Структура ресурсов разных банков отличается большим разнообразием, что объясняется специфическими особенностями деятельности каждого конкретного банка (разница в величине капиталов, количество и характер обслуживаемых клиентов, региональные и иные особенные условия).

Исакова А.А. студент 3-го курса НИУ «БелГУ» Институт управления Россия, г. Белгород СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ РФ

Аннотация

В данной статье рассматривается система управления рисками в таможенном деле Российской Федерации, ее роль и функции. Представлен анализ основных проблем в процессе применения системы управления рисками.

Ключевые слова

Таможенное дело, система управления рисками, СУР.

Внешнеэкономическая политика РФ направлена на интеграцию с мировой экономикой и активное включение в международную торговлю, которая предписывает соблюдение РФ основных принципов Киотской конвенции. Реализация конвенционных начал направлена на ускорение внешнеторгового оборота и создание условий, благоприятствующих законной торговле, что ведет к снижению объемов таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. При этом возрастает риск пропуска через таможенную границу недекларированных или недостоверно декларированных товаров, что может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.