Научная статья на тему 'Коммерческая тайна как гражданско-правовой институт: общая характеристика, порядок применения и пределы защиты'

Коммерческая тайна как гражданско-правовой институт: общая характеристика, порядок применения и пределы защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1743
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / ИНФОРМАЦИЯ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ / COMMERCIAL SECRET / OBJECT OF CIVIL LAW / INFORMATION / CONFIDENTIALITY / LIST OF THE INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Занин Константин Анатольевич

В статье на основе анализа действующего законодательства исследуются отдельные вопросы порядка применения и пределов защиты коммерческой тайны как института гражданского права. Особое внимание уделяется правовой регламентации перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article based on analysis of existing legislation and the separate questions about application and limits of protection of a commercial secret as institute of civil law are investigated. The special attention is given to a legal regulation of the list of the information, which can not make a commercial secret.

Текст научной работы на тему «Коммерческая тайна как гражданско-правовой институт: общая характеристика, порядок применения и пределы защиты»

К. А. Занин,

кандидат юридических наук

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И ПРЕДЕЛЫ ЗАЩИТЫ

COMMERCIAL SECRET AS CIVIL-LAW INSTITUTE: А GENERAL CHARACTERISTIC, ORDER OF APPLICATION AND LIMITS

OF PROTECTION

В статье на основе анализа действующего законодательства исследуются отдельные вопросы порядка применения и пределов защиты коммерческой тайны как института гражданского права. Особое внимание уделяется правовой регламентации перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

In the article based on analysis of existing legislation and the separate questions about application and limits ofprotection of a commercial secret as institute of civil law are investigated. The special attention is given to a legal regulation of the list of the information, which can not make a commercial secret.

На современном этапе развития общества информация становится товаром, и ее получение, хранение, передача и использование под -чиняются законам товарно-денежных отноше-ний, а поэтому успех любой коммерческой деятельности во многом зависит от грамотного обращения с информационными потоками.

С появлением новых общественных отношений информация становится самостоятельным объектом гражданского права.

В своем исследовании Т .В. Белова акцен-тирует внимание на том, что некоторые клас -сифицирующие признаки вещей могут быть применены к информации как объекту граж-данских правоотношений, информация, цен -ность которой заключается в ее содержании, в сведениях, носит нематериальный харак -тер [1].

Каждый субъект предпринимательской дея-тельности имеет право охранять свои интересы и защищать ценную для него информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства.

Одним из старейших методов охраны такой информации является правовой институт коммерческой тайны. Задолго до возникновения понятия интеллектуальной собственности ремесленники во всем мире хранили в тайне секреты своего мастерства [2].

Институт коммерческой тайны относится к особому правовому механизму охраны не только нарождающегося слоя цивилизованных предпринимателей, но и интересов страны в целом. Если в других странах защита коммерческой тайны является столь же традиционным делом, как и защита государственных секретов, то для нашего государства, переживающего период обновления и станов-

ления новых отношений в экономике, это является актуальным направлением.

Впервые право на сохранение коммерческой тайны хозяйствующими субъектами было уста -новлено Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР» [3]. Коммерческая тайна определялась как не являющаяся государственными секретами информация, связанная с производством, технологическими сведениями, управлением, финансами и другой деятельно -стью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб их интересам.

Правовое определение коммерческой тайны наравне со служебной было дано в ст. 139 ГК РФ, но если законодательное понятие служебной тайны отсутствует до сих пор, то понятие коммерческой тайне дается также в Федеральном законе «О коммерческой тайне» [4].

Следует отметить, что законодателем приводится определение информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), под которой понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научнотехнической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Несложно заметить отождествление понятий «секреты производства» и «информация, составляющая коммерческую тайну».

Принятие четвертой части ГК РФ, а также параллельное внесение поправок в действую -щее законодательство обусловили новый виток в развитии коммерческой тайны как института гражданского права. Нельзя сказать, что приня -тые поправки являются исчерпывающими. Ме -жду тем уже можно утверждать однозначно, что они добавят проблем при толковании дейст-вующих норм.

Следует согласиться с мнением И.Л. Бачило [5], которая отмечает различие институтов коммерческой тайны и интеллектуальной собственности в следующем. Во-первых, институт интеллектуальной собственности, за редчайшими исключениями, охраняют открытую информацию. Во-вторых, интеллектуальная собственность, представляет собой систему исключительных прав, т.е. юридическую монополию на использование определенных нематериальных объектов. Напротив, ноу-хау — это информация закрытая, и юридической монополии на ее использование нет.

Разработчики части 4 ГК РФ попытались устранить эту нестыковку, установив, что ис-ключительное право на отдельные виды объек-тов может принадлежать несколько лицам одновременно (ч. 4 ст. 1229 ГК РФ). Однако это противоречит самой природе абсолютных субъективных прав.

Суще с тв енным недостатком законо дателя, на наш взгляд, является формулировка понятия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну — это лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны (п. 4 ст. 3 Закона). Как известно, институт коммерческой тайны призван защищать частноправовые интересы лиц, зани -мающихся предпринимательской деятельностью с целью получения прибыли. Такими лицами являются коммерческие организации и индиви-дуальные предприниматели, а не любые лица, как это следует из указанного понятия.

В настоящее время российское законодательство об охране коммерческой тайны представляет собой совокупность норм, которые содержатся в различных правовых актах и обеспечивают правовую защиту предпринимательских секретов во всех сферах общественных отношений.

В частности, о коммерческой тайне упоминается в гражданском законодательстве, которое в ст.727 ГК РФ регулирует общественные отно -шения конфиденциальности полученной сторонами информации по договору подряда, тем самым устанавливая, что если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также све -дения, которые могут рассматриваться как ком-

мерческая тайна, сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны.

Особый интерес представляют нормы ч. 2 ст. 102 Налогового кодекса, где указывается, что к разглашению налоговой тайны относится, в частности , использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должно -стному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетно -го фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей [6]. Вышеизложенное позволяет заключить, что информация, состав -ляющая коммерческую тайну, является одним из объектов налоговой тайны, что представляет ин -терес и обуславливает необходимость исследо-вания такого вывода.

Законодателем установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, который в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед р азр ешительной пр актикой нормотв орчеств а.

С момента введения в действие законодательства о коммерческой тайне произошли значительные изменения в перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержденном ранее действующим Постановлением Правительства РСФСР №35 [7].

Среди наиболее важных изменений в контексте иссле дуемого вопроса следует обратить внимание на то, что из перечня исключен ряд сведе -ний, связанных с финансовым состоянием организации. Таким образом, к коммерческой тайне можно относить документы бухгалтерского учета, первичные бухгалтерские документы, налого -вые декларации и т.п. Это не исключает необхо -димости их предоставления налоговым и иным проверяющим органам в соответствии со ст. 6 закона, однако позволяет ограничить к ним доступ иных лиц, в первую очередь — конкурентов.

Т акой подход противоречит некоторым другим нормативно-правовым актам. В качестве примера можно привести ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [8], в соответствии с которой акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Вполне понятно, что такая информация не может быть отнесена к коммерческой тайне, так как в отношении нее специальной нормой установлен режим публичности, что является вполне убедительным.

Учитывая изложенное, считаем целесообразным дополнить перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, сведениями по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иными сведениями, необходимыми для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ, что позволит разграничить коммерческую и налоговую тайны и устранит приведенные противоречия в законодательстве.

Позиция законодателя, отличная от его собственной позиции в другом действующем законодательном акте, не более чем юридико-техническая ошибка. Но ее анализ важен по причине несоответствия понятий в разных нормативных актах, в т.ч. законодательного уровня, что приводит к разночтениям, отрицательно влияющим на правоприменительную практику.

Таким образом, правовое обеспечение защиты коммерческой тайны имеет принципиальные недостатки: это декларативность и противоречивость.

На сегодняшний день назрела крайняя необходимость проведения мероприятий по упорядо -чению работы со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Во-первых, предлагается сформировать единый понятийный аппарат, ко -торый можно использовать во всех законодательных актах, принимаемых или принятых в этой сфере (то, чего на сегодняшний день пока нет). Во-вторых, законодательно следует закрепить единый перечень видов указанной информации с определением соотношения, механизмов реализации и установления ответственности за нарушение режима ограничения доступа к ин-формации, а также механизмов изменения режи -мов ограниченного доступа к ней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова Т .В. Правовое регулирование за -щиты информации и прав на нее в гражданском обороте: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006. — 26 с.

2. Пронин К. В. Защита коммерческой тайны (инструкция по выживанию). — М., 2006. — С.5.

3. О предприятиях в СССР: Закон СССР от 4 июня 1990 г. №1529-1 // Ведомости Съезда на -родных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 25. — Ст. 460.

4. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ // СЗ РФ. — 2004. — №32. — Ст. 3283.

5. Бачило И.Л. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: монография. — М., 2009. — 530 с.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (часть первая) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.

7. О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну: Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 // Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. — 1992. — № 1-2. — Ст. 7.

8. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — №48. — Ст. 5369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.