Научная статья на тему 'КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ НА ФИРМЕ'

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ НА ФИРМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
коммерческая тайна / информационная безопасность / конфиденциальная информация / trade secret / information security / confidential information

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золали Р.П., Арифуллин М.В.

В данной статье проанализирована и структурирована информация по теме работы, выдвинуты суждения на основе авторитетных изданий. Поднята проблема актуальности информационной безопасности и коммерческой тайны в бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE SECRETS AND PROTECTION INFORMATION ABOUT THE COMPANY

This article analyzes and structures information on the topic of the work, and makes judgments based on reputable publications. The problem of the relevance of information security and trade secrets in business is raised.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ НА ФИРМЕ»

УДК 33 Золали Р.П., Арифуллин М.В.

Золали Р.П.

студент

Государственный университет управления (г. Москва, Россия)

Арифуллин М.В.

доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма,

кандидат экономических наук

Государственный университет управления (г. Москва, Россия)

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ НА ФИРМЕ

Аннотация: в данной статье проанализирована и структурирована информация по теме работы, выдвинуты суждения на основе авторитетных изданий. Поднята проблема актуальности информационной безопасности и коммерческой тайны в бизнесе.

Ключевые слова: коммерческая тайна, информационная безопасность, конфиденциальная информация.

Коммерческая тайна представляет собой информацию, которая обладает коммерческой ценностью для фирмы и не является общедоступной. Это может быть информация о производственных процессах, клиентской базе, стратегических планах и т.д. Защита такой информации на фирме играет важную роль в обеспечении конкурентного преимущества и сохранении репутации компании.

Существует несколько аспектов, по которым информация будет считаться коммерческой (конфиденциальной информацией), которые считаются коммерческой тайной [1]:

1. Сведения об управлении.

2. Сведения о производстве и технологии.

3. Сведения о НИР и ОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

4. Сведения о контрагентах и др.

Проанализировав суть коммерческой тайны фирмы, стоит рассмотреть рискообразующие факторы [1], которые могут приводить к угрозе распространения информации в окружающей среде:

1. Низкий уровень аналитического обеспечения.

2. Неквалифицированная внутренняя политика компании в сферах информационных технологий и управления информационной безопасностью.

3. Отсутствие соответствующей квалификации персонала по обеспечению деятельности и управлению объектом защиты.

4. Преднамеренные и непреднамеренные действия персонала по нарушению безопасности.

5. Преднамеренные и непреднамеренные действия юридических и физических лиц.

6. Несанкционированный доступ к информации и каналам связи с целью хищения, искажения, уничтожения, блокирования информации.

7. Утечка конфиденциальной информации.

В рассматриваемом контексте под защитой информации понимаются меры организационного, правового и научно-методического характера, реализация которых позволит защитить сведения, составляющие коммерческую тайну, от разглашения и утечки, в том числе от промышленного шпионажа, с целью обеспечения устойчивого развития субъекта хозяйствования.

Множество аспектов влияет на сохранность конфиденциальной информации в рамках компании, Коммерческая тайна является хорошим оружием для борьбы с конкурентами (в расчет не берется незаконное понимание данного термина).

В наше время тема информационной безопасности как никогда актуальна и это является аксиомой, рассмотрим же меры безопасности, которые можно предпринять, дабы предотвратить утечку информации.

В первую очередь со стороны владельца коммерческой тайны должна быть использована следующая система защитных от похищения и незаконного распространения конфиденциальных сведений компании мер, включающую: разработку инструктажа по использованию информации, подлежащей защите, назначение ответственных за делопроизводство организации лиц, применение строгого механизма контроля по допуску работников к служебной документации, внедрение в работу автоматизированных технологий по защите коммерческой информации и иные незапрещенные действующим законодательством меры. Опознавательным признаком наличия специального защитного режима рассматриваемых сведений является указание на ней особого грифа секретности, который устанавливается непосредственно владельцем конфиденциальной, недоступной к широкому кругу лиц коммерческой информации [4]. Особая роль в обеспечении защитного режима коммерческой информации фирмы отдается принятию работниками письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны, осуществлению повседневного контроля со стороны администрации предприятия за обеспечением безопасности в использовании указанной конфиденциальной, недоступной для третьих лиц документации.

Так же стоит рассмотреть государственные меры защиты коммерческой тайны - это немаловажный элемент информационного обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, однако и сами субъекты предпринимательской деятельности обязаны принимать все указанные в законе меры к защите своей коммерческой тайны. В частности, работодатель должен самостоятельно определять срок действия режима коммерческой тайны, в течение которого работник обязан не разглашать относящиеся к ней сведения, в том числе и после прекращения действия трудового договора [3].

Охрана коммерческих тайн, как мы уже поняли из вышесказанного является важной задачей для многих организаций, поскольку они могут быть источником конкурентного преимущества. Для защиты коммерческих тайн организации должны принимать меры по контролю доступа, шифрованию, управлению доступом, охране физических мест, обучению и мониторингу, а также регулярно проверять свои системы безопасности.

Помимо проверок систем безопасности, шифровании и прочих роботизированных аспектов, стоит учитывать и человеческий фактор, а так же правильное составление трудового договора, в котором должны быть прописаны рамки распространения трудовой информации.

Исходя из проанализированного нами материала хочется еще раз отметить важность информационной безопасности и информационной грамотности в массах, правильной защиты и введения норм коммерческой тайны в предприятия, малый бизнес и фирмы. На данном этапе развития нашего общества коммерческая тайна и информационная безопасность выходят на новый уровень, что способствует развитию макроэкономики и конкуренции, здесь заметно прослеживается корреляция.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности и информационной грамотности значительно способствует развитию экономики бизнеса. Существует множество способов защиты информации, включая защиту, которая дается фирмам от государства. После проведенного анализа авторитетных источников и изданий хочется сделать вывод о том. Что введение информационной грамотности является обязательным аспектом общества нашего времени. Ведь во многом именно от этого будет зависеть микроэкономика малого бизнеса и фирм. Поднимая уровень информационной грамотности населения мы поднимем и уровень, статистику и показатели экономики бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. КРУТИН Ю.В. Защита коммерческой тайны - учебное пособие для вузов - Екатеринбург, 2020. - 25с;

2. Илякова, И. Е. Коммерческая тайна : учебное пособие для вузов / И. Е. Илякова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 11с;

3. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О коммерческой тайне" ;

4. Пасечник О. С., Бекирова Р. Ф Проблемы привлечения к ответственности за разглашение коммерческой тайны. 2022. - 2с

Zolali R.P., Arifullin M. V.

Zolali R.P.

State University of Management (Moscow, Russia)

Arifullin M.V.

State University of Management (Moscow, Russia)

TRADE SECRETS AND PROTECTION INFORMATION ABOUT THE COMPANY

Abstract: this article analyzes and structures information on the topic of the work, and makes judgments based on reputable publications. The problem of the relevance of information security and trade secrets in business is raised.

Keywords: trade secret, information security, confidential information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.