Научная статья на тему 'Коммерческая тайна и информация для потребителей: проблемы взаимоотношений продавцов и покупателей'

Коммерческая тайна и информация для потребителей: проблемы взаимоотношений продавцов и покупателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалова Е. В.

Представлена тезисная постановка проблемы обеспечения права потребителя на информацию о товаре, работе, услуге. Даны понятия открытой и закрытой информации, кратко охарактеризован правовой режим коммерческой тайны. Перечислены случаи, когда информация не может быть признана коммерческой. Раскрыты основные составляющие информации для потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the assurance of customers' right to obtain information about a product or service. It defines the notions of open and confidential information; briefly characterizes the notion of commercial secret and enumerates such cases when the information cannot be considered as commercial. Principle components of information for a customer are described.

Текст научной работы на тему «Коммерческая тайна и информация для потребителей: проблемы взаимоотношений продавцов и покупателей»

УДК 347.7

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРОДАВЦОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ

Е.В. Коновалова

(администрация Петропавловск-Камчатского городского округа)

Представлена тезисная постановка проблемы обеспечения права потребителя на информацию о товаре, работе, услуге. Даны понятия открытой и закрытой информации, кратко охарактеризован правовой режим коммерческой тайны. Перечислены случаи, когда информация не может быть признана коммерческой. Раскрыты основные составляющие информации для потребителя.

The article deals with the problem of the assurance of customers ' right to obtain information about a product or service. It defines the notions of open and confidential information; briefly characterizes the notion of commercial secret and enumerates such cases when the information cannot be considered as commercial. Principle components of information for a customer are described.

Все мы, покидая рабочее место, обретаем статус потребителя товаров, работ и услуг: ходим в магазин, покупаем продукты, одежду, мебель, пользуемся услугами парикмахерской, ателье, ремонтной мастерской, ездим в общественном транспорте, ремонтируем машину и т. д.

Потребительскую деятельность человека нельзя оставлять без внимания, так как она занимает в жизни каждого слишком большое место. Ведь права потребителя - разновидность прав человека. Сейчас у потребителей нет необходимости покупать что угодно, у кого угодно, по любым ценам и сомнительного качества.

Специфика отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, заключается в том, что гражданину-потребителю, являющемуся непрофессионалом, противостоит профессионал-предприниматель в лице продавцов, изготовителей товаров и услуг. Этот профессионал, осуществляя свою производственную, торговую или иную предпринимательскую деятельность в виде промысла, не только обладает профессиональными знаниями и навыками, но и является экономически более сильным, чем гражданин-потребитель. Кроме того, продавец обладает одним неоценимым преимуществом - он владеет информацией.

Как известно, процессу самой покупки всегда предшествует информация, которая помогает потребителю определиться в своих потребностях и сформировать желание. Право на информацию является первичным и важнейшим правом потребителя. От факта наличия или отсутствия информации зависит само поведение потребителя и положение продавца. В этой связи возникает вопрос о том, что может и что должен знать потребитель, а что является коммерческой тайной или коммерческой информацией, доступ к которой для потребителей ограничен или невозможен.

Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг в сфере торгового оборота связаны с использованием различной научной, технической, технологической, коммерческой и иной информации.

Открытая информация - это такая информация, которая не скрывается производителем. Она общеизвестна, представляет чисто теоретический и научный интерес либо охраняется патентным или авторским правом, используется в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Закрытой является информация, которая специально скрывается и защищается производителем товаров (работ, услуг) от посторонних лиц. Ее использование в процессе производства и сбыта товаров дает коммерсанту преимущество перед конкурентами на рынке. Известно, что основой рыночной экономики является конкуренция товаров (работ, услуг). Успех в производстве конкурентоспособных товаров (работ, услуг) определяется невозможностью доступа предпринимателей к сырью и энергоресурсам. Его основа - интеллектуальная собственность предприятия, используемая так, чтобы произвести и предложить потребителям товары (работы, услуги) более дешевые, более экономичные и удобные в обращении, чем у аналогичных фирм [1].

Не вдаваясь в тонкости юридической техники при определении понятий «коммерческая тайна», «коммерческая информация», отметим следующее: указанная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Каким образом возникает коммерческая тайна? Объективно коммерческая тайна возникает в процессе производства конкурентоспособного товара. Производитель получает преимущество на рынке благодаря использованию коммерчески ценных сведений, неизвестных конкурентам. В результате товар имеет большим спрос, чем тот, при производстве которого такие сведения не использовались. Предприниматель, заботясь об увеличении своей прибыли, вынужден засекречивать определенные сведения, которые подпадают под гриф «коммерческая тайна», и ограничивать доступ к ним.

Таким образом, можно говорить об объективном процессе возникновения коммерческой тайны на любом этапе жизненного цикла производства товаров (работ, услуг), что обусловлено конкуренцией в условиях рыночной экономики. Очевидно, что тот предприниматель, который принимает меры в отношении сведений, благодаря использованию которых его товар (работа, услуга) становится конкурентоспособным, в состоянии получать стабильную прибыль и держаться в условиях жесткой борьбы (образно говоря, «на плаву») [1].

Итак, коммерческая тайна важна для конкурента, но насколько она может быть важна для потребителя? Какой объем информации не подлежит сокрытию от пристального внимания простого покупателя?

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» предприниматели не могут обременять режимом коммерческой тайны следующие сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарноэпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;

5) о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Между тем это не означает, что вышеперечисленные сведения должны быть на виду и слуху у потребителей. Они являются относительно закрытой информацией.

В Указе Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» предусматриваются шесть видов такой информации:

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адво-

катская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В принципе интерес для потребителя могут представлять сведения, указанные в пп.1, 2, 4, 7 ст. 5 Закона «О коммерческой тайне», поскольку это затрагивает его право на компетентный выбор товара, работы, услуги.

Знакомое нам выражение «купить кота в мешке» содержит, возможно, самый краткий и самый исчерпывающий ответ на вопрос: зачем потребителю информация? Направляясь в магазин, будущему покупателю заранее хотелось бы знать побольше о том, какой товар, какого качества и по какой цене вам вскоре предложат приобрести. Это, пожалуй, и есть то, что должна включать в себя потребительская информация. Имея достоверную и полную информацию, потребитель вполне может выбрать товар (работу, услугу), обладающий необходимыми ему качествами. Однако возникает несколько проблем. Во-первых, как понять, какая именно информация нужна? Во-вторых, где найти необходимую информацию? В-третьих, как удостовериться в ее объективности и правильно ее интерпретировать?

Очень важную информацию может предоставить и сам изготовитель или продавец. Однако далеко не всегда производитель сам определяет, какую информацию предоставлять потребителю. Право потребителя на информацию закреплено в ст. 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Именно в этих правовых нормах определен тот объем информации, который производитель обязан предоставлять потребителю. В этой связи необходимо говорить о том, что эта информация должна быть открыта и доступна как для реального, так и для потенциального покупателя.

Под необходимой информацией понимается прежде всего ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре, то ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывает предоставлять такой объем информации, который позволит потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также использовать товар по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Условно их можно разделить на две группы: сведения об изготовителе и сведения о товаре.

Требования к информации схематично представлены на рисунке .

Требования к информации

*

Стандарты в настоящее время заменены техническими регламентами.

Перечень необходимых сведений преследует несколько целей. Во-первых, он включает информацию, подтверждающую соблюдение базового права потребителя - права на безопасность. Во-вторых, информация - это своего рода защита от заведомо неправильного использования (т. е. информация должна помочь потребителю-непрофессионалу понять, для чего данный товар предназначен, что с ним делать и чего ни в коем случае делать нельзя). Это также сведения об основных потребительских свойствах товаров, правила эффективного и безопасного их использования и т. п.

В-третьих, весь перечень обязательной для предоставления информации в целом защищает потребителя от недобросовестности продавца, который путем сокрытия данной информации мог бы ввести потребителя в заблуждение о потребительских свойствах товара и его качестве, т. е. повлиять на потребительский выбор нечестным способом.

Таким образом, четко определенный законом минимум информации о продавце (изготовителе) является абсолютно открытым. Предприниматель не может ограничить доступ потребителя к этой информации. Более того, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), то он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, то в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Литература

1. Северин В.А. Правовой механизм регулирования коммерчески значимой информации в торговом обороте // Юрист. - 2002. - № 10.

2. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ // СЗ РФ. - 2004. -№ 32. - Ст. 3283.

3. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 // СЗ РФ. - 1997. - № 10. - Ст. 1127.

4. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 // СЗ РФ. - 1996. - № 3. -Ст. 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.