УДК - 620.2
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.П. Казимирова
Статья отражает содержание категории качество, современные требования к качеству потребительских товаров, законодательные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя, случаи в которых можно предъявлять претензии к продавцу в отношении качества потребительских товаров. Также статья содержит информацию об организациях на территории Брянской области, в которые можно обращаться, в случае если возникают претензии к товару.
Ключевые слова: Качество, товар, потребитель, продавец, производитель, претензии, проверка качества.
Мерой потребительной стоимости товара является качество.
Качество - это совокупность потребительских свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять текущие и перспективные потребности в соответствии с его назначением.
Качество тесно связано с требованиями. Для того чтобы наиболее полно удовлетворить потребности, необходимо на стадии разработки сформулировать требования к товарам. Требования к товарам — это условия и особенности, которым товары должны соответствовать, чтобы их можно было использовать по назначению при определенных условиях и в течение определенного времени [4].
Качество является объектом управления. Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Ответственность продавца за ненадлежащее качество товаров во многом будет зависеть от того, имеется ли договорная гарантия качества товара. По общему правилу (т.е. при наличии законной гарантии) продавец отвечает за недостатки товаров, если покупатель докажет, что недостатки возникли до момента перехода риска случайной гибели или случайной порчи на покупателя или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товаров, на которые продавцом предоставлена гарантия качества, он отвечает за недостатки товаров, если не докажет, что они возникли после их передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товарами или их хранения, а также действий третьих лиц или непреодолимой силы (ст. 476 ГК).
В случае нарушения продавцом условия договора о качестве товара покупатель по своему выбору вправе потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены, либо
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, либо
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров.
Если же продавец допустил существенное нарушение требований к качеству товара (например, передачу покупателю некачественных товаров с неустранимыми недостатками), покупатель наделяется дополнительными правами по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или
- потребовать замены товаров ненадлежащего качества на товары, соответствующие договору (ст. 475).
Однако, чтобы иметь возможность реализовать свои права, покупатель должен соблюдать определенные правила, касающиеся порядка проверки качества товаров и сроков обнаружения недостатков в товарах. Обязанность покупателя проверить качество переданного ему товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи. Порядок осуществления такой проверки определяется договором и должен при этом соответствовать обязательным правилам (если они имеются). Если же он не определен ни договором, ни указанными правилами, но является обязательным, проверка качества товаров производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями такой проверки.
Обязанность проверить качество реализуемых товаров может быть возложена и на продавца (предварительное испытание, анализ и т.п.). В этом случае продавец должен предоставить покупателю документы, подтверждающие осуществление им проверки качества
передаваемого товара и ее результаты, например сертификат качества товара. В отношении подобных ситуаций важно подчеркнуть, что порядок и иные условия проверки качества товара, производимой как продавцом, так и покупателем, должны быть одинаковыми (п. 4 ст. 474 ГК).
Принципиальное значение для покупателя имеет соблюдение сроков обнаружения недостатков в переданных ему товарах. Как правило, покупатель вправе предъявить свои требования продавцу только в связи с недостатками товаров, обнаруженных в пределах сроков, определенных в ГК (ст. 477).
При наличии лишь законной гарантии на товары, т.е. когда на эти товары не установлен гарантийный срок или срок годности, недостатки в товарах должны быть обнаружены покупателем в разумный срок (что зависит от свойств товара и его обычного использования), но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю.
В странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется вопросам защиты прав потребителей и ответственности продавцов (производителей, исполнителей) за качество предлагаемых ими товаров или услуг [1].
В России в настоящее время также действует закон «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ или услуг) надлежащего качества, получение информации о товарах и их изготовителях, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», «продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах (работах, услугах), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем).
В России контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) и его территориальные органы.
ГКАП России направляет предписания о прекращении нарушений прав потребителей, предъявляет иски в суды, дает официальные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о защите прав потребителей.
В Брянске создана общественная организация, председателем правления БООО «Защита прав потребителей» является В. М. Сандлер. Председатель правления отмечает «Сегодня положение защиты прав потребителей в обществе весьма плачевно. Практически прекращены контрольно-надзорные функции за потребительским рынком со стороны органов государственной власти, у органов местного самоуправления отсутствуют какие-либо реальные полномочия по защите прав потребителей, в структуре МВД ликвидировано подразделение по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, принято решение о реорганизации Роспотребнадзора, законодательная власть бездействует и не принимает мер по совершенствованию потребительского законодательства, отсутствуют механизмы практической защиты прав граждан» (3).
Данная общественная организация в сложившейся ситуации является единственной реальной силой защиты интересов потребителей.
БООО «Защита прав потребителей» - общественная организация, основными задачами которой являются: защита интересов и восстановление нарушенных прав потребителей, объединение усилий граждан, организаций и общественных объединений для осуществления защиты потребителей в соответствии с требованиями законодательства по защите прав потребителей, правовая поддержка потребителей, включая обращение в суды в защиту их интересов.
БООО «Защита прав потребителей» является членом «Объединения потребителей России».
Юристы, имеющиеся в данной организации, вот уже несколько лет оказывают гражданам квалифицированную юридическую помощь в решении самых наболевших проблем. Они тесно сотрудничают с судами, органами исполнительной власти, средствами массовой информации.
В том случае, когда потребитель оказывается в сложной ситуации, т.е столкнулся с какими-то проблемами, ему продали некачественный товар, то восстановить справедливость можно с помощью специалистов БООО «Защита прав потребителей».
Специалисты помогут в решении любого спорного вопроса, подскажут, как грамотно провести экспертизу товара, избавят от бремени общения с представителями конфликтующей
стороны, квалифицированно представят интересы в суде.
Практика насчитывает множество ситуаций, когда, благодаря участию специалистов, нарушенные права потребителей были восстановлены решением суда, а порой, возникшие у потребителей проблемы были решены без участия суда, в рамках ведения претензионной работы и переговоров с продавцами, исполнителями, изготовителями.
БООО «Защита прав потребителей» имеет свой сайт, где в режиме реального времени появляется новая, полезная для потребителей информация: судебная практика, новости и т.д. Там представлены сведения, которые помогут защитить права потребителей.
К сожалению сегодня, в данной теме, существует ряд проблемных вопросов, не урегулированных законодательно. Это существенно препятствует защите прав потребителей.
БООО «Защита прав потребителей» приветствует сотрудничество с потребителями, любая информация в области потребительского рынка является ценной, и способствует тому, что в случае возникновения аналогичных ситуаций, решение их будет проведено в более короткие сроки и с меньшими усилиями.
БООО «Защита прав потребителей» предлагает список предприятий (фирм) и индивидуальных предпринимателей, которые нарушили права потребителей, предусмотренные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Их вина установлена вступившими в законную силу решениями суда. Тем самым потребитель может отдавать предпочтение более добросовестным представителям торговли.
В тоже время есть и добросовестные продавцы, изготовители, исполнители, и сведения о них также представлены на сайте БООО «Защита прав потребителей» , необходимо, чтобы покупатели располагали сведениями о них.
БООО «Защита прав потребителей» приняла участие в семинаре на тему: «Актуальные вопросы защиты прав потребителей».
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области (Роспотребнадзор) в рамках заключенных Соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными объединениями Брянской области с целью координации и повышения эффективности деятельности по защите законных прав и интересов потребителей 30 июня 2011 года был проведен семинар для специалистов городских и районных администраций, осуществляющих функции по защите прав потребителей.
Программа семинара касалась обсуждения наиболее актуальных вопросов, касающихся защиты прав потребителей.
Были рассмотрены и обсуждены отдельные аспекты защиты прав потребителей:
- при оказании услуг по договорам гражданско-бытового подряда (установка окон, балконных рам из ПВХ, установка дверей, ремонт квартир идр.);
- при изготовлении мебели по заказам;
- при продаже бытовой техники, в том числе с сертификатами «Программа дополнительного сервисного обслуживания»;
- при продаже мобильных телефонов, в том числе бывших в употреблении;
- при продаже обуви;
- при продаже одежды;
- при установке спутниковых антенн «Триколор»;
- при оказании туристических услуг;
- при оказании финансовых услуг.
Все участники семинара в рамках «Круглого стола» обменивались мнениями и практическим опытом, касающимся наиболее актуальных аспектов защиты прав потребителей. Результатами данного семинара является значительное улучшение ситуации на рынке потребительской продукции Брянской области.
Article reflects the maintenance of a category quality, modem requirements to quality of consumer goods, acts regulating relations of the seller and the buyer cases in which it is possible to make a complaint to the seller concerning quality of consumer goods. Also article contains the information on the organizations in territory of the Bryansk region in which it is possible to address, in a case if there are claims to the goods.
The key words: Quality, the goods, the consumer, the seller, the manufacturer, claims, quality
check.
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1,2, 3, 4. М.: ТК Велби, Из-во ПРОСПЕКТ, 2007.544с.
2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями на 2008 год .М.: Эксма, 2008. 64с. (проверено ГАРАНТ).
3. «Защита прав потребителей» http://www.potrebitel32.ru/
4. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: Учебник: 2-е изд., испр. М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 510 с.
Об авторе
Казимирова Н.П. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]