Научная статья на тему 'Коммерческая тайна и ее защита как фактор взаимодействия бизнеса и государства'

Коммерческая тайна и ее защита как фактор взаимодействия бизнеса и государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
852
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / КОММЕРЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гетман Борис Михайлович, Гетман Яна Борисовна

Участие бизнеса в реализации национальных проектов предполагает формирование конкурентной среды при условии обеспечения сохранения коммерческой тайны. В настоящее время в области публичного права выделился институт частного права, который защищает интересы предпринимателей. Статья посвящена исследованию содержания коммерческой тайны, роли государства в обеспечении ее защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE SECRET & ITS PROTECTION AS A FACTOR OF BUSINESS-GOVERNMENT INTERACTION

Business participation of national blueprints is expected to form a competitive milieu granting the provision of trade secret maintenance. Today private law, which protects businessmen interests, is singled out of the public code. The article is about a research of the contents of a trade secret & a role of the government in provision of its maintenance.

Текст научной работы на тему «Коммерческая тайна и ее защита как фактор взаимодействия бизнеса и государства»

УДК 34.03

Б.М. ГЕТМАН, Я.Б. ГЕТМАН КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И ЕЕ ЗАЩИТА

КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

Участие бизнеса в реализации национальных проектов предполагает формирование конкурентной среды при условии обеспечения сохранения коммерческой тайны. В настоящее время в области публичного права выделился институт частного права, который защищает интересы предпринимателей. Статья посвящена исследованию содержания коммерческой тайны, роли государства в обеспечении ее защиты.

Ключевые слова: конфиденциальность информации, коммерческая ценность информации, режим коммерческой тайны, ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Введение. Для целей нашей статьи необходимо четко различать понятия государственной и коммерческой тайны. Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна перечнем не определена, поскольку она всегда разная применительно к различным предприятиям и фирмам. Другое отличие состоит в том, что государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая тайна - службой безопасности предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля государственными интересами.

Каково же содержание коммерческой тайны с юридической точки зрения и юридический механизм ее защиты?

Понятие «коммерческая тайна». В условиях рыночной экономики понятие коммерческая тайна означает ограничение прав на определённую информацию для юридических и физических лиц, являющихся конкурентами. В условиях конкурентной борьбы коммерческая тайна - эффективное средство повышения конкурентоспособной продукции и услуг.

Коммерческая тайна в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» - конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Согласно ст.139 Гражданского кодекса Российской Федерации, информация, составляющая коммерческую тайну, - это научно-техни-че-ская, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны - это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране её конфиденциальности.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право на законном основании ограничить доступ к этой информации и установить в отношении её режим коммерческой тайны. Обладатель коммерческой тайны, зафиксированной на материальном носителе, обязан предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от её обладателя на основании договора или на другом законном основании, считается полученной законным способом.

В соответствии с нормами федеральных законов информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям:

- не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесённых к государственной тайне;

- к ней нет свободного доступа на законном основании;

- обладатель информации принимает определённые меры к её

охране.

Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. У нас это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не вправе отнести к ней сведения, подпадающие под категорию государственной тайны, так как они имеют свой, специальный, режим охраны.

Кроме того, в силу прямого указания закона (Закон «О коммерческой тайне» от 21.09.2004) руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязнённости окружающей

среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.

Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в нашей стране ещё должным образом не разработана, поэтому, опираясь на опыт зарубежных стран, ограничимся лишь некоторыми рекомендациями.

1. При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы. Причём, объявляя ту или иную информацию коммерческой тайной, важно соблюсти «золотую середину». Чрезмерное засекречивание деятельности фирмы может обернуться потерей прибыли, так как условия рынка требуют широкой рекламы производимой продукции и услуг. Те же результаты могут вызвать пренебрежительное отношение к коммерческой тайне, так как рынок - это всегда конкуренция. Американские предприниматели считают, что утрата 20% информации приводит к разорению фирмы в течение месяца в шестидесяти случаях из ста.

2. Информация типа «ноу-хау», безусловно, должна быть отнесена к разряду коммерческой тайны. Её надо охранять и от собственного персонала, ибо всегда существует опасность того, что тот или иной сотрудник уволился и устроился на работу в конкурирующую фирму. Сведения же, которыми он владеет, не могут быть у него изъяты.

За рубежом существует практика подписания сотрудником соглашения, по которому ему после увольнения запрещается работать в конкурирующей фирме. Правда, такого рода соглашения действуют лишь в течение определённого срока после расторжения договора о найме. Кроме того, во время действия подобного ограничения этому лицу должно выплачиваться вознаграждение. В нашей практике такие соглашения пока неизвестны.

3. Информация о рационализации предложений, изобретений, находящихся на стадии разработки, несомненно, относится к коммерческой тайне. Рационализаторское предложение даже после его оформления и выдачи авторского свидетельства может оставаться коммерческой тайной, поскольку представляет собой техническое решение задач, новое для данной фирмы. Изобретение после выдачи на него патента имеет специальную правовую охрану и поэтому не нуждается в защите как коммерческая тайна.

Другое дело, если по соглашению с автором изобретения фирма примет решение не подавать заявку в Госпатент Российской Федерации. Тогда охрана информации полностью возлагается на фирму. Следует подчеркнуть, что решение не подавать заявку на изобретение возможно только по договорённости с автором, так как по существующему правилу, если работодатель в течение трёх месяцев с момента уведомления его автором о сделанном изобретении не подаст заявку на него, автор вправе сам подать заявку и получить патент.

До недавнего времени 90% авторских свидетельств получали гриф «для служебного пользования». Вместо авторских свидетельств теперь выдают патент. Основным принципом патента является его обязательная открытость, что способствует ускорению научно-технического прогресса. Патент - тот же товар изобретателя, но государство продолжает засекречивать патенты, т.е. нарушает права изобретателей. Государство же должно не отбирать у человека право на его интеллектуальную способность, а выкупать его, причём по рыночной стоимости.

4. Особое внимание следует уделить охране договоров, заключаемых предприятием. Большая их часть, безусловно, относится к коммерческой тайне. Причём в определённых случаях охране подлежит не только текст договора, но и сам факт его заключения.

Меры, направляемые на защиту коммерческой тайны. Гражданским кодексом РФ установлено, что «информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим кодексом и другими законами».

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору» [1].

В ситуации, когда работник разглашает или использует коммерческую тайну, известную ему в силу выполнения служебных обязанностей, Федеральный закон «О коммерческой тайне» подразумевает выплату работодателю ущерба (ч. 3 ст. 1І Закона [2]). То есть Закон установил ограниченную имущественную ответственность работников. Эта ограниченная ответственность в соответствии со ст. 40о ГК РФ не может быть увеличена договором.

При собирании сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконным образом (похищение документов, угрозы, подкуп сотрудников и т. д.), нарушитель наказывается по уголовному кодексу «штрафом

в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет» [3].

При незаконном разглашении или использовании коммерческой информации работником, получившим ее при исполнении служебных обязанностей, без согласия обладателя данной информации наказание будет определяться или штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей, или другим доходом виновного «за период от одного года с лишением права занимать определенные должности либо лишением свободы на срок до трех лет» [4].

Незаконное получение коммерческой тайны или разглашение ее без согласия правообладателя, т. е. незаконные действия, наказуемые по пп. 1,2 ст. 183 УК РФ, повлекшие за собой тяжкие последствия, наказываются «лишением свободы на срок до десяти лет» (п.4 ст. 183 УК РФ).

Немаловажную роль в охране коммерческой тайны играет развитие законодательства. С 2008 г. вступает в силу часть четвертая Гк РФ, где тщательно прописаны нормы защиты интеллектуальной деятельности, тесно связанной с коммерческой тайной.

Выводы. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации, составляющей также и коммерческую тайну, осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Защита коммерческой тайны должна представлять собой совокупность правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного

доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, п. 2 ст. 139.

2. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации п. 1 ст. 183.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации п. 2 ст. 183.

Материал поступил в редакцию 23.01.08.

B.M. GETMAN, Y.M. GETMAN TRADE SECRET & ITS PROTECTION

AS A FACTOR OF BUSINESS-GOVERNMENT INTERACTION

Business participation of national blueprints is expected to form a competitive milieu granting the provision of trade secret maintenance. Today private law, which protects businessmen interests, is singled out of the public code. The article is about a research of the contents of a trade secret & a role of the government in provision of its maintenance.

ГЕТМАН Борис Михайлович (р. 1944), доцент (1998) кафедры «Экономика» ДГТУ. Окончил РГУ (1967), юридический факультет.

Научные интересы: проблемы правового регулирования коммерции.

Автор более 20 научных статей.

ГЕТМАН Яна Борисовна, преподаватель (2000) кафедры «Гражданское и трудовое право» Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук (2007). Окончила РГУ (1999), юридический факультет.

Научные интересы: проблемы административных правонарушений в коммерции.

Автор более 20 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.