Научная статья на тему 'Комментарий vs интернет-комментарий: к проблеме специфики жанра виртуальной коммуникации'

Комментарий vs интернет-комментарий: к проблеме специфики жанра виртуальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жанр / жанровые особенности / комментарий / виртуальная коммуникация / интернет-комментарий / лучеобразный и волнообразный принцип / диктум / модус / когнитивно-речевые реакции / genre / genre features / comment / virtual communication / Internet comment / radial principle / wave principle / dictum / modus / cognitive and speech reactions

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ким Лидия Густовна, Рольгайзер Анастасия Александровна

Предлагаемое исследование посвящено анализу комментария как реактивного речевого жанра. Особое внимание уделено его разновидности – интернет-комментарию к различным сетевым материалам (новостям, постам, блогам), широко представленному в процессе виртуальной коммуникации. Цель настоящей статьи – обосновать положение о том, что интернет-комментарий является гибридным речевым жанром, характеризующимся, с одной стороны, признаками традиционного комментария как вторичного жанра, а с другой – особыми признаками, обусловленными виртуальной коммуникативной средой. В ходе исследования решаются задачи: 1) выявления типологических свойств комментария как реактивного жанра; 2) установления особенностей жанра интернет-комментария. Эмпирическим материалом исследования послужили контексты, отобранные методом сплошной выборки с различных интернет-ресурсов (новостных порталов, блогов, развлекательно-новостных сайтов). В процессе анализа использовались сопоставительный метод и метод дискурс-анализа. В результате комплексного анализа различных видов комментариев установлен ряд особенностей, присущих жанру интернет-комментария: полисубъектность, реализация центростремительных и центробежных тенденций, определяющих развитие диалога между пользователями, отражающих субъективное восприятие исходного текста авторами интернет-комментариев и их субъективные когнитивно-речевые реакции, реализация особой коммуникативной цели, языковое оформление и содержание, выражающееся в преобладании модуса над диктумом, особенности оформления текста, что связано с его технической стороной. С точки зрения парадигматических и синтагматических связей, жанр интернет-комментария характеризуется лучеобразным и волнообразным принципом организации. Таким образом, интернет-комментарий является гибридным жанром виртуальной коммуникации, сочетающим, с одной стороны, характеристики традиционного жанра комментария и, с другой стороны, характеристики прочих интернет-жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comment vs Internet comment: On the issue of the specific genre characteristics of virtual communication

This research presents the analysis of a comment as a reactive speech genre. The authors focus on its specific variation – Internet comment on various online materials (news, posts, blogs), widely presented in virtual communication. The purpose of the article is to substantiate the position that the Internet comment is a hybrid speech genre which is characterized, on the one hand, by the features of a traditional comment as a secondary genre and, on the other hand, by special features resulting from the virtual communication environment. The research solves several tasks: 1) to identify typological features of a comment as a reactive genre; 2) to establish the peculiarities of the Internet comment genre. The empirical material of the research consists of the contexts selected by a continuous sampling method from various Internet resources (news portals, blogs, entertainment news sites). The research is based on comparative method and the method of discourse analysis. As a result of a complex, intergrated analysis of various types of comments, a number of features inherent with the genre of the Internet comment have been revealed: polysubjectivity, the realization of centripetal and centrifugal tendencies which determine the development of dialogue between users, reflecting the subjective perception of the source text by the authors of Internet comments and their subjective cognitive and speech reactions, the realization of a special communicative purpose, language design and content, expressed through the predominance of modus over dictum, the peculiarities of the text design related to its technical aspect. In the context of paradigmatic and syntagmatic relations, the genre of the Internet comment is characterized by radial and wave principles of organization. Thus, the authors conclude that the Internet comment is a hybrid genre of virtual communication combining the characteristics of the traditional comment and other Internet genres.

Текст научной работы на тему «Комментарий vs интернет-комментарий: к проблеме специфики жанра виртуальной коммуникации»

ИНТЕРНЕТ-ЖАНРЫ

Жанры речи. 2024. Т. 19, № 3 (43). С. 286-294 Speech Genres, 2024, vol. 19, no. 3 (43), pp. 286-294

https://zhanry-rechi.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-286-294, EDN: WZZOHY Научная статья

УДК 811.161.1'27'38:004.738.5

Комментарий vs интернет-комментарий: к проблеме специфики жанра

виртуальной коммуникации

Л. Г. Кимн, А. А. Рольгайзер

Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6

Ким Лидия Густовна, доктор филологических наук, доцент, директор Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций, kimli09@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1712-9663 Рольгайзер Анастасия Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, rolgayzer_nastya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5040-5941

Аннотация. Предлагаемое исследование посвящено анализу комментария как реактивного речевого жанра. Особое внимание уделено его разновидности - интернет-комментарию к различным сетевым материалам (новостям, постам, блогам), широко представленному в процессе виртуальной коммуникации. Цель настоящей статьи - обосновать положение о том, что интернет-комментарий является гибридным речевым жанром, характеризующимся, с одной стороны, признаками традиционного комментария как вторичного жанра, а с другой - особыми признаками, обусловленными виртуальной коммуникативной средой. В ходе исследования решаются задачи: 1) выявления типологических свойств комментария как реактивного жанра; 2) установления особенностей жанра интернет-комментария. Эмпирическим материалом исследования послужили контексты, отобранные методом сплошной выборки с различных интернет-ресурсов (новостных порталов, блогов, развлекательно-новостных сайтов). В процессе анализа использовались сопоставительный метод и метод дискурс-анализа. В результате комплексного анализа различных видов комментариев установлен ряд особенностей, присущих жанру интернет-комментария: полисубъектность, реализация центростремительных и центробежных тенденций, определяющих развитие диалога между пользователями, отражающих субъективное восприятие исходного текста авторами интернет-комментариев и их субъективные когнитивно-речевые реакции, реализация особой коммуникативной цели, языковое оформление и содержание, выражающееся в преобладании модуса над диктумом, особенности оформления текста, что связано с его технической стороной. С точки зрения парадигматических и синтагматических связей, жанр интернет-комментария характеризуется лучеобразным и волнообразным принципом организации. Таким образом, интернет-комментарий является гибридным жанром виртуальной коммуникации, сочетающим, с одной стороны, характеристики традиционного жанра комментария и, с другой стороны, характеристики прочих интернет-жанров.

Ключевые слова: жанр, жанровые особенности, комментарий, виртуальная коммуникация, интернет-комментарий, лучеобразный и волнообразный принцип, диктум, модус, когнитивно-речевые реакции

Для цитирования: Ким Л. Г., Рольгайзер А. А. Комментарий vs интернет-комментарий: к проблеме специфики жанра виртуальной коммуникации // Жанры речи. 2024. Т. 19, № 3 (43). С. 286-294. https:// doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-286-294, EDN: WZZOHY

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Comment vs Internet comment: On the issue of the specific genre characteristics

of virtual communication

L. G. KimH, A. A. Rolgayzer

Kemerovo State University, 6 Krasnaya St., Kemerovo 650000, Russia

Lidiya G. Kim, kimli09@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1712-9663

Anastasia A. Rolgayzer, rolgayzer_nastya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5040-5941

Abstract. This research presents the analysis of a comment as a reactive speech genre. The authors focus on its specific variation - Internet comment on various online materials (news, posts, blogs), widely presented in virtual communication. The purpose of the article is to substantiate the position that the Internet comment is a hybrid speech genre which is characterized, on the one hand, by the features of a traditional comment as a secondary genre and, on the other hand, by special features resulting from the virtual communication environment. The research solves several tasks: 1) to identify typological features of a comment as a reactive genre; 2) to establish the peculiarities of the Internet comment genre. The empirical material of the research consists of the contexts selected by a continuous sampling method from various Internet resources (news portals, blogs, entertainment news sites). The research is based on comparative method and the method of discourse analysis. As a result of a complex, intergrated analysis of various types of comments, a number of features inherent with the genre of the Internet comment have been revealed: polysubjectivity, the realization of centripetal and centrifugal tendencies which determine the development of dialogue between users, reflecting the subjective perception of the source text by the authors of Internet comments and their subjective cognitive and speech reactions, the realization of a special communicative purpose, language design and content, expressed through the predominance of modus over dictum, the peculiarities of the text design related to its technical aspect. In the context of paradigmatic and syntagmatic relations, the genre of the Internet comment is characterized by radial and wave principles of organization. Thus, the authors conclude that the Internet comment is a hybrid genre of virtual communication combining the characteristics of the traditional comment and other Internet genres.

Keywords: genre, genre features, comment, virtual communication, Internet comment, radial principle, wave principle, dictum, modus, cognitive and speech reactions

For citation: Kim L. G., Rolgayzer A. A. Comment vs Internet comment: On the issue of the specific genre characteristics of virtual communication. Speech Genres, 2024, vol. 19, no. 3 (43), pp. 286-294 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2024-19-3-43-286-294, EDN: WZZOHY

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Статья посвящена обсуждению проблемы жанра интернет-комментария (далее - ИК), который характеризует современную виртуальную коммуникацию. Развитие Интернета и, как следствие, появление интернет-лингвистики и виртуального жанроведения [1] привело к переключению интереса многих исследователей к проблемам сетевой коммуникации, которая в последнее десятилетие изучается в различных аспектах, включая жанроведче-ский [2, 3]. Для описания жанров интернет-коммуникации используются термины интернет-жанр, виртуальный жанр, сетевой жанр. Подчеркивая конвергентный характер жанровых форм, возникающих в сетевой коммуникации, Е. И. Горошко и Т. Л. Павлова оперируют понятиями цифровой жанр или жанр 2.0 [4: 124].

Имеются отдельные публикации, посвященные жанровому своеобразию социальных сетей [5], рассмотрены особенности и вариативность жанра ИК [6]. Однако, как отмечает В. В. Дементьев, каждый отдельный сетевой жанр (блог, форум, чат и др.) заслуживает более пристального изучения, поскольку специфика таких жанров достаточно велика по сравнению с традиционными жанрами ре-

чи, и в настоящий момент можно говорить лишь о начальных и фрагментарных исследованиях в данной области [7: 9].

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживают социальные разновидности виртуальной коммуникации, в частности ИК к различным сетевым материалам (новостям, постам, блогам).

Цель настоящей статьи - обосновать положение о том, что интернет-комментарий является гибридным речевым жанром, характеризующимся, с одной стороны, признаками традиционного комментария как вторичного жанра, а с другой - особыми признаками, обусловленными виртуальной коммуникативной средой. В рамках данной статьи осуществляются поиски ответа на вопрос, является ли ИК самостоятельным жанром интернет-коммуникации или модификацией традиционного жанра комментария. Принимая во внимание основные положения теории вариативности жанров, полагаем, что ИК может являться результатом деривационного процесса модификации, вариантом жанра, обусловленным специфической сферой функционирования [8: 93].

При сопоставительном анализе жанровых характеристик традиционного комментария и ИК мы учитываем параметрические

характеристики модели речевого жанра, предложенной Т. В. Шмелевой (коммуникативная цель, образ автора, концепция адресата, факторы коммуникативного прошлого и будущего, диктумное содержание, формальная организация) [9]. Как справедливо отмечает В. В. Дементьев, «анкета речевых жанров» Т. В. Шмелевой требует определенных модификаций при исследовании жанров интернет-коммуникации, поскольку со временем появляются новые речевые жанры, требующие переосмысления или добавления некоторых отдельных параметров» [10: 260].

Материал и методы исследования

Материалом исследования послужили контексты, отобранные с различных интернет-ресурсов (новостных порталов, блогов, развлекательно-новостных сайтов). Исследование осуществлялось на материале комментария А. Иванова «Почему наша образовательная система остро нуждается в переменах?», опубликованного 2 марта 2023 г. в онлайн-версии газеты «Аргументы и факты» (https:// aif.ru/), работы П. Визгина «Историко-науч-ный комментарий к поэме М. А. Волошина "Путями Каина. Трагедия материальной культуры", спортивного комментария «Le replay de la finale de la Coupe de France de pétanque 2022 en triplette»» (Повторный матч финала Кубка Франции по петанку 2022 года в тройном разряде), размещенного на канале L'Équipe (https://www.lequipe.fr/), а также статьи «Sous-marin disparu près du Titanic: Les garde-côtes veulent rester "optimistes"» (Подводная лодка, пропавшая рядом с Титаником: береговая охрана сохраняет «оптимизм»), опубликованной 21 июня 2023 г. на сайте французской газеты «20 Minutes» (https:// www.20minutes.fr/) и 277 комментариев к ней. В процессе анализа использовались сопоставительный метод и метод дискурс-анализа.

Комментарий и его жанровые характеристики

В. И. Карасик трактует комментарий как «вторичное текстовое образование, которое выполняет функции разъяснения, подтверждения, уточнения и критической оценки информации, содержащейся в исходном тексте» [11: 46]. Т. И. Стексова выделяет следующие виды комментариев: комментарий с информативной коммуникативной целью (научный комментарий, комментарий-примечание), комментарий, реализующий воздействующую функцию (аналитический комментарий, про-тестный комментарий, политический комментарий и др.), интернет-комментарий [6].

В свою очередь отечественные исследователи теории журналистских жанров относят комментарий к аналитическим жанрам речи, в основе которого лежит анализ уже известного события с целью его разъяснения или оценки. Отличительной особенностью данного жанра является то, что автор комментария не только высказывает собственную точку зрения, но и ставит свое мнение в центр материала [12]. Таким образом, виды комментариев различают как задачами, так и объектами комментирования.

В качестве примера обратимся к комментарию А. Иванова «Почему наша образовательная система остро нуждается в переменах?», опубликованному в газете «Аргументы и факты» 02.03.2023 (https://aif.ru/society/education/). Коммуникативная цель данного комментария - воздействующая. Посредством выражения собственной позиции автор стремится повлиять на мнение людей относительно проблемы современной системы образования: Эксперты говорят о том, что необходим пересмотр образовательной системы в целом. В переменах нуждается и школа.

Цель рассматриваемой публикации заключается не только в том, чтобы изложить информацию о положении дел в системе школьного и вузовского образования, но и в том, чтобы убедить представителей власти в необходимости пересмотра подходов к реформированию системы образования в целом: Бездумные реформы в школе приводят к тому, что кадры уходят. Причём уходят те, кому противна имитация.

Автор анализируемого комментария конкретен. Это ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН, специалист, хорошо знающий и понимающий суть обсуждаемого вопроса. Комментарий адресован конкретному кругу лиц, о чем свидетельствует призыв: Так может, пора от имитации переходить к реальным делам?

Жанр комментария обладает коммуникативным прошлым. Рассматриваемый нами текст комментария является реакцией на послание президента Федеральному собранию РФ: В Послании Федеральному собранию президент сказал о том, что в высшей школе назрели существенные изменения. В статье А. Иванова не только раскрываются проблемы в сфере российского образовании, но и указываются их негативные последствия: Сейчас вводится «золотой стандарт» в образовании. Меняются программы. Учителя должны разобраться сами, разработать методики и всё это донести до детей ... Притом что дети не усваивают порой даже тот минимум, который требуется на ОГЭ

в 9-м классе ...В итоге мы получаем не обучение, а имитацию.

Фактор коммуникативного будущего предусматривает последующее развитие речевых событий, выражающееся в появлении других речевых жанров. Анализируемый комментарий может послужить основой для дальнейшего обсуждения затронутой проблемы. Наиболее вероятный будущий речевой жанр - интернет-комментарии читателей.

Диктумное содержание сфокусировано на конкретной теме - проблемах современного образования. Рассматривая языковое воплощение комментария, реализующего воздействующую коммуникативную цель, необходимо отметить следующие характерные особенности.

Текст комментария оформлен в публицистическом стиле в виде доказательного рассуждения. Автор использует риторические вопросы, стараясь направить читателя по заданному автору когнитивному вектору и найти у читателей поддержку: Откуда тут взяться будущим инженерам и другим специалистам, которых остро не хватает во всех ключевых отраслях? Включение в текст статистических данных с целью создания эффекта достоверности: Отсюда недобор на инженерные специальности в вузы. Общее количество впечатляет - десятки тысяч. Но если поделить число учителей на число школ, то выходят печальные цифры. Учителей химии - 0,5, физики - 0,7. То есть в среднем меньше одного. Педагогов не хватает, они работают на 1,5-2 ставки.

Усиление эмоциональности высказывания осуществляется путем выражения субъективного отношения автора к предмету речи: Не учится ребёнок - его право, у нас же демократия и свобода. Самая страшная свобода -свобода не учить и не учиться.

Особыми жанровыми характеристиками обладает академический комментарий. Цель академического комментария - информативная. В качестве примера можно рассматривать работу В. П. Визгина Историко-научный комментарий к поэме М. А. Волошина «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» [13]. Автором академического комментария является компетентный специалист в определенной отрасли знаний, достаточно хорошо осведомленный в данной теме. Адресат - любое заинтересованное лицо, занимающееся изучением данной проблемы. Автор такого комментария обладает большей степенью информированности по сравнению с адресатом, что объясняется самим фактом создания академического комментария. Фактором коммуникативного прошлого выступает реакция на определенный текст

(художественное произведение, закон) или лексическую единицу. Поскольку ответная реакция адресатов академического комментария, и, как следствие, продолжение коммуникации, не представляется возможным, фактор коммуникативного будущего для данного типа комментария оказывается нерелевантным. Диктумное содержание сфокусировано на комментируемом тексте, отдельном предложении или слове.

Языковое воплощение академического комментария тяготеет к научному стилю. Объем комментария может быть разным. Отличительной чертой комментария-примечания является краткость. Это, как правило, небольшой текст, содержащий уточнения или разъяснения, необходимые для правильного понимания произведения. Такой комментарий оформляется в виде постраничных сносок или помещается в конце книги. В свою очередь, юридический или литературный комментарий более подробный, может издаваться как отдельное произведение. Академический комментарий отличается логичностью изложения, информативно насыщен.

Далее обратимся к описанию жанровых особенностей спортивного комментария. М. Д. Рыжикова относит данный вид комментария к «условно спонтанному коммуникативному жанру», цель которого -объяснение происходящего и высказывание своего собственного мнения с целью воздействия на слушателей [14].

Жанр спортивного комментария реализуется определенным типом автора - комментатором-аналитиком. Это журналист или компетентный специалист, представляющий спортивное событие через призму своего мировоззрения. Комментатор ведет диалог с потенциальной аудиторией, разъясняет важные моменты игры или соревнования, дает оценку происходящим событиям. Спортивный комментарий адресован заинтересованному коллективному массовому слушателю. Диктумное содержание сосредоточено на комментируемом спортивном мероприятии (соревновании в определенном виде спорта, показательном выступлении и др.). Спортивный комментарий «реактивен», поскольку является реакцией на события, происходящие в режиме реального времени. Фактор коммуникативного будущего подразумевает появление у адресата ответной реакции. В данном случае адресант, не имея возможности получить обратную связь от аудитории, непроизвольно предполагает ее, говоря от лица болельщиков. Жанр спортивного комментария отличается особой структурой, обусловленной ритуальностью самой игры, а также наличием разнообразных языковых средств, передающих динамику об-

суждаемого события, субъективными суждениями комментатора, его эмоциональностью [15, 16].

Рассмотрим пример комментария «Le replay de la finale de la Coupe de France de pétanque 2022 en triplette» (Повторный матч финала Кубка Франции по петанку 2022 года в тройном разряде). Спортивный комментарий начинается с вводной части (приветствия, обозначения места проведения мероприятия, объявления участников): Salut à toutes! Salut à tous! Bienvenue à Cesson-Sévigné dans la Glaz Arena qui est quasi comblé pour assister à la dernière partie de la finale de la coupe de France [...] 'Всем привет! Добро пожаловать в Сесон-Севинье на Глаз Арену, которая почти полностью заполнена, чтобы принять участие в финальной игре Кубка Франции'.

Основная часть комментария сосредоточена на описании действий спортсменов, анализе интересных моментов, разборе спорных ситуаций. Жанр спортивного комментария отличается экспрессивностью при соблюдении норм литературного языка. Эмоциональность речи комментатора подчеркивают многочисленные эпитеты: C'est un beau succès. Formidable! 'Это прекрасный результат. Потрясающе!'. Лексические повторы также усиливают эмоциональность высказывания: C'est sûrement parce qu'il a un peu, sûrement ce qu'il a un peu freiné [...] 'Наверное, потому что он немного, наверное, потому что он немного помедлил [...]'.

Синтаксическая организация спортивного комментария также имеет ряд особенностей. Использование восклицательных предложений оказывает влияние на подачу информации, поскольку сообщение становится интонационно окрашенным и более экспрессивным: Et Angélique Colombet, Antoine Canon et Richard Meunier ont rajouté 3 points! И Анжелика Коломбе, Антуан Канон и Ришар Мёнье добавили еще по 3 очка!'. Синтаксической особенностью этого жанра также считается эллипсис и парцелляция: Concentration de Dylan Rocher et de Stéphane Robineau. Stéphane Robineau s'est repris dans l'axe. Il est prêt. 'Сосредоточенность Дилана Роше и Стефана Робино. Стефан Робино занял позицию. Он готов'. Короткие предложения разделяются интонацией, подчеркивая последовательность происходящих событий.

На лексическом уровне отличительной характеристикой спортивного комментария отмечается использование специальных терминов (Et le premier point dans la triplette mixte sera à mettre à l'actif des joueurs du Puy de Dôme. И первое очко в смешанном триплете будет занесено в актив игроков Пюи-де-Дом'.)

и разговорной лексики (Bof, c'est pas passé loin [...] 'Пф, он прошел не далеко [...]').

Заключительная часть комментария (подведение итогов соревнования/игры, прощание со зрителями) характеризуется использованием оценочных высказываний, апелляцией к определенным фактам: Quel final! Quelle partie! Quelles équipes! La pétanque qui a inscrit son nom au palmarès de la coupe de France. Un immense, immense coup de chapeau à toutes les joueuses et les joueurs et les coachs de ses équipes. Bravo! 'Какой финал! Какая партия! Какие команды! Петанк, вписавший свое имя в чарты Кубка Франции. Огромная, огромная благодарность всем игрокам и тренерам команд. Браво!'.

Жанровый статус интернет-комментария

Обращаясь к анализу ИК, особое внимание уделим рассмотрению его жанровых особенностей, которые позволили бы нам ответить на вопрос, является ли ИК одним из многочисленных жанров виртуальной коммуникации, восходящих к жанрам реальной коммуникации, или же это самостоятельный речевой жанр, появившийся благодаря развитию интернет-среды.

Л. Ю. Щипицина относит ИК к субжанрам, существующим в составе сложного жанрового образования (социальной сети, блога или отдельной статьи). С точки зрения языковых, прагматических и медийных параметров, ИК обладает рядом специфических особенностей, которые позволяют отграничить его от других жанров интернет-коммуникации. Но, с другой стороны, лингвистический анализ ИК не всегда возможен отдельно от первичного (исходного) текста. Следовательно, ИК является составляющей частью макротек-стового образования [17].

В отличие от позиции Л. Ю. Щипици-ной, М. А. Егорова подчеркивает жанровую самостоятельность ИК (откликов) [18]. Статус ИК как самостоятельного речевого жанра обосновывается в работах Т. И. Стексовой [6], Е. Н. Василенко [19], М. П. Филипповой [20]. К. М. Шилихина относит ИК к гибридным жанрам, сочетающим в себе свойства монологического и диалогического общения: первоначально монологический текст становится информационным поводом для диалога/полилога пользователей [21].

Принимая во внимание, что ИК представляет собой сложное жанровое образование, считаем целесообразным применить комплексную модель описания жанра, предложенную Л. Ю. Щипициной, которая включает медийные, прагматические, структурно-семантические и языковые параметры.

В качестве примера рассмотрим комментарии к статье Sous-marin disparu près du Titanic: Les garde-côtes veulent rester «optimistes» (Подводная лодка, пропавшая рядом с Титаником: береговая охрана сохраняет «оптимизм») от 21 июня 2023 г., представленной на сайте газеты «20 Minutes».

Медийные параметры характеризуют интернет-жанры с точки зрения оформления, мультимедийности, интерактивности, гипертекстуальности, времени и места (синхронно-сти/асинхронности), количества и эксплициро-ванности коммуникантов.

Мультимедийность, как один из основных признаков интернет-жанров, ИК несвойственна. Текст комментария может содержать смай-лы (Paixàleursâmes car hélas je pense qu'ils ne

pourront pasêtre sauvés ©Л 'Упокой, Господи, их души, потому что, увы, я думаю, что их не смогут спасти'), в некоторых случаях есть возможность разместить картинки или гиф-анимации.

Интерактивность ИК обусловлена возможностью ответной реакции на комментарии других пользователей. В этом случае после комментария-стимула появляется комментарий-реакция, который, в свою очередь, может дальше разветвляться по лучеобразному или волнообразному принципу.

Гипертекстуальность ИК проявляется в наличии ссылок в структуре имени пользователя, кнопок оценки комментария, возможности оставить жалобу на комментарий. Так, кликнув на иконку пользователя сайта, осуществляется переход к его личному профилю, который предоставляет информацию об общем количестве оставленных на сайте комментариев, текст каждого комментария, количество поставленных лайков и подписок.

С точки зрения временных параметров, ИК является асинхронным, поскольку коммуниканты вступают в общение и создают текст сообщения в разное время. Так, большая часть рассмотренных в нашем примере комментариев пришлась на первый день после публикации текста статьи на сайте, тогда как последний комментарий появился спустя три дня. Возможность комментирования текста-стимула сохраняется, несмотря на то что информация теряет свою актуальность и уходит в архив сайта.

Полилогический характер ИК выражается в возможности включения в дискуссию неограниченного количества коммуникантов: любой зарегистрированный пользователь может оставлять свои комментарии. При этом участник обсуждения может вступать в диалог с одним собеседником или полилог одновременно с несколькими коммуникантами. Таким образом, полилогичность и диалогич-

ность ИК оказываются тесно взаимосвязанными. В то же время наличие древовидной структуры комментария стимулирует полилог и обсуждение между участниками.

Прагматические параметры характеризуют жанр с точки зрения коммуникативной цели, наличия автора и адресата, а также диктум-ного содержания.

ИК представляет собой речевое произведение небольшого объема, нацеленное на обсуждение и оценивание информации, выражение собственного мнения, например: Il faut esérer que le sous-marin sera retrouvéà temps et que les personnes qui se trouvent à l'inérieur seront saués, pour le moment 'est tout ce que 'on peut esére. 'Остается надеяться, что подводная лодка будет обнаружена вовремя и что люди, находящиеся внутри, будут спасены, на данный момент это все, на что можно надеяться'.

Автором ИК комментария, как правило, является обычный пользователь, зарегистрированный на определенном сайте, личность которого может быть эксплицированной или неэксплицированной [5: 307]. Иными словами, автор ИК - это виртуальная языковая личность, существующая в интернет-пространстве и воспринимающаяся реальными личностями как набор «качеств, характеристик и свойств участника виртуального социума» [22]. Адресат ИК - любой пользователь сети Интернет. В отдельных случаях комментарий может быть адресован конкретному участнику виртуальной дискуссии, например: Fuseebxl: Drame? Pas vraiment car ils ont sigé une décharge et savaient où ils mettaient les pieds 'Драма? Не совсем, потому что они подписали согласие и знали, на что идут ...'; mcabronito (RÉPONDREÀ FUSEEBXL) Vous signez une écharge quand vous vous faites opérer aussi. Est-ce à dire que tout est normal si vous y restez pendant l'oération chirurgicale? 'Вы также подписываете согласие, когда вам делают операцию. Значит ли это, что все нормально, если вы останетесь там во время хирургической операции?'

ИК является «реактивным» жанром. В данном случае фактор коммуникативного прошлого связан с инициальной причиной, представленной текстом-стимулом или предшествующим высказыванием одного из участников виртуального общения: стремлением выразить свое мнение, дать оценку. Это, в свою очередь, порождает фактор коммуникативного будущего, которое связано с ответной реакцией другого участника интернет-дискуссии, т. е. с публикацией последующих комментариев.

Диктумное содержание ИК демонстрирует объективное содержание высказывания, которое может относиться к основной теме,

заявленной в инициальном тексте, к виртуальной личности и др. Нередко в ИК выражается оценка, прогноз, упрек, благодарность, предложение, просьба и т. д., что подчеркивает преобладание модуса над диктумом. В процессе обсуждения могут возникать новые темы, в результате чего диктумное пространство интернет-дискуссии лучеобразно и волнообразно расширяется [23], характеризуясь дик-тумно-модусным плюрализмом. Закономерным является «соскальзывание» с обсуждаемой в исходном тексте темы на смежные, несмежные, не связанные с исходной публикацией, демонстрируя субъективные когнитивно-речевые реакции участников. Кроме того, отдельные комментарии могут быть бессодержательными речевыми реакциями (например, флуд): Et ben, une demi heure pour charger une page? И что, полчаса на то, чтобы загрузить одну страницу?'

С точки зрения языковых параметров, ИК представляет собой гетерогенную форму коммуникации, объединяющую характеристики устной и письменной речи. Речь

виртуального комментирования отличается высокой концентрацией разговорных элементов, нередки нарушения общепринятых правил орфографии, пунктуации, синтаксиса: Lecteur785de616: C'est bêta quand même ... ils allaient essayer d'entendre d'éventuels bruits de rescapés ....! 'В любом случае, это дурость ... они собирались попытаться услышать возможные звуки выживших ....!'. Е. В. Холодковская выделяет следующие синтаксические признаки ИК: упрощение синтаксических структур, языковая краткость, использование эмоционального синтаксиса, меньшая нормированность, влияние синтаксиса разговорной речи [24].

Таким образом, отметим следующие жанровые сходства и различия всех рассмотренных выше видов комментариев (таблица).

В первую очередь необходимо отметить различия в категории адресантов, представленных в разных видах комментариев. В одном случае в роли автора выступают журналисты или компетентные специалисты в той или иной сфере деятельности, в другом -

Жанровые особенности различных видов комментариев Genre features of different types of comments

Вид комментария Жанровые особенности

Комментарий, реализующий воздействующую функцию (аналитический комментарий, протестный комментарий) Коммуникативная цель - воздействующая. Автор - журналист, общественный или политический деятель. Адресат - любое заинтересованное лицо. Диктумное содержание сфокусировано на конкретной теме. Обладает строгой структурой построения. Присущ публицистический стиль

Академический комментарий (научный комментарий, комментарий-примечание, лингвистический комментарий, юридический комментарий) Коммуникативная цель - информативная. Автор - компетентный специалист. Адресат - любое заинтересованное лицо. Диктумное содержание сфокусировано на комментируемом тексте, отдельном предложении или слове. Научный стиль речи. Логичность изложения, информативная насыщенность

Спортивный комментарий Коммуникативная цель - информативно-воздействующая. Автор - журналист, комментатор-аналитик. Адресат - заинтересованный коллективный массовый слушатель. Диктумное содержание сосредоточено на комментируемом спортивном мероприятии. Обладает характеристиками устной спонтанной речи. Отличается экспрессивностью и эмоциональностью высказываний

Интернет-комментарий Коммуникативная цель - оценочная. Автор - эксплицированный или неэксплицированный пользователь сети Интернет, виртуальная языковая личность. Адресат - любой интернет-пользователь. Особая структура, обусловленная техническими возможностями и функциями интерфейса. Наличие медийных характеристик (интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность). Полилогическая форма коммуникации, объединяющая характеристики устной и письменной речи. Присуща субъективность, оценочность

сами читатели, пользователи сети. Различия прослеживаются также в плане интенциональ-ности коммуникантов. Интернет-комментарий стоит особняком, так как его главная цель -дать оценку, выразить свое субъективное мнение относительно того или иного веб-контента. Это оценочный речевой жанр, в котором модус преобладает над диктумом.

Наличие медийных характеристик, а также особая структура оформления, обусловленная техническими возможностями, также позволяет противопоставить ИК другим типам комментариев. Кроме того, полилогичность и устно-письменный характер речи - один из отличительных признаков ИК.

Заключение

Задача выявления и описания специфичных параметров жанров интернет-коммуникации весьма актуальна для современных лингвистических исследований. К их числу относится и жанр ИК. Определение его жанро-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 105-123.

2. Карасик В. И. Жанры сетевого дискурса // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 49-55. https://doi.org/10.18500/ 2311-0740-2019-1-21-49-55

3. Усачева О. Ю. К вопросу о жанрах интернет-коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Русская филология. 2009. № 3. С. 55-65.

4. Горошко Е. И., Павлова Л. В. Трансформация текста под воздействием жанровой системы социальных медиа сервисов коммуникативного интернет-пространства (на материале англоязычных политических сайтов) // Жанры речи. 2015. № 1 (11). С. 122-136.

5. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. Инстаграм как жанр 2.0 (на примере политической коммуникации) // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 300-313. https://doi.org/ 10.18500/2311-0740-2019-4-24-300-313

6. Стексова Т. И. Комментарий как речевой жанр и его вариативность // Жанры речи. 2014. № 1 (9). С. 81-88. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2014-1-2-9-10-81-88

7. Дементьев В. В. Жанры в меняющемся мире: креационистские потенции речевых жанров и эпистемологические потенции теории речевых жанров // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 6-21. https://doi.org/10.18500/ 2311-0740-2019-1-21-6-21

8. Кантурова М. А., Стексова Т. И. Производ-ность и вариативность речевых жанров. Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. 128 с.

9. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов : ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Дементьев В. В. «Анкета речевого жанра» Т. В. Шмелёвой: прошлое, настоящее, будущее (к 30-летию жанроведческой модели) // Жанры речи. 2020.

вых характеристик обусловливается не только параметрами, принятыми в теории речевых жанров, но и особенностями виртуальной коммуникативной среды.

В результате анализа различных видов комментариев нами был выявлен ряд особенностей, присущих жанру ИК. Жанровая специфика ИК проявляется в способе оформления типа текста, связанного с его технической стороной, реализацией особой коммуникативной цели, языковом оформлении и содержании, выражающемся в диктумно-модусном плюрализме, причем преобладании модуса над диктумом. Важной особенностью ИК является также их парадигматические и синтагматические связи: для жанра ИК характерным является лучеобразный и волнообразный принцип взаимоотношений. Таким образом, ИК является гибридным жанром виртуальной коммуникации, сочетающим, с одной стороны, характеристики традиционного жанра комментария и, с другой стороны, характеристики других интернет-жанров.

№ 4 (28). С. 252-262. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2020-4-28-252-262

11. Карасик В. И. Комментарий как жанр герменевтического дискурса // Язык, коммуникация и социальная среда. 2009. № 7. С. 32-47.

12. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2010. 192 с.

13. Визгин В. П. Историко-научный комментарий к поэме М. А. Волошина «Путями Каина. Трагедия материальной культуры» // Метафизика. 2017. № 2 (24). С. 114-137.

14. Рыжикова М. Д. Спортивный комментарий как жанр спонтанного дискурса (на материале английского языка) // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 10 (420). С. 208-214. https://doi.org/ 10.24411/1994-2796-2018-11030

15. Лягунова С. В. О лексико-стилистических особенностях в жанре спортивного комментария // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2017. Т. 3 (69), № 3. С. 111-123.

16. Зиянгиров Э. К. Языковая структура спортивного комментария футбольного матча // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22, № 2. С. 462-466.

17. Щипицина Л. Ю. Жанровый статус сетевого комментария // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20, № 2. С. 528-532.

18. Егорова М. А. Отклики и оценочные комментарии при компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1. С. 15-20.

19. Василенко Е. Н. Комментарий в жанровом пространстве интернет-дискурса // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1: Филология. 2019. № 3 (100). С. 20-27.

20. Филиппова М. П. Интернет-комментарий и сообщение на интернет-форуме: Параметры жанрового разграничения // Вестник Удмуртского университета. Сер. : История и филология. 2020. Т. 30, № 6. С. 1049-

1054. https://doi.org/10.35634/2412-9534- 2020- 30- 6-10491054

21. Шилихина К. М. Лексические маркеры жанров интернет-коммуникации // Жанры речи. 2018. № 3 (19). С. 218-225. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-3-19-218-225

22. Зекерьяев Р. И. Виртуальная личность как объект психологического анализа // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия : Педагогика. Психология. 2016. № 3 (5). С. 5761.

23. Голев Н. Д., Ким Л. Г. Диктумно-модус-ный плюрализм виртуального диалогического дискурса (на материале интернет-комментариев) // Медиалингви-стика. 2023. Т. 10, № 1. С. 4-26. https://doi.org/10.21638/ spbu22.2023.101

24. Холодковская Е. В. Особенности синтаксиса англоязычного интернет-комментария социальной сети Facebook // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2 : Языкознание. 2014. № 1. С. 7983.

REFERENCES

1. Goroshko E. I., Zhigalina E. A. Virtual genre study: Fixed and disputable. Journal of Psycholinguistics, 2010, no. 12, pp. 105-123 (in Russian).

2. Karasik V. I. Genres of network discourse. Speech Genres, 2019, no. 1 (21), pp. 49-55 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/2311-0740-2019-1-21-49-55

3. Usacheva O. Yu. Looking at the genres of web communication. Bulletin of the Moscow Region State University, Ser. Russian Philology, 2009, no. 3, pp. 55-65 (in Russian).

4. Goroshko E. I., Pavlova L. V. Text transformation under the influence of the genre system of communicative internet space social media services (based on English-language political sites). Speech Genres, 2015, no. 1 (11), pp. 122-136 (in Russian).

5. Goroshko E. I., Poliakova T. L. Instagram as genre 2.0 (Political communication case). Speech Genres, 2019, no. 4 (24), pp. 300-313 (in Russian). https://doi.org/10. 18500/2311-0740-2019-4-24-300-313

6. Steksova T. I. Comment as a speech genre and its variability. Speech Genres, 2014, no. 1 (9), pp. 81-88 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2014-1-2-9-10-81-88

7. Dementyev V. V. Genres in changing world: cre-ationistic potentials of speech genres and epistemological potentials of the theory of speech genres. Speech Genres, 2019, no. 1 (21), pp. 6-21 (in Russian). https://doi.org/10. 18500/2311-0740-2019-1-21-6-21

8. Kanturova M. A., Steksova T. I. Proizvodnost' i variativnost' rechevykh zhanrov [Derivation and Variability of Speech Genres]. Novosibirsk, Novosibirsk State pedagogical University Publ., 2019. 128 p. (in Russian).

9. Shmeleva T. V. Speech genre model. Zhanry rechi: sb. nauch. st. [Speech Genres: Coll. sci. arts]. Saratov, GosUNTs "Kolledzh" Publ., 1997, iss. 1, pp. 88-99 (in Russian).

10. Dementyev V. V. "Questionnaire of a speech genre" of T. V. Shmeleva: Past, present, future (for the 30th anniversary of the genre model). Speech Genres, 2020, no. 4 (28), pp. 252-262 (in Russian). https://doi.org/10. 18500/2311-0740- 2020- 4- 28- 252-262

11. Karasik V. I. Comments as a genre of hermeneutic discourse. Language, Communication and Social Environment, 2009, no. 7, pp. 32-47 (in Russian).

12. Kolesnichenko A. V. Prakticheskaja zhurnalistika [Practical Journalism]. Moscow, Moscow University Publ., 2010, 192 p. (in Russian).

13. Vizgin V. P. Historical and scientific commentary on the poem by M. A. Voloshin "The Ways of Cain. The Tragedy of material culture". Metafizika, 2017, no. 2 (24), pp. 114-137 (in Russian).

14. Ryzhikova M. D. Sports commentary as a genre of spontaneous discourse (on the data of the English language). Bulletin of Chelyabinsk State University, 2018, no. 10 (420), pp. 208-214 (in Russian). https://doi.org/10. 24411/1994-2796-2018-11030

15. Lyagunova S. V. About lexical and stylistic features of sports comment genre. Scientific Notes of V I. Ver-nadsky Crimean Federal University. Philological sciences, 2017, vol. 3 (69), no. 3, pp. 111-123 (in Russian).

16. Ziyangirov E. K. The language structure of sports commentary of the football match. Bulletin of Bashkir University, 2017, vol. 22, no. 2, pp. 462-466 (in Russian).

17. Shchipitsina L. Yu. Genre status of an online comment. Bulletin of Bashkir University, 2015, vol. 20, no. 2, pp. 528-532 (in Russian).

18. Egorova M. A. User reactions and evaluative comments in computer-mediated communication. Proceedings of Voronezh State University. Ser. Linguistics and intercultural communication, 2014, no. 1, pp. 15-20 (in Russian).

19. Vasilenko E. N. A comment in genre space of internet discourse. MSLU Bulletin, Ser. 1 Philology, 2019, no. 3 (100), pp. 20-27 (in Russian).

20. Filippova M. P. Online comment and message on the internet forum: Differentiation parameters of genres. Bulletin of Udmurt University. Ser. History and Philology, 2020, vol. 30, no. 6, pp. 1049-1054 (in Russian). https://doi.org/10.35634/2412-9534- 2020- 30- 6-1049-1054

21. Shilikhina K. M. Lexical markers of the online communication genres. Speech Genres, 2018, no. 3 (19), pp. 218-225 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740- 2018- 3-19-218-225

22. Zekeriaev R. I. Virtual identity as an object of psychological analysis. Scientific Notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. Ser. Pedagogy. Psychology, 2016, no. 3 (5), pp. 57-61 (in Russian).

23. Golev N. D., Kim L. G. Dictum-modus pluralism in virtual dialogic discourse (based on Internet comments). Media Linguistics, 2023, vol. 10, no. 1, pp. 4-26 (in Russian). https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.101

24. Kholodkovskaya E. V. Syntactic peculiarities of English internet comments of Facebook social network. Science Journal of Volgograd State University. Ser. Linguistics, 2014, no. 1, pp. 79-83 (in Russian).

Поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 13.01.2024; принята к публикации 18.01.2024 The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 13.01.2024; accepted for publication 18.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.