Научная статья на тему 'РЕЧЕВОЙ ЖАНР "НАПОМИНАНИЕ" В АСПЕКТЕ ДИСКУРСИВНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЕГО ПРИЗНАКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА)'

РЕЧЕВОЙ ЖАНР "НАПОМИНАНИЕ" В АСПЕКТЕ ДИСКУРСИВНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЕГО ПРИЗНАКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРСОЛОГИЯ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ЖАНРОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / НАПОМИНАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рабенко Т.Г., Денисова Э.С., Чардынцева А.Д.

Изучаются жанрообразующие признаки речевого жанра «напоминание», реализованного в виртуальном педагогическом дискурсе. Актуальность исследования определяется его включенностью в проблематику современной дискурсологии (в связи с решением проблемы дискурсивной обусловленности жанра) и виртуальной педагогики (в условиях вовлечения в информационно-образовательную среду компьютерных технологий как средства и платформы обучения). С опорой на анкету речевого жанра Т. В. Шмелевой описаны жанровые признаки речевого высказывания «напоминание» с учетом их детерминации коммуникативно-прагматическими условиями виртуальной педагогической коммуникации. Установлено, что к инвариантным признакам жанра относятся (1) коммуникативная цель, связанная с необходимостью актуализировать в сознании адресата некоторые известные ему знания, и (2) наличие языковых маркеров - синтаксических конструкций, моделируемых глаголами напоминать, помнить, не забыть. Дискурсивная обусловленность жанра проявляется на уровне его диктумного содержания (сферы педагогического общения, объединенные семантическим полем «Обучение»), участников коммуникации (статусно-ориентированные роли участников коммуникации) и тех субстанциональных характеристик, которые детерминированы электронным носителем информации (прикрепление медиафайлов, интерактивность коммуникации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH GENRE OF REMINDER AND DISCURSIVE CONDITIONING OF ITS FEATURES IN VIRTUAL PEDAGOGICAL DISCOURSE

The study examines the genre-defining features of the speech genre “reminder” in virtual pedagogical discourse. The relevance of the research is determined by its inclusion in the problems of modern discourse studies (the problem of discursive conditioning of the genre) and virtual pedagogy (the involving of computer technologies as a means and platform for learning in the information-educational environment). Based on T. V. Shmeleva’s genre survey, the genre features of the speech act “reminder” are described, taking into account their determination by communicative-pragmatic conditions in virtual pedagogical communication. It is established that invariant features of the genre include (1) a communicative goal, which is related to the need to activate the addressee’s existing knowledge, and (2) the presence of language markers - syntactic constructions modeled by verbs remind, remember, and don’t forget. The discursive conditioning of the genre is manifested at the level of its dictum content (the sphere of pedagogical communication united by the semantic field “Teaching”), participants in communication (status-oriented roles of communication participants), and those substantial characteristics that are determined by the electronic information carrier (attachment of media files, communication interactivity).

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВОЙ ЖАНР "НАПОМИНАНИЕ" В АСПЕКТЕ ДИСКУРСИВНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЕГО ПРИЗНАКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА)»

'3'

H) Check for updates

Информация для цитирования:

Рабенко Т. Г. Речевой жанр «напоминание» в аспекте дискурсивной обусловленности его признаков (на материале виртуального педагогического дискурса) / Т. Г Рабенко, Э. С. Денисова, А. Д. Чардынцева // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 5. — С. 114—134. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-5-114-134.

Rabenko, T. G., Denisova, E. S., Chardyntseva, A. D. (2023). Speech Genre of Reminder and Discursive Conditioning of its Features in Virtual Pedagogical Discourse. Nauchnyi dialog, 12 (5): 114-134. DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-5-114-134. (In Russ.).

WEB OF SCIENCE I ERIHJUH

U L R 1 С H ' S PERIODICALS DIRECTORY«

HIBRARÏ.RU

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-5-114-134

Речевой жанр «напоминание» в аспекте дискурсивной обусловленности его признаков (на материале виртуального педагогического дискурса)

Рабенко Татьяна Геннадьевна

orcid.org/0000-0003-3434-8542 доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры стилистики и риторики tat.rabenko@yandex.ru

Денисова Эльвира Степановна *

orcid.org/0000-0003-4591-6576 кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и риторики, * корреспондирующий автор elvdenisova@yandex.ru

Чардынцева Алена Дмитриевна

orcid.org/0009-0000-7798-6742 магистрант кафедры стилистики и риторики alyonachardyntseva@gmail.com

1 Кемеровский государственный университет (Кемерово, Россия)

Speech Genre of Reminder and Discursive Conditioning of its Features in Virtual Pedagogical Discourse

Tatyana G. Rabenko

orcid.org/0000-0003-3434-8542 Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of Department of Stylistics and Rhetoric tat.rabenko@yandex.ru

Elvira S. Denisova *

orcid.org/0000-0003-4591-6576 PhD in Philology, Associate Professor, Department of Stylistics and Rhetoric, * Corresponding author elvdenisova@yandex.ru

Alena D. Chardyntseva

orcid.org/0009-0000-7798-6742 Master's degree student, Department of Stylistics and Rhetoric alyonachardyntseva@gmail.com 1 Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)

© Рабенко Т. Г., Денисова Э. С., Чардынцева А. Д., 2023 114

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Изучаются жанрообразующие признаки речевого жанра «напоминание», реализованного в виртуальном педагогическом дискурсе. Актуальность исследования определяется его включенностью в проблематику современной дискурсологии (в связи с решением проблемы дискурсивной обусловленности жанра) и виртуальной педагогики (в условиях вовлечения в информационно-образовательную среду компьютерных технологий как средства и платформы обучения). С опорой на анкету речевого жанра Т. В. Шмелевой описаны жанровые признаки речевого высказывания «напоминание» с учетом их детерминации коммуникативно-прагматическими условиями виртуальной педагогической коммуникации. Установлено, что к инвариантным признакам жанра относятся (1) коммуникативная цель, связанная с необходимостью актуализировать в сознании адресата некоторые известные ему знания, и (2) наличие языковых маркеров — синтаксических конструкций, моделируемых глаголами напоминать, помнить, не забыть. Дискурсивная обусловленность жанра проявляется на уровне его диктумного содержания (сферы педагогического общения, объединенные семантическим полем «Обучение»), участников коммуникации (статусно-ориентированные роли участников коммуникации) и тех субстанциональных характеристик, которые детерминированы электронным носителем информации (прикрепление медиафайлов, интерактивность коммуникации).

Ключевые слова:

дискурсология; речевой жанр; жанроведе-ние; педагогическая коммуникация; виртуальный педагогический дискурс; напоминание.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The study examines the genre-defining features of the speech genre "reminder" in virtual pedagogical discourse. The relevance of the research is determined by its inclusion in the problems of modern discourse studies (the problem of discursive conditioning of the genre) and virtual pedagogy (the involving of computer technologies as a means and platform for learning in the information-educational environment). Based on T. V. Shmeleva's genre survey, the genre features of the speech act "reminder" are described, taking into account their determination by communicative-pragmatic conditions in virtual pedagogical communication. It is established that invariant features of the genre include (1) a communicative goal, which is related to the need to activate the addressee's existing knowledge, and (2) the presence of language markers — syntactic constructions modeled by verbs remind, remember, and don't forget. The discursive conditioning of the genre is manifested at the level of its dictum content (the sphere of pedagogical communication united by the semantic field "Teaching"), participants in communication (status-oriented roles of communication participants), and those substantial characteristics that are determined by the electronic information carrier (attachment of media files, communication interactivity).

Key words:

discourse studies; speech genre; genre studies; pedagogical communication; virtual pedagogical discourse; reminder.

Научная специальность ВАК 5.9.5. Русский язык. Языки народов России

Речевой жанр «напоминание» в аспекте дискурсивной обусловленности его признаков (на материале виртуального педагогического дискурса)

© Рабенко Т. Г., Денисова Э. С., Чардынцева А. Д., 2023

1. Введение = Introduction

Настоящая работа посвящена рассмотрению жанрообразующих признаков речевого жанра (далее РЖ) «напоминание», реализованного в виртуальном педагогическом дискурсе. Актуальность исследования определяется его включенностью в проблематику современной дискурсологии в той ее части, которая сопрягается с решением проблемы дискурсивной обусловленности РЖ, и виртуальной педагогики, связанной с вовлечением в информационно-образовательную среду компьютерных технологий как средства и платформы обучения.

Научная новизна исследования определяется полученными результатами. РЖ «напоминание» впервые рассмотрен в жанровом пространстве виртуального педагогического дискурса. На основе анкеты РЖ Т. В. Шмелевой [Шмелева, 1990] изучены жанровые признаки РЖ «напоминание» с учетом их детерминации коммуникативно-прагматическими условиями виртуальной педагогической коммуникации.

Актуализируя идею М. М. Бахтина о том, что «каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы высказываний, <называемые> речевыми жанрами» [Бахтин, 1979, с. 237], мы исходим из признания коррелятивной зависимости между видом дискурса и жанровым воплощением текста: речежанровая реализация текста детерминирована коммуникативно-прагматическими факторами соответствующего дискурса. Каждый РЖ имеет свою типовую модель, структурируемую рядом признаков при доминировании признака коммуникативной цели [Шмелева, 1990]. Однако воплощение одного и того же РЖ в разных видах дискурса характеризуется вариативностью, обусловленной воздействием на текст дискурсивных условий реализации РЖ [Рабенко, 2017]. Конститутивные признаки дискурса (участники коммуникации, их статусно-ролевые отношения, пространственно-временные условия коммуникации) определенным образом воздействуют на дискурсивную интерпретацию

УДК 811.161.Г42

э

РЖ. По утверждению Ц. Тодорова, «языковые правила, обязательные для всех носителей языка, — это лишь часть правил, управляющих производством конкретной речевой продукции; их существенно дополняют, с одной стороны, правила, присущие каждому дискурсу в отдельности <...>, а с другой — ограничения, которые накладывает ситуация высказывания: личность адресанта и адресата, условия места и времени, в которых возникает высказывание» [Тодоров, 1983, с. 366]. Будучи «продуктом дискурсивной деятельности, текст создается в определенных институционных рамках, которые накладывают известные языковые и стилистические ограничения на структуру высказываний, порождаемых в определенном речевом жанре» [Алефиренко, 2007, с. 44]. В итоге «субъекты дискурсии и их эвристический потенциал» включаются в структуру жанровой модели, определяя ее творческое использование [Алефиренко, 2009, с. 55].

По словам В. Н. Волошинова, «действительной реальностью языка-речи является <...> социальное событие речевого взаимодействия, осуществляемого высказыванием и высказываниями» [Волошинов, 1993, с. 104]. Автор понимает «под речевым взаимодействием функционально-смысловую связь языка-речи с событийными и прагматическими факторами устного и письменного общения» [Алефиренко, 2007, с. 52].

Исследование «языка-речи» в лингвопрагматической обусловленности этого феномена получило плодотворное развитие в современной коммуникативной лингвистике [Алефиренко, 2007, 2009; Рабенко, 2017; Седов, 2009; Силантьев, 2010]. Развивая идеи М. М. Бахтина о РЖ, Н. Ф. Але-фиренко актуализирует идею об эвристических возможностях изучения «прагматического потенциала языка-речи, коммуникативных ситуаций и способов языкового воздействия» [Алефиренко, 2007, с. 48]. По мнению ученого, «для понимания внутренних стимулов взаимодействия дискурса и речевого жанра важно найти скрытые дискурсивные нити, соединяющие историко-культурные, прагматические и собственно языковые аспекты речевого жанра» [Алефиренко, 2007, с. 53].

Цель настоящего исследования — выявить жанрообразующие признаки РЖ «напоминание», проследить, на уровне каких признаков сказывается воздействие коммуникативно-прагматических условий порождения РЖ, в данном случае пребывание речевого произведения в виртуальном педагогическом дискурсе, которое, в итоге, определяет вариативность РЖ.

Современный педагогический дискурс активно «выходит в пространство социальных сетей, формируя актуальную область проблемных лингвистических исследований: взаимопроникновение и взаимовлияние институционального образовательного дискурса и интернет-дискурса в рамках диалогового общения субъектов образования, выстроенного с ис-

э

пользованием новейших информационно-коммуникационных технологий» [Торопова, 2021, с. 377]. Такие формы виртуальной коммуникации, как «сайты образовательных организаций и страницы в социальных сетях, педагогические блоги, электронная почта и электронный журнал <.. .> общение в мессенджерах и чатах» [Торопова, 2021, с. 377] становятся частью современного образования и включаются в сферу научных интересов виртуальной педагогики [Воронин, 2009; Лубков, 2007; Носкова, 2014; Тан-чук, 2021; Черняков и др., 2014].

Будучи институциональной формой общения, педагогический дискурс характеризуется статусно-квалифицированными участниками коммуникации (учитель / ученик), локализованным хронотопом (школьный урок / учебный класс), ритуально зафиксированными ценностями [Карасик, 2002, с. 304—335]. Стратегии педагогического дискурса определяются его основной целью — социализацией нового члена общества — и сводятся к «информационно-аргументирующей, манипулятивно-консолидирую-щей, экспрессивно-апеллятивной и контрольно-оценочной» [Олешков, 2007, с. 13]. Данные коммуникативные стратегии «определяются учителем, управляющим процессом познавательной деятельности, регулирующим взаимоотношения между учащимися» [Антонова, 2007, с. 10], и осуществляются посредством речежанровых высказываний, к которым относится и РЖ «напоминание».

Идея рассмотрения РЖ «напоминание» в виртуальном педагогическом дискурсе под прицелом проблемы дискурсивно-жанровой корреляции текста возникла по прочтении ряда работ, посвященных рассмотрению обозначенного РЖ в разных видах дискурса: педагогическом [Черник, 2002], медийном [Дускаева и др., 2016], официально-деловом [Нечаева, 2022], художественном [Лассан, 2014; Черняк и др., 2014], где определяется место РЖ «напоминание» в жанровой системе русского языка через диагностирование его жанрообразующих признаков.

Научная гипотеза исследования сводится к положению о том, что при разных дискурсивных воплощениях РЖ «напоминание» выделяются инвариантные признаки речевого произведения, устойчиво ассоциируемые с обозначенным РЖ, и вариативные признаки, детерминированные дискурсивной обусловленностью данного РЖ.

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

Фактологической базой исследования послужила интернет-переписка в школьном чате, сформированная в мессенджерах WhatsApp (с 01.09.2021 г. по 28.02.2022 г.) и Telegram (с 01.03.2022 г. по 20.10.2022 г.). Участники интернет-переписки — педагоги (учитель-предметник, класс-

э

ный руководитель) и обучающиеся 6-х и 8-х классов образовательных учреждений г. Кемерово (МБОУ «СОШ № 28» и МБНОУ «Городской классический лицей»). В целях соблюдения педагогической этики личные имена участников общения изменены. При цитировании интернет-переписки сохраняется авторская орфография и пунктуация.

За единицу научного описания принимается диалогическое единство (далее ДЕ) как сочетание реплики-стимула (RS) и реплики-реакции (RR), диктуемое правилами «синтаксической зависимости» [Шведова, 2003, с. 281]. Всего собрано 98 ДЕ. Принципом отбора материала послужило наличие в диалоге формальных дискурсивных маркеров напоминания: предикатов напоминаю, не забудь / не забудьте, помнишь / помните с прямыми дополнениями или придаточными дополнительными предложениями, указывающими на объект напоминания.

В работе использована комплексная методика жанровой квалификации текстов, в основе которой лежит анкета РЖ Т. В. Шмелевой, где выделены следующие жанрообразующие признаки: «1. Коммуникативная цель.

2. Образ автора. 3. Образ адресата. 4. Диктум. 5. Фактор прошлого. 6. Фактор будущего. 7. Формальная организация» [Шмелева, 1990, с. 24]. Поскольку в исследовании задействован письменный текст, представленный на электронном носителе, жанрово релевантным нам представляется субстрат — «материальная субстанция текста» [Лебедева и др., 2022, с. 303].

3. Результаты и обсуждения = Results and Discussion

3.1. Коммуникативная цель РЖ «напоминание»

Коммуникативная цель — инвариантный признак РЖ, способствующий идентификации речевого произведения. Коммуникативная цель РЖ «напоминание» связана с необходимостью вызвать воспоминания у адресата, заставить его что-либо вспомнить [ТСРЯ, с. 389]. Однако дискурсивные условия существования РЖ предопределяют специфику реализации его коммуникативной цели.

В педагогическом дискурсе, нацеленном на социализацию нового члена общества, речевое высказывание «напоминание» осуществляется с ритуализированной целью — напомнить ученикам о необходимости подчиняться условностям учебного процесса: соблюдать ритуал приветствия, помнить о времени начала урока, своих ученических обязанностях и пр. [Черник, 2002, с. 34].

В свою очередь, в медийном дискурсе, связанном с актуализацией прошлого опыта и трансляцией массовой аудитории воспоминаний о нем, РЖ «напоминание о персоне» реализуется с целью напомнить аудитории известные сведения о значимых для культуры и нации личностях [Дускае-

э

ва и др., 2016, с. 133], поддерживая тем самым интерес аудитории к этой персоне.

В официально-деловом дискурсе, сопряженном с установлением и поддержанием информационных связей между организациями и должностными лицами, «письмо-напоминание» используется с целью напомнить одной из сторон об окончании срока исполнения или действия договоренности [Нечаева, 2022, с. 100] и призвать к соблюдению заключенных договоренностей.

Наконец, в художественном дискурсе, направленном на воплощение мысли и чувства в слове, актуализация жанра «напоминание» детерминирована эстетической задачей текста: в поэзии использование РЖ «напоминание» объясняется необходимостью создания образа лирического героя, рефлексирующего по поводу прошлого [Лассан, 2011, с. 143]. В беллетристике жанр «напоминание» выполняет «прямую дидактическую функцию» — напомнить читателю с низким уровнем компетенции известное выражение, название произведения, персонажа [Черняк и др., 2014,

Учет коммуникативной цели вызывает необходимость отнесения «напоминания» к определенному типу РЖ. Установлено, что в официально-деловом [Нечаева, 2022], медийном [Дускаева и др., 2016] и художественном [Лассан, 2011; Черняк и др., 2014] дискурсах «напоминание» тяготеет к информативному типу РЖ, поскольку его основная задача — передать новую и полезную информацию о событиях или фактах. В педагогическом дискурсе «напоминание» тяготеет к ритуальным типам РЖ, поскольку маркирует этикетную рамку урока, «служит сигналом начала и конца коммуникативного взаимодействия» [Черник, 2002, с. 71]. Полагаем, что в виртуальном педагогическом дискурсе (да и в реальном педагогическом дискурсе) РЖ «напоминание» находится на стыке двух типов РЖ: императивного РЖ, поскольку указывает на «характер осуществления неосуществленных действий автором, адресатом или третьими лицами» [Шмелева, 1990, с. 25]; и ритуального РЖ, поскольку напоминание реализуется в этикетных ритуализованных формулах «напоминание о времени» и «напоминание об обязанностях» [Черник, 2002, с. 103]. Императивно-этикетная составляющая РЖ «напоминание» предопределяет реализацию «держателем речи» (термин М. Ю. Олешкова [Олешков, 2007]) манипу-лятивно-консолидирующей стратегии, цель которой — «вызвать желаемые изменения в широком экстракоммуникативном контексте ситуации, связанном с внешними действиями, предметно-манипулятивной деятельностью участников коммуникативного процесса, а также с ритуальными, этикетными действиями» [Олешков, 2007, с. 28].

с. 135].

'3'

3.2. Образы автора и адресата РЖ «напоминание»

Известно, что педагогический дискурс относится к статусно-ориентированной (институциональной) форме общения, системообразующим признаком которой выступает «статусная, представительская функция человека» [Карасик, 2002, с. 295]. Ядром педагогического дискурса «является общение базовой пары статусно неравных участников коммуникации» [Карасик, 2002, с. 295] — учителя в роли агента образовательного дискурса и ученика в роли клиента, а ближайшей периферией — «общение учителей, а также учеников между собой» [Карасик, 2002, с. 295].

В реальной педагогической коммуникации РЖ «напоминание» регулярно используется в речи учителя как «держателя речи» с целью сохранения и поддержания дисциплины в ситуации урока [Черник, 2002, с. 34]. Подобное соотношение сохраняется и в виртуальной педагогической коммуникации, представленной двумя основными типами взаимодействия: 1) «учитель ^ ученики» (рис. 1); 2) «учитель ^ ученик» (рис. 2).

Ромз. снова ИШТЯДЯД про подписанное уведомлен и е. Прямо сейчас положи в портфель, завтра обязательно отдай ,

ОН 1Э;52

Доброе утро! Сегодня понедельник, будет л иней кй ЩШЖШЗ. нужно быть в парадной форме.

Рис. 1. Пример групповой Рис. 2. Пример личной

интернет-переписки интернет-переписки

В исследуемом материале РЖ «напоминание» актуализируется преимущественно в речи учителя (97 ДЕ), поддерживая его авторитетность и право передавать ученику знания и нормы поведения общества.

ДЕ-1. Учитель: Ребята, доброе утро! Напоминаю всем, что нужно взять согласия на медосмотр!!! (здесь и далее сохранены орфография и пунктуация источника).

В меньшей степени представлены ДЕ, в которых инициатором напоминания выступает ученик.

ДЕ-2. Ученик: Алена Дмитриевна, напоминаю, ждём список стихотворений.

Учитель: 1 ^

Ученики:4

ДЕ-3. Ученик: Добрый вечер, Алёна Дмитриевна! Напоминаю: возьмите, пожалуйста, завтра с собой листочек со списком стихотворений. Прошу прощения, что так поздно пишу. Вы просили напомнить.

Учитель: Алла, здравствуй! Спасибо)

э

С одной стороны, в педагогической онлайн-коммуникации сохраняется и поддерживается заданная образовательной ситуацией ядерная учебная интеракция «учитель ^ ученик(и)», с другой стороны, интерактивный формат общения расширяет возможности «держателя речи», в роли которого выступает ученик («ученик ^ учитель»).

3.3. Диктум РЖ «напоминание»

Диктумное содержание — один из значимых параметров диагностики РЖ с точки зрения дискурсивной обусловленности, поскольку «у каждого жанра есть свои претензии, требования к диктуму» [Шмелева, 1990, с. 28]. Традиционно диктумное содержание РЖ описывается с точки зрения наличия / отсутствия события (событийные и бессобытийные РЖ) и его временной перспективы (проспективные и рестроспективные РЖ). Обратимся к первому параметру.

Событийная основа РЖ идентифицируется через «выделение значимых фрагментов действительности, определяющих специфическое поведение человека» (сфер общения) [Карасик, 2002, с. 416]. В ситуации педагогического дискурса таких сфер общения несколько. Согласно ФГОС в образовательных учреждениях должны создаваться условия для реализации «образовательной, общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности» обучающихся [ФГОС, с. 20]. Данные виды урочной и внеурочной деятельности участников образовательного процесса трактуются в настоящей работе как тематические сферы педагогического общения, объединенные семантическим полем «Обучение». В рамках данных сфер реализуется основная цель педагогического дискурса — социализация школьника как члена общества. Выделение особых тематических сфер педагогического общения, не характерных для других дискурсивных реализаций РЖ «напоминание», демонстрирует его предметно-смысловую специфику:

1. Сообщение-напоминание о внутришкольных мероприятиях, касающихся образовательного процесса и его организации (отмена и перенос уроков, выполнение домашнего задания; проведение линейки, переклички, субботника, дежурства в столовой; участие в конкурсах, олимпиадах, подготовке научных проектов).

ДЕ-4. Учитель: Напоминаю ещё раз, что завтра в 8:30 подключаетесь к первой паре. Уроки по 30 минут. Все ссылки у вас на почте.

ДЕ-5. Учитель: Напоминаю, что завтра состоится линейка. Все приходят в парадной форме к 8:30.

2. Сообщение-напоминание о внешкольных мероприятиях, связанных с внеурочной сферой деятельности и ее организацией (посещение катка,

8

бассейна, участие в лыжной эстафете, организация туристического слета; экскурсия в музей, на выставку, проведение мастер-классов).

ДЕ-6. Учитель: Дети, здравствуйте, напоминаю о катке. Завтра собираемся у школы к 11.00 и идём к комплексу «Сосновый». Надеюсь изменений в расписании катка не будет, завтра утром еще раз позвоню туда. Если что проверяйте нашу беседу к 11 утра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЕ-7. Учитель: Напоминаю про завтрашний мастер класс Открытка для мамы ■

Обратимся ко второму параметру диктума — временной перспективе события. Исследователи относят «напоминание» к ретроспективному РЖ, поскольку в медийном [Дускаева и др., 2016], художественном [Лассан, 2014; Черняк и др., 2014] и официально-деловом дискурсе [Нечаева, 2022] данный РЖ используется для установления связи настоящего момента с прошлым. В формальной организации РЖ этот жанрообразующий признак находит отражение в использовании прошедшего времени при описании событий.

Диагностирование РЖ «напоминание» с точки зрения временной перспективы события в педагогическом дискурсе указывает на его проспективно-ретроспективный характер: исходное событие произошло в прошлом (информация была сообщена учителем), промежуточное событие происходит в настоящем (информация актуализируется учителем), конечное событие ожидается в будущем (ученику необходимо применить полученную информацию, выполнив действие). Используя в речи напоминание, учитель опирается на известные всем факты прошлого, повторяя их в настоящем, чтобы повлиять на события будущего. Семантика РЖ «напоминание» определяет его временную специфику, обусловленную педагогическим дискурсом.

3.4. Факторы прошлого и будущего

С учетом данных факторов все РЖ делятся на «жанры с прошлым (инициативные)» и «жанры без прошлого (реактивные)» [Шмелева, 1990, с. 29]. Данные признаки пересекаются с коммуникативной целью, событийным содержанием и формальной организацией РЖ. Стоит отметить, что в исследованиях, посвященных РЖ «напоминание», факторы прошлого и будущего не подвергаются специальному анализу.

С опорой на категорию диалогичности, понимаемой, вслед за М. М. Бахтиным, как «взаимодействие смысловых позиций автора и адресата» [Бахтин, 1979, с. 33], в настоящей работе выделяется ряд интеракций, представленных в полном (RS и RR выражены) и свернутом (выражена только RS) виде.

1. «RS-напоминание ^ ЯЯ0», где RR0 — отсутствие ответа на напоминание (57 ДЕ).

ДЕ-8. Учитель: Не забудьте про парадную форму)

2. «RS-напоминание ^ КЯ2», где ЯЯ2 — эмодзи как ответ на напоминание (31 ДЕ).

ДЕ-9. Учитель: Напоминаю, что те, кто участвует в конкурсе ЮИД, приходят на репетицию к 13:00 сегодня!

Ученики:3

3. «RS-напоминание ^ КЯ1», где ЯЯ1 — словесный ответ на напоминание (11 ДЕ).

ДЕ-10. Учитель: Рома, снова напоминаю про подписанное уведомление. Прямо сейчас положи в портфель, завтра обязательно отдай.

Ученик: Ок

Наличие или отсутствие ЯЯ на RS-напоминание обусловлено фактором адресата: в личной переписке ученик достаточно регулярно отвечает на напоминание учителя (на 24 RS получено 11 КЯ1, 4 ЯЯ2 и 9 ЯЯ0), в групповых чатах реакции на напоминание носят вариативный характер — чаще всего сообщение учителя остается без ответа (47 ЯЯ0 на 98 RS) или подтверждается с помощью эмодзи (27 ЯЯ2 на 98 RS), доступными в ситуации виртуального общения.

3.5. Формальная (языковая) организация РЖ «напоминание»

Языковое воплощение РЖ — один из значимых параметров в описании РЖ, на уровне которого в большей мере прослеживается его дискурсивная обусловленность. Языковыми маркерами РЖ «напоминание» выступают императив не забудь(те), его семантические аналоги напоминаю и помнишь /помните (зачастую сопровождаемые интенсификаторами снова, ещё, опять), а также операторы долженствования следует, нужно, должно(ы), необходимо, что соответствует грамматическим приметам императивных РЖ [Шмелева, 1990, с. 29].

ДЕ-11. Учитель: Ребята, не забудьте освободить шкафчики от вещей.

ДЕ-12. Учитель: Ребята, снова напоминаю, что завтра вы выходите на очные занятия. Не забудьте, что нужно принести постеры и отдать их Маше Ивкиной + не забывайте про дежурство, особенно внимательно должны отнестись те, кто пишет мне об отсутствующих.

ДЕ-13. Учитель: Снова напоминаю про урок цифры. Если не отправите мне сертификат сегодня, то завтра будете проходить из лицея после пар (прим. — выделено нами).

Обнаруживается три типа синтаксических конструкций, воплощающих РЖ «напоминание».

э

1. Синтаксическая конструкция, где реплика-стимул организована по формуле: (приветствие) + (обращение) + глагол напоминать в форме 1 л. ед. ч. + подчинительный союз что, вводящий придаточное изъяснительное / прямое дополнение с предлогом о / про + указание на место / время / обязанности (всего 85 подобных конструкций).

ДЕ-14. Учитель: Ребята, напоминаю, что с завтрашнего дня и до конца недели вы являетесь дежурным классом. Список ответственных:

1) Даша Иванова и Петрова Карина, вы обрабатываете руки в столовой и наводите там порядок.

2) Кузнецова Аня, Козлова Надя и Борисова Оля, проверяете сменку.

ДЕ-15. Учитель: Дети, напоминаю про «Урок цифры».

2. Синтаксическая конструкция, где реплика-стимул представлена таким образом: обращение + приветствие + глагол забыть с отрицательной частицей «не» в повел. накл. ед. чл. + инфинитив + указание на время / объект напоминания (13 конструкций).

ДЕ-16. Учитель: Не забудьте принести сегодня заполненный социальный паспорт

ДЕ-17. Учитель: Милана, доброе утро! Не забудь загрузить домашнюю работу по литературе на диск

3. Синтаксическая конструкция, в которой реплика-стимул организована по формуле: обращение + (приветствие) + (вводное слово надеюсь) + глагол помнить во 2 л. ед. ч. + указание на время / объект напоминания.

ДЕ-18. Учитель: Алина, добрый день! Как помнишь, завтра олимпиада. в школе нужно быть к 9 без опозданий.

Ученик: хорошо

Использование предикатов напоминать, помнить, не забыть и конструкций с ними сближает РЖ «напоминание» в педагогическом дискурсе с имеющимися дискурсивными реализациями данного жанра [Дускаева и др., 2016; Лассан, 2014; Нечаева, 2022; Черняк и др., 2014].

3.6. Субстрат (материальный носитель письменного знака) и детерминированные им признаки жанра

«Жанрообразующая релевантность субстрата в соотношении с функционально-содержательными характеристиками РЖ заключается в его функции канала связи» [Лебедева и др., 2022, с. 300]. На дискурсивное воплощение РЖ «напоминание» оказывают влияние структурно-функциональные возможности мессенджера, определяющие характер общения, опосредованного им.

Письменное речевое сообщение «напоминание» представляется в виде поликодового текста, «фактура [которого] состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой / речевой) и невербальной (принадлежащей

к другим знаковым системам, нежели естественный язык)» [Сорокин и др., 1990, с. 180—181]. Конфигурации графем и средств иных семиотических систем (графических, супраграфических, иконических) создают субстанциональную метаграфемику текста напоминания. Мессенджер, помимо переписки, предоставляет возможность «обмениваться файлами и фотографиями, вставлять в сообщения различные, в том числе и анимирован-ные, смайлы и стикеры» [Горошко и др., 2017, с. 96], использовать голосовые сообщения и ссылки на интернет-ресурсы.

Обнаруживаются следующие виды сообщений-напоминаний, выявляемые с учетом их семиотического воплощения.

1. Сообщение-напоминание, реализованное при помощи графических средств гипертекстуальности (гипертекстовых ссылок). Ссылка для подключения, прикрепленная учителем к сообщению, выполняет функцию хронотопа — напоминает о пространственно-временных условиях коммуникации (рис. 3). В групповом чате используются особые текстово-графи-ческие формы обращения — знак @ и никнейм ученика (рис. 4), выполняющие функцию маркирования адресата. Отметка конкретного ученика в чате используется учителем с целью напомнить ему о необходимости выполнения действия, при этом используется персонифицированная формула РЖ: обращение + глагол забыть с частицей «не» в повел. накл. ед. чл. + инфинитив + указание на объект напоминания.

расписали? 3 чет 2022

07.04.1022

YPiK. - Ф+1Л.&Э - ина...

Напоминаю, что завтра Г' лицей приходить не нужно, так как занятий пройдут дистанционно. Занятия начнутся в 3 30 уроки по 30 минут, Ссылка для подключения а таблице: Щи ■■., с1ос~1 псоп г-

1гукт0ТСМ0усЮВ1аУсУ1ОМУАеРТ ШШРМЖЫА7ШНР1А/М1? ЩП=5!ж!пЗ 10:5»^-

7 MipTi 2022 г.

Ферму со знаками шлкчия.

Рис. 3. Пример ДЕ с гипертекстовой ссылкой

Рис. 4. Пример ДЕ с отметкой участника чата

2. Сообщение-напоминание, включающее супраграфические средства. Среди супраграфемных средств используется вариативность размера кегля (рис. 5) и шрифтовой насыщенности (рис. 6) текста, что направлено на привлечение внимания учеников к значимой информации.

Дет и, еще раз напоминаю, что завтра Щ в 13:00 мы собираемся на чаепитие и классный час. а петом к 15:00 идём в . ■ маклерскую. Не иабудые

Г" подарки!!!!'!

Напоминаю, что сегодня ночью закрывается регистрация на НПК. Если учащийся не зарегистрирован, он не Будет допущен к защите. Защита Проекта - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие перехода в следующий классвГКЛ.

13 марта 2022 г.

Рис. 5. Пример ДЕ с супраграфемными Рис. 6. Пример ДЕ

средствами с супраграфемными средствами

3. Сообщение-напоминание, включающее иконические средства (эмодзи): эмодзи в конце сообщения учителя (рис. 7) и реакция учеников как согласие и одновременно одобрение полученной информации (рис. 4, рис. 6) создают «атмосферу доброжелательного и активного речевого общения» [Антонова, 2007, с. 10].

Добрый день! ЕШЯВВШЯ, завтра торжественная линейка состоится в

12,00, приходим со второй обувьюф

12:58 -У/

Рис. 7. Пример ДЕ с иконическими средствами

4. Сообщение-напоминание, сопровождаемое медиафайлом, который содержит аудио- и графическую информацию.

4.1. Сообщение-напоминание с медиафайлом, содержащим аудиоинформацию. Несмотря на нежелательность использования голосовых сообщений в связи с возможным неудобством их прослушивания для адресата, несомненны и преимущества данного способа в педагогической коммуникации — экономия времени и получение быстрого ответа на запрос (рис. 8).

Рис. 8. Пример ДЕ с аудиофайлом

4.2. Сообщение-напоминание с медиафайлом, содержащим графическую информацию. Медиафайлы (рис. 9, рис. 10) несут самостоятельную информативную нагрузку, дополняя вербальное сообщение.

Напоминаю, что завтра не Будет «классических» занятий, но 6/дё1 «Погружение г ОГЭ» У историков будут математика и английский, а у филологов - математика и литература.

Погружение_в_ЕГЭ_и_ ОГЭ_Ю22...Z_2022.pdf

75.-1 М

Рис. 9. Пример ДЕ с графическим файлом

Рис. 10. Пример ДЕ с графическим файлом

Структурно-функциональные инструменты мессенджера, используемые РЖ, выступают как дополнительное средство реализации манипуля-тивно-консолидирующей стратегии, связанной со стремлением учителя напомнить участнику педагогического дискурса (обращение через ник-нейм) о чем-либо (медиафайлы) посредством указания на место и время (ссылка для подключения) с целью дальнейшего выполнения им действий учебного характера.

э

4. заключение = Conclusion

Таким образом, проведенное исследование позволяет проследить зависимость жанрового воплощения текста от дискурсивных условий его реализации. Диагностирование жанровых характеристик речевого произведения, воплощающего РЖ «напоминание» в виртуальном педагогическом дискурсе, обнаруживает инвариантные признаки жанра и те его свойства, которые подвергаются трансформации в результате включения в новую дискурсивную сферу.

Среди инвариантных признаков РЖ выделяется его коммуникативная цель, связанная со стремлением адресанта активизировать в сознании адресата некие известные ему знания. Однако функциональная предназначенность этих актуализированных адресантом знаний различна, она детерминирована дискурсивными обстоятельствами. Если в медийном дискурсе актуализация неких знаний в процессе напоминания обусловлена, в частности, необходимостью поддержания интереса к медийной персоне, в официально-деловом дискурсе — важностью соблюдения договорных обязательств, в художественном дискурсе — задачей создания образа лирического героя, рефлексирующего по поводу прожитого, то в педагогическом дискурсе прежние знания актуализируются в связи с императивно-этикетной целью — напомнить ученикам о необходимости подчиняться определенным нормам учебно-образовательного процесса (соблюдать правила поведения в различных этикетных ситуациях, помнить о своих ученических обязанностях и пр.). Полагаем, что определенная ритуализо-ванность поведения, обусловленная социальной ролью адресанта и адресата, сближает педагогический и официально-деловой дискурсы. И в том, и в другом случае сообщение-напоминание связано с актуализацией прежних знаний, направленной на регулирование социальных ролей коммуникантов. Включенность педагогического и официально-делового дискурса в область институционального общения определяет некоторое сходство исследуемого РЖ и на уровне признака «автор-адресат». В обоих видах дискурса речь идет о статусно-ролевых отношениях, обусловленных социальными позициями (статусом) и ролями (функциями) коммуникантов. К инвариантным признакам РЖ «напоминание» относится его формально-языковое воплощение. Среди языковых маркеров РЖ — синтаксические конструкции с предикативами: напоминаю о / про / напоминаю, что; не забудь(те) о / не забудь(те), что; помнишь о / помнишь, что. Тем не менее и на данном уровне реализации РЖ можно обнаружить дискурсивную «привязанность» текста, которая проявляется в части высказывания, сообщающей о том, что должен вспомнить адресат. РЖ напоминания в пе-

дагогическом дискурсе охватывает сферы педагогического общения, объединенные семантическим полем «Обучение».

Дискурсивная специфика РЖ «напоминания» проявляется в тех характеристиках речевого произведения, которые детерминированы электронным носителем информации. В распоряжении участников коммуникации оказываются структурно-функциональные инструменты мессенджера: возможность обмена медиафайлами и голосовыми сообщениями, отметки участника через никнейм, включение в текст сообщения ссылок для подключения, стикеров, смайлов. РЖ «напоминание» предстает как поликодовый текст, включающий элементы различных семиотических систем, которые создают субстанциональную аудиографемику текста.

Таким образом, вовлечение РЖ «напоминание» в виртуальный дискурс способствует увеличению его дидактических возможностей в педагогическом дискурсе за счет совмещения разных средств коммуникации, что способствует оптимизации образовательного процесса.

Заявленный вклад авторов: все авторы Contribution of the authors: the authors

сделали эквивалентный вклад в подготовку contributed equally to this article. публикации.

Авторы заявляют об отсутствии The authors declare no conflicts

конфликта интересов. of interests.

Источники и принятые сокращения

1. ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 287 (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101). — 2021. — С. 3—89.

2. ТСРЯ — Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — Москва : Азбуковник, 1999. — 944 с.

Литература

1. АлефиренкоН. Ф. Речевой жанр, дискурс и культура / Н. Ф. Алефиренко // Жанры речи. — 2007. — № 5. — С. 44—55.

2. АлефиренкоН. Ф. Проблема соотношения речевого жанра и дискурса / Н. Ф. Алефиренко // Вестник РУДН, серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. — 2009, № 2. — С. 53—61.

3. Антонова Н. А. Педагогический дискурс : речевое поведение учителя на уроке : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Н. А. Антонова. — Саратов, 2007. — 25 с.

4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества : сборник избранных трудов / М. М. Бахтин. — Москва : Искусство, 1979. — 423 с.

э

5. Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка : Основные проблемы социологического метода в науке о языке / В. Н. Волошинов. — Москва : Лабиринт, 1993. — С. 79—104.

6. Воронин А. С. Виртуальная педагогика — педагогика XXI века / А. С. Воронин // Новые образовательные технологии в вузе : VI международная научно-методическая конференция, 2—5 февраля 2009 г. : сб. тезисов докладов : Ч. 2. — Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2009. — С. 71—74.

7. Горошко Е. И. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессен-джера мгновенных сообщений telegram) / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова // Жанры речи. — 2017. — № 1 (15). — С. 92—100. — DOI: 10.18500/2311-0740-2017-1-15-92-100.

8. Дускаева Л. Р. Речевой жанр «Напоминание о персоне» в медиадискурсе / Л. Р. Дускаева, Ю. М. Коняева // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвузовский сборник научных трудов. — Орел : Орловский государственный институт искусств и культуры, 2016. — Вып. 14. — С. 132—144. — ISBN 978-5-904-977-81-8.

9. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград : Перемена, 2002. — 477 с. — ISBN 5-88234-552-2.

10. Лассан Э. Эволюция способов репрезентации прошлого в жанре лирической песни / Э. Лассан // Жанры речи. — 2014. — № 1 (9). — С. 138—146. — DOI: 10.18500/23110740-2014-1-2-9-10-138-146.

11. Лебедева Н. Б. Субстрат текстов естественной письменной речи в аспекте жанровой релевантности / Н. Б. Лебедева, Т. Г. Рабенко // Сибирский филологический журнал. — 2022. — № 4. — С. 300—311. — DOI: 10.17223/18137083/81/23.

12. Лубков Р. В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Р. В. Лубков. — Самара, 2007. — 165 с.

13. Нечаева Е. В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управления) / Е. В. Нечаева. — Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. — 183 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Носкова Т. Н. Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды / Т. Н. Носкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2014. — № 167. — С. 183—194. — ISSN 1992-6464.

15. Олешков М. Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов) : автореферат диссертации . доктора филологических наук : 10.02.19 / М. Ю. Олешков. — Пермь, 2007. — 47 с.

16. Рабенко Т. Г. Речевой жанр с позиций лингвистической вариантологии (на материале речевого жанра «личное письмо») / Т. Г. Рабенко // Научный диалог. — 2017. — № 12. — С. 189—199. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-189-199.

17. Седов К. Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности / К. Ф. Седов // Жанры речи. — 2009. — Вып. 2. — С. 13—26.

18. Силантьев И. В. Дискурс и жанр / И. В. Силантьев // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2010. — Т. 9, № 6. —

19. Сорокин Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия : коллективная монография. — Москва : Институт языкознания РАН, 1990. — С. 180—186.

20. Танчук А. С. Дискурсивные характеристики англоязычных вебинаров по обучению английскому языку : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / А. С. Танчук. — Самара, 2021. — 205 с.

С. 78—83.

э

21. ТодоровЦ. Понятие литературы / Ц. Торопов // Семиотика. — Москва : Радуга, 1983. — С. 366—367.

22. Торопова С. В. Школьный чат как новый формат образовательного дискурса / С. В. Торопова // Филология, иностранные языки и медиакоммуникации : материалы симпозиума XV (XLVII) Международной научно-практической конференции. — Кемерово : КемГУ 2020. — Вып. 21. — С. 376—379. — ISBN: 978-5-8353-2621-1.

23. Черник В. Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / В. Б. Черник. — Екатеринбург, 2002. — 197 с.

24. Черняк В. Д. Речевой жанр «напоминание» в современной массовой литературе / В. Д. Черняк, М. А. Черняк // Жанры речи. — 2014. — № 1—2. — С. 133—138. — DOI: 10.18500/2311-0740-2014-1-2-9-10-132-137.

25. Черняков А. Н. Реализация педагогического дискурса в интернете / А. Н. Черняков, Р. А. Дунаев // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. — 2014. — № 4. — С. 226—228.

26. Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н. Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — Москва : Азбуковник, 2003. — 377 с.

27. Шмелева Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка / Т. В. Шмелева // Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. — 1990. — № 2. — С. 20—32.

Material resources

FGOS — Federal State Educational Standard for Basic General Education. (2021). On approval of the federal state educational standard for basic general education: order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 № 287 (Registered with the Ministry of Justice of Russia 05.07.2021 № 64101). 3—89. (In Russ.).

TSRYa — Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Ju. (1999). Explanatory dictionary of the Russian language: 80000 words and phraseological expressions. (4th ed.). Moscow: Azbu-kovnik. 944 p. (In Russ.).

Alefirenko, N. F. (2007). Speech genre, discourse and culture. Speech genres, 56: 44—55. (In Russ.).

Alefirenko, N. F. (2009). The problem of correlation of speech genre and discourse. Bulletin of the RUDN University, series: Russian and foreign languages and methods of their teaching, 2: 53—61. (In Russ.).

Antonova, N. A. (2007). Pedagogical discourse: speech behavior of the teacher in the classroom: author s abstract of PhD Diss. Saratov. 25 p. (In Russ.).

Bahtin, M. M. (1979). Aesthetics ofverbal creativity: a collection of selected works. Moscow: Iskusstvo. 423 p. (In Russ.).

Chernik, V. B. (2002). Phatic speech genres in pedagogical discourse and lesson text: PhD Diss. Ekaterinburg. 197 p. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 03.05.2023, одобрена после рецензирования 07.06.2023, подготовлена к публикации 15.06.2023.

References

э

Chernjak, V. D., Chernjak, M. A. (2014). The speech genre "reminder" in modern mass literature. Speech genres, 1—2: 133—138. DOI: 10.18500/2311-0740-2014-1-2-9-10132-137. (In Russ.).

Chernjakov, A. N., Dunaev, R. A. (2014). Implementation of pedagogical discourse on the Internet. Bulletin of BSTU named after V. G. Shukhov, 4: 226—228. (In Russ.).

Goroshko, E. I., Zemljakova, E. A. (2017). Polyform messenger as a genre 2.0 (on the example of instant messaging messenger telegram). Speech genres, 1 (15): 92—100. DOI: 10.18500/2311-0740-2017-1-15-92-100. (In Russ.).

Duskaeva, L. R., Konjaeva, Ju. M. (2016). Speech genre "Reminder about a person" in media discourse. In: Genres and types of text in scientific and media discourse: inter-university collection of scientific papers. Orel: Orel state institute of culture. 14: 132—144. ISBN 978-5-904-977-81-8. (In Russ.).

Karasik, V. I. (2002). Language circle: personality, concepts, discourse. Volgograd: Pereme-na. 477 p. ISBN 5-88234-552-2. (In Russ.).

Lassan, Je. (2014). The evolution of ways of representing the past in the genre of lyrical song.

Speech genres, 1 (9): 138—146. DOI: 10.18500/2311-0740-2014-1-2-9-10-138146. (In Russ.).

Lebedeva, N. B., Rabenko, T. G. (2022). Substratum of natural written speech texts in the aspect of genre relevance. Siberian Journal of Philology, 4: 300—311. DOI: 10.17223/18137083/81/23. (In Russ.).

Lubkov, R. V. (2007). Didactic potential of the virtual educational environment: PhD Diss. Samara. 165 p. (In Russ.).

Nechaeva, E. V. (2022). Office work (Documentary support of management). St. Petersburg: POLITEH-PRESS. 183 p. (In Russ.).

Noskova, T. N. (2014). Pedagogical Essence of virtual educational environment. Izvestia: Herzen university journal of Humanities & Sciences, 167: 183—194. ISSN 19926464. (In Russ.).

Oleshkov, M. Ju. (2007). System Modeling of Institutional Discourse (on the Material ofOral Didactic Texts): author's abstract of Doct. Diss. Perm. 47 p. (In Russ.).

Rabenko, T. G. (2017). Speech Genre in Linguistic Variantology (on Material of Speech Genre "Personal Letter"). Nauchnyi dialog, (12): 189—199. DOI: 10.24224/2227-12952017-12-189-199. (In Russ.).

Sedov, K. F. (2009). On the genre nature of discursive thinking of a linguistic personality. Speech genres, 2: 13—26. (In Russ.).

Silantjev, I. V. (2010). Discourse and genre. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 9 (6): 78—83. (In Russ.).

Shmeleva, T. V. (1990). Speech genre. Possibilities of description and use in language teaching. Russian Studies. Scientific journal of topical problems of teaching the Russian language, 2: 20—32. (In Russ.).

Shvedova, N. Ju. (2003). Essays on the syntax of Russian colloquial speech. Moscow: Azbu-kovnik. 377 p. (In Russ.).

Sorokin, Ju. A., Tarasov, E. F. (1990). Creolized texts and their communicative function. In: R. G. Kotov (ed.). Speech Optimization: monograph. Moscow: Nauka. 180—186. (In Russ.).

Tanchuk, A. S. (2021). Discursive Characteristics of English-Language Webinars on Teaching English: PhD Diss. Samara. 205 p. (In Russ.).

Todorov, C. (1983). The concept of literature. In: Ju. S. Stepanov (ed.) Semiotics. Moscow: Raduga. 366—367. (In Russ.).

э

Toropova, S. V. (2020). The school students' chat as a new format of educational discourse.

In: Philology, foreign languages and media communications: materials of the XV (XLVII) Symposium of the International Scientific and Practical Conference. Kemerovo: KemGU. 21: 376—379. ISBN: 978-5-8353-2621-1. (In Russ.).

Voloshinov, V. N. (1993). Marxism and the Philosophy of Language: Main Problems of the Sociological Method in the Science of Language. Moscow. 1993. 79—104. (In Russ.).

Voronin, A. S. (2009). Virtual Pedagogy — Pedagogy of the 21st Century. In: New educational technologies at the university: VI international scientific and methodological conference, February 2—5, 2009. Yekaterinburg: GOU VPO UGTU-UPI. 2: 71—74. (In Russ.).

The article was submitted 03.05.2023; approved after reviewing 07.06.2023; accepted for publication 15.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.