Научная статья на тему 'Комментарий к положению по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008'

Комментарий к положению по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулова Г. Б.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008. Главное отличие нового ПБУ заключается в том, что коммерческие организации обязаны раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию не только об аффилированных лицах, но и о связанных сторонах (юридических и (или) физических лицах, способных оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, способна оказывать влияние. Кроме того, это ПБУ адресовано уже не только акционерным обществам, а всем коммерческим организациям, за исключением кредитных. Субъектам малого предпринимательства надо обратить внимание на то, что теперь не все могут игнорировать ПБУ 11/2008, как было раньше с ПБУ 11/2000. Законодатель обязал применять его тем, кто публикует свою бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами либо по собственной инициативе. Тем организациям, которые не знают, могут ли они себя причислить к малым, следует напомнить критерии, которые определяет в ст. 4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комментарий к положению по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

КОММЕНТАРИИ К ПОЛОЖЕНИЮ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИНФОРМАЦИЯ О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ» ПБУ 11/2008

Г. Б. АКУЛОВА, консультант Аудиторско-консалтинговой группы «Интерком-Аудит» (ВКК)

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008.

Применять его необходимо с годовой отчетностью за 2008 г. Ранее организации при раскрытии информации в бухгалтерской отчетности применяли Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное Минфином России от 13.01.2000.

Главное отличие нового ПБУ заключается в том, что коммерческие организации обязаны раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию не только об аффилированных лицах, но и о связанных сторонах (юридических и (или) физических лицах, способных оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или надеятельность которых организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, способна оказывать влияние). Кроме того, это ПБУ адресовано уже не только акционерным обществам, а всем коммерческим организациям, за исключением кредитных.

Субъектам малого предпринимательства надо обратить внимание на то, что теперь не все могут игнорировать ПБУ 11/2008, как было раньше с ПБУ 11/2000. Законодатель обязал применять его тем, кто публикует свою бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами либо по собственной инициативе.

Тем организациям, которые не знают, могут ли они себя причислить к малым, следует напомнить критерии, которые определяет в ст. 4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российско й Федерации»:

«К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектовмалого:

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства».

Законодательство обязывает публиковать бухгалтерскую отчетность следующие коммерческие организации.

1. Общества с ограниченной ответственностью в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами (ст. 49 Федерального закона от08.02.1998 № 14-ФЗ).

2. Открытые акционерные общества (ст. 16 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»),

3. Закрытое акционерное общество в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 2 ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах»),

В начале уже было упомянуто, что в соответствии с рассматриваемым ПБУ информацию надо раскрывать о связанных сторонах. В п. 4 расшифровывается, кто же может быть связанными сторонами, кроме аффилированных лиц. Таковыми еще являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, участвующие в совместной деятельности, а также организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации.

Список операций со связанными сторонами, которые необходимо отражать в отчетности, не сильно отличается от списка операций с аффилированными лицами, которые организации обязаны были отражать ранее согласно предыдущему ПБУ 11/2000. Он включает:

• приобретение и продажа товаров, работ, услуг;

• приобретение и продажа основных средств и других активов;

• аренда имущества и предоставление имущества в аренду;

• финансовые операции, включая предоставление займов;

• передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы;

• предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств;

• другие операции.

Из операций, по которым надо предоставлять сведения, исключена операция по передаче результатов научно-исследовательских и опытно-конс-трукторскихработ. Однако, учитывая, что перечень операций как и раньше остался открытым, то с твердостью утверждать, что по такой операции не нужно уже раскрывать сведения, нельзя. Более того, бухгалтер, составляющий отчетность, должен сам оценить, насколько та или иная операция со связанными сторонами существенна и насколько полно должна быть раскрыта в отчетности, несмотря на то, что она не указана в приведенном списке.

В пункте 7 ПБУ 11/2008 дано определением, что надо считать под контролем одним юридическим или физическим лицом другого — это когда оно имеет возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, в целях получения экономической выгоды от деятельности последнего в силу определенных причин. Такими причинами могут быть участие в хозяйственном обществе (товариществе) либо полномочия на более 50 % общего количества голосов в уставном капитале этого общества. Также возможность контролировать другое юридическое лицо есть у юридического или физического лица, которое имеет право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества (товарищества), и имеет возможность определять решения, принимаемые таким юридическим лицом. Для целей рассматриваемого ПБУ понятие дочернего общества берется из п. 1ст. 105 Гражданского кодекса РФ: «Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом».

Следует отметить, что в ПБУ 11/2008 даны более точные термины и их определения, которые уже

использовались в утратившем силу ПБУ 11/2000. Чем меньше уточнений и расшифровок несет в себе законодательный документ, тем больше претензий со стороны проверяющих органов можно ожидать организациям, составляющим бухгалтерскую отчетность, и тем больше фантазии требуется от сотрудников бухгалтерии. Точность терминов в законодательных актах, касающихся бухгалтерского учета, приближает его к точным наукам, что облегчает работу бухгалтерии.

Очень своевременно уточнение в п. 8 «значительного влияния», которое оказывают организация и физическое лицо на другую, при этом не контролируя ее. Оно может иметь место в случае «участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств». Хотя возможность для творчества Минфин России все равно оставляет.

Информация по связанным сторонам, подлежащая раскрытию в отчетности, должна раскрываться отдельно по каждой группе:

— основного хозяйственного общества (товарищества);

— дочерних хозяйственных обществ;

— преобладающих (участвующих) хозяйственных обществ;

— зависимых хозяйственных обществ;

— участников совместной деятельности;

— основного управленческого персонала организации, составляющей бухгалтерскую отчетность;

— других связанных сторон.

Пожалуй, одним из неприятных моментов возможно станет при составлении отчетности прямое указание в рассматриваемом документе на представление информации об управленческом персонале организации, при этомдостаточно подробно придется остановиться на их вознаграждении и на каждой из следующих выплат:

• краткосрочные вознаграждения — суммы, подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 мес. после отчетной даты (оплата труда за отчетный период, начисленные на нее налоги и иные обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, ежегодный оплачиваемый отпуск за работу в отчетном периоде, оплата организацией лечения, медицинского обслуживания, коммунальных услуг и т. п. платежи в пользу основного управленческого персонала);

• долгосрочные вознаграждения — суммы, подлежащие выплате по истечении 12 мес. после отчетной даты:

• вознаграждения по окончании трудовой деятельности (платежи (взносы) организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу основного управленческого персонала со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), и иные платежи, обеспечивающие выплаты пенсий и другие социальные гарантии основному управленческому персоналу по окончании ими трудовой деятельности);

• вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе;

• иные долгосрочные вознаграждения. Каким образом в бухгалтерской отчетности

необходимо раскрывать информацию согласно ПБУ 11/2008 и где ее отражать, решается каждой коммерческой организацией самостоятельно с учетом интересов пользователей и критерия величины предпринимательского бизнеса. Возможны следующие варианты:

1) наиболее полно отражается информация в пояснительной записке к балансу с расшифровкой необходимых статей баланса и по возможности в приложениях к балансу (форме № 3 «Отчете об изменениях капитала», форме № 4 «Отчете о движении денежных средств», форме № 5 «Приложении к балансу», форме № 6 «Отчете о целевом использовании полученных средств»);

2) для малых предприятий первый вариант не слишком подходящий, так как у них нет обязанности сдавать с годовой отчетностью все перечисленные в первом варианте формы. Таким предприятиям остается только расширить свой бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2), так как по отдельным статьям может быть увеличено количество строк и расшифровок при сохранении кодировки Росстата.

Хотя, на взгляд автора, при том объеме информации, которую необходимо будет привести в годовой отчетности за 2008 г., без пояснительной записки даже малым предприятиям обойтись будет затруднительно.

Литература

1. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008: приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.