Научная статья на тему 'Комментарий к Федеральному закону «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»'

Комментарий к Федеральному закону «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1324
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЁНКА / ДОСТУП ДЕТЕЙ К ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ / НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Признавая важную роль средств массовой информации и обеспечивая доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно кинформации и материалам, содействующим социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию ребёнка, в России был принят Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ ««О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее закон № 436-ФЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comments to the Federal Law «Protection of Children from information damaging their health and development»

Information products for children. Children's access to information. Information security. Supervision and control.

Текст научной работы на тему «Комментарий к Федеральному закону «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»»



ДОКУМЕНТЫ_

И КОММЕНТАРИИ

Комментарий к Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»1

Признавая важную роль средств массовой информации и обеспечивая доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к информации и материалам, содействующим социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию ребёнка, в России был принят Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — закон № 436-ФЗ).

• права ребёнка • доступ детей к информации

• информационная безопасность детей • надзор и контроль

Елена Леонидовна Болотова, Общие положения закона

профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла Университета Российской академии образования, доктор педагогических

наук

1 Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант Плюс».

Закон № 436-ФЗ принят как развивающий положения пункта «е» статьи 17 Конвенции о правах ребёнка. Он учитывает, что ребёнок имеет право на свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору. Однако 2000-е годы показали, что избыточная и бесконтрольная информация не только негативно влияет на развитие ребёнка, она формирует его как участника информационных отношений, который не всегда умеет оценить качество поступающей к нему информации, не всегда может обособиться от неё и ей противостоять.

Обращение к проблемам защиты прав ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, было предпринято ещё

ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

в статье 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Одна из статей этого нормативного правового акта обязывала органы государственной власти России защищать ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Однако в этом законе нет разъяснений базовых понятий, входящих в структуру такой информации, не устанавливались нормы ответственности за нарушение правил обеспечения ребёнка информацией. Это существенно снизило эффективность установленных правил по защите детей от опасной информации.

Закон № 436-ФЗ обозначил формирование в нашей стране законодательства о защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию. Помимо названных законов в законодательство вошли Конституция РФ, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Конвенция о правах ребёнка (1989) и другие нормативные правовые акты.

Представленные в законе № 436-ФЗ правила направлены на регулирование отношений, связанных как собственно с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, так и с защитой детей от такой информации в информационной продукции.

Законом № 436-ФЗ вводятся такие понятия, как «доступ детей к информации», «информационная безопасность детей», «информационная продукция для детей», «знак информационной продукции». Впервые раскрывается содержание понятий — «информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей», «информация порнографического характера».

Закон № 436-ФЗ распространяется на всех, кто размещает какую-либо информацию в местах, доступных для детей. При этом под действие закона не подпадают те, кто распространяет информацию, содержащую научную, научно-техническую, статистическую информацию, информационную продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества и рекламы. Следовательно, открытые фонды музеев, библиотек, архивов не подпадают под действие этого закона.

Е.Л. Болотова. Комментарий к Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Действие закона № 436-ФЗ распространяется на продукцию средств массовой информации, которая может быть размещена в печати (газеты, журналы, книги, брошюры и др.), в информационно-телекоммуникационных сетях (мобильные сети, интернет-ресурсы, радио- телевещание), в информационной продукции (плакаты, листовки, баннеры, информация контент-провайдеров, компьютерные программы, игрушки и др.).

В сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, преимущественные полномочия предоставлены федеральным органам исполнительной власти. Если, например, органы государственной власти субъектов РФ в этой сфере могут только разрабатывать и реализовывать региональные программы обеспечения информационной безопасности детей, а также программы производства и оборота информационной продукции для детей, то федеральный орган исполнительной власти в этой сфере формирует единую государственную политику, разрабатывает и внедряет соответствующие федеральные целевые программы, отвечает за экспертизу информационной продукции для детей.

Вся информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, согласно закону № 436-ФЗ разделена на информацию, которая запрещена для распространения среди всех детей (т.е. лиц в возрасте до 18 лет), а также на информацию, распространение которой среди детей ограничено их возрастом.

Ни при каких обстоятельствах детям нельзя предоставлять информацию или информационный продукт, который побуждает совершать действия, угрожающие их жизни и (или) здоровью; вызывающие желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; оправдывающие насилие и (или) жестокость по отношению клюдям или животным; отрицающие семейные ценности, формирующие неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающие противоправное поведение; содержащие нецензурную брань, информацию порнографического характера.

К информации, к которой дети имеют ограниченный доступ, относят информацию, представляемую в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; вызывающую у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемую в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; представляемую в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; содержащую бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Д О К У М Е Н Т Ы И К О М М Е Н Т А Р И И

Ограничения доступа к такой информации связаны с возрастом детей. Статья 18 Конвенции о правах ребёнка указывает на то, что родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Следовательно, преимущественно от воли родителей будет зависеть, в каком возрасте и в каких количествах ребёнок будет знакомиться с тем или иным информационным продуктом, с той или иной информацией.

Требования к информационной продукции

Право на информацию имеет некоторые ограничения, необходимые для уважения прав и репутации других лиц, охраны здоровья и нравственности населения. Законом № 436-ФЗ установлены четыре возрастные категории детей для доступа к информационной продукции: «до 6 лет», «с 6 до 12 лет», «с 12 до 16 лет», «старше 16 лет».

Информационная продукция классифицируется её производителями и распространителями с привлечением экспертов. При классификации оцениваются тематика, жанр, содержание, художественное оформление, особенности восприятия информации детьми определённой возрастной категории, вероятность причинения информацией вреда здоровью и развитию детей. Соответствующие сведения должны быть указаны в сопроводительных документах к информационной продукции.

Например, информационная продукция, предназначенная для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, должна классифицироваться в соответствии с требованиями законодательства об образовании.

Аудиовизуальные произведения (фильмы, программы) должны классифицироваться на основе Приказа Роскультуры от 15.03.2005 № 112 «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, Положения и состава Экспертного совета по возрастной классификации аудиовизуальных произведений» с учётом психовозрастных особенностей восприятия зрительской аудиторией.

Законом № 436-ФЗ установлены специальные требования к информационным продуктам, распространяющимся различными способами: через теле- и радиовещание; через информационно-телекоммуникационные сети (в том числе в сети Интернет), через сети подвижной радиотелефонной связи, в виде печатной, полиграфической или аудиовизуальной продукции.

Установлено, что когда печатные издания и другая полиграфическая продукция распространяются в местах для неопределённого круга лиц, то первая и последняя страницы газеты, обложки издания не должны содержать информацию, приносящую вред здоровью и развитию детей. Информация, запрещённая для детей, допускается к распространению в виде печатной продукции, но только в запечатанных упаковках с указанием определённых ограничений.

Е.Л. Болотова. Комментарий к Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Требования к обороту информационной продукции

Законом № 436-ФЗ определено, что прежде чем допускать информационную продукцию в деловой оборот (в том числе через Интернет), надо присвоить ей знак информационной продукции.

Знак информационной продукции размещается в виде текстового предупреждения об ограничении распространения в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, на афишах, объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, объявлениях о кино- или видеопоказе, входных билетах и приглашениях, на учебных пособиях и в периодических изданиях.

Безопасность оборота информационной продукции будет устанавливаться с помощью её экспертизы. В качестве аккредитованных экспертов будут привлекаться лица с высшим профессиональным образованием, обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии. Экспертами не могут быть производители и распространители информационной продукции, а также лица, имеющие или имевшие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Процедура экспертизы достаточно длительная. Так для принятия решения по жалобе физического или юридического лица в отношении качества и безопасности информационного продукта решение о назначении эксперта принимается за 10 дней, проведение экспертизы и подготовка экспертного заключения экспертом займут 90 дней. Ещё пять дней понадобится, чтобы направить экспертное заключение в федеральный орган исполнительной власти для принятия решения по такой ситуации. Далее в течение 15 дней будет принято решение о соответствии либо несоответствии конкретного информационного продукта нормам о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также устранению выявленных нарушений.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства

Контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в соответствии с законом № 436-ФЗ может быть государственным и общественным. Государственный контроль в этой системе правоотношений проводится федеральным органом исполнительной власти в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В общественном контроле за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, могут принимать участие граждане, их общественные объединения и другие некоммерческие организации.

ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

Нарушение законодательства влечёт юридическую ответственность, однако пока законодательство России не содержит специальных норм об ответственности за несоблюдение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Например, в Кодексе об административных правонарушениях РФ по этой проблеме есть только нормы, позволяющие привлечь к административной ответственности участников массового информационного обмена. Так, статья 13.14 КоАП РФ определяет меры воздействия на лиц, разглашающих информацию с ограниченным доступом, а в соответствии со статьёй 13.15 КоАП РФ наказание неизбежно при распространении в теле-, видео-, кинопрограммам, документальных и художественных фильмах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) вредно влияющих на их здоровье.

Закон № 436-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 года. Он не будет распространяться на печатную продукцию, выпущенную в информационный оборот до этого дня. И пока ещё не сложилась практика применения этого закона, необходимо внести уточнения в нормативные правовые акты по проблемам, которые закон так и не разрешил.

Например, определённый риск представляют отношения, связанные с желанием каких-либо общественных организаций в целях саморекламы заявить о той или иной некачественной и опасной информационной продукции и разработать в рамках идеи «защиты детей» программу ликвидации такой продукции.

Закон № 436-ФЗ не ограждает ребёнка от навязывания ему той информации, которую выберут его родители: закон позволяет родителям вместе со своим ребёнком смотреть фильмы, где могут быть представлены и насилие, и жестокость, и нецензурная брань.

Сверхжесткие возрастные ограничения при распространении информационных продуктов могут привести к появлению значительного арсенала технических, организационных и административных мер по надзору и контролю за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, что существенно сузит информационное пространство ребёнка.

Закон № 436-ФЗ относит к компетенции федерального органа исполнительной власти полномочия по организации экспертизы безопасности информационного продукта для детей. Однако в этой сфере российское законодательство имеет существенные пробелы. Например, на федеральном уровне отсутствуют акты, определяющие порядок проведения экспертизы любых настольных, компьютерных и других игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Каким образом будет производиться экспертиза информационных продуктов для детей, закон № 436-ФЗ не устанавливает, он не содержит норм, определяющих даже статус документов, в соответствии с которыми будет проводиться такая экспертиза.

Е.Л. Болотова. Комментарий к Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Кроме того, необходимо установить в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности, а также в административном и уголовном законодательстве юридическую ответственность за нарушение установленного порядка обязательной экспертизы информационной продукции.

Идея ограничения доступа детей к информации и информационным продуктам, причиняющих вред их здоровью и развитию, безусловно положительна: предлагаемые меры будут способствовать нравственности ребёнка, его социальному, духовному и моральному благополучию и развитию, разумному поведению детей при работе с компьютерными программами и в Интернете, соблюдению норм информационной этики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.