Научная статья на тему 'Детские игрушки как одна из проблемных сфер для реализации прав детей на защиту здоровья и нравственного развития'

Детские игрушки как одна из проблемных сфер для реализации прав детей на защиту здоровья и нравственного развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИГРУШКИ / ЗАЩИТА / ЗНАК ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ / INFORMATION PRODUCTS / TOYS / SECURITY / SIGN INFORMATION PRODUCTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорогова Евгения Вадимовна

В статье автором рассматриваются проблемные вопросы, связанные с отнесением детских игрушек к сфере регулирования Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Предлагается внести изменения в понятие информационной продукции в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Рассматривается вопрос отнесения аудио-продукции к информационной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDRENS TOYS AS A PROBLEM AREAS TO REALIZE THE RIGHTS OF CHILDREN TO PROTECTION OF HEALTH OR MORALS DEVELOPMENT

In this article the author discusses the problematic issues related to the allocation of children's toys to the regulation of the Federal Law "On Protection of children from information harmful to their health and (or) development." Proposes to amend the concept of information products in the Federal Law "On Protection of children from information harmful to their health and (or) development." The question of classifying audio products as information products.

Текст научной работы на тему «Детские игрушки как одна из проблемных сфер для реализации прав детей на защиту здоровья и нравственного развития»

ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СФЕР ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ НА ЗАЩИТУ ЗДОРОВЬЯ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Дорогова Евгения Вадимовна

ассистент кафедры Государственных и гражданско-правовых дисциплин факультета ПСПО ФГБОУВПО ЮУРГУ (НИУ) РФ, г. Челябинск

E-mail: [email protected]

CHILDRENS TOYS AS A PROBLEM AREAS TO REALIZE THE RIGHTS OF CHILDREN TO PROTECTION OF HEALTH OR MORALS

DEVELOPMENT

Dorogova Eugene Vadimovna

assistant of state and civil disciplines department faculty of Law enforcement officials training in the FSSFEIHPE) "SUSU" (National Research University), Russia,

Chelyabinsk

АННОТАЦИЯ

В статье автором рассматриваются проблемные вопросы, связанные с отнесением детских игрушек к сфере регулирования Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Предлагается внести изменения в понятие информационной продукции в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Рассматривается вопрос отнесения аудио-продукции к информационной продукции.

ABSTRACT

In this article the author discusses the problematic issues related to the allocation of children's toys to the regulation of the Federal Law "On Protection of children from information harmful to their health and (or) development." Proposes to amend the concept of information products in the Federal Law "On Protection of children from information harmful to their health and (or) development." The question of classifying audio products as information products.

Ключевые слова: информационная продукция; игрушки; защита; знак информационной продукции.

Keywords: information products; toys; security; sign information products.

Современное общество развивается стремительно, вынуждая государство обеспечивать и поддерживать его развитие с помощью совершенствования всех отраслей жизни. Изменениям подвергается и право. Возникают новые правовые положения, нормы, институты, отрасли, а прежние, изменяются и дополняются. Столь быстрое развитие общества стало возможно благодаря формированию международного свободного информационного поля и, как следствие, многообразию информации. Однако, как отмечает Минбалеев А.В., «общественность уже осознала не только положительный эффект от использования информации, но и негативный, поэтому сегодня постепенно начался переход от принципа открытости информации к ограничению доступа и использования отдельных сведений» [1, с. 4]. Мировое общество давно стремится к формированию безопасного информационного поля, которое при этом не нарушало бы права на свободу информации. В российской действительности давно назрел вопрос о необходимости законодательного регулирования распространения информационной продукции, содержащей безопасную информацию, и это привело к принятию Федерального закона Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» [2].

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» внёс новые термины, и хотя ряд понятий имеют законодательно закреплённые формулировки, некоторые определения всё равно рождают неясности в понимании, и как следствие, проблемы в применении существующих норм права к неоднозначным общественным отношениям в сфере распространения информации. Одной из таких проблем является отсутствие обязанности у производителя наносить знак информационной продукции на детские игрушки. Необходимо разобраться с тем, что понимается под игрушками, достаточно ли существующей законодательной защиты детей от вредной информации в сфере оборота детских игрушек, и относятся ли игрушки к информационной продукции.

В п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» содержится положение о том, что в целях охраны здоровья и нравственности ребёнка проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) игрушек [3]. Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» под игрушкой понимается «изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет» [4]. В самом техническом регламенте перечислены требования к физической безопасности игрушек, то есть к их материалам, конструкции, но не к содержанию. Несмотря на то, что производитель обязан определить для какого возраста предназначена игрушка (существует всего три вида возрастной классификации — от 0 до 3, от 3 до 5, от 5 до 14), в некоторых случаях вызывает сомнение адекватность такой классификации. Вот один из таких случаев: особой популярностью в магазинах на данный момент пользуются куклы из серии "MONSTER HIGH" — это куклы, созданные по мотивам историй об известных зловещих персонажах: Дракулой, Франкенштейном, Призраком Оперы, Медузой Горгоной, а также самых разнообразных оборотней, привидений и зомби. Куклы предназначены для детей старше трёх лет — так написано на упаковке, но если разобраться с этико-эстетическими характеристиками данных изделий, то возникают сомнения по поводу установленного производителем возрастного ограничения. Не вызывают ли такие игрушки у ребёнка чувства ужаса или страха, не влияют ли отрицательно такие игрушки на формирование традиционного полового воспитания — к сожалению, такие вопросы совсем не обязательны при проведении экспертизы производителем, так как данный вопрос не включён в сферу действия Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Под информационной продукцией в Федеральном Законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» понимается «предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция,

аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи» [2]. Возьмём, например, такую игрушку, как Детский развивающий центр (8Т-703), которая представляет собой детский развивающий планшет с библиотекой, содержащей большое количество детских книг, обучающих игр и мультфильмов и предназначенный для детей старше двух лет. Вполне справедливо будет заметить, что данная игрушка является электронным носителем аудиовизуальной продукции, которая должна иметь знак информационной продукции. Возможно, данный пробел устранится в случае дополнения рассмотренного законодательного определения словами «аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, в том числе детские игрушки, содержащие аудиовизуальную продукцию». В этом случае, если контент, содержащийся в подобных развивающих игрушках не будет соответствовать возрастной классификации, то появится возможность выявлять и устранять такое нарушение путём привлечения к ответственности недобросовестного производителя, а значит, эффективность защиты детей от вредной информации возрастёт. Однако, это не все проблемы, касающиеся детских игрушек. В последние годы рынок детских товаров наполнен интерактивными игрушками, например, возьмём игрушку «Бёрди», представляющую собой мягкую игрушку, которая способна общаться с детьми, играть с ними — побуждает к действиям, разговаривает, поет, рассказывает сказки, повторяет слова, сказанные ребёнком, меняет свои движения и сигналы, ориентируясь на поведение ребёнка, реагирует на прикосновения, хлопает глазами-экранами. Такие игрушки представляют собой своего рода носитель аудио-продукции, но нельзя отнести её к предыдущему примеру, так как в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» к информационной продукции не относится аудио-продукция, а значит,

производителей аудио-сказок и песен нельзя обязать проводить экспертизу и возрастную классификацию. Остаётся неясным, почему законодатель пропустил аудио-продукцию, ведь в современном музыкальном творчестве не каждый результат подходит для детского прослушивания: встречаются и нецензурные выражения в песнях, и аудио-книги, с недетскими текстами, при этом художественная оправданность и культурная ценность этих произведений сомнительна. К тому же следует отметить, что в модельном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принятом на тридцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 3 декабря 2009 года № 33-15 в понятие информационной продукции также входили фонограммы, детские настольные игры и электронные игры [5].

Хотелось бы отметить, что игрушки — это одна из основных категорий детских товаров и, учитывая, что в современном технически развитом обществе они зачастую содержат информационную продукцию, следует внести данные виды товаров в сферу действия Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Безусловно, это не решит всех проблем обеспечения информационной безопасности детям, но существенно повысит эффективность реализации норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», а возможно, заставит производителей и распространителей детских игрушек ответственнее подходить к вопросу экспертизы.

Список литературы:

1. Минбалеев А.В. Система информации: Теоретико-правовой анализ: диссертация на соиск. уч. ст. к.ю.н. Специальность 12.00.14 Административное право; Финансовое право; Информационное право /А.В. Минбалеев; Науч. рук. В.И. Майоров. Челябинск. 2006. — 271 с.

2. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ // Российская газета. 2010. № 5376.

3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 02.12.2013) // Российская газета. 1998. № 147.

4. О безопасности игрушек: Технический регламент ТР ТС 008/2011 // Документ опубликован не был. СПС КонсультантПлюс. (дата обращения: 04.10.201 4г.)

5. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Модельный закон. Принят на 33 Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 3 декабря 2009 года № 33-15 // База данный — Законодательство стран СНГ. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.spmform.m/show_doc.fwx?rgn=62134(дата обращения: 04.10.2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.