Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации: основные задачи и механизмы их реализации
Агеев Вячеслав Николаевич
кандидат юридических наук
доцент, кафедра конституционного, административного и международного права, Набережночелнинский институт (филиал), ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный
университет» в г. Набережные Челны
423812, Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Сююмбике, 10 А
Статья из рубрики "Административное право"
Аннотация. Объектом исследования настоящей статьи является Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». Предметом исследования являются основные задачи комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации. Автор подробно рассматривает вопросы государственной политики в области противодействия коррупции, порядок взаимодействия Комиссии с другими органами государственной власти по вопросам исследуемой сферы. Методологию исследования составили в первую очередь нормативные правовые акты Российской Федерации и её субъектов, а также труды российских учёных. В статье использовались как общенаучные, так и специальные методы исследования. Новизна исследования заключается в отсутствии исследований по проблематике статьи. В результате исследования автор приходит к выводу, что с изданием Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» выстраивается некая «вертикаль» в системе противодействия коррупции в Российской Федерации и её субъектах. Однако, механизм реализации задач комиссии, регламентированных настоящим Указом, требует детальной проработки для более эффективного выполнения Комиссией возложенных на неё задач.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная антикоррупционная политика, региональная антикоррупционная политика, конфликт интересов, государственная служба, Типовое положение, координационный орган, высшее должностное лицо
DOI: 10.7256/2409-7136.2016.4.18121
На современном этапе развития государства особенно приоритетным является последовательная модернизация российской государственности и активная борьба с коррупционными проявлениями. Достижение данных целей невозможно без дальнейшего укрепления взаимодействия государственных органов всех ветвей власти и формирования единого правового пространства на территории страны.
Обеспечение единства правового пространства на территории каждого конкретного
субъекта Российской Федерации возложено на органы государственной власти субъекта и в первую очередь на высшее должностное лицо (руководителя высших исполнительных
органов государственной власти) региона
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» для обеспечения координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления связанной с реализацией государственной политики в области противодействия коррупции могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Указанные органы должны формироваться по решению Президента Российской Федерации.
Национальным планом противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226[3] Правительству Российской Федерации, президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции было предписано разработать и представить в установленном данным Указом порядке проект типового положения о комиссиях по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»
(далее по тексту - Указ), целью которого явилось обеспечение единой политики государства в сфере противодействия коррупции, утверждено Типовое положение (далее по тексту - Типовое положение) о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации (далее по тексту -Комиссия), а также рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации в срок три месяца (с момента вступления в силу настоящего Указа - прим. автора): создать комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъектах. При разработке положений о таких комиссиях высшим должностным лицам рекомендовано руководствоваться Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации; обеспечить издание нормативно-правовых актов, которые устанавливали бы порядок рассмотрения комиссиями по координации работы по противодействию коррупции в субъектах вопросов, которые касающихся вопросов соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, и урегулирования конфликта интересов.
Согласно пункту 1 Указа Комиссия является постоянно действующим координационным органом при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации.
Пункт 5 Указа содержит перечень основных задач Комиссии. Согласно указанному пункту основными задачами комиссии являются:
а) обеспечение исполнения решений Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и его президиума;
Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции принимает решения (а Комиссия обеспечивает их исполнение) в рамках возложенных на него задач, а именно:
подготавливает предложения главе государства, которые касаются выработки и реализации политики государства в сфере противодействия коррупции;
координирует работу органов исполнительной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления по реализации политики государства в сфере борьбы с коррупцией;
контролирует реализацию мероприятий, которые предусматривает Национальный план противодействия коррупции.
Кроме того, как уже отмечалось выше, Комиссия обеспечивает исполнение и решений президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, который, в пределах своих полномочий, рассматривает вопросы, которые связаны с реализацией решений Совета; которые касаются соблюдения требований к служебному поведению отдельной категории лиц, замещающих: государственные должности Российской Федерации; должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются главой государства и правительством; должности руководителей и их заместителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов; по решению главы государства или руководителя его Администрации рассматривает вопросы, которые касаются соблюдения требований к служебному поведению лиц, замещающих любые должности, которые в силу занимаемой должности и связанными с этим полномочиями, обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов.
Следует отметить, что для реализации решений Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации, а для реализации решений президиума Совета могут даваться поручения Президента Российской Федерации. В связи с этим представляется возможным утверждать, что Комиссия напрямую обеспечивает исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по вопросам исследуемой сферы.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что с изданием Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» выстраивается некая «вертикаль» в системе противодействия коррупции в Российской Федерации и её субъектах.
По нашему мнению, было бы не лишним в Типовом положении закрепить порядок, формы обеспечения Комиссией исполнения решений Совета и его президиума, что позволило бы Комиссии более эффективно выполнять возложенные на неё задачи.
Следующей задачей Комиссии является подготовка предложений о реализации государственной политики в области противодействия коррупции высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Государственная политика в области противодействия коррупции - это целостная всеобъемлющая реализация правовых, социально-политических, технических и
финансово-организационных мероприятий, которые способствуют развитию необходимых механизмов, позволяющих эффективно противодействовать любым проявлениям коррупции.
Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» определяет Президент Российской Федерации.
Эти направления глава государства определяет в Национальном плане противодействия коррупции, утверждаемом его указом.
Впервые Национальный план противодействия коррупции был утверждён Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года I-5". Тогда его первоочередной задачей было принятие Федерального закона «О противодействии коррупции». Последующие национальные планы утверждались уже во исполнение пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В настоящее время «наиболее актуальным» национальным планом является Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226.
Задачами указанного Национального плана является реализация следующих мероприятий:
оптимизация и совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;
обеспечение исполнения нормативно-правовых актов и управленческих решений в сфере борьбы с коррупцией;
активизация антикоррупционного просвещения граждан;
реализация требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривающих ответственность за
незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
В основу реализации политики государства по борьбе с коррупцией, предусмотренной этим Национальным планом, по мнению В.А. Авдеева, «положена «опережающая» модель правового регулирования, учитывающая тенденции коррупционной преступности, а именно состояние, структуру, динамику и детерминанты на транснациональном, межгосударственном, национальном и региональном уровнях» [7, с-25"".
Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы представляет собой документ, демонстрирующий качественно новый подход к проблеме коррупции в Российской Федерации. Решение проблем противодействия коррупции в этом документе излагается с учётом новейших научных разработок, теоретически обоснованных, правотворческих, организационно-политических и практических методов и средств.
Третьей задачей Комиссии согласно Типовому положению является обеспечение координации деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной
политики в области противодействия коррупции.
Координация любой деятельности является неким процессом распределения деятельности в пространстве и времени, направленное на приведение отдельных элементов такой деятельности в сочетание, позволяющее более эффективно и действенно добиться желаемой цели, а также распределение возложенных обязанностей и применение мер возможной ответственности.
В связи с эти, можно сделать вывод, что задачей Комиссии является разработка и осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органами местного самоуправления согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению коррупционных преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Следующей задачей Комиссии является обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также их взаимодействия с территориальными органами федеральных государственных органов при реализации мер по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации;
И.А. Космина понимает под взаимодействием «систему организационно-правовых средств, с помощью которых осуществляются и регулируются взаимоотношения между субъектами права в целях их упорядочивания и достижения эффективного результата» Г8. с. 1801.
С.А. Васильев уточняет, что сущность взаимодействия - взаимоотношения, порождённые осуществлением действий субъектов, направленных друг на друга Г9, с 561.
Кроме того, для осуществлении взаимодействия обязательным элементом является наличие общей цели субъектов, для чего необходима абсолютная согласованность общих действий с учётом интересов всех сторон указанных отношений. Согласованность как обязательный признак взаимодействия главным образом влияет на совместные действия, объединяя их в единое целое - деятельность.
Таким образом, задачей Комиссии является построение системы организационно-правовых средств, с помощью которых будут осуществляться и регулироваться взаимоотношения при реализации мер по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации как органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления между собой, так и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных государственных органов.
Ещё одной из задач Комиссии Типовое положение называет обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с гражданами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, научными организациями по вопросам противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации.
В современном российском законодательстве механизм взаимодействия органов государственной власти всех уровней и гражданского общества в области борьбы с коррупцией пока только формируется. Так, в частности, в состав комиссий по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов включаются
независимые эксперты, имеет место быть практика обсуждения законопроектов в режиме онлайн; на государственном уровне был создан проект «Открытое правительство», который способствует повышению информационной открытости органов государственной власти. Ещё одним средством снижения коррупционной составляющей предоставление государственных услуг с помощью сети Интернет.
Однако, на сегодняшний день абсолютно очевидна необходимость более детальной регламентации механизма взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти, поскольку нормативно-правовые акты часто только законодательно закрепляют задачи, которые предполагают взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом, либо провозглашает соответствующий принцип регулирования тех или иных общественных отношений.
Так, в Концепции взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия
коррупции на период до 2014 года было отмечено, что, несмотря на то, что в различных нормативно-правовых актах как федерального и регионального уровня, закреплены довольно широкие возможности участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции, а также несмотря на постоянный рост количества негосударственных организаций, которые создаются в различных организационно-правовых формах, не произошло ожидаемого объединения усилий институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции.
Кроме всего прочего, в большей степени это объясняется тем, что процедуры, механизмы участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции не закреплены нормативно в российском законодательстве, что часто позволяет скрывать факты коррупционных правонарушений и преступлений и не опасаться какой-либо отв е тс тв е ннос ти з а иг но риро в а ние обще с тв е нного мне ния .
Обеспокоенность институтов гражданского общества вызвана тем, что располагая весомым потенциалом в сфере противодействия коррупции, возможности гражданского общества для активной борьбы с коррупцией существенно ограничены, во-первых, несовершенством федерального и регионального законодательства, во-вторых, практически полным отсутствием условий для формирования конструктивного диалога с государственной властью, в первую очередь, на региональном уровне.
Институты гражданского общества - это тот потенциал, который как никакой другой способен обеспечить поступление действительной, проверенной информации об эффективности проводимой государством антикоррупционной политики в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также обеспечить механизм обратной связи между населением и государственной властью.
Д л я наиболее эффективного взаимодействия органов государственной власти всех уровней, а также органов муниципальной власти и институтов гражданского общества в области борьбы с коррупцией Концепция взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 года указывает на необходимость решения следующих задач:
- совершенствование антикоррупционной политики государства, в том числе и совершенствование так называемого антикоррупционного законодательства;
- обеспечение согласованных направленных совместных действий органов
государственной власти всех уровней, органов муниципальной власти, а также институтов гражданского общества. Указанные действия должны быть системными и целенаправленными;
- значительное увеличение круга вопросов в области противодействия коррупции, к решению которых возможно привлечение институтов гражданского общества;
- стимулирование активного участия гражданского общества и его институтов в решении задач, в сфере проводимой государством антикоррупционной политики;
- создание необходимых условий, которые способствовали бы открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти всех уровней, органов муниципальной власти, связанной с принятием и реализацией решений в области борьбы с коррупцией для институтов гражданского общества;
- разработка, внедрение и улучшение механизмов учёта общественного мнения при принятии решений в сфере противодействия коррупции органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- формирование у граждан антикоррупционного мировоззрения;
- совершенствование российского антимонопольного законодательства;
- исследование и использование на практике научных разработок как российских, так и зарубежных учёных, а также использование международного опыта по вопросам взаимодействия институтов гражданского общества, органов государственной власти, органов муниципальной власти в сфере противодействия коррупции.
О необходимости тесного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества по вопросам антикоррупционной политики указывается и в антикоррупционном законодательстве большинства субъектов Российской Федерации. При этом под взаимодействием указанных институтов в сфере противодействия коррупции, в частности в законодательстве Республики Татарстан, подразумевается непосредственное или опосредованное воздействие друг на друга и социальную среду различных субъектов антикоррупционной политики, в том числе органов местного самоуправления и институтов гражданского общества для достижения единой - снижения (вплоть до искоренения) уровня коррупции в системе социального
управления Г11, с- 61.
Серьёзным шагом в достижении большей информационной открытости для граждан и общественных институтов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления ещё в 2009 году стало принятие Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления» Однако, на практике, проверка его реализации показала, что указанный закон требует значительного совершенствования в части установления дополнительных гарантий полноты и достоверности представляемой
информации. Это позволит повысить эффективность общественного контроля Г13, с- 631.
Одной из не менее важных форм взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом в области антикоррупционной политики, которая в современной действительности уже реализуется как на федеральном, так и на региональном уровнях, является создание специализированных совещательных, консультативных, координационных и экспертных органов (одним из таких органов и стала Комиссия).
Для предоставления гражданам и общественным институтам возможности сообщать об имеющихся фактах коррупции создаются различные Интернет-ресурсы: приёмные, «горячие линии», «телефоны доверия». Однако, несмотря на это, количество сообщений о коррупционных правонарушений очень незначительно, что может свидетельствовать о достаточно низком уровне правосознания граждан и антикоррупционной активности населения и общественных институтов, а также о неэффективности проводимых антикоррупционных образовательных и пропагандистских мероприятий.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать выводы, что деятельность Комиссии в реализации этой задачи должна быть в частности направлена на
- создание эффективного механизма взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными комиссиями антикоррупционной направленности, а также с гражданами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, научными организациями;
- совершенствование (в пределах своей компетенции) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
- обеспечение равного доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и др.;
- принятие адекватных мер по созданию эффективной системы обратной связи, которая позволила бы органам власти корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации, полученной от населения и общественных институтов;
- активное внедрение научного сообщества в разработку различных антикоррупционных программ, проектов нормативно-правовых актов антикоррупционной направленности с целью повышения их качества. Проведение совместных научных конференций и семинаров по проблемам противодействия коррупции.
В качестве последней задачи Комиссии Типовое положение закрепляет следующую задачу - информирование общественности о проводимой органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления работе по противодействию коррупции.
С этой целью Комиссия должна обеспечить в частности
- создание необходимых условий для оперативного информирования населения и общественных институтов о результатах проведённых проверок, обстоятельствах совершения коррупционных правонарушений и преступлений, а также о мерах, принятых в отношении виновных лиц посредством размещения таких сведений на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления в сети Интернет, в средствах массовой информации и на других ресурсах;
- раскрытие информации о деятельности органов власти различных уровней, в том числе путём регулярных отчётов органов этих органов о результатах их деятельности, принятых решениях в сфере антикоррупционной политики, использовании бюджетных средств в средствах массовой информации;
- составление и регулярное опубликование рейтингов органов государственной власти и органов местного самоуправления, основанных на различных критериях, в том числе на
критерии «открытость деятельности» и пр.
В результате исследования, представляется возможным прийти к выводу, что механизм реализации задач комиссии, регламентированных настоящим Указом, требует детальной проработки для более эффективного выполнения Комиссией возложенных на неё задач.
Библиография
1. Агеев В.Н. К вопросу о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации / В.Н. Агеев // NB : Административное право и практика администрирования. - 2015. - № 5. - С. 34 - 52. DOI: 10.7256/2306-9945.2015.5.18041. и^: http://www.e-notabene.ru/al/article_18041.html.
2. О противодействии коррупции : федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
3. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы : указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - Ст. 1729.
4. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции : указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 29 (часть II). - Ст. 4477.
5. «Национальный план противодействия коррупции» (утв. Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568) // Российская газета. - 2008. - 05 авг. С. 2.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
7. Авдеев В.А. Государственная политика Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Российская юстиция. - 2015. - № 5. - С. 25 - 28.
8. Космина И.А. Теоретико-правовые аспекты взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления / И.А. Космина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 80. - С. 178 - 189.
9. Васильев С.А. Конституционно-правовая сущность взаимодействия общественных объединений с правоохранительными органами в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина / С.А. Васильев // Юридический мир. - 2014. - № 6. - С. 54 - 58.
10. Концепция взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 года, одобрена решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (пункт 2 раздела 1 протокола № 34 от 25.09.2012) [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа : http://minjust.ru/ru/koncepciya-vzaimodeystviya-organov-gosudarstvennoy-vlasti-organov-mestnogo-samoupravleniya-i.
11. Кабанов П.А. Некоторые формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления в области противодействия коррупции / П.А. Кабанов // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 5. - С. 5 - 12.
12. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : федер. закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 7. - Ст. 776.
13. Сухаренко А.Н. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в России / А.Н. Сухаренко // Российская юстиция. - 2013. - № 6. - С. 63.
References (transliterated)
1. Ageev V.N. K voprosu o komissii po koordinatsii raboty po protivodeistviyu korruptsii v sub''ekte Rossiiskoi Federatsii / V.N. Ageev // NB : Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2015. - № 5. - C. 34 - 52. DOI: 10.7256/23069945.2015.5.18041. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_18041.html.
2. O protivodeistvii korruptsii : feder. zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. - 2008. - № 52 (ch. 1). - St. 6228.
3. O Natsional'nom plane protivodeistviya korruptsii na 2014 - 2015 gody : ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 11 aprelya 2014 g. № 226 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. - 2014. - № 15. - St. 1729.
4. O merakh po sovershenstvovaniyu organizatsii deyatel'nosti v oblasti protivodeistviya korruptsii : ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 15 iyulya 2015 goda № 364 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. - 2015. - № 29 (chast' II). - St. 4477.
5. «Natsional'nyi plan protivodeistviya korruptsii» (utv. Prezidentom Rossiiskoi Federatsii ot 31.07.2008 № Pr-1568) // Rossiiskaya gazeta. - 2008. - 05 avg. S. 2.
6. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh : feder. zakon ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. -2002. - № 1 (ch. 1). - St. 1.
7. Avdeev V.A. Gosudarstvennaya politika Rossiiskoi Federatsii v sfere protivodeistviya prestupleniyam korruptsionnoi napravlennosti / V.A. Avdeev, O.A. Avdeeva // Rossiiskaya yustitsiya. - 2015. - № 5. - S. 25 - 28.
8. Kosmina I.A. Teoretiko-pravovye aspekty vzaimodeistviya ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub''ekta RF i organov mestnogo samoupravleniya / I.A. Kosmina // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. - 2008. - № 80. - S. 178 - 189.
9. Vasil'ev S.A. Konstitutsionno-pravovaya sushchnost' vzaimodeistviya obshchestvennykh ob''edinenii s pravookhranitel'nymi organami v sfere zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina / S.A. Vasil'ev // Yuridicheskii mir. - 2014. - № 6. - S. 54 - 58.
10. Kontseptsiya vzaimodeistviya organov gosudarstvennoi vlasti, organov mestnogo samoupravleniya i institutov grazhdanskogo obshchestva v sfere protivodeistviya korruptsii na period do 2014 goda, odobrena resheniem prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po protivodeistviyu korruptsii (punkt 2 razdela 1 protokola № 34 ot 25.09.2012) [Elektronnyi resurs] - Elektron. dan. - Rezhim dostupa : http://minjust.ru/ru/koncepciya-vzaimodeystviya-organov-gosudarstvennoy-vlasti-organov-mestnogo-samoupravleniya-i.
11. Kabanov P.A. Nekotorye formy vzaimodeistviya institutov grazhdanskogo obshchestva s organami mestnogo samoupravleniya v oblasti protivodeistviya korruptsii / P.A. Kabanov // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2012. - № 5. - S. 5 - 12.
12. Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti gosudarstvennykh organov i organov mestnogo samoupravleniya : feder. zakon ot 09 fevralya 2009 g. № 8-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. - 2009. - № 7. - St. 776.
13. Sukharenko A.N. Obshchestvennyi kontrol' kak sredstvo protivodeistviya korruptsii v Rossii / A.N. Sukharenko // Rossiiskaya yustitsiya. - 2013. - № 6. - S. 63.