УДК 378 +070:654.197
КОМИКСЫ В РОССИИ И США: КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ»
Л.Л. Гарапова, Д.М. Султанова, Л.А Сыченкова
lenaragarapova@gmail. com; dasuma@gmail. com; l. [email protected]
Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия
Аннотация. В статье представлен опыт студентов по разработке проекта программы «Комиксы в России и США в рамках учебного курса «Методика преподавания культурологии». Авторы предлагают свою концепцию рассмотрения культурного феномена комиксов как одной из составляющих «генетического кода» современной культуры; его особенности как секвенциального искусства и как средства массовой коммуникации, естественным образом приводящие к симбиозу видов искусств, о котором писал С. Эйзенштейн. В структуре курса нашёл отражение авторский подход к рассмотрению разных аспектов этого феномена в визуальной культуре ХХ-ХХ1 веков. Принцип отбора источников основан на наиболее знаковых продуктах как комикс-индустрии, так и всей массовой культуры. Источники (комиксы, кинофильмы, рекламная продукция, видеоматериалы) в процессе обучения помогают раскрыть все аспекты «девятого искусства» и выявить природу его феноменальности. В рамках предлагаемой концепции учебного курса рассматривается следующие ключевые моменты, описывающие сущность феномена комикса: становление кинокомикса и его место в контексте раннего кино; жанр супергеройского кино; коммуникативная роль комикса в социальной среде.
Ключевые слова: учебный курс, методика преподавания культурологии, творческое задание, комикс, миф, кинокомикс, супергерой, образ, феномен.
Для цитирования: Гарапова Л.Л., Султанова Д.М., Сыченкова Л.А. Комиксы в России и США: концепция учебного курса в рамках дисциплины «Методика преподавания культурологии». Казанский вестник молодых учёных. 2020;4(5):16-32.
Пояснительная записка к курсу
Из 50 учебных программ, предложенных преподавателем в рамках выполнения творческого задания в процессе освоения учебного курса «Методика преподавания культурологии», мы выбрали тему «Комиксы в России и США». Работа носила коллективный характер, мы распределили работу внутри группы и вместе обсуждали результаты выполнения. Наш выбор темы был обусловлен пониманием важности этого феномена в современной культуре. По нашему мнению такой специальный курс был бы важным дополнением для студентов, осваивающих образовательную программу по культурологии. Выбор данной темы был обусловлен тем, что эта область мало затрагивается в образовательном процессе. нам неизвестны аналоги такой программы в российском гуманитарном знании. Поскольку вся учебная программа по «Культурологии» (сначала специалитета, а потом направления
16
подготовки - бакалавиата) достаточно новая в российском образовательном пространстве, ее история начинается с 1991 года, то наша программа, как и многие другие, носит экспериментальный характер.
Мы выбрали эту тему, потому что комикс из явления массовой культуры вдруг перерос в самостоятельный жанр, культурный пласт. Современный комикс за время своего 200-летнего развития стал уникальным феноменом культуры, который можно успешно использовать как творческую форму обучения студентов дисциплинам культурологического цикла.
За последние десятилетия осмысление комикса как художественного и социокультурного феномена развернулось в разветвленную систему. Одним из существенных результатов исследований стал общепризнанный вывод о том, что комикс - больше, чем литературный жанр.
По совету нашего преподавателя курса «Методика преподавания культурологии» - д.и.н., Л.А. Сыченковой, мы воспользовались опытом известного культуролога и историка В.В. Зверевой, которая одной из первых опубликовала программу своего учебного курса в рубрике «Кафедра» на страницах журнала «Обсерватория культуры» (2007) [8]. Был использован учебно-методический опыт Н.Б. Зиновьевой [9].
Предмет курса. Тема «Комиксов в России и США» является предметом перманентного научного исследования. Комикс - это сложный феномен, который не поддаётся рациональному объяснению. В чем секрет его невероятной популярности? Ответ: они вне времени! Например, в 2017 году комиксы побили свои самые высокие розничные продажи за последние 15 лет - было реализовано более 8,5 миллионов копий 300 самых популярных комиксов.
Комиксы вдохновляют продюсеров на создание рекордных фильмов. В последнее десятилетие фильмы, снятые по комиксам, просто взрывали кассовые сборы и продолжают это делать. 3 фильма, принадлежащие Marvel Studios, входят в десятку самых кассовых фильмов за всю историю кинематографа. Сейчас комиксы задают тренд во всем - создание франшиз, печатные издания, фанпродукция, невероятная киновселенная, субкультуры и целые сообщества.
Курс «Комиксы в США и России» предназначен культурологам для более емкого представления учащимися феномена комикса на примере продуктов российской и американской культуры. Данная программа рассчитана на 36 часов и завершается зачетом.
Комиксы - это вид искусства, обязательно включающий следующие элементы: повествование, заложенное серией картинок, постоянный состав героев, и включение диалогического и/или монологического текста в саму рамку картинки.
Цель курса - сформировать у студентов представление о феномене комикса и о его повсеместном влиянии на современную культуру, а также исследовать мифотворческую особенность комиксов и рассмотреть ее в рамках постмодернистской парадигмы.
Хронологические границы курса совпадают с периодом зарождения и развития комикса как жанра - с начала XIX века - по сегодняшний день.
Новизна курса, Данный учебный курс отличается оригинальным и новым подходом в изучении комиксов, предлагает широкое поле для самостоятельного исследования, помогает взглянуть на культурный текст по-новому. Курс уникален, так как в России нет программ по комиксам именно в культурологическом ключе. В настоящее время в «Высшей Школе Экономики (НИУ ВШЭ) в рамках Института Дизайна существует бакалаврское направление «Комикс», где комикс изучается согласно практическим соображениям. Феномен комикса изучается в рамках следующих дисциплин культурологического направления: «Социология культуры», «Визуальная культура», «Массовая культура», «Медиакультура» и др. во многих высших заведениях России.
Структура курса:_В рамках курса последовательно рассматриваются разные аспекты комикса: генезис комиксного искусства. его история, структурно-содержательная специфика комикса, эволюция образа супергероя в американских комиксах XX-XXI вв., современные формы презентации комиксов в визуальной культуре, последняя тема курса посвящена осмыслению место комикса в современной культуре. Во второй части программы предлагается тематика практических занятий, рекомендованная литература и источники для подготовки. Представлены темы докладов для самостоятельной работы студентов и общий список учебной литературы.
Место дисциплины в учебной программе: предмет «Комиксы в России и США» может предшествовать курсам «Социология культуры» и «Теория и история кино». Для успешного освоения курса студент на момент начала изучения должен иметь представление о наиболее значимых явлениях и событиях, произошедших в рамках исторического процесса; знать основные методы изучения культуры; понимать механизмы возникновения феноменов; уметь анализировать культурный текст.
Комикс проходит красной нитью в научной деятельности немногочисленной группы культурологов, искусствоведов и киноведов. Среди наиболее фундаментальных работ признано считать монографию «Американский кинокомикс. Эволюция жанра» (2014) киноведа Н.А. Цыркун [12], ряд работ кандидата культурологии Д.Г. Дмитриевой [4], «Комикс - порождение американской массовой культуры» Т.А. Фетисовой [11], специальное исследование кандидата философских наук Д.А. Беляева [3]. В содержательной части программы были использованы исследования социологов и философов, культурологов, литературоведов: Ю. Александрова, А. Барзах [1], Беловой, Т.М. [2], А.И. Денисовой, [4], О.В. Сергееваой [10], Т.И. Ерохиной [7].
Основными задачами курса являются: ознакомление студентов с историей становления и особенностями развития комикс-культуры, а также анализ национальных особенностей, на примере таких стран, как Россия и США. Особое внимание занятий направлено на практическую часть, то есть прямое изучение комиксов разных жанров и эпох.
Курс предполагает два формата проведения занятий. Лекции включают в себя обсуждение новой темы со студентами в завершении каждого занятия. В семинаре особое место отводится самостоятельной работе студентов с источниками - творческому прочтению и анализу - графические комиксы, веб-комиксы, кинокомиксы и т.д.
Форма отчётности. Курс завершается проведением зачета, представляющего собой устный опрос ответов на заранее подготовленные вопросы.
ПРОГРАММА КУРСА Структура и тематический план курса
№ Название темы и ее содержание Кол-во часов аудиторной работы
Лекции Семинары
1. Комикс как культурный феномен. Генезис комиксного искусства 4 6
2. Структурно-содержательная специфика комикса 2 2
3. Тематика комиксов и фигура комиксиста в конструировании реальности 2 0
4. Эволюция образа супергероя в американских комиксах XX - XXI вв. 2 4
5. Комикс как глобальный маркетинговый проект 2 4
6. Современные формы презентации комиксов в визуальной культуре 2 4
7. Место комикса в современной культуре 0 2
Итого 14 22
36
Содержание дисциплины
Тема 1. Комикс как культурный феномен. Генезис комиксного искусства
1. Эволюция комикса: от истоков к Золотому веку
Комикс как продукт современной культуры. Этимология термина «комикс». Философский фактор развития комикса. Судьба изображения в издании (книжная иллюстрация, карикатура, дизайн, рисованные истории). Исторически обусловленные особенности американского комикса. Становление искусства комиксов: первые шаги в индустрии. Основные этапы развития комикс-культуры. Комиксы как инструмент идеологии. Золотой век развития комиксов (конец 1930-х - 1956).
Список литературы к занятию:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. 392 с.
2. Дмитриева. Д. Век супергероев. Истоки, история, идеология американского комикса. — М.: Изотека, 2015. — 320 с.
19
3. Ерофеев В. Комиксы и комиксовая болезнь //В лабиринте проклятых вопросов. Эссе. — М.: Союз фотохудожников России, 1996. - С. 432-447.
4. Энциклопедия Marvel Heroes /ред. Жилинская А. -- М.: Эксмо, 2015. - 440 с.
2. История комикса - история страны (от середины 50-х гг. до наших дней)
Серебряный век развития комиксов (1956-1970-е). От возрождения героев к возрождению популярности. «Лига справедливости» DC Comics и Фантастическая Четверка Marvel Comics как новый этап развития супергероев. Создание первых мультивселенных. Усложнение системы персонажей и смена тематической базы. Бронзовый век развития комиксов (начало 1970-х -середина 1980-х). Рождение нового супергероя эпохи постмодерн. Расширение тематического поля комиксов - внедрение глобальных проблем в контексте противоборства добра и зла. Темный век (середина 1980-х - начало 2000-х). Новые технологии в тиражировании комиксов. Современный этап развития комиксов.
Список литературы к занятию:
1. Дмитриева. Д. Век супергероев. Истоки, история, идеология американского комикса. — М. : Изотека, 2015. — 320 с.
2. Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство / пер. с анг. Шевченко В. — Москва: Белое Яблоко, 2016. — 216 с.
3. Таккер Р. Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных / пер. с анг. Попова А., ред. Коробкина Т. — М.:Эксмо, 2018. — 400 с.
4. Цыркун Н.А. Американский кинокомикс. Эволюция жанра. -М. : ВГИК, 2014. - 350 с. - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook. com/book/69390
5. Энциклопедия Marvel Heroes /ред. Жилинская А. - М. : Эксмо, 2015. - 440 с.
Тема 2. Структурно-содержательная специфика комиксов
Структура комикса, его элементы и свойства. Особенности комикса как жанра. Роль взаимодействия вербальных и пиктографических элементов. Текстообразующие категории комикса. Категория времени, пространства. Стилистическое влияние леттеринга. Семиотическая система комикса.
Список литературы к занятию:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М. : Архитектура-С, 2007. - 392 с.
2. Ерофеев В. Комиксы и комиксовая болезнь //В лабиринте проклятых вопросов. Эссе. — М. : Союз фотохудожников России, 1996. - С. 432-447.
3. Цыркун Н.А. Эстетика кэмпа и кинокомикс //Вестник ВГИК. - 2013. - № 17.-С. 86-94.
Тема 3. Тематика комиксов и фигура комиксиста в конструировании реальности
Разновидность жанров комиксов и их особенности. Анализ понятия стиля в комиксах: новый научный подход. Известные комиксисты: Стэн Ли, Джек Кирби, Фрэнк Миллер, Стив Дитко, Уилл Айснер, Джим Стеранко, Альбер Удерзо. Стилистика их работ. Цензура в комиксах: Кодекс издателей комиксов. Особенность рисовки, анатомия, цвета, формы, детали.
Дискуссия: _Насколько реалистична комиксная реальность? В чем отличие супергероев от людей и в чем их схожесть?
Список литературы к занятию:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. 392 с.
2. Ерофеев В. Комиксы и комиксовая болезнь //В лабиринте проклятых вопросов. Эссе. — М.: Союз фотохудожников России, 1996. - С. 432-447.
3. Онкович A.B. Комиксы как форма визуальной медиакоммуникации // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Казань: Изд-во Ка-зан.ун-та, 2015. С.85 - 93.
4.
Тема 4. Эволюция образа супергероя в американских комиксах XX-XXI вв.
Мифическое в форме и структуре комикса. Образ супергероя в контексте современного американского кинокомикса. Архетип супергероя. Специфика супергероя как информационной и коммуникативной системы, в котором отражается контекст реальности. Классификация и эволюция образа супергероя. Мегаполис как неотъемлемая часть супергеройской идентичности. Амбивалентность героев. Эра классических супергероев. Межвремье: Средние века супергероев. Эпоха банальных супергероев. Супергерой эпохи постмодерна.
Список литературы к занятию:
1. Беляев Д.М. Концепт «супергерой» как локальный вариант модели сверхчеловека в актуальном пространстве массовой культуры / Беляев Д.М. //LogosetPraxis, 2013. - № 159. - с. 35-41.
2. Дмитриева. Д. Век супергероев. Истоки, история, идеология американского комикса. — М. : Изотека, 2015. — 320 с.
3. Садусов Р.Т. "Пост-человек" в российских и американских супергеройских комиксах/ Садусов Р.Т. //Манускрипт, 2018. - № 89. - с. 106-109.
4. Таккер Р. Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных / пер. с анг. Попова А., ред. Коробкина Т. — М.:Эксмо, 2018. — 400 с.
5. Энциклопедия Marvel Heroes /ред. Жилинская А. — М. : Эксмо, 2015. — 440 с.
Тема 5. Комикс как глобальный маркетинговый проект
Соотношение комикса и других визуально-вербальных феноменов массовой культуры: кинематограф, литература, мультипликация, телевидение. Противостояние двух главных компаний: DC, Marvel. Тиражирование продуктов массовой культуры: игры/костюмы/фильмы/фигуры и т.д. Кинокомикс в современной экранной культуре. Киновселенные.
Список литературы к занятию:
1. Онкович A.B. Комиксы как форма визуальной медиакоммуникации // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Казань: Изд-во Ка-зан.ун-та, 2015. С.85 - 9S.
2. Скотт Макклауд. Понимание комикса. Невидимое искусство. -Tundra Publishing, 199S. - 222 с.
S. Таккер Р. Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных / пер. с анг. Попова А., ред. Коробкина Т. - М.:Эксмо, 2018. - 400 с.
Тема 6. Современные формы презентации комиксов
Выделение основных современных форм репрезентации комиксов и их особенностей. Веб-комиксы. Кинокомикс. Жанр «супергеройский фильм». Визуальные интернет-мемы. Комикс как рекламный жанр.
Список литературы к занятию:
1. Онкович A.B. Комиксы как форма визуальной медиакоммуникации // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Казань: Изд-во Ка-зан.ун-та, 2015. С.85 - 9S.
2. Ерофеев В. Комиксы и комиксовая болезнь //В лабиринте проклятых вопросов. Эссе. — М. : Союз фотохудожников России, 1996. - С. 432-447.
S. Садусов Р.Т. Опыт североамериканской комикс-индустрии в организации производства современного российского массового комикса / Садусов Р.Т. //Studia litterarum, 2019. - № 14. - с. 274-284.
4. Цыркун Н.А. Эстетика кэмпа и кинокомикс //Вестник ВГИК. - 201S. - № 17.-С. 86-94.
Тема 7. Место комикса в современной культуре
Пути развития русского комикса. Исследование комикса в рамках московской конференции «Изотекст» и петербургской «Науки о комиксах». Фестивальная культура стран (КомМиссия (Россия), Comiket (Япония), San Diego Comic-Con International (США), Lucca Comics & Games (Италия), Festival International de la Bande Dessinée d'Angoulême (Франция). Феномен косплея, фандома и гик-культуры в контексте постмодерна. Возникновение и развитие comics studies. Культура фэнзинов - комикс-самиздат и веб-комиксы. Московский центр комиксов и визуальной культуры. Деятельность современных комикс-издательств («Бумкнига», «КомФедерация», Live Bubbles, «Комикс Паблишер» или «СПб Комикс»).
Список литературы к занятию:
1. Липаева Д.Е. Особенности межкультурного взаимодействия современной молодежи (на примере кинематографа) / Липаева Д.Е. //Культурная жизнь юга России, 2016. - № 4. - С. 75-79.
2. Сорокина А.А. «Русский» комикс в современных реалиях / Сорокина А.А. //Медиасреда, 2019. - № 63. - С. 69-86.
3. Телегина М.С., Астафьева Т.В. Формирование и развитие фестивалей косплея в Сша, Японии и России/ Телегина М.С., Астафьева Т.В. //Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2019. - № 65. - С. 85-90.
4.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Специфика развития отечественных комиксов (конец XIX - 90-е годы XX вв.)
К занятию студентам необходимо подготовить доклады по самостоятельно изученным материалам. В данном семинаре разбирается становление и развитие комиксов в России, начиная от лубков, карикатуры и житийных икон и заканчивая периодом перестроечного бума комиксов. Студентам предлагается поразмышлять над истоками идеологической направленности и сравнить комиксы разных периодов развития страны. В ходе семинара студентам даётся возможность самим выяснить причины всплеска интереса к западной культуре комиксов и их повсеместного распространения.
Источники:
• Голышев И. Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец. Лубок, 1868 г.
• Лентулов А. Казаки по опушке раскидали немцам пушки. М, 1914.
• Лобачев Ю. Ураган приходит на помощь. Костер, 1966.
• Мурзилка. М.: Рабочая газета, 1924. - №1. - 36 с.
• Сатирикон: Еженед. изд-е / Ред. А.Г. Аверченко; Изд. - Конфельд. -СПб., 1908-1914.
Список литературы к занятию:
1. Александров Ю. Барзах А. Русский комикс. - М. : Новое литературное обозрение, 2010. - 351 с.
2. Кочетков И. А. Иконописец как иллюстратор жития // Труды Отдела древнерусской литературы.— Л., 1981. — Т. 36. — С. 329—347.
3. Пушкин С.А. Советские комиксы как инструмент воздействия на массовое сознание/Пушкин С.А. //Манускрипт, 2018. - № 93. - С. 288-292.
4. Садусов Р.Т. «Пост-человек» в российских и американских супергеройских комиксах/ Садусов Р.Т. //Манускрипт, 2018. - № 89. - С. 106-109.
5. Саенкова Е.М. Житийная икона //Православная энциклопедия. - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. - Т. XIX. - 752 с.
6. Серебрянский С., Злотницкий Д. Бум комиксов в России: мнение издателей //Мир фантастики. - 2014. - № 4.
Тема 2. Комикс как передовое жанровое развитие фантастической литературы
Студентам предоставляются несколько комиксов на анализ, в соответствие со списком вопросов. В данном семинаре, в ходе дискуссии, студентами должны быть выделены основные структурные элементы и форматы комиксов, его язык, характерные черты и жанровые специфики. По итогу студенты должны определить роль взаимодействия вербальных и пиктографических элементов комикса и с помощью сравнения выделить особенности рисовки, анатомии и колористики, присущие данному искусству.
Источники:
• Девова Н. ...И дверь откроется. - Bubble Comics, 2015. - Т.1 (№ 1-5).
- 206 с
• Девова Н. Костяной дом - Bubble Comics, 2016. - Т. 2 (№ 6-10). - 204 с.
• Миллар М. МакНивен С. Гражданская война. - Marvel Comics, 2007.
Список литературы к семинару:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М. : Архитектура-С, 2007. 392 с.
2. Ерофеев В. Комиксы и комиксовая болезнь //В лабиринте проклятых вопросов. Эссе. — М. : Союз фотохудожников России, 1996. - С. 432-447.
3. Цыркун Н.А. Эстетика кэмпа и кинокомикс //Вестник ВГИК. - 2013.
- № 17. - С. 86-94.
Тема 3. Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры
Студентам вновь предоставляется несколько комиксов на анализ, в соответствие со списком вопросов. В данном семинаре студентами должна быть рассмотрена фигура супергероя и ее роль в массовой культуре, атрибутика, характерные черты, проанализирована культурная традиция обращения к «сверхлюдям». В ходе занятия студенты должны выделить общее и различное между языческими богами и супергероями, проследить за тем, как город репрезентируется в комиксах. На рассмотрение студентам также предлагается процесс «деконструкции» супергероя и феномен титанизма.
Источники:
• Стэн Ли, Джек Кирби. Мстители. - Marvel Comics, 1963-1996. - Т.1 (№ 1-402).
• Миллар М. Мак Нивен С. Гражданская война. - Marvel Comics, 2007.
• Джерри Сигел, Джо Шустер Action Comics. - DC Comics, 1938-2011. -Т.1 (№1-906).
• Гарднер Фокс The Brave and the Bold. - DC Comics, 1960. - Т.1 (№ 28)
Список литературы к семинару:
1. Беляев Д.М. Концепт «супергерой» как локальный вариант модели сверхчеловека в актуальном пространстве массовой культуры /Беляев Д.М. //Logos et Praxis, 2013. - № 159. - С. 35-41.
2. Дмитриева. Д. Век супергероев. Истоки, история, идеология американского комикса. — М. : Изотека, 2015. — 320 c.
3. Ерофеев В. Комиксы и комиксовая болезнь //В лабиринте проклятых вопросов. Эссе. — М. : Союз фотохудожников России, 1996. - С. 432-447.
4. Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство / пер. с анг. Шевченко В. — Москва: Белое Яблоко, 2016. — 216 с.
5. Садусов Р.Т. "Пост-человек" в российских и американских супергеройских комиксах/ Садусов Р.Т. //Манускрипт, 2018. - № 89. - С. 106-109.
6. Таккер Р. Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных / пер. с анг. Попова А., ред. Коробкина Т. — М.:Эксмо, 2018. — 400 с.
7. Энциклопедия Marvel Heroes /ред. Жилинская А. — М. : Эксмо, 2015. — 440 c.
8.
Тема 4. Романтизация образа злодея и влияние этого процесса на подрастающее поколение
Данный семинар предполагает прочтение нескольких комиксов и детальное изучение феномена злодея, а именно психологический анализ антагониста, его особенности и их роль комиксах, дихотомия образов супергерой-суперзлодей и актуальность концепции «хэппи-энда» и «добро побеждает зло». Студентам предлагается поразмышлять над тем, почему общество все больше симпатизирует злодеям, в чем их привлекательность. Для дискуссии предлагается следующий вопрос: «Были бы супергерои, если бы не существовало злодеев?».
Источники:
• Джерри Робинсон, Боб Кейн, Билл Фингер. Бэтмен. - DC Comics, 1940. - Т.1 (№1).
• Джим Старлин. Железный человек. - Marvel Comics,1973. - Т.1 (№55).
• Стэн Ли. Путешествие в тайну. - Marvel Comics,1962. - Т.1 (№83).
Список литературы к семинару:
1. Алиев Р.Т. Дихотомия образов супергерой-суперзлодей в американских комиксах / Алиев Р.Т. //Политематический сетевой электронный научный журнал кубанского государственного аграрного университета, 2014. -№ 120. - С. 55-72.
2. Алиев Р.Т. Вестиментарность другого/чужого как маркер социокультурных идей общества (на примере американских комиксов периодов великой депрессии и второй мировой войны)/Алиев Р.Т. //Политематический сетевой электронный научный журнал кубанского государственного аграрного университета, 2014. - № 124. - С. 63-74.
3. Таккер Р. Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных / пер. с анг. Попова А., ред. Коробкина Т. — М.:Эксмо, 2018. — 400 с.
Тема 5. Комикс-культура разных стран
Студентам предоставляются несколько комиксов на анализ, в соответствие со списком вопросов. В данном семинаре, в ходе дискуссии, студентами должны быть выделены виды комиксов, общее и различное в формах репрезентации. Студенты должны проследить как развивается и меняется комикс-индустрия в других странах, определить их особенности, сильные и слабые стороны, а также технические моменты тиражирования и создания. Анализ азиатского и европейского рынка комиксов.
Источники:
• Альбер Удерзо, Рене Госинни. Астерикс и Обеликс. - Госсинни и Удерзо, 1959.
• Масаси Кисимото. Наруто. - Shueisha, 1999.
• Юн Мигён. Невеста речного бога. - Seoul Cultural Publishers, 2006.
Список литературы к семинару:
1. Богацкий Е.Е. Манга - сегмент современной японской массовой культуры/Богацкий Е.Е. //Вестник московского государственного университета, 2013. - № 54. - С. 76-89.
2. Ветлугина А.Ю. Новостной комикс в китайской онлайн-журналистике / Ветугина А.Ю. //Вестник московского университета. Журналистика, 2015. - № 4. - С. 101-116.
3. Фетисова Т.А. Комикс - порождение американской массовой культуры / Фетисова Т.А. //Аналитический обзорвестник культурологии, 2019. -№ 49. - С. 174-191.
4. Садусов Р.Т. Опыт североамериканской комикс-индустрии в организации производства современного российского массового комикса / Садусов Р.Т. //Studia litterarum, 2019. - № 14. - С. 274-284.
Тема 6. Кинокомикс как мифотекст современной массовой культуры
В рамках этого занятия студентам предлагается анализ фильма на выбор, в соответствие со списком вопросов. В ходе занятия студентами должны быть выделены точки соприкосновения фильмов с легендами, признаки мифологического дискурса кинокомикса, образы супергероев и злодеев, влияние фигуры актера на успешность кинофраншизы. Студентам предлагается проследить за конструированием мифологической реальности в фильмах и технической стороной этого процесса. В конце занятия студент должен ответить на вопрос: «Как постмодернистская парадигма влияет на кинокомиксы? В чем секрет популярности кинокомиксов в современной культуре?».
Источники:
• «Железный человек» («Iron Man», реж. Джон Фавро, 2008).
• «Тор» («Thor», реж. Кеннет Брана, 2011).
• «Мстители» («The Avengers», реж. Джосс Уидон, 2012).
Список литературы к семинару:
1. Алиев Р.Т. Мотив инициации как структурный элемент мифологического в комиксе / Алиев Р.Т. // Теория и практика общественного развития, уры /Ерохина Т.И., Бадиль К.К. //Ярославский педагогический вестник, 2017.
- № 103. - 2014. - № 89. - С. 42-53.
2. Барт Р. Мифологии/ пер. с фр. Зенкин С. — М.: Академический проект, 2019. — 351 с.
3. Борисов С. И. Героический образ в жанрах «боевик» и «фильм-комикс» в начале XXI века в кинематографиях США и России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. уры / Ерохина Т.И., Бадиль К.К. // Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 103. -М. : ВГИК, 2010. уры / Ерохина Т.И., Бадиль К.К. // Ярославский педагогический вестник, уры / Ерохина Т.И., Бадиль К.К. //Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 103. - 2017. - № 103. - 193 с.
4. Ерохина Т.И., Бадиль К.К. Кинокомикс как мифотекст современной массовой культуры / Ерохина Т.И., Бадиль К.К. // Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 103. - С. 7-13.
5. Онкович A.B. Комиксы как форма визуальной медиакоммуникации // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Казань: Изд-во Ка-зан.ун-та, 2015. уры / Ерохина Т.И., Бадиль К.К. // Ярославский педагогический вестник, уры / Ерохина Т.И., Бадиль К.К. //Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 103. - 2017. - № 103. - С. 85 - 93.
6. Цыркун Н.А. Эстетика кэмпа и кинокомикс // Вестник ВГИК, 2013. уры /Ерохина Т.И., Бадиль К.К. //Ярославский педагогический вестник, 2017.
- № 103. - № 17.-уры /Ерохина Т.И., Бадиль К.К. //Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 103. - С. 86-94.
7.
Тема 7. Развитие комикса в России. Появление комикс индустрии
К занятию студентам необходимо подготовить доклады по самостоятельно изученным материалам. В данном семинаре разбирается становление и развитие комиксов в России, начиная с 1990-х годов, и заканчивая сегодняшним днём. Исследуются истоки возникновения "comics studies", конференций «Изотекст» и «Наука о комиксах». Особое внимание уделяется перспективам русского комикса и рождению комикс-индустрии в России. Студенты должны изучить механизмы перехода комикса в кинематографию и создания первых русских супергеройских фильмов.
Источники:
• Тарасов К. Майор Гром. Чумной доктор. - Bubble Comics,2014. - Т.1 (№1-6).
• Тарасов К. Майор Гром. Чумной доктор. - Bubble Comics,2014. - Т.2 (№7—10).
• Тарасов К. Майор Гром. День святого Патрика. - Bubble Comics, 2015.
- Т.3 (№11—18).
• «Защитники» (реж. Сарик Андреасян, 2017).
Список литературы к семинару:
1. Беляев Д.А. Интерпретация сверхгероической тематики в комиксе «Хранители» как пример постмодернистского переосмысления идеи сверхчеловека/ Беляев Д.А. // Аналитика культурологии, 2012. - № 54. - С. 39-35.
2. Садусов Р.Т. Опыт североамериканской комикс-индустрии в организации производства современного российского массового комикса / Садусов Р.Т. //Studia litterarum, 2019. - № 14. - С. 274-284.
3. Сорокина А.А. «Русский» комикс в современных реалиях / Сорокина А.А. //Медиасреда, 2019. - № 63. - С. 69-86.
Тема 8. Комикс как субкультура
К занятию студентам необходимо подготовить доклады по самостоятельно изученным материалам. В данном семинаре разбирается феномен «девятого искусства» и рынка комиксов. Студентам предлагается выяснить в чем заключается особенность коллекционирования комиксов и изучить деятельность графа Донасьена де Рошамбо. На рассмотрение студентам предлагаются различные национальные фестивали комиксов: КомМиссия (Россия), Comiket (Япония), San Diego Comic-Con International (США), Lucca Comics & Games (Италия), Festival International de la Bande Dessinée d'Angoulême (Франция). Студенты должны проследить за тем, как эволюционировала гик-культура, появился косплей и различные фандомы.
Источники:
• Фестиваль «КомМиссия» http://kommissia.ru/
• Фестиваль «San Diego Comic-Con International» https://www.comic-con.org/
• Фестиваль «Lucca Comics & Games» https://www.luccacomicsandgames.com/en/lcg/home/
• Фестиваль «Festival International de la Bande Dessinée d'Angoulême» https://www.bdangouleme.com/
Список литературы к семинару:
1. Липаева Д.Е. Особенности межкультурного взаимодействия современной молодежи (на примере кинематографа) / Липаева Д.Е. //Культурная жизнь юга России, 2016. - № 4. - С. 75-79.
2. Телегина М.С., Астафьева Т.В. Формирование и развитие фестивалей косплея в Сша, Японии и Росси. // Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2019. - № 65. - С. \ 85-90.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
1.Исторические предшественники комикса - житийная икона, лубок, карикатура.
2.Комиксы в дореволюционной России.
3.Комиксы в Советской России.
4.Комиксы в СССР: а) 1922-1951: пропаганда и сатира; б) 1952-1986: юмор и приключения; в) 1987-1991: перестроечный бум комиксов
5.История развития комикса в современной России:а) 1992-2000: комиксы для детей; б) 2001-2008: комиксы для детей и взрослых; в) с 2009 года: появление индустрии
6.Возникновение и развитие comics studies.
7.Пути и перспективы развития русского комикса.
8.Исследование комикса в рамках московской конференции «Изотекст» и петербургской «Науки о комиксах».
9.Развитие комикс-серии в российской комиксной индустрии.
10.Творчество К. Тарасова. Особенности супергеройского комикса в России.
11.Переход комикса в кинематографию - русский супергеройский фильм.
12.«Девятое искусство» и рынок комиксов.
13.Феномен коллекционирования комиксов. Деятельность графа Дона-сьена де Рошамбо.
14.Фестивальная культура в комикс-индустрии; а) Коммиссия (Россия); б) Comiket (Япония); в) San diego comic-con international (США) ; г) Lucca comics & games (Италия), д) Festival international de la bande dessinée d'angoulême (Франция)
15. Феномен косплея, фандома и гик-культуры в контексте постмодерна.
16.Развитие культуры фэнзинов и скайлентеров.
Список рекомендованной литературы для изучения
Основная литература:
1. Александров Ю. Барзах А. Русский комикс. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 351 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2007. 392 с.
3. Барт Р. Мифологии/ пер. с фр. Зенкин С. - М.: Академический проект, 2019. - 351 с.
4. Дмитриева. Д. Век супергероев. Истоки, история, идеология американского комикса. — М.: Изотека, 2015. — 320 c.
Дополнительная литература:
1. Борисов С. И. Героический образ в жанрах «боевик» и «фильм-комикс» в начале XXI века в кинематографиях США и России. - М.: ВГИК, 2010. - 193 с.
2. Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство / пер. с анг. Шевченко В. - Москва: Белое Яблоко, 2016. - 216 с.
3. Таккер Р. Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных / пер. с анг. Попова А., ред. Коробкина Т. - М.: Эксмо, 2018. - 400 с.
4. Энциклопедия Marvel Heroes / ред. Жилинская А. - М.: Эксмо, 2015. - 440 c.
5. Coogan, P. Superhero: The Secret Origin of a Genre / P. Coogan. - Monkey Brain Books, 2006.
6. Jose A. Komiks: Comic Art in Russia. - University Press of Mississippi, 2010. - 269 p.
7. Vance, Michael. Forbidden Adventures: The History of the American Comics Group. - Greenwood Press, 1996. - 159 p.
8. David Simmons. The Anti-Hero in the American Novel: From Joseph Heller to Kurt Vonnegut. - Palgrave Macmillan, 2008. - 200 р.
9. Jacobs, Will. The Comic Book Heroes: From the Silver Age to the Present. — Crown Publishing Group, 1985- 292 с.
10. Lilian R Furst, James Darrell Wilson. The Anti-hero: his emergence and transformations // Studies in the literary imagination. - Georgia State University, 1976. - 168 р.
11. Reynolds, Richard. Super Heroes: A Modern Mythology. - University Press of Mississippi, 1994. - 134 с.
Заключение
В процессе разработки данного проекта мы приобрели ценный опыт творческой и научной работы. Расширили свои представления о культурных феноменах и их механизмах развития. Приобрели большую уверенность в наших возможностях преподавания различных культурологических дисциплин. Ознакомились с основными пропедевтическими элементами разработки и составления учебной программы.
Необычайно эффективный «захват» массовой аудитории комиксы смогли обеспечить именно благодаря совмещению текста со зрительными образами. Существуя на стыке графики и художественного текста, комикс и в настоящее время имеет высокую популярность по причине полного соответствия ритму жизни современного общества. Обилие информации, с которой ежедневно сталкивается современный человек, требует облегчения восприятия этой информации, максимально сжатой и информативной подачи материала. И в этом смысле именно комикс выходит на передовую литературной жизни, поскольку современному человеку, наделённому клиповым сознанием, легко усваивать подобного рода визуальный ряд.
При этом комикс адаптируется к современному миру и продолжает развиваться, сохраняя свои традиции и приобретая новые черты в соответствии со стремлениями передовой части общества адекватно выражать в массовой культуре не только свои эмоции и настроения, но гораздо более богатую палитру своих чувств и идей. Это приводит к концептуальному усложнению художественных форм, например, возникновению такой разновидности комикса, как «графический роман» (графическая новелла), который использует для повествования графику и минимальное количество текста, что привело в последние годы к переосмыслению комикса как жанра серьёзной литературы.
В США комиксы играют большую роль в процессе обучения, часто выступая не как литература, а как основной источник учебной информации, во многом заменивший собой и учебники литературы, и другие первоисточники. В Америке существуют специальные проекты интеграции комиксов в школьную программу.
Несмотря на критику массовой культуры за ее примитивный уровень, не стоит оценивать это явление однозначно негативно. Становится очевидной непрерывная миграция культурных форм из одного разряда в другой, и многое из того, что совсем недавно входило в разряд масскульта, сегодня числится среди высоких достижений культуры.
На наш взгляд, обсуждение проекта программы учебного курса «Комиксы в России и США» в рамках дисциплины «Методика преподавания культурологии» за пределами аудитории, позволит приобрести опыт публичной научной дискуссии. Мы будем признательны культурологам, историкам, специалистам в области медиакультуры, визуальной культуры XX века, методистам за конструктивную критику, рекомендации по нашей программе.
Литература
1. Александров Ю. Барзах А. Русский комикс. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 351 с
2. Белова, Т.М. Комиксы как средство выражения этнокультурных стереотипов / Т.М. Белова // Вестник КемГУ. - 2015. - № 2 - 3 (62). - С. 132-136.
3. Денисова, А.И. Американский комикс: факторы развития и феномен популярности [Электронный ресурс] / А.И. Денисова // Аналитика культурологии. - 2011. - N0 21. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/amerikanskiy-komiks-faktory-razvitiya-i-fenomen-populyamosti (дата обращения: 25.01.2021).
4. Дмитриева Д.Г. Америка глазами Супермена: к вопросу о социокультурной функции комикса о супергерое // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -
2013. - №4. - С. 278 - 281.
5. Дмитриева Д.Г. Между Готэмом и Метрополисом: образ Ныо-Йорка в комиксах о супергероях 1938-1945 гг.// Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 259 - 260.
6. Ерохина, Т.И. Кинокомикс как мифотекст современной массовой культуры / Т.И. Ерохина, К.К. Бадиль // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - N0 3. - С. 359-364.
7. Беляев Д.А. Концепт «супергерой» как локальный вариант модели сверхчеловека в актуальном пространстве массовой культуры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - Вып. № 2 / 2013 - С. 36-42.
8. Зверева В.В. Медиакультура: (программа учебного курса) // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. - 2007. - № 1. - С. 104-111.
9. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введ. в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой; Краснод. гос. акад. культуры. - Краснодар: Б. и., 1996. - 136 с.
10. Сергеева О.В. Медиакультура в практиках повседневности: автореферат дис. ...доктора социологических наук: 22.00.06. - СПб., 2011. - 45 с.
11. Фетисова Т.А. Комикс - порождение американской массовой культуры // Вестник культурологии, - 2019. - № 3(90). - С. 174-192.
12. Цыркун Н.А. Американский кинокомикс [Текст] : эволюция жанра / М-во культуры Российской Федерации, Науч.-исследовательский ин-т киноискусства ВГИК. - М.: ВГИК,
2014. - 242 с.
COMICS IN RUSSIA AND THE UNITED STATES: THE CONCEPT OF A TRAINING COURSE IN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE "METHODS OF TEACHING CULTURAL STUDIES"
L.L. Garapova, Sultanova D.M., L.A. Sychenkova
Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia
Abstract. The article presents the experience of students in the development of the project of the program "Comics in Russia and the United States in the framework of the training course "Methods of teaching cultural studies". The authors propose their own concept of considering the cultural phenomenon of comics as one of the components of the "genetic code" of modern culture; its features as a sequential art and as a means of mass communication, naturally leading to a symbiosis of art types, which S. Eisenstein wrote about. The course structure reflects the author's approach to the consideration of various aspects of this phenomenon in the visual culture of the XX-XXI centuries. The principle of selecting sources is based on the most iconic products of both the comics industry and the entire mass culture. Sources (comics, movies, advertising products, video materials) in the course of training help to reveal all aspects of the "ninth art" and to reveal the nature of its phenomenality.
The proposed concept of the training course covers the following key points describing the essence of the phenomenon of the comic book: the formation kinokomiksa and its place in the context of early cinema; a genre superhero movie; the communicative role of the comic in a social environment.
Keywords: training course, methods of teaching cultural studies, creative task, comic book, myth, movie comic, superhero, image, phenomenon.
Авторы публикации
Гарипова Л.Л., студентка, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
Султанова Д.М., студентка, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
Сыченкова Л.А., доктор исторических наук, доцент, Россия, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 1. sichenkova@yandex. ги
Authors of the publication
L.L. Garapova, student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.
D.M. Sultanova, student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.
L.A. Sychenkova, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Russia, Kazan (Volga Region) Federal University. l. [email protected]
Дата поступления 14.12.2020.