Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СУПЕРГЕРОЙСКОГО КОМИКСА В РОССИЙСКОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НА ПРИМЕРЕ BUBBLE COMICS'

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СУПЕРГЕРОЙСКОГО КОМИКСА В РОССИЙСКОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НА ПРИМЕРЕ BUBBLE COMICS Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
485
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИКСЫ / ВСЕЛЕННАЯ BUBBLE / СУПЕРГЕРОИ / НАРРАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маркова М.В.

Современная российская комикс-индустрия представляет из себя по большей части авторские комиксы. При этом, в первую очередь, комиксы ассоциируются с супергеройскими историями, чье появление на экранах кинотеатров и стало отправной точкой для узнавания множеством людей о первоисточнике - комиксе. В России массовый коммерческий комикс представлен издательством BUBBLE Comics. Его слоганом с первого выпуска был: «Страна должна знать своих супергероев». В статье рассматриваются формы и способы трансформации характерных черт супергеройских комиксов в российских комиксах издательства BUBBLE Comics. BUBBLE Comics стремятся не копировать нарративные стратегии американских издательств, а адаптировать их для российского читателя. Издатели BUBBLE частично используют супергеройскую тематику, перенимая идею единой вселенной и героев, занятых не столько спасением мира, сколько помощью людям. В отличие от традиционных супергероев-одиночек, герои BUBBLE Comics окружены людьми, разделяющими их миссию, и являются, скорее, частью команды. Такие комиксы не только конструируют новый фикциональный мир, но и в определенной степени отражают социально-культурную реальность, близкую пониманию российского читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITY OF THE TRANSFORMATION OF THE SUPERHERO COMICS IN THE RUSSIAN CULTURAL SPACE: BY THE EXAMPLE BUBBLE COMICS

The modern Russian comics industry is mostly author’s comics. At the same time, first of all, comics are associated with superhero stories, whose appearance on the screens of cinemas became the starting point for many people to recognize the original source - the comic. In Russia, a mass commercial comic strip is presented by the publishing house BUBBLE Comics. Its slogan from the first issue was: “The country must know its superheroes”. The article examines the forms and methods of transformation of the characteristic features of superhero comics in Russian comics published by BUBBLE Comics. BUBBLE Comics strives not to copy the narrative strategies of American publishers, but to adapt them for the Russian reader. BUBBLE publishers partly use the superhero theme, adopting the idea of a single universe and heroes who are engaged not so much in saving the world as in helping people. Unlike traditional solo superheroes, BUBBLE Comics’ heroes are surrounded by people who share their mission and are more of a team. Such comics not only construct a new fictional world, but also to a certain extent reflect the socio-cultural reality that is close to the understanding of the Russian reader

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СУПЕРГЕРОЙСКОГО КОМИКСА В РОССИЙСКОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НА ПРИМЕРЕ BUBBLE COMICS»

УДК 75.059

DOI: 10.28995/2686-7249-2021-9-87-99

Особенности трансформации супергеройского комикса в российском культурном пространстве: на примере BUBBLE Comics

Мария В. Маркова

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, mariamarkowa@gmail.com

Аннотация. Современная российская комикс-индустрия представляет из себя по большей части авторские комиксы. При этом, в первую очередь, комиксы ассоциируются с супергеройскими историями, чье появление на экранах кинотеатров и стало отправной точкой для узнавания множеством людей о первоисточнике - комиксе. В России массовый коммерческий комикс представлен издательством BUBBLE Comics. Его слоганом с первого выпуска был: «Страна должна знать своих супергероев». В статье рассматриваются формы и способы трансформации характерных черт супергеройских комиксов в российских комиксах издательства BUBBLE Comics. BUBBLE Comics стремятся не копировать нарративные стратегии американских издательств, а адаптировать их для российского читателя. Издатели BUBBLE частично используют супергеройскую тематику, перенимая идею единой вселенной и героев, занятых не столько спасением мира, сколько помощью людям. В отличие от традиционных супергероев-одиночек, герои BUBBLE Comics окружены людьми, разделяющими их миссию, и являются, скорее, частью команды. Такие комиксы не только конструируют новый фикциональный мир, но и в определенной степени отражают социально-культурную реальность, близкую пониманию российского читателя.

Ключевые слова: комиксы, вселенная BUBBLE, супергерои, нарративные стратегии

Для цитирования: Маркова М.В. Особенности трансформации супергеройского комикса в российском культурном пространстве: на примере BUBBLE Comics // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2021. № 9. С. 87-99. DOI: 10.28995/2686-72492021-9-87-99

© Маркова М.В., 2021

Particularity of the transformation of the superhero comics in the Russian cultural space: by the example BUBBLE Comics

Maria V. Markova Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, mariamarkowa@gmail.com

Abstract. The modern Russian comics industry is mostly author's comics. At the same time, first of all, comics are associated with superhero stories, whose appearance on the screens of cinemas became the starting point for many people to recognize the original source - the comic. In Russia, a mass commercial comic strip is presented by the publishing house BUBBLE Comics. Its slogan from the first issue was: "The country must know its superheroes". The article examines the forms and methods of transformation of the characteristic features of superhero comics in Russian comics published by BUBBLE Comics. BUBBLE Comics strives not to copy the narrative strategies of American publishers, but to adapt them for the Russian reader. BUBBLE publishers partly use the superhero theme, adopting the idea of a single universe and heroes who are engaged not so much in saving the world as in helping people. Unlike traditional solo superheroes, BUBBLE Comics' heroes are surrounded by people who share their mission and are more of a team. Such comics not only construct a new fictional world, but also to a certain extent reflect the socio-cultural reality that is close to the understanding of the Russian reader.

Keywords: comics, BUBBLE universe, superheroes, narrative strategies

For citation: Markova, M.V. (2021), "Particularity of the transformation of the superhero comics in the Russian cultural space: by the example BUBBLE Comics", RSUH/RGGUBulletin. "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 9, pp. 87-99, DOI: 10.28995/2686-7249-2021-9-87-99

Комиксы, как и любой объект массовой культуры, содержат в себе определенный контент, отражающий социокультурную жизнь общества. Многие исследователи отмечают, что комиксы - это продукт мифотворчества, а значит, фикциональный мир комикса не только отображает, но и конструирует новые смыслы, транслируемые широкой аудитории.

В 2011 г. было основано издательство BUBBLE, создатели которого решили заняться выпуском ежемесячных журналов с юмористическими комиксами. Спустя девять выпусков направление изменилось. Издатели пошли по пути американских издательств

Marvel и DC, выпуская ежемесячные синглы с разными сюжетными линиями, «зарождается супергеройская вселенная издательства»1. Начиная с первых выпусков персонажи были заявлены как супергерои.

С самого начала выпуска комиксов было много скепсиса и замечаний в адрес издателей по поводу заимствования идеи. Речь идет о стратегиях выстраивания нарратива, жанровых и других особенностях. Издатели не отрицают, что берут за основу комиксы Marvel и DC в качестве отправной точки, но при этом заявляют, что их комиксы - это не просто копирование. Конечно, создавая продукт в рамках заданного жанра - супергеройские комиксы - издатели вынуждены встраиваться в условную рамку, чтобы быть узнаваемыми среди других комиксов, но необходимо и нечто уникальное для успешной конкуренции на российском рынке.

Исследователи выделяют следующие типологические черты супергеройского комикса: отсутствие единого автора; интертекстуальность; мифологичность; персонажи, определяющие жанр; постоянство характера главных героев; объединение героев в команды для преодоления глобальных угроз; наличие единого пространства для функционирования героев из разных серий в одном издательстве (DC Universe, Marvel Universe); независимость сюжетных арок друг от друга.

Авторство в российских комиксах

Основатель издательства BUBBLE выступал в качестве сценариста в первых выпусках четырех серий «Бесобой», «Инок», «Майор Гром» и «Красная Фурия». Спустя год к работе над сценариями были привлечены другие авторы. Художники меняются, но российский читатель плохо реагирует на смену художника2. Иногда над выпуском работают два художника, такой художественный прием зачастую используется при двойном сюжете, например, когда в нарратив включаются воспоминания или сны. Этот прием характерен для ежемесячных комиксов.

В основном BUBBLE Comics придерживается традиционной схемы смены авторов от одной сюжетной арки к следующей, за

1 О нас [Электронный ресурс] // BUBBLE. URL: https://bubble.ru/ about/ (дата обращения 24.03.2019).

2 Кто пишет, рисует и продает комиксы про русских супергероев [Электронный ресурс]. URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/industry-research/205317-BUBBLE-interview (дата обращения 11.04.2019).

исключением серии «Экслибриум», у которой на протяжении всех выпусков был единый сценарист.

Все права на персонажей принадлежат издательству, а не создавшим их авторам. Поэтому смена авторов позволяет постоянно вносить нечто новое в сюжет, менять рисунок в соответствии с тональностью сюжетной арки, тем самым делая комиксы более интересными для читателей.

Интертекст в комиксах

Российские издатели, не имея возможности опираться на опыт русских массовых комиксов за неимением таковых, выбрали отправной точкой популярные и, что немаловажно, известные в России американские комиксы. Американская комикс-индустрия насчитывает более 100 лет, тем не менее авторы BUBBLE Comics не просто локализуют продукт. Они приумножают бэкграунд, используют не только мировой опыт, но и русский, что значительно расширяет и сюжетные линии, и характеры героев.

Комиксы BUBBLE расширяют возможности цитирования и обращения не только к опыту мировой культуры, но и русской. Один из самых заметных примеров интертекстуальности - так называемые пасхалки. Это некие «секретики», визуальные или речевые элементы, которые не важны для нарратива, но делают чтение более интересным, превращают чтение в игру. Так, например, в выпуске № 44 «Инока» один из героев достает свою скатерть-самобранку и просит ее показать собранные им в разных мирах артефакты силы, среди которых дневник из мультсериала «Гравити Фолз», меч Годрика Гриффиндора, молота Тора. В серии комиксов «Метеора» постоянно встречаются персонажи из различных фильмов/мультфильмов, таких как «Звездные войны», «Чужой», «Район № 9», «Гуррен Лаганн», «Призрак в доспехах», «Тайна третьей планеты», «Ну, погоди!» и др.

Еще один излюбленный прием в комиксах BUBBLE - использование персонажей (зачастую второстепенных) из одной серии в выпусках другой.

К не столь очевидным формам интертекстуальности можно отнести цитирование известных сюжетов. Многие исследователи отмечают схожесть нарративной структуры комикса с морфологией волшебной сказки по Проппу [Пропп 1998]. Российские комиксы не становятся исключением. В комиксах BUBBLE герои выполняют те же самые функции: герой отлучается из дома, к герою обращаются с запретом, антагонист обманом пытается овладеть имуществом героя, жертва поддается обману и так далее.

Н.А. Цыркун отмечает [Цыркун 2014], что одной из отсутствующих функций в супергеройских комиксах является «Герой вступает в брак и воцаряется». Об этом же говорит Эко в «Мифе о Супермене» [Эко 2005]: брак, рождение детей и прочие важные ступени в жизни человека невозможны для супергероев, это влечет за собой их старение, отмену бессмертия героя. Нельзя сказать, что подобные события не происходят с героями американских комиксов, но подобные сюжетные арки выносятся за скобки путем перенесения их в параллельные вселенные или сны.

Создатели BUBBLE нарушают эту традицию. Несмотря на то что большинство героев теряют своих любимых, Инок «обходит» правило. Он возвращает свою невесту из мира мертвых, попутно спасая миры. При этом, что интересно, сам главный герой лишается бессмертия, а его невеста, наоборот, обретает. Свадьба происходит в финальном выпуске серии «Инок» перед перезапуском серии и сменой названия3. Это вполне могло выглядеть как счастливый финал сериала или мелодрамы, но в перезапущенной серии «Мироходцы» оба героя становятся мироходцами, посвящают себя защите Многомирья, продолжая приключения. Подобные вехи в жизни героев лишают последних бессмертия, столь важного для американского комикса. Более того, герой комикса становится антигероем, нарушая все правила жанра и в конечном счете умирает от руки своего друга, что символично, так как возвращает читателя к самому первому кроссоверу вселенной BUBBLE «Инок против Бесобоя».

Что примечательно на наш взгляд, это реакция читателей на подобное завершение жизни героя. Бесконечно возвращающиеся к жизни супергерои - это привычный нарратив. Читатели пресыщены столь очевидными повторениями, поэтому основной реакцией читателей была просьба к издателям не возвращать к жизни героев и не делать откатов в сюжете4, т. е. интертекстульность в виде отсылок к другим произведениям массовой культуры или сюжету предыдущих выпусков (например, в виде повторяющегося построения кадра, но с изменением смысла происходящего) воспринимается читателями положительно, но условные правила супергеройских комиксов, которые также можно отнести к интертекстуальности, нежелательны для большей части читателей.

3 Инок № 50. M., 2016.

4 Ваши впечатления: «Крестовый поход» [Электронный ресурс] // Комиксы BUBBLE. URL: https://vk.com/topic-34202590_39508064 (дата обращения 25.04.2019).

Мифы в комиксах BUBBLE

Мифические сюжеты, персонажи сказок являются неотъемлемой частью культурного бэкграунда, что не может не накладывать свой отпечаток на создаваемых продуктах.

BUBBLE используют культурное и историческое наследие России при создании серии «Инок». Первоначальная версия сюжета предполагала путешествия главного героя в прошлое, но уже с восемнадцатого выпуска основным материалом для серии становится славянская мифология и сказки, а также христианская религия.

Если говорить о самом комиксе как новом мифе, то стоит отметить, что российские комиксы, также как и комиксы Marvel и DC, трансформируют привычные образы, создавая новую мифологию. Но на сегодняшний день комиксам не хватает широкого распространения и известности, чтобы стать частью мифологического сознания российского общества.

Вселенная BUBBLE

Основываясь на идее Marvel и DC о едином пространстве для развития комиксов, BUBBLE с первых выпусков указывает на общий мир для героев. Объединяющим элементом становятся камни Силы, присутствующие в трех первых сериях. Позже герои из разных серий встречаются на страницах комиксов.

Но самый убедительный способ показать, что у всех серий комиксов единая вселенная, - продемонстрировать, как события в одной серии находят свое отражение в другой. Со вторых выпусков мы видим, как через средства массовой информации сообщается о том, что происходило в других сериях. К примеру, во втором выпуске «Бесобоя» мы видим газету «Жизнь», где на первой полосе заголовок об убийстве сына прокурора, что является событием из первого выпуска серии «Майор Гром». А в выпуске № 2 «Майора Грома» ведущая теленовостей говорит о взрыве в Пекинском музее - сюжете первого выпуска «Красной Фурии». В выпуске 28 «Красной Фурии» в новостях сообщается об отставке властей Санкт-Петербурга после серии терактов (арка «Игра», выпуски 25-33 серии «Майор Гром»). Кроме объединения серий, практика использования реально существующих информагентств, привычных для читателя, делает фикциональный мир комиксов убедительным.

Глобальным кроссовером для BUBBLE стала арка «Время Ворона», в событиях которой приняли участие персонажи всех шести

серий, в том числе и «Метеора», долгое время условно находившейся вне вселенной, так как события серии происходят в космосе. Сюжетная арка кроссовера позволила авторам сменить концепт нескольких серий.

Интересным представляется и то, как BUBBLE Comics конструирует свой фикциональный мир. Действия всех серий происходят в реальных топонимах на территории России и мира. Кроме того, что герои смотрят существующие в реальности новостные каналы и читают газеты, настоящим «окном в реальность» становятся детали: пакет из магазина «Пятерочка», еда из Макдональдса, упоминание о Чемпионате мира и игре сборной России со сборной Испании. Такие детали позволяют выстраивать успешную коммуникацию между авторами и читателями. И эта коммуникативная функция дает предпосылки к тому, что «вымышленный мир нарра-тива вполне возможен в реальности» [Козлов 2009, с. 212].

Любой вымышленный мир неполон, он представляет читателю только те черты характера персонажа и события из его жизни, которые имеют значение для сюжета. В настоящем мире подобные лакуны могли бы быть заполнены биографиями [Козлов 2009]. Любопытно, что BUBBLE Comics самостоятельно заполняет пробелы в биографиях отдельных, наиболее интересных читателям, персонажей. Специально для таких случаев создана серия «Легенды BUBBLE», в рамках которой были выпущены предыстории второстепенных персонажей отдельных серий5. Так мир углубляется, становится более полным и интересным для читателей.

В отличие от супергеройских вселенных DC и Marvel российские комиксы не предлагают читателю идею мультивселенной. Вселенная BUBBLE представлена лишь одной версией Земли и множеством планет в космосе. Почему российским издателям не требуются на данный момент параллельные миры? Вероятно, это можно объяснить сравнительно малой историей издательства, а также заложенной с самого начала идеей последовательного повествования. Зная о ситуации, сложившейся у зарубежных издательств, авторы BUBBLE заранее стараются учитывать наличие общего мира, чтобы нигде и ни в чем не было противоречий6. Еще

5 Черный Пес: Свое время. М., 2018; Магистр. Смерть - это только начало. М., 2018; Тео: Круги на полях. М., 2018; Ярх. Шаг вперёд, части 1-6. М., 2018-2019.

6 Артем Габрелянов - о русских супергероях, «Пантеоне» и недостатках «Хранителей» [Электронный ресурс]. Spidermedia.ru 2001-2019. URL: http:// spidermedia.ru/blog/vch/artem-gabrelyanov-glavnyy-redaktor-izdatelstva-BUBBLE-o-russkih-supergeroyah-panteone-i (дата обращения 15.03.2019).

одной из причин может быть отсутствие принципа неизменности персонажа - персонажи и сюжет развиваются во времени, а потому одновременно происходящих, но противоречащих друг другу явлений в одной и той же серии нет.

Супергерой

По мнению П. Кугана, чтобы называться супергероем, персонаж должен обладать MPI (mission-power-identity) - миссией, силой и супергеройской идентичностью. При этом не все герои одинаково подходят под описание и возможны вариации. Чтобы определить, действительно ли персонаж является супергероем, Куган предлагает попробовать мысленно переместить данного персонажа в другой, не супергеройский жанр. В случае невозможности функционирования героя в каком-либо другом жанре персонаж будет являться супергероем, в обратном случае - нет [Coogan 2014].

BUBBLE Comics создают персонажей и называют их супергероями, однако ни один из персонажей серий таковым не является. Супергерои BUBBLE не ведут двойную жизнь. Но это не из-за того, что их геройская сущность не должна быть скрыта, а лишь потому, что повествование ведется только на «территории геройствования» (например, Метеора, Лиля Романова, Игорь Гром). Если мы будем опираться на концепцию Кугана о возможности перенесения персонажа в другой жанр, то увидим, что все персонажи не являются супергероями (к примеру, Бесобой может функционировать в жанре боевика или хоррора; Андрей Радов - в фэнтези; Красная Фурия - в шпионских детективах).

Куган предлагает называть таких персонажей - супер герои (с пробелом), хотя, в общем-то, это романтический тип героя, обладающего определенным характером, ценностями, понятиями о том, как должен быть устроен мир, что выделяет его среди прочих людей [Coogan 2006].

Нам кажется, что еще одна из супергеройских черт, на которую стоит обратить внимание, - это индивидуализм в американских комиксах. Герой комиксов, как правило, действует один. Периодически герои объединяются для решения глобальных задач, но в основном каждый из них действует поодиночке. Индивидуализм в целом свойствен американской культуре и их системе ценностей, поэтому логично видеть главного героя - единственным в своем роде. Российские герои комиксов действуют в команде, что обусловлено социоцентрической парадигмой развития российского общества.

Антагонисты

Интересным представляется выбор главных антагонистов в комиксах BUBBLE. В первых выпусках серии «Майор Гром» расследуются преступления, совершенные с большой театральностью и апломбом. При этом преступник вызывает симпатию у простых людей, его поддерживают и дают прозвище Гражданин. Комикс выходит в конце 2012 г., на фоне протестов общества и Болотного дела Чумной доктор выглядит положительным героем, который поддерживает про-тестное движение в реальном мире. Авторы уверяют7, что не хотели, чтобы симпатии читателей были на стороне преступника, а потому политика «ушла» из мотивов Чумного доктора. Все его преступления были объяснены личной выгодой, а протест против власти был лишь прикрытием серии других убийств страдающего раздвоением личности преступника. Но смена мотивации привела к тому, что Сергей Разумовский (настоящее имя Чумного доктора) становится личным врагом Игоря Грома. При этом стоит отметить, что положительный герой Игорь Гром не подходит под классификацию супергероя, а Чумной доктор - частично становится суперзлодеем. Он обладает острым умом и уникальными умениями в области программирования, у него есть кодовое имя и костюм (плащ и маска), отражающие атрибутику его преступлений. У него есть двойная жизнь, до раскрытия преступлений окружающие знали его как создателя социальной сети «Вместе», самого молодого миллиардера и благотворителя. Его миссия сугубо личная - противостояние Игорю Грому. Он всеми силами пытался доказать, что Игорь смог его разоблачить по чистой случайности, отказывая последнему в знаниях, дедуктивных способностях, причисляя к стереотипному типу российского полицейского.

Амбивалентность как характерная черта персонажей периода постмодерна ярко проявляется в образе этого антагониста. Раздвоение личности, сопровождаемое визуальными образами светлой части Сергея и темной стороны Чумного доктора, наглядно демонстрирует читателю конфликт личности. Столь же многозначными оказываются и другие злодеи.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что антагонисты российских комиксов частично вписываются в систему классификации суперзлодеев П. Кугана: монстр, вражеский командир, безумный ученый, криминальный гений, инверсия супергероя [Coogan 2006] -совмещая в себе несколько типов.

7 Габреляновы и российская империя комиксов [Электронный ресурс]. GQ.RU. URL: https://www.gq.ru/entertainment/gabrelyanovy-i-rossijskaya-imperiya-komiksov (дата обращения 05.03.2019).

Неизменность характера героев

Как замечает В. Ерофеев, постоянство характера главного героя является одним из специфичных знаков языка комикса8. BUBBLE Comics отступает от установившегося правила. Герои российских комиксов развиваются и меняются вместе с сюжетом. Происходящие события в рамках серии накладывают отпечаток на персонажей. Например, беззаботный и неунывающий Игорь Гром совершенно меняется после смерти его девушки Юлии. Подобный подход больше характерен для литературного произведения или авторского комикса, чем для ежемесячных историй.

Еще один пример - Андрей Радов, который после смерти невесты обезумел, решив, что магия - важнейшее зло, задумал уничтожить Многомирье и всю магию в мире. Герой трансформировался в злодея. Интересным представляется тот факт, что авторы вполне могли переложить ответственность за действия героя на магическую силу, однако герой заявляет: «Кто сказал, что меня кто-то контролировал? Я не собираюсь ни на кого сваливать вину. Сейчас я сам принимаю решения!»9. Так он отрезал все возможные варианты развития сюжета, кроме смерти. Если герой может окончательно умереть, значит, он постепенно движется к этой самой смерти, что сопряжено с изменениями в характере.

Команды

Большинство героев российских комиксов работают в команде на постоянной основе, не объединяясь в какие-либо группировки для решения глобальных проблем. В комиксах BUBBLE нет организаций, где герои могут периодически присутствовать. Авторы BUBBLE последовательно создают команды для каждого из героев в рамках индивидуальной серии, придерживаясь принципа «один в поле не воин».

Линейное развитие сюжета

Для того чтобы персонажи могли развиваться, менять цели, виды деятельности и оставаться востребованными у читателей,

8 Ерофеев В. Комиксы и комиксовая болезнь // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов: эссе. М., 1996. С. 455.

9 Крестовый поход № 4.

BUBBLE придерживаются последовательного развития сюжета каждой из серий. Несмотря на то что комиксы делятся на сюжетные арки, каждая из которых имеет название, действия выпусков учитывают события предыдущих. Таким образом, история героя развивается на протяжении всех комиксов серии, даже после перезапуска и последующей смены названий.

Истории BUBBLE принимают форму длительного последовательного сериала, когда все происшедшее в предыдущей серии влияет на то, что будет в следующих. На такую форму работают и помещаемые на первую страницу изображения главных героев текущего и история предыдущего выпуска.

Интересным представляется и то, что издатели сознательно закрывают серии, представляя читателям законченное произведение. Так, были закрыты серии «Метеора» и «Мироходцы». Подобная конечность сюжетов не свойственна супергеройскому жанру, к которому условно причислены все серии BUBBLE Comics. Но именно такой формат находит отклик у российского читателя.

Текстовые блоки в комиксах

Еще одна особенность российских комиксов - это использование объемных блоков с текстом. В сериях «Инок» и «Бесобой» мы видим включение дополнительных материалов, не относящихся к развитию сюжета, но добавляющих информацию о вымышленном мире. Дополнительные материалы выполнены в виде дневников, где используются иллюстрации, но на первый план выходит текст. Текстовые блоки, конечно, не являются чем-то уникальным для комиксов. Такой прием часто используется в авторских комиксах: в «Городе грехов» Фрэнка Миллера10 большие текстовые блоки используются в качестве мыслей главного героя, но расположены по краю страницы, не заключены в филактер, а «обтекают» кадр; «Хранители» Алана Мура11 включают в сюжетное повествование газетные интервью с героями графического романа или их письма. Для массового же комикса, который является ориентиром для издателей BUBBLE, это не характерно.

10 Миллер Ф. Город грехов. М., 2005.

11 Мур А. Хранители. М., 2009.

Взаимодействие с читателями

В своих интервью издатели BUBBLE нередко акцентируют внимание на близости издательства к читателям. Администрация и авторы принимают участие в обсуждении комиксов на официальных страницах BUBBLE в социальных сетях. На сайте издательства есть ссылки на соцсети авторов12, где читатели могут задавать вопросы, например, о возможности каких-либо событий в мире комиксов, о предпочтениях персонажей, не освещенных на страницах комиксов. Это позволяет читателям расширять свои знания о вселенной, чувствовать свою причастность, высказывая мнение о комиксах и получая ответ со стороны издательства. И, в целом, подобная практика улучшает лояльность потребителей за счет расширения границ фикционального мира.

Подводя итоги

BUBBLE Comics не копируют стратегию американских издательств, но адаптируют ее для российского читателя. Издатели BUBBLE частично используют супергеройскую тематику, перенимая идею единой вселенной и героев, занятых если не спасением мира, то помощью людям. Создавая архетипичных персонажей, авторы российских комиксов помещают их в последовательно развивающийся нарратив. В отличие от традиционного представления о супергерое-одиночке, герои BUBBLE Comics окружены людьми, разделяющими их миссию, и являются, скорее, частью команды. Так комиксы не только конструируют новый фикциональный мир, но и отражают действительность российского читателя, тем самым становятся близки ему.

Литература

Козлов 2009 - Козлов Е.В. О фикции паралитературного текста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып. 1. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та (СПбГУ), 2009. С. 212-220. Пропп 1998 - Пропп В.Я. Морфология / исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с. (Труды)

12 Соцсети создателей комиксов [Электронный ресурс]. BUBBLE. URL: https://bubble.ru/blog/sotsseti-sozdateley-komiksov/ (дата обращения 21.05.2019).

Цыркун 2014 - Цыркун Н.А. Американский кинокомикс: Эволюция жанра. М.: ВГИК, 2014. 242 с.

Эко 2005 - Эко У. Роль читателя: Исследования по семиотике текста. СПб.:

Симпозиум, 2005. 501 с. Coogan 2006 - Coogan P. Superhero: The secret origin of a genre. Austin: MonkeyBrain Press, 2006. 290 p.

Coogan 2014 - Coogan P. The definition of the superhero // A comics studies reader / Ed. by J. Heer, K. Worcester. Jackson: Univ. Press of Mississippi, 2009. 380 p.

References

Coogan, P. (2006), Superhero. The secret origin of a genre, MonkeyBrain Press, Austin, USA.

Coogan, P. (2014), "The definition of the superhero", A comics studies reader, University

Press of Mississippi, Jackson, USA. Eco, U. (2005), Rol' chitatelya. Issledovaniya po semiotike teksta [The role of the reader.

Research on text semiotics], Simpozium, Saint Petersburg, Russia. Kozlov, E.V. (2009), "O fiktsii paraliteraturnogo teksta" [About the fiction of a paraliter-

ary text], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, vol. 1, pp. 212-220. Propp, V.Ya. (1998), Morfologiya/ istoricheskie kornivolshebnoiskazki [Morphology / the historical roots of the fairy tale], Labirint, Moscow, Russia. Tsyrkun, N.A. (2014), Amerikanskii kinokomiks. Evolyutsiya zhanra [American comic film. Evolution of the genre], VGIK, Moscow, Russia.

Информация об авторе

Мария В. Маркова, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; mariamarkowa@gmail.com

Information about the author

Maria V. Markova, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125047; mariamarkowa@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.