Научная статья на тему 'КОМИКСЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ'

КОМИКСЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комиксы / нарративы / подростки / дисграфия / дислексия / семиотика / comics / narratives / adolescents / dysgraphia / dyslexia / semiotics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивановская Ольга Геннадиевна

При условии признания ученика личностью между ним и его наставниками создаётся единое культурное пространство. Феномен комикса как единицы культурной информации, рассмотренный с точки зрения нарративов современных подростков с дисграфией и дислексией, служит для учителя-логопеда показателем их вовлечённости в коммуникацию и обусловливает внимание к содержанию логопедического воздействия. Нарративы удовлетворяют потребности образного мышления. Они способствуют последовательному изложению информации. Нарративы сообщают о том, что значимо. Комикс один из нарративных жанров. Комикс современное, модное явление, востребованное в молодёжной среде. Комикс как наглядное средство обучения и жанр изучен недостаточно. В целях привлечения внимания к комиксу проведен педагогический эксперимент. Необходимо полное теоретическое обоснование и апробация педагогических условий эффективности применения комиксов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mutual cultural space between the pupil and the mentor is created in case of consideration this pupil as the person. The comics as the cultural phenomenon, studied from the point of view of narratives of modern adolescents with dysgraphia and dyslexia, serves as an indicator of their involving into communication, causes attention to the content of speech therapy impact. Narratives satisfy the needs of figurative thinking. They contribute to the consistent presentation of information. Narratives communicate what is meaningful. Comics is one of the narrative genres. Comics is a modern, fashionable phenomenon that is in demand among the youth. Comics as a visual learning tool and a genre is not understood well. In order to draw attention to this tool the pedagogical experiment was carried out. Full theoretical justification and approbation of pedagogical conditions of efficiency of comics application is necessary.

Текст научной работы на тему «КОМИКСЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

деятельности направлены на определение содержания внеурочной деятельности, в то время как формы отвечают за ее организационный компонент. Одним из методов формирования коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку является ролевая игра. Ее дидактический потенциал состоит в том, что она, эмоционально включая обучающихся в образовательный процесс, не только способствует освоению иноязычного материала, но и формирует потребность и психологическую способность обучающихся к речевому общению.

Литература:

1. Астахова, Н.И. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учебное пособие / Н.И. Астахова, Л.Н. Гиенко, Л.Г. Куликова. - Барнаул: АлтГПУ, 2019. - URL: https://library.altspu.ru/dc/pdf/shatalova4.pdf (дата обращения: 13.05.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

2. Беспалько, В.П. Программированное обучение (дидактические основы) / В.П. Беспалько. - М.: «Высшая школа», 1970.-300 с.

3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-336 с.

4. Ерофеева, О.Г. Педагогические условия реализации конструктивной культурно-досуговой деятельности учащейся молодёжи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Ерофеева Ольга Геннадьевна. - Москва, 2013. - 75 с.

5. Информационно-методическое письмо: Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от 5 июля 2022 годаЫ ТВ-1290/03. - URL: https://docs.cntd.ru/document/351296491 (дата обращения: 27.05.2023)

6. Коджаспирова,Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. -М.: Academia, 2005. - 94 с.

7. Лингевич, О.В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / О.В. Лингевич // Вестник научных конференций. - 2017. - № 8-2(24). - С. 49-53

8. Приказ: Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 27.05.2023)

9. Цыганкова, П.В. Ролевые игры живого действия и ролевые онлайн-игры: психологические функции в современном социокультурном контексте / П.В. Цыганкова, Е.Ю. Суворова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2020. - № 3. - С. 459-474. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44056138 (дата обращения: 01.06.2023). -Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Педагогика

УДК 371.01:4

кандидат педагогических наук, доцент Ивановская Ольга Геннадиевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

КОМИКСЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ

Аннотация. При условии признания ученика личностью между ним и его наставниками создаётся единое культурное пространство. Феномен комикса как единицы культурной информации, рассмотренный с точки зрения нарративов современных подростков с дисграфией и дислексией, служит для учителя-логопеда показателем их вовлечённости в коммуникацию и обусловливает внимание к содержанию логопедического воздействия. Нарративы удовлетворяют потребности образного мышления. Они способствуют последовательному изложению информации. Нарративы сообщают о том, что значимо. Комикс - один из нарративных жанров. Комикс - современное, модное явление, востребованное в молодёжной среде. Комикс как наглядное средство обучения и жанр изучен недостаточно. В целях привлечения внимания к комиксу проведен педагогический эксперимент. Необходимо полное теоретическое обоснование и апробация педагогических условий эффективности применения комиксов.

Ключевые слова: комиксы, нарративы, подростки, дисграфия, дислексия, семиотика.

Annotation. The mutual cultural space between the pupil and the mentor is created in case of consideration this pupil as the person. The comics as the cultural phenomenon, studied from the point of view of narratives of modern adolescents with dysgraphia and dyslexia, serves as an indicator of their involving into communication, causes attention to the content of speech therapy impact. Narratives satisfy the needs of figurative thinking. They contribute to the consistent presentation of information. Narratives communicate what is meaningful. Comics is one of the narrative genres. Comics is a modern, fashionable phenomenon that is in demand among the youth. Comics as a visual learning tool and a genre is not understood well. In order to draw attention to this tool the pedagogical experiment was carried out. Full theoretical justification and approbation of pedagogical conditions of efficiency of comics application is necessary.

Key words: comics, narratives, adolescents, dysgraphia, dyslexia, semiotics.

Введение. Наглядно-образному мышлению отводится в жизни человека большая роль. Симультанное по своему характеру, оно действует на уровне «привычно - необычно», «комфортно - дискомфортно». На основе симультанных образов существует много образных знаковых систем - танец, изобразительное искусство, архитектура, театр и, конечно, музыка (максимально абстрактная образная знаковая система, к которой, однако, ребёнок восприимчив с самого раннего возраста). Предпочтение, отдаваемое взрослым человеком, одной из образных знаковых систем, может быть сформулировано им в терминах «нравится - не нравится», «понятно - не понятно».

Образные знаковые системы, наполненные единицами естественного языка - это устное народное творчество, литература, театр.

Изложение основного материала статьи. Перевод системы образов на языковой код издавна интересовал учёных. Одна из современных теорий соотношения языка и сознания - теория «множественных набросков» Д. Деннета (The Multiply Drafts Model). В мозге, как в огромной информационной сети, одновременно обрабатывается колоссальное количество независимой информации. Но любой узел этой сети имеет мгновенный доступ ко всем остальным узлам. Механизмом возникновения этого эффекта являются нарративы как внутреннее языковое представление когнитивных результатов. Д. Деннет назвал их «коллекцией предикатов» [4].

Нарратив - это прежде всего постмодернистский термин. Впервые он появился у болгарского философа Цветана Тодорова в 1968 году [15]. Тодоров написал о нарратологии как «науке о рассказе» ( 'narrare' (лат.) «рассказывать»). Термин подхватил и развил французский мыслитель Ролан Барт. В 1969 году он определил нарратив как способ бытия «сообщающего» текста [2].

Р. Барт писал, что повествование разворачивается не ради прямого воздействия на действительность, а ради самого рассказа. «Мифологичность» мышления рассказчика, по Барту, в том, что он пытается «встроить» свои представления в систему ценностей социума.

То есть суть нарратива в том, что конкретный рассказчик ведет некое повествование, связывая воедино разные события по своему усмотрению. Важен сам факт повествования и форма его преподнесения. Цель нарратива - не просто передать какую-то информацию, а произвести впечатление, вызвать внимание.

Поскольку термин тесно связан с личностью, его взяли на вооружение и психологи. Джером Брунер, основоположник когнитивной (нарративной) психологии, считал, что развитие личности, в первую очередь, зависит от того, какие нарративы окружают человека в течение всей его жизни. Имеются в виду истории о различных событиях, преломленные через субъективное видение различных людей, которые о них рассказали [10].

Когнитивная психология представляет само овладение языком в онтогенезе как результат освоения скриптов и фреймов, когда знания об окружающей действительности «вычерпываются» из типичных ситуаций и нарративов [5; 13].

Итак, нарративом можно назвать любое повествование, которое ведется через призму личного отношения, личных взглядов.

В эпоху Возрождения в Западной Европе с нарративов начался процесс зарождения национальных языков и национального самосознания. Создавалась светская литература на базе устного народного творчества и, прежде всего, сказки (в XIV веке - «Декамерон» Д. Боккаччо в Италии, «Кентерберийские рассказы» Д. Чосера в Англии, в XVII веке -«Иентамерон» Д. Базиле в Италии) [7]. Примером нарративов могут быть средневековые хроники, в которых рассказчик доносит информацию не как репортер, бесстрастно, а интерпретируя, как человек, выбравший определенные акценты. В России светская повесть возникала анонимно. Как пример можно назвать повесть XVII в. о Карпе Сутулове, сюжет которой использован Н.В. Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством».

Дж. Брунер подчеркнул наличие трёх аспектов нарратива: фабулы, сюжета и формы, которые соответствуют теме, типу дискурса и жанру [11].

Фабула (тема) - это симультанное представление. Вневременная фабула - это мифическое, трансцедентальное содержание, претендующее на общечеловеческую универсальность (любовь и ревность, жизнь и смерть, власть и повиновение).

Сукцессивный сюжет (дискурс) может воплотить фабулу через глагольную предикацию (повествование) либо через именную предикацию (описание), или через их сочетание (рассуждение).

Франк Кермоуд писал, что, что соединение фабулы и сюжета в рассказе подобно смешению вневременной тайны и современного скандала [14].

Специфика времени, места, личности и события отражается в дискурсных свойствах сюжета. Дж. Брунер писал, что жанр - это тип символов, который используется в рассказе.

В XVIII в. И. Гердер, рассуждая о происхождении языка, показал, что «возраст человечества» вполне соотносим с возрастом человека. Если в «детстве» и человечество, и отдельный человек пользуется несловесными знаками (мимикой, жестами), то на дальнейших «возрастных» ступенях ведущую роль начинает играть слово. «Юность» - это «поэтический» период формирования ассоциативных связей. В период «зрелости» проявляется способность к абстрактному мышлению. «Старости» присущ «словесный скепсис [3].

В детстве ребёнок усваивает алгоритмы при помощи жанра сказок. В юности внимание человека привлекают мифы и легенды - это интерес к жанровым произведениям «юношеского периода» - приключениям, путешествиям, романтическим сюжетам. В период зрелости интересны реалистические жанры - научно-популярные, справочные. С периодом достигнутой человеком мудрости обычно связаны формалистические приёмы изображения и декаданс.

Эти выводы справедливы и для развития человечества в целом. В переживаемый нами момент человечество «старо». Это связано с началом очередного века. Декаданс, как правило, связан с языковой игрой, иронией, переосмысливанием «старых» жанров (сказок, лирики).

Другой стороны современная эпоха - это время визуальной культуры. И изобразительный ряд, и музыкальное, и видеосопровождение способствуют увеличению «явленности» текстов естественного языка. На сегодняшний день людьми лучше воспринимается броская информация, подающаяся маленькими фрагментами [1].

Комикс как жанр и наглядное средство обучения изучен недостаточно. Толковый словарь С.И. Ожегова трактует комикс как «небольшую, наполненную иллюстрациями книжку лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серию рисунков с соответствующими подписями» [6]. А.Г. Сонин определяет комикс как особый способ повествования, последовательность кадров, содержащих, кроме рисунка, вербальное произведение, передающее преимущественно диалог персонажей [8].

Комикс является особым феноменом культуры, оказывающим специфическое влияние на реципиента в связи с тем, что в его структуре присутствуют элементы двух разнородных систем - вербальной и пиктографической [9].

В нашей стране использовать комиксы начали взрослые сатирические журналы в 30-е годы прошлого века, но уже к 1956 году, когда в свет вышел первый тираж детского журнала «Весёлые картинки», комиксы, весёлые истории, а также головоломки, ребусы и стихи стали регулярно использоваться в них в качестве развивающего, воспитательного и развлекательного материала.

Слово «комикс» произошло от английского 'comic' - «смешной». Комиксы преподносят материал, который сочетает изображения с текстом, включает сатиру, точку зрения автора, содержит каламбур и юмор, имеет собственную символику и является примером современной молодёжной субкультуры [12].

Мы исследовали группу подростков 13-14 лет в количестве 30 человек, имеющих нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия), с которыми проводилась логопедическая работа. Подросткам было дано задание (индивидуально или в группе) нарисовать комиксы на тему их школьных трудностей. По итогам исследования был сделан контент-анализ и интент-анализ полученных результатов на материале 30 комиксов.

Было выделено несколько основных тем (фабул) созданных комиксов: «Ошибки», «Любовь и дружба», «Жизнь и смерть», «Знаменитые писатели и поэты», «Учитель-логопед». Был сделан вывод, что подростки, транслируя в комиксах пристрастия подросткового возраста к самопознанию, общению, осознают свои трудности и необходимость их преодоления, а также понимают взаимосвязь между овладением литературным наследием и грамотной речью.

Подростки понимают природу дисграфических ошибок (рисунок 1).

Рисунок 1. «Скрытое преимущество» (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза)

Подростки видят общее в ошибках различных видов дисграфии (рисунок 2).

Рисунок 2. «Взаимные претензии» (оптическая, акустическая, артикуляторно-акустическая дисграфия)

В симптоматике дислексии подростков больше всего расстраивает плохая техника и низкая скорость чтения (рисунок 3)

' Мне не нравится, что ты в тетради всё время вместо буквы «а»,/ пишешь букву «о», а вместо буквы _, «ч» пишешь букву «щ»! \

мне не нравится, что вы в тетради всё время ^ вместо оценки «5» \ пишете оценку «2»\

Рисунок 3. «На уроке» (дислексия)

Сюжет комиксов как правило выражается при помощи глагольной предикации (рисунок 4).

Рисунок 4. «Подражание Толстому»

Но иногда сюжет представлен в виде именной предикации (рисунок 5).

Так надо было перечитать!.. I Ая ШЕРЕПИСАЛ

A v нас дома

книжка Пушкин - АС

У нас дома браузер Google I

Рисунок 5. «Кто круче?»

Рисунок 6. «Авторские сказки» Встречаются лирика и философствование (рисунок 7).

Ну и с кем теперь у вас ассоциируются учитель и его ученики??

Сюжеты часто отсылают нас к жанру сказки (рисунок 6).

Рисунок 7. «Бедный Йорик»

Выводы:

1. Комикс увлекает, вдохновляет, стимулирует творческую активность.

2. Комикс отвечает запросам современного мира, когда скорость - это требование, наглядность - правило, а смысловая доступность, нарративная природа - залог успешного применения комикса в дидактических целях.

3. Комикс вовлекает обучающихся в литературный формат.

4. Комикс приучает обучающихся к поиску и отбору информации.

5. Исходя из вышеизложенного актуальна задача создания комиксов для логопедической работы с подростками

Литература:

1. Авдеева, Т.И. Комикс как современная технология обучения / Т.И. Авдеева, М.И. Высокое, С.И. Зыкова // Современное педагогическое образование. -№ 3. - 2020. - С. 64-67

2. Барт, P. S/Z. Пер. с фр. - 2-е изд., испр. / Р. Барт. - М.: Эдиториал, УРСС, 2001 - 232 с.

3. Гердер, И.Г. Избранные произведения / И.Г. Гердер. - М. - Л.: Гослитиздат, 1959. - С. 145.

4. Ивановская, О.Г. Мемы в логопедической работе с подростками, имеющими нарушения письма / О.Г. Ивановская // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. - СПб., 2019. - № 4. - С. 149 - 156.

5. Маслова, В.А. Современные направления в лингвистике / В.А. Маслова. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

6. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / [С.И. Ожегов и др.]; под общ. ред. Л.И Скворцова. - Изд. 24-е, испр. и доп. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с.

7. Пропп, В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2005. - 384 с.

8. Сонин, А.Г. Комикс как знаковая система: Психолингвистическое исследование на материалах франкоязычных комиксов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 19.02.19. Барнаул, 1999. - 17 с.

9. Столярова, Л.Г. Комикс как тип дискурса / Л.Г. Столярова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2009. - № 2. - С. 278-283

10. Bruner, J. Actual minds, possible worlds / J. Bruner. - Cambridge: Harvard University Press,1986. - 201 p.

11. Bruner, J. rife as Narrative / J. Bruner H Social Research. - Vol. 54:1,- Baltimore: John Hopkins University Press, 1987. -P. 11-32

12. Cary, S. Going Graphic: Comics at Work in the Multilingual Classroom / S. Cary. - Portsmouth, NH: Heinemann, 2004.-224 p.

13. Engel, S. Stories Children Tell / S. Engel. - New York: W.H. Freeman and Company, 1994. -246 p.

14. Kermode, F. Secrets and Narrative Sequence / F. Kermode. II Critical Inquiry. - Chicago: The University of Chicago Press. - 1980.-Vol.7.-P. 83-101

15. Todorov, T. Grammaire du Decameron / T. Todorov. - Mouton, The Hague, Paris: 1969. - 100 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры методик начального образования Исаева Лариса Абдурахмановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Аннотация. В статье раскрыт процесс развития интереса обучающихся к русскому языку посредством творческих работ. Умение развить у обучающихся интерес к обучению сопровождается применением различных методик преподавания, которые показали высокие результаты, также педагогу необходимо изучать анализировать дидактические материалы, внедрять их в учебный процесс, использовать творческие методы в преподавании предмета, менять тактику преподавания. Автор подчеркивает, что современные методы обучения требуют расширения методов преподавания учащихся, что повышает эффективность и гарантирует высокую обучаемость. Рассмотрены используемые в процессе преподавания русского языка определенные виды творческих работ, которые укрепляют и упрочняют их интересы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.