ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
УДК 070 DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10418
И. М.Удлер
Челябинский государственныйуниверситет,Челябинск
КОМИЧЕСКОЕ КАК ФОРМААРГУМЕНТАЦИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ФРЕДЕРИКАДУГЛАСА
В классическом «Повествовании о жизни Фредерика Дугласа, американского невольника. Написано им самим», в автобиографической прозе, публицистике, речах Фредерик Дуглас, проявляя присущее ему и его этносу чувство юмора, активно использовал комическое, имевшее фольклорную африканскую и афроамериканскую основу. Формы комического в его творчестве: 1) «насмешливый смех» (В. Я. Пропп) над рабовладельцами и надсмотрщиками, церковью и религией на службе у рабовладельческой системы, идеологами рабовладения и расизма; 2) «смех сквозь слезы», многозначная тональность музыкального фольклора, вызывающие эмоциональную солидарность у чернокожих слушателей и читателей и воздействующие на белую аудиторию. Фольклорные жанры, используемые Ф. Дугласом: сказки, басни, анекдоты, «дразнилки», пословицы, поговорки, устные проповеди, песни, в которых нашли выражение менталитет и характер чернокожих американцев.
Ключевые слова: Фредерик Дуглас, аргументация, шоу менестрелей, этнос, этнический, комическое, юмор, сатира, публицистика, невольничьи повествования, афроамериканцы, афроамериканский фольклор, менталитет, характер.
Фредерик Дуглас (1818-1895) - выдающийся деятель аболиционистского движения, самый выдающийся политический лидер афроамериканцев XIX века в их борьбе за свободу, писатель и просветитель, один из главных создателей афроамериканской печати, издатель, редактор, блестящий публицист и оратор, один из самых знаменитых во всем мире американцев своего времени.
В своем «Повествовании о жизни Фредерика Дугласа, американского невольника. Написано им самим» (Narrative of the Life of Frederick Douglass, an American Slave. Written by Himself, 1845), ставшем классикой жанра «повествований беглых рабов», в автобиографических книгах «Моя жизнь в рабстве и на свободе» (My Bondage and My Freedom, 1855), «Жизнь и эпоха Фредерика Дугласа» (Life and Times of Frederick Douglass, 1881; 1892), в газетной публицистике, многочисленных речах, лекциях Фредерик Дуглас, проявляя присущее ему и его этносу чувство юмора, активно использовал как форму аргументации комическое, имевшее фольклорную африканскую и афроамериканскую основу.
Исследование комического, опирающегося на фольклорную традицию, как формы аргументации в публицистике находится в русле актуальных для современной филологической науки и журналистской практики проблем мультикультурализма, соотношения этнического, национального и общечеловеческого, эффективности и средств воздействия публицистических жанров на общественное мнение в процессе коммуникации.
Актуальность исследования обусловлена и возросшим в настоящее время пониманием значимости смеха в различных сферах жизни и культуры человечества. В 60-70-е годы XX века в психиатрии США возникла гелотология - наука о смехе, о целебном влиянии смеха на психическое и физическое здоровье человека, о лечении смехом. Смехотерапия стала применяться в различных областях медицины. Но и в педагогике и методике преподавания различных дисциплин стали уделять внимание использованию различных видов комического в работе преподавателя с учащимися.
Гелотология вносит существенный вклад и в исследование мировой и национальной культуры. Активизировался интерес к комическому в гуманитарных науках. Об этом свидетельствуют, в частности, три международные научно-практические конференции, состоявшиеся в 2015 и 2016
годах в Болгарии, в Варне, в которых приняли активное участие российские гуманитарии: «Юмор и сатира в координатах XXI века» (1 апреля 2015 года), «Юмор и сатира в координатах XXI века» («Хумор и сатира координатите на XXI век», 25 декабря 2015 года), «Современная гелотология» («Съвременна гелотология», 4 ноября 2016 года).
В сборнике материалов I Международной научно-практической конференции «Юмор и сатира в координатах XXI века» [7] опубликованы статьи А. В. Атемасова «Психологическая ценность юмора и сатиры как средств обучения и воспитания личности» [7. С. 10-14], О. С. Протас «Использование юмора в обучении» [7. С. 81-84], М. Лёшмана «Юмор как неотъемлемая часть обучения немецкому языку как иностранному» [7. С. 68-72], Л. А. Оганнисян «Юмор как средство педагогического общения» [7. С. 77-80].
В сборнике материалов II Международной научно-практической конференции «Юмор и сатира в координатах XXI века» [6] опубликованы статьи М. В. Мусийчук «Философско-методологический анализ комического как специфика когнитивных механизмов» [6. С. 56-62], О. С. Протас «Мотивирующий эффект юмора в обучении иностранному языку» [6. С. 63-67], М. Б. Ворошиловой «Деструктивная и отчуждающая функции юмора в современном экстремистском дискурсе» [6. С. 23-26], М. В. Федоровой «Смех и религия в пространстве культуры» [6. С. 79-85], А. Л. Фурсова «Собеседование с юмором: игровые формы отбора молодых специалистов в медиа-сфере» [6. С. 86-91].
В сборнике материалов III Международной научно-практической конференции «Современная гелотология» [4] размещены статьи О. В. Гневэк «О понятийном аппарате гелотологии» [4. С. 46-67], Е. Е. Верхотурцевой «Гуманитарная составляющая психолого-педагогических аспектов развития креативности в юморе» [4. С. 35-41], М. В. Мусийчук «Когнитивные и аффективные основания юмора» [4. С. 12-30], Д. В. Тупикина «Юмор как средство коммуникации политических лидеров» [4. С. 99-103], А. С. Зотовой «Юмор и ирония в политическом дискурсе: основные модели, речевые приемы и функции» [4.С. 119-122].
Цель нашей статьи - исследовать использование комического в различных жанрах публицистического творчества Фредерика Дугласа (выступления на аболиционистских собраниях, лекции в Европе, невольничье повествование, автобиографическая проза, статьи в периодической печати), выявив формы комического, языковые средства, тесную связь с африканским и афроамериканским фольклором и его жанрами, функции комического.
В сборе первоисточников, в отборе текстов, в их анализе были использованы системный и комплексный, междисциплинарный подходы, опирающиеся на культурно-исторический, историко-генетический, историко-хронологический, сравнительно-исторический, историко-типологический, структурно-типологический, биографический, ритуально-мифологический методы исследования.
Принципиально важными для методологии нашего исследования являются работы о смехе В. Я. Проппа и об американском юморе К. Рурк.
В работе «Проблемы комизма и смеха» (1965-1970) [2] В. Я. Пропп дал классификацию смеха, выделив в качестве основного вида смеха, наиболее часто встречающегося в жизни и искусстве, насмешливый смех: «Именно этот и <...> только этот вид смеха стабильно связан со сферой комического. Достаточно, например, указать, что вся огромнейшая область сатиры основана на смехе насмешливом» [2. С. 19, 171]. В. Я. Пропп на материале фольклора и литературы детально проанализировал приемы, способы, языковые средства выражения комического.
В статье «Ритуальнй смех в фольклоре (По поводу сказки о Несмеяне)» автор выступает за исторический подход к смеху «в его развитии, в его конкретных связях с жизнью тех народов, у которых мы его наблюдаем» [2. С. 224]. Он также полемизирует с общепринятым анализом комического, при котором «совершенно не учтен фольклор»: «Совершенно оставлен в стороне материал народов, стоящих на доклассовой ступени развития, - в частности, например, американские, океанийские, африканские или наши сибирские материалы, которые вносят в вопрос большую ясность» [2. С. 225].
Монография Констанс Рурк (1885-1941) «Американский юмор: исследование национального характера» (1931) [3] стала классикой американского литературоведения об американском юморе. Признанием ее заслуг в области исследования национального юмора, его фольклорных основ является грант ее имени (Constance Rourke Travel grant), который присуждается молодым исследователям американского юмора. Исследуя фольклорный юмор северян и южан, жителей
лесного Запада и Юго-Запада, К. Рурк выявляет американский национальный менталитет и национальный характер.
В постоянном использовании Ф. Дугласом - оратором, писателем, журналистом, общественным деятелем - фольклорного юмора проявлялись менталитет и характер афроамериканцев.
Современники Ф. Дугласа, белые менестрели с выкрашенными жженой пробкой лицами в черный цвет, белые чернолицые менестрели, начиная с 30-х годов XIX века, в своих шоу якобы от лица афроамериканцев изображали их преимущественно карикатурно, как комических персонажей, примитивных, тупых существ низшего порядка.
Аболиционисты, возмущенные этими расистскими стереотипами, стали в полемике утверждать, что у негров вообще нет чувства юмора и не следует от их имени разыгрывать комедии на сцене.
Ф. Дуглас неприязненно относился к карикатурному, фальшивому образу чернокожего в шоу белых менестрелей. Но он всем своим творчеством опровергал и утверждение об отсутствии чувства юмора у людей его этноса, целенаправленно использовал комическое, рассчитывал на понимающий отклик своих читателей и слушателей и, действительно, встречал этот отклик, о чем свидетельствуют ремарки в стенографических публикациях в периодике его многочисленных речей (смех, взрывы смеха, смех и одобрительные аплодисменты). Об этом же свидетельствуют и публиковавшиеся в печати отзывы его слушателей и читателей.
Пожалуй, он мог бы повторить слова этнического чернокожего менестреля Билли Керсандса (Billy Kersands, 1842-1915), который, в отличие от белых менестрелей, использовал афроамериканский музыкальный фольклор, близкий афроамериканцам. Билли Керсандс с гордостью говорил: «Сынок, <...> я заставляю людей смеяться» (здесь и далее перевод с английского наш. - И. У). После выступления Дугласа студент, слушавший его выступление, записал в своем дневнике: «Он заставлял нас смеяться» [10. Р. 536].
Ф. Фонер, издавший пять томов статей, речей, писем Ф. Дугласа, в предисловии к первому тому обратил внимание на важную особенность выступлений беглого невольника Дугласа на аболиционистских собраниях: Ф. Дуглас с самого начала своей ораторской деятельности в качестве агента Аболиционистского общества, выступая на аболиционистских собраниях, внес новое в обличение рабства: «Он ввел в свои речи чувство юмора» [12. Р. 49].
Из его выступлений, устных рассказов о жизни в рабстве и рабовладельческой системе родились его знаменитое «Повествование» и две продолжающие невольничье повествование автобиографии, первая афроамериканская повесть «Героический раб» (1853), многочисленные газетные и журнальные публикации; то есть во всех публицистических жанрах он сохранял связь с устной культурой этноса, и во всех жанрах комическое, смех являются средством общения Ф. Дугласа с аудиторией. Это очень эффективная форма аргументации в полемике с рабовладельческой системой и расизмом, средство психологического, эмоционального воздействия, выражение чувств, настроений, характера и мировидения этноса, средство сохранения общности чернокожих. И это отличительная черта поэтики.
«Он мог вызвать глубокое волнение слушателей [а позднее и читателей этого эпизода. - И. У.] рассказом о сражении с Коуви и тут же вызвать у них взрыв смеха, описывая выражение лица объездчика негров Коуви, когда Фредерик, защищаясь, повалил его в грязь на землю в конюшне» [12. Р. 49].
Формы комического в публицистике Ф. Дугласа
1. «Насмешливый смех» (по классификации В. Я. Проппа) над рабовладельцами и надсмотрщиками, священниками и церковью на службе у рабовладельческой системы, идеологами рабовладения и расизма, самой рабовладельческой системой и расизмом.
2. «Трагикомическое видение жизни» [8. Р. 20], «смех сквозь слезы», многозначная, по крайней мере амбивалентная тональность музыкального фольклора, вызывающая эмоциональную солидарность у чернокожей аудитории и воздействующая на белую аудиторию.
«Насмешливый смех» проявляется в использовании африканской мифологии, сказок о животных, их анималистических образов, сатирических песен рабов, библейских образов; в пародиях, травестировании взглядов защитников рабства, в использовании приема "signifying" («означивания») [11], «дразнилок» [1. С. 906], анекдотов, каламбуров, пословиц, поговорок.
Дуглас воссоздал с помощью сатиры документальную галерею рабовладельцев, надсмотрщиков, фермеров, нанимавших у рабовладельцев рабов. Он использует каламбуры, саркастически обыгрывая их подлинные фамилии: мистер Сивиэ с говорящей фамилией «Жестокий»; «добрый надсмотрщик» мистер Хопкинс, на самом деле оставлявший мало надежды [8. Р. 55-56]; образованный южный джентльмен мистер Фриленд («его фамилия значила свободная земля», отправивший беглецов в тюрьму за стремление к свободе [8. Р. 137]. Нельзя не вспомнить В. Я. Проппа: «Комизм контраста мы имеем в тех случаях, когда отрицательный персонаж носит имя, говорящее о каких-то положительных качествах» [2. С. 127].
Ф. Дуглас использует анималистические образы из африканских мифов и сказок. Рабовладельцы и надсмотрщики - жестокие, свирепые, хитрые и опасные хищники: львы, тигры, змеи, лисы, подстерегающие в засаде, бросающиеся на кроликов, мартышек, паука Ананси. Коуви как свирепый тигр, как змей, подползающий к рабам, старающийся застать их врасплох. Оказавшись в Нью-Йорке, беглец из рабства сначала чувствовал себя как освободившийся из логова голодного льва, затем появляется ощущение реальной угрозы: страшный крокодил овладевает своей добычей, морские чудовища поглощают беспомощную рыбешку, рыщут безжалостные охотники за беглыми рабами. Очень часто Дуглас использует «дразнилки» -пародирует речи рабовладельцев, проповеди священников - защитников рабства. Дуглас разыгрывал целые сцены, воспроизводя всю проповедь и используя, кроме слов, интонацию (лицемерный, ханжеский, фальшивый тон), мимику, жесты.
Жанр пародии, опирающийся на традиции «дразнилок», - из самых любимых Дугласом и пользовался огромным успехом у чернокожей и белой аудиторий на Севере и за рубежом. За пародией, высмеивавшей лже-служителей религии, следовал обычно сочиненный им гимн «Небесный Союз», пародия на гимн, который еженедельно исполнялся в церквях Юга, оправдывавших и защищавших рабство [9. Р. 157-159]. Дуглас, глубоко верующий христианин, был беспощаден к служителям церкви, оправдывавшим рабство.
Вторая форма комического основана на многозначной тональности музыкального фольклора [см.: 5. С. 114-128,225-227].
«В песнях невольников звучат горе, страдание, острая боль, тоска одиночества, слезы, но и жизнелюбие, стойкость, способность ответить на страдания смехом, слезы перелить в смех, печаль - в горькое веселье, встретить жизненную муку стойким стремлением одолеть ее, острую боль одиночества разделить с другими, сплавить с душевным теплом и сочувствием.
Это взаимодействие, взаимопроникновение, художественный синтез трагического и комического, слез и смеха, контрастных эмоций и создает неповторимое и глубоко человечное искусство афроамериканской песни, родившейся из страданий народа, но замешанной на стойкостиижизнелюбии» [5. С. 127].
Дуглас первым обратил внимание на глубокий смысл музыкального фольклора рабов.
Он часто включал песни в свои выступления и письменные тексты, понимая эмоциональную силу их воздействия, умело пользовался горьким юмором.
Таким образом, исследование комического позволяет понять менталитет нации или этноса, национальный характер и их проявления в проблематике и поэтике литературы и журналистики, увидеть аналогии, взаимосвязи и национальное, этническое своеобразие.
Очень важно и в лекционных курсах, спецкурсах, спецсеминарах по истории литературы и журналистики изучать комическое. Это эффективное эмоциональное средство приобщения студентов к восприятию национальных, мировых культур. Оно помогает и преподавателям, и студентам преодолевать ксенофобию, видеть в «чужом» «другое».
Список литературы
1. Ващенко А. В. Этнические литературы и фольклор : Словесное творчество индейцев. Фольклор в эпоху западной экспансии. Литература афро-американцев в послевоенный период // История литературы США / редкол. : Я. Н. Засурский, М. М. Коренева (отв. ред.), Е. А. Стеценко. М. : ИМЛИ РАН, 2003. Т. IV : Литература последней трети XIX в. : 1865-1900 (становление реализма) / редкол. : П. В. Балдицын (отв. ред.), М. М. Коренева. С. 876-937.
2. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) / науч. ред., комментарии Ю. С. Рассказова. М. : Лабиринт, 1999. 288 с. (Собрание трудов В. Я. Проппа).
3. Рурк К. Американский юмор: исследование национального характера / пер. с англ., послесл., комментарии Л. П. Башмаковой. Краснодар : Изд. Кубанск. гос. ун-та, 1994. 271 с.
4. Съвременна гелотология : сб. от научни статии по материали от Международна научно-практическа конференция / редакторы-съставителит М. В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. Варна : Център за научни изследвания и информация «Парадигма», 2016. 127 с. Язык многоязычный.
5. Удлер Э. М. Становление и эволюция документально-публицистического жанра «невольничьего повествования» в американской журналистике» : дис. ... д-ра филол. наук : 1001.10. Екатеринбург, 2013. 351 с.
6. Хумор и сатира в координатите на XXI век : сб. от научни статии / редактор-съставител М. Н. Капрусовп. Варна : Център за научни изследвания и информация «Парадигма», 2016. 92 с. Язык болгарский.
7. Юмор и сатира в координатах XXI века : сб. научных статей по материалам I Междунар. науч.-практич. конф. Варна, 1 апр. 2015 г. / редактор-съставител М. Н. Капрусова. Варна : Център за научни изследвания и информация «Парадигма», 2016. 92 с. Язык болгарский.
8. Bell В. W. The Afro-American novel and its tradition. Amherst: The University of Massachusetts Press, 1987. xix, 421 p.
9. Douglass F. Narrative of the life of Frederick Douglass, an American slave. Written by himself / ed. with an introd. by H. A. Baker, Jr. New York : Penguin Books, 1986. 159 p.
10. Ganter G. "He made us laugh some" : Frederick Douglass's humor II African American Review. Vol. 37, № 4 (Winter, 2003). P. 535-552.
11. Gates H. L., Jr. The signifying monkey : atheory of Afro-American literary criticism. New York ; Oxford : Oxford University Press, 1988. xxviii, 290 p.
12. The life and writings of Frederick Douglass. 5 vols. / F. Douglass ; ed. by Ph. S. Foner). New York : International Publishers, 1950-1975. Vol. I: Earlyyears : 1817-1849. New York, 1950. 448 p.
COMIC AS A FORM OF ARGUMENTATION IN FREDERICK DOUGLASS'S
JOURNALISTIC WORK
Udlerl.M., ChelyabinskState University, Chelyabinsk, [email protected]
In the classic "Narrative of the Life of Frederick Douglass, an American Slave. Written by Himself", in the autobiographical prose, journalism, oratory Frederick Douglass, with his and his ethnicity wonderful sense of humor, has used the comic, which had a folklore African and African American basic. Forms of comic in his works: 1) "mocking laughter" (V. Y. Propp) over the slaveholders and slave-drivers, the Church and religion in the service ofslave system, the ideology of slavery and racism; 2) "laughter through tears", "laughing-to-keep-from-crying", multi-valued, ambivalent tone of musical folklore, trope of signifyin' in the representation of African Americans'psychology, causing emotional solidarity among black listeners and readers and exerting influence on the white audience. Folklore genres used by Frederick Douglass: tales, legends, fables, anecdotes, teasers, proverbs, saying, chant sermons, songs that reflected the mentality and character ofblack Americans.
Key words: Frederick Douglass, argumentation, minstrel show, ethnicity, ethnic, comic, humor, satire, journalism, publicism, oratory, slave narrative, African Americans, African American folklore, mentality, character.
References
1. Vashchenko, A. (2003). Etnicheskiye literatury i fol'klor : Slovesnoye tvorchestvo indeytsev. Fol'klor v epokhu zapadnoy ekspansii. Literatura afro-amerikantsev v poslevoyennyy period [Century. Ethnic literature and folklore: Verbal creativity of the Indians. Folklore in the era of Western expansion.
African American Literature in the Postwar Period]. Istoriya literatury SSHA. Т. IV: Literatura posledney treti XIX v.: 1865-1900 (stanovleniye realizma) / redkol : P. V. Balditsyn (otv. red.), M. M. Koreneva [History ofUS Literature. Т. IV: Literature ofthe last third ofthe XIX century: 1865-1900 (the formation of realism) / ed.: P. V. Balditsyn (ed.), M. M. Koreneva], M.: IMLIRAS. Pp. 876-937.
2. Propp, V. Ya. (1999). Problemy komizma i smekha. Ritual'nyy smekh v fol'klore (po povodu skazki о Nesmeyane) /nauch. red., kommentarii Yu. S. Rasskazova [Problems of comism and laughter. Ritual laughter in folklore (about the tale of Nesmeyan) / scientific. Ed., comments by Yu. S. Rasskazov]. M.: Labyrinth. 288 p.
3. Rourke, K. (1994). Amerikanskiy yumor: issledovaniye natsional'nogo kharaktera /per. s angl., poslesl., kommentarii L. P. Bashmakovoy [American humor: a study of national character / trans, from English, afterword, comments by L. P. Bashmakova]. Krasnodar: Publ. Kubansk. State University. 271 p.
4. S"vremenna gelotologiya : sb. ot nauchni statii po materiali ot Mezhdunarodna nauchno-prakticheska konferentsiya /redaktory-s"stavitelitM. V.Musiychuk, M. B. Voroshilova (2016). [Modern gelotology: Sat. from scientific articles on material from the International Scientific and Practical Conference / editors-composers M. V. Musiychuk, M. B. Voroshilova]. Varna: Center for Scientific Research and Information "Paradigm". 127 p. (The language is multilingual).
5. Udler, E. M. (2013). Stanovleniye i evolyutsiya dokumental'no-publitsisticheskogo zhanra «nevol'nich'yego povestvovaniya» v amerikanskoy zhurnalistike» [The formation and evolution of the documentary-journalistic genre of "slave narrative" inAmericanjournalism]: dis. ... Dr. Filol. Sciences: 10-01.10. Yekaterinburg. 351 p.
6. Khumor i satira v koordinatite па XXI vek : sb. ot nauchni statu / redaktor-s"stavitel M. N. Kaprusovp (2016). Humor and satire in the coordinate for the XXI century: Sat. from scientific stats / editor-co-creator M. N. Kaprusovp]. Varna: Center for Scientific Research and Information "Paradigm". 92 p. (in Bulgarian).
7. Yumor i satira v koordinatakh XXI veka : sb. nauchnykh statey po materialam I Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Varna, 1 apr. 2015 g. / redaktor-sostavitel M. N. Kaprusova (2016). [Humor and satire in the coordinates of the XXI century: Sat. scientific articles on the materials of the I Intern, scientific and practical conf. Varna, Apr 1 2015 / editor-co-creator M.N. Kaprusov]. Varna: Center for Scientific Research and Information "Paradigm". 92 p. (in Bulgarian).
8. Bell, B. W. (1987). The Afro-American novel and its tradition. Amherst : The University of Massachusetts Press, xix, 421 p.
9. Douglass, F. (1986). Narrative of the life of Frederick Douglass, an American slave. Written by himself I ed. with an introd. by H. A. Baker, Jr. New York : Penguin Books. 159 p.
10. Ganter, G. (2003). "He made us laugh some": Frederick Douglass's humor. African American Review. Vol. 37, № 4. P. 535-552.
11. Gates, H. L., Jr. (1988). The signifying monkey : a theory of Afro-American literary criticism. New York ; Oxford : Oxford University Press, xxviii, 290 p.
12. The life and writings of Frederick Douglass. 5 vols. / F. Douglass ; ed. by Ph. S. Foner). (1950). New York : International Publishers, 1950-1975. Vol. I : Early years : 1817-1849. New York. 448 p.
Удлер Ирина Михайловна - доктор филологических наук, доцент, профессор факультета журналистики Челябинского государственного университета.