Научная статья на тему 'Комическое как феномен культуры: аспекты исследования'

Комическое как феномен культуры: аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
433
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КОМИЧЕСКОЕ / ФЕНОМЕН КОМИЧЕСКОГО / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURE / COMIC / PHENOMENON COMIC / CULTUROLOGICAL APPROACH / LAUGHTER CULTURE / REPRESENTATION CULTURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Смыкова Елена Алексеевна

Изучается феномен комического в культуре. В исследовании применен культурологический подход. Таким образом, комическое рассмотрено не как эстетический, а как культурный феномен в системе культуры как сложной эволюционной реальности. Выявлены сферы проявления комического в культуре советской России, представленные официальным и неофициальным комическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomenon of Comic in Culture: Aspects of Research

The article is devoted to the phenomenon of comic in culture. In the article the cultural approach in the research of this phenomenon was applied, thus, the comic viewed not only as an aesthetic, but as a cultural phenomenon. The author reveals the spheres of the manifestations of the comic in the culture of Soviet Russia, which were presented by official and unofficial comic.

Текст научной работы на тему «Комическое как феномен культуры: аспекты исследования»

УДК 008.001

КОМИЧЕСКОЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2012 г. Е.А. Смыкова

Смыкова Елена Алексеевна — аспирант,

кафедра теории культуры, этики и эстетики, факультет философии и культурологии, Южный федеральный университет, пр. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038, E-mail: Smikova85@mail.ru.

Smykova Elena Alekseevna — Post-Graduate,

Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics, Faculty of Philosophy and Cultural Studies, Southern Federal University, Nagibin Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038, E-mail: Smikova85@mail.ru.

Изучается феномен комического в культуре. В исследовании применен культурологический подход. Таким образом, комическое рассмотрено не как эстетический, а как культурный феномен в системе культуры как сложной эволюционной реальности. Выявлены сферы проявления комического в культуре советской России, представленные официальным и неофициальным комическим.

Ключевые слова: культура, комическое, феномен комического, культурологический подход, смеховая культура, репрезентация культуры.

The article is devoted to the phenomenon of comic in culture. In the article the cultural approach in the research of this phenomenon was applied, thus, the comic viewed not only as an aesthetic, but as a cultural phenomenon. The author reveals the spheres of the manifestations of the comic in the culture of Soviet Russia, which were presented by official and unofficial comic.

Keywords: culture, comic, phenomenon comic, culturological approach, laughter culture, representation cultures.

Комическое, будучи одним из понятий эстетического, является мало исследованным феноменом в культурологическом аспекте. Сегодня наблюдается рост интереса к нему со стороны научного мира и общества. Чаще всего рассмотрение комического происходило с эстетической и философской точек зрения, что помогало выявлять особенности той или иной культуры. Но культурология, переживающая сегодня период становления и даже расцвета, тоже имеет огромный и неиспользованный еще потенциал исследования феноменов, которые ранее были предметом изучения философии и эстетики, в том числе и комического.

Рассмотрим комическое не как эстетический, а как культурный феномен. Акцент будет сделан на применении культурологического подхода при изучении комического в системе культуры как сложной эволюционной реальности.

Но прежде необходимо определить, какое значение мы вкладываем в понятие «культура». Трактовка его составляет одну из основных проблем современной культурологии и зависит от конкретной научной школы, выбранного исследователем подхода.

В современной культурологии можно выделить несколько концептуальных подходов, различающихся пониманием того, что такое культура и каковы средства и методы её изучения. Так, выделяют ценностный (аксиологический), деятельностный (технологический), дезаксиологический, семиотический, информационный, гуманистический, технологический и иные подходы. Мы будем исходить из понимания культуры в рамках деятельностной концепции, разра-

ботанной В.Е. Давидовичем и Ю.А. Ждановым и продолженной учёными ростовской философско-культурологической школы Г.В. Драчом, В.К. Королёвым, О.М. Штомпелем и др. Деятельностный подход позволяет рассматривать культуру как систему внебиологически выработанных механизмов, посредством которых регулируется, сохраняется и воспроизводится активность людей в обществе. Тем самым учитываются базовые, этимологические характеристики понятия «культура».

В рамках данной концепции культура понимается как способ или технология человеческой деятельности. «Существуя в формах внешней (объективированной) и внутренней (субъектной) предметности, культура выступает как принцип связи общественного человека с предметом, предопределяющий характер и направление самой деятельности. Именно культура, детерминированная системой общественных отношений и выражающая место в них субъекта деятельности, обнаруживает себя как система регулятивов человеческой деятельности, несущей в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом. Сами эти регулятивы являют единство материального и идеального, их диалектическое взаимодействие. Такой подход к феномену культуры позволяет понять, почему она разлита во всей социальности и как вплетена в общественную жизнь» [1].

Деятельностный подход помогает выявить специфику культуры. Активная целенаправленная деятельность и есть сама человеческая жизнь. Если деятельность - фундаментальная характеристика человеческого бытия, источник (субстанция) истории, мотор,

обеспечивающий развитие человечества, то культура - то, что обеспечивает реализацию самой деятельности, способ её осуществления. Культура - искусственная (а не естественная) технология деятельности. Она осуществляет не генетическую, а социальную программу. Она - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни [2]. Культура - принцип связи человека с предметом (с миром), способ его вхождения в общественную жизнь, она есть характеристика ментальности (т.е. определённой, выработанной поколениями установки сознания во вне, на мир), способность использовать всё, что накоплено в процессе развития человечества.

Таким образом, культура - специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, к себе, между собой.

Одной из составляющих духовных ценностей является комическое, которое вплетено в культурный код. Комическое входит в культуру прежде всего через искусство, оно же как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически. Отношения общества и человека к миру оцениваются в его системе с позиции основных эстетических категорий: «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического».

Комическое - одна из сложных категорий, в переводе с греческого (komikos) означает веселый, смешной. В эстетике - это категория, выражающая в форме осмеяния исторически обусловленное (полное или частичное) несоответствие данного социального явления, деятельности и поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил. Вплетенное же в код культуры комическое носит социальный характер и затрагивает все стороны человеческой жизни, являясь чутким мерилом соотношения поступков индивида с требованиями социума. Культурой определяются взаимоотношения людей, и комическое как её феномен участвует в этом процессе. Оно всегда вписано в определенные рамки конкретной культурной системы. А каждая культурная система в свою очередь всегда может определить комическое как элемент этой культуры. Комическое сопровождает каждый этап развития культуры, оберегая ее целостность, способствует самоидентификации личности в системе культуры. Оно заключает в себе социально значимые противоречия действительности. Сущность комического раскрывается именно как противоречие, поскольку эффект комизма всегда есть результат контраста, разлада, противостояния. Комическое указывает людям на пороки и недостатки общества, тем самым помогая их выявить и искоренить.

Культурологический подход вскрывает сущность комического через фиксацию культуры в системе бытия. Комическое как культурный феномен вписан в заданные параметры культурной системы и представляет универсальный элемент культуры.

Культурологический подход позволяет вскрыть многоуровневую систему реальности, в том числе представленную в смеховой форме. Смеховой мир обладает синкретичностью, природностью, импульсивностью, относительной статичностью, архаичностью первоначальных смыслов и содержит в себе зачатки всех форм смеховой культуры, которая предстает более структурированной и профессионально обусловленной частью культуры. В смеховой культуре выражается способность человека к комической оценке действительности. Смеховую культуру мы представляем как художественно-эстетическое в культуре. Но смеховой мир и смеховая культура не могут пониматься тождественно. Напомним, что понятие «народная смеховая культура», которое было введено М.М. Бахтиным [3], не является тождественным «смеховой культуре» и представляет собой промежуточное переходное звено между смеховым миром и смеховой культурой. Ее можно обозначить как социокультурный феномен, внехудожественное эстетическое в культуре. К особенностям народной сме-ховой культуры можно отнести природность, нормативность, миросозерцательность, относительную статичность и традиционность, характерную для народной культуры в целом. Отличительной чертой народной смеховой культуры является постепенный отход от архаических первоначальных смыслов смехового мира, их постепенная трансформация на протяжении достаточно длительного времени и появление «полупрофессионального искусства».

Поэтому не случайно комическое часто выступает как самая яркая репрезентация культуры, и культурологический подход помогает выявить место и сферы проявления комического. Своеобразные формы комического выступают лакмусовой бумажкой времени. В зависимости от того, какие оттенки комического превалируют, какие его формы наиболее активно развиваются (радикально критические или умеренные, мягкие), можно судить об особенностях времени, например, о политических режимах, степени демократизации общества и свободы.

Так, в советское время наиболее любимыми и эстетически совершенными были легальные жанры кинокомедии, эстрадной пародии и «подпольного» политического анекдота - одной из самых ярких страниц народной смеховой культуры. Кинокомедии таких советских режиссеров, как Л. Гайдай, Э. Рязанов, Ю. Чулюкин, Г. Данелия и др., были не просто популярны и любимы советским зрителем, не просто расходились на цитаты, но, будучи вплетенными в код советской культуры, ярко представили время.

То же можно отнести и к жанру эстрадной пародии и эстрадного театра, в которых прославились А. Райкин, начинающий тогда М. Жванецкий, В. Чистяков, Р. Карцев, В. Ильченко, Е. Петросян, М. Задорнов, Г. Хазанов, В. Винокур, А. Иванов и многие другие, составившие его неповторимую мозаику.

Нельзя обойти вниманием и жанр политического «подпольного» анекдота, который процветал в неофициальной сфере культуры советской эпохи. Специфика

анекдотов состояла в усиленной оппозиционности по отношению к государственной власти, повышенной злободневности, критике общественного порядка, спонтанном появлении и массовом распространении [4].

Эти наиболее яркие проявления комического в культуре советской России, как было замечено, проявлялись как в официальной, так и в неофициальной сферах. Официальная сфера комического (кинокомедии и эстрадная пародия) критиковала недостатки советской действительности, чаще всего высмеивая невежд, хамов, бюрократов, взяточников и других неприятных антигероев советского времени. Она не стремилась уничтожить корни системы, напротив, пыталась совершенствовать ее, внедряла понятия о хорошем и постыдном, т.е. оказывала воспитательное влияние на общество, пытаясь сделать его лучше.

В неофициальной сфере (например, политический, «подпольный» анекдот), на наш взгляд, комическое носило не только и не столько критикующий характер, сколько разрушающий. Очень часто политические анекдоты, так называемый «интеллигентский фольклор» (термин Ю. Борева) [5] несли с собой пафос деструкции социальных отношений. Это проявлялось в скрытой или намеренно открытой насмешке над такими сакральными фигурами советской истории, как В. Ленин, И. Сталин, Л. Брежнев или В. Чапаев, принятыми общественными нормами, особенностями социально-экономической формации коммунизма в целом, не самыми успешными особенностями

Поступила в редакцию

ведения народного хозяйства и его результатами. С одной стороны, смех - всегда очищение от отжившего и мертвого, и в этом смысле он позитивен, но с другой - он может нести и негатив. С анализом сферы «подпольного» комического, существовавшего в советскую эпоху, приходит осознание, что смех способствовал разрушению ушедшего государства. Благо это или нет - по этому поводу сегодня споры не умолкают, и это отдельная большая проблема. Нам, однако, важно подчеркнуть, что комическое не просто вплетено в культурный код эпохи, но является весьма действенным оружием в социальной борьбе, с которым надо обращаться крайне осторожно, чтобы оно не нанесло удар по его владельцу.

Литература

1. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979. С. 106.

2. Давидович В.Е. Онтология культуры // Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 2008. С. 80.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. 543 с.

4. Воробьева М.В. Анекдот как феномен повседневной культуры советского общества : автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. Екатеринбург, 2008.

5. Борев Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах. М., 1995. 256 с.

21 марта 2012 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.