УДК 342.95
Геложина Л.М. студент группа ГМУ-1311 Уральский институт управления
РАНХиГС
Российская Федерация, Екатеринбург
КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА: ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Аннотация: в статье рассматриваются существующие подходы к интерпретации понятия «комфортная городская среда»; проводится их анализ, на основе которого формулируется определение, отвечающее современным тенденциям в градостроительстве, рассматривается роль общественного участия в развитии городской среды.
Ключевые слова: город, городская среда, комфортная городская среда, качество городской среды, повышение эффективности реализации программы, развитие городской среды, общественное участие.
Gelozhina L.M. student group GMU-1311 Ural Institute of Management
RANEPA
Russian Federation, Yekaterinburg
COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT: THE CONCEPT AND ROLE OF PUBLIC PARTICIPATION IN THE DEVELOPMENT OF
THE URBAN ENVIRONMENT
Abstract: the article discusses the existing approaches to the interpretation of the concept of "comfortable urban environment"; their analysis is carried out, on the basis of which a definition is formulated that meets modern trends in urban planning, the role of public participation in the development of the urban environment is considered.
Keywords: city, urban environment, comfortable urban environment, quality of the urban environment, improving the effectiveness of the program, development of the urban environment, public participation.
Цель данной статьи - изучить понятия «комфортная городская среда», дать определение, отвечающее современным требованиям, определить роль общественного участия в развитии городской среды.
Городская среда - это совокупность антропогенных, экономических, экологических и социальных условий проживания населения на
определенной территории. Элементы городской среды влияют на расположение жилых массивов, сферы промышленности и трудовой занятости, состояние окружающей среды и социально -экономические условия, отражают уровень развития инфраструктуры и сферы услуг. На сегодняшний день в городах сконцентрированы основные общественные ресурсы, оказывающие влияние на существование общества как целостной системы.
Сама дефиниция «городская среда» появилась в 70- х года прошлого столетия, образованная от понятия город, расширяющая его характеристики и процессы, происходящие в нем.
Городская среда постоянно преобразовывается и развивается. При этом изменения связаны с:
- миграцией населения;
- инновационными преобразованиями, влияющими на технологии и социально-экономические отношения;
- амортизацией материальных активов города, влияющих на градостроительную планировку.
Развитие городской среды осуществляться через обновление и улучшение инфраструктуры, развитие системы городского и муниципального управления, налаживание эффективных коммуникаций между жителями и различными сообществами, а также путем обращения к передовым практикам обустройства городской среды, как отечественным, так и зарубежным. Также рекомендуется осуществлять реализацию комплексных программ по благоустройству, обеспечивающих повышение удобства использования и престижности обустраиваемой территории.
Главными механизмами реализации проекта «Комфортная городская среда» являются непосредственно строительство, обустройство, огораживание и озеленение элементов благоустройства. Об этом говорится в специальных методических рекомендациях, разработанных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Комфортность городской среды во многом обусловливает состояние здоровья и продолжительность жизни человека, его психологическое состояние, культурное и личностное развитие. Поэтому важно учитывать и продумывать комфортные условия как в целом в масштабах большого города, так и в отдельных городских районах.
Формулировка «комфортная городская среда» применяется в государственных программах и проектах федерального, муниципального уровней; в новостных лентах; в выпусках СМИ; в печатных изданиях, однако оно не закреплено ни в паспортах упомянутых выше проектов, ни в документах, регулирующих градостроительную деятельность. Формулировку «комфортная городская среда» можно встретить в названии приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в состав национального проекта «Жилье и
городская среда», реализация которого началась в 2017 году по инициативе Президента России Владимира Владимировича Путина.
Учитывая, что в данных документах нет определения этому понятию, что необходимо, так как необходимо понимать, что понимается под комфортной средой.
В методике формирования индекса качества городской среды (индекса города), разработанной Минстроем России в рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда» речь идёт именно об уровне качества городской среды.
Министерством регионального развития РФ, «Российским союзом инженеров» и Госстроем РФ введено понятие качества городской среды проживания (обитания) под которым понимается способность городской среды удовлетворять объективные потребности и запросы жителей города в соответствии с общепринятыми в данный момент времени нормами и стандартами жизнедеятельности. Однако данное определение также не закреплено в нормативно-правовых документах.
Обращаясь к толкованию термина «качество» - это то, что делает предмет таким, каков, какой он есть; одна из основных логических категорий, являющаяся определением предмета по характеризующим его, внутренне присущим ему признакам.
Как итог - наблюдается определенная путаница в понимании качества, уровня качества и отделением комфортной городской среды от городской среды.
Однако, можно говорить о том, что комфортная городская среда -это определенное состояние городской среды, качественно отличающееся от городской среды, удовлетворяющее всем потребностям граждан. Такая среда должна соответствовать санитарным и гигиеническим нормам.
Ещё на рубеже XIX и ХХ вв. Эбенизер Говард предложил новую градостроительную концепцию, которую представил в философском эссе «Будущее: мирный путь к реальным реформам» (1898 г.), в 1902 г. переизданном под названием «Города-сады будущего». В этой концепции основную роль в планировании городской среды играло сообщество горожан.
Принципы, предложенные Говардом, уже более 100 лет оказывают влияние на процесс управления городской средой. Говоря о положительном эффекте вовлечённости жителей в решение вопросов развития городской среды, исследователи отмечают, что, участвуя в принятии решений, городские сообщества становятся основой сбалансированного развития территории. Для гуманизации существующего и создания нового, комфортного для человека городского пространства нужен, в первую очередь, социальный запрос на другое качество среды. Но следует понимать, что сама возможность такого социального запроса требует наличия активного сообщества, способного этот запрос сформулировать.
Санофф: «Если жители района или города не в состоянии должным образом принять участие в принятии решений, то результат таких решений... не будет соответствовать интересам общественности и не будет иметь поддержки».
Таким образом, отечественные и зарубежные исследователи приходят к выводам, во-первых, о безусловной значимости участия горожан в развитии городского пространства, а во-вторых, само городское сообществе связано с тем пространством, в котором оно живёт и удовлетворяет свои потребности. Представляется полезным сопоставить эти теоретические наработки с целевой моделью общественного участия, прослеживающейся в российских федеральных нормативно-правовых актах.
Формирование активного и ответственного гражданского общества всё глубже осознаётся властью и самой общественностью, постулируется в нормативно-правовых актах всех уровней власти.
Одной из базовых потребностей человека является потребность в комфортной среде обитания. В демократическом обществе механизм принятия решений должен максимально учитывать потребности людей, чьи интересы они затрагивают. Осознание актуальности этой задачи отчётливо прослеживается в динамике содержания федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы формирования комфортной городской среды.
В рамках реализации проекта в 2017 г. федеральными органами власти принято 30 нормативно-правовых актов. Многие из них, так или иначе, затрагивают вопросы общественного участия в развитии городской среды. Так, федеральным законом внесены изменения в градостроительный кодекс в части совершенствования института общественных слушаний при принятии градостроительных решений.
Пассивность и низкий уровень вовлечённости граждан назван одним из возможных рисков в паспорте приоритетного проекта.
В паспорте федерального проекта указано, что проекты благоустройства могут инициироваться общественностью, должны проходить общественное обсуждение, могут софинансироваться гражданами, приветствуется трудовое участие жителей, должен быть обеспечен общественный контроль. Создание инструментов такого контроля отнесено к числу первоочередных мероприятий.
Предполагается синхронизация действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, граждан и бизнеса. На официальном сайте Минстроя России размещены критерии рейтинга регионов по выполнению приоритетного проекта.
Три из двенадцати критериев касаются общественного участия: количество форм вовлечения граждан и организаций, наличие сайта для обратной связи и наличие софинансирования граждан
В соответствии с методическими рекомендациями Минстроя России в каждой государственной и муниципальной программе по реализации
федерального проекта одна из задач -создание универсального механизма вовлечения граждан. Список территорий для приоритетного благоустройства должен определяться рейтинговым голосованием жителей.
В методических рекомендациях сформулированы принципы и подходы к вовлечению граждан и организаций: максимальность вовлечённости заинтересованных сторон, достижение согласия всех субъектов, достоверность выявления интересов и ценностей, открытость обсуждения. Прописаны формы общественного участия: совместное определение задач благоустройства, проблем, выбор оборудования и малых архитектурных форм, типов покрытия и озеленения, согласование проектов и общественный контроль. Прописаны инструменты вовлечения: интерактивный формат общественных обсуждений, анкетирование, опросы, интервьюирование, организация проектных семинаров.
Методические рекомендации Минстроя для разработки правил благоустройства, являющихся важным муниципальным документом, регламентирующим развитие городской среды, также обосновывают необходимость общественного участия, для повышения согласованности и доверия между властью и обществом.
Для мониторинга результатов реализации приоритетного проекта приказом Минстроя России утверждена методика оценки степени привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по созданию комфортной городской среды. Эта методика призвана обеспечить прозрачность данных процессов и препятствовать фальсификации отчётов о них. Результат учитывается в расчёте индекса качества городской среды.
Отношение населения к действиям властей будет зависеть от уровня опасений и ожидания итогов реализации проекта «Формирование комфортной городской среды». По распространенной классификации Дж. Грунига и Т. Ханта она может быть охарактеризована как двусторонняя асимметричная модель. Её отличают двусторонний характер движения информации, наличие постоянной обратной связи, но при этом государство определяет условия, в которых протекает коммуникация, и в целом контролирует в большей степени, чем общественность, процесс информационного взаимодействия.