Научная статья на тему '«Комендантский час» для несовершеннолетних: за и против'

«Комендантский час» для несовершеннолетних: за и против Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2687
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН О "КОМЕНДАНТСКОМ ЧАСЕ" / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / LAW ABOUT "A CURFEW" / JUVENILE CRIME / PREVENTION OF JUVENILE CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носкова Татьяна Валерьевна

Статья посвящена исследованию вопроса применения закона о «комендантском часе» для подростков на территории субъектов Российской Федерации, в частности в Иркутской области. Выявлен ряд проблем, связанных с временным размещением подростков, задержанных на улицах в вечернее и ночное время, предложены пути их решения. Разработаны мероприятия по улучшению эффективности действия «комендантского часа» на территории Иркутской области, к примеру, создание групп психологической помощи в образовательных учреждениях и на предприятиях, внесены предложения о трансформации мировоззрения подростков через средства массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Curfew» for Minors: For and Against

The article is devoted to research of a question of implementation of the law on «a curfew for teenagers on the territory of the subjects of the Russian Federation, in particular in the Irkutsk region. Identified a number of problems, connected with temporary accommodation teenagers, detained on the streets in the evening and night time, offered ways of their solution. Actions have been developed to improve the effectiveness of the «curfew» on the territory of the Irkutsk region : creation of groups of psychological assistance in educational institutions and at enterprises, made offers on transformation of teenagers by means of mass information.

Текст научной работы на тему ««Комендантский час» для несовершеннолетних: за и против»

УДК 343.85(470)

«КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС» ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ЗА И ПРОТИВ

© Носкова Т. В., 2011

Статья посвящена исследованию вопроса применения закона о «комендантском часе» для подростков на территории субъектов Российской Федерации, в частности в Иркутской области. Выявлен ряд проблем, связанных с временным размещением подростков, задержанных на улицах в вечернее и ночное время, предложены пути их решения. Разработаны мероприятия по улучшению эффективности действия «комендантского часа» на территории Иркутской области, к примеру, создание групп психологической помощи в образовательных учреждениях и на предприятиях, внесены предложения о трансформации мировоззрения подростков через средства массовой информации.

Ключевые слова: закон о «комендантском часе»; подростковая преступность; профилактика пре-

ступности несовершеннолетних.

Подростковая преступность была и остается одной из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается. Уголовная статистика последних лет фиксирует рост числа тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, отмечает увеличение доли насильственных преступлений, корыстных и корыстно-насильственных преступлений в структуре подростковой преступности.

Причинный комплекс, порождающий и объясняющий совершение преступлений несовершеннолетними и взрослыми, носит общий характер, имеет один источник, но вместе с тем обладает определенной спецификой. Деформация групповой, экономической, семейно-бытовой, досуговой психологии рассматривается как основные причины преступности несовершеннолетних и всегда действует как система. Различные их сочетания на уровне группового сознания обуславливают существование подростковой преступности, а на индивидуальном уровне являются основой для формирования криминогенной мотивации, которая является непосредственной причиной преступного поведения несовершеннолетних преступников. В формировании криминогенной мотивации несовершеннолетних решающую роль играют такие факторы, как семья,

школа и ближайшее окружение, в том числе неформальные группы общения. Неблагополучие в семье, недостатки учебно-воспитательной работы в школе нарушают нормальное общение подростков и «выталкивают» их на улицу. Для трудных детей неформальная группа, прогулки в вечернее и ночное время становятся единственным средством, посредством которого они могут компенсировать свои неудачи, получить признание и одобрение сверстников, испытать чувство психологического комфорта и эмоционального благополучия [1].

В этой связи и возник вопрос о необходимости введения комендантского часа в субъектах Российской Федерации.

Проблема введения комендантского часа для подростков достаточно бурно обсуждалась в 2008 г., когда был принят соответствующий закон в Краснодарском крае. В соответствии с ним дети до 7 лет не могут появляться в общественных местах без сопровождения родителей или законных представителей круглосуточно, в возрасте от 7 до 14 лет — с 21:00 до 6:00, подростки от 14 до 16 лет — с 23:00 до 6:00, а подростки от 17 до 18 лет — с 3:00 до 6:00. Противники закона утверждали, что он противоречит Конституции, ограничивая свободу передвижения. В 2009 г. по инициативе президента Российской Федерации в российское законодательство была введена поправка, по которой региональные парламенты вправе устанавливать «комендантский час» для подростков.

Так, например, в Иркутской области был принят закон «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области». Закон направлен на ограничение детской свободы в ночное время. В период с 1 октября по 31 марта ночным временем считается период с 22.00 до 6.00, с 1 апреля по 30 сентября — с 23.00 до 6.00. В эти часы дети и подростки должны быть дома. Вне дома они могут находиться исключительно в сопровождении родителей, родственников или лиц, их замещающих. Теперь несовершеннолетним нельзя ночью одним ходить по улицам, посещать клубы, кинотеатры, интернет-салоны и другие развлекательные или питейные заведения.

По указанному закону правовую основу содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Иркутской области, настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты области, муниципальные нормативные правовые акты. При детальном рассмотрении указанного закона к основным его целям содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в области относятся:

1) осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

2) создание условий для реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

3) защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие;

4) формирование у детей навыков здорового образа жизни;

5) профилактика правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а также в отношении них;

6) противодействие вовлечению несовершеннолетних в участие в экстремистской деятельности;

7) формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие детей.

В целях предупреждения подростковой преступности разработаны мероприятия по недопущению нахождения детей в местах, запрещенных для посещения детьми, в ночное время без сопровождения родителей (или лиц, их заменяющих). Выявление детей в местах, запрещенных для посещения детьми, а также в местах, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, осуществляют органы и учреждения, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме этого, в законе указаны и меры, в соответствии с которыми общеобразовательное учреждение осуществляет контроль над учениками учебных заведений, посещением их занятий, предусмотренных учебным планом, в соответствии с уставом образовательного учреждения [2].

Представляется, что введение комендантского часа могло бы стать дополнительной мерой по профилактике подростковой преступности.

Кроме этого, по мнению ведущих специалистов, одно лишь введение комендантского часа в России принципиально изменит ситуацию с детской преступностью или спасет детей от насильников [3].

Однако сложные проблемы в России традиционно пытаются разрешить при помощи применения правовых мер воздействия — наказания и запрета. В данном случае комплексный подход в решении проблемы подменяется одним лишь наказанием граждан. Получается, что с помощью такого закона государство будет контролировать и применять правовые меры воздействия к родителям, либо законным представителям несовершеннолетних, нарушивших указанный закон.

Становится очевидным, что действие закона будет, прежде всего, направлено против граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, которые занимаются улучшением материального благополучия семьи и практически не контролируют детей. Иными словами, их дети-подростки предоставлены сами себе.

В этой связи приоритетными мероприятиями для достижения поставленных целей и задач в указанном законе должны стать действия по организации досуга несовершеннолетних, предпринятые как со стороны родителей, так и со стороны государства. Для этого необходимо установление тесных связей между подростками и администрацией школы, педагогами, комитетом по делам молодежи, комитетом физической культуры и спорта. Указанные организации должны обеспечить доступность подростку различных кружков, секций и иных видов досуга, тем самым обеспечит его занятость и предупредит, в свою очередь, совершение несовершеннолетними преступлений.

Кроме этого, необходимо учитывать, что среди несовершеннолетних, которые входят в группу риска, совершающих преступления в вечернее и ночное время, есть лица, нуждающиеся не только в получении образования и организации досуга, но и нуждающиеся в трудоустройстве.

В условиях бедственного положения экономики современного общества, а именно развала промышленных предприятий, производственных и хозяйственных связей, происходит повсеместное сокращение рабочих мест, и несовершеннолетним все труднее устроиться на работу. Решение проблемы трудоустройства несовершеннолетних в определенной степени можно облегчить, создав при местных территориальных центрах занятости населения фонды вакантных мест, ориентирующихся по численности как на заявки от самих несовершеннолетних, так и на заявки из образовательных учреждений, где проходили обучение подростки. В свою очередь практика показывает, что в большинстве случаев предприятия отказываются содействовать в трудоустройстве несовершеннолетних, так как, как правило, они не имеют какой-либо квалификации, поэтому конкурировать с более квалифицированными рабочими им крайне сложно.

Думается, что для решения данной проблемы тем предприятиям, которые будут предоставлять рабочие места для несовершеннолетних, необходимо предусмотреть введение налоговых и иных льгот.

Важным мероприятием по повышению эффективности применения закона о «комендантском часе» на территории Иркутской области является создание групп психологической помощи как в образователь-

ных учреждениях, где обучаются подростки, так и на предприятиях, где несовершеннолетние трудоустроены. Целью данных групп психологической помощи будет развитие новых форм воспитания подростков, это позволит определить круг проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние, давать различные консультации по интересующим их вопросам, разработать новые формы и методы воспитания несовершеннолетних.

Также в целях повышения эффективности закона «о комендантском часе» для подростков необходимо использовать и возможности средств массовой информации для правовой агитации, направленной на профилактику наркомании и алкоголизма среди подростков, предупреждение преступлений, совершаемых ими в вечернее и ночное время.

Такого же мнения придерживаются инспекторы следственного управления СКП РФ по Иркутской области, которые положительно восприняли принятие Законодательным собранием Иркутской области закона о введении «комендантского часа» для несовершеннолетних. По их мнению, закон является своевременной мерой, которая может повлиять на ситуацию и позволит снизить количество преступлений, совершенных в отношении детей. Кроме того, закон может повлиять на снижение количества преступлений, совершенных подростками.

Кроме этого, они отмечают, что со времени введения запретов ночью на улице стало заметно меньше подростков. За восемь месяцев 2009 г. в Иркутской области было зарегистрировано 457 преступлений, которые были совершены детьми в период между десятью часами ночи и шестью часами утра.

За тот же период 2010 г. преступлений стало меньше по количеству на 53. Думается, что когда механизм реализации закона будет полностью отработан, подростковая преступность в области сократится на 20 % [4].

Так, примером может послужить пос. Железнодорожный Усть-Илимского района, где за последние полгода резко снизилась подростковая преступность. Именно столько здесь действует комендантский час для подростков.

В процессе исполнения указанной меры правоохранительные органы сталкиваются с такой проблемой, как доставление несовершеннолетних, обнаруженных на улице и

в общественных местах ночью. Закон о «комендантском часе» не разграничивает субъектов профилактики, поскольку в законе предусмотрено доставление и к родителям либо законным представителям, и в специальные учреждения. Однако о каких специальных учреждениях в законе идет речь, ничего не сказано. Думается, что решение этого вопроса может повысить эффективность его применения.

Так, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указывает государственные органы, которые входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в частности, к ним относятся специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении таких групп несовершеннолетних, как безнадзорные и беспризорные, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе [5]. Перечисленные выше группы несовершеннолетних также могут подпадать под действие закона «о комендантском часе» на территории Иркутской области.

Думается, если в отношении таких несовершеннолетних предусмотрены специализированные учреждения, куда они могут быть временно размещены, то возможно и распространение действия данных учреждений на подростков, оказавшихся на улице в вечернее и ночное время. В частности, подростков, оказавшихся на улице в вечернее и ночное время, можно помещать в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную

реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве [6].

В соответствии с законом в указанные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние: оставшиеся без попечения

родителей или иных законных представителей; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений; не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Одной из задач таких учреждений является оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействии возвращению несовершеннолетних в семьи; уведомлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях. И именно указанные специализированные помещения по своей природе могут размещать у себя несовершеннолетних, обнаруженных на улице в вечернее и ночное время, тем самым повышая эффективность применения закона «о комендантском часе».

Вышеизложенное позволяет резюмировать, что введение комендантского часа на территории субъектов Российской Федерации, в частности на территории Иркутской области, благополучно повлияет на снижение подростковой преступности в вечернее и ночное время. И

1. Корягина С. А. Предупреждение преступности несовершеннолетних посредством применения мер уголовно-правового характера, влекущих судимость (региональная характеристика) / / Криминологический журнал БГУЭП. 2008. № 4. С. 17.

2. Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в Иркутской области : закон Иркут. обл. от 5 марта 2010 г. № 7-ОЗ // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система. Ст. 3, 4, 8, 9.

3. [Электронный ресурс]. URL: ■»■»■».отЬ^э-man.r38.ru

4. Статистические данные Информационного центра МВД РФ по Иркутской области.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изм. от 13 янв. 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 авг., 1, 29 дек. 2004 г., 22 апр. 2005 г., 5 янв. 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 дек. 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 окт. 2009 г.) : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система. Ст. 5.

6. Там же. Ст. 13.

«Curfew» for Minors: For and Against

© Noskova T., 2011

The article is devoted to research of a question of implementation of the law on «a curfew for teenagers on the territory of the subjects of the Russian Federation, in particular in the Irkutsk region. Identified a number of problems, connected with temporary accommodation teenagers, detained on the streets in the evening and night time, offered ways of their solution. Actions have been developed to improve the effectiveness of the «curfew» on the territory of the Irkutsk region : creation of groups of psychological assistance in educational institutions and at enterprises, made offers on transformation of teenagers by means of mass information.

Key words: law about «a curfew»; juvenile crime; prevention of juvenile crime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.