Научная статья на тему 'Командорское общество в XXI в.:
социальная структура в аспекте
этнических взаимоотношений'

Командорское общество в XXI в.: социальная структура в аспекте этнических взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
алеуты / Командорские острова / родовые общины / Aleuts / Commander Islands / tribal communities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирилл Сергеевич Картавцев,

На современном этапе остаётся актуальной проблема этнических и социальных взаимоотношений в полиэтническом обществе и состояние структуры национальных и социальных групп. Географическая изолированность и труднодоступность Командорских островов сформировала специфическое общество, которое едино в своих инфраструктурных, транспортных и экономических проблемах, но чётко дифференцировано, в первую очередь, на социальные, а затем и этнические группы. В данной статье рассмотрены внутригрупповые этнические и социальные отношения местных жителей. Особое внимание уделено вопросу преобразования природного биосферного заповедника «Командорский» им. С. В. Маракова в национальный парк, рассмотрены позиции участников этого процесса. Некоторым местным жителям смена статуса заповедника представляется угрозой для экосистемы островов и их имущества, чиновники же обосновывают преобразование тем, что хотят решить «юридическую коллизию», возникшую с момента создания заповедника в 1993 г. Методологически исследование опирается на социологические парадигмы Р. Мертона и Л. Козера. В качестве основных источников были использованы полевые материалы автора, а также муниципальная газета «Алеутская звезда». Отмечено, что, несмотря на внутренние разногласия, островитяне объединяются вокруг общей проблемы. Сделан вывод, что конфликты имеют свойство консолидировать и в некоторой степени удерживать социальную структуру от распада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Society of the Commander Islands in the Twenty-First Century: Social Structure in the Context of Ethnic Relations

The issue of ethnic and social relations in a multi-ethnic society and the structure of ethnic and social groups remains relevant at the present stage. Geographical isolation and inaccessibility of the Commander Islands formed a specific society which is united in its infrastructure, transport and economic problems but is clearly differentiated, first of all, into social and then ethnic groups. The paper examines intra-group ethnic and social relations among local residents. Special attention is paid to the territorial issue of the transformation of the Commander Islands Nature Biosphere Reserve named after S. V. Marakov to the national park, and the participants’ viewpoints on this process are analyzed. Some local residents consider the change of the reserve’s status to be a threat for the ecosystem of the islands and their property, while the officials justify this transformation by the fact that they want to solve the “legal conflict” that has appeared since the creation of the reserve in 1993. Methodologically, the study is based on the sociological paradigms of R. Merton and L. Coser. The author’s field data and the municipal newspaper “Aleutskaya Zvezda” were used as the main sources. Despite internal differences, the local residents unite around the common problem. It is concluded that conflicts tend to consolidate and to some extent to deter the social structure from disintegration.

Текст научной работы на тему «Командорское общество в XXI в.: социальная структура в аспекте этнических взаимоотношений»

УДК 39+[316.4+316.7]

DOI 10.24411/1026-8804-2020-10033

Командорское общество в XXI в.: социальная структура в аспекте этнических взаимоотношений

Кирилл Сергеевич Картавцев,

младший научный сотрудник лаборатории антропологии Северной Пасифики Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: kartavcevks@gmail.com

На современном этапе остаётся актуальной проблема этнических и социальных взаимоотношений в полиэтническом обществе и состояние структуры национальных и социальных групп. Географическая изолированность и труднодоступность Командорских островов сформировала специфическое общество, которое едино в своих инфраструктурных, транспортных и экономических проблемах, но чётко дифференцировано, в первую очередь, на социальные, а затем и этнические группы. В данной статье рассмотрены внутригрупповые этнические и социальные отношения местных жителей. Особое внимание уделено вопросу преобразования природного биосферного заповедника «Командорский» им. С.В. Маракова в национальный парк, рассмотрены позиции участников этого процесса. Некоторым местным жителям смена статуса заповедника представляется угрозой для экосистемы островов и их имущества, чиновники же обосновывают преобразование тем, что хотят решить «юридическую коллизию», возникшую с момента создания заповедника в 1993 г. Методологически исследование опирается на социологические парадигмы Р. Мертона и Л. Козера. В качестве основных источников были использованы полевые материалы автора, а также муниципальная газета «Алеутская звезда». Отмечено, что, несмотря на внутренние разногласия, островитяне объединяются вокруг общей проблемы. Сделан вывод, что конфликты имеют свойство консолидировать и в некоторой степени удерживать социальную структуру от распада. Ключевые слова: алеуты, Командорские острова, родовые общины.

The Society of the Commander Islands in the Twenty-First Century: ^

Social Structure in the Context of Ethnic Relations. <=

CO

Kirill Kartavcev, Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples °

of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: kartavcevks@gmail.com. ft

The issue of ethnic and social relations in a multi-ethnic society and the structure |

of ethnic and social groups remains relevant at the present stage. Geographical £

isolation and inaccessibility of the Commander Islands formed a specific society which is united in its infrastructure, transport and economic problems but is clearly differentiated, first of all, into social and then ethnic groups. The paper examines intra-group ethnic and social relations among local residents. Special attention is paid to the territorial issue of the transformation of the Commander Islands Nature Biosphere Reserve named after S.V. Marakov to the national park, and the participants' viewpoints on this process are analyzed. Some local residents consider the change of the reserve's status to be a threat for the ecosystem of the islands and their property, while the officials justify this transformation by the fact that they want to solve the "legal conflict" that has appeared since the creation of the reserve in 1993. Methodologically, the study is based on the sociological paradigms of R. Merton and L. Coser. The author's field data and the municipal newspaper "Aleutskaya Zvezda" were used as the main sources. Despite internal differences, the local residents unite around the common problem. It is concluded that conflicts tend to consolidate and to some extent to deter the social structure from disintegration. Keywords: Aleuts, Commander Islands, tribal communities.

ВВЕДЕНИЕ

В современных реалиях этносы стали субъектами правового регулирования и политического взаимодействия. При этом многие из них прошли через процессы аккультурации и ассимиляции. Это повлекло за собой социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, привели к кризису культурных ценностей, неотрадиционализму и ретроспективному мировоззрению многих народов не только России, но и других стран. Этим аспектам посвящены работы многих исследователей, например: [19, с. 173-180; 39, с. 223-226; 45, р. 13-14; 46, р. 51-63].

Командорские о-ва находятся в зоне субарктического климата и транспортной изоляции от материка, что особенно сильно влияет на специфику отношений внутри малочисленного сообщества, населяющего данную территорию. Сегодня население Командор представлено несколькими исторически сложившимися группами: русско-украинское старожильческое население и часть алеутского этноса — выходцы с о-вов Атту и Атки.

Единственный населённый пункт — с. Никольское, расположенное в северо-западной части о. Беринга. Территориальный вопрос заключается не только в географической оторванности от материковой части России, но ещё и в том, что площадь поселения ограничена административной границей между районом и заповедником (муниципальный район — 142 567,1 га, сельское поселение — 381,2 га на 2017 г.).

Универсальным следствием замкнутости геосистем, таких как мелко-и среднемасштабные океанические острова, становятся специализированные формы хозяйства местных жителей, крайняя зависимость

от средовых факторов и низкий потенциал развития. Таким образом, стабильность социальной системы в целом оказывается крайне чувствительной к любым средовым колебаниям (изменение климата, миграции и т.п.) [13; 20, с. 136—152]. Подобного рода зависимость в социальном плане может приводить к глубокому кризису или даже аномии. Под последней понимается состояние общества, возникающее через разложение институциональных норм, что делает его нестабильным. Аномия свойственна именно социальной структуре, результатом её является девиантное поведение индивидов из-за их неудовлетворённости, расхождения в целях и средствах их достижения. Одной из причин последнего является экономическая неудовлетворённость [23, с. 245—267, 277—278, 280—281]. Возможным противовесом разложения институциональных норм являются различные социальные механизмы, например механизм «защитного клапана», суть которого состоит в решении внутренних конфликтов за счёт внешней угрозы или выхода напряжённости (эмоциональной разрядки), а также в том, что конфликты в целом сплачивают индивидов, сохраняют и формируют структуру группы [16, с. 60—137, 147—167, 179—184].

ЭТНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА КОМАНДОРСКИХ ОСТРОВАХ

Можно выделить две основные линии стратификации Командорского общества: по этническому признаку и по продолжительности пребывания на островах. Так, на 2016 г. общая численность населения составляет 695 чел., из двенадцати официально представленных этнических групп основой общества выступают русские (325 чел.) и алеуты (336 чел.) [20, с. 138]. В среде алеутов присутствует разделение на местных беринговских и медновских переселенцев. На этническую линию стратификации накладывается другая, которая заключается в дифференциации на осевшее и временное (сезонное) население. Это как русское, так и алеутское постоянно проживающее население, и вернувшиеся на острова алеуты. Отдельной группой выделяются сезонные рабочие на рыбокомбинате (приезжие из других регионов России) и на стройке (рабочие мигранты из СНГ, веяние последних лет, связанное с масштабным строительством и ремонтом).

Несмотря на некоторые расхождения в статистических данных, виден прирост алеутов в 2016 г. по отношению к 2010 г. и при этом убыль русского населения. Также ярко выражено преобладание внешнерегио-нальной миграции по отношению к внутренней, что можно объяснить притоком временных рабочих из других регионов. В целом численность населения Командор растёт за счёт межрегиональной и международной миграции, в том числе и в результате возвращения алеутов с материка. Более полно состав населения представлен в табл. 1.

Таблица 1

Население Командорских островов (чел.)

Год

Показатели

оооооооооо

с^смсмс^с^смсмс^с-^см

Национальный состав населения

676 251 336 28

Численность населения

Всё население 613 703 670 705 691 692 637 683 688 718

Миграционный прирост

Миграция — всего -26 30 -3 -2 -53 51 15 33

в пределах России -12 -1 -54 33 18 5

внутрирегиональная -1 -3 0 8 -3 -10

межрегиональная -11 2 -54 25 21 15

международная 9 -1 1 18 -3 28

со странами СНГ 9 -1 1 17 -3 28

с другими зарубежными странами 1

внешняя (для региона) -2 1 -53 43 18 43

Источник: [27].

со

О

о

о_ ^

о о о о_

Всё население Алеуты Русские Украинцы

Сведения информантов позволяют составить чёткое описание современного устройства общества на Командорах. Они акцентируют внимание на том, что в современном островном сообществе конфликтов на этнической основе между русскими и алеутами не возникает, наоборот, имеют место смешанные браки и межэтническая солидарность. Отмечается, что алеуты, проживающие на материке (подразумевается п-ов Камчатка), слабо поддерживают между собой контакты и встречаются в основном на праздниках, например на Дне промысловика. Обособленного алеутского общества, которое строилось бы по этническому принципу, нет: «У них нет общества алеутского, есть просто командорское островное общество. Есть алеутские общины — это семейные общины. Но это совершенно другое» [48].

На начало 2000-х гг. социально-экономическая ситуация характеризовалась следующим образом: «...существующие здесь государственные и муниципальные учреждения обслуживают самих себя» [24].

Таким образом, большое количество бюрократических институтов стало экономически выгодным «предприятием» для островитян.

Современное социально-экономическое положение отражает описанную выше стратификацию. Так, например, на рыбокомбинате работают приезжие, а местные — нет, ввиду того, что знают о задержках и невыплатах зарплаты. Командорцы живут либо на пособия, либо работают в сфере услуг или в бюджетных учреждениях [48].

«Зачисление» в алеуты происходит по предоставлению в администрацию подтверждающих этническую принадлежность документов (решение суда, военный билет, свидетельство о рождении и т.д.) [7].

Для экономики островного общества характерна тенденция к тому, что при высоких зарплатах имеются одновременно и высокие цены на товары потребления. Это создаёт условия, из-за которых приезжие, не осевшие на островах, вынуждены их покидать. Подобная ситуация имеет место в том числе и в медицинской сфере. Например, местному хирургу платили 1000 долл. в месяц, лишь бы он не покидал острова (на начало 2000-х гг.) [24].

Статистические сведения в некоторой степени подтверждают и дают более полное представление о занятости командорцев, в том числе и алеутов. Так, например, в представленных табл. 2 [28] и 3 [9; 10] видно, что основная сфера занятости островитян — это ЖКХ и сервис, затем идут бюджетные учреждения, а самыми малочисленными сферами выступают производство, финансы, ремонт транспорта и т.д. Судя по всему, алеуты также заняты в данных сферах, однако при этом большое их число получают пособие.

Таблица 2

Среднесписочная численность работников организаций (чел.)

Показатели Год

2009 2010 2011 2012 2013

Раздел D Обрабатывающие производства

январь — март 20

январь — июнь 22

январь — сентябрь 32

Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

январь — март 66 69

январь — июнь 67 67

январь — сентябрь 6 со

январь — декабрь 65

Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

январь — март 1

январь — июнь 1

январь — сентябрь 1

Показатели Год

2009 2010 2011 2012 2013

Раздел I Транспорт и связь

январь — март 7

январь — июнь 7

январь — сентябрь 7

Раздел J Финансовая деятельность

январь — март 2

январь — июнь 2

январь — сентябрь 2

Раздел К Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

январь — март 21 24 33 36

январь — июнь 18 24 33 38

январь — сентябрь 20 23 33

январь — декабрь 23 33

Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

январь — март 39 29 36 31

январь — июнь 39 34 36 34

январь — сентябрь 39 34 36

январь — декабрь 34 35

Раздел М Образование

январь — март 46

январь — июнь 47

январь — сентябрь 47

Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг

январь — март 34

январь — июнь 33

январь — сентябрь 33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

январь — декабрь 27

Раздел О Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

январь — март 49 45 43 40

январь — июнь 49 47 42 41

январь — сентябрь 49 46 43

январь — декабрь 48 41

<£ Источник: [28].

Источники доходов алеутов

Сельское население Численность населения соответствующей национальности Всего указали источников средств к существованию В том

трудовую деятельность, включая работу по совместительству® доход от трудовой деятельности (кроме работы в личном подсобном хозяйстве) (||) личное подсобное хозяйство стипендию пенсию (кроме пенсии по инвалидности)

2002 г. 350 590 150 114 4 65

2010 г. 314 446 150 11 — 79

Источник: [9; 10].

^ По данным переписи населения 2010 г. (П) По данным переписи населения 2002 г.

Несмотря на то, что в островном обществе ситуация не выглядит напряжённой, конфликты интересов присутствуют. Они опускаются на уровень личных взаимоотношений и проявляются в конкретных ситуациях. При комплексном рассмотрении эти конфликты свидетельствуют о более сложных и длительных социальных процессах.

Можно предположить, что роль механизма «защитного клапана» в островном обществе исполняет муниципальная газета, которая стала внутренней площадкой для дискуссии и различных «печатных баталий».

На страницах газеты «Алеутская звезда» 2010 г. отражён конфликт между главами ассоциации «Ансарко» и лидерами Совета по правам КМНС при администрации района. Представители «Ансарко» обвинили руководителей совета в том, что из-за писем в различные властные инстанции «рыбы лишились» жители островов, не относящиеся к КМНС, и даже члены семей КМНС, образованных смешанными браками. А также в том, что лидеры совета пытаются создать напряжённость между родовыми общинами, предприятиями и администрацией, между русскими и алеутами. Представители «Ансарко» считают позицию оппонентов необоснованной и ложной. В ответе на обвинения лидер совета заявил, что члены «Ансар-ко» искажают информацию и натравливают на него островитян своими обвинениями в газете. С его точки зрения, «Ансарко» политически ангажирована и лоббирует интересы рыбопромышленных компаний. Глава совета полагает, что крупные компании, стремящиеся на острова, администрация района, заповедник и рыбокомбинат — это основные угрозы для алеутов и командорцев в принципе. Обращаясь к местным жителям, председатель рекомендовал всем, кто не является КМНС, создавать движения для защиты своих прав и добиваться увеличения лимитов на вылов рыбы.

Таблица 3

по территории проживания КМН

числе Не указавшие источник средств к существованию

пенсию по инвалидности пособие (кроме пособия по безработице) пособие по безработице другой вид государственного обеспечения сбережения доход от сдачи внаём или в аренду имущества на иждивении отдельных лиц иной источник средств к существованию

9 71 6 - 1 - 128 42 -

10 72 17 1 3(Ш) 102(У) 1 -

(Ш) Учитываются доходы от дивидендов и процентов. (|у) Учитываются доходы от патентов и авторских прав. (У) Учитываются помощь других лиц и алименты.

Более полно его позицию и мировоззрение выражает следующая цитата: «Просто многие, не осознавая того, что Россия уже давно живёт по правилам капиталистического мира, где поменялись и нравственные ценности людей, преследующих, невзирая ни на что, извлечение прибыли за счёт присвоения любых ресурсов, в особенности у КМНС, продолжают существовать в эйфории коммунистического прошлого, где и заложен в них извращённый интеллектуальный потенциал советской эпохи» [17]. Это выражение, судя по всему, относится к мировоззренческим расхождениям жителей островов в социальных, этнических аспектах, в разрыве поколений и проблемах перехода от коммунистической идеологии к либерализму и рыночной экономике.

История этого противостояния получила продолжение в феврале 2014 г. В этот период прошло собрание КМНС района, на котором обсуждались следующие вопросы: 1) право избираться в совет не членам общин и членам других общественных объединений; 2) деятельность главы совета и его обращения. В итоге постановили создать инициативную группу, чтобы та разработала поправки для их внесения в Положение о совете. Относительно второго вопроса было принято решение разослать опровержения, а также переизбрать совет [2; 36]. Несмотря на то, что позиция лидеров совета кажется непопулярной и порицаемой, на осеннем заседании 2014 г. они вошли в президиум [38].

В своей статье член алеутской общины «Агитуда» демонстрирует ретроспективное мировоззрение, подчёркивая исключительность прав современных алеутов и обращаясь к традициям [14]. Он заявляет, что нежелательно привлекать для коммерческой деятельности сторонних экономических агентов, обосновывая это тем, что ресурсы Командор

ограничены, а привлечение таких коммерсантов угрожает их экосистеме. Примечательно, что автор не проводит разграничения по этническому признаку, а говорит о «местном населении» в целом. Его мировоззрение строится на социальной основе, так как он рассуждает об общинах и семьях, но когда вопрос касается взаимоотношений с администрацией края и района, то речь идёт уже об «Алеутских общинах» [15]. Эта ситуативная смена акцента с социального на этнический обусловлена тем, что статус КМНС придаёт «особый» правовой характер отношениям с властью.

Отдельно выделяются проблемы с промыслом морского зверя. Так, например, на сессии депутатов Алеутского района в 2013 г. подверглись критике способы его добычи алеутскими родовыми общинами. Внимание заострялось в частности на том, что забой совершается без учёта половозрастного состава животных. Было предложено обратиться в прокуратуру, чтобы обеспечить контроль и регулирование процесса по надзору за добычей [35].

Судя по всему, жалобы местного населения, высказанные в ходе сессии, подействовали, так как представитель алеутской общины «Агитуда» пишет о специалистах из заповедника, ветеринарном инспекторе и представителях других организаций, приглашённых для ведения контроля, учёта и селекции животных во время забоя [14].

В некоторой степени конфликтные взаимоотношения отражаются в отчётах полиции, где описывается криминогенная ситуация в районе. В этих документах говорится, что основные нарушения имеют бытовой характер и совершаются маргинальным контингентом, а некоторые соседи в принципе не могут сосуществовать мирно. В документах отмечается, что в районе нет ни отделения наркодиспансера, ни нарколога, а на уровень преступности ключевое влияние оказывают как раз безработица и алкоголизм. Выделяются и редкие инциденты с подростками. Некоторые сотрудники местной полиции пытаются проводить профилактику преступности. Среди нераскрытых преступлений можно выделить кражу пушки с пакетбота В. Беринга «Святой Пётр» ориентировочной стоимостью 14 млн руб., которую обнаружили на материке в пункте сдачи цветных металлов. Можно сказать, что район не криминальный и многие проблемы решаются на местном уровне без обращения в органы МВД [1; 4; 31; 32; 33; 34].

Отдельно стоит отметить напряжение между жителями и работниками заповедника.

Изначально положительные отношения островитян с заповедником сменились конфронтацией. Например, в начале 2000-х гг. местные называли сотрудников заповедника «пугало», так как они были не способны предотвратить браконьерство по причине того, что ни у заповедника, ни у погранпоста не было плавательных средств для охраны морской территории [24]. А сотрудники заповедника, в свою очередь, препятствовали проходу потомков жителей о. Медный на кладбище в с. Преображенское [45].

Имели место и судебные разбирательства: например, между Добровольной народной дружиной при пограничной службе ФСБ и заповедником [12]. Помимо этого, в одном из обращений местных жителей в газете открыто говорится о конфликте местного населения с заповедником на разных уровнях, но в нём они описали бытовой (соседский) конфликт [25]. Также высказывались упрёки и в адрес предыдущих руководителей заповедника, например, его бывшего директора, «случайного на острове человека», который снёс переданную заповеднику историческую постройку [26].

Это демонстрирует, насколько сложными и напряжёнными являются отношения между сельчанами и работниками заповедника.

Таким образом, основными проблемами на Командорах, характерными, впрочем, и для Дальнего Востока в целом, являются: демографические (отток местного населения и попытка замещения его приезжими рабочими), инфраструктурные (обветшание жилищно-коммунального хозяйства, хотя в последние годы на островах ведётся работа по благоустройству села, строительство домов и т.д.), организационные (разногласия среди активистов), социально-экономические (проблемы трудоустройства и оплаты труда), транспортные (нерегулярная связь с Петропавловском-Камчатским и другими удалёнными населёнными пунктами), бюрократизация (большое количество чиновников в маленьком селе), непотизм [47; 48].

Стоит отметить ещё и специфичное для островитян мировоззрение. В дихотомии «материк - остров» материк является своего рода образом внешней угрозы, которая консолидирует островитян и формирует социально-территориальную идентичность, а заповедник воспринимается как непосредственная реализация этой угрозы. Такой ассоциативный ряд у островитян обусловлен тем, что заповедник находится под юрисдикцией федерального правительства.

На фоне описанных социальных, этнических отношений и социально-экономических проблем необходимо отдельно рассмотреть территориальный вопрос.

В настоящий момент существует конфликт, заключающийся в расхождении интересов жителей островов и проводимом правительством преобразовании Командорского биосферного заповедника в национальный парк. Эта трансформация - «изобретение» далеко не сегодняшнего дня: она уже была «заложена» в приказе Минприроды от 2003 г. в рамках международного сотрудничества с США по созданию трансграничных резерватов в составе национального парка «Берингия». Финальные ^ изменения в законе «Об особо охраняемых природных территориях», ко-^ торые дали реформе зелёный свет, были подписаны президентом РФ в 2015 г. И 31 декабря 2016 г. Командорский биосферный заповедник был ¡^ превращён в национальный парк. Сложность заключается в том, что дан-^ ный документ полностью запрещает любую экономическую и иную де-| ятельность на территории заповедников, а вот в национальных парках -£ разрешает лишь с некоторыми ограничениями [29; 30; 40]. Кроме того,

при поглощении новообразованным национальным парком территории с. Никольского возникает не только угроза запрета на эксплуатацию природных ресурсов местными жителями, но и изъятие принадлежащей им недвижимости, что и является причиной конфликта.

Также местные жители боятся, что упразднение 30-мильной охранной зоны вокруг островов повлечёт, с одной стороны, запрет на осуществление хозяйственной деятельности, а с другой — разрешит промышленную деятельность посторонних предпринимателей и нанесёт ущерб экологии. Например, опасно разрешение вылова лососёвых пород рыб на ранее охраняемых территориях. Минприроды, судя по всему, выстраивает свою политику, исходя из того, что с. Никольское находится на территории заповедника и хозяйственная деятельность островитян (сбор природных ресурсов) вблизи своего села незаконна. Депутат Алеутской районной думы Э. Калин (алеут) ссылается на 11-ю сессию Совета народных депутатов 1993 г., по которой северные территории, где расположено село, не входят в состав заповедника, при этом командорцы имеют право посещать буферные зоны заповедника, т.е. 30-километровую территорию от села, не включённую в состав заповедника [18]. Таким образом, основной акцент в конфликте делается на отчуждение местных от территории и ресурсов.

Поднимая проблему преобразования заповедника, необходимо обратиться к вопросу массового забоя котиков. В источниках отмечается, что 30-мильная охранная зона является ключевой в экосистеме Командор, а понижение её статуса до национального парка приведёт к коммерциализации указанной деятельности. Также остро стоит проблема браконьерства, как с японской, так и российской стороны. Японцы, например, устанавливают дрифтовые сети в непосредственной близости к Командорам, в итоге в них гибнут морские млекопитающие. В СМИ отмечается, что руководство заповедника ещё в 1990-е гг. было замечено в коммерциализации своей деятельности, так как разрешило вылов ценных пород рыб (морского окуня, трески и т.д.) и кальмара в 33 тыс. т в охранной зоне, якобы в научных целях. Эта квота действовала 5 лет, а её отмена стоила больших усилий [42; 43]. Н.С. Фомина пишет, что угрозу экосистеме представляют также сами жители островов, нерационально использующие природные ресурсы [44].

Территориальный конфликт получил своё развитие в юридическом противостоянии. Так, прокуратура опротестовала решение Алеутской районной думы провести референдум по территориальной проблеме в сентябре 2016 г. [6]. Чиновники делают упор на то, что местным жителям не стоит бояться запрета на сбор дикоросов и ведение сельскохозяй- ^ ственной деятельности. С их позиции, преобразование направлено на раз- ^ решение юридического тупика [3; 11]. й

В свою очередь, местные депутаты, экологи, МОО «Ансарко», пред- £ ставители ассоциации КМНС и общественной палаты края всячески ста- ^ раются акцентировать внимание на проблеме юридического статуса се- | верной части острова. Они выступают против преобразования, пишут £

и планируют далее писать обращения в различные властные инстанции (президенту РФ, в Госдуму и Минприроды) о необходимости сохранения 30-мильной охранной зоны и прежнего статуса заповедника, об исключении пункта о преобразовании Командорского заповедника и внесении изменений в закон «Об особо охраняемых природных территориях», где будет прописана регламентация деятельности биосферных резерватов. Активисты обосновывают свою позицию тем, что северная часть о. Беринга и расположенное там село не входит в состав заповедника, а также тем, что упразднение охранной зоны нанесёт вред экологии [8; 21; 22; 37; 41].

ВЫВОДЫ

В современный период Командорское сообщество находится в относительно стабильном состоянии. Конфликт на островах обусловлен борьбой за доступ к ресурсам, экономическую выгоду и исключительные права, которые этот доступ обеспечивают. Напряжённость, сложившаяся в обществе, выливается в конфликтные ситуации, которые происходят в правовом поле и СМИ, а также на бытовом уровне. Описанный дискурс лидеров совета заключается в регулярной апелляции к прошлому и исключительности прав КМНС на добычу морского зверя. Если внутри общества существует ресурсный конфликт, то конфликт с заповедником включает в себя уже и территориальный, и политический аспекты. Исходя из сообщений СМИ, можно отметить, что спор из-за ресурсов между заповедником и командорцами прослеживается ещё с 1990-х гг.

Таким образом, есть основания предположить, что при нестабильности полиэтнического общества, ввиду территориальных, ресурсных, экономических, политических причин и нахождения такого общества в состоянии аномии, конфликты будут канализироваться по этническому признаку. Этот процесс обусловлен этническим фаворитизмом [5, с. 25-86].

Можно выделить внутригрупповые (ситуация с «Ансарко» и советом) и внешнегрупповые (выступления против преобразования) направления конфликтов, которые, с одной стороны, являются формами взаимоотношения, но всех их объединяет одно - борьба за территорию, ресурсы и доступ к ним.

Поведению алеутов, которые оказались субъектом политического взаимодействия, свойственен неотрадиционализм и ретроспективное мировоззрение. Происходит обращение к традициям, которое применяется для ^ защиты территории.

^ Кроме того, присутствует ещё одно свойство во взаимоотношени-

ях местных жителей с федеральным центром: они строятся по принци-¡^ пу вертикали власти, а этнос в этой системе является своего рода катего-^ рией учёта, с которой необходимо контактировать в рамках конкретного I правового и политического поля. В свою очередь, дотации и льготы пе-£ реводят вопрос этнической принадлежности в коммерческую плоскость.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Архипов А. На Камчатке в пункт сдачи цветного металла сдали пушку с корабля Витуса Беринга // Алеутская звезда. 2014. № 11. С. 1.

2. Астафуров В. Собрание представителей КМНС Алеутского района // Алеутская звезда. 2014. № 7. С. 1-2.

3. Беланович Д.М. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации // Алеутская звезда. 2016. № 5. С. 2—3.

4. В деле о краже раритетной пушки с пакетбота Витуса Беринга появился подозреваемый // Алеутская звезда. 2014. № 13. С. 1.

5. Ванханен Т. Этнические конфликты: их биологические корни в этническом фаворитизме. М.: Кучково поле, 2014. 288 с.

6. Вас не спросили! Прокуратура отказала командорцам в референдуме о границах заповедника. URL: https://kamchatinfo.com/news/society/detail/15793/?sphrase_ id=14605039 (дата обращения: 10.09.2017).

7. Вниманию представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Алеутского муниципального района // Алеутская звезда. 2016. № 49. С. 8.

8. Вожикова С.В. Съезд ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатского края // Алеутская звезда. 2016. № 45. С. 1.

9. Всероссийская перепись населения 2002 г. / Федер. служба гос. статистики. URL: http://www.perepis2002.ru/ct/html/T0M_13_09.htm (дата обращения: 29.09.2019).

10. Всероссийская перепись населения 2010 г. / Федер. служба гос. статистики. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-31. pdf (дата обращения: 29.09.2019).

11. Заповедник «Командорский» преобразуют в нацпарк: жители волнуются // Алеутская звезда. 2015. № 49. С. 2—3.

12. История о том, как заповедник оказался не прав! // Алеутская звезда. 2014. № 6. С. 2.

13. Картавцев К.С., Латушко Ю.В. Соотношение социальной и этнической идентичности у командорских алеутов // Комплексные исследования островных обществ Дальнего Востока: сб. материалов. Отв. ред. Ю.В. Латушко. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2017. Вып. 1. С. 65—73.

14. Кияйкин А. Всё, что ты знаешь и умеешь — это прошлое, а всё, что узнаешь и чему научишься — это будущее // Алеутская звезда. 2014. № 2. С. 3.

15. Кияйкин А. Всё, что ты знаешь и умеешь — это прошлое, а всё, что узнаешь и чему научишься — это будущее // Алеутская звезда. 2014. № 3. С. 2—3.

16. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. 208 с.

17. Командорские острова: как обычный скандал рядят в одежды геноцида. URL: http://trud-ost.ru/?p=45688 (дата обращения: 20.07.2018).

18. Коротченко О. Реорганизовать нельзя сохранить. URL: https://kamchatinfo.com/ « heaven/detail/12661/ (дата обращения: 10.02.2018). ^

19. Латушко Ю.В. Национально-культурное возрождение в посттрадиционных об- g ществах (проблема качественной и количественной оценки) // Россия и АТР. ^ 2010. № 2. С. 173—180. ^

20. Латушко Ю.В. Социальная структура и островной Modus Vivendi командорско- ^ го общества // Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 5 2018. Т. 21. С. 135—154. I

21. Левченко Е.П. Заседание Общественного совета при администрации Алеутского района // Алеутская звезда. 2017. № 40. С. 5.

22. Левченко Е.П. Расширенное заседание Общественной палаты Камчатского края по вопросу определения границ заповедника «Командорский» // Алеутская звезда. 2017. № 40. С. 4.

23. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2006. 873 с.

24. Нехаев О. Рыба гниёт с Командор. URL: https://rg.ru/2004/09/03/ikra.html (дата обращения: 01.09.2018).

25. Открытое обращение // Алеутская звезда. 2014. № 13. С. 2.

26. Пасенюк С., Рогожников С., Яськин П. В память о Виталии Алексееве // Алеутская звезда. 2014. № 17. С. 3.

27. Показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. Алеутский муниципальный район за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 гг. / БД МПО Камчатского края. URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx?o pt=306010002006200720082009201020112012201320142015201620172018 (дата обращения: 10.06.2019).

28. Показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. Сельское поселение Алеутского муниципального района за 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 гг. / БД МПО Камчатского края. URL: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table. aspx?opt=306014002006200720082009201020112012201320142015201620172018 (дата обращения: 10.06.2019).

29. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.04.2003 № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в РФ на период до 2015 г.» // СПС «КонсультантПлюс».

30. Проект Федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

31. Сенченко А.Ю. Отчёт начальника ПП № 10 о проделанной работе за 6 месяцев 2014 года // Алеутская звезда. 2014. № 29. С. 2—4.

32. Сенченко А.Ю. Отчёт ПП № 10 о проделанной работе за 2013 год // Алеутская звезда. 2014. № 4. С. 1—4.

33. Сенченко А.Ю. Отчёт ПП № 10 о проделанной работе за 2014 год // Алеутская звезда. 2015. № 2. С. 2—3.

34. Сенченко А.Ю. С 3 по 13 апреля... // Алеутская звезда. 2014. № 17. С. 4.

35. Сессия депутатов Алеутского муниципального района и собрания Никольского сельского поселения // Алеутская звезда. 2013. № 50. С. 3.

36. Собрание представителей КМНС // Алеутская звезда. 2014. № 11. С. 1.

о? 37. Солованюк Е.И. О статусе заповедника // Алеутская звезда. 2015. № 51. С. 1—2. ^ 38. Строганов В.И. Совет по-прежнему открыт для неравнодушных, со своей граж-S данской позицией, граждан // Алеутская звезда. 2014. № 41. С. 4.

^ 39. Тураев В.А. Этническая история айнов Сахалина и Курильских островов в контексте российско-японских территориальных размежеваний // Россия и АТР. 2018. № 2. С. 213.

5 40. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных тер-£ риториях» // СПС «КонсультантПлюс».

41. Фомина Н.С. Вопросы грядущего преобразования Командорского заповедника в национальный парк широко обсуждаются в научном мире, в частности в Российской академии наук // Алеутская звезда. 2016. № 26. С. 1.

42. Фомина Н.С. К вопросу об изменении статуса Командорского биосферного заповедника // Алеутская звезда. 2015. № 3. С. 1—2.

43. Фомина Н.С. К вопросу об изменении статуса Командорского биосферного заповедника // Алеутская звезда. 2015. № 4. С. 1—2.

44. Фомина Н.С. К вопросу об изменении статуса Командорского биосферного заповедника // Алеутская звезда. 2015. № 5. С. 1—2.

45. Kasten E. Ways of Owning and Sharing Cultural Property // Properties of Culture — Culture as Properties. Ed. by E. Kasten. Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 2004. P. 9—32.

46. King A.D. The Authenticity of Cultural Properties in the Russian Far East // Properties of Culture — Culture as Properties. Ed. by E. Kasten. Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 2004. P. 51—65.

47. Заочный опрос, информанты А.В. Пташинский, С.А. Сотников. Владивосток. Июль — август 2018 г. // Полевые материалы автора.

48. Интервью с Н.А. Татаренковой, Э.И. Гребздыем. Петропавловск-Камчатский. Февраль — март 2016 г. // Полевые материалы автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Arkhipov A. Na Kamchatke v punkt sdachi tsvetnogo metalla sdali pushku s korablya Vitusa Beringa [A Gun from Vitus Bering's Ship Was Brought to a Place of Delivery of Nonferrous Metal in Kamchatka]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 11, p. 1. (In Russ.)

2. Astafurov V. Sobranie predstaviteley KMNS Aleutskogo rayona [The Meeting of the Representatives of the Indigenous Peoples of the North of the Aleut Region]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 7, pp. 1—2. (In Russ.)

3. Belanovich D.M. Ministerstvo prirodnykh resursov i ekologii Rossiyskoy Federatsii [The Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation]. Aleutskaya zvezda, 2016, no. 5, pp. 2—3. (In Russ.)

4. V dele o krazhe raritetnoy pushki s paketbota Vitusa Beringa poyavilsya podozre-vaemyy [A Suspect Appeared in the Case of Theft of the Rare Gun from the Packet-Boat Vitus Bering]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 13, p. 1. (In Russ.)

5. Vankhanen T. Etnicheskie konflikty: ikh biologicheskie korni v etnicheskom favoritizme [Ethnic Conflicts: Their Biological Roots in Ethnic Favoritism]. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2014, 288 p. (In Russ.)

6. Vas ne sprosili! Prokuratura otkazala komandortsam v referendume o granitsakh za-povednika [You Were Not Asked! The Public Prosecutor's Office Denied the People of the Commander Islands in a Referendum on the Boundaries of the Reserve]. Available at: https://kamchatinfo.com/news/society/detail/15793/?sphrase_id=14605039 (accessed 10.09.2017). (In Russ.)

7. Vnimaniyu predstaviteley korennykh malochislennykh narodov Severa, prozhi-vayushchikh na territorii Aleutskogo munitsipal'nogo rayona [To the Attention of the Representatives of the Indigenous Peoples of the North of the Kamchatka Region]. Aleutskaya zvezda, 2016, no. 49, p. 8. (In Russ.)

8. Vozhikova S.V. S"ezd assotsiatsii korennykh malochislennykh narodov Severa Kamchatskogo kraya [The Congress of the Association of the Indigenous Peoples of the North of the Kamchatka Region]. Aleutskaya zvezda, 2016, no. 45, p. 1. (In Russ.)

9. Vserossiyskaya perepis' naseleniya 2002 g. [The 2002 Population Census in Russia]. Russian Federal State Statistics Service. Available at: http://www.perepis2002.ru/ct/ html/TOM_13_09.htm (accessed 29.10.2019). (In Russ.)

10. Vserossiyskaya perepis' naseleniya 2010 g. [The 2010 Population Census in Russia]. Russian Federal State Statistics Service. Available at: https://gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-31.pdf (accessed 29.10.2019). (In Russ.)

11. Zapovednik "Komandorskiy" preobrazuyut v natspark: zhiteli volnuyutsya [The Commander Islands Nature Biosphere Reserve Will be Transformed into a National Park: Residents Are Worried]. Aleutskaya zvezda, 2015, no. 49, pp. 2—3. (In Russ.)

12. Istoriya o tom, kak zapovednik okazalsya ne prav! [The Story How the Reserve Was Not Right!]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 6, p. 2. (In Russ.)

13. Kartavtsev K.S., Latushko Yu.V. Sootnoshenie sotsial'noy i etnicheskoy identich-nosti u komandorskikh aleutov [The Correlation between Social and Ethnic Identity among the Aleuts of the Commander Islands]. Kompleksnye issledovaniya ostrovnykh obshchestv Dal'nego Vostoka: sb. materialov [Multiple Survey on the Island Societies of the Far East: Proceedings]. Executive ed. Yu.V. Latushko. Vladivostok, IHAE DVO RAN Publ., 2017, iss. 1, pp. 65—73. (In Russ.)

14. Kiyaykin A. Vse, chto ty znaesh' i umeesh' — eto proshloe, a vse, chto uznaesh' i che-mu nauchish'sya — eto budushchee [All What You Know and Can Do Is the Past; All What You Get to Know and What You Will Learn Is the Future]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 2, p. 3. (In Russ.)

15. Kiyaykin A. Vse, chto ty znaesh' i umeesh' — eto proshloe, a vse, chto uznaesh' i che-mu nauchish'sya — eto budushchee [All What You Know and Can Do Is the Past; All What You Get to Know and What You Will Learn Is the Future]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 3, pp. 2—3. (In Russ.)

16. Coser L. Funktsii social'nogo konflikta [Functions of Social Conflict]. Moscow, Ideya press Publ., Dom intellektual'noy knigi Publ., 2000, 208 p. (In Russ.)

17. Komandorskie ostrova: kak obychnyy skandal ryadyat v odezhdy genotsida [The Commander Islands: How an Ordinary Scandal Is Disguised under the Clothes of Genocide]. Available at: http://trud-ost.ru/?p=45688 (accessed 20.07.2018). (In Russ.)

18. Korotchenko O. Reorganizovat' nel'zya sokhranit' [Reorganizing Cannot Be Saved]. Available at: https://kamchatinfo.com/heaven/detail/12661 (accessed 10.02.2018). (In Russ.)

19. Latushko Yu.V. Natsional'no-kul'turnoe vozrozhdenie v posttraditsionnykh ob-shchestvakh (problema kachestvennoy i kolichestvennoy otsenki) [National and Cultural Revival in Post-Traditional Societies (The Problem of Qualitative and Quantitative Assessment)]. Rossiya i ATR, 2010, no. 2, pp. 173—180. (In Russ.)

20. Latushko Yu.V. Sotsial'naya struktura i ostrovnoy Modus Vivendi komandorskogo obshchestva [Social Structure and Modus Vivendi of the Society of the Command-

„ er Islands]. Trudy Instituta istorii, arkheologii i etnografii DVO RAN, 2018, vol. 21,

pp. 135—154. (In Russ.)

g 21. Levchenko E.P. Zasedanie Obshchestvennogo soveta pri administratsii Aleutskogo

o

rayona [The Meeting of the Public Council under the Administration of the Aleut Re-^ gion]. Aleutskaya zvezda, 2017, no. 40, p. 5. (In Russ.)

s 22. Levchenko E.P. Rasshirennoe zasedanie Obshchestvennoy palaty Kamchatskogo § kraya po voprosu opredeleniya granits zapovednika "Komandorskiy" [The Ex-

£ tended Meeting of the Public Chamber of the Kamchatka Region on the Definition

of the Borders of the Commander Islands Nature Biosphere Reserve]. Aleutskaya zvezda, 2017, no. 40, p. 4. (In Russ.)

23. Merton R. Sotsial'naya teoriya i sotsial'naya struktura [Social Theory and Social Structure]. Moscow, AST Publ., AST Moskva Publ., Khranitel' Publ., 2006, 873 p. (In Russ.)

24. Nekhaev O. Ryba gniet s Komandor [Fish Rots from the Commander Islands]. Available at: https://rg.ru/2004/09/03/ikra.html (accessed 01.09.2018). (In Russ.)

25. Otkrytoe obrashchenie [Open Appeal]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 13, p. 2. (In Russ.)

26. Pasenyuk S., Rogozhnikov S., Yas'kin P. V pamyat' o Vitalii Alekseeve [In Memory of Vitaliy Alekseev]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 17, p. 3. (In Russ.)

27. Pokazateli, kharakterizuyushchie sostoyanie ekonomiki i sotsial'noy sfery munitsipal'nogo obrazovaniya. Aleutskiy munitsiplal'nyy rayon za 2006,2007,2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 gody [Indicators Characterizing the State of the Economy and the Social Sphere of the Municipality. The Aleutian Municipal District in 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018]. The Database of Municipal Districts of the Kamchatka Region. Available at: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx? opt=306010002006200720082009201020112012201320142015201620172018 (accessed 10.06.2019). (In Russ.)

28. Pokazateli, kharakterizuyushchie sostoyanie ekonomiki i sotsial'noy sfery munitsipal'nogo obrazovaniya. Sel'skoe poselenie Aleutskogo munitsipal'nogo rayona za 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 gody [Indicators Characterizing the State of the Economy and the Social Sphere of the Municipality. The Rural Settlement of the Aleutian Municipal District in 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018]. The Database of Municipal Districts of the Kamchatka Region. Available at: http://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/table.aspx? opt=306014002006200720082009201020112012201320142015201620172018 (accessed 10.06.2019). (In Russ.)

29. Prikaz Ministerstva prirodnykh resursov Rossiyskoy Federatsii ot 22.04.2003 № 342 "Ob utverzhdenii osnovnykh napravleniy razvitiya sistemy gosudarstvennykh prirodnykh zapovednikov i natsional'nykh parkov v RF na period do 2015 g." [The Order of the Ministry of Natural Resources of the Russian Federation of April 22, 2003 No. 342 "On the Approval of the Main Directions for the Development of the System of State Nature Reserves and National Parks in the Russian Federation for the Period until 2015"]. SPS "Konsul'tantPlyus" [Legal Reference System "ConsultantPlus"]. (In Russ.)

30. Proekt Federal'nogo zakona № 826412-6 "O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy za-kon 'Ob osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh' i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii" (2015 g.) [The Draft of the Federal Law No. 826412-6 "On Amending the Federal Law 'On Specially Protected Natural Territories' and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (2015)]. SPS "Konsul'tantPlyus" [Legal Reference System "ConsultantPlus"]. (In Russ.)

31. Senchenko A.Yu. Otchet nachal'nika PP № 10 o prodelannoy rabote za 6 mesyatsev 2014 goda [The Report of Head of the Plenipotentiary Office No. 10 on the Work Accomplished for 6 Months in 2014]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 29, pp. 2—4. (In Russ.)

32. Senchenko A.Yu. Otchet PP № 10 o prodelannoy rabote za 2013 god [The Report of the Plenipotentiary Office No. 10 on the Work Accomplished in 2013]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 4, pp. 1—4. (In Russ.)

33. Senchenko A.Yu. Otchet PP № 10 o prodelannoy rabote za 2014 god [The Report of the Plenipotentiary Office No. 10 on the Work Accomplished in 2014]. Aleutskaya zvezda, 2015, no. 2, pp. 2—3. (In Russ.)

34. Senchenko A.Yu. S 3 po 13 aprelya... [From 3 to 13 April...]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 17, p. 4. (In Russ.)

35. Sessiya deputatov Aleutskogo munitsipal'nogo rayona i sobraniya Nikol'skogo sel'skogo poseleniya [The Session of Deputies of the Aleutian Municipal District and the Meeting of Nikolsky Rural Settlement]. Aleutskaya zvezda, 2013, no. 50, p. 3. (In Russ.)

36. Sobranie predstaviteley KMNS [The Meeting of the Representatives of the Indigenous Peoples of the North]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 11, p. 1. (In Russ.)

37. Solovanyuk E.I. O statuse zapovednika [On the Status of the Reserve]. Aleutskaya zvezda, 2015, no. 51, pp. 1—2. (In Russ.)

38. Stroganov V.I. Sovet po-prezhnemu otkryt dlya neravnodushnykh, so svoey grazh-danskoy pozitsiey, grazhdan [The Council Is Still Open for People Who Are Not Indifferent and Civic-Minded]. Aleutskaya zvezda, 2014, no. 41, p. 4. (In Russ.)

39. Turaev V.A. Etnicheskaya istoriya aynov Sakhalina i Kuril'skikh ostrovov v kontekste rossiysko-yaponskikh territorial'nykh razmezhevaniy [Ethnic History of the Ainu of Sakhalin and the Kuril Islands in the Context of Russian-Japanese Territorial Delimitation]. Rossiya i ATR, 2018, no. 2, pp. 213—230. (In Russ.)

40. Federal'nyy zakon ot 14.03.1995 № 33 "Ob osobo okhranyaemykh prirodnykh ter-ritoriyakh" [The Federal Law No. 33 of 14.03.1995 "On Specially Protected Natural Territories"]. SPS "Konsul'tantPlyus" [Legal Reference System "ConsultantPlus"]. (In Russ.)

41. Fomina N.S. Voprosy gryadushchego preobrazovaniya Komandorskogo zapovednika v natsional'nyy park shiroko obsuzhdayutsya v nauchnom mire, v chastnosti v Ros-siyskoy akademii nauk [The Issues of the Forthcoming Transformation of the Commander Islands Nature Biosphere Reserve into the National Park Are Widely Discussed by the Scientific World, in Particular by the Russian Academy of Sciences]. Aleutskaya zvezda, 2016, no. 26, p. 1. (In Russ.)

42. Fomina N.S. K voprosu ob izmenenii statusa Komandorskogo biosfernogo zapovednika [On the Question of Changing the Status of the Commander Islands Nature Biosphere Reserve]. Aleutskaya zvezda, 2015, no. 3, pp. 1—2. (In Russ.)

43. Fomina N.S. K voprosu ob izmenenii statusa Komandorskogo biosfernogo zapoved-nika [On the Question of Changing the Status of the Commander Islands Nature Biosphere Reserve]. Aleutskaya zvezda, 2015, no. 4, pp. 1—2. (In Russ.)

44. Fomina N.S. K voprosu ob izmenenii statusa Komandorskogo biosfernogo zapoved-nika [On the Question of Changing the Status of the Commander Islands Nature Biosphere Reserve]. Aleutskaya zvezda, 2015, no. 5, pp. 1—2. (In Russ.)

« 45. Kasten E. Ways of Owning and Sharing Cultural Property. Properties of Culture — ^ Culture as Properties. Ed. by E. Kasten. Berlin, Dietrich Reimer Verlag Publ., 2004,

g pp. 9—32. (In Eng.)

^ 46. King A.D. The Authenticity of Cultural Properties in the Russian Far East. Properties hj of Culture — Culture as Properties. Ed. by E. Kasten. Berlin, Dietrich Reimer Verlag

* Publ., 2004, pp. 51—65. (In Eng.)

S

О

cl Дата поступления в редакцию 10.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.