Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМА КОМАНДОРСКИХ АЛЕУТОВ В XXI в.'

ФУНКЦИИ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМА КОМАНДОРСКИХ АЛЕУТОВ В XXI в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алеуты / Командорские острова / неотрадиционализм / социальная и культурная адаптация / Aleuts / Commander Islands / neotraditionalism / social and cultural adaptation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирилл Сергеевич Картавцев

На современном этапе этнографических и социально-антропологических исследований в России проблема неотрадиционализма, неотрайбализма и архаизации рассматривалась многими авторами: Ч. К. Ламажаа, В. А. Лапшиным, С. А. Мадюковой, Ю. В. Попковым и др. Исследования показали, что неотрадиционализм имеет свою региональную специфику, но при этом выделяются некие универсальные формы его проявления: социально-политическая, экономическая, празднично-обрядовая, этическая и т. д. Перспективно для исследования будет проследить формирование этого явления в островных сообществах, которые характеризуются сложными и хорошо отлаженными механизмами коммуникации. С 1990‑х гг. и по настоящее время наблюдается тенденция к проявлению ренессанса культуры у алеутов. В статье анализируются функции неотрадиционализма на примере командорских алеутов, а также некоторые аспекты современной островной культуры: природопользование, кухня, праздники, ансамбли и др. Рассматриваются современные элементы культуры алеутов, которые представляют собой, с одной стороны, новые традиции, а с другой — ренессанс этнического сознания. На основе проделанной работы выявлены функции неотрадиционализма, предложена условная структура его проявления. Показано, что в современный период неотрадиционализм выступает как форма адаптации этнических групп к новым условиям в связи с кризисами, глобализацией и меняющимися межэтническими отношениями. Под влиянием этой адаптации происходит трансформация жизненных форм, культуры, отношений и институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF NEOTRADITIONALISM OF THE ALEUTS OF THE COMMANDER ISLANDS IN THE 21st CENTURY

At the present stage of ethnographic and socio-anthropological research in Russia, the problem of neotraditionalism, neotraibalism and archaism has been considered by many authors: Ch.K. Lamazhaa, V. A. Lapshin, S. A. Madyukova, Yu.V. Popkov, and others. Research has shown that neotraditionalism has its own regional specifics, but there are some universal forms of its manifestation: socio-political, economic, festive-ceremonial, ethical, etс. It is promising for the study to trace the formation of this phenomenon in island communities, which are characterized by complex and well-established communication mechanisms. The article analyzes the functions of neotraditionalism on the example of the commander aleuts, as well as some aspects of modern island culture: nature management, cuisine, holidays, ensembles, etc. Modern elements of the Aleut culture are considered, which are, on the one hand, new traditions, and on the other — a renaissance of ethnic consciousness. It is shown that in the modern period neotraditionalism acts as a form of adaptation of ethnic groups to new conditions in connection with crises, globalization and changing inter-ethnic relations. Under the influence of this adaptation, life forms, culture, relationships, and institutions are transformed.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМА КОМАНДОРСКИХ АЛЕУТОВ В XXI в.»

УДК 39

DOI 10 .24411/2658-5960-2020-10037

Кирилл Сергеевич Картавцев1

kartavcevks@gmail . com

ФУНКЦИИ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМА КОМАНДОРСКИХ АЛЕУТОВ В XXI в.

На современном этапе этнографических и социально-антропологических исследований в России проблема неотрадиционализма, неотрайбализма и архаизации рассматривалась многими авторами: Ч.К. Ламажаа, В.А. Лапшиным, С.А. Мадюковой, Ю.В. Попковым и др. Исследования показали, что неотрадиционализм имеет свою региональную специфику, но при этом выделяются некие универсальные формы его проявления: социально-политическая, экономическая, празднично-обрядовая, этическая и т.д. Перспективно для исследования будет проследить формирование этого явления в островных сообществах, которые характеризуются сложными и хорошо отлаженными механизмами коммуникации. С 1990-х гг. и по настоящее время наблюдается тенденция к проявлению ренессанса культуры у алеутов. В статье анализируются функции неотрадиционализма на примере командорских алеутов, а также некоторые аспекты современной островной культуры: природопользование, кухня, праздники, ансамбли и др. Рассматриваются современные элементы культуры алеутов, которые представляют собой, с одной стороны, новые традиции, а с другой — ренессанс этнического сознания. На основе проделанной работы выявлены функции неотрадиционализма, предложена условная структура его проявления. Показано, что в современный период неотрадиционализм выступает как форма адаптации этнических групп к новым условиям в связи с кризисами, глобализацией и меняющимися межэтническими отношениями. Под влиянием этой адаптации происходит трансформация жизненных форм, культуры, отношений и институтов.

Ключевые слова: алеуты, Командорские острова, неотрадиционализм, социальная и культурная адаптация.

Kirill S. Kartavtsev1

kartavcevks@gmail . com

FUNCTIONS OF NEOTRADITIONALISM OF THE ALEUTS OF THE COMMANDER ISLANDS IN THE 21st CENTURY

At the present stage of ethnographic and socio-anthropological research in Russia, the problem of neotraditionalism, neotraibalism and archaism has been considered by many authors: Ch.K. Lamazhaa, V.A. Lapshin, S.A. Madyukova,

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия.

Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.

<

£

Yu.V. Popkov, and others. Research has shown that neotraditionalism has its own regional specifics, but there are some universal forms of its manifestation: socio-political, economic, festive-ceremonial, ethical, eta It is promising for the study to trace the formation of this phenomenon in island communities, which are characterized by complex and well-established communication mechanisms. The article analyzes the functions of neotraditionalism on the example of the commander aleuts, as well as some aspects of modern island culture: nature management, cuisine, holidays, ensembles, etc. Modern elements of the Aleut culture are considered, which are, on the one hand, new traditions, and on the other — a renaissance of ethnic consciousness. It is shown that in the modern period neotraditionalism acts as a form of adaptation of ethnic groups to new conditions in connection with crises, globalization and changing inter-ethnic relations. Under the influence of this adaptation, life forms, culture, relationships, and institutions are transformed.

Keywords: Aleuts, Commander Islands, neotraditionalism, social and cultural adaptation.

Командорское сообщество — это малая островная группа, географически изолированная, а потому находящаяся в более тесной связи с природным окружением. Его основу составляют русские и алеуты (на 2016 г. — 325 и 336 чел. соответственно). Изначально алеуты проживали на Алеутских о-вах, их культура была построена вокруг промысла морских животных. Они отличались воинственностью: часто вступали в конфликт со своими соседями (аборигенами Америки). Первая волна переселения алеутов на Командорские о-ва была осуществлена Российско-американской компанией (РАК) в 1825—1826 гг. Целью заселения островов была добыча морского зверя. К тому времени алеуты уже испытали влияние европейской (русской) культуры. Благодаря деятельности компании они оказались встроенными в более сложную политическую систему Российской империи. В это время происходили аккультурация указанного народа и формирование на Командорских о-вах новой социокультурной общности из алеутов, русских, креолов и других переселенцев. В широком смысле аккультурацию можно разделить на два этапа: креолиза-цию и советскую модернизацию. В первый период алеуты поступали на службу в РАК, перенимали образцы европейской одежды, становились ю православными, получали образование в школах компании, а их потом-§ ки от браков с русскими сформировали группу креолов. В период СССР под влиянием политики унификации и советизации аккультурация плав-£ но завершилась ассимиляцией командорских алеутов ориентировочно

1 в 1960—70-х гг. К этому моменту ими практически полностью был утрачен

2 язык, большая часть материальной и духовной культуры, стали распространёнными межэтнические браки. Таким образом, к концу XX в. сохра-

Ез нились лишь некоторые элементы этнической культуры алеутов: кух-Ё ня, связанная с добычей биоресурсов, язык, который сохранился в среде

небольшого числа пожилых членов сообщества, этнические танцы и промысел морского котика, который являлся исконным занятием алеутов, прекратившимся в 1986 г. Все перечисленные элементы оказались преобразованными новой социально-территориальной группой, живущей на Командорских о-вах и считающей их своей родиной [2; 6; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 22; 24].

В современный период предпринимаются попытки возрождения культуры командорских алеутов, что обусловливает формирование новых традиций через адаптацию и переосмысление старых. Таким образом, тенденция этнического ренессанса предоставила новое поле для исследований неотрадиционализма и его функций в жизни изолированной группы.

При рассмотрении современных межэтнических отношений и этнической культуры поднимались вопросы осмысления и определения неотрадиционализма и смежных с ним явлений, таких как архаизация и неотрайбализм.

Неотрадиционализм стал отличительной чертой современной России и постсоветского пространства как реакция на кризис 1990-х гг. и как возможность демонстрации культурной самобытности и этнических различий после политики унификации советского периода. Неотрадиционализм представляет собой осознанное, но при этом кризисное стремление к возрождению этнической культуры, в том числе и архаических форм социальных взаимоотношений и институтов. Архаизация же является стихийным обращением к архаической культуре (доиндустриального периода или эпохи премодерна), возникающим как реакция на процессы преобразования общества или его модернизации. Архаизация в таком случае способна привести к регрессу, но так же, как и неотрадиционализм, может стать попыткой преодоления кризиса. Явление архаизации и рост национального самосознания — это определённая реакция на конфликт племенной и гражданской культуры в полиэтнических государствах [1; 5; 20]. Стоит отметить, что неотрадиционализм может стать причиной искажения тех культурных традиций, которые пытаются восстановить.

Неотрадиционализм является, с одной стороны, практикой апробированных в прошлом форм жизнедеятельности, занятости, архаических форм взаимоотношений, институтов и ценностей в условиях модерни- « зации и глобализации, с другой стороны — это и стихийное явление, вызванное кризисом, и осознанная практика элиты для возрождения куль- э туры [1; 4]. „

Проявления неотрадиционализма связаны с утратой этнической куль- ц туры, малочисленностью, сильным влиянием других культур и встраиванием группы в политические и правовые отношения. Например, на- 2 личие или отсутствие статуса КМНС. Этнические группы, адаптируясь § к современным процессам, приходят к новому трайбализму, архаизации ^ и неотрадиционализму. И

Алеуты как представители КМНС получают дотации и имеют льготы, например, увеличенные квоты на вылов рыбы [26].

В современный период на Командорских о-вах находится несколько значимых организаций: МОО «Ансарко», целью которой является сохранение культурного наследия алеутского народа; Совет представителей КМНС при администрации района; биосферный заповедник «Командорский». Существует несколько родовых общин, чья деятельность связана с морским и пресноводным рыболовством, собирательством дикоросов, туризмом, производством различных изделий и т.д.

«Ансарко» — это организация, созданная для решения проблем командорских алеутов в области добычи и распределения рыбы и мяса морских котиков. Её деятельность направлена на помощь социально незащищённым слоям населения [26].

Как функционирующие и активные организации информанты выделяют союз пенсионеров, муниципальный музей, дом культуры. Отмечается, что в союз пенсионеров могут вступать люди, не достигшие пенсионного возраста. Попытки организовать земляческие общины на Камчатке (материке) не возымели результата, встречи там редкие и происходят в связи с праздниками или другими важными событиями [26].

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ПРОМЫСЕЛ

Основной традиционной формой природопользования алеутов долгое время оставался забой морских котиков. В современный период промысловая добыча этих животных последний раз осуществлялась в 2011 г. (2013 г.) и прекратилась из-за отсутствия рынка сбыта [26] (рис. 1)2.

Обосновывая значимость современного промысла, один из членов алеутской общины «Агитуда» обращается к древней эпохе: «Современные российские алеуты являются потомками славного народа Унангах, который девять тысяч лет назад создал и развил цивилизацию морских зверобоев на арктических островах Берингова моря. Это был красивый сильный этнос, владеющий технологиями выживания в суровых северных условиях. Эти люди строили морские байдары и владели секретами мумифицирования» [3, 2014, № 2, 10 января, с. 3]. Автор отмечает, со что современные российские алеуты являются продолжателями традиции промысла морских котиков, а также подчёркивает исключитель-

3 ность их прав на этот вид деятельности. Добыча национальными общипаем

оз ми велась с 2009 г.: «В 2013 году общины также организовали и провели

1 промысел морского котика. Как и тысячу лет назад „древними" алеутами, соблюдая традиции, промысловики привезли мясо и шкуры добытого

2 зверя в поселение» [3, 2014, № 2, 10 января, с. 3]. Распределение добыто-I го после забоя происходит следующим образом: первая партия остаёт-^ ся промысловикам, которые в свою очередь раздают мясо членам семей

и 2 В различных источниках имеются разночтения о дате прерывания промысла в со-Ё временный период.

и друзьям; вторая (грудинка, лопатки, ластики — передние ласты) выделяется на лежбище для алеутской ассоциации «Ансарко» и союза пенсионеров, передающих продукт населению; языки и сердечки откладываются специально для праздника в честь Дня промысловика. Раздача происходит в заранее оговорённом месте, куда приходит оповещённое население. Затем активисты «Ансарко» раздают мясо пришедшим — люди либо берут животное целиком, либо самостоятельно нарезают части туш. Мясо предназначается для засолки, а остатки (видимо, то, что не пригодно для употребления в пищу. — К.К) используются в корм собакам и домашней птице. В самой же общине «Агитуда» на зиму заготавливают жир и мясо морского котика от 2 до 5 лет (самцы-холостяки). Зверь забирается пол- « ностью — рёбрышки, мясо, ласты и ливер замораживаются либо засаливаются и употребляются общиной в течение года. Шкура, горло, желудок, зубы и некоторые кости во время забоя собираются женщинами, затем обрабатываются и используются для изготовления различных из- § делий в мастерской общины. Шкуры отправляются на «большую землю» для выделки: из них делают сидения для снегоходов, куклы, а из клыков — 2 подвески [3, 2014, № 2, 10 января, с. 3]. Также перед забоем общины «Уни- § ках», «Улах» оповещают население в местной газете о предстоящей разда- § че мяса [3, 2014, № 45, 7 ноября, с. 4]. |

Ретроспектива относительно забоя морского зверя прослежива- ^ ется и в рассказах алеута Э.И. Гребзды (рис. 2, 3). Он описывал то, как £

по аналогии с традициями его народа (предположительно) конца XIX в. производился забой котиков в советский и современный период, и, судя по всему, предполагал, что механизм промысла был таким же [26]. Помимо забоя котиков жители островов собирают моллюсков в прибрежной зоне и воспринимают это как исконные алеутское хозяйствование и источник пищи [23].

Охотой на других животных местные жители не занимаются. Охотовед отмечает, что сейчас этот промысел малопривлекателен, несмотря на то, что имеется возможность добывать песца, норку и некоторые виды уток. Песца, например, добывает только один охотник [3, 2017, № 3, 20 января, с. 3—4].

В 2017 г. был произведён сбор яиц на о. Топорков — поездки, судя по всему, организует заповедник, а сбор осуществлялся под наблюдением инспектора [3, 2017, № 25, 23 июня, с. 5]. В этом же году рыбокомбинат произвёл забой морских котиков совместно с КМНС. Мясо было роздано местным жителям, а шкуры — переданы в фирму для дальнейшей реализации [3, 2017, № 46, 17 ноября, с. 7].

Для вылова рыбы представители КМНС подают заявки в СевероВосточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству [3, 2014, № 24, 13 июня, с. 4]. В начале 2000-х гг. журналист, посетивший Командорские о-ва, познакомился со спецификой рыбной ловли. Островитяне показали ему, как кто-то из местных выбросил около 10 кг красной икры, и рассказали о том, что горбуша — сорная рыба, а нерка ценная, но и её могут выбросить, чтобы освободить тару для более свежей рыбы [21].

Н.А. Кияйкина из общины «Агитуда», занимающаяся изготовлением сувениров, планировала изготовить 2 парки (одежда из меха котика) для экспозиции в краеведческом музее и этнокультурном центре. Община собиралась начать изготовление варежек, тапочек, жилетов, чехлов для автомобильных сидений, стульев, кресел, половичков и «пушистых» игрушек. Для этого была приобретена скорняжная машина, обрабатывающая кожу и мех [3, 2014, № 3, 17 января, с. 2—3; 2014, № 2, 10 января, с. 3].

Между общинами заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности. Советом КМНС при администрации района было « предложено создать общинную многофункциональную базу переработки природных ресурсов. На выделяемые дотации приобрели «некоторые пе- о рерабатывающие мощности»: цех переработки икры, 2 холодильные уста- ¡¡Г новки для заморозки рыбы, грибов, морской капусты. Самостоятельно был ц куплен транспорт. Финансирование алеутского предприятия планировалось осуществлять из средств краевой программы «Развитие КМНС в Кам- 2 чатском крае» [3, 2014, № 3, 17 января, с. 2—3; 2014, № 2, 10 января, с. 3]. |

С 2013 г. для ведения контроля над животными, их учёта и селекции во д время забоя были приглашены специалисты из заповедника, ветеринарный инспектор и представители других организаций [3, 2014, № 2, 10 ян- ^ варя, с. 3; 2013, № 50, 13 декабря, с. 3]. ^

Жизнедеятельность на Командорах — это «островной» тип существования, зависящий от среды и извлекаемых из неё ресурсов, от годового сезона. Как отмечает Н.А. Татаренкова, жизнь островитян подчинена годовому циклу и климату: «На самом деле — это единая схема, то есть, ты живёшь полностью с годовым ритмом, биологическим ритмом окружающей среды. Все островитяне независимо от своей национальности очень сильно зависят от окружающей среды. И соответственно от времён года, но сейчас, когда хороший завоз, мы уже не так сильно зависим, но когда завоз был плохой в девяностых годах, мы очень сильно зависели» [26].

Сбор дикоросов осуществляют как алеуты, так и русские. Однако из 50 видов растений Командорских о-вов, которые можно употреблять в пищу, широко известны лишь 15 [25].

Всё, что касается добычи биоресурсов (забой котиков, сбор морепродуктов, яиц птиц и т.д.), осуществляется на основе сохранения и уважения национальных традиций как представителями «Ансарко», так и родовыми общинниками [3, 2017, № 26, 30 июня, с. 6; 2017, № 25, 23 июня, с. 5].

Промысел и забой котиков непосредственно связан с проявлениями неотрадиционализма в идеалистической форме.

ПРОЯВЛЕНИЯ НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМА В КУЛЬТУРЕ (ЯЗЫК, ПРАЗДНИКИ, КУХНЯ, АНСАМБЛИ)

К концу 1980-х гг. количество носителей беринговского диалекта составляло около 5—7 чел., а носителей медновского диалекта — около 10—12. Отмечается, что все диалекты алеутского языка находятся на стадии полного исчезновения [7; 8].

Э.И. Гребзды подтверждает то, что молодое поколение не знает алеутский язык, и входит в число пожилых алеутов, которые обеспокоены этим. Он отмечает, что только старшее поколение разговаривает на этом языке, а знающих алеутский насчитывается всего около 10 чел. Например, ровесники его дочери (люди среднего возраста) языка не знают либо понимают немного, но использовать алеутский не могут. По словам дочери Э.И. Гребзды Ирины, ро-оо дители Эрика Индриковича «ушли (из жизни. — К.К) рано». Воспитанием детей занимались бабушка и тётя. Э.И. Гребзды стал учить алеутский язык при-3 близительно в 10 лет благодаря бабушке-алеутке: она плохо знала русский, ю и всё общение дома происходило на алеутском. Будучи ребёнком, Эрик пере-§ водил для неё новостные издания на русском языке. Таким образом, в семье с 1940-х гг. было русско-алеутское двуязычие. Бабушка, впрочем, объясня-2 ла внуку, что необходимо обязательно знать русский язык, чтобы не разгова-| ривать с акцентом. Дядя Эрика периодически рассказывал детям сказки на ^ алеутском. Эрик Индрикович пересказал нам одну из них: влюблённая пара, девушка из богатой семьи и молодой человек из бедной, любили друг дру-^ га, но родители (судя по всему, богатые) запрещали им встречаться. И тогда Ё возлюбленные сбросились со скалы и превратились в каланов [26].

Курсы алеутского языка организовала Е.И. Солованюк, их посещает небольшое количество взрослых людей. За помощью и консультацией она обращается к старожилам алеутской культуры В.Т. Тимошенко, Г.М. Яковлеву [3, 2016, № 51, 23 декабря, с. 1—2].

В 2016 г. Е.И. Солованюк участвовала в литературном конкурсе на родном языке, проводившемся среди представителей КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока; в одной из номинаций она заняла 2-е место. Принять участие в мероприятии её убедила глава «Ансарко» Г. Королева. Знание алеутского языка Е.И. Солованюк получила в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена на факультете народов Севера. Там преподавал алеутский язык Е.В. Головко, который и оценивал её конкурсную работу. Мотивацией к изучению языка стало и то, что в школьные годы Е.И. Солованюк слушала, как в семье говорят по-алеутски, и поэтому после школы она поступила на указанный факультет [3, 2016, № 51, 23 декабря, с. 1—2].

Алеуты отмечают и общероссийские, и «свои» праздники, но местные имеют свою специфику и тесно связаны с островной культурой, промыслом, морем. Основные праздники — общекамчатский День рыбака (отмечается в начале июля), День аборигена (отмечается в конце лета — начале осени (в 2014 г. был 19 сентября), проводится по завершении промыслового сезона), День промысловика, совмещённый с Днём алеутской кухни (проводится в декабре по окончании котикового промысла). Последний праздник появился благодаря инициативной деятельности сотрудников местного музея. Н.А. Татаренкова, рассказывая о возникновении праздника, упоминала, что к 2007 г. умерло большое количество занимавшихся промыслом людей старшего возраста, и к ней обратился пожилой промысловик А.И. Вожиков, который, очевидно, и предложил ей описать для музея методику добычи. С этого момента Н.А. Татаренкова стала собирать полевой материал о современных промыслах и проводила презентации своей работы. Но в связи с прекращением добычи морских котиков и отсутствием изготовляемых из их мяса блюд праздник потерял былую актуальность. День промысловика можно охарактеризовать как обособленный и более значимый для алеутов и старожилов. На различных других мероприятиях часто выступает вокальная женская груп- « па «Командорские самоцветы». В День алеутской культуры выступают и другие творческие коллективы — «Унангах», «Ангих», «Сам тунунис» о [3, 2013, № 48, 29 ноября, с. 4; 2013, № 51, 20 декабря, с. 1; 2013, № 52, £ 27 декабря, с. 2; 2014, № 29, 18 июля, с. 1—2; 2014, № 36, 5 сентября, с. 4; | 2014, № 39, 26 сентября, с. 1—2; 2015, № 15, 17 апреля, с. 1; 2017, № 50, 15 декабря, с. 1—2; 26]. 2

С 22 декабря 2006 г. отмечается День промысловика, связанный с важ- § нейшей частью самобытной островной культуры. Основная часть празд- д ника посвящена алеутской (островной) кухне. Готовятся и подаются блюда из мяса котика, пироги из рыбы, местных ягод и грибов. В 2017 г. по инициативе Думы района был разработан законопроект о присвоении

празднику официального статуса [3, 2013, № 51, 20 декабря, с. 1; 2013, № 52, 27 декабря, с. 2; 2017, № 50, 15 декабря, с. 1-2].

Один раз в неделю под руководством Г.М. Яковлева, считающегося знатоком алеутской культуры, и хореографа проводятся занятия по обучению таким этническим танцам, как баланс, «тулукизах», алеуточка, кадриль. К этим занятиям привлекают школьников. В культурном центре также проводят обучение алеутским песням, языку и прикладному искусству, старожилы делятся опытом (Е.М. Степнова, В.Т. Тимошенко, Г.М. Яковлев, В.М. Кияйкина, Н.А. Кияйкина, Т.В. Солодникова) [3, 2014, № 46, 14 ноября, с. 1—3].

Ещё одним проявлением традиционной культуры в современных условиях является плетение из растительных волокон. Это ремесло было восстановлено благодаря Р.Г. Ляпуновой. Во время экспедиции она предложила H.A. Кияйкиной возродить его. В 1990 г. Р.Г. Ляпунова прислала брошюру с иллюстрациями, а уже с 1991 г. Н.А. Кияйкина начала плетение из травы. В 1990 г. мастерица путешествовала по Северу Америки (Аляска, Чикаго, Вашингтон, о-ва Прибылова, Атка, Кадьяк) и обучалась у американских алеутов. По её словам, в мире около 10 чел. владеют этим видом искусства [3, 2016, № 50, 16 декабря, с. 3]. Н.А. Кияйкина также является руководителем студии прикладного искусства и ведёт кружок по плетению в этнокультурном центре [3, 2014, № 12, 21 марта, с. 4].

ВЫВОДЫ

Неотрадиционализм командорских алеутов основан на опыте так кропотливо реконструированной утраченной культуры, чтобы она могла служить решению современных проблем и удовлетворению экономических потребностей алеутов и старожилов. Обращение к неотрадиционализму обусловлено в том числе труднодоступностью островов, а потому он является социокультурным инструментом адаптации.

Изменение характера природопользования, логистики и транспортной связи с материком (проблема пассажирских и грузовых перевозок сЗ сохраняется и по настоящее время), разрыв устойчивой коммуникации ^ в 1990-х мотивировали островитян искать новые формы существования, Е что и стало основой для неотрадиционализма и возвращения к этническим истокам. Таким образом, малое островное сообщество реагирова-< ло на новые условия и кризисы, адаптировалось к ним, приспосаблива-§ лось к жизни в тесных рамках естественных границ Командорских о-вов. го Те или иные проявления этнокультурного неотрадиционализма значи-

тельно персонифицированы, за ренессансом культурных традиций стоят конкретные личности со своей биографией, опытом и знаниями. Лидеры и активисты, восстанавливающие алеутскую культуру, по происхождению

могут быть или не быть алеутами в узком этническом смысле; часть из них стремится к тому, чтобы алеуты были встроены в рыночную экономику и занимали своё уникальное место в мире глобализации. Другие же, наоборот, считают, что главная угроза исходит от засилья приезжих и отхода от культурного канона. При этом канон создавался буквально на наших глазах.

Можно классифицировать проявления неотрадиционализма в культуре командорских алеутов по формам проявления [1] и выстроить его условную структуру:

1. культурно -хозяйственная (экономическая);

2. идеологическая;

3. этическая (нормы поведения и солидарность);

4. социально - политическая;

5. фольклорно-музыкальная;

6. празднично - обрядовая.

Так, например, ведение промысла морского котика выступает ключевой позицией в общественных дискуссиях и на страницах СМИ, которую отстаивают активисты, стремящиеся восстановить культуру, максимально приблизить её к канонической.

Неотрадиционализм направлен на восстановление устной культуры и искусства для демонстрации этнической самобытности и привлечения внимания, на выделение определённого жизненного цикла, зафиксированного в календаре, на распространение норм поведения и солидарности, на структурирование этнической группы по происхождению, родственным связям и территориальным общинам. Связующим звеном в этой системе выступает идеологический неотрадиционализм, который актуализирует общественную и политическую дискуссию об этнической культуре, её самобытности, правах и положении в обществе алеутов.

Исходя из этой структуры, можно определить функции неотрадиционализма: 1) мобилизация и консолидация этнической группы для выживания посредством восстановления утраченных элементов культуры;

2) структурирование этнической группы по указанным выше критериям;

3) демонстрация самобытности. ^

К проявлению неотрадиционализма можно отнести существующие оформленные родовые общины, которые при помощи современной тех- с^ ники занимаются «неотрадиционным» природопользованием и адаптацией производства к современному потребительскому рынку. ^

О

Кроме того, указанная тенденция выражается в определении современными островитянами алеутской культуры XVIII—XIX вв. как эталон- < ной, в попытке восстановления языка и других значимых элементов куль- § туры, в стремлении установить размытые в прошлом этнические границы. т

В настоящее время в жизни обитателей Командорских о-вов наблюдается обращение к прошлому — приверженность к исконным традициям природопользования, кухни, творчества.

Появление особых местных праздников и «нового» фольклора также свидетельствует о выстраивании жителями острова связи сначала с экосистемой и территорией, а затем — об изменении этой связи с учётом традиций предков и предыдущих поколений — алеутов XVIII—XIX вв.

Рассматривая традиционные промыслы островитян, можно заключить, что они находятся сегодня в упадке, так как число родовых общин, количество их членов в настоящее время небольшое. Кроме того, согласно местной прессе, только 2—3 общины проводили забой зверя для собственных нужд, при этом уже в 2017 г. забой провёл местный рыбокомбинат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулаева М.Ш., Ламажаа Ч.К. Архаизация и неотрадиционализм: российские региональные формы // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 68—80.

2. Алексеев В.П. Алеуты Командорских островов (соматологические наблюдения) // Антропоэкология Северо-Восточной Азии: Чукотка, Камчатка, Командорские острова / Науч.-исслед. ин-т и Музей антропологии МГУ, Ин-т археологии РАН, Ин-т этнологии и антропологии РАН. М.: ТАУС, 2008. С. 89—98.

3. Алеутская звезда. 2013. 2014. 2015. 2016. 2017.

4. Анжиганова Л.В. Этнический неотрадиционализм как культурная медиация. URL: http://neoregion.ru/news/236-anzhiganova.html (дата обращения: 01.09.2019).

5. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Т. 1: От прошлого к будущему / изд. 2-е , переработ. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 804 с.

6. Белоглазова С.Б. Становление образования на Дальнем Востоке и в Русской Америке (XVIII в. — 60-е гг. XIX в.) // Россия и АТР. 2006. № 4. С. 169—184.

7. Головко Е.В. Алеутский язык // Языки мира. Палеоазиатские языки. М.: Индрик, 1996. С. 101—116.

8. Головко Е.В. Медновских алеутов язык // Языки мира. Палеоазиатские языки. М.: Индрик, 1996. С. 117—125.

9. Гринев А.В. Туземцы Аляски, русские промышленники и Российско-американская компания: система экономических отношений // Этнографическое обозре-

_ ние. 2000. № 3. С. 74—88.

^ 10. Гурвич И.С. Алеуты Командорских островов // Советская Этнография. 1970. № 5. С. 112—124.

§ 11. Корсун С.А. Американистика в МАЭ в XX—XXI веках: собирательская и иссле-оз довательская деятельность // Этнография и археология коренного населения

| Америки. Сб. МАЭ. СПб.: Наука, 2010. Т. 56. С. 5—136.

12. Корсун С.А. Материалы экспедиционных исследований по алеутам Командор-

< ских островов в архиве МАЭ // Материалы XXVIII Крашенинниковских чтений, о Петропавловск-Камчатский, 2011. С. 115—120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 13. Корсун С.А. Полевые материалы по алеутам Командорских островов // Материа-

< лы полевых исследований МАЭ РАН / под ред. Е.Г. Федоровой. СПб.: МАЭ РАН, ^ 2012. Вып. 12. С. 201—222.

14. Крупник И.И. Командорские острова: история освоения и традиции природо-н: пользования // Рациональное природопользование на Командорских островах

(состояние и охрана экосистем, проблемы экономического и этнокультурного развития) / под ред. В.Е. Соколова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. С. 14—23.

15. Латушко Ю.В. Социальная структура и островной Modus Vivendi командорского общества // Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2018. Т. 21. С. 135—154.

16. Ляпунова Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. Л.: Наука, 1987. 227 с.

17. Ляпунова Р.Г. К этнической истории командорских алеутов // Краеведческие записки. Камчатский областной краеведческий музей. Петропавловск-Камчатский: Дальневост. кн. изд-во, 1989. Вып. 6. С. 40—61.

18. Ляпунова Р.Г. Очерки по этнографии алеутов. Л.: Наука, 1975. 199 с.

19. Ляпунова Р.Г. Этнокультурные контакты русских с алеутами и тихоокеанскими эскимосами в XVIII—XIX вв. // Проблемы индеанистики. Америка после Колумба. Взаимодействие двух миров / отв. ред. В.А. Тишков. М.: Наука, 1992. С. 73—85.

20. Мадюкова С.А., Попоков Ю.В. Феномен социокультурного неотрадиционализма. СПб.: Алетейя, 2011. 132 с.

21. Нехаев О. Рыба гниёт с Командор. URL: https://rg.ru/2004/09/03/ikra.html (дата обращения: 01.09.2018).

22. Пыхтеева И.В. Культурные преобразования у малочисленных народов Камчатки // Проблемы Отечественной истории. Москва, 1993. Вып. 2. С. 112—126.

23. Татаренкова H.A. Результаты опроса алеутов Командорских островов в рамках проекта PSP о традиционном использовании двустворчатых моллюсков // Тихоокеанская Россия и страны АТР в изменяющемся мире: сб. ст. / гл. ред.

B.Л. Ларин; отв. ред. Ю.В. Латушко, И.В. Ставров. Владивосток: Дальнаука, 2009.

C. 394—411.

24. Членов М.А., Крупник И.И. Командорские алеуты: особенности формирования и преемственность этнической культуры // Рациональное природопользование на Командорских островах (состояние и охрана экосистем, проблемы экономического и этнокультурного развития) / под ред. В.Е. Соколова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. С. 157—166.

25. Штрекер Л. Сбор и использование дикоросов алеутским населением о. Беринга (Командорские острова) в настоящее время // Сохранение биоразнообразия и прилегающих морей: Материалы междунар. науч. конф., посвящ. 300-летию со дня рождения Г.В. Стеллера. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2009. С. 159—162.

26. ПМА (Полевые материалы автора). Командировка в Петропавловск-Камчатский. Февраль — март 2016 г. (интервью с Э.И. Гребзды, Н.А. Татаренковой).

REFERENCES ¿

с^

1. Abdulaeva M.Sh., Lamazhaa Ch.K. Arkhaizatsiya i neotraditsionalizm: rossiyskie со regional'nye formy [Archaization and Neotraditionalism: Russian Regional Forms]. s Znanie. Ponimanie. Umenie. 2014, no. 3, pp. 68—80. (In Russ.)

2. Alekseev V.P. Aleuty Komandorskikh ostrovov (somatologicheskie nablyudeniya) < [The Aleuts of the Commander Islands (Somatological Observation)]. Antropoekolo -

giya Severo - Vostochnoy Azii: Chukotka, Kamchatka, Komandorskie ostrova [Anthro- ^ poecology of Northeast Asia: Chukotka, Kamchatka and the Commander Islands]. Ed. < by Research Institute and Museum of Anthropology Moscow State University, Institute of Archaeology, Institute of Ethnology and Anthropology, RAS. Moscow, TAUS ej Publ., 2008, pp. 89—98. (In Russ.) £

3. Aleutskaya Zvezda [Aleutian Star], 2013, 2014, 2015, 2016, 2017. (In Russ.)

4. Anzhiganova L.V. Etnicheskiy neotraditsionalizm kak kul'turnaya mediatsiya [Ethnic Neotraditionalism as Cultural Mediation]. Available at: http://neoregion.ru/ news/236-anzhiganova.html (accessed 01.09.2019). (In Russ.)

5. Akhiezer A.S. Rossiya: kritika istoricheskogo opyta (sotsiokul'turnaya dinamika Ros-sii). T. 1: Ot proshlogo k budushchemu [Russia: Criticism of Historical Experience (Socio-Cultural Dynamics of Russia). Vol. 1: From the Past to the Future]. 2nd Edition, Revised and Expanded. Novosibirsk, Sibirskiy khronograf Publ., 1997, 804 p. (In Russ.)

6. Beloglazova S.B. Stanovlenie obrazovaniya na Dal'nem Vostoke i v Russkoy Amerike (XVIII v. — 60-e gg. XIX v.) [Formation of Education in the Far East and in Russian America (18th Century — 60s of 19th Century)]. Rossiya i ATR, 2006, no. 4, pp. 169—184. (In Russ.)

7. Golovko E.V. Aleutskiy yazyk [Aleutian language]. Yazyki mira. Paleoaziatskie yazyki [World language. Paleo-Asian languages]. Moscow, Indrik Publ., 1996, pp. 101—116. (In Russ.)

8. Golovko E.V. Mednovskikh aleutov yazyk [Mednovskiy Aleutian language]. Yazyki mira. Paleoaziatskie yazyki [World Language. Paleo-Asian Languages]. Moscow, Indrik Publ., 1996, pp. 117—125. (In Russ.)

9. Grinev A.V. Tuzemtsy Alyaski, russkie promyshlenniki i Rossiysko-amerikanskaya kompaniya: sistema ekonomicheskikh otnosheniy [Alaska Natives, Russian Industrialists and Russian-American Company: the System of Economic Relations]. Etno -graficheskoe obozrenie, 2000, no. 3, pp. 74—88. (In Russ.)

10. Gurvich I.S. Aleuty Komandorskikh ostrovov [Aleuts of the Commander Islands]. Sovetskaya Etnografiya, 1970, no. 5, pp. 112—124. (In Russ.)

11. Korsun S.A. Amerikanistika v MAE v XX—XXI vekakh: sobiratel'skaya i issledovate l'skaya deyatel'nost' [American Studies in MAE in the 20—21 Centuries: Collecting and Research Activities]. Etnografiya i arkheologiya korennogo naseleniya Ameriki. Sbornik MAE [Ethnography and Archaeology of the Native American Population. Compilation of the MAE]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 2010, vol. 56, pp. 5—136. (In Russ.)

12. Korsun S.A. Materialy ekspeditsionnykh issledovaniy po aleutam Komandorskikh ostrovov v arkhive MAE [Materials of Expeditionary Research on the Aleuts of the Commander Islands in the MAE Archive]. Materialy XXVIII Krasheninnikovskikh chteniy [Materials of the 28th Krasheninnikov Readings]. Petropavlovsk-Kamchatskiy, 2011, pp. 115—120. (In Russ.)

13. Korsun S.A. Polevye materialy po aleutam Komandorskikh ostrovov [Field Materials _ on the Aleuts of the Commander Islands]. Materialy polevykh issledovaniy MAE RAN ^ [Materials of Field Research of the MAE RAS]. Ed. by E.G. Fedorova. Saint Petersburg, MAE RAN Publ., 2012, iss. 12, pp. 201—222. (In Russ.)

g 14. Krupnik I.I. Komandorskie ostrova: istoriya osvoeniya i traditsii prirodopol'zova-co niya [Commander Islands: History of Development and Traditions of Nature Manage-

| ment]. Ratsional'noe prirodopol'zovanie na Komandorskikh ostrovakh (sostoyanie

i okhrana ekosistem, problemy ekonomicheskogo i etnokul'turnogo razvitiya) [Enviai ronmental Management in the Commander Islands (State and Protection of Ecosystems, Problems of Economic and Ethno-Cultural Development)]. Ed. by V.E. Sokolov. Moscow, Izd-vo Moskovskogo un-ta Publ., 1987, pp. 14—23. (In Russ.) g 15. Latushko Yu.V. Sotsial'naya struktura i ostrovnoy Modus Vivendi komandorskogo obshchestva [The Social Structure and Insular Modus Vivendi of the Commander's gj Society]. Trudy Instituta istorii, arkheologii i etnografii DVO RAN, 2018, vol. 21, È pp. 135—154. (In Russ.)

16. Lyapunova R.G. Aleuty. Ocherki etnicheskoy istorii [Aleuts. Essays on Ethnic History]. Leningrad, Nauka Publ., 1987, 227 p. (In Russ.)

17. Lyapunova R.G. K etnicheskoy istorii komandorskikh aleutov [On the Ethnic History of the Commander Aleuts]. Kraevedcheskie zapiski. Kamchatskiy oblastnoy krae-vedcheskiy muzey. [Local History Notes. Kamchatka Regional Museum of Local Lore]. Petropavlovsk-Kamchatskiy, Dal'nevostochnoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1989, iss. 6, pp. 40—61. (In Russ.)

18. Lyapunova R.G. Ocherki po etnografii aleutov [Essays on the Ethnography of the Aleuts]. Leningrad, Nauka Publ., 1975, 199 p. (In Russ.)

19. Lyapunova R.G. Etnokul'turnye kontakty russkikh s aleutami i tikhookeanskimi eskimosami v XVIII—XIX vv. [Ethnocultural Contacts of Russians with Aleuts and Pacific Eskimos in 18—19th Centuries]. Problemy indeanistiki. Amerika posle Kolumba. Vzaimodeystvie dvukh mirov [Problems of Indian Studies. America after Columbus. The Interaction between the Two Worlds]. Ed. by V.A. Tishkov. Moscow, Nauka Publ., 1992, pp. 73—85. (In Russ.)

20. Madyukova S.A., Popokov Yu.V. Fenomen sotsiokul'turnogo neotraditsionalizma [Phenomenon of Socio-Cultural Neotraditionalism]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 2011, 132 p. (In Russ.)

21. Nekhaev O. Ryba gniet s Komandor [The Fish Is Rotting Commander]. Available at: https://rg.ru/2004/09/03/ikra.html (accessed 01.09.2018). (In Russ.)

22. Pykhteeva I.V. Kul'turnye preobrazovaniya u malochislennykh narodov Kam-chatki [Cultural Transformations Among the Small Peoples of Kamchatka]. Prob -lemy Otechestvennoy istorii [Problems of National History]. Moscow, 1993, iss. 2, pp. 112—126. (In Russ.)

23. Tatarenkova N.A. Rezul'taty oprosa aleutov Komandorskikh ostrovov v ramkakh proekta PSP o traditsionnom ispol'zovanii dvustvorchatykh mollyuskov [Results of a Survey of the Aleuts of the Commander Islands under the PSP Project on the Traditional Use of Bivalves]. Tikhookeanskaya Rossiya i strany ATR v izmenya-yushchemsya mire: sb. st. [Pacific Russia and Asia-Pacific Countries in a Changing World: a Compilation of Articles]. Ed.-in-chief V.L. Larin, executive ed. Y.V. Latushko, I.V. Stavrov. Vladivostok, Dal'nauka Publ., 2009, pp. 394—411. (In Russ.)

24. Chlenov M.A., Krupnik I.I. Komandorskie aleuty: osobennosti formirovaniya i preem-stvennost' etnicheskoy kul'tury [Commander Aleuts: Peculiarities of Formation and Continuity of Ethnic Culture]. Ratsional'noeprirodopol'zovanie na Komandorskikh os-trovakh (sostoyanie i okhrana ekosistem, problemy ekonomicheskogo i etnokul'turnogo razvitiya) [Environmental Management in the Commander Islands (State and Protection of Ecosystems, Problems of Economic and Ethno-Cultural Development)].

Ed. by V.E. Sokolov. Moscow, Izd-vo Moskovskogo un-ta Publ., 1987, pp. 157—166. _ (In Russ.) ji

25. Shtreker L. Sbor i ispol'zovanie dikorosov aleutskim naselenie o. Beringa (Ko- ¿ mandorskie ostrova) v nastoyashchee vremya [Collection and Use of Wild Plants g by the Aleutian Population of Bering Island (Commander Islands) at Present]. œ Sokhranenie bioraznoobraziya iprilegayushchikh morey: Materialy mezhdunarodnoy s nauchnoy konferentsii, posvyashch. 300-letiyu so dnya rozhdeniya G.V. Stellera [Conservation of Biodiversity of Kamchatka and Coastal Waters: Materials of X Interna- < tional Scientific Conference, Dedicated to the 300th Anniversary of the Birthday

of G.V. Steller]. Petropavlovsk-Kamchatskiy, Kamchatpress Publ., 2009, pp. 159—162. ^ (In Russ.) g

Дата поступления в редакцию 16.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.