Научная статья на тему 'Командная работа студентов-журналистов в конвергентной редакции'

Командная работа студентов-журналистов в конвергентной редакции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДНАЯ РАБОТА / ДИАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАКЕТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киршин Борис Николаевич

Автор статьи рассматривает закономерности трансформации традиционных журналистских технологий под влиянием Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Командная работа студентов-журналистов в конвергентной редакции»

Б. Н. Киршин

КОМАНДНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В КОНВЕРГЕНТНОЙ РЕДАКЦИИ

Автор статьи рассматривает закономерности трансформации традиционных журналистских технологий под влиянием Интернета.

Ключевые слова: командная работа, диалоговые отношения, конвергенция, информационный пакет, электронная версия.

В последние годы студенты факультета журналистики Челябинского государственного университета, избравшие специализацию «Периодическая печать», изучают в рамках курса «Журналистское мастерство» командную организацию работы журналистов. В условиях острейшей конкуренции, характерной для российского медиарынка, она способна выдвинуть освоившие ее печатные СМИ в число лидеров, обеспечить им серьезные преимущества в борьбе за аудиторию и дополнительные доходы. Дело в том, что в подобных условиях наладить с аудиторией эффективное взаимодействие можно только на основе грамотной, тщательно выверенной коммуникативной стратегии. Творческий порыв, энтузиазм в чистом виде уже не гарантируют успеха, во всяком случае, устойчивого и долгосрочного. При этом под эффективным взаимодействием мы понимаем установление с аудиторией взаимоприемлемых и взаимовыгодных отношений, при которых она доверяет СМИ и готова постоянно читать их, приобретая в розницу или по подписке.

Так вот, для независимой качественной прессы, наиболее полно отвечающей интересам гражданского общества, базовой является конвенциональная коммуникативная стратегия. Основным средством коммуникации для данной стратегии служит диалог1. Наиболее эффективно эту задачу позволяет решать именно командная организация работы журналистов. С учетом ее сильных сторон мы вправе рассматривать ее как механизм реализации конвенциональной стратегии, эффективную технологию установления диалоговых отношений с аудиторией.

Проследим, каким образом достигается эта цель. Конечная продукция командной работы журналистов - информационный пакет, состоящий из нескольких дополняющих друг друга текстов и изобразительных материалов,

отражающих все многообразие взглядов на событие или проблему. Примерная структура информационного пакета такова:

- основное сообщение (репортаж, заметка), передающее суть события и информационный повод;

- заметка, отражающая историю вопроса;

- оценки экспертов;

— впечатления очевидцев;

— опрос читателей по освещаемой теме;

— фотоснимок или инфографика.

Как видно, информационный пакет отличается от традиционных материалов российской прессы прежде всего тем, что он предлагает читателям различные мнения, позиции, взгляды на ту или иную актуальную общественную проблему. Они могут спорить между собой, а могут просто отражать различные стороны явления, требующего общественного осмысления. Как отмечает Т. И. Фролова, это своеобразная «общественная экспертиза, возможность представить широкий контекст проблемы, привлечь к обсуждению не только тех, кому решать ее

в служебном порядке, но и максимально воз" 2 можный круг социально активных граждан»2.

По ее мнению, такие публикации — «поворот к

диалогу»3.

Делая газету диалогичнее, командная работа вместе с тем делает ее эффективнее. Ведь, как справедливо отмечает Н. В. Муравьева, «наиболее продуктивное общение — это всегда диалог»4. Сопоставляя различные точки зрения, представленные ему газетой, читатель может не только присоединиться к одной из них, но и выработать свой взгляд на предложенную для обсуждения проблему и сообщить о нем редакции. Подобная активизация аудитории — «шаг вперед на пути разрешения общественных противоречий»5.

Надо сказать, что студенты после детального знакомства с принципами командной организации работы журналистов и несколь-

ких тренингов неплохо осваивают технологию подготовки информационных пакетов. В этом убеждаешься, знакомясь с материалами их производственной практики. Думается, что успеху способствует не только хорошее освоение учебного курса, но и положительный читательский резонанс, который обычно вызывают наиболее яркие информационные пакеты. Коллеги по редакции так же высоко оценивают удачные публикации практикантов.

Недавно в ходе уже традиционного знакомства с особенностями командной работы студентка четвертого курса поинтересовалась, может ли она сочетаться с конвергентными журналистскими технологиями. Большое практическое значение этого вопроса не позволяют ограничиться устным ответом, который студентка, конечно же, получила. Он заслуживает более обстоятельного рассмотрения.

Прежде всего необходимо отметить его несомненную актуальность. Современную журналистику и в теоретическом, и в практическом аспектах недопустимо рассматривать без учета влияния, которое на нее оказывает Интернет. Он меняет многие традиционные параметры журналистской деятельности, требует переоценки десятилетиями отработанных журналистских технологий (в том числе — командной организации работы журналистов).

Одно из очевидных велений времени — муль-тимедийность (конвергентность) современной журналистики. Она обусловлена жесткими требованиями медиаэкономики. Практически все редакции газет имеют сейчас собственные сайты. Как правило, они шире электронных версий породивших их газет — тут есть блоги, форумы, различные дополнительные сервисы. Тем не менее, такие сайты не имеют собственных редакций. Обычно их обслуживают один-два модератора, наполняющих сайт текстами, которые готовят журналисты, работающие в газете. Иметь две полноценные редакции — для производства газеты и ведения сайта — непозволительная роскошь практически для любого издательского дома. Если где-то такое еще есть, долго подобная бизнес-модель в условиях жесткой посткризисной медиаэкономики не просуществует.

Значит, редакция современной газеты должна быть конвергентной, а работающие в ней журналисты обязаны быть мультимедийными. Они должны уверенно работать по крайней мере на двух платформах — в газете и на сайте. При этом имеющиеся у них знания и

компетентности неизбежно будут трансформироваться и обновляться, что является безусловным подтверждением актуальности поставленного студенткой вопроса.

Очень важно понять, что конкретно происходит с командной организацией работы газетчиков в конвергентной редакции. Иными словами: как использовать в Интернете материал, подготовленный журналистской командой?

В настоящее время при размещении в Сети электронных версий газет их материалы, как правило, переносятся туда без изменений. Информационные пакеты для такой процедуры плохо подходят. Как уже говорилось, они представляют из себя разнообразный набор небольших сообщений и визуальных материалов. В газете они представляются единым материалом в результате их специальной дизайнерской организации на полосе. На сайте газетная верстка невозможна, поэтому информационный пакет распадается на множество не связанных друг с другом коротких сообщений. При этом утрачивается его синергетический информационный эффект.

Но это не означает, что информационному пакету закрыта дорога в Интернет. То, что он не может размещаться там в неизменном виде, ближе к норме, чем публикация на сайте издательского дома полнотекстовых газетных материалов. Последний вариант — верный путь к сокращению аудитории печатного издания: имеющие доступ к Интернету читатели не будут его покупать или выписывать, если есть возможность бесплатно получать все его материалы на дисплей своего компьютера.

Более правильное решение - разместить на сайте сокращенный вариант или часть газетного материала и отослать посетителей сайта, у которых он вызвал интерес, к печатному изданию. Информационный пакет идеально подходит для этого. Как отмечалось выше, его основное сообщение, рассказывает о сути события и раскрывает читателю информационный повод публикации. Его размещение на сайте (при условии, что событие действительно заслуживает внимания общественности) привлечет внимание читателей электронной версии газеты к предложенной теме и заставит их обратиться к печатному изданию, чтобы узнать подробности. В этом случае командная организация работы журналистов может дать еще более высокий эффект. Таков результат ее рационального сочетания с Интернет-технологиями.

Примечания

1 Дацюк С. Коммуникативные стратегии. URL : http://korolewstvo.narod.ru/psuchostat/qjmstr. htm.

2 Фролова Т. И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ //

Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. № 1.

3 Там же.

4 Муравьева Н. В. Язык конфликта. М. : Изд-во МЭК, 2002. С. 40.

5 Фролова Т. И. Социальные приоритеты...

А. А. Морозова

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ПО ВИДУ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Медиаобразование - актуальная и довольно популярная тема современности, но еще не достаточно изученная, как в практическом, так особенно и в теоретическом планах. Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что классификация медиаобразования недостаточно разработана. В предложенных системах классификации отсутствует некоторые основания, в том числе - по виду средств массовой коммуникации. В данной статье мы рассмотрим медиаобразование с этой точки зрения, обозначив тринадцать критериев для сравнения медиаобразо-вательных средств массовой коммуникации между собой.

Ключевые слова: медиаобразование, классификация, медиаобразовательные проекты, средства массовой информации, средства массовой коммуникации.

Медиаобразование - это достаточно новая в отечественной науке тема (ее исследуют немногим больше 40 лет) и изученная далеко не во всех направлениях. Практической части ме-диаобразования посвящено немало диссертаций и статей, теоретическая часть во многом еще не до конца разработана. Например, как любая научная сфера, медиаобразование нуждается в классификации. Данная тема среди отечественных исследователей освещена на сегодня исключительно доктором филологических наук И. А. Фатеевой в её монографии: «Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации». И. А. Фатеева говорит о множестве способов классификации - по целям, видам образовательных учреждений, формам реализации и так

Согласно Большой советской энциклопедии, классификация (от лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) - это система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для точной ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.

Чтобы иметь возможность классифицировать медиаобразовательные проекты, для начала рассмотрим традиционную систему СМК (по С. Г. Корконосенко) и изобразим её в виде схемы:

далее, но при этом в исследовании автор не предлагает классификацию медиаобразования по виду средств массовой коммуникации (СМК).

Дадим определение понятию «классификация».

Система С редств массовой информации (СМИ)

/

Печатная пресса

ауд! юв1 шальные СМИ

\

/ радио

\

телевидение

i шформащ юнные

службы

газеты журналы другое

Интернет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.