Научная статья на тему 'Командная работа как компетенция, формируемая в учебно-аудиторном и учебно-тренировочном процессе спортивных коллективов в вузе, потенциал и ограничения'

Командная работа как компетенция, формируемая в учебно-аудиторном и учебно-тренировочном процессе спортивных коллективов в вузе, потенциал и ограничения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / TEAM / TEAM ESTABLISHMENT / TEAM COMPETENCES / СТУДЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА / СТУДЕНЧЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ КОМАНДА / STUDENT TEAM / COMPETITIVE TEAM / TEAMWORK / РЕАЛЬНАЯ КОМАНДА / REAL TEAM / HIGH-EFFICIENCY TEAM / КОМАНДНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ КОМАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов Р.А., Сидельникова Т.Т., Юсупов Ш.Р.

Возникновение интереса к работе эффективных команд в условиях современных организаций связано с рядом тенденций в области эффективного менеджмента, а также с современными педагогическими разработками в области интерактивного обучения. В этом смысле командообразование в учебно-аудиторном и учебно-тренировочном процессе в ходе подготовки спортивных коллективов представляет особый интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Командная работа как компетенция, формируемая в учебно-аудиторном и учебно-тренировочном процессе спортивных коллективов в вузе, потенциал и ограничения»

командная работа как компетенция, формируемая в учебно-аудиторном и учебно-тренировочном процессе спортивных коллективов в вузе: потенциал и ограничения

УДК/UDC 796.011

Информация для связи с автором: rinatbox@rambler.ru

Поступила в редакцию 25.05.2016 г.

Доктор биологических наук, профессор Р.А. Юсупов1 Доктор педагогических наук, профессор Т.Т. Сидельникова2 Кандидат политических наук, доцент Ш.Р. Юсупов2

1 Казанский национальный исследовательский университет - КАИ , Казань

2 Казанский (Поволжский) федеральный университет, Казань

TEAMWORK AS COMPETENCE FORMED IN SPORT TEAM ACADEMIC EDUCATION AND TRAINING PROCESS: POTENTIAL AND CONSTRAINTS

Professor, Dr.Biol. R.A. Yusupov1 Professor, Dr.Hab. T.T. Sidel'nikova2 Associate Professor, PhD Sh.R. Yusupov2

1 Kazan National Research university - KAI, Kazan

2 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan

Аннотация

Возникновение интереса к работе эффективных команд в условиях современных организаций связано с рядом тенденций в области эффективного менеджмента, а также с современными педагогическими разработками в области интерактивного обучения. В этом смысле командообразование в учебно-аудиторном и учебно-тренировочном процессе в ходе подготовки спортивных коллективов представляет особый интерес.

Ключевые слова: команда, командообразование, командные компетенции, студенческая команда, студенческая спортивная команда, реальная команда, высокоэффективная команда.

Annotation

The study explores the growing interest to the teamwork efficiency building in the modern institutional environments in the context of the recent trends in the efficiency-centred management systems and modern educational developments in the interactive education sector. Special emphasis in the study was made on the team establishment in the academic education and training process and team training systems.

Keywords: team, team establishment, team competences, student team, competitive team, teamwork, real team, high-efficiency team.

Введение. Работа современных спортивных организаций требует новых подходов в связи с непредсказуемостью и масштабностью происходящих в мире изменений, влиянием на спорт совокупности различных, порой весьма отдаленных от него факторов (глобальные политические процессы, коррупционные, допинговые скандалы и др.).

Современные спортивные организации обладают ярко выраженными тенденциями к усложнению и увеличению своего структурного и функционального состава, что требует внедрения более эффективных организационных форм и методов командного самоуправления, которые позволили бы повысить его качество.

По мнению Л. Томпсона: «Увеличение производительности управленческого труда зависит от осознания того факта, что сотрудник любого ранга связан с созданием коллектив-

ного продукта труда, разделяя "философию общего дела", и ценность "Мы - команда" является для него базовой в построении межличностного взаимодействия, формируемого в студенческие годы» [1].

Однако сегодня на практике студенты-спортсмены в вузах нередко демонстрируют неготовность принять киплин-говское «Мы с тобою одной крови», внедрять более эффективные организационные формы и методы коллективного управления, которые должны быть продуктивными, целесообразными и своевременными. Эта неготовность выступает явным диссонансом сегодняшним условиям, в которых навыки работы в команде, а также навыки командообразования в индустрии спорта становятся все более востребованными компетенциями, независимо от видов профессиональной деятельности.

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

В свою очередь, подготовка студентов-спортсменов с такими компетенциями представляет собой весьма актуальный «социальный заказ» как источник кадрового резерва для отечественного спорта высших достижений, так и для профессионального образования в современных вузах в целом.

Цель исследования - изучение феномена «командная работа» спортивных коллективов в вузе и детерминирующих его педагогических условий как компетенции, формируемой в учебно-аудиторном и учебно-тренировочном процессах.

Результаты исследования и их обсуждение. Не стоит забывать, что студенческий спорт предполагает достижение результатов, которые выражаются в положительной динамике выступлений и побед команды в целом, в том числе и благодаря успехам каждого из ее членов.

Сегодня к основным профессиональным качествам выпускников вузов многие ученые [2, 3] относят такие качества, как:

- умение общаться (профессионально-деловое общение);

- умение уважать мнение других;

- способность легко вступать в контакты с другими людьми;

- подчинять свои интересы интересам коллектива;

- чувство товарищества;

- ответственность за общее дело;

- умение входить в положение другого и понимать его образ мыслей;

- способность отстоять свою точку зрения и др., т.е. умение работать в команде.

Большое внимание изучению профессиональных компетенций студента в образовательном процессе по физической культуре в высшей школе уделяется в исследованиях одного из ведущих отечественных специалистов в области педагогики высшей школы М.Я. Виленского [1].

Значительный интерес представляют также исследования С.И. Филимоновой. Так, в работе «Методологические подходы в управлении подготовкой юных и квалифицированных спортсменов: научно-теоретический анализ» С.И. Филимонова рассматривает необходимость сочетания тренировочного процесса с современными научными теориями и концепциями в области управления подготовкой спортсменов, формирования у них как индивидуальных, так и командных навыков и компетенций [8].

Обращение к определению «студенческая команда» позволяет выявить в нем скрытое противоречие. Оно состоит в том, что не названы примеры студенческих команд, нет указания на то, в каком контексте и формате они функционируют? Как долго они существуют? В какой совместной деятельности могут проявиться качества, данные в определении?

В этом смысле спортивная команда, в данном случае студенческая спортивная команда, - это более четко структурированная группа. В зависимости от вида спорта и специфики тренировочного процесса спортивная команда представляет собой устойчивое образование, которому присущи все социально-психологические закономерности, свойственные малым группам [4].

Очевидно, что существует принципиальное различие в понимании специфики студенческой команды и спортивной студенческой команды.

Считается, что 5-7 человек - это число, необходимое и достаточное для интерактива в студенческой команде в режиме

модерации. Очевидно, что данный количественный критерий не совпадает с параметрами спортивной команды.

Однако, несмотря на эту особенность, в исследованиях, посвященных уровням развития групповой активности, выделяется несколько типов «команд», которые распространены и в спортивной среде.

Каждая из команд может находиться на одном из следующих уровней развития групповой активности в зависимости от командных усилий, динамики, правил того или иного вида спорта, эффективности взаимодействия членов группы [7]:

- рабочая группа;

- псевдокоманда;

- потенциальная команда;

- реальная команда;

- высокоэффективная команда.

В отличие от профессиональной спортивной команды студенческая спортивная команда ограничена сроком обучения студентов, в рамках которого далеко не все участники коллектива формируют реальную и высокоэффективную команду. Поэтому все указанные выше уровни имеют место в студенческом спорте. В профессиональном спорте первые три уровня неэффективны либо малоэффективны.

Рабочая группа - это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой. Псевдокоманда - это группа, у которой есть потребность в повышении эффективности совместного труда, возможность стать командой, но она не сосредоточена на коллективном выполнении работы и не пробует это делать. Потенциальная команда - это группа, у которой имеется существенная потребность в повышении эффективности совместного труда, и она пробует это делать, но не хватает ясности направления, целей и процесса; не установлена коллективная ответственность.

Реальная команда - это небольшое число людей с взаимодополняющими навыками, которые преданы общему направлению, целям и рабочему подходу; взаимноответствен-ны; полностью определили процедуру и процесс совместной деятельности для достижения согласованных целей; но они еще не полностью реализовали сами себя.

Высокоэффективная команда - реальная команда; в основе ее функционирования лежит суперобязательность каждого члена относительно выполнения командной работы. Методы работы и взаимодействия в группе способствуют персональному росту и успеху членов команды; избыток синергии и результаты, которые превосходят ожидания окружающих.

Очевидно, что последние два варианта наиболее предпочтительны для достижения спортивных результатов. Проблема заключается в том, что создание «реальной» и «высокоэффективной команды» в отечественном студенческом спорте - это все же скорее эпизоды, нежели повседневная практика.

В рамках данного исследования рассматривается специфика организации студенческой спортивной команды в КНИ-ТУ - КАИ им. А.Н. Туполева, Казань.

В частности, опыт работы со сборными командами по баскетболу в данном вузе, позволил выработать эффективные методы и принципы психологической подготовки студентов-спортсменов, которые наряду с тренировочным процессом являются важнейшими компонентами командообразования, создания реальной, высокоэффективной команды.

102

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

Среди наиболее эффективных действий следует выделить следующие:

- определение психологического типа спортсмена;

- тестирование специальных умений и навыков;

- конструктивный диалог спортсмена и тренера.

Также в программу психологической подготовки спортсмена-студента в КНИТУ - КАИ входят мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер - комплексное сочетание свойств личности, позволяющих успешно выступать на соревнованиях.

Методы, применяемые при формировании спортивного характера сборных команд:

1. Беседы со спортсменами и командами, направленные на выработку психотехнических приемов ведения игры. Воздействие на психологическое сознание спортсмена.

2. Разговор с другими людьми при спортсменах, в этот момент применяется косвенное воздействие на спортсмена.

3. Аутогенная тренировка.

При подготовке спортсменов студенческих команд используются следующие принципы:

- Градация. Команда делится на основной состав и резерв, в основной состав зачисляются спортсмены, имеющие спортивные звания, а также те, кто прошел отбор в ходе вну-тривузовских соревнований. В резерве команды занимаются все желающие студенты.

- Вышеперечисленные меры и принципы подготовки студенческих команд наряду с качественным материально-техническим обеспечением дают положительные результаты. Сборные команды занимают призовые места на республиканских, российских и международных турнирах [5].

Априори ясно, что поднимать «планку» каждой студенческой команды до уровня высокоэффективной команды - утопия. Но опыт студенческих сборных в КНИТУ - КАИ демонстрирует возможность реально создавать предпосылки (педагогические условия), которые позволят в каждой спортивной студенческой команде в ходе организации учебного и учебно-тренировочного процесса формировать компетенции для эффективного командного взаимодействия.

Как же добиться командообразования и, соответственно, насколько это возможно, развития командности как индивидуальной компетенции студента в процессе учебных занятий?

Решение данной проблемы предполагает создание эффективной системы научно-методического обеспечения учебного и учебно-тренировочного процесса, которая приведет к эффективному развитию компетенций командного взаимодействия.

Показателями этой эффективности могут выступать:

• организация совместной деятельности на основе сотрудничества;

• совершенствование командного взаимодействия как совместной деятельности, нацеленной (заряженной) на результат;

• формирование командных отношений, которые характеризует сплоченность, толерантность, творческая активность и самореализация студентов в образовательном процессе.

Сознание и тело - единая система, в здоровом теле - здоровый дух, поэтому «командность» в спорте и аналогичная компетенция в совместной учебной, научно-исследовательской,

проектной деятельности студентов должны существовать не в параллельных мирах.

Выводы. Технологии группового взаимодействия, используемые на занятиях по физической культуре, поддерживаемые интерактивными формами при изучении других дисциплин, способствуют развитию у студентов навыков работы в команде. Психологическим дополнением этого тандема в создании реальной, высокоэффективной команды, нацеленной (заряженной) на результат, является определение психологического типа спортсмена; его спортивный характер, тестирование специальных умений и навыков; конструктивный диалог спортсмена и тренера. Литература

1. Виленский М.Я. Личностное развитие студента как ценность образовательного процесса по физической культуре [Текст] / М.Я. Виленский // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 11. - С. 4-8.

2. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда: учеб. пособие [текст] / Н.Н. Грачев. - М.: Высшая школа, 1998. - 333 с.

3. Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты: учеб. пособие [текст] / С.А. Дружилов.

- Новокузнецк: ИПК, 1998. - 103 с.

4. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев. - М., 1984. http://www.twirpx.com/file/1853454/

5. Королев Г.Н. Психолого-педагогические аспекты управления тренировочным процессом сборных команд в вузе / Г.Н. Королев, А.И. Салмова // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI игр в Рио-де-Жанейро: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: ПГАФКСиТ, 2015. - С. 156-157.

6. Томпсон Л. Создание команды: [текст] / Л. Томпсон. - М.: Изд-во «Вершина», 2006, цит.: http://sibac.info/12222

7. Уровни развития групповой активности http://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu/290-ponyatie-komandy.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Филимонова С.И. Методологические подходы в управлении подготовкой юных и квалифицированных спортсменов: научно-теоретический анализ [Текст] / С.И. Филимонова, Г.Н. Германов, И.А. Сабиров // Ученые записки. - 2014. - № 8 (114). С. 4856.

References

1. Vilenskiy M.Ya. Lichnostnoe razvitie studenta kak tsennost obrazovatelnogo protsessa po fizicheskoy kulture (Student's personal development as value of physical education learning process) / M.Ya. Vilenskiy // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2010. - № 11.

- P. 4-8.

2. Grachev N.N. Psihologiya inzhenernogo truda: ucheb. posobie (Psychology of engineering work: study guide) / N.N. Grachev. -Moscow: Vysshaya shkola, 1998. - 333 p.

3. Druzhilov S.A. Psihologiya professionalizma: inzhenerno-psihologicheskie aspektyi: ucheb. posobie (Professionalism Psychology: engineering and psychological aspects: study guide) / S.A. Druzhilov. - Novokuznetsk: IPK, 1998. - 103 p.

4. Kolomeytsev Yu.A. Vzaimootnosheniya v sportivnoy komande (Relations in a sport team) / Yu.A. Kolomeytsev. - Moscow, 1984. http://www.twirpx.com/file/1853454/

5. Korolev G.N. Psihologo-pedagogicheskie aspektyi upravleniya trenirovochnyim protsessom sbornyih komand v vuze (Psychological and pedagogical aspects of management university team training process) / G.N. Korolev, A.I. Salmova // Sovremennyie problemyi i perspektivyi razvitiya sistemyi podgotovki sportivnogo rezerva v preddverii XXXI igr v Rio-de-Zhaneyro: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. (Modern problems and development prospects of sport reserve training system before the XXXI Games in Rio de Janeiro: Proc. res.-pract. conf). - Kazan: VRSAPCST (PGAFKSiT), 2015. - P. 156-157.

6. Thompson L. Sozdanie komandy (Team Building) / L. Thompson . -Moscow: Vershina, 2006, cit.: http://sibac.info/12222

7. Urovni razvitiya gruppovoy aktivnosti (Levels of development of group activity) http://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu/290-ponyatie-komandy.html

8. Filimonova S.I. Metodologicheskie podhodyi v upravlenii podgotovkoy yunyih i kvalifitsirovannyih sportsmenov: nauchno-teoreticheskiy analiz (Methodological approaches in management of training process of young and skilled athletes: scientific and theoretical analysis) / S.I. Filimonova, G.N. Germanov, I.A. Sabirov // Uchenye zapiski. - 2014.

- № 8 (114). P. 48-56.

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.