Научная статья на тему 'Колумбия: смена парадигмы? Вызовы и перспективы «левого дрейфа»'

Колумбия: смена парадигмы? Вызовы и перспективы «левого дрейфа» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
243
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Ключевые слова
Колумбия / вооруженный конфликт / политическая поляризация / электоральные процессы / «левый дрейф» / перспективы развития / Colombia / armed conflict / political polarization / electoral processes / “left shift” / development prospects

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ивановский Збигнев Владиславович

Проанализированы особенности развития Колумбии в постконфликтный период, итоги правления правоцентристского правительства Ивана Дуке, электоральные процессы 2022 г. Особое внимание уделяется новой расстановке политических сил, причинам и возможным последствиям прихода к власти первого в истории страны левого правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Colombia: a paradigm change? Challenges and prospects of the “left shift”

The article analyzes the particularities of the development of Colombia in the post-conflict period, the results of the rule of the center-right government of Ivan Duque, so as the electoral processes in 2022. The author pays special attention to the new alignment of political forces, the reasons and possible consequences of the coming to power of the first leftist government in the country’s history.

Текст научной работы на тему «Колумбия: смена парадигмы? Вызовы и перспективы «левого дрейфа»»

Theatrum mundi

Колумбия: смена парадигмы?

Вызовы и перспективы «левого дрейфа»

© Ивановский З. В. © Iwanowski Z.

Колумбия: смена парадигмы? Вызовы и перспективы «левого дрейфа» Colombia: a paradigm change? Challenges and prospects of the "left shift"

Аннотация. Проанализированы особенности развития Колумбии в постконфликтный период, итоги правления правоцентристского правительства Ивана Дуке, электоральные процессы 2022 г. Особое внимание уделяется новой расстановке политических сил, причинам и возможным последствиям прихода к власти первого в истории страны левого правительства.

Annotation. The article analyzes the particularities of the development of Colombia in the post-conflict period, the results of the rule of the center-right government of Ivan Duque, so as the electoral processes in 2022. The author pays special attention to the new alignment of political forces, the reasons and possible consequences of the coming to power of the first leftist government in the country's history.

Ключевые слова. Колумбия, вооруженный конфликт, политическая поляризация, электоральные процессы, «левый дрейф», перспективы развития.

Key words. Colombia, armed conflict, political polarization, electoral processes, "left shift", development prospects.

Внутренний вооруженный конфликт и мирное соглашение

Важной вехой исторического развития Колумбии, наложившей отпечаток на все последующие политические процессы, стало подписание мирного соглашения между правительством и леворадикальной гериль-ей — Революционными вооруженными силами Колумбии (ФАРК). Этот акт способствовал прекращению внутреннего вооруженного конфликта, продолжавшегося с различной степенью интенсивности шесть десятилетий. В результате противостояния погибли, по разным оценкам, от 220 до 280 тыс. человек и пострадали 8 млн колумбийцев [2. С. 170]. В ходе длительных переговоров, продолжавшихся в Гаване (Куба) с октября 2012-го по август 2016 г., партизаны отказались от чрезмерных требований (своего рода «революции в результате президентского декрета»), выразили готовность демобилизоваться и передать оружие международным структурам.

ИВАНОВСКИЙ Збигнев Владиславович — главный редактор журнала «Iberoamérica», главный научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН, профессор факультета глобальных процессов МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор политических наук.

А правительство предоставило возможность вооруженным формированиям трансформироваться в легальную политическую партию, зарезервировав за ней по пять мест в каждой из палат парламента.

Правосудие на переходный период предусматривало амнистию боевиков или значительное сокращение сроков наказания, а также отказ от их экстрадиции в США. Параллельно была разработана программа интеграции партизан в мирную жизнь. Достигнутое соглашение предполагает и решение социальных проблем, включая перераспределение земельной собственности, борьбу с наркотрафиком и организованной преступностью. Была предпринята попытка диалога и с последней леворадикальной организацией — геваристской Армией национального освобождения (ЭЛН), умеренное крыло которой склонялось к переговорному процессу. Из-за продолжающихся террористических акций, однако, вялотекущие переговоры прекратились.

Хотя урегулирование конфликта должно было способствовать прекращению насилия, как политические элиты, так и колумбийское общество в целом отнеслись к мирному соглашению неоднозначно. Договор поддержали большинство депутатов и сенаторов, студенческие и крестьянские организации, профсоюзы, часть предпринимательских кругов, высшая церковная иерархия и многие авторитетные политики. Решительными противниками мирного соглашения были экс-президент Альваро Урибе (2002—2010) и созданный им «Демократический центр», большинство консерваторов и часть политиков из других партий.

Итоги референдума, состоявшегося в октябре 2016 г., выявили поляризацию и индифферентность значительной части электората: за мирное соглашение проголосовали лишь 49,76% избирателей при явке в 37,4% [33]. Большинство выступило против чрезмерных уступок в пользу ФАРК, считая предусмотренное смягчение наказания излишним, и не допускало участия партизан в парламентской деятельности. Многие граждане не рассматривали наркотрафик как сопутствующее преступление, необходимое для финансирования герильи и не подлежащее наказанию. Приверженцы правой части политического спектра выражали недовольство благосклонным отношением к партизанам руководства Кубы и Венесуэлы и опасались установления в стране «социализма ХХ! века». Другие разногласия касались проблемы компенсации жертвам и возвращения земельной собственности, изменения подхода к борьбе с наркотрафиком, наказания всех виновных в нарушениях прав человека, в том числе политиков и руководителей силовых ведомств [1].

По итогам возобновившихся переговоров и общенационального диалога в документ были внесены существенные изменения, касающиеся правосудия на переходный период, гарантий прав на земельную собственность, гендерных проблем, роли государственных органов в практической реализации принятых соглашений и т. д. За участниками герильи по-прежнему резервировались места в конгрессе, однако демобилизовавшиеся партизаны были обязаны задекларировать все имеющиеся у них активы и имуще-

ство и передать их в качестве компенсации жертвам конфликта. Не нашли отражения предлагавшиеся поправки относительно проблемы наркотрафика, ужесточения наказания виновных, полной амнистии представителей силовых структур и запрета на избрание бывших партизан в органы власти [44]. Переработанное соглашение было утверждено конгрессом при бойкоте парламентариев, принадлежавших к правому спектру.

Итоги президентского мандата Ивана Дуке (2018—2022)

Крайняя поляризация колумбийского общества, проявившаяся на референдуме, отразилась и на итогах парламентских и президентских выборов: в марте 2018 г. при избрании конгресса усилила свои позиции правая оппозиция, добивавшаяся пересмотра мирных соглашений, а в июне во втором туре голосования при поддержке всех правых сил победил кандидат «Демократического центра» Иван Дуке, который выступал за сохранение преемственности неолиберальной модели развития и внешней политики, а также обещал пересмотреть условия подписанного с партизанами мирного соглашения. Среди социальных приоритетов фигурировали укрепление законности, борьба с наркотрафиком и повышение уровня безопасности, ликвидация нищеты, уменьшение социальной поляризации и рост численности средних слоев [12].

И. Дуке получил в наследство от своего предшественника, лауреата Нобелевской премии мира Хуана Мануэля Сантоса (2010—2018) достаточно стабильную экономику: в 2018 г. по объему ВВП Колумбия занимала четвертое место в регионе после Бразилии, Мексики и Аргентины, экономический рост составил 2,87% при инфляции 3,2% [23]. Среднемесячная минимальная заработная плата достигла 300 долларов [41], уровень безработицы снизился до 9,5% [13]. Сам президент оценивает итоги своего четырехлетнего правления положительно. По его мнению, в актив можно зачислить высокие темпы роста после периода распространения СОУГО-19 (около 10% в 2021 г. и более 4% в 2022-м), увеличение реальной заработной платы на 11,6% и, соответственно, повышение покупательной способности населения, охват различными видами пособий до 10 млн граждан. Сравнительно высокий уровень инфляции (5,6% в 2021 г.) объясняется исключительно глобальными проблемами, а рост доли проживающих за чертой бедности с 37 до 42% — последствиями распространения коронавируса. Президент признавал сохранение высокого уровня насилия, в котором, по его мнению, виновны исключительно леворадикальные партизаны и криминальные банды, связанные с наркотрафиком; при этом по преступникам силовыми структурами был нанесен серьезный удар [25].

Напротив, большинство населения не столь позитивно оценивало не всегда последовательную политику президента. Как показывают соц-опросы, осуществленные авторитетным агентством «Гэллап», сразу после вступления на пост главы государства популярность И. Дуке составляла 42%, в феврале 2020 г. опустилась до 23%, после начала распространения

коронавируса в марте 2020 г. рейтинг президента вырос до рекордных 52%, а во время социальных протестов в мае 2021 г. упал до минимальных 18%, повысившись в июне 2021 г. до 23 и в феврале 2022-го — до 26%. В начале президентского мандата 59% респондентов считали, что ситуация в стране ухудшается, в середине их число достигло 79%. Среди основных проблем (по мере убывания) в июне 2020 г. фигурировали коррупция (32%), экономика и безработица (22%), коронавирус (12%), общественный порядок и безопасность (5%) [7; 24; 33].

Как политический наследник и протеже А. Урибе И. Дуке первоначально выступал за пересмотр мирного договора с партизанами, подписанного его предшественником, — прежде всего за отмену или по крайней мере за ужесточение законодательства на переходный период. Подобная позиция привела к обострению отношений исполнительной власти с законодательной и судебной: инициативы президента не нашли поддержки ни в конгрессе (против них проголосовали 110 депутатов и 40 сенаторов), ни в Верховном суде [29]. Под воздействием международного сообщества и внутренней оппозиции политик-ястреб занял более осторожную позицию по отношению к бывшим участникам вооруженного конфликта, хотя по-прежнему не отказывался от попытки ужесточить наказание виновным в террористических акциях и нарушениях прав человека.

Представители ФАРК заняли предоставленные им места в конгрессе, к концу 2021 г. около 12,4 тыс. демобилизовавшихся партизан получили финансовую помощь, помимо этого практически все они были охвачены системой медицинского страхования [18]. В то же время так и не были предприняты какие-либо попытки по осуществлению согласованных структурных реформ, прежде всего решению аграрного вопроса. В отдаленных районах, контролировавшихся ранее ФАРК, отсутствует минимальная инфраструктура, которая позволила бы крестьянам поставлять свою продукцию на рынок и получать легальные доходы.

Особую обеспокоенность у ФАРК вызывали попытки пересмотреть условия осуществления правосудия, в частности, экстрадировать в США партизан, связанных с наркотрафиком (по крайней мере, совершивших преступления после заключения мирного соглашения). Кроме того, партизаны считали, что правительство уклоняется от наказания представителей силовых структур, виновных в превышении полномочий и нарушениях прав человека. Руководство созданной на базе ФАРК партии обвиняло правительство в ее диффамации, а также в неспособности гарантировать бывшим партизанам личную безопасность. По данным неправительственного Института изучения проблем развития и мира, в 2018 г. были убиты 65 бывших партизан, в 2019-м — 77, в 2020-м — 76. Спад наметился только в 2021 г. — с января по ноябрь погибли 48 человек [8].

Опасаясь за свою жизнь или свободу, многие лидеры герильи ушли в подполье и считают разоружение ФАРК неоправданным. Часть боевиков возобновила вооруженные действия, создав диссидентские группировки, не подчиняющиеся официальному руководству партии. По данным не-

правительственных организаций, в 2021 г. численность ФАРК достигала 5,2 тыс. человек, 3,5 тыс. из них составлял боевой контингент. Поскольку из 13 тыс. партизан, сложивших оружие, 95% соблюдают достигнутые соглашения, а судьба 5% неизвестна, очевидно, что большинство боевиков составляют новобранцы.

В современных условиях эти группировки дестабилизируют ситуацию в отдельных районах, однако уже не в состоянии бороться за власть и стать вызовом господствующему режиму [8]. И. Дуке объявил о начале силового преследования вооруженных отрядов ФАРК, жесткие позиции занял президент и по отношению к Армии национального освобождения.

После организованного ЭЛН в январе 2019 г. взрыва в столичной полицейской академии, в результате которого погибли 20 курсантов и террорист-смертник, а 68 человек были ранены, силовые структуры взяли курс на подавление герильи, хотя правительство не исключает и возможности переговоров. В качестве необходимого условия для их возобновления требуется освободить всех заложников, прекратить взрывы нефтепроводов и другие террористические акции, отказаться от рекрутирования несовершеннолетних и вывести незаконные вооруженные формирования с приграничных с Венесуэлой территорий. Одновременно Боливарианскую Республику обвинили в присутствии партизан на ее территории, а кубинское руководство — в пребывании на острове разыскиваемых Интерполом руководителей ЭЛН [19].

Нельзя не учитывать, что ядерный электорат «Демократического центра» также добивается ужесточения наказания для боевиков и не исключает возможности победы над ЭЛН вооруженным путем. В 2021 г. численность этой герильи оценивалась в 3 тыс. человек, в том числе 2,45 тыс. непосредственно участвующих в боевых операциях. Дестабилизирующим фактором остаются и связанные с наркомафией ультраправые формирования, насчитывающие 2,7—3,5 тыс. участников [8].

О проблемах взаимоотношений между правительством и демобилизовавшимися партизанами свидетельствует ситуация, сложившаяся вокруг Хесуса Сантрича, боевого командира, затем одного из основных участников мирных переговоров и депутата парламента, более года находившегося в тюремном заключении по обвинению в поставке крупной партии наркотиков в США. После того, как особое правосудие по делам мира приняло решение об освобождении Сантрича и об отмене его экстрадиции за недостаточностью улик, в знак протеста подали в отставку генеральный прокурор и его заместитель, а освобожденный депутат был немедленно снова арестован. После выхода из тюрьмы по решению Верховного суда, принявшего во внимание иммунитет парламентария, Х. Сантрич скрылся в неизвестном направлении. В конце августа 2019 г. стало известно, что Сантрич и член секретариата ФАРК Иван Маркес (глава делегации партизан на переговорах в Гаване) возобновили вооруженную борьбу. С резким осуждением их поведения выступили И. Дуке, руководитель партии ФАРК Родриго Эчеверри Лондоньо и лидер левой оппозиции Густаво Петро,

заявившие, что указанные действия ставят под угрозу весь мирный процесс [40]. (В мае 2021 г. Сантрич был убит на территории Венесуэлы при невыясненных обстоятельствах.)

Активизация незаконных вооруженных формирований способствовала усилению позиции «ястребов», добивавшихся полного разгрома отрядов ФАРК и ЭЛН, по которым наносились мощные удары. Партизаны действуют в отдаленных районах сельвы на границе с Эквадором и Венесуэлой, координация их усилий отсутствует, равно как и единое командование. Между ФАРК и ЭЛН продолжают сохраняться непримиримые идеологические противоречия, спорадически вспыхивают междоусобные войны за установление контроля над территориями и ресурсами.

Хотя вооруженные силы находились под полным контролем президента, они по-прежнему сохраняли определенную автономию и время от времени выступали в качестве самостоятельного субъекта политики. Большой общественный резонанс вызвала бомбардировка лагеря диссидентов ФАРК в отдаленном департаменте Какета в Амазонии, в результате которой погибли 18 человек, в том числе восемь несовершеннолетних подростков. Эта акция в очередной раз напомнила об имевших место в прошлом скандалах, связанных с внесудебными расправами армейских подразделений над выходцами из беднейших семей. Для доказательства эффективности своих действий и продвижения по служебной лестнице их выдавали за погибших в бою партизан [2. С. 159]. После расследования этих событий конгресс высказал недоверие министру обороны, который в ноябре 2019 г. был вынужден уйти в отставку [43].

Еще один скандал связан с вмешательством военной контрразведки в деятельность известных журналистов, судей и оппозиционных политиков и депутатов, телефонные разговоры которых прослушивались, а переписка отслеживалась. После обыска в Главном управлении военной контрразведки в январе 2020 г. уволился командующий вооруженными силами генерал Никасио Мартинес [9]. В апреле 2020 г. по итогам расследования были освобождены от своих должностей 11 офицеров, включая одного генерала, а администрация президента заявила о непричастности правительства к слежке и о том, что военные пытались контролировать и ее деятельность [16].

Для сохранения экономической стабильности, сбалансированного бюджета и поиска дополнительных средств на социальные нужды, в том числе и на интеграцию демобилизовавшихся партизан в гражданскую жизнь на сумму, эквивалентную 4,5 млрд долларов, президент решил провести налоговую реформу, увеличив НДС с 16 до 19%, в том числе и на товары, входящие в семейную корзину [30]. Это предложение вызвало недовольство малообеспеченных и части средних слоев и не нашло поддержки в конгрессе. В декабре 2019 г. реформа была принята в урезанном виде: рост НДС не коснулся семейной корзины, а правительство было вынуждено сокращать расходы бюджета. Неоднозначную оценку в обществе получило решение ввести прогрессивный налог на наследство и снизить налогообложение мелких предприятий для увеличения формальной занятости.

В то же время в соответствии с принятым законодательством все государственные служащие обязаны публиковать данные о доходах и имуществе и соответствующие налоговые декларации [28].

Серьезные возражения во властных структурах и в обществе вызвала попытка президента реформировать пенсионную систему, взяв на вооружение чилийский опыт, при котором основная ответственность за формирование пенсий переносится на работающих граждан, перечисляющих средства, капитализируемые негосударственными фондами. В результате массовых протестов, вскрывших уязвимые стороны этой системы, И. Дуке отложил реформы на неопределенный срок [17].

Еще одним вызовом стала проблема высшего образования: из-за систематического недофинансирования государство задолжало университетам сумму, эквивалентную 6 млрд долларов [27]. Недовольные этим студенты государственных университетов организовали общенациональную забастовку, которая продолжалась с октября до декабря 2019 г. Массовые акции протеста поддержали преподаватели, оппозиционные политики и профсоюзы. Требования забастовщиков включали увеличение финансирования государственных университетов, списание кредитной задолженности студентов и предоставление им возможности завершить образование, замораживание стоимости обучения в негосударственных вузах, удвоение расходов на научные исследования, добровольную, а не обязательную аккредитацию учебных программ, восстановление полной автономии университетов, улучшение качества образования и т. д. Достигнутое в конечном счете соглашение предусматривало дополнительное финансирование университетов на 1,4 млн долларов и расширение доступа к высшему образованию для семей с низкими доходами [26].

Подписание мирного договора с ФАРК (по утверждению правительства, основным наркокартелем) не ослабило проблемы наркотрафика. Хотя площади, занятые под посадки коки, с 2019-го по 2020 г. сократились со 154 до 143 тыс. га — при том, что на долю Колумбии приходится до 70% мировых плантаций [18]. Более того, благодаря повышению производительности труда производство кокаина продолжает возрастать [45]. Для борьбы с наркотрафиком численность сил быстрого реагирования, направленных в районы культивирования коки, увеличена на 5 тыс. и достигла 12 тыс. человек [15]. Только в 2020 г. было конфисковано 505,5 т кокаина [18]. Правительство ужесточило меры наказания для обладателей наркотиков, фактически отменив решение о декриминализации личной дозы. Несмотря на протесты крестьянства, возобновилась фумигация посевов коки химикатами, уничтожающими и другие сельскохозяйственные культуры.

Правительству не удалось справиться с волной насилия и обеспечить личную безопасность граждан: в 2018 г. было зарегистрировано 12 923, в 2019-м — 12 825 и в 2020-м — 12 018 убийств. Индекс насилия (число преднамеренных убийств на 100 тыс. населения), который несколько снизился после подписания мирного соглашения, продолжал повышаться, а обратная тенденция наметилась только в 2020 г. [5]. Хотя правительство

предоставило охрану лидерам общественных организаций, в 2018 г. от рук наркомафии и других криминальных элементов погибли 298, в 2019-м — 279, в 2020-м — 310 и с января по ноябрь 2021 г. — 155 правозащитников, журналистов и участников программы по замещению наркосодержащих культур [8].

Острой проблемой остается коррупция. В августе 2018 г. в ходе антикоррупционного референдума, предусматривавшего принятие более жестких мер по отношению к коррупционерам, его участники не набрали необходимого количества голосов; значительная часть правящей партии также неоднозначно отнеслась к идее всенародного опроса. Законопроекты, предлагавшие ограничить полномочия законодателей максимум тремя сроками, заморозить зарплату нынешних парламентариев и сократить доходы их будущих коллег, не нашли поддержки в конгрессе. Негативно отразились на имидже правительства обвинения, выдвинутые против министра финансов и генерального прокурора [4].

Дополнительные проблемы создавало присутствие в Колумбии венесуэльских беженцев, численность которых достигла 1,8 млн человек [18]. Обострение отношений с Венесуэлой привело к выходу Колумбии из Союза южноамериканских наций (УНАСУР) и к фактическому прекращению деятельности этого объединения. В марте 2019 г. по инициативе И. Дуке и его чилийского коллеги С. Пиньеры для укрепления региональных связей был создан правоцентристский «Форум ради прогресса и развития Южной Америки» (ПРОСУР).

21 ноября 2019 г. по призыву профцентров и ряда отраслевых профсоюзов состоялась первая после 1977 г. всеобщая забастовка, охватившая всю территорию страны и затронувшая практически все сферы экономики. В массовых акциях протеста приняли участие свыше 200 тыс. человек, требовавших не допустить ликвидации государственного пенсионного фонда, повышения пенсионного возраста и сокращения минимальной зарплаты для молодежи, улучшить финансирование высшего образования и повысить его качество, обеспечить безопасность граждан, а также соблюдать подписанное предыдущим правительством мирное соглашение. Наиболее радикальные манифестанты добивались отставки И. Дуке. В результате столкновений с силовыми структурами несколько человек погибли, около 600 получили травмы. Миграционные службы закрыли границы с соседними странами, в столице был объявлен комендантский час. Президент выразил готовность к диалогу между правительством и гражданским обществом ради решения накопившихся проблем [6].

Детонатором новой волны протестов в конце апреля — начале мая 2021 г. стала очередная попытка правительства провести налоговую реформу. К протестующим, представленным преимущественно молодежью, присоединились представители коренного населения. Хотя президент отказался от повышения налогов и отправил в отставку министра финансов, протестные акции продолжались. Для контроля над ситуацией на улицы Кали и Боготы, эпицентров выступлений, были выведены армейские под-

разделения, использовавшие танки и вертолеты. В результате 24 человека погибли, более 800 были ранены. Несоразмерное использование силовых методов осудили Европейский Союз и ООН [35].

Как и в других странах, ситуация в Колумбии осложнилась в связи с распространением СОУГО-19. За весь период заболели 5 млн человек, 127,5 тыс. умерли [10]. Правительство закрыло внешние границы, ввело карантин и дистанционное обучение, было организовано снабжение населения продовольствием. Социальная поддержка включала выплаты малообеспеченным слоям, отсрочку возвращения кредитов, снижение процентных ставок и т. д. [14]. Число больничных коек было увеличено с 5,5 до 13,3 тыс., были предусмотрены дополнительные выплаты медицинскому персоналу и компенсации заболевшим [18].

В большей степени от СОУГО-19 пострадали коренное население, проживающее в отдаленных районах и фактически лишенное медицинской помощи, и венесуэльские мигранты. Негативным следствием стало увеличение числа безработных, доля которых среди экономически активного населения к концу июня 2020 г. достигла 19,8%. Для решения этой проблемы была создана специальная миссия занятости, в которую вошли представители правительства, предпринимательских кругов, профсоюзов и работников. В результате принятых мер к январю 2022 г. доля безработных снизилась до 12,3% [3].

Избирательная кампания 2022 года в условиях политической поляризации

Очередные парламентские выборы 13 марта 2022 г. проходили после спада заболеваемости коронавирусом и массовых социальных протестов, требовавших решения наиболее острых социальных проблем и политических преобразований. В новом составе парламента усилилась политическая поляризация, для которой характерны обострение идеологических разногласий и взаимное неприятие. Проявилась слабость умеренного центра, представленного знаковыми фигурами интеллектуальной элиты, хотя, по данным соцопросов, более 70% колумбийцев относят себя к центристам [42].

Переформатирование политического ландшафта в первую очередь связано с существенным укреплением «Исторического пакта», созданного в феврале 2021 г. и объединившего довольно широкий разнородный спектр левых и левоцентристских партий и движений [31]. В верхней палате коалиция получила относительное большинство из 19 сенаторов, а в нижней (27 депутатов) заняла второе место (см. табл. 1). На правом фланге отмечается резкое падение популярности правящего «Демократического центра», который, несмотря на привлечение административного ресурса, опустился со второго на четвертое место (соответственно 32 и 16 депутатов и 19 и 13 сенаторов). Это отчасти объясняется низкой эффективностью правления президента И. Дуке и заметным ухудшением имиджа и снижением

популярности основателя и лидера «Демократического центра» А. Урибе. Сказались и периодически обостряющиеся внутрипартийные разногласия, а многие правые сторонники этой партии предпочитают дистанцироваться от ее исторического и нынешнего руководства.

Заметно ослабли позиции и «Союза для народа» (ранее — Социальная партия национального единства), представительство которого сократилось с 25 до 15 депутатов и с 14 до 10 сенаторов. (Партия и ее лидер Х. М. Сантос противостояли А. Урибе из-за разногласий относительно мирных соглашений, однако входили в коалиционное правительство И. Дуке.)

Вопреки прогнозам, сохранили и даже несколько укрепили свои позиции исторические традиционные партии: консерваторы увеличили свою фракцию с 21 до 25 депутатов и сохранили число сенаторов (15), а либералы потеряли три места в Палате представителей (35 и 32), но получили дополнительное место в Сенате (14 и 15). Напротив, представительство созданной на основе правого крыла либералов «Радикальной перемены» уменьшилось с 30 до 16 депутатов и с 16 до 11 сенаторов. Объединившие усилия центристы, представленные «Зеленым альянсом», выражающим интересы экологистов, и Центром «Надежда», в который вошли сторонники социал-демократии и социального либерализма, заняли по 13 мест в каждой палате. Партия «Общины», созданная на основе ФАРК и изменившая название, набрала только 0,17% голосов [39], но за ней по-прежнему сохранилось по пять мест в обеих палатах парламента. В новом составе конгресса 16 мест занимают жертвы внутреннего вооруженного конфликта, представляющие самые бедные и маргинальные муниципии с минимальным присутствием государства, которые ранее контролировались партизанами или наркоторговцами.

По итогам первичных отборочных выборов были зарегистрированы восемь кандидатов в президенты. По всем прогнозам предполагалось, что в первом туре голосования (29 мая 2022 г.) основная борьба развернется между полярными политиками: представляющим левые силы Густаво Петро («Исторический пакт») и представителем правых Федерико (Фико) Гутьерресом от «Команды за Колумбию», выступающей за преемственность нынешнего курса. Далее следовали Родольфо Эрнандес от Антикоррупционной правительственной лиги, противопоставляющей себя всем политическим партиям, и центрист Серхио Фахардо от Центра «Надежда».

Результаты первого тура опрокинули все прогнозы: хотя Г. Петро, как и ожидалось, набрал 40,32% голосов, на второе место неожиданно вышел Р. Эрнандес (28,15%), обогнавший Ф. Гутьерреса (23,91%). За С. Фахардо проголосовало только 4,2% избирателей. Электорат остальных кандидатов минимален [37].

В результате на фоне роста социального недовольства и уровня бедности, продолжающегося насилия, не гарантирующего личную безопасность в условиях крайней политической поляризации, во второй тур попали антисистемные политики, выступающие с противоположных позиций против традиционных партий и их представителей и за смену модели развития.

Таблица 1

Состав Конгресса Республики Колумбия (2022—2026 гг.)

№ Партия Палата представителей Сенат

1 Колумбийская либеральная партия 32 15

2 «Исторический пакт» 27 19

3 Колумбийская консервативная партия 25 15

4 «Демократический центр» 16 13

5 «Радикальная перемена» 16 11

6 «Союз для народа» (Партия У) 15 10

7 «Зеленый альянс» и Центр «Надежда» 13 13

8 «Независимое движение абсолютного обновления» 1 4

9 Прочие 16 -

10 Индейские и негритянские общины, колумбийцы, проживающие за рубежом 5 2

11 Жертвы конфликта 16 -

12 «Общины» (ранее ФАРК) 5 5

13 Кандидат в вице-президенты / президенты (2-е место) 1 1

Итого: 188 108

Источник: [38; 39].

Г. Петро 62 года, по отцовской линии он итальянского происхождения. В молодости этот политик принимал участие в леворадикальной городской герилье «Движение 19 апреля» (М-19), был арестован за незаконное владение оружием и отбывал тюремное заключение. Впоследствии отошел от радикальных позиций, а М-19 трансформировалось в легальную политическую партию, которая принимала участие в разработке Конституции 1991 г. Получил диплом экономиста в университете «Экстернат Колумбии», обучался также на факультете управления, изучал проблемы окружающей среды в Левенском католическом университете (Бельгия) и работал над докторской диссертацией в университетах им. Хорхе Тадео Лосано (Колумбия) и Саламанки (Испания).

Находился на дипломатической службе в Брюсселе, избирался депутатом и сенатором, с 2012-го по 2015 г. занимал пост столичного мэра, был смещен по итогам референдума, а затем восстановлен в политических правах; баллотировался на пост президента в 2010, 2018 и 2022 гг. [20]. В качестве вице-президента от пакта выдвинута афроколумбийка Франсия Маркес, которая родилась в беднейшей семье и только в 38 лет получила высшее образование, известная феминистка, экологистка и правозащит-ница, в 2020—2021 гг. — председатель Национального совета мира [31].

В отличие от документов предшествующего периода, амбициозная программа Г. Петро «Колумбия: мировая держава ради жизни» уделяет приоритетное внимание обеспечению прав женщин в экономической, социальной и других сферах. Для преодоления дискриминации по тендерному принципу, возрасту, этнической принадлежности, месту проживания

предлагается создать министерство равенства. Колумбия должна сыграть ведущую роль в борьбе против климатических изменений и за сохранение биологического разнообразия.

В плане экономики предлагается перейти от экстрактивистской к производительной и диверсифицированной экономике, постепенно отказаться от углеводородов в пользу возобновляемых источников энергии. В социальной сфере ставится задача преодолеть неравенство, покончить с коррупцией, обеспечить качественное и бесплатное образование, перейти к государственной системе здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Демократизация государства должна гарантировать сбалансированность полномочий ветвей власти и соблюдение фундаментальных прав и свобод. В условиях Колумбии ключевая роль отводится соблюдению мирных соглашений, окончательному завершению и преодолению последствий внутреннего вооруженного конфликта, борьбе с наркотрафиком и оргпреступностью, защите прав колумбийцев за рубежом и мигрантов на территории страны [11].

Соперником Г. Петро был Р. Эрнандес, эпатажный 77-летний политик, которого называют правым популистом и колумбийским Д. Трампом, миллионер, занимающийся строительным бизнесом, ранее избирался мэром Букараманга, однако до последнего времени мало известен на национальном уровне. Его считают политическим аутсайдером и противником любых политических партий, а его Антикоррупционная правительственная лига не представлена в парламенте. Профинансированная за счет собственных средств избирательная кампания проводилась исключительно в социальных сетях, Эрнандес категорически отказывался от дебатов со своим конкурентом и ограничивался встречами с избирателями.

Программа Эрнандеса была сбалансированной, но многие ее положения часто не соответствовали интервью медиа и твитам кандидата и не имели экономического обеспечения [22]. Предвыборная риторика основывалась на борьбе с коррупцией «традиционного политического класса», необходимости ужесточения уголовного наказания и конфискации имущества коррупционеров (хотя против самого кандидата возбуждено уголовное дело по обвинению в предоставлении выгодных заказов и завышенных комиссионных для его сына), а также на бережливости. Для критики Г. Петро активно использовались его партизанское прошлое и негативное отношение к герилье в целом (в свое время партизаны из ФАРК похитили с целью выкупа отца Эрнандеса, а члены ЭЛН убили его дочь).

Во втором туре голосования 19 июня 2022 г. Эрнандеса поддержал весь правый спектр, часть центристов и многие неопределившиеся избиратели, напуганные возможной победой левого кандидата. Тем не менее Г. Петро набрал 50,44, а Р. Эрнандес — 47,31% действительных голосов. По сравнению с первым туром явка повысилась с 54,98 до 58,09%, при этом представителю левых сил удалось увеличить свой электорат с 8,5 до 11,28 млн голосов [36]. Вопреки всем негативным прогнозам, выборы прошли в спокойной обстановке, без существенных нарушений, и проигравший поли-

тик, несмотря на незначительный разрыв, сразу признал свое поражение. Победителя поздравил и действующий президент И. Дуке.

Вызовы и перспективы первого в истории левого правительства

Сразу после оглашения результатов Г. Петро отметил важность мирного процесса, который дал возможность возглавить страну представителю левых сил, не связанных с традиционными партиями, и впервые занять пост вице-президента афроколумбийке. Фактически политик отмежевался от леворадикальных сторонников «социализма XXI века» и успокоил бизнес-сообщество, заявив о необходимости соблюдать идеологический и экономический плюрализм, а также развивать капитализм для преодоления отсталости и для активизации экономики, чтобы затем перераспределять полученные богатства.

По его мнению, Колумбия должна стать мировым лидером в борьбе против климатических изменений и в охране окружающей среды, а все страны Западного полушария с участием США должны начать диалог по экологическим проблемам, отказу от углеводородов и переходу к возобновляемым источникам энергии [21]. Учитывая политическую поляризацию и отсутствие парламентского большинства, Г. Петро объявил о намерении стать президентом всех колумбийцев. Избранный президент встретился с негласным лидером правых А. Урибе и своим недавним соперником Р. Эрнан-десом, при формировании кабинета министров ключевые посты предложены известным деятелям из других, в том числе и традиционных партий.

Очевидно, что с победой Г. Петро Колумбия вступила в новую историческую эпоху. Впервые после обретения независимости страну возглавил антисистемный левый политик, не связанный с историческими партиями и правящей элитой, которая лишь эпизодически пополнялась «разночинцами» и пользовалась безоговорочной поддержкой бизнес-сообщества, вооруженных сил, СМИ и католической иерархии. Несмотря на все сложности и проблемы, политическая система Колумбии подтвердила свою устойчивость, основанную на соблюдении конституционных норм, регулярной сменяемости власти и признании результатов выборов.

Победа оппозиционного кандидата на президентских выборах и довольно сильные позиции «Исторического пакта» в конгрессе заложили основы для переформатирования партийно-политической структуры и появления влиятельной левой партии. Новая расстановка политических сил в большей степени отражает интересы бедных слоев населения, афро-колумбийцев и индейцев, которые ранее практически не были представлены во власти.

Президент столкнется с целым рядом трудностей. Как упоминалось, «Исторический пакт» не располагает парламентским большинством, а политическая поляризация и фрагментация конгресса затрудняют формирование пропрезидентского большинства. Глава государства будет вынужден

идти на диалог с парламентом, а депутаты и сенаторы — искать компромисс при обсуждении каждого законопроекта. Нельзя не учитывать также неоднородность и рыхлость пропрезидентской коалиции, которая победила благодаря протестному голосованию, при этом почти половина электората проголосовала против левого кандидата.

Многие положения программы Г. Петро трудно реализуемы, а правительственный план не предлагает конкретных механизмов для обеспечения полной занятости, смены модели развития за счет сокращения нефте-и газодобычи, реформирования системы здравоохранения и пенсионного обеспечения. В Колумбии доходы от экспорта углеводородов составляют основной источник валютных поступлений, необходимых для улучшения социальной ситуации, а в случае отказа от фрекинга и разведки новых месторождений нефти страна не сможет довольствоваться возобновляемой энергией.

Хотя отсутствие аграрной реформы было одной из ключевых причин внутреннего вооруженного конфликта, президент не намерен экспроприировать продуктивные латифундии и ограничится повышением их налогообложения. Но выкуп непроизводительных земель и их передача крестьянам вряд ли снимут остроту проблемы.

Большие трудности связаны и с реформированием пенсионной системы, предполагающим увеличение доли государства за счет сокращения частных фондов. Предлагаемые изменения повышают уровень социальных гарантий, но крайне затратны в условиях высокой доли неформального сектора и старения населения.

При проведении многих реформ президент может натолкнуться на сопротивление элит, вооруженных сил и католической церкви, придерживающейся традиционных ценностей. Сохраняется и сильная зависимость Колумбии от США в экономической и военно-стратегической сферах. Для реализации намеченных планов может просто не хватить времени (президентский мандат — только четыре года, и глава государства не может переизбираться на второй срок).

Очевидно, победа Г. Петро вызывает у многих колумбийцев завышенные ожидания, которые трудно реализуемы в силу целого ряда объективных факторов. Тем не менее последствия «левого дрейфа» в одной их важнейших стран региона нельзя недооценивать. Даже частичная реализация правительственной программы положит начало структурным реформам, направленным на решение накопившихся социальных проблем, уменьшение социальной поляризации, снижение уровня бедности и нищеты, на обеспечение большей доступности системы образования и здравоохранения.

Эволюция в сторону центра и готовность президента к компромиссу с умеренными силами открывает путь к поиску национального согласия и преодоления раскола страны. Приход к власти бывшего партизана повышает шансы окончательного завершения тлеющего внутреннего вооруженного конфликта, прекращения деятельности диссидентов из ФАРК и террористических акций ЭЛН, снижения уровня насилия и прекращения убийств демобилизовавшихся партизан и социальных лидеров.

Региональные последствия смены власти в Колумбии связаны с ожидаемой нормализацией отношений с Венесуэлой и развитием связей с другими сторонниками «социализма XXI века», что будет способствовать восстановлению «единства в разнообразии» Латиноамериканского региона. Хотя Колумбия и США выразили готовность продолжать сотрудничество в целях укрепления демократии и развития, очевидно, что при сохранении высокого уровня отношений с северным соседом левое правительство не будет идти в фарватере американской политики. Немаловажную роль играет и личность избранного президента, который имеет большой административный опыт (в колумбийской табели о рангах мэр столицы негласно считается вторым лицом в государстве).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Ивановский З. В. Колумбия: мирный процесс и вызовы постконфликтного периода // Мировая экономика и международные отношения. 2020. № 1.

2. Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности / отв. ред. З. В. Ивановский. М. : ИЛА РАН, 2017.

3. Уровень безработицы в Колумбии // Take-Profit.org. — https://take-profit.org/statistics/unemployment-rate/colombia/ (дата обращения: 30.06.2022).

4. Avila A. Ni enemigo, ni concepto // El País (Madrid). 2018. 20.11.

5. Balance de InSight Crime de homicidios en Latinoamerica en 2015—2020. — https://www.es.insightcrime. org (дата обращения: 30.06.2022).

6. Cerca de 600 víctimas entre manifestantes y policías deja paro nacional. — https://www.agenciapi.co/in-vestigacion/salud/cerca-de-600-victimas-entre-manifestantes-y-policias-deja-paro-nacional/ (дата обращения: 30.11.2019).

7. CID Gallup. 2022. Enero — febrero. — https://www.cidgallup.com/index.html (дата обращения: 30.06.2022).

8. Cinco años del Acuerdo de Paz. Balance en cifras en los territorios. Bogota : Indepaz, 2021.

9. Chuzadas sin cuartel: la persecución a SEMANA // Semana (Bogota). 2020. 12.01.

10. Colombia: Coronavirus Pandemic Country Profile. — https://ourworldindata.org/coronavirus/country/co-lombia (дата обращения: 30.06.2022).

11. Colombia: potencia mundial de la vida. Programa de gobierno 2022—2026. Presidente Petro. Vicepresidenta Francia. Bogota, 2022.

12. Construyendo País. Propuestas para el futuro de Colombia. Bogota, 2018.

13. DANE. Gran encuesta integrada de hogares. Mercado laboral. — https://www.dane.gov.co/index.php/ estadisticas-por-tema/mercado-laboral/empleo-y-desempleo (дата обращения: 30.06.2022).

14. El coronavirus en Colombia. — https://coronaviruscolombia.gov.co/Covid19/index.html (дата обращения: 30.06.2022).

15. En cifras: los primeros tres meses de Duque // Semana. 2018. 08.11.

16. Es muy grave que estas acciones hayan llegado hasta Casa de Nariño // El Tiempo (Bogota). 2020. 02.05.

17. Este año el gobierno NO tramitara las reformas Pensional y Laboral. — https://caracol.com.co/ radio/2019/10/29/nacional/1572374149_683155.html (дата обращения: 30.06.2022).

18. Gobierno del presidente Mn Duque Marquez. Logros 2020—2021. Bogota : Gobierno de Colombia, 2021.

19. Gobierno insiste ante Cuba por informacion de "Gabino", jefe del Eln // El Tiempo. 2018. 20.11.

20. Gustavo Petro. Economista y político colombiano. — https://www.buscabiografias.com/biografia/verDet-alle/10494/Gustavo%20Petro (дата обращения: 30.06.2022).

21. Gustavo Petro: primeras declaraciones del presidente electo de Colombia. — https://caracol.com.co/ra-dio/2022/06/20/politica/l655682884_973535.html (дата обращения: 02.07.2022).

22. Hernández R. Programa de gobierno del candidato presidencial 2022—2026. Bogota, 2022.

23. International Monetary Fund. Country Data. — https://www.imf.org/en/Countries/COL#countrydata (дата обращения: 02.07.2022).

24. Investigación y asesoría de mercado. 25 años pool. #137. Colombia. Junio de 2020. Bogota : Invamer, 2020.

25. Ivan Duque: "Guste o no, mi Gobierno deja la mayor inversion social en la historia de Colombia" // El País. 2022. 07.02.

26. Las 10 exigencias de los estudiantes al Gobierno // Semana. 2018. 16.10.

27. Las universidades publicas, en la olla // El Espectador (Bogota). 2018. 10.11.

28. Ley 2013 de 2019, por medio del cual se busca garantizar el cumplimiento de los principios de transparencia y publicidad mediante la publicacion de las declaraciones de bienes, renta y el registro de los conflictos de interés // Diario Oficial de Colombia (Bogota). 2019. 30.12.

29. "Ni derrota ni desgaste": Duque en modo negacion tras hundimiento de objeciones a la JEP // Semana. 2019. 31.05.

30. Oliva N. Reforma tributaria en Colombia: una nueva dosis de IVA. — https://www.celag.org/reforma-tribu-taria-colombia-iva/ (дата обращения: 02.07.2022).

31. Pacto Histórico por Colombia: quienes lo conforman y ultimas incorporaciones. — https://colombia.as.com/ colombia/2021/09/24/actualidad/1632502618_155503.html (дата обращения: 02.07.2022).

32. Palomino S. Francia Marquez, de la resistencia al poder // El País. 2022. 27.03.

33. Pese al paro nacional, la aprobacion del presidente Ivan Duque subio de 18% a 23% en junio. — https:// www.asuntoslegales.com.co/actualidad/la-encuesta-gallup-confirmo-que-la-aprobacion-de-duque-subio-de-18-a-23-3194241 (дата обращения: 02.07.2022).

34. Polarizacion del país, reflejada en resultados del escrutinio // El Tiempo. 2016. 02.10.

35. ¿Que esta pasando en Colombia? Las claves de un conflicto que se extiende por el país // El País. 2021. 07.05.

36. Registraduría Nacional del Estado Civil. Boletín 63. — https://resultados.registraduria.gov.co/presidente/0/ colombia (дата обращения: 20.06.2022).

37. Registraduría Nacional del Estado Civil. Boletín 68. — https://resultadosprecpresidente1v.registraduria.gov. co/presidente/0/colombia (дата обращения: 30.05.2022).

38. Registraduría Nacional del Estado Civil. Camara. — https://resultados.registraduria.gov.co/camara/0/colom-bia (дата обращения: 23.03.2022).

39. Registraduría Nacional del Estado Civil. Senado. — https://resultados.registraduria.gov.co/senado/0/colom-bia (дата обращения: 23.03.2022).

40. Ríos Sierra J. Las claves del retorno a la lucha armada de las FARC-EP. — https://www.esglobal.org/las-claves-del-retorno-a-la-lucha-armada-de-las-farc-ep/ (дата обращения: 02.07.2022).

41. Salario Mínimo 2019 Mensual en Colombia. — http://www.salariominimocolombia.net/ (дата обращения: 02.07.2022).

42. Santáeuláliá I. Petro arrasa y se medira en las presidenciales a una derecha fuerte y un centro hundido // El País. 2022. 14.03.

43. Secretos del bombardeo que mato a 8 niños y cobro la cabeza de Botero // El Tiempo. 2019. 10.11.

44. Texto completo del Acuerdo Final para la terminacion del conflicto y la construccion de una paz estable y duradera. — www.mesadeconversaciones.com.co/sites/default/files/24_09_2016-acuerdofinal-1472094587 (дата обращения: 02.07.2022).

45. UNODC. Colombia. Monitoreo de territorios afectados por cultivos ilícitos 2017. Vienna : UNODC, 2018.

46. UNODC. World Drug Report 2018. Vienna : UNODC, 2018.

47. UNODC. World Drug Report 2020. Vienna : UNODC, 2020. Booklet 3. ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.