МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
Общий прогиб панели составил 22 мм. Отдельно испытывались ребра из досок, загруженные баллпластом из чугунных чушек рис 3. Полученные результаты исследования обрабатываются. Список использованной литературы:
1.СНип 11-25-80. Деревянные конструкции.-М,:Строиздат,1982.
2.Рекомендации по испытанию деревянных конструкций.-М.:Строиздат 1976,-32с.
3.Установить напряженно-деформированное состояние и разработать методы Расчета конструкций на темпеературно-влажностные действия. Отчет о НИР/ Рук. Орлович Р.Б.№186 .-Брест 1986,-112с.
4.Реконмедации по рациональным областям применения плит покрытия и панелей стен на деревянном каркасе и с обшивками из фанеры, древесноволокнистых плит,асбестноцемента.-М.:Строиздат ,1978.-54. 5.Э.В.Филимонов и др. Конструкции из дерева и пластмассы.Издательство Ассоциация строительных вузов. Москва 2004.
6. Л.И.Григорьева проектирование деревянных конструкций. Методы указания. Черкесск 20013.
7.Ю.Н. Хромец. Конструкции из дерева и пластмасс Издательсвий центр «Академия» М.:2008
8.С.А.Малбиев Конструкции из дерева и пластмассы легкие несущие ограждающие конструкции покрытий из эффективных материалов. Учебное пособие.
©Акбаев Н.Х, 2017
ДК 72; 711.4
И. В. Бурая
к. искусствоведения, доцент Поволжский государственный университет сервиса г. Тольятти, Российская Федерация
КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЭПОХУ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА (НА ПРИМЕРЕ Г. ТОЛЬЯТТИ)
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-04-00351
Аннотация
Статья посвящена исследованию довольно узкого вопроса проектирования и строительства новых городов эпохи советского модернизма - особенностям их колористического решения. Рассмотрение указанной проблемы на примере Автозаводского района г. Тольятти в силу значимости этого «образцового» градостроительного проекта для СССР рубежа 1960 - 1970-х гг. создало предпосылки для постановки местного материала в более широкий контекст архитектурной и градостроительной дискуссии эпохи. В статье выявлены связи колористических свойств застройки Автозаводского района с эстетическими требованиями к архитектуре и градостроительству, сформированными в профессиональной среде 1960-х гг., и средства создания определённого цветового решения градостроительного пространства.
Ключевые слова
Архитектура, градостроительство, советский модернизм, новые города, колористический образ города, Тольятти, Самарская область, Поволжье.
Представляется, что проектирование новых городов в конце 1960-х гг. происходило в эстетической парадигме эпохи «оттепели», уже миновавшей, но оставившей после себя стиль, неотъемлемым элементом которого являлось определённое колористическое решение новостроек. В архитектуре эпохи советского модернизма цвет перестал восприниматься лишь как свойство здания, то есть формы, в большей степени он
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
был призван формировать смысловые аспекты городского пространства, в определённых характеристиках которого тогда видели символическое выражение своего времени.
Эстетические аспекты развития советской архитектуры и градостроительства - важнейший пласт профессиональных проблем, вынесенных на активное обсуждение на рубеже 1950 - 1960-х гг. К этому времени пагубность односторонне утилитарного подхода к застройке городов стала слишком очевидной, чтобы игнорировать её. В конце октября 1960-го г. в Центральном доме архитектора состоялось совещание по вопросам творческой направленности советской архитектуры, созванное правлением Союза архитекторов СССР и Научно-исследовательским институтом теории и истории архитектуры и строительной техники Академии строительства и архитектуры СССР. География его участников была довольно широка: Москва, Ленинград, Киев, Минск, Баку, Тбилиси, Ереван, Алма-Ата и др. После открытия совещания А. Ф. Шаровым (секретарь правления СА СССР) и вступительного слова А. В. Власова (член президиума правления СА СССР), директор НИИ теории и истории архитектуры и строительных наук АСиА СССР К. А. Иванов сделал основной доклад, в прениях по которому выступило 19 человек.
Назначение совещания его участники видели в подведении итогов «творческой перестройке за время, истекшее с 1954 г., когда <...> был обнаружен недопустимый разрыв между архитектурой и индустриализацией строительства» [9, с. 3]. Вот некоторые цитаты из основного доклада, из которых одни кажутся весьма знакомыми по предыдущим периодам развития советской архитектуры, другие же свидетельствуют об осознании современных проблем градостроительства, требующих достаточно быстрого и адекватного реагирования, выработки новых профессиональных установок. «Было бы очень странно, если бы в условиях строительства коммунизма это сильнейшее идеологическое оружие (архитектура - И. Б.) выпало из рук (здесь и далее курсив - И. Б.). Всякая тенденция принизить значение архитектуры как искусства вредна, и мы должны с ней бороться в такой же мере, как и с односторонне-эстетской трактовкой архитектуры» [9, с. 20]. Несмотря на наличие в выступлении К. А. Иванова довольно стандартных для своего времени утверждений о том, что советская архитектура «должна базироваться на основных положениях социалистического реализма как художественного метода всего социалистического искусства» [9, с. 21], вопрос о необходимости выработки новых эстетических ориентиров в архитектуре докладчиком поставлен. «В нынешних условиях основным вопросом в области архитектуры как искусства надо считать вопрос о нашем эстетическом идеале в архитектуре. <...> Если мы хотим найти и практически осуществить свой эстетический идеал в архитектуре, то важно, чтобы принципы социалистического реализма не переносились механически из других областей искусства. Известно, что такими принципами социалистического реализма являются: правдивость, историческая конкретность (т. е. современность) и идейная устремлённость в будущее». Для эстетических идеалов «характерны разумность, простота и оптимистичность - ведь они устремлены в будущее». «В будущем принцип правдивости покажет, что не тяжесть конструкций будет эстетическим качеством нашей архитектуры, а их лёгкость. <...> Творческий метод советского архитектора можно назвать методом социалистического гуманизма» [9, с. 21, 23, 24]. Среди этой общей риторики встречаются утверждения, свидетельствующие о наличии серьёзных трансформаций в профессии и сформированности иного понимания истоков стилеобразования, о соотношении основных компонентов архитектурного и градостроительного проектирования: «Стиль в архитектуре проявляется прежде всего - и это надо очень остро почувствовать -не в деталях, ни во внешних формах архитектуры, а в принципиальном решении пространства» [9, с. 34]. Особую роль пространству в создании образа современного города отводили и другие выступавшие. «Теперь, когда во главу угла поставлены градостроительные задачи, мы более широко смотрим на архитектуру и считаем пространство одним из основных компонентов архитектурного творчества» (Б. М. Иофан); «принципу «пространства среди зданий» приходит на смену принцип «здания среди пространства». <...> Новое, прогрессивное понимание пространства - «дома среди пространства» - это гуманистическое, человечное понимание города, построенного так, что дома стоят свободно, омываются воздухом, солнечным светом, окружены зеленью» (З. М. Розенфельд) [9, с. 63, 74].
В прениях по основному докладу выступавшие указывали на разные проблемы современной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
архитектуры и строительства. Ниже приведены высказывания, которые не всегда имеют прямое отношение к рассматриваемой в данной статье проблеме, но дают представление о том, как специалисты на рубеже 1950 - 1960-х гг. определяли «дух города», что, несомненно, повлияло и на формирование колористических решений архитектурной среды рубежа 1960 - 1970-х гг. О большой роли образности и ассоциативности в восприятии города говорит Р. Я. Хигер, ссылаясь на Джошуа Рейнольдса, он утверждает, что «архитектура в руках гениального художника может волновать умы и сердца людей подобно большому поэтическому произведению» [9, с. 128]. «Каждая структурная единица города (комплекс домов, микрорайон, жилой район) должна <...> омываться пространством, воздухом, светом в такой степени, как это необходимо для комфортной, здоровой, радостной жизни человека» (Я. Т. Кравчук) [9, с. 142]. Тяжеловесность, замкнутость, массивность М. И. Рзянин противопоставляет новаторству [9, с. 153]. «Пространство», «свет», «радость» - слова, кочующие от одного к другому высказыванию об особенностях современной социалистической архитектуры. Простота, оптимистичность, лёгкость объявлены важнейшими качествами архитектурного и градостроительного образа. Став ориентирами для профессионального сообщества, они задали общую направленность и для колористического решения новых городов.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 о строительстве Волжского автомобильного завода в г. Тольятти и Генеральное соглашение с фирмой «ФИАТ» были подписаны соответственно 20 июля и 15 августа 1966 г. [1, л. 20]. Начало проектирования нового жилого района Тольятти (переименован из Ставрополя в 1964 г.) пришлось на 1967 г., строительство первой очереди охватывало 1968 - 1972 гг. Эпитеты, которыми награждали Автозаводский район г. Тольятти на рубеже 1960 - 1970-х гг. - «город будущего», «социалистический город нового типа» [6, с. 2], «экспериментальный полигон» [3, с. 26] и др.
К моменту начала проектирования ВАЗа и нового Автозаводского района Тольятти образ города близкого коммунистического завтра уже обрёл определённые очертания. Как и раньше, архитектуру вознесли на большую высоту, поскольку «она непосредственно участвует в создании материально-технической базы коммунистического общества и материальных условий развития коммунистических форм труда, быта и культуры, а также действенно способствует формированию идеологии человека коммунистического общества» [9, с. 6]. Поэтому город, одновременно существующий в настоящем и заключающий в себе образ будущего, становится главным ориентиром для градостроительного творчества.
«Одномоментность» застройки большого жилого массива на месте, свободном от исторических реминисценций, провоцировала на создание в Тольятти целостного колористического решения застройки, что должно было бы сделать город проводником определённых настроений и социальных ожиданий. То, что цель эта была достигнута, показал опрос жителей города во время ежегодного «Музейного пикника» (2012 г.). В восприятии многих из тех, кто приехал в Тольятти на строительство Автозаводского района или для работы на Волжском автомобильном заводе, город не только ассоциировался со словами из песни «Мой белый город», исполняемой С. Ротару, но воспринимался как почти буквальная иллюстрация к тексту. Респондентов опрашивали индивидуально и вовсе не с целью выявления отношения жителей города к архитектуре Тольятти, тем показательнее результаты.
Нет сомнения в том, что образ «белого города» Тольятти являлся программным, поскольку был заложен в архитектурном решении на стадии проектирования Автозаводского района. Это подтверждают публикации зодчих, работавших над ним. «Колорит нового Тольятти светлый - это белый город, в который вкраплены отдельные зрительно активно звучащие комплексы зданий красного, жёлтого цвета» [6, с. 24]. Сравнивая колористическое решение архитектурного пространства Тольятти и Набережных Челнов, в своей статье 1983 года Б. Р. Рубаненко подчёркивает разницу в градостроительном замысле: «если город Тольятти в целом воспринимается белым городом (а именно так он был задуман), то город Брежнев характерен активным ритмическим решением крупных жилых комплексов в достаточно ярких красных, бирюзовых, синих тонах, которые включены в массу светлой по колориту застройки» [5, с. 25].
Огромную роль в формировании «светлого» облика нового жилого района города Тольятти внесли новые материалы и технологии. Средства создания колористического образа города стали принципиально иными. Его источником в архитектуре и градостроительном пространстве теперь считали не цвет фасадной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
побелки, а современные строительные и отделочные материалы. При этом, «дешёвого белого», вроде цвета сайдинга, ставшего проклятьем российских городов начала XXI в., в Тольятти не было. Широкое применение при застройке Автозаводского района нашли строительные панели, внешняя поверхность которых сформирована светлыми маленькими квадратными плитками (так называемые «ириски»), в массе которых имеются вкрапления квадратиков другого цвета, например, светло-голубого, бледно- и тёмно-фиолетового, синего, чёрного (рис. 1, 2, 3, 5). Свою лепту в формирование образа «светлого города» внесла облицовка общественных зданий известняком с пористой поверхностью мягких тонов. Цветовыми акцентами в пространстве города стали отдельные здания и их комплексы из жёлтого кирпича (рис. 4).
Рисунок 1 - Тольятти. Жилые дома. Бульвар Гая, 25 и улица Свердлова, 8. Фото И. В. Бурой Рисунок 2 - Тольятти. Жилые дома. Приморский бульвар, 28 и 26. Фото И. В. Бурой
Рисунок 3 - Тольятти. Жилые дома. Ленинский проспект, 28 и 26. Фото И. В. Бурой Рисунок 4 - Тольятти. Жилая застройка квартала 3б. Фото И. В. Бурой
Рубеж 1950 - 1960-х гг. стал временем активного изучения зарубежного опыта по применению алюминиевых сплавов в архитектуре и строительстве. Источником сведений о современном использовании этого материала в данной сфере являлись специальные зарубежные журналы («Aluminium», «Light Metall Age», «Metall» и др.). Кроме информации о химическом составе и механических свойствах алюминиевых сплавов, авторы книг, вышедших в Госстройиздате, раскрывали вопросы использования алюминия в архитектуре. Интерес к этому материалу и возможностям его использования в строительстве СССР был закономерным, так как контрольные цифры развития народного хозяйства на 1959 - 1965 гг. предполагали увеличение производства алюминия в 2,8 - 3 раза по сравнению с 1958 г. [4, с. 3]. Именно недостаток алюминия ограничивал его применение в советской архитектуре и строительстве: к концу 1950-х гг. выпуск происходил лишь в тех объёмах, которые могли удовлетворить запросы других отраслей народного хозяйства [8, с. 15]. Обосновывать целесообразность применения алюминия в каждом конкретном случае заставляла и его дороговизна. Проектирование и строительство нового жилого района в Тольятти в связи со строительством Волжского автомобильного завода (ВАЗ) являлось важным градостроительным проектом эпохи. При строительстве жилых домов алюминий использовали достаточно широко в виде балконных экранов, представлявших собой листы волнистого профиля с защитным декоративным покрытием (кварталы первой очереди строительства). Определённый вклад в формирование образа современного и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
«лёгкого» города внесло армированное стекло, которое в Тольятти применяли в торцовых ограждениях балконов, при остеклении дверей, ведущих к наружным эвакуационным лестницам шестнадцатиэтажных домов Б. Бранденбурга, с их выразительными, очень рельефными зигзагами на боковых фасадах (рис. 6).
Рисунок 5 - Тольятти. Жилой дом. Ленинский пр-кт, 18 (общий вид и два фрагмента фасада).
Рисунок 6 - Тольятти. Улица 40 лет Победы, 116. Фото И. В. Бурой
В сочетании с планировочными приёмами колористическое решение архитектуры Автозаводского района, чутко реагирующей на изменения освещения, в целом даёт ощущение органичного существования города в пространстве. Устойчивость материалов во времени создала условия для сохранения изначального колористического образа жилого района на протяжении длительного времени. Несмотря на появление огромного числа разномастно застеклённых балконов и белых ящиков кондиционеров на фасадах, он оставался достаточно внятным до настоящего времени.
В последние годы на градостроительную среду новых городов, проектирование и формирование которой пришлось на эпоху советского модернизма, обрушилось много критических замечаний. Между тем, пережив строительный бум 1990 - 2010-х гг. и наблюдая его иногда более чем спорные результаты, мы сегодня лучше стали видеть достоинства архитектурно-градостроительной среды, созданной после «оттепели», но всё ещё на её волне, по крайней мере, в Тольятти, новый район которого в своё время был экспериментальной площадкой и образцовым проектом эпохи. Сегодня вызывает недоумение тот факт, что во времена тотального господства индустриального домостроения с бедной номенклатурой изделий, стиль эпохи удалось создать, тогда как при современной свободе выбора строительных и отделочных материалов жилую архитектуру превращают в нечто, напоминающее сооружения из гигантского детского цветного конструктора, помещённые в пространстве реального города.
Здесь хочется привести цитату А. Ю. Броновицкой из текста Д. А. Пригова, в которой особенности восприятия жилых массивов новостроек их жителями показаны через реакцию ребёнка на исторический центр Москвы: «Здесь так тесно и страшно. А у нас светло и просторно» [Цит. по: 2, с. 109]. К этому можно добавить характеристику архитектурного комплекса «Артека» у В. В. Седова: «чувствовалось новое, пропитанное тем светлым и счастливым духом «оттепели», которым веет от всех лучших и от многих посредственных построек того времени» [7, с. 235]. Свет, простор, счастье - эстетическое и этическое соединились в градостроительном пространстве новостроек 1960 - начала 1970-х гг., основой для чего стали, среди прочего, определённым способом выстроенные колористические характеристики архитектуры, на долгое время сохранившей свои свойства благодаря применению современных строительных и отделочных материалов. Не все новостройки производили подобное впечатление, но такие «показательные» градостроительные проекты эпохи как Автозаводский район г. Тольятти - безусловно. Одно из свидетельств этого - устойчивость колористического образа автограда, сохранившегося в сознании горожан, как свидетельствуют результаты опроса, спустя десятилетия.
Список использованной литературы: 1. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 339. Оп. 3. Ед. хр. 2692. 1966-1967.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
2. Броновицкая А. Ю. Открытий город: советский эксперимент // Эстетика «оттепели»: новое в архитектуре, искусстве, культуре / под.ред. О. В. Казаковой. М.: РОССПЭН, 2013. 494 с. С. 100-109.
3. Журавлёв А. М. Архитектура городов советской России. Серия «Строительство и архитектура», вып. 7. М.: Знание, 1984. 48 с.
4. Котляр Е. Ф. Строительные конструкции из алюминиевых сплавов за рубежом. М.: Госстройиздат, 1960. 136 с.
5. Рубаненко Б. Образная организация пространства нового города // Искусство. 1983. № 1. С. 22-28.
6. Рубаненко Б. Р., Образцов А. С., Савельев М. К. Новый Тольятти. М.: Знание, 1971. 64 с.
7. Седов В. В. Артек - земной рай «оттепели» // Эстетика «оттепели»: новое в архитектуре, искусстве, культуре / под. ред. О. В. Казаковой. М.: РОССПЭН, 2013. 494 с. С. 233-237.
8. Тарановский С. В., Хохарин А. Х. Конструкции из алюминиевых сплавов: состояние и перспективы развития. М.: Госстройиздат, 1961. 70 с.
9. Творческая направленность советской архитектуры на современном этапе. М.: Госстрой, 1961. 155 с.
© Бурая И. В., 2017
УДК-624.072.2
Григорьева Л.И., к.т.н., доцент
Магистрант 2 курса ДФО Салпагаров А.М. Институт Строительства и электроэнергетики Сек-Кав. ГГТА, г. Черкесск, КЧР, Россия
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ ФАНЕРНЫХ ОБРАЗЦОВ ФАНЕРЫ МАРКИ ФК НА РАСТЯЖЕНИЕ ПРИ КРАТКОВРЕМЕННЫХ И ДЛИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ
Аннотация
В статье дается обзор фанеры, как конструкционного материала. Приводится методика испытаний фанерных образцов фанеры марки ФК на растяжение при кратковременных и длительных испытания.
Ключевые слова
Фанера, исследование, разрушение, рубашечные слои, рычажная установка, деформации.
Фанера марки ФК разрешается к применению в конструкциях, эксплуатируемых во внутренних помещениях малоэтажных отапливаемых зданиях [2], т.к. она обладает средней водостойкостью. По прочности она не уступает фанере марки ФСФ [3]. Для кратковременных исследований были взяты образцы фанеры марки ФК сорта В/ВВ, фанера семислойная, толщиной 10 мм. ГОСТ 3913-69 [3].
Перед испытанием образцов замерялась влажность электровлагомером ЭФ-2К.Влажность составила
7,2%.
Испытание образцов проводилось на прессе. Образцы имели форму двусторонних лопаточек с шириной рабочей части 10 мм, что более 4-х мм, рекомендованных ГОСТом [2]. Такой размер был предложен Макаровым Г.П. в работе [5].
Было испытано 12 образцов: 6 - вдоль волокон; 6 - поперек волокон.
Выявлен характер их разрушения и произведена статистическая обработка полученного материала.
/
о ч
_64_
36
_90_
64
Рисунок 1 - Образец фанеры.
о
по