УДК 811.161.1
Виктория Геннадьевна Акулова,
студентка 3 курса
института лингвистики и межкультурной коммуникации, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
202101710@pnu.edu.ru
Виктор Николаевич Завьялов,
доктор филологических наук, профессор Высшей школы Русской филологии, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
009408@pnu.edu.ru
КОЛОРАТИВЫ В ПОЭМЕ АЛЕКСАНДРА МОЛОЧНОГО
«АМУРСКАЯ ОДИССЕЯ»
Abstract: Рассматриваются колоративы как важные элементы стилистики художе-ственного текста. На конкретных примерах из поэмы А. Молочного «Амурская Одиссея» показывается, что в колоративах раскрывается от-ношение автора к окружающей действительности. Определены отличия группы цветонаименований в зависимости от контекста и переживаний лирического субъекта. Установлено, что колоративы в поэме способ-ствуют точному и четкому обозначению, создают яркие зрительные об-разы путем выделения отличительных качеств предметов и явлений, окружающих автора.
Keywords: автор; цвет; колоратив; цветонаименование; чувства; лирический субъект.
Victoria G. Akulova,
3d year Student,
Institute of Linguistics and Cross-cultural Communication, Pacific National University, Khabarovsk, 202101710@pnu.edu.ru
Viktor N. Zavyalov, Doctor of Philology, Professor of the Higher School of Russian Philology, Pacific National University, Khabarovsk 009408@pnu.edu.ru
COLOR-DENOTING WORDS (COLORATIVES) IN ALEXANDER MOLOCHNY’S POEM THE AMUR ODYSSEY
Abstract: In the given article coloratives are viewed as important elements of the stylistics of a literary text. Specific literary excerpts from the poem The Amur Odyssey by A. Molochny show that the coloratives reveal the author>s attitude to the surrounding reality. Different types of color-denoting words have been identified; the latter depend on the context and feelings experienced by the lyrical hero. It has been established that the coloratives in the poem contribute to a more accurate depiction, creating vivid visual images via highlighting the distinctive features of the objects and phenomena which surround the author.
Keywords: author, color, color-denoting words (coloratives), color designation, feelings, lyrical hero / subject
LMl
marieti
© Акулова В. Г., Завьялов В. Н., 2024
Введение
Александр Молочный - автор нескольких поэтических сборников. Его творчество не очень известно широкому кругу ценителей данного литературного жанра, однако обладает большим художественно-образным потенциалом, который легко раскрывается каждому, кто погружается в стихию строф поэта. Основной лейтмотив творчества А. Молочного - мир природы дальневосточного региона и, прежде всего, бассейна реки Амур. Произведения А. Молочного передают весь колорит этой реки и прилегающих к ней территорий. Невозможно не обратить внимание на чуткое и нежное отношение автора ней. И хотя поэзия А. Молочного, на первый взгляд, выглядит вполне традиционной, она наполнена собственным художественным своеобразием, которое требует самого пристального анализа. В первую очередь, это касается высокочастотного употребления в ней колоративов, что, несомненно, обусловлено тематикой творчества автора. Показательной в этом плане является поэма «Амурская Одиссея», в которой описывается путешествие А. Молочного, заядлого рыбака, и его друзей (таких же одержимых удильщиков рыбы) по Амуру на моторной лодке.
Исходя из сказанного, цель настоящей работы - анализ употребления колоративов в поэме А. Молочного «Амурская Одиссея» [1]. Научная новизна заключается в исследовании поэзии А. Молочного, которая в литературоведении практически не представлена. Отсутствуют и работы, в которых было бы проанализировано употребление колоративов в творчестве дальневосточных авторов.
Материалы и методы
На материале поэмы А. Молочного описываются колоративы, выделенные методом сплошной выборки. Кроме того, в работе применяются традиционные методы филологического исследования поэтического текста: учитываются особенности проявления образа автора, функционирование тропов, специфика построения изобразительно ряда, лексические инструменты создания художественного образа [2].
Выявлены одиннадцать цветовых групп, в каждой из которых проанализированы особенности функционирования обозначений цвета в художественном тексте поэмы.
Результаты
Анализ лексического материала из поэмы А. Молочного «Амурская Одиссея» показывает значимость колористических элементов в стилистике целостного произведения. Колоративы позволяют реализоваться изобразительно-выразительным задачам поэтического текста: создают визуальный ряд, служат выражению авторского субъективного мировосприятия, раскрывают образ лирического героя.
Обсуждение
Колоратив - это языковая или речевая единица, чей корневой морф
Виктория Геннадьевна Акулова, Виктор Николаевич Завьялов КОЛОРАТИВЫ В ПОЭМЕ АЛЕКСАНДРА МОЛОЧНОГО «АМУРСКАЯ ОДИССЕЯ»
семантически или этимологически связан с цветонаименованием. Цвет всегда имел большое значение в жизни человека, поэтому в литературе слова-цветообозначения становятся своеобразными символами, а каждый отдельно взятый колоратив занимает свое определенное место в цветовой картине художественного произведения, ибо хорошо известно, что все, что подчинено творческому заданию, превращается в поэтический прием. Имеется много работ, посвященных самым различным сторонам семантики цвета русского языка [3].
Мы полагаем, что именно цветовая лексика позволяет прочувствовать те мысли, которые закладывает автор в каждую строчку, в каждое слово.
«Цвет - это продукт света, который вызывает эмоции», - писал Гете в работе «Учение о цвете» [4], а по мнению современного исследователя А. О. Ищановой, «выстраивание логических цветовых параллелей, соотнесение их с событиями и образами героев позволяет повысить уровень языковой зоркости и аналитического мышления. Лингвистический анализ художественного текста дает возможность увидеть то взаимодействие изобразительно-выразительных средств, которое представляет собой динамическое единство и ощущается в живом движении контекста» [5].
Мутный
В литературе мутный оттенок упоминается нечасто и практически всегда передаёт негативную коннотацию.
«Холодная муть» (с. 2)1. В данном случае подразумевается прозрачный цвет с частичками, которые создают муть. Мы чувствуем отстранённость, депрессивность на уровне саморазрушения.
Шуя
m&rieti
Синий/голубой
«Голубеющий Хехцир» (с. 13) - это эпитет, передающий возвышенность и недостижимость массива сопок. Хехцир как будто где-то далеко, но при этом мы точно видим его. Он привлекает внимание своим оттенком на фоне грубой серости.
«Воды - синьки синей» (с. 18). Слово «синька» имеет множество значений. В разговорном языке синька - это синий пигмент, применяемый для подкрашивания белья при стирке. Наряду с этим может иметься в виду синяя глина или (в разговорном языке) алкоголь. В данном случае могут подразумеваться все значения, потому что воды могучей реки Амур не только пленяют, но и опьяняют. Чтобы получить состояние эйфории, достаточно просто глянуть на скоростное течение. Хочется отметить, что тавтология-плеоназм вполне оправдана и усиливает эмоциональную окраску. Но, с другой стороны, в этом примере имеет место именно авторское восприятие амурской воды, так как в силу морфологии русла, по которому течет, она желто-песочного цвета.
«Небо вылилось первозданной синевой» (с. 26) - здесь синий цвет обретает значение чистоты, невинности, рая. Автор показывает глубокое умиротворение, которое он испытывает, находясь на берегу реки. Как
1. Все цитаты из поэмы А. Молочного «Амурская Одиссея» приводятся по указанному изданию - [1] с обозначением страниц в круглых скобках - В.А., В.З.
прекрасно понимать, что всё в мире взаимосвязано. Небо сливается с рекой и наводит на мысль о бескрайности нашего чудесного мира.
«Неба синева»(с. 42) - небо такое же таинственное и глубокое, как и вода.
Желтый
Желтый цвет всегда вызывал много споров. У всех людей разнятся чувства при виде желтого. Данный цвет может выступать и как обозначение счастья, и как ассоциации с болезнью и горем.
«Желтые травы» (с. 13) - яркий акцент в окружающем пейзаже. Трава, конечно, желтеет осенью. Осень традиционно считается завершением жизни для многих растений, после неё будет зима, холод и уныние. Но это будет потом, сейчас желтая трава радует глаз, даёт надежду. Мы понимает, что это всего лишь период, всего лишь время года. Автор показывает цикличность природы как цикличность жизни человека. После каждой потери нас ждёт что-то великое.
«Желтаязаря» (с. 17) - заря - совокупность красочных световых явлений в атмосфере, наблюдаемых при закате солнца или перед его восходом и представляющих собой закономерную смену окраски неба. По другому определению, это явление наблюдается после заката или перед восходом солнца, т. е. в основном во время сумерек. Данный эпитет можно также сравнить применить к описанию жизни, ибо жизнь имеет не только белые и чёрные полосы, но и многочисленные другие цветовые оттенки.
Зеленый
«Изумрудно сверкает зелень» (с.17) - изумрудный - один из оттенков зелёного, он преимущественно холодный, но при этом очень яркий и насыщенный. В контексте произведения этот цвет символизирует спокойное величие.
«Природа изумруд являла» (с. 42) - в данной метафоре заключена сама жизнь, расцвет жизни.
«Луг заснул волнами - изумрудно» (с. 150) - констатация покоя и даже детского мироощущения автора.
«Зелёный простор» (с. 154) - очень редко зелёный цвет ассоциируется со свободой, но в этой строчке именно так. Кроме того, «зелёный простор» обозначает лесной массив разных оттенков зеленого цвета.
Золотой
«Песок, как золото в воде» (с. 52) - сравнение явлений природы с драгоценностями показывает, как дорого душе то, что ее окружает, хотя это богатство ни за какие за деньги не купить, потому что оно, как говорится, вещь сама в себе, и открывается только тем, кто этого заслуживает.
«Берег золотой» (с. 66) - стоит обратить внимание, что автор использует не золотистый цвет, а именно золотой. Это цвет, который обозначает доверие, силу и свет.
«Песок искрится золотистый» (с. 98) - Ассоциация золота с
принадлежностью к царственному, королевскому, рождает мысль о песке как о великом даре природы.
Виктория Геннадьевна Акулова, Виктор Николаевич Завьялов КОЛОРАТИВЫ В ПОЭМЕ АЛЕКСАНДРА МОЛОЧНОГО «АМУРСКАЯ ОДИССЕЯ»
Серый и его оттенки
Серый - обязательное дополнение к чистым цветам. В реалистической живописи исключительно чистыми спектральными цветами создать полноценное изображение едва ли получится. Серый цвет нередко ошибочно считают лишь цветом скуки и депрессии, хотя на самом деле он может символизировать и спокойствие, а также нейтральность и стабильность. Считается, что этот цвет оказывает расслабляющее воздействие на психику, помогает упорядочить мысли. По мнению исследователя А. Р. Хамидовой, «серый символизирует безликость (серая мышь) и что-либо неинтересное, скучное (серая жизнь) в оценочной сфере; в гносеологической сфере -невыделенность (серый кардинал); в социальной сфере - нелегальность (серый товар, серый импорт) [6].
«Серая мгла» (с. 40) - в данном случае образ скорее унылый, чем нейтральный или какой-то еще. Передается стресс и напряжение перед грядущим дождем.
«Дымчатыйберег» (с. 89)-дымчатый, т.е. сероватого цвета, напоминающий по цвету дым. Автор показывает отдаленность берега и плохую видимость в условиях непогоды.
Серебристый
«Играет выдра в серебре» (с. 60). Выдра словно очеловечивается. Это уже не дикий зверь, но ребёнок, своей игрой заставляющий нас вспомнить собственное детство, беззаботное и счастливое время. Выдры, как известно, обитают в водоемах, а это значит, гладь реки отдает серебром. Благородный драгоценный металл с виду кажется холодным, но, когда на него попадает луч света, его поверхность начинает играть бликами, как и в данном случае плывущая и резвящаяся выдра.
«Серебрится луг» (с. 71). Луг, застланный цветами, играет разнообразными красками, словно молодая девушка.
Красный и его оттенки
Красный чаще всего ассоциируется со страхом, страстью, агрессией.
«КраснаяЛуна» (с. 68) - весьма мистифицированный образ. Всё страшное выходит из своих убежищ. Кажется, что лирический субъект, прогуливаясь ночью рядом с рекой, вот-вот встретит русалку или ведьму.
«Красная дорога» (с. 90) - здесь, несмотря на то, что красный является тёплым оттенком, мы чувствуем холод и отстранённость.
«Кровавая свобода» (с. 60) - в этом словосочетании речь идёт о небе. Солнце не просто находится на небе и освещает собой человеческую жизнь. Солнце горит, а вместе с ним горит и небо. Однако этот оттенок не вызывает тревоги, наоборот, это цвет жизни и тепла. Огонь неба не обжигает, он как будто сливается с природой в немыслимой гармонии.
«Огнём сияли небеса» (с. 77) - образ ребяческой живости и бодрости.
«Алые стоки» (с. 85) - алый - это самый яркий оттенок красного, который традиционно обозначает удачу. В данном контексте этот эпитет обозначает
богатство амурских волн.
Красный цвет и его оттенки в поэме автор использует чаще всего. Данный колоратив раскрывается по-разному. Это и покой, и мистика, и холодность [7]. Автор пытается описать каждую деталь окружающего его пейзажа и передать ее читателю.
Черный
А. Р. Хамидова пишет, что «черный в этической и оценочной сферах символизирует подлость (черное сердце, черная неблагодарность); в социальной сфере - нелегальность (черный рынок); в эмоциональной сфере это символ безнадежности (черная тоска, видеть все в черном цвете / черных тонах)» [8].
«Глина чёрная, как сажа»(с. 69).
В разных культурах чёрный цвет имеет разное значение (появление человека на свет, вступление в брак, траур). Но в этом сравнении, как мы полагаем, представлено значение строгости и элегантности, несмотря на то, что глина и сажа чаще ассоциируется с грязью. Тем не менее, в философском смысле в природе нет грязи как таковой. Она изначально задумана, как что-то очень красивое и этот факт нельзя исключать при восприятии данного сравнения.
«Ночная чернь» (с. 46).
Вызывает ассоциации пустоты, одиночества, предательства.
«Чёрная роща» (с. 100).
Роща чёрная не потому, что пустая, а потому, что в ней так много цветов, что издали они смешались в черный цвет, словно краски в палитре.
Белый
Белый цвет, как и чёрный, в разных культурах имеет различное значение, но чаще всего обозначает непорочность, чистоту, правду.
По мнению А. Р. Хамидовой, «Белый в этической и оценочной сферах - это символ нравственной чистоты (Рубаха черна, да совесть бела), добра, всего, что делается во благо (белая магия); в социальной сфере - символ легальности (белая зарплата); в гносеологической сфере - выделенности (белая ворона)» [9].
«Пена цвета молока» (с. 93) - молочный цвет - это теплый оттенок белого. Автор понимает, что, используя данный художественный троп, он показывает Амур со стороны спокойствия и уравновешенности. Это необычно для литературы. Чаще всего большие реки изображаются быстрыми, холодными, опасными. Здесь же все наоборот: волны реки словно нежно ласкают, хотя движение вод остается быстрым, из-за чего и образуется пена.
Бурый
Бурый цвет - один из оттенков коричневого цвета. Употребление слова часто относится к неточно определённым цветовым тонам и оттенкам. Относительно однозначные оттенки бурого цвета отражены в словосочетаниях «бурый медведь» и «бурый железняк».
«Протока бурая» (с. 95) - автор создает живописный образ. Кристально чистая вода медленно бежит по протоке, но кажется она бурой из-за земли
Виктория Геннадьевна Акулова, Виктор Николаевич Завьялов КОЛОРАТИВЫ В ПОЭМЕ АЛЕКСАНДРА МОЛОЧНОГО «АМУРСКАЯ ОДИССЕЯ»
на дне. Здесь в прямом смысле имеется в виду хорошая экология, до которой ещё не смог добраться человек.
Заключение
В поэме «Амурская Одиссея» Александра Молочного используется одиннадцать наименований цветов, имеющих в целом очень противоречивую коннотацию. В работе определены отличия группы цветонаименований в зависимости от контекста и переживаний лирического субъекта. Установлено, что колоративы в поэме способствуют точному и четкому обозначению, создают яркие зрительные образы путем выделения отличительных качеств предметов и явлений, окружающих автора.
Приведенные материалы и наблюдения показывают, насколько богато и разнообразно в поэме А. Молочного «Амурская Одиссея» применение колоративов, которые способствуют точному и четкому обозначению, создают яркие зрительные образы путем выделения отличительных качеств.
Наблюдения над функционированием колоративов в литературе привели к выводу, что в современном русском литературном языке семантика цветов очень разнообразна.
Список источников
1. Молочный А. П. Амурская Одиссея. Хабаровск : Приамурские ведомости, 2010. 157 с.
2. Маслова В. А. Филологический анализ поэтического текста. Минск : Высшая школа, 1997. 220 с.
3. Ищанова А. О. Семантика красного цвета в лирике В. Высоцкого // Жанрово-стилевые искания в художественной литературе: материалы Всероссийской научной конференции. Астрахань : АГУ, 2019. С. 97-99 ; Обухов Я. Л. Желтый цвет // Журнал практического психолога. Москва, 1997. No 2. С. 65-79 ; Его же. Красный цвет. // Там же. Москва, 1996. No 5. С. 39-47 ; Перфилова М. Н. Говоры русского языка как уникальный источник изучения семантики слова (на примере лексики цвета) // Экология языка и речи: Материалы VIII Международной научной конференции. Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2019. С. 188-192 ; Гете И. В. Учение о цвете. Теория познания. Москва, 2016. С. 15.
4. Гете И. В. Указ. соч. С. 15.
5. Ищанова А. О. Указ. соч. С. 97.
6. Хамидова А. Р. Семантический аспект изучения цветообозначений в русском языке. Уфа : Вестник ЧГПУ, 2012. № 11. С. 320-327.
7. Стаканова Н. М. Коннотативный аспект семантики красного цвета в русских паремиях и художественных произведениях // Актуальные вопросы современной филологии: теория, практика, перспективы развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Краснодар : КГУ, 2019. С. 179-181.
8. Хамидова А. Р. Указ. соч. С. 323.
9. Там же.