КОЛОМЕНСКОЕ В 1900-1920-Х ГОДАХ
О.Б. Бокарева, ст. науч. сотр. Архив РАН (Россия, г. Москва)
Б01: 10.24411/2500-1000-2020-10924
Аннотация. Статья знакомит читателей с историей возникновения музея-заповедника на месте бывшей царской резиденции в Коломенском. Первым директором музея был архитектор-реставратор П.Д. Барановский. События, происходившие в это время в Коломенском, были полны драматизма. Но благодаря этим обстоятельствам подмосковная усадьба стала государственным музеем-заповедником.
Ключевые слова: Коломенское, музей-заповедник, П.Д. Барановский, Музей деревянной архитектуры (зодчества) под открытым небом.
Коломенское в конце XIX - начале XX вв. было подмосковной усадьбой, принадлежавшей царской династии Романовых с сохранившимися древними памятниками археологии и архитектуры. Хотя значение усадьбы трансформировалось, а дворцовые владения продолжали социализироваться. Этому способствовали удаленность от центра города с размеренной жизнью населения, социальный состав проживающих (зажиточные семьи крестьян Богачевых, Сорокиных и др., купцы-старообрядцы), использование древних памятников в качестве объектов инфраструктуры (в строениях на территории Государева двора располагались родильный дом, комнаты для сдачи в аренду наемным рабочим и творческой интеллигенции, мастерские, кабак; в Павильоне 1825 года - больница, общественный клуб-чайная, школа).
В связи с празднованием 300-летнего юбилея Дома Романовых предполагалось посещение членами царской семьи Коломенского. В 1913-1916 гг. в древней усадьбе проводились реставрационные работы под руководством архитекторов И.В. Рыльского и Б.Н. Засыпкина. Были сделаны архитектурные обмеры и выполнена фиксация памятников фотографическим способом. Также была проведена первая археологическая разведка вокруг храма Вознесения Господня с исследованием «царского места» галереи второго яруса для уточнения датировки каменного трона, поскольку в 1872 г. архитектор
Н.А. Шохин предположил, что ярус является поздней постройкой. Шатер храма был перелицован кирпичом (с клеймами «1914»).
Революционные настроения осени 1916 г. - зимы 1917 г. дошли до Коломенского. После отречения императора Николая II от престола усадьба стала известна своей реликвией - обретенной в подклете храма Вознесения Господня «Державной» иконой Богоматери (после революции икона хранилась в ГИМе, затем была передана в церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском).
Бывшая царская усадьба с действующими храмами сначала находилась под контролем Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (действовал с 1910 г. при Министерстве внутренних дел Российской империи) и Совета по делам искусств (находился при комиссаре Временного правительства), затем - Военно-революционному комитету, Комиссариату исторических имуществ, московскому отделу Всероссийской кол-легвошел ии по делам музеев и охране памятников искусства и старины, Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины (при Народном комиссариате просвещения РСФСР). Заведующей отделом была назначена Н.И. Седова-Троцкая, ее заместителем стал И.Э. Грабарь (совмещал с должностью председателя подотдела Национального музейного фонда) [1]. С отделом были связаны известные деятели науки и культуры
(Р.И. Клейн, А.Н. Бенуа, С.В. Бахрушин, М.М. Покровский), управленцы (Г.С. Ят-манов).
Вскоре были изданы важные законодательные акты, касающиеся бывших царских усадеб: «Декрет о земле» (царские и церковные владения с усадебными постройками, с рабочим скотом и инвентарем были переданы в распоряжение земельных Комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов), «Декрет о конфискации имущества низложенного российского императора и членов бывшего императорского дома» (была произведена национализация предварительно отобранных Всероссийской коллегией по делам музеев ценностей, которые до революции были под охраной Министерства императорского двора), «Декрет о регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (была введена государственная регистрация объектов).
В Московской губернии сотрудниками Музейного отдела было обследовано более 150 усадеб. Коломенское стало объектом историко-культурного наследия.
Этому способствовала деятельность архитектора-реставратора П.Д. Барановского (1892-1984). В рамках заседаний Музейного отдела, по приглашению И.Э. Грабаря, Барановский сделал доклад «О научных задачах организации Музея русской деревянной архитектуры на открытом воздухе в Коломенском» (1 августа 1920 г.), что стало предпосылкой к созданию музея [2].
В основу доклада были положены результаты архитектурных обмеров Б.Н. Засыпкина и личные наблюдения П.Д. Барановского, а также идея правительства передать культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания». Доклад соответствовал темам Первой всероссийской конференции по делам музеев (централизованное управление музеями, разделение музеев по типам, видам и профилям).
С осени 1920 г. по февраль 1921 г. с целью контроля Музейного отдела в Нар-компросе РСФСР был создан Академиче-
ский центр, в который вошел Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства и старины (Главмузей). В январе 1922 г. Главмузей был преобразован в Главное управление научными и научно-художественными учреждениями (Главнаука). В состав Главнауки вошел Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины (Музейный отдел Главнауки).
В 1921 г. был издан «Декрет об охране памятников природы, садов и парков» (ст. 492: «объявлен неприкосновенным памятником садово-парковой культуры музейно-академического значения древнейший парк России в селе Коломенском»). Садово-парковая часть усадьбы была взята под контроль.
П.Д. Барановскому было поручено осмотреть памятники в Коломенском, описать их состояние «на предмет выявления нуждающихся в ремонте и в отоплении зданий». С 1922 г. под его руководством начались проводиться ремонтные работы.
В ходе осмотра памятников ученый делал записи: «Состояние [объектов] очень тяжелое: у Передних ворот - 2-х этажные полуразрушенные корпуса. Во Фряжских погребах - свинарник. В Приказных - конюшни (стояли кони и жевали сено). В кладовых и ледниках хранились яблоки и груши из бывших царских садов. В Сытном дворе был устроен трактир, затем наверху располагалась школа с начальными классами, там же жил учитель. Внизу, в Клюшничьих палатах, был хлев и помойная яма. Территория «дворика» и парка, захламленная сараями, курятниками - запущена. В Коломенском 4 действующих храма: ц. Вознесения, ц. Георгия Победоносца (имеет приход, что и храм Вознесения; туда ходят жители с. Коломенского и Нагатина; храм св. Георгия был теплый, в нем шла служба зимой), ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дьякове (к ней приписаны крестьяне из с. Дьяково, деревни Беляево и Хохловка), дворцовая церковь Казанской иконы Божией Матери -для крестьян из деревни Новинки, Штатная слобода, Садовники. В с. Коломенском и на Штатной слободе - дома священников действующих церквей»). Ввиду такого
положения дел им был поставлен вопрос перед правительством о передаче Коломенского в ведение Главнауки.
10 февраля 1923 г. вышло постановление Главнауки Наркомпроса, согласно которому П.Д. Барановский получил мандат на организацию музея в Коломенском и должность заведующего (руководил музеем на протяжении десяти лет). Началась его неустанная деятельность по музеефи-кации исторических памятников Коломенского.
13 февраля 1923 г. по постановлению Московского городского совета и по инициативе ученого был закрыт храм в Дьякове. Имущество храма, ценные предметы XVI-XVII вв. были переданы в музей. Это вызвало «крайне недоброжелательное отношение местного крестьянства к появлению музея».
В марте 1923 г. храм Вознесения Господня с имуществом вместе с имуществом церкви св. Георгия Победоносца (иконостас 1880-х гг., шитая плащаница с монограммами митрополита Фотия 1410 г., подсвечник и аналой из кедрового дерева, под которым обучался Петр I) были взяты под охрану. В храме Вознесения Господня была устроена антирелигиозная экспозиция.
Музею были переданы два жилых дома в «Поповом переулке», которые принадлежали священнослужителям местных церквей (по Большой улице и в Штатной слободе). (Ныне в одном из домов расположен экскурсионный отдел).
В церкви Казанской иконы Божией Матери продолжались богослужения и совершения треб. Некоторые требы, по мнению П.Д. Барановского, мешали сотрудникам и посетителям музея: «Вместо атеистической пропаганды получалась церковная пропаганда».
В этот период общей тенденцией в музейном деле стало освоение культурных ценностей, реорганизация музеев и перевод некоторых из них на положение филиалов (постановление ВЦИК РСФСР «О специальных средствах на содержание культурных ценностей РСФСР»).
П.Д. Барановским была установлена входная плата в музей (варьировалась от 1 до 10 рублей).
К весне 1923 г. помимо П.Д. Барановского в Коломенском находились сотрудники: хранитель архитектурных памятников И.И. Михайлов (заведующий местной школой), дореволюционный сторож бывшего дворцового управления (фамилия не установлена), хранитель памятников природы М.С. Яскевич (заведующий Коломенским совхозом).
12 февраля 1924 г. П.Д. Барановский сделал доклад на заседании архитектурно-реставрационного отделения Отдела музеев Главнауки. В докладе была высказана идея об организации музея под открытым небом - Музея архитектурных памятников в Коломенском.
Главнаука Наркомпроса утвердила план организации Музея архитектурных памятников в Коломенском (в качестве отделения «Музея Василия Блаженного») [3].
11 мая 1924 г. от П.Д. Барановского и его коллег поступило письмо в Музейный отдел Главнауки, в котором Коломенское было названо Государственным Музеем Архитектурных Памятников, а также были указаны общая площадь музея («52 десятины 984 кв. саженей») и его местонахождение («за Серпуховской заставой в 2,5 км от завода им. Карпова, проезд трамваем № 33 и № 18»).
В июне 1924 г. комиссией ВЦИК РСФСР было принято решение о «создании управления музеями-усадьбами, монастырями и храмами» (13 объектов, в том числе «Покровский собор (Храм Василия Блаженного) с Грузинской, Дьяковской и Коломенскою церквами»). Постановление СНК РСФСР от 17 февраля 1925 г. закрепило Коломенское и Дьяково в качестве отделений музея «Покровский собор» (общей площадью 26 га).
25 июля 1924 г. особый статус получил парк в Коломенского, находившийся под охраной Музейного отдела Главнауки НКПроса РСФСР [4].
В 1924-1925 гг. П.Д. Барановский был на длительных судебных заседаниях по поводу выселения жильцов из музейных помещений (освобождены Сытный двор и
часовая башня). Он поставил вопрос о закрытии Дьяковского кладбища (было закрыто в 1961 г.), поскольку похоронные процессии мешали проведению экскурсий: «Похороны производили тяжелое впечатление на посетителей музея, поскольку процессии шли по липовой аллее от Казанского храма через Главные ворота, на Вознесенскую площадь, далее к Дьяковскому оврагу, в гору к Дьяковской церкви на Дьяковское кладбище».
Местные жители также продолжали пасти скот в Дьяковском овраге, что осложняло работу по охране флоры и фауны.
Усадьба была разделена на две части: музейную (с историческими зданиями и парком) и фермерскую (с фруктовым садом, находившимся в ведении Управления огородами и фермами МОЗО). Земельная запись музея была сделана 19 апреля 1926 г. сотрудниками Губземотдела Тарасовым и Лихачевым (по акту №37438/1735 от 05.01.1926 г., выданному Московской уездной земельной комиссией).
Обустройство инфраструктуры музея велось очень активно. П.Д. Барановский провел ремонтные работы второго этажа Сытного двора (для ввода в действие 6 музейных помещений), начал обустройство во Фряжских погребах и в Павильоне 1825 года, приспособил «сводчатую палату у часобитной башни» под столовую для посетителей, рядом сделал комнату для ночлега.
8 июня 1926 г. Наркомпрос РСФСР выпустил протокол № 24/684 о переименовании музея-филиала в музей «Архитектурные памятники Коломенского» также на правах отделения музея «Покровского собора».
Но уже в следующем году П.Д. Барановский поставил вопрос о возможности получения самостоятельного статуса музею в Коломенском. Решение заседания музейной комиссии было озвучено в протоколе от 21.01.1927 г.: «выделение Музея «Коломенское» (филиал храма Василия Блаженного) в самостоятельный музей пока преждевременно». Но следовало «предложить Управлению Усадьбами провести особым постановлением возможную автономность «Коломенского»
от Музея «Василия Блаженного» в административном, хозяйственном и научном отношении». Предусматривалось «не позже 1 апреля пригласить в «Коломенское» сверхштатного помощника-хранителя с оплатой ему спецсредств Управления», а также «ускорить проведение персонального оклада заведующего Музеем П.Д. Барановского, освободив заведующего от ряда чисто канцелярских и хозяйственных забот».
Первый русский музей деревянного зодчества под открытым небом - «Русский Скансен» - начал формироваться в Коломенском. Первым деревянным памятником стала Медоварня, хозяйственная постройка XVII в., которая была привезена П.Д. Барановским из подмосковного села Преображенское в разобранном виде (это сруб из остатков царского Преображенского дворца использовался в качестве сарая Никольским Единоверческим монастырем).
Бюджет музея состоял из выделяемых государственных средств и арендной платы (за использование музейных помещений, части фруктовых садов, лодочной пристани, за сдачу земель для покосов колхозу).
Напряженные отношения с местными жителями сохранялись. Они подали заявление с просьбой вернуть колокол, приобретенный ими в 1914 г., для новой деревянной церкви, которую они собирались построить вместо закрытых.
В музее была хорошая посещаемость. В специально отведенные дни на экскурсии приходили рабочие. Летом в усадьбу приехал А.В. Луначарский. Экскурсию для наркома просвещения проводил П.Д. Барановский. О древней усадьбе он говорил так: «С[ело] Коломенское - любимое имение великих князей и царей московских. Там были непроходимые заросли орешника, черемухи, дикой малины, земляники, трав и полевых цветов».
Постановлением СНК РСФСР от 17 июля 1928 г. архитектурные памятники Коломенского были переданы Государственному историческому музею «в качестве отделения» (филиала на открытом воздухе) «на основании предложения Управле-
ния Музеями-Усадьбами от 29 февраля 1928 г. за № 339» (Акт о передаче № 1266/а от 14 марта 1928 г.).
22 августа 1928 г. повторно был подтвержден особый статус парка Коломенского.
В периодике того времени сохранилась интересная заметка: «В далекое прошлое ушли мрачные времена царизма. Ныне в Коломенском передовой колхоз, «Огородный гигант», три школы, клуб; в бывшей усадьбе - музей».
В 1929 г. в Коломенском был закрыт Георгиевская церковь (с целью проведения реставрационных работ). Имущество было передано музею, ряд икон перенесли в храм Казанской иконы Божией Матери. Вопрос о прекращении служб в этом храме также был поставлен (она была закрыта в 1941 г.).
К этому времени была завершена графическая реконструкция северного портала церкви Вознесения Господня. Один фрагмент был восстановлен в натуральную величину.
В музее проводились археологические раскопки на территории Государева двора, у храма Вознесения Господня, между Во-довзводной башней и Георгиевской колокольней. Эти раскопки продолжались до 1933 г.
Спелеолог и археолог И.Я. Стеллецкий (1878-1949) пытался найти в Коломенском
данию, существовал подземный ход из алтаря Казанского храма к церкви Вознесения Господня). Его раскопки вызвали возмущение П.Д. Барановского. Вскоре из ОГПУ пришел запрос на И.Я. Стеллецкого, его деятельность в музее была прекращена.
П.Д. Барановский начал выселение проживающих в Сытном дворе, отреставрировал погреб и чулан, построил кирпичную лестницу.
Под его руководством был разработан подробный экспозиционный план (предполагалось задействовать под выставки помещения Приказных и Полковничьих палат, а также Сытного двора). При нем состоялось открытие «первой тематической постоянно действующей выставки» «Строительная техника и строительное искусство эпохи разложения феодализма» в Сытном дворе. Экспозиция состояла из четырех разделов: камень, дерево, железо, стекло. Основу экспозиции составили экспонаты строительного искусства XVII-XIX вв. Ее оформление - образцовые экспликации и этикетаж.
В работе П.Д. Барановскому помогали сотрудники, консультанты музея: И.Ф. Барщевский, Е.И. Гачин, М.А. Гра, В.И. Шелапутин, Г.Г. Антипин,
М.В. Мирожина, Д.П. Сухов,
Л.С. Ретковская, Н.А. Стулов,
Н.Н. Свешников, Л.А. Давид.
библиотеку царя Ивана Грозного (по пре-
Библиографический список
1. Коломенское: Материалы и исследования. - М., 1991. - Вып. I. - 113 с.
2. Научный архив МГОМЗ. Барановский П.Д., Маракулина А.Н. История музея (экспозиционный план, историческая справка о музее, графики данных о музее) за 1924-1939 гг. Оп. 1. Д. 212. 84 л.
3. Научный архив МГОМЗ. Выписки из документов о принятии архитектурных памятников, переписка об организации музея, выделение из музея «Василия Блаженного», за 1923-1934 годы. Оп. 1. Д. 156. 90 л.
4. Научный архив МГОМЗ. Гра М.А. История музея «Коломенское» с 1922 г. Оп. 1. Д. 94. 42 л.
KOLOMENSKOYE IN THE 1900-1920'S
O.B. Bokareva, Senior Researcher Archive of Russian Academy of sciences (Russia, Moscow)
Abstract. The article introduces readers to the history of the Museum-reserve on the site of the former Royal residence in Kolomenskoye. The first director of the museum was the architect-restorer P.D. Baranovsky. The events that took place at that time in Kolomensky were full of drama. But thanks to these circumstances, the Moscow estate became a state museum-reserve.
Keywords: Kolomenskoye, museum-reserve, P.D. Baranovsky, an open-air Museum of Wooden Architecture.