Научная статья на тему 'Коломенское: летний Кремль'

Коломенское: летний Кремль Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коломенское: летний Кремль»

Коломенское: летний Кремль

Джанджугазова Е.А.

Наверное, любознательному читателю будет интересно узнать, что в допетровской Руси в Москве было два Кремля. На самом деле в Кремле на Красной площади царь жил зимой, а летом со всем двором и домочадцами переезжал в Коломенское с его яблоневыми садами, заливными лугами, поближе к реке на свежий воздух. Сегодня Коломенское — это почти центр огромного мегаполиса, а когда-то было ближним селом с летней царской дачей. Но в те далекие времена лето на Руси длилось не на три месяца, как сейчас, а с праздника Пасхи до праздника Покрова. Вот и выходило полгода неторопливой дачной жизни в очень полюбившемся нашими государями селе Коломенском, которое в XVII веке, при втором из династии Романовых — Алексее Михайловиче Тишайшем, становится его официальной царской резиденцией или летним Кремлем. Живя в Коломенском, государь мог не ехать по летнему солнцепеку в Кремль, что на Красной площади, а прямо на Государевом дворе своей летней резиденции

принимать иноземных послов, издавать указы и править страной.

Коломенское — одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V—III тыс. до н. э.). Уникальный культурный ландшафт Коломенского сформировали многие поколения живущих на этой земле людей, любивших эти живописные места. Первые письменные упоминания о Коломенском относятся к XIV в. и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты (1336 и 1339 гг.).

Коломенское сыграло важную роль в судьбоносных для нашего государства событиях. Так, по свидетельству исторических источников, здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 г. и войска Петра I после Полтавской битвы 1709 г., собирались в военные походы дружины великих князей Московских. Кроме того, само

Дж. Кваренги. Панорама сел Коломенское и Дьяково. 1795 г.

Мистика места

83

МИСТИКА МЕСТА

место, на котором находится Коломенское, представляет собой особый тип пространства, сконструированного мифологическим сознанием многих поколений людей, воспринимающих эту территорию через призму существующих легенд, эпоса, народных преданий. При этом мифология места обычно строится на реальных исторических фактах, которые свидетельствуют о давности освоения территории.

Это особенно характерно для Коломенского, где неподалеку от центра усадьбы, в Дьяково, на округлом холме с плоской вершиной 2,5 тыс. лет назад возникло древнейшее поселение на территории Москвы — Дьяково городище, давшее название археологической культуре. Недавно археологами были обнаружены селения раннего средневековья (VIII—X вв.) в центральной части Коломенского, а также уникальное селище Дьяково-пойма — древнерусская деревня XI—XII вв. у подножия Дьяковского холма. С этими местами и сегодня, в век глобальных информационных технологий, связывают необъяснимые и таинственные события, которые время

от времени происходят с людьми.

Попадая в Коломенском на территорию Государева двора, внимание приковывает церковь Вознесения Господня, построенная в честь рождения первого русского царя (рода Рюриковичей) — Ивана Грозного.

Удивляет не только загадочность уникальной архитектуры, а само чудо ее существования, поскольку в советский период богоборчества этот храм, символизирующий начало самодержавия на Руси, сохранился воистину чудесным образом. Это стало возможным благодаря самоотверженной и подвижнической деятельности замечательного архитектора Петра Дмитриевича Барановского, который добился учреждения в Коломенском музея народного творчества и стал его первым директором.

Конечно, в Москве много красивых и памятных мест, но Коломенское — место особенное, и Барановский понимал, что музей будет его охранять. Так и вышло: лихие времена прошли стороной, не тронув ни церковь Вознесения Господня (1532 г.), ни до сих пор действующую Казанскую церковь (1651 г.), ни Георгиевскую колокольню (1530-е гг.), ни Спасские ворота, ни Передние, ни знаменитые яблоневые сады. Они и сих пор радуют москвичей! Каждую урожайную осень гуляющие по территории заповедника собирают с мягкой теплой травы душистые с легкой кислинкой яблоки.

Внимательно рассматривая Воскресенский храм, многие замечают, что под купольным крестом расположен полумесяц, и пытаются свя-

Храм Вознесения Господня

Яблоки в Коломенском

84

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Коломенское: летний Кремль

зать этот факт с исламом, но на самом деле никакой связи нет. Дело все в том, что Православие пришло на Русь из Византии, а все византийские императоры носили на груди украшение в виде перевернутого полумесяца — цату (цата — полумесяц, лунный серп, означает царскую власть).

И если мы видим под крестом цату, то это означает, что церковь построена на царской земле и на царские деньги.

А наше Коломенское — это, как известно, летний Кремль. С этим храмом связана еще одна удивительная и судьбоносная история. В подклети церкви Вознесения, построенной в честь рождения первого русского царя Ивана Грозного, в день отречения от престола последнего русского императора Николая II в 1917 году была найдена Державная икона Божией Матери.

С Христом-Младенцем на коленях Богородица восседает на царском троне, на голове у Нее царская корона, а в руках символы царской власти — скипетр и держава. Это означало, что в России больше не стало людей, достойных править, и отныне она сама будет защищать Россию. Эта находка символизировала начало очень сложной эпохи в истории Русской Православной церкви (РПЦ), которая раскололась, и долгие 70 лет святыня хранила наш «Русский дом», до тех времен, пока две части одного целого не объединились.

Уже в наши дни Державная долго путешествовала по Русскому Зарубежью. В Европе, Северной и Южной Америке, Австралии к ней приложились тысячи русских, покинувших родину в разное время. Одарив всех своим материнским благословением, она вернулась в родное Коломенское на Государев двор, в летний Кремль.

То, что Коломенское — место совершенно особенное, начинаешь понимать при виде уникальных памятников при-

Чудотворная икона Божией Матери «Державная»

роды, которых, к сожалению, не так много сохранилось в Москве. К ним, несомненно, относится Дубовая роща, располагающаяся на Государевом дворе вблизи Сытного двора. Это небольшой участок парка с сохранившимися старыми дубами (около 400—600 лет), липами и вязами (около 200 лет), а на окраине Вознесенского сада растут три крупных дуба в возрасте около 500 лет.

Вот он, 600-летний дуб — свидетель многих исторических событий, помнящий не только всех русских царей, но и великих князей Московских. По старой народной традиции здесь все обычно замолкают, сосредотачиваются и загадывают желание...

Священные деревья у древних славян относились к разряду культовых мест. Самыми почитаемыми были березы и дубы. С березой был связан целый цикл весенних обрядов и хороводных песен. Береза посвящалась берегиням — духам добра

Старые дубы в Коломенском

Мистика места

85

МИСТИКА МЕСТА

и плодородия. Культ дуба существенно отличался.

Дуб — дерево Зевса и Перуна, крепчайшее и наиболее долговечное дерево наших широт, — прочно вошло в систему славянских языческих обрядов. У древних славян дуб считался священным деревом, которое опекает сам громовержец Перун. Без разрешения волхвов никто не имел права срубить дерево.

Дуб — подарок богов людям.

И у древних на голове Зевса — венок из дубовых листьев — знак силы, твердости, мужества.

Дуб и сегодня остается символом мужества и стойкости. У русских людей издавна к дубу нежная любовь. Как и в песне, не только «...рябина желает к дубу перебраться!», но и все живое тянется к нему. Дуб — самый мощный «донор» из деревьев, заряжающий человека положительной энергией. Достаточно на 2—3 минуты приложить к нему ладони, как почувствуется прилив бодрости и энергии. Вовлекаемые в языческий ритуал деревья щедро украшались лентами и вышитыми полотенцами-убрусами.

Ритуальные деревья в последние годы стали очень популярны как самостоятельные объекты экскурсионного показа, информация о них передается из «уст в уста»,

многие приходят в заповедники и парки исключительно ради них. Это, конечно, требует формирования особых подходов и приемов показа, в том числе разработки системы обозначения этих объектов на интерактивных туристских картах и порталах.

На территории Коломенского совсем недавно появился еще один интересный объект — дворец царя Алексея Михайловича Романова, в котором 26 теремов, 270 комнат и 3000 окон. Современники называли дворец «восьмым чудом света», его восстановили только в 2010 году, правда, многие считали, что не следует восстанавливать утраченные памятники истории. Между тем, нельзя не осознавать, что дворец в XVII веке увенчал «русскую идею» Коломенского и остался апофеозом гражданского деревянного зодчества средневековой Москвы.

Сегодня Коломенское стало своеобразным архитектурным феноменом, что сделало его самым знаковым «царским селом» Москвы среди других существующих дворцовых угодий. Так, например, если в Измайлово проходили сельскохозяйственные эксперименты, а в Лефортово создавалась русская Европа, то допетровское Коломенское имело сугубо национальный архитектурный профиль: в нем появлялись самобытные архитектурные новшества и достижения средневековой Руси.

Именно поэтому Коломенское так дорого нам — современным россиянам.

Вместе с тем, Коломенское считается одним из самых загадочных мест в Москве. На его территории располагаются уникальные геобиоценотические объекты или природные комплексы, представляющие собой естественные участ-

Дворец царя Алексея Михайловича Романова [2]

Мистические природные объекты, имеющие заповедный статус [4]

86

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Коломенское: летний Кремль

ки территории с богатым растительным покровом и естественным рисунком природного ландшафта, что поверьте, само по себе — огромная ценность для перенаселенного столичного мегаполиса. Речь идет о Дьяковском и Голосовом (Дворцовом) оврагах, расположенных на территории Коломенского.

Особенно знаменит Голосов овраг, представляющий собой довольно сложный комплексный природный объект, включающий пологие склоны, пруды с системой гидротехнических сооружений, а также три самостоятельных памятника природы — группа родников «Кадочка», валун «Девий камень» и валун «Камень-гусь».

Происхождение названия «Голосов овраг» знатоки объясняют по-разному. Романтики связывают его с «голосами природы». Действительно, летом здесь всегда поют птицы, стрекочут кузнечики и шумит вода в ручье. Однако более убедительной кажется другая версия — мифологическая. Историки полагают, что изначально овраг назывался «Волосов» — по имени Волоса или Велеса, языческого бога — властителя подземного мира и покровителя домашних животных. Так могли назвать этот овраг древние финно-угорские племена, жившие на берегах Москвы-реки задолго до прихода сюда славян. Косвенно подтверждают эту версию современные исследования геологов. Москва, как известно, стоит на так называемой Русской платформе, очень прочном геологическом образовании. Однако у каждой платформы есть свои разломы. Один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Здесь также были обнаружены следы древней вулканической деятельности. Так что эти места с полным основанием можно считать «воротами в подземное царство».

Пожалуй, самой необычной достопримечательностью Коломенского являются два огромных камня в глубине оврага весом до нескольких тонн каждый. Причем основная масса этих валунов находятся в земле. На поверхность выходят небольшие вершины. Один из камней лежит на дне оврага, другой — на его высоком

склоне. История этих каменных исполинов уходит в глубь веков. Им поклонялись еще языческие племена, жившие здесь около полутора тысячелетий назад. Именно тогда камни получили свои имена. Нижний называют «Камень-гусь». Считается, что он покровительствовал мужчинам, даруя воинам силу и удачу в бою. Верхний — «Девий камень» — по преданию приносил счастье женщинам.

Поверхность камней необычна и напоминает гигантские пузыри, испещренные многочисленными письменами. Считается, что камни не утратили своих волшебных свойств по сей день. Достаточно прийти сюда, прикоснуться рукой к их волнистой поверхности и загадать желание.

«Камень-гусь» в Коломенском [5]

С давних времен овраг был окутан покровом тайн. Так, в летописях XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их окружили стрельцы, охранявшие ворота, и немедленно взяли в плен. Всадники рассказали, что они — воины хана Девлет-Ги-рея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет.

Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зелено-

Мистика места

87

МИСТИКА МЕСТА

ватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.

«Девий камень» в Коломенском [6]

Мистические истории продолжались и далее. Так, в XIX веке в документах Полицейского управления Московской губернии отмечались многочисленные случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Одно из таких происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян,

Литература

1. Джанджугазова Е.А. Живая карта России. М.: Кнорус, 2011.

2. Сыревич М. Кремлевские тайны. http:// www.pravoslavie.ru/jumal/47597.htm (дата обращения: 29.09.2011).

3. Лебедева Е. «Царю велику достойне строенный» http://www.pravoslavie. ru/jurnal/32895.htm (дата обращения:

15.09.2011).

Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник какой-то «коридор, залитый бледным светом». Мужики вошли в него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили путь.

Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже два десятилетия. Жены и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом их узнали. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из путешественников во времени снова растворился в тумане и назад уже не вернулся.

Однако эти мрачные времена давно прошли, и сегодня Голосов овраг — это место, где с удовольствием гуляют люди, многие из них специально приходят к мистическим камням и видят, как течет обжигающе холодный родник, а из зарослей кустарника по вечерам поднимается сероголубой туман, который возможно до сих пор не утратил свою магическую силу...

Кто знает?

4. http://www.livemaprus.ru/menu / stat ic/ sciencemethods (дата обращения:

20.11.2011).

5. http://fotki.yandex.ru/users /bun-tatjana2010/view/437373 (дата обращения: 10.11.2011).

6. http://p-w-w.ru/index. php? topic=3812.0 (дата обращения: 22.11.2011).

88

№ 4/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.