Научная статья на тему 'Историческая прогулка по любимым уголкам столицы: Алексеевское и его окрестности'

Историческая прогулка по любимым уголкам столицы: Алексеевское и его окрестности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая прогулка по любимым уголкам столицы: Алексеевское и его окрестности»

МИСТИКА МЕСТА

Историческая прогулка по любимым уголкам столицы: Алексеевское и его окрестности

Джанджугазова Е. А.

В последние годы, путешествуя по экзотическим странам, накапливая интересные впечатления и эмоции, мы, к сожалению, стали менее чувствительны к порой неброской красоте родных мест, хранящих память об интереснейших исторических событиях, таинственных происшествиях и любопытных фактах, способных полностью изменить наше привычное представление о них.

Маленькие поселки, большие города, скромные улочки и парадные проспекты — это все не просто среда, которая нас окружает, — это культурно-исторический ландшафт, сотнями лет формирующийся жизнью многих поколений людей.

Историю освоения того или иного места интересно проследить по переменам, произошедшим в природном и культурном ландшафте, где каждый культурно-исторический слой несет свою информацию, свой образ, свою легенду.

Давайте попробуем прикоснуться к истокам наших любимых уголков, чтобы еще лучше понимать и любить их!

Сегодня мы совершим прогулку по одному из самых старинных мест Москвы — селу Алексеевскому и его окрестностям.

Алексеевское

Современному вечно спешащему москвичу или бродящему по просторам ВДНХ гостю столицы трудно представить, что территория между станциями метро Алексеевская и ВДНХ когда-то была двор-

цовым селом с красивым путевым дворцом и обширным дворцовым хозяйством.

Сегодня, глядя на оживленный проспект Мира, гигантскую «подкову» гостиницы «Космос», монументальный «скульптурный дуэт» творения В. Мухиной «Рабочий и колхозница», кажется, что архитектурный облик этого места сложился в стремительных 1960-70-х гг., ознаменованных покорением человеком бескрайних космических пространств. Однако это совсем не так, потому что культурно-исторический ландшафт нашей древней столицы намного сложнее и соединяет в себе культурные слои разных эпох. Конечно, непривычному глазу это не сразу заметно, но жанр исторических прогулок по любимым местам столицы откроет любопытному читателю интересные факты и порой даже таинственные истории...

У большой Ярославской дороги из Москвы в Троице-Сергиеву лавру уютно расположилось село Алексеевское. Даже сегодня, после многих лет и бесчисленных изменений, в рельефе местности прослеживаются следы русла Копытовки, скрытой ныне глубоко под землю. Русло Ко-пытовки наиболее явно просматривается справа от храма, где пешеходная дорожка, огибая Церковную горку, подходит к входу в станции метро ВДНХ.

Когда-то Алексеевское считалось большим селом. Его земли тянулись от Крестовских башен до южной части моста через

90 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Историческая прогулка по любимым уголкам столицы: Алексеевское и его окрестности

Русло реки Копытовка, современный вид

Яузу. В давние времена Алексеевское окружал густой лес. Позже уцелевшая его часть получила название «Лосиный остров». Через вековой бор здесь тихой струйкой протекала речка Яуза, начинавшаяся в болотах у самых Мытищ. Через село Алексеевское в древности пролегала Большая Троицкая дорога, позже получившая название Ярославской, так что название одной из оживленнейших московских трасс тоже неслучайно. Первоначально село Алексеевское называлось «Копытовкой» по имени протекающей речки, и было оно тогда не селом, а скорее маленьким сельцом, даже не имеющим своей церкви. В этой связи интересны сведения об этой местности, взятые из записей исследователей московской старины братьев Холмогоровых:

В начале XVII века оно имело название «сельцо «Копытово» на речке Ретонке (или как ее называли Коротонке), и находилось оно в Васильевском стане Московского уезда. Впоследствии названия Ретонка и Коротонка были утеряны, и речку стали называть Копытовкой, а с ней и сельцо стало Копытовкой. Речка Копытовка брала начало в Бутырках и впадала в Яузу близ Сокольников.

Первым хозяином Копытовки, согласно писцовой книги от 1623 года, был

думный дьяк при царе Иване Грозном — Путило Михайлов. При царе Михаиле Федоровиче за особые заслуги по изгнанию с нашей земли польско-шляхетских интервентов Копытовка вместе с другими землями перешла во владение князю Трубецкому. После его смерти Анна Трубецкая — жена князя — выстроила в Ко-пытовке каменную церковь «во имя Алексея — божьего человека», вероятно желая угодить царю Алексею Михайловичу Романову. В 1647 г. село стало называться Алексеевским, сохранив свое название на долгие годы (сегодня это название носит станция метро, находящаяся между станциями «Рижская» и «ВДНХ»). В 1824 г. церковь была разобрана из-за ветхости, стоящий сегодня в Алексеевском храм был возведен в 1682 году. Сегодня он является историческим памятником и одним из ценнейших объектов культурного наследия столицы. Примечательно, что село Алексеевское становится «царским местом», так как после смерти хозяина этих земель князя Трубецкого Алек-сеевское было причислено к дворцовому ведомству, то есть «царь взял село на себя» (или как сейчас бы сказали — переподчи-нили объект Управлению делами Президента РФ), и неслучайно.

Дело в том, что Алексеевское лежало на пути в Троице-Сергиев монастырь, куда царь езжал на богомолье, и любивший удобства государь повелел построить в Алексеевском в 1637 году путевой дворец, чтобы комфортно отдыхать по пути из Кремля в Троице-Сергиеву Лавру.

Здесь следует напомнить нашим молодым читателям, что путь этот в начале XVII века был не близкий, царскому поезду, нагруженному разнообразной покла-

Мистика места

91

МИСТИКА МЕСТА

жей, приходилось до 6 часов ехать по узким петляющим улочкам Москвы, чтобы выехать на большую Троицкую дорогу. Сегодня, когда этот путь преодолевается всего за 15—20 минут, это кажется неправдоподобным, но в те далекие времена люди совершенно иначе воспринимали пространство и время...

Вообще царские выезды обставлялись очень пышно и торжественно. Вот что о них пишет знаменитый русский историк С.М. Соловьев:

«Государь ехал ночевать, следовательно, шествие открывал постельный возок, при котором ехал постельничий и стряпчий с ключом, с ними 300 жильцов, по три в ряд, в цветном платье, на лошадях во всякой ратной сбруе. За жильцами 300 конных стрельцов по 5 в ряд; за стрельцами 500 рейтар, за ними 12 стрелков с долгими пищалями. За стрельцами Конюшенного приказа дьяк. Потом государевы седла, жеребцы, аргамаки, кони и иноходцы, 40лошадей под седлами, наряд на них большой, цепи гремячие и повод-ные, кутазы и нуазы, седла покрыты по-кровцами цветными и ковриками золотны-ми. Перед государем у кареты боярин, подле кареты по правую сторону окольничий. Сам царь в английской карете шестернею, возни-ки (лошади) с немецкими перьями, на возницах кафтаны бархатные и шапки бархатные с соболем и перьями. С царем в карете шестеро бояр. Царевич ехал в избушке шестернею, с ним сидели дядька и его окольничий; за ними бояре, окольничие, стольники и ближние люди, около избушки — стрельцы. За царевичем ехала царица в каптане в 12 лошадей, с нею мамы и боярыни; за царицей царевны большие и меньшие, также в кап-танах, окруженных стрельцами; за царевнами боярыни верховые, казначеи, карлицы, постельницы, всего каптан 50.

Главною целью таких выездов была любимая потеха царя Алексея Михайловича — охота, ходил на поля тешиться птицами, любил ходить и на медведя».

Если закрыть глаза и напрячь воображение, то можно мысленно представить себе, как эта пестрая процессия, выезжая из ворот путевого дворца (находившегося примерно на месте погоста Тихвинского храма), вливается в оживленную магистраль проспекта Мира и следует по Ярославскому шоссе к МКАД. К счастью это только иллюзии, но если бы им дано было осуществиться, вечно стоящая в пробках «Ярославка» остановилась, наверное, на несколько суток и не столько от дорожной помехи, сколько от удивления автомобилистов и пешеходов.

Следует отметить, что значительным событием для села Алексеевского становится строительство храма Тихвинской Божией Матери.

Тихвинский храм

Храм Тихвинской Божьей Матери и поныне стоит на улице Церковная Горка, в нем пять приделов: во имя Преподобного Алексея, Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Николая, Великомученика Трифона и в честь Христова Воскресения.

Это типичный образец московского барокко, украшенный изящным пятиглави-ем, пирамидой кокошников и белокаменной декоративной резьбой. Удлиненные окна с наличниками из фигурного кирпича придают храму легкость и воздушность. Все это говорит о высоком художественном вкусе и мастерстве наших предков.

Главной Святыней храма является икона — Тихвинский образ Пресвятой Богородицы. Тихвинская икона Божией матери почитается как покровительница Москвы, защитница и помощница всех москвичей, к ней издавна приходят москвичи из разных районов, чтобы попросить защиты и покровительства.

В интерьере храма сохранилась роспись XVIII—XIX веков, а также колокольня и ограда, возведенные в XIX веке. Листы Приказа тайных дел, ведавшего царским хозяйством, достаточно подробно пове-

92 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Историческая прогулка по любимым уголкам столицы: Алексеевское и его окрестности

Храм Тихвинской Божьей Матери в Алексеевском. Современный вид

ствуют нам о материалах и технологии строительства храма. Согласно сохранившимся сведениям, в 1676 г. было завезено «90 ка-мений полусаженных, 390 камений аршинных, 160 камней четвертных, 895 штук кирпича, 400 возов песку, 899 бочек извести. Напротив стройки было 4 амбара, «а в них 500 лубов для крыши, 8 наковален..., 60 пуд связных скоб, 377 засовов весом в 340 пуд.»

В Тихвинском храме до сих пор сохранилось «царское место», сохранились и моленные комнаты царской семьи, летняя и зимняя, отапливаемая изразцовой печью — справа царя, слева царицы. В нем, как и в прежней Алексеевской церкви, обязательно останавливались на богослужения по дороге в Лавру — путевым был не только дворец, но и храм.

Сегодня Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (Троицкое благочиние Москвы), пожалуй, самый известный из сохранившихся исторических памятников ушедшей эпохи. Он стоит на красивой возвышенности, названной старомосковским именем — «Церковная горка». В начале XIX столетия храм сильно обветшал. Затем он был осквернен наполеоновскими солдатами, хозяйничавшими в Москве. Сама церковь была превращена ими в продовольственный склад, а трапезная — в конюшню. После освобождения Москвы император Александр I выдал из казны 18 тысяч рублей на ремонт Тихвинской церкви, но только в 1836 году ее стены были покрыты росписью, автором которых стал Джованни Батиста Скотти — известный художник итальянского происхождения, создавший уникальные интерьеры Таврического дворца, Елагина дворца, Зимнего дворца, Михайловского замка и др. В то же время в Тихвинском храме была устроена особо чтимая Христианская святыня — точная копия пещеры Гроба Господня. Следует подчеркнуть, что Тихвинский храм в Алексеевском никогда не закрывался, даже в самые трудные богоборческие вре-

Тихвинская икона Образ Божией Матери

Божией Матери [4] «Прибавления ума» [4]

Мистика места

93

МИСТИКА МЕСТА

мена храм «жил». В нем регулярно совершалась божественная литургия.

В ноябре 1917 года, в страшные для Москвы дни разрушительных революционных боев, в Тихвинском храме был освящен придел во имя святого Трифона, а в 1922 году в подклети храма была устроена Воскресенская церковь, точнее — придел в память о Воскресенской церкви соседнего села Ростокино, не уцелевшей в революционной смуте.

После Великой Отечественной войны чудотворная Тихвинская икона как главная святыня храма была с почетом помещена в иконостас справа от образа Спасителя. Раз в году, в престольный праздник, ее извлекают для торжественного богослужения и по обычаю благоговейно обносят с крестным ходом вокруг храма. По легенде именно отсюда, из Тихвинской церкви села Алексеева, накануне битвы за Москву Сталин приказал взять чудотворную икону и облететь с ней столицу на самолете. В других преданиях об этом упоминаются еще и город Тихвин, и даже Ленинград.

В московском Тихвинском храме есть еще одна чтимая икона Пресвятой Богородицы, к которой многие века обращаются за помощью люди — это Образ Божией Матери «Прибавление ума».

История этой иконы удивительна. По преданию, ее написал в трудном для Русской Православной Церкви XVII столетии один иконописец, который во время церковного раскола никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и определить, какие же богослужебные книги истинны — старые или новые. Он так долго мучился в своем выборе, что потерял рассудок и стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. Во сне он получил ответ на свою молитву — обещание исцелить его, если он даст обет написать икону Царицы Небесной в том образе, в котором Она ему явится. Иконописец исполнил свой обет и изобразил уви-

денное в образе Божией Матери «Прибавление ума».

Довольно символично, что икона находится в храме, расположенном практически в центре сложившегося в середине ХХ века студенческого городка, объединяющего улицы Кибальчича, Космонавтов, Ярославскую, которые сегодня составляют центр стародавнего села Алексеевского.

Путевой дворец

Сегодня, к сожалению, мы не можем увидеть путевой дворец в Алексеев-ском, он не уцелел. Всю свою историю Алексеевский путевой дворец так и оставался деревянным, и в начале XIX века он был разобран за ветхостью. Сам знаменитый историк и писатель Николай Михайлович Карамзин, лично осмотревший дворец, свидетельствовал о его опасности для жизни — в любую минуту стены могли просто обрушиться на вошедшего человека. Все, что осталось от путевого дворца, сожгли французские солдаты в 1812 году. Больше он не восстанавливался — в отличие от Тихвинского храма. Правда, в современной истории Москвы есть позитивный пример — восстановление деревянного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском, но это скорее исключение из «правил» современного московского градостроительства.

Путевой дворец (государев двор) тесно примыкал к храму и имел комнаты для царя и царицы, царевичей и царевен. Кроме того, на государевом дворе стояли две избушки для бояр, приезжающих с царем, изба для подьячих Приказа тайных дел, приезжающих для контроля за ведением царского хозяйства (в сегодняшних условиях — это чиновники из Управления делами Президента и аудиторы из Счетной палаты РФ).

К сожалению, даже сведений об Алек-сеевском путевом дворце почти не сохранилось. Известно, что в передней горнице (комнате царя) стояла голландская печь на ножках, на изразцах которой были изо-

94 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Историческая прогулка по любимым уголкам столицы: Алексеевское и его окрестности

бражены разные «девизы», или, говоря современным языком, слоганы, например: «Купидон обуздывает льва»; подсолнух, а под ним надпись: «Кое место солнца, а я за ним»; сова с надписью: «Вижу и во тьме-тьмущей». Стены дворца были обиты беленым холстом, а двери, окованные скобами, обиты красным сукном.

В 1812 г. дворец был снесен, явных следов от него не осталось, но живое творческое воображение поможет создать его причудливый образ по сохранившейся галерее в трапезной Тихвинского храма, к которому примыкал путевой дворец.

По истечению времени дворцовое владение перешло к наследникам царя Алексея Михайловича. Здесь, в Путевом дворце, юный Петр I, вернувшись из Лавры, где спасался от летнего восстания 1689 года, встречал мятежных стрельцов. Они пришли к нему, тогда еще в один из самых отдаленных подмосковных дворцов, чтобы повиниться, и в знак раскаяния сами принесли ему плахи с топорами, но все получили помилование.

По этому удивительному месту каждый день ходят многие сотни людей, поднимаясь от станции метро «ВДНХ» по Церковной горке, оставляя левее церковное кладбище и бетонные «соты» старых гара-

жей, двигаясь к нарядному бульвару, украшенному пестрыми цветниками.

Дворцовое село

Дворцовое хозяйство требовало больших запасов продуктов, именно для этого в Алексеевском были построены специальные хранилища, или дворы: Кормовой, Хлебный, Сытный, в котором находилось три ледника и амбар с оловянной и стеклянной посудой. На конюшенном дворе в амбаре хранилось (в 1676 г.) до 300 ведер вина, пива и меда. На Скотном дворе стояло 75 коров и быков. В амбарах хранилось 480 пудов мяса впрок. Для извоза было приспособлено 100 лошадей. Некоторые хозяйственные дворы стояли на берегу Яузы: птичий двор, овчарня, винокурня. Было также хорошее рыбное хозяйство. На «государев обиход» разводили рыбу в 9 прудах (голавлей, щук, лещей, язей).

На Троицкой дороге, ближе к селу Ростокино (ныне участок проспекта Мира), располагался постоялый двор, а также избы мастеровых людей, строивших Тихвинский храм. Примерно там, где располагается сегодня станция метро «ВДНХ», находился Воловий двор, в нем содержались волы, использовавшиеся как тягловая сила. Этот факт достаточно символичен, так как это место и поныне остается транспортной артерией столицы.

В начале XVIII века село Алексеевское принадлежало князю Александру Даниловичу Меньшикову. Об этом времени интересно пишет голландский путешественник Корнелий де Бруин в своем «Путешествии в Московию»: «...Пока мы занимались рассматриванием сказанных пушек, приготовили уже все необходимое для поездки в имение князя Александра, называемое Алексеевским, находящимся в 12 верстах от Москвы.

Это прекрасное местечко, где устроены были удивительные садки,

Место, где по преданию находился путевой дворец в Алексеевском

Мистика места

95

МИСТИКА МЕСТА

Место, где располагался Воловий двор

наполненные отборной рыбой. Но лучше всего мне показались огромные конюшни. В конюшнях этих было более пятидесяти лошадей превосходной красоты».

В XVIII веке в селе Алексеевском, кроме маленького заводика по изготовлению олифы, больше никакого промышленного производства не было. В XIX веке заработок крестьянам давали недра, в Алексеев-ском добывали хороший песок и выгодно продавали на московские стройки. Кроме того, алексеевские предприниматели выращивали лошадей для конного извоза, так как конка в те времена была единственным городским транспортом. В начале ХХ века Алексеевское стало сильно меняться, появилась земская школа, больница, водокачка (сейчас это завод «Водоприбор»), военный (Трубочный) завод Мехельсона в За-крестовье, шелкокрутильная фабрика «Крузон» и др.

В 1930-х гг. на территории Алексеевского был создан студенческий городок, в общежитиях которого жили около 40 тыс. человек. В настоящее время Алексеевский район продолжает сохранять ведущее место в СВАО по числу учебных заведений (их более 3-х десятков).

Путешествуя по землям старого дворцового села Алек-сеевского, нельзя не упомянуть о его окрестностях, их история покажется нашим читателям неожиданной, но не менее от этого интересной.

Татьянин лес

Ну, какой здравомыслящий человек мог бы сегодня предположить, что местность недалеко от Ростокино (сегодня это улицы Докукина и Сельскохозяйственная и место, где возводится жилой комплекс «Триколор») носила название «Татьянин лес» в память о разбойнице Татьяне Ростокинской. Эти окрестности издавна славились грабежами, в них свирепствовала богатырь-девка Танька-разбойница со своей шайкой, а приютом для них были окрестные леса!

Ростокино

Одним из самых интересных мест, вплотную прилегающих к Алексеевско-му, по праву считается Ростокино. Первое упоминание о нем относится к 1447 году, когда боярин Михаил Борисович Плещеев передает Ростокино Троице-Сергиевскому монастырю как вклад на помилование родителей и жены. Название Ростокино воз-

Там, где шумел «Татьянин лес». Современный вид

96 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Историческая прогулка по любимым уголкам столицы: Алексеевское и его окрестности

Мост через Яузу в Ростокино. Современный вид

никло из-за того, что рядом находилось ростока — место, где русло Яузы делилось на 2 рукава. Ростокино принадлежало Лавре, однако затем перешло в собственность Удельного ведомства.

В 1555 году в Ростокино жители столицы встречали войска Ивана Грозного.

В то время в Ростокино была даже своя Поклонная гора — одна из трех Поклонных гор на территории современной Москвы (2 других находились на Калужском и Кунцевском шоссе).

В 1586 году Ростокино было селом, на холме стояла церковь Воскресения Слывущего, разобранная в 1794 году. Вместо храма была выстроена часовня. В начале ХХ века на месте, где прежде стоял храм, мы находим лишь маленькую деревянную часовню, окруженную могильными плитами. В 1930-е гг. часовня была снесена. Сейчас это место, где стоит дом № 14 по ул. Докукина.

Ростокинский акведук

Главной достопримечательностью Ростокино был всегда и остается поныне Миллионный Акведук, построенный в 1779—1785 гг. для обеспечения Москвы водой из Мытищ. Екатерина II дала указание об изыскании достаточно богатых источников для питья воды. В указе говорилось: «Москва доброй воды для употребления не имеет, москворецкая вода мутна и нечиста». В один из приездов в Москву Екатери-

на II, совершая паломничество в Лавру и сделав остановку в Мытищах, обратила внимание на хорошую ключевую воду этих мест и повелела подвести ее к Москве. Особым вкусом обладала вода Громового ключа, возникшего от удара молнии.

В Мытищах даже была сооружена часовня в память об этом событии, на стене которой были начертаны стихи поэта Н.М. Языкова:

Отобедав сытной пищей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Град Москва, водою нищий, Знойной жаждою томим,

Боги сжалились над ним:

Над долиной, где Мытищи, Смеркла неба синева.

Вдруг удар громовой тучи Грянул в дол, — и ключ кипучий Покатился...

Пей Москва!

В 1785 году Екатерина II назвала Ростокинский акведук лучшей постройкой в Москве, сказав: «Он с виду легок как перо... и весьма прочен.». Вода из Мытищ пошла по наклонной к городу каменной галерее протяженностью 22 версты 225 сажен (около 17 км).

Ростокинский акведук — это высокий, белокаменный, арочно-ажурный мост, напоминающий своих римских предшественников, состоящий из 21-й арки, длиною в 356 метров, с водоканалом шириной 0,9 метров и высотой 1,2 метра.

Ростокинский акведук — один из трех на пути мытищинской воды в Москву, но наиболее известный из них. Дно канала для воды с целью ее лучшего сохранения было выстлано свинцовыми листами. Вода шла до Трубной площади, где был устроен открытый бассейн. Работы по строительству водопровода длились 25 лет и обошлись казне в 4 миллиона 183 тысяч рублей — это гигантская по тому времени сумма. Возможно, поэтому акведук на Яузе и получил название «Миллионного».

Мистика места

97

МИСТИКА МЕСТА

Ростокинский акведук

Однако затраты с лихвой оправдались не только чистой и вкусной водой подмосковных Мытищ, но и огромной благодарностью потомков, имеющих настоящее счастье созерцать удивительное по красоте и изяществу инженерное гидрологическое сооружение, имеющее для москвичей значение ничуть не меньшее, чем Эйфелева башня для парижан.

В честь Ростокинского акведука Миллионной назвали улицу в соседнем селе Богородском. Правда, история названия довольно быстро забылась, и жители этой пыльной улицы, населенной в те времена городской беднотой, удивлялись, откуда взялось такое название в таком убогом месте?

Вот, дорогие друзья, мы и совершили нашу короткую историческую прогулку по селу Алексеевскому и его ближайшим окрестностям!

Очень надеюсь, что у всех желающих,

прежде всего, у студентов и абитуриентов Института туризма и гостеприимства, расположенного в самом центре старого Алексеевского (ул. Кибальчича, дом 6, кор. 2), появится желание не спеша прогуляться по этим интересным местам, для того чтобы почувствовать удивительную мистику этого замечательного места...

Литература

1. Бабушкин А. В. Исторические прогулки по Отрадному, Медведково, Марфино, Бутырскому хутору и их окрестностям // Электронный ресурс. www.zagr.org (дата обращения: 22.07.2012).

2. Драхлер А. Б., Михайлова О. И., Фадеева Л. И. Северо-Восток родной столицы. Пособие по курсу «Москвоведение». М.: Брадес, 1996.

3. Де Бруин К. Путешествие в Московию // Россия в XVIII веке глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1989.

4. Лебедева Е. Московская церковь Тихвинской Божией Матери в селе Алексеевском // Электронный ресурс. www.pravoslavie. ru/ jurnal/ (дата обращения 22.07.2012).

5. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.: Наука, 1982.

98 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.